РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ........................ ............ ............ ........................ .......................... ^5
1.1. Исследования проблемы обогащения словаря детей 5
1.2. Речь и особенности её развития у детей дошкольного возраста ............ ............ ............ ............ ............ ............ ......................... 1 ^0
1.3. Особенности формирования словаря детей 15
1.4. Обогащение словаря посредством развивающих игр 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ
СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ............ ............ ............ ............ ............ ............ ............ ............ 31
2.1. Выявление уровня сформированности словаря детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2. Использование развивающих игр в обогащении словаря
дошкольников 40
2.3. Анализ уровня сформированности словаря детей и сравнение
результатов 43
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ........................ ............ ............ ........................ .......................... ^5
1.1. Исследования проблемы обогащения словаря детей 5
1.2. Речь и особенности её развития у детей дошкольного возраста ............ ............ ............ ............ ............ ............ ......................... 1 ^0
1.3. Особенности формирования словаря детей 15
1.4. Обогащение словаря посредством развивающих игр 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ
СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ............ ............ ............ ............ ............ ............ ............ ............ 31
2.1. Выявление уровня сформированности словаря детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2. Использование развивающих игр в обогащении словаря
дошкольников 40
2.3. Анализ уровня сформированности словаря детей и сравнение
результатов 43
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Начиная с 2016 года, вступил в силу ФГОС дошкольного образования, где одной из основных задач является речевое развитие детей-дошкольников [30]. Полноценной реализацией этой задачи является сформированность к концу дошкольного возраста способности универсального общения малыша с любыми людьми, его окружающими. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен без затруднений разговаривать с разными по полу, возрасту, социальному положению представителями общества [35].
Результаты мониторингов говорят о том, в последнее время увеличилось число детей, которые имеют существенные нарушения в способности правильно говорить. Очень важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о её чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, которые считаются отклонениями от общепринятых норм и правил русского языка [35].
Именно поэтому, по нашему мнению, обогащение словаря дошкольников посредством развивающих игр является достаточно актуальной темой.
Проблемой обогащения словаря детей занимались и занимаются многие учёные, педагоги, психологи. Например, А. Коменский [34], Д.Б. Эльконин [47], Е.И. Тихеева [38], Ф.А. Сохин [36], М.М. Алексеева [1] и другие.
М.М. Алексеева в своих работах пишет, что развитие словаря - это продолжительный по времени процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закреплённых значений и формирования умения использовать слова в определённых условиях общения [1]. По словам Я.А. Коменского, до трёхлетнего возраста главное внимание нужно уделять правильному произношению, с четырёх до шести лет уделять внимание основе восприятия вещей, то есть обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит [34]. Ф. Фребель писал, что словом следует обозначать не только сам предмет, но его свойства и качества. По мнению немецкого учёного, развитие речи имеет тесную связь с наблюдениями и играми [2].
Можно говорить о том, что данная проблематика, обогащение словаря детей-дошкольников, довольно широко представлена в научной литературе.
Цель данной выпускной квалификационной работы: теоретически изучить и практически обосновать обогащение словаря детей в старшем дошкольном возрасте через развивающие игры.
Задачи: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 2) рассмотреть особенности обогащения словаря дошкольников, в том числе обогащения словаря через развивающие игры; 3) провести исследование для выявления уровня сформированности словаря у старших дошкольников и провести развивающие игры для повышения этого уровня.
Объект исследования: процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развивающие игры как средство обогащения словаря детей.
Гипотеза: развивающие игры способствуют повышению уровня
овладения словарём.
Используемые в работе методы: 1) теоретический (анализ литературы по проблеме исследования); 2) эксперимент; 3) количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут активно использоваться воспитателями в детском саду при работе с детьми.
База исследования: МБДОУ №33 «Аленький цветочек», старшие группы №4 и №5.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложения. В первой главе - теоретические основы по проблеме обогащения словаря детей посредством развивающих игр, во второй главе - выявление уровня сформированности словаря с помощью методики, подбор и проведение развивающих игр для повышения уровня овладения словарём. Список литературы включает 54 источника. В работе представлены таблицы и диаграммы.
Результаты мониторингов говорят о том, в последнее время увеличилось число детей, которые имеют существенные нарушения в способности правильно говорить. Очень важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о её чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, которые считаются отклонениями от общепринятых норм и правил русского языка [35].
Именно поэтому, по нашему мнению, обогащение словаря дошкольников посредством развивающих игр является достаточно актуальной темой.
