ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ........................ ............ ............ ........................ .......................... ^5
1.1. Исследования проблемы обогащения словаря детей 5
1.2. Речь и особенности её развития у детей дошкольного возраста ............ ............ ............ ............ ............ ............ ......................... 1 ^0
1.3. Особенности формирования словаря детей 15
1.4. Обогащение словаря посредством развивающих игр 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ
СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ............ ............ ............ ............ ............ ............ ............ ............ 31
2.1. Выявление уровня сформированности словаря детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2. Использование развивающих игр в обогащении словаря
дошкольников 40
2.3. Анализ уровня сформированности словаря детей и сравнение
результатов 43
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Начиная с 2016 года, вступил в силу ФГОС дошкольного образования, где одной из основных задач является речевое развитие детей-дошкольников [30]. Полноценной реализацией этой задачи является сформированность к концу дошкольного возраста способности универсального общения малыша с любыми людьми, его окружающими. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен без затруднений разговаривать с разными по полу, возрасту, социальному положению представителями общества [35].
Результаты мониторингов говорят о том, в последнее время увеличилось число детей, которые имеют существенные нарушения в способности правильно говорить. Очень важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о её чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, которые считаются отклонениями от общепринятых норм и правил русского языка [35].
Именно поэтому, по нашему мнению, обогащение словаря дошкольников посредством развивающих игр является достаточно актуальной темой.
Проблемой обогащения словаря детей занимались и занимаются многие учёные, педагоги, психологи. Например, А. Коменский [34], Д.Б. Эльконин [47], Е.И. Тихеева [38], Ф.А. Сохин [36], М.М. Алексеева [1] и другие.
М.М. Алексеева в своих работах пишет, что развитие словаря - это продолжительный по времени процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закреплённых значений и формирования умения использовать слова в определённых условиях общения [1]. По словам Я.А. Коменского, до трёхлетнего возраста главное внимание нужно уделять правильному произношению, с четырёх до шести лет уделять внимание основе восприятия вещей, то есть обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит [34]. Ф. Фребель писал, что словом следует обозначать не только сам предмет, но его свойства и качества. По мнению немецкого учёного, развитие речи имеет тесную связь с наблюдениями и играми [2].
Можно говорить о том, что данная проблематика, обогащение словаря детей-дошкольников, довольно широко представлена в научной литературе.
Цель данной выпускной квалификационной работы: теоретически изучить и практически обосновать обогащение словаря детей в старшем дошкольном возрасте через развивающие игры.
Задачи: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 2) рассмотреть особенности обогащения словаря дошкольников, в том числе обогащения словаря через развивающие игры; 3) провести исследование для выявления уровня сформированности словаря у старших дошкольников и провести развивающие игры для повышения этого уровня.
Объект исследования: процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развивающие игры как средство обогащения словаря детей.
Гипотеза: развивающие игры способствуют повышению уровня
овладения словарём.
Используемые в работе методы: 1) теоретический (анализ литературы по проблеме исследования); 2) эксперимент; 3) количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут активно использоваться воспитателями в детском саду при работе с детьми.
База исследования: МБДОУ №33 «Аленький цветочек», старшие группы №4 и №5.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложения. В первой главе - теоретические основы по проблеме обогащения словаря детей посредством развивающих игр, во второй главе - выявление уровня сформированности словаря с помощью методики, подбор и проведение развивающих игр для повышения уровня овладения словарём. Список литературы включает 54 источника. В работе представлены таблицы и диаграммы.
Основной задачей речевого развития детей-дошкольников является овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [44].
В старшем дошкольном возрасте, когда уже совсем скоро детям идти в первый класс, очень важно, чтобы развитие речи, а в частности развитие связности речи, было на высоком уровне. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, да и по ФГОС игровая деятельность должна проходить «красной нитью» через всю образовательную деятельность.
Поэтому тему нашей ВКР «Развивающие игры как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста» мы считаем достаточно актуальной для настоящего времени.
