Анализ эксплуатационных расходов, на примере Западно-Сибирской дирекции управления движением ОАО «РЖД»
|
Введение 6
1 Методика анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте 8
1.1 Понятие, характеристика, классификация эксплуатационных расходов 8
1.2 Методика анализа эксплуатационных расходов 15
1.3 Пути снижения эксплуатационных расходов 20
2 Анализ эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением 23
2.1 Краткая характеристика деятельности Западно-Сибирской дирекции управления движением 23
2.2 Анализ структуры и динамики эксплуатационных расходов 41
2.3 Расчет влияния факторов на эксплуатационные расходы Западно-Сибирской дирекции управления движением 48
2.4 Пути снижения эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением 50
Заключение 56
Список использованных источников 59
1 Методика анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте 8
1.1 Понятие, характеристика, классификация эксплуатационных расходов 8
1.2 Методика анализа эксплуатационных расходов 15
1.3 Пути снижения эксплуатационных расходов 20
2 Анализ эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением 23
2.1 Краткая характеристика деятельности Западно-Сибирской дирекции управления движением 23
2.2 Анализ структуры и динамики эксплуатационных расходов 41
2.3 Расчет влияния факторов на эксплуатационные расходы Западно-Сибирской дирекции управления движением 48
2.4 Пути снижения эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением 50
Заключение 56
Список использованных источников 59
В условиях рыночной экономики экономический анализ и диагностика финансового положения организации являются важнейшей исходной предпосылкой для подготовки и обоснования управленческих решений. Основной задачей анализа состояния предприятия является системное, комплексное изучение его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с целью объективной оценки достигнутых результатов и установления реальных путей дальнейшего повышения эффективности и качества работы.
Анализ, располагающий достаточным арсеналом приемов для объективного измерения показателей и результатов хозяйственной деятельности, позволяет наиболее полно выявить неиспользованные внутрипроизводственные резервы и привести их в действие. Их реализация позволяет либо перевести управляемый объект на более эффективный режим функционирования, либо ускорить его развитие. Анализ способствует усилению режима экономии и укреплению коммерческого расчета.
Железнодорожный транспорт представляет собой особую отрасль материального производства, продукция которой не имеет новой вещественной формы. Специфика и сложность перевозочного процесса, необходимость четкого взаимодействия каждого элемента производственного процесса оказывают влияние на состав и структуру эксплуатационных расходов транспорта и придают величине себестоимости перевозок как комплексному показателю особо важное значение.
В период текущих реформ на железнодорожном транспорте анализ основных показателей деятельности и эксплуатационных расходов структурных подразделений филиала ОАО «РЖД» приобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексно изучать работу структурного подразделения с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования.
На железнодорожном транспорте в современных условиях необходимо понимание того, что от деятельности каждого филиала ОАО «РЖД» и его структурных подразделений зависит не только уровень цен на предоставляемые услуги, но и финансовый результат функционирования компании в целом, а также большое значение имеет, в каких конкретно условиях предприятие осуществляет свою деятельность на транспортном рынке.
Чтобы успешно функционировать на рынке транспортной продукции ОАО «РЖД», его филиалы и их структурные подразделения должны глубоко и комплексно анализировать хозяйственную деятельность, постоянно изыскивать резервы снижения эксплуатационных расходов.
Целью данной дипломной работы является анализ эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением и на его основе разработка мероприятий по их снижению.
В соответствии с поставленной целью в рамках дипломной работы были решены следующие задачи:
1) рассмотрены эксплуатационные расходы как экономическая категория, включая их характеристику и классификацию, а также методы анализа и пути снижения;
2) была дана краткая характеристика деятельности Западно-Сибирской дирекции управления движением, а также выполнен анализ эксплуатационных расходов данного структурного подразделения ОАО «РЖД»;
3) рассмотрены пути сокращения эксплуатационных расходов на примере Западно-Сибирской дирекции управления движением.
Анализ, располагающий достаточным арсеналом приемов для объективного измерения показателей и результатов хозяйственной деятельности, позволяет наиболее полно выявить неиспользованные внутрипроизводственные резервы и привести их в действие. Их реализация позволяет либо перевести управляемый объект на более эффективный режим функционирования, либо ускорить его развитие. Анализ способствует усилению режима экономии и укреплению коммерческого расчета.
Железнодорожный транспорт представляет собой особую отрасль материального производства, продукция которой не имеет новой вещественной формы. Специфика и сложность перевозочного процесса, необходимость четкого взаимодействия каждого элемента производственного процесса оказывают влияние на состав и структуру эксплуатационных расходов транспорта и придают величине себестоимости перевозок как комплексному показателю особо важное значение.
В период текущих реформ на железнодорожном транспорте анализ основных показателей деятельности и эксплуатационных расходов структурных подразделений филиала ОАО «РЖД» приобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексно изучать работу структурного подразделения с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования.