Проблемой обогащения словаря детей занимались и занимаются многие учёные, педагоги, психологи. Например, А. Коменский [34], Д.Б. Эльконин [47], Е.И. Тихеева [38], Ф.А. Сохин [36], М.М. Алексеева [1] и другие.
М.М. Алексеева в своих работах пишет, что развитие словаря - это продолжительный по времени процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закреплённых значений и формирования умения использовать слова в определённых условиях общения [1]. По словам Я.А. Коменского, до трёхлетнего возраста главное внимание нужно уделять правильному произношению, с четырёх до шести лет уделять внимание основе восприятия вещей, то есть обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит [34]. Ф. Фребель писал, что словом следует обозначать не только сам предмет, но его свойства и качества. По мнению немецкого учёного, развитие речи имеет тесную связь с наблюдениями и играми [2].
Можно говорить о том, что данная проблематика, обогащение словаря детей-дошкольников, довольно широко представлена в научной литературе.
Цель данной выпускной квалификационной работы: теоретически изучить и практически обосновать обогащение словаря детей в старшем дошкольном возрасте через развивающие игры.
Задачи: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 2) рассмотреть особенности обогащения словаря дошкольников, в том числе обогащения словаря через развивающие игры; 3) провести исследование для выявления уровня сформированности словаря у старших дошкольников и провести развивающие игры для повышения этого уровня.
Объект исследования: процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развивающие игры как средство обогащения словаря детей.
Гипотеза: развивающие игры способствуют повышению уровня
овладения словарём.
Используемые в работе методы: 1) теоретический (анализ литературы по проблеме исследования); 2) эксперимент; 3) количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут активно использоваться воспитателями в детском саду при работе с детьми.
База исследования: МБДОУ №33 «Аленький цветочек», старшие группы №4 и №5.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложения. В первой главе - теоретические основы по проблеме обогащения словаря детей посредством развивающих игр, во второй главе - выявление уровня сформированности словаря с помощью методики, подбор и проведение развивающих игр для повышения уровня овладения словарём. Список литературы включает 54 источника. В работе представлены таблицы и диаграммы.
Основной задачей речевого развития детей-дошкольников является овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [44].
В старшем дошкольном возрасте, когда уже совсем скоро детям идти в первый класс, очень важно, чтобы развитие речи, а в частности развитие связности речи, было на высоком уровне. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, да и по ФГОС игровая деятельность должна проходить «красной нитью» через всю образовательную деятельность.
Поэтому тему нашей ВКР «Развивающие игры как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста» мы считаем достаточно актуальной для настоящего времени.
Перед нами была поставлена цель - теоретически изучить и практически обосновать обогащение словаря детей в старшем дошкольном возрасте через развивающие игры.
Для достижения этой цели:
1) была изучена психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) были рассмотрены особенности обогащения словаря дошкольников, в том числе обогащения словаря через развивающие игры;
3) было проведено исследование для выявления уровня сформированности словаря у старших дошкольников и проведены развивающие игры для повышения этого уровня.
Объектом исследования являлся процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования были развивающие игры как средство обогащения словаря детей.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы по проблеме обогащения словаря детей посредством развивающих игр. Выявили, что особенность словаря детей во многом определяется особенностью развития мышления.
Введение в речь ребёнка слов требует больших педагогических условий. Словарный запас дошкольника должен постоянно пополняться. Богатый сформированный словарь детей можно считать признаком высокого уровня развития речи. Дети, которые не владеют необходимым лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя нужных слов для выражения собственных мыслей. Развивающие игры представляют собой средство формирования словаря детей-дошкольников.
Для реализации нашей цели мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками старшего дошкольного возраста, контрольной и экспериментальной группами, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
На первом этапе была проведена методика Е.А. Стребелевой «Выявление уровня овладения словарём». Методика состояла из трёх заданий, каждое из которых оценивалось максимум в 3 балла. После суммирования баллов выявлялся уровень сформированности словаря детей. Для большей наглядности результаты этой методики представлены в таблицах и диаграммах. По результатам данного этапа у нас получилось, что у детей старшего дошкольного возраста в обеих группах, экспериментальной и контрольной, преобладает средний уровень сформированности словаря - 12 детей (60%) в экспериментальной группе и 10 детей (50%) в контрольной.
