Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕМЕ «ПРОИЗВОДНАЯ»

Работа №54898

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
730
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки элективного курса по теме «производная» 7
1.1. Основы комплексного подхода к обучению математике в
общеобразовательной школе 7
1.2. Тематическое планирование раздела «Производная» в 10 классе 19
Глава 2. Практические аспекты разработки элективного курса по теме "производная" 24
2.1. Анализ изложения темы «Производная» в учебнике Мордковича А.Г.
«Алгебра и начала анализа» 10 класс 24
2.2. Методические требования к разработке элективных курсов математической
направленности 34
2.3. Программа элективного курса по теме «Производная. Решение
нестандартных задач» 40
Заключение 76
Список литературы 81


Обучение в современной школе реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения. Функция обучения — это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность при формировании личности ученика.
Все предметы связаны с математикой, которая дает учащимся систему знаний и умений. Для изучения смежных дисциплин, таких как физика, химия, черчения и другие предметы нам надо знать математику. На современном этапе в рамках внедрения Федерального государственного стандарта нужны такие программы и учебники по математике, которые позволили бы эффективно дифференцировать усвоение материала учащимися на обязательном и углубленном уровнях, формировать опыт, имеющие прикладную направленность. Это возможно за счет реализации в учебных курсах различной степени полноты межпредметных связей. Усиление межпредметных связей следует рассматривать как одно из важнейших направлений дидактического совершенствования школьного курса математики, их учет при обучении способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, переносу знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более высокие ступени. Реализация межпредметных связей будет более успешной при соблюдении следующих условий: понятие производной раскрывается как предел разностного отношения; осуществляется интеграция механического смысла производной на уроках физики; изучается прикладная направленность основ дифференциального исчисления и методов предельного анализа на уроках экономики.
Тема «Производная и ее применения» является одним из важных в курсе математического анализа. В связи с недостаточной разработкой данной темы в методическом плане эта тема интересует многих методистов в настоящее время. Кроме того, материал по выбранной теме интересен с точки зрения истории. Данной темой и ее разработкой занимались такие великие ученые, как Лейбниц и Ньютон - основоположники дифференциального исчисления. В связи с перечисленными выше фактами эта тема интересна и нам.
Анализ школьных учебников и методических пособий раскрывает содержания изучаемого материала. Так, алгебраические понятия изучаются без привлечения их геометрических интерпретаций, а геометрический материал излагается без использования его алгебраических моделей. Чаще всего вне рамок изучения материала остаются его приложения, внутрипредментные и межпредметные связи.
Из сказанного следует необходимость совершенствования методики обучения математике в общеобразовательной школе. Для достижения этой цели нужно обеспечить различное отражение учебной информации, расширить диапазон свободного выбора познавательных приемов информации, создать учащимся условия для творческого подхода к познанию изучаемого объекта (понятие, теорема, решение задачи), раскрывая его содержание и связи с другими объектами.
Объект исследования - процесс обучения математике в курсе средней школы.
Предмет исследования - обучение теме «Производная».
Цель исследования - изучить учебную литературу по рассматриваемому вопросу, систематизировать и изложить теоретический материал с подробным разбором необходимых задач, разработать элективный курс по теме «Производная».
В соответствии с проблемой, объектом, целью были намечены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основы комплексного подхода к обучению математике в общеобразовательной школе
2. Изучить тематическое планирование раздела «Производная» в 10 классе
3. Провести анализ изложения темы «Производная» в учебнике Мордковича А.Г. «Алгебра и начала анализа» 10 класс
4. Проанализировать методические требования к разработке
элективных курсов математической направленности
5. Разработать программу элективного курса по теме «Производная. Решение нестандартных задач»
Методы исследования: системный анализ; деятельностный подход; анализ методической, психолого-педагогической литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, содержит 84 страницы печатного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Учащиеся находятся на пороге будущего, где нужны инициативные, активные, мобильные, динамичные молодые люди, которые способны к самоопределению в области своей профессии и самовыражению. Основа данной учебной деятельности заключается в процессе познания первоначальных понятий и фактов, а также в обнаружении связи между ними. Однако если упустить этот процесс, появятся промахи уже на начальном этапе познания, что, в свою очередь, приведет к потере системности в знаниях учащихся. В результате у школьников не будет сформирована, логическая платформа для рассуждений познавательного характера.
Главным элементом процесса познания и процесса обучения является соблюдение культуры познания математических понятий, объектов и знаний. Психологи определили связь между уровнями ближайших и актуальных знаний . Переход от уровня актуальных знаний на уровень ближайших знаний необходимо организовать с помощью доступного «мостика». При этом одним из основных условий является то, что учащийся без какой-либо особой психологической нагрузки должен иметь доступ к переходу к ближайшему уровню, при этом опираясь на уровень актуальных знаний. Расширение поля возможностей для перехода к уровню ближайших знаний осуществимо с помощью расширения поля актуальных знаний. При соблюдении данного пути познания можно добиться формирования прочных знаний учащихся, а также выработки у них навыков и умений применять полученные знания в практике познавательной деятельности. Технология такого рода необходима в процессе всего обучения математике, так как недостаточное соблюдение методики познавательного процесса коренным образом влияет на качество получаемых учащимися знаний. Такие выводы можно сделать по результатам ЕГЭ как в отдельно взятой области, так и по всей России в целом.