На железнодорожном транспорте в современных условиях необходимо понимание того, что от деятельности каждого филиала ОАО «РЖД» и его структурных подразделений зависит не только уровень цен на предоставляемые услуги, но и финансовый результат функционирования компании в целом, а также большое значение имеет, в каких конкретно условиях предприятие осуществляет свою деятельность на транспортном рынке.
Чтобы успешно функционировать на рынке транспортной продукции ОАО «РЖД», его филиалы и их структурные подразделения должны глубоко и комплексно анализировать хозяйственную деятельность, постоянно изыскивать резервы снижения эксплуатационных расходов.
Целью данной дипломной работы является анализ эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением и на его основе разработка мероприятий по их снижению.
В соответствии с поставленной целью в рамках дипломной работы были решены следующие задачи:
1) рассмотрены эксплуатационные расходы как экономическая категория, включая их характеристику и классификацию, а также методы анализа и пути снижения;
2) была дана краткая характеристика деятельности Западно-Сибирской дирекции управления движением, а также выполнен анализ эксплуатационных расходов данного структурного подразделения ОАО «РЖД»;
3) рассмотрены пути сокращения эксплуатационных расходов на примере Западно-Сибирской дирекции управления движением.
Западно-Сибирская дирекция управления движением осуществляет организацию движения поездов, коммерческой работы, использования пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры, тягового подвижного состава и технических средств для обеспечения перевозочного процесса.
Основными объемными показателями Западно-Сибирской дирекции являются грузооборот в эксплуатационных тонно-километрах. В течение последних трех лет грузооборот выше плана и уровня предыдущего периода. Что связано с выполнением плана и ростом погрузки в вагонах.
В 2013 году произошло снижение объёма выгрузки на 1,4%.
Оборот вагона выше плана и возрастает на протяжении изучаемого периода. Потери в обороте вагона связаны с увеличением простоев и завышением рабочего парка вагонов. Последний показатель выше плана и уровней прошлого периода, а также из-за увеличения поступления транзитных вагонов и наличия отставленных от движения транзитных поездов.
Нормы простоя вагонов завышены во всех регионах. Наибольшее превышение допустили станции Томск II, Тенеш и Новокузнецк – Сортировочный по причинам отсутствия локомотивов и локомотивных бригад, проведения технологических «окон», неприема станций прилегающих участков Красноярской железной дороги.
Невыполнение простоя местного вагона происходит в основном из-за несоблюдения нормативных сроков на проведение грузовых операций на путях необщего пользования.
Среднесуточная производительность локомотива в 2013 году увеличилась на 62 тыс. тонно-километров брутто. На рост среднесуточной производительности локомотива оказало влияние повышение среднесуточного пробега на 37 км и рост среднего веса поезда брутто на 15 тонн.
Анализ структуры затрат Западно-Сибирской дирекции управления движением по элементам показывает, что наибольший удельный вес занимают затраты на оплату труда. В 2012 году они составили 73,04%, а в 2013 году их удельных вес сократился до 72,14%.
Отчисления на социальные нужды составляли в 2012 году 20%, в 2013 году их удельный вес сократился до 19,98%.
Удельный вес прочих затрат в 2013 году возрос на 0,87% и составил 2,53%.
Наименьший удельный вес в структуре эксплуатационных расходов занимает амортизация – около 0,3%
Для объяснения причин изменения в структуре эксплуатационных расходов необходимо проанализировать их динамику.
За последние два года рост расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением происходит по всем элементам затрат.
Затраты на оплату труда в 2013 году возросли на 4% по причине роста фонда заработной платы и выплат социального характера. По причине роста затрат на оплату труда увеличились и отчисления на социальные нужды.
Амортизация основных фондов возросла в 2013 году на 18% году за счет приобретения нового оборудования.
Рост прочих затрат в 2013 году почти на 60% произошел за счет роста количества выплат пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня; увеличения командировочных расходов, подъемных и затрат на повышение квалификации работников.
Увеличение затрат по элементам привело к росту расходов по отношению к производственному процессу.
Рост прямых производственных расходов в 2013 году – на 7,7% произошел по следующим статьям:
- 1010 «Прием к отправлению и выдача грузов»;
- 1006 «Проверка правильности погрузки и крепления грузов в проходящих поездах»;
- 2030 «Прием и отправление грузов на грузовых и сортировочных станциях»;
- 2031 «Прием и отправление поездов на пассажирских станциях»;
- 2033 «Прием и отправление поездов на остальных станциях, включая пограничные».
По другим группам расходов происходит снижение.
Поскольку значительный удельный вес в структуре эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением занимают затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, был проведён расчёт по снижению этих расходов за счёт условного высвобождения операторов станционного технологического центра (СТЦ) в результате внедрения «новых» штампов по обработке перевозочных документов.
Новый штамп был внедрен на железнодорожной станции Московка, которая относится к категории участковая и предназначена для сортировки вагонов по назначениям следования и формирования из этих вагонов сквозных, участковых, сборных поездов. Железнодорожная станция Московка отнесена к 1 классу.
На обработку документов одной разборки составляет 50 минут рабочего времени оператора СТЦ при использовании обычного штампа, а при использовании нового штампа – 20 минут.