На формирующем эксперименте мы провели ряд развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста, способствующих развитию речи, в частности обогащению словаря. К концу данного этапа у многих детей были заметны положительные сдвиги в обогащении словаря.
На контрольном этапе также была проведена методика Е.А. Стребелевой с двумя группами. После обработки результатов стал виден положительный сдвиг в овладении словарём у экспериментальной группы: количество детей с высоким уровнем стало равняться 14 (вместо 4-х на первом этапе). А количество детей с высоким уровнем в контрольной группе равно 1-му. Исходя из этого, можно говорить о том, что наша гипотеза - развивающие игры способствуют повышению уровня овладения словарём - оказалась верна.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме обогащения словаря детей посредством развивающих игр, рассмотрев особенности обогащения словаря, составленный нами комплекс развивающих игр по данной проблематике подтвердил эффективность выдвинутой гипотезы.
Развивающие игры могут стать эффективным методом обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения этих игр в каждой возрастной группе определяется содержанием словарной работы и особенностями овладения ребенком различных лексических единиц.
В старшем дошкольном возрасте, когда уже совсем скоро детям идти в первый класс, очень важно, чтобы развитие речи, а в частности развитие связности речи, было на высоком уровне. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, да и по ФГОС игровая деятельность должна проходить «красной нитью» через всю образовательную деятельность.
Поэтому тему нашей ВКР «Развивающие игры как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста» мы считаем достаточно актуальной для настоящего времени.
Перед нами была поставлена цель - теоретически изучить и практически обосновать обогащение словаря детей в старшем дошкольном возрасте через развивающие игры.
Для достижения этой цели:
1) была изучена психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) были рассмотрены особенности обогащения словаря дошкольников, в том числе обогащения словаря через развивающие игры;
3) было проведено исследование для выявления уровня сформированности словаря у старших дошкольников и проведены развивающие игры для повышения этого уровня.
Объектом исследования являлся процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования были развивающие игры как средство обогащения словаря детей.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы по проблеме обогащения словаря детей посредством развивающих игр. Выявили, что особенность словаря детей во многом определяется особенностью развития мышления.
Введение в речь ребёнка слов требует больших педагогических условий. Словарный запас дошкольника должен постоянно пополняться. Богатый сформированный словарь детей можно считать признаком высокого уровня развития речи. Дети, которые не владеют необходимым лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя нужных слов для выражения собственных мыслей. Развивающие игры представляют собой средство формирования словаря детей-дошкольников.
Для реализации нашей цели мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками старшего дошкольного возраста, контрольной и экспериментальной группами, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
На первом этапе была проведена методика Е.А. Стребелевой «Выявление уровня овладения словарём». Методика состояла из трёх заданий, каждое из которых оценивалось максимум в 3 балла. После суммирования баллов выявлялся уровень сформированности словаря детей. Для большей наглядности результаты этой методики представлены в таблицах и диаграммах. По результатам данного этапа у нас получилось, что у детей старшего дошкольного возраста в обеих группах, экспериментальной и контрольной, преобладает средний уровень сформированности словаря - 12 детей (60%) в экспериментальной группе и 10 детей (50%) в контрольной.
На формирующем эксперименте мы провели ряд развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста, способствующих развитию речи, в частности обогащению словаря. К концу данного этапа у многих детей были заметны положительные сдвиги в обогащении словаря.
На контрольном этапе также была проведена методика Е.А. Стребелевой с двумя группами. После обработки результатов стал виден положительный сдвиг в овладении словарём у экспериментальной группы: количество детей с высоким уровнем стало равняться 14 (вместо 4-х на первом этапе). А количество детей с высоким уровнем в контрольной группе равно 1-му. Исходя из этого, можно говорить о том, что наша гипотеза - развивающие игры способствуют повышению уровня овладения словарём - оказалась верна.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме обогащения словаря детей посредством развивающих игр, рассмотрев особенности обогащения словаря, составленный нами комплекс развивающих игр по данной проблематике подтвердил эффективность выдвинутой гипотезы.
Развивающие игры могут стать эффективным методом обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения этих игр в каждой возрастной группе определяется содержанием словарной работы и особенностями овладения ребенком различных лексических единиц.
Подобные работы
- Дидактическая игра как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Алтайский Государственный Педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Развитие качественного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по освоению детьми старшего дошкольного возраста тематических групп слов в процессе ознакомления с окружающей действительностью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Особенности лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня (Алтайский государственый педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словаря ребенка старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017