Основные тенденции в обучении математике, такие как направленность на личность ученика через выявление его СО в области математики и учет всех его составляющих в процессе обучения математике; интеграция субъектного и общественного опыта в содержании обучения математике, а также общественного опыта в разных предметных областях на основе целостного подхода к обучению математике; реализация целостного подхода на основе командной работы учителей, являются проявлением движущих сил реформы образовательной системы, которые были выявлены американскими исследователями при анализе образовательных систем разных стран. В качестве ложных движущих сил для реформы целостной системы образования они назвали: фокусирование усилий на отчетности вместо построения потенциала; качество индивидуальной работы вместо команды; технологии вместо педагогики; фрагментарность вместо системности.
В курсе «Алгебра и начала анализа» на изучение раздета «Производная» отводится 31 час из 105 часов в год. Множество задач, таких как задачи на движение (а жизнь есть движение) из курса «Физика», задачи на оптимизацию, которые решают инженеры - технологи при поиске возможностей выпуска на производстве как можно больше продукции; конструкторы пытаются разработать прибор для космического корабля так, чтобы масса была наименьшей; экономисты стараются уменьшить расходы и т.д. решаются именно при помощи формул и правил вычисления производной. Этот курс именно и призван показать, как можно решать такие задачи. Тема также актуальна тем, что в заданиях ЕГЭ и в базовом, и в повышенном уровне часто встречаются такие задачи как в курсе «Математика», так и в курсе «Физика».
Производная - одно из важнейших понятий математического анализа, дающее возможность введения нового метода исследования в решении задач. Изучение производных позволяет установить межпредметные связи математики со многими предметами, изучаемыми в школе. Почти во всех существующих учебниках математики преобладает техническая составляющая изложения материала, теория уходит на второй план, выпадают приложения к физике, химии, экономике, биологии, географии. В период перехода России к рыночным отношениям существенно изменяется спектр приложений математики. Новый период требует качественного повышения экономической и технической грамотности населения, поэтому актуальным в наши дни независимо от того, какую будущую профессию выберут старшеклассники, является использование экономических и технических знаний в процессе преподавания математики на примере темы «Применение производной при решении задач».
Наиболее удачным учебным пособием в плане изучения темы «Производная», на наш взгляд, в курсе алгебры и начала анализа является учебно-методический комплект под редакцией А.Г. Мордковича, хотя оставлять без внимания остальные учебники тоже не стоит.
Для закрепления знаний и умений учащихся по теме «Производная и ее применение» в 10 классе целесообразно провести элективный курс. Для решения задач профильного обучения математические элективные курсы должны иметь свою специфику. Они не должны быть только по математике, или по истории математики, так как каждая из этих наук имеет свой предмет. В этих курсах преподаватели должны предложить учащимся взгляд на математику как на неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Как известно, это является обязательной составляющей математического образования.
Нами был разработан элективный курс по теме «Производная. Решение нестандартных задач». Целью курса является углубление и расширение знаний, навыков при решении нестандартных задач, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие интереса к самостоятельным занятиям математикой.
Формы проведения занятий: лекции, семинары и практикумы по решению задач, математические викторины, доклады, рефераты учащихся, математические сочинения,
На элективных занятиях главной деятельностью является решение разнообразных задач, в том числе нестандартных. Одной из важнейших задач курса является подготовка выпускников к ЕГЭ.
Таким образом, предлагаемый элективный курс «Производная и ее применение» позволяет решить следующие проблемы:
- повысить уровень теоретической подготовки учащихся за счет углубления и расширения знаний и умений при решении нестандартных задач,
- увеличить творческий потенциал учащихся путем развития их математических способностей и формирования устойчивого интереса к математике.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с
2. Алгебра и начала анализа.10-11 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2014. - 432 с
3. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений- М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
4. Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 464 с.
5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с
6. Афанасьев В. Вероятностные игры //Математика.-2005.-№14.-С.35- 38.
7. Башмаков, И. М. Математика 10-11 [Текст]: учебное пособие для 10¬11 классов гуманитарного профиля- М.: Просвещение. - 2004 г. - 336 с.
8. Башмаков М.И. Математика : учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 251 с.
9. Блинков А. Д. Курс по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики»//МШ.-2014.-№5.-С.28-31.
10. Боженкова Л.И. Алгебра в схемах и таблицах : учеб. материалы. - 3¬е изд., испр. и доп. - М.:МПГУ, 2013. - 55 с.
11. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - М.: Бином, 2013. - 205 с.
12. Буравова Н. И. Профильное обучение в11 классе // МШ. 2000.-№5.-
С.48.