Перед нами была поставлена цель - теоретически изучить и практически обосновать обогащение словаря детей в старшем дошкольном возрасте через развивающие игры.
Для достижения этой цели:
1) была изучена психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) были рассмотрены особенности обогащения словаря дошкольников, в том числе обогащения словаря через развивающие игры;
3) было проведено исследование для выявления уровня сформированности словаря у старших дошкольников и проведены развивающие игры для повышения этого уровня.
Объектом исследования являлся процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования были развивающие игры как средство обогащения словаря детей.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы по проблеме обогащения словаря детей посредством развивающих игр. Выявили, что особенность словаря детей во многом определяется особенностью развития мышления.
Введение в речь ребёнка слов требует больших педагогических условий. Словарный запас дошкольника должен постоянно пополняться. Богатый сформированный словарь детей можно считать признаком высокого уровня развития речи. Дети, которые не владеют необходимым лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя нужных слов для выражения собственных мыслей. Развивающие игры представляют собой средство формирования словаря детей-дошкольников.
Для реализации нашей цели мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками старшего дошкольного возраста, контрольной и экспериментальной группами, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
На первом этапе была проведена методика Е.А. Стребелевой «Выявление уровня овладения словарём». Методика состояла из трёх заданий, каждое из которых оценивалось максимум в 3 балла. После суммирования баллов выявлялся уровень сформированности словаря детей. Для большей наглядности результаты этой методики представлены в таблицах и диаграммах. По результатам данного этапа у нас получилось, что у детей старшего дошкольного возраста в обеих группах, экспериментальной и контрольной, преобладает средний уровень сформированности словаря - 12 детей (60%) в экспериментальной группе и 10 детей (50%) в контрольной.
На формирующем эксперименте мы провели ряд развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста, способствующих развитию речи, в частности обогащению словаря. К концу данного этапа у многих детей были заметны положительные сдвиги в обогащении словаря.
На контрольном этапе также была проведена методика Е.А. Стребелевой с двумя группами. После обработки результатов стал виден положительный сдвиг в овладении словарём у экспериментальной группы: количество детей с высоким уровнем стало равняться 14 (вместо 4-х на первом этапе). А количество детей с высоким уровнем в контрольной группе равно 1-му. Исходя из этого, можно говорить о том, что наша гипотеза - развивающие игры способствуют повышению уровня овладения словарём - оказалась верна.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме обогащения словаря детей посредством развивающих игр, рассмотрев особенности обогащения словаря, составленный нами комплекс развивающих игр по данной проблематике подтвердил эффективность выдвинутой гипотезы.
Развивающие игры могут стать эффективным методом обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения этих игр в каждой возрастной группе определяется содержанием словарной работы и особенностями овладения ребенком различных лексических единиц.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева. - М., 2006.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия,
2006. - 400 с.
4. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №5. - С. 51-61.
5. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. науч. статей / под ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - С. 4-16.
6. Бавыкина, Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Бавыкина. - Комсомольск-на Амуре, 2003.
7. Барто, А. Большая книга стихов [Текст] / А. Барто. - Воронеж: Азбука-Аттикус, 2011. - 208 с.
8. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М., 1994. - 58 с.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М., 1991. - 204 с.
10. Василакий, И. Говорим и читаем без ошибок. Тесты, тренажёры, игры, весёлые задания [Текст] / И. Василакий. - СПб.: Питер, 2014. - 82 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1996. - 415 с.
12. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1996.
13. Гаврина, С. Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки [Текст] / С. Гаврина, Н. Кутявина. - М.: АСТ, 2015. - 357 с.
14. Гаврина, С. Большая книга развития речи для детей 3-6 лет. Говорим, читаем, пишем [Текст] / С. Гаврина, Н. Кутявина. - М.: АСТ, 2014. - 375 с.
15. Гарифулина, Г. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст [Текст] / Г. Гарифулина. - Волгоград: Учитель, 2014. - 64 с.