Всего в состав центров работы станций Западно-Сибирской дирекции управления движением входят 15 участковых станций 1 класса со средним количеством поездов в разборку - 5107 поездов в год.
Используя эти данные, был произведен расчет условного высвобождения операторов СТЦ, которое в целом по дирекции составит почти 19 человек, а экономия расходов – 9 млн. 641 тыс. рублей.
Основными объемными показателями Западно-Сибирской дирекции являются грузооборот в эксплуатационных тонно-километрах. В течение последних трех лет грузооборот выше плана и уровня предыдущего периода. Что связано с выполнением плана и ростом погрузки в вагонах.
В 2013 году произошло снижение объёма выгрузки на 1,4%.
Оборот вагона выше плана и возрастает на протяжении изучаемого периода. Потери в обороте вагона связаны с увеличением простоев и завышением рабочего парка вагонов. Последний показатель выше плана и уровней прошлого периода, а также из-за увеличения поступления транзитных вагонов и наличия отставленных от движения транзитных поездов.
Нормы простоя вагонов завышены во всех регионах. Наибольшее превышение допустили станции Томск II, Тенеш и Новокузнецк – Сортировочный по причинам отсутствия локомотивов и локомотивных бригад, проведения технологических «окон», неприема станций прилегающих участков Красноярской железной дороги.
Невыполнение простоя местного вагона происходит в основном из-за несоблюдения нормативных сроков на проведение грузовых операций на путях необщего пользования.
Среднесуточная производительность локомотива в 2013 году увеличилась на 62 тыс. тонно-километров брутто. На рост среднесуточной производительности локомотива оказало влияние повышение среднесуточного пробега на 37 км и рост среднего веса поезда брутто на 15 тонн.
Анализ структуры затрат Западно-Сибирской дирекции управления движением по элементам показывает, что наибольший удельный вес занимают затраты на оплату труда. В 2012 году они составили 73,04%, а в 2013 году их удельных вес сократился до 72,14%.
Отчисления на социальные нужды составляли в 2012 году 20%, в 2013 году их удельный вес сократился до 19,98%.
Удельный вес прочих затрат в 2013 году возрос на 0,87% и составил 2,53%.
Наименьший удельный вес в структуре эксплуатационных расходов занимает амортизация – около 0,3%
Для объяснения причин изменения в структуре эксплуатационных расходов необходимо проанализировать их динамику.
За последние два года рост расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением происходит по всем элементам затрат.
Затраты на оплату труда в 2013 году возросли на 4% по причине роста фонда заработной платы и выплат социального характера. По причине роста затрат на оплату труда увеличились и отчисления на социальные нужды.
Амортизация основных фондов возросла в 2013 году на 18% году за счет приобретения нового оборудования.
Рост прочих затрат в 2013 году почти на 60% произошел за счет роста количества выплат пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня; увеличения командировочных расходов, подъемных и затрат на повышение квалификации работников.
Увеличение затрат по элементам привело к росту расходов по отношению к производственному процессу.
Рост прямых производственных расходов в 2013 году – на 7,7% произошел по следующим статьям:
- 1010 «Прием к отправлению и выдача грузов»;
- 1006 «Проверка правильности погрузки и крепления грузов в проходящих поездах»;
- 2030 «Прием и отправление грузов на грузовых и сортировочных станциях»;
- 2031 «Прием и отправление поездов на пассажирских станциях»;
- 2033 «Прием и отправление поездов на остальных станциях, включая пограничные».
По другим группам расходов происходит снижение.
Поскольку значительный удельный вес в структуре эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением занимают затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, был проведён расчёт по снижению этих расходов за счёт условного высвобождения операторов станционного технологического центра (СТЦ) в результате внедрения «новых» штампов по обработке перевозочных документов.
Новый штамп был внедрен на железнодорожной станции Московка, которая относится к категории участковая и предназначена для сортировки вагонов по назначениям следования и формирования из этих вагонов сквозных, участковых, сборных поездов. Железнодорожная станция Московка отнесена к 1 классу.
На обработку документов одной разборки составляет 50 минут рабочего времени оператора СТЦ при использовании обычного штампа, а при использовании нового штампа – 20 минут.
Всего в состав центров работы станций Западно-Сибирской дирекции управления движением входят 15 участковых станций 1 класса со средним количеством поездов в разборку - 5107 поездов в год.
Используя эти данные, был произведен расчет условного высвобождения операторов СТЦ, которое в целом по дирекции составит почти 19 человек, а экономия расходов – 9 млн. 641 тыс. рублей.
Подобные работы
- Экономический эффект внедрения программы проекта, на примере «Бережливое производство» на Западно-Сибирской железной дороге
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2016 - Организация расчетных взаимоотношений с персоналом по оплате труда, на примере ОАО «РЖД»
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2013 - Бухгалтерский учет затрат и их анализ в дистанции пути, на примере ОАО «РЖД»
Бакалаврская работа, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2015