13. Бусев В.М. Элективные курсы: вопросы и ответы // Математика. - 2007. - № 2. - С. 2-5.
14. Бутузов В.Ф. Математика 10 [Текст]: учебное пособие для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение. - 1995 г. - 236 с.
15. Верижникова Р. Разноуровневые дидактичесие материалы. Алгебра 8 класс // Математика.-2012.-№№3,4,7,10,22,25-26.
16. Виленкин Н. Я. Алгебра - 10: для классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. Часть 2. - Абакан.: Редакционно-издательский отдел АГПИ имени Н.Ф.Катанова, 2014. - 165с.
17. Виленкин Н. Я., Таварткяладзе Р. К. О путях совершенствования содержания и преподавания школьного курса математики. — Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1985. — 356 с.
18. Власова И.Н. Использование историко-научного материала по геометрии в элективных курсах математического профиля // Математика. - 2007. - № 2. - С. 9-11.
19. Гельфанд И. М. Тригонометрия-М. : МЦНМО, 2013.-200с.
20. Гилемханов Р. Г. О преподавании тригонометрии в 10 классе по курсу // МШ.-2011.-№6.-С.26-29.
21. Далингер В. А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике. — М.: Просвещение, 1991. — 82 с.
22. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
23. Деза Е.И. О содержании элективного курса «Фигурные числа» // Математика в школе. - 2007. - № 4. - С. 55-59.
24. Денищева Л. О. Теория и методика математике в школе М., БИНОМ Лаборатория знаний, 2011
25. Дорофеев Г. В. Курс по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики» // МШ.-2013.-№10.-С.2-36.
26. Епишева О. Б. Специальная методика обучения арифметике, алгебре и началам анализа в средней школе: Курс лекций: Учебное пособие для аспирантов физико-математической специальности педагогических вузов - Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2002.
27. Жафяров А. Ж. Профильное обучение математике старшеклассников: Уч.- дид. комплекс. - Новосибирск: Изд-во Сиб. Универ., 2003.-468с.
28. Земляков А.Н. Введение в алгебру и анализ: культурно- исторический дискурс. Элективный курс: Учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 320 с.
29. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11. Учебное пособие для углубленного изучения математики. М.: Просвещение, 1995
30. Ковалева Г. И. Теория и практика обучения будущих учителей математики конструированию систем задач Изд-во ВГСПУ, «Перемена», 2012
31. Кожухов С. К. Как провести отбор учащихся в класс с углубленным изучением математики // МШ.-2000.-№5.-С.32.
32. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. сред. шк. /Под ред. А.Н. Колмогорова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 384 с.
33. Кропачева Н. Проблема достижения стандарта в классах КРО // Математика. -2000.-№2.
34. Кудрявцев Л. Общеобразовательные и профильные и средние школы // Математика.-2003.-№21.-С. 9-11.
35. Кушнир И. Неравенства. Задачи и решения. - Киев: Астарта, 1996
36. Литвиненко В. Н. Практикум по элементарной математике. Тригонометрия: Учебное пособие- М.: Вербум - М, 2010.-160с.
37. Луканкин Г. Л. Начала математического анализа в классах экономического профиля // МШ.-2002.-№8. - С.45-50.
38. Лукичева Е.Ю. Разработка элективных курсов: опыт, проблемы, решения // Математика. - 2007. -№ 14. - С. 3-5.
39. Макарычев Ю. Н. Изучение алгебры в 7-9 классах: кн. для учителя¬М.: Просвещение, 2005.-С.66-71.
40. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов / авт.-сост. В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 205 с.
41. Мордкович А. Г. И др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2000.- 315с.: ил.
42. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа.10-11 кл.: В двух частях. Ч.1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2014. - 375 с.
43. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10-11кл.: Методическое пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2000.- 144 с.: ил.
44. Мордкович А. Г. Беседы с учителями математики. — М.: Школа- Пресс,1995. — 272 с.
45. Новик И. А., Н. В. Бровка Практикум по методике обучения математике, М. Дрофа, 2008
46. Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в
профильных классах: Материалы XXV Всероссийского семинара
преподавателей математики университетов и педагогических вузов. - Киров; М.: ВятГГУ, МГПУ, 2006. - 300 с.
47. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 71 с.
48. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач.
10 класс. М.: Просвещение, 1989.
49. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач.
11 класс. М.: Просвещение, 1991
50. Математическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика
(MATHEDU - 2014): материалы IV Международной научно-практической
конференции, посвященной 210-летию Казанского университета и Дню математики, 28 - 29 ноября 2014 года. - Казань: КФУ 2014. - 340 с.
51. Лернер, И. Я. Современный урок / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин // Дидактические рекомендации для учителей. - М.: АСП «Зебра», 1992. - 38 с.
52. Саранцев, Г. И. Актуальные проблемы методической подготовки учителя математики / Г. И. Саранцев // Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики: Всероссийская научная конференция. - Тольятти, 2013. - С. 10-14.
x + V x 2 + 1 ylx2 + 1 ^2 + 1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