16. Гербова, В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности [Текст] / В.В. Гербова // Учёные записки. - 1999.
17. Иваненко, А.П. Словарная работа в детском саду [Текст] / А.П. Иваненко. - Запорожье, 1985.
18. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст] / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. - 86 с.
19. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству [Текст] / О.И. Киселева. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - 84 с.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2005. - 416 с.
21. Козырева, Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет [Текст] / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия, 2002. - 160 с.
22. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова. - М.: Советская Россия, 1983. - 154 с.
23. Кыласова, Л. Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Кыласова. - Волгоград: Учитель,
2015. - 260 с.
24. Лямина, Г.М. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4 - 105 с.
25. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности [Текст] / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 49-55.
26. Малкина, О. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников [Текст] / О. Малкина, Е. Ершова. - М.: АСТ, 2015. - 109 с.
27. Мельников, И.В. Учимся говорить с помощью игры [Текст] / И.В. Мельников. - М., 2012. - 101 с.
28. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.,2001. - 240 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2008. - 268 с.
30. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования: приказ
МинОбрНауки России от 17.10.2013 г. N 1155 [Текст] // Российская газета. -
2013. - № 6241.
31. Ожегов, С. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. Ожегов, Н. Шведова. - Челябинск: ИнфоТех, 2009. - 944 с.
32. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Веракса, Т. Комаровой, М. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015г. - 368 с.
33. Павлова, И.Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст] / И.Ю. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 212-215.
34. Пискунов, А.И. История педагогики [Текст] / А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512 с.
35. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / под ред. М. Верховкиной, А. Атаровой. - М.: КАРО, 2014. - 112 с.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2003. - 223 с.
37. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
38. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
39. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
40. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. - М., 1996. - 63 с.
41. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006.
42. Ушакова, О.С. Влияние словарной работы на связность речи [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 2.
43. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2015. - 272 с.
44. Ушакова, О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова // Образование и общество. - 2012. - № 6.
45. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с.
46. Швайко, Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Т.С. Швайко. - М., 1993. - 55 с.
47. Эльконин, Д.Б Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2002. - 360 с.
Электронные ресурсы:
48. Дидактические игры, задания [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-po-obucheniyu-detei-
usvoeniyu-narechii-didakticheskie-igry-uprazhnenija-i-zadanija.html (дата
обращения 25.11.2015 г.)
49. Дидактические игры, направленные на развитие логического
мышления у дошкольников [Электронный ресурс]. URL:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/15/didakticheskie-igry-napravlennye- na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-u (дата обращения 25.11.2015 г.)
50. Игры для развития лексической стороны речи (формирования
словаря) [Электронный ресурс]. URL:
http://detsad114rzd.ru/publ/blog_uchitelja_logopeda_kirjukhinoj_i_p/logopediches kaja_igroteka/igry_dlja_razvitija_leksicheskoj_storony_rechi_formirovanija_slova rja/103-1-0-580 (дата обращения 25.11.2015 г.)
51. Кольцова М.М. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.koob.ru/koltsov/ (дата обращения 20.11.2015 г.)
52. Обследование речевого развития детей 5-6 лет [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.uzluga.ru/potrd/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0%3A+%D0% 9E%D0%B 1%D 1 %81 %D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B 0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D 1 %80%D0%B5%D 1 %87%D0%B5%D0%B2 %D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8 %D 1 %82%D0%B8%D 1 %8Fd/main.html (дата обращения 20.11.2015 г.)
53. Полисемантический [Электронный ресурс]. URL:
http://poiskslov.com/word/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0 %B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D 1 %82%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 % 81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9/ (дата обращения 19.11.2015 г.)
54. Потебня А.А. [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B1%D 0%BD%D 1 %8F,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D 1 %81 %D0%B0%D 0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1 %81 %D 1 %8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D 1 %87 (дата обращения
19.11.2015 г.)