Введение 6
1 Методика анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте 8
1.1 Понятие, характеристика, классификация эксплуатационных расходов 8
1.2 Методика анализа эксплуатационных расходов 15
1.3 Пути снижения эксплуатационных расходов 20
2 Анализ эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением 23
2.1 Краткая характеристика деятельности Западно-Сибирской дирекции управления движением 23
2.2 Анализ структуры и динамики эксплуатационных расходов 41
2.3 Расчет влияния факторов на эксплуатационные расходы Западно-Сибирской дирекции управления движением 48
2.4 Пути снижения эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением 50
Заключение 56
Список использованных источников 59
В условиях рыночной экономики экономический анализ и диагностика финансового положения организации являются важнейшей исходной предпосылкой для подготовки и обоснования управленческих решений. Основной задачей анализа состояния предприятия является системное, комплексное изучение его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с целью объективной оценки достигнутых результатов и установления реальных путей дальнейшего повышения эффективности и качества работы.
Анализ, располагающий достаточным арсеналом приемов для объективного измерения показателей и результатов хозяйственной деятельности, позволяет наиболее полно выявить неиспользованные внутрипроизводственные резервы и привести их в действие. Их реализация позволяет либо перевести управляемый объект на более эффективный режим функционирования, либо ускорить его развитие. Анализ способствует усилению режима экономии и укреплению коммерческого расчета.
Железнодорожный транспорт представляет собой особую отрасль материального производства, продукция которой не имеет новой вещественной формы. Специфика и сложность перевозочного процесса, необходимость четкого взаимодействия каждого элемента производственного процесса оказывают влияние на состав и структуру эксплуатационных расходов транспорта и придают величине себестоимости перевозок как комплексному показателю особо важное значение.
В период текущих реформ на железнодорожном транспорте анализ основных показателей деятельности и эксплуатационных расходов структурных подразделений филиала ОАО «РЖД» приобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексно изучать работу структурного подразделения с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования.
На железнодорожном транспорте в современных условиях необходимо понимание того, что от деятельности каждого филиала ОАО «РЖД» и его структурных подразделений зависит не только уровень цен на предоставляемые услуги, но и финансовый результат функционирования компании в целом, а также большое значение имеет, в каких конкретно условиях предприятие осуществляет свою деятельность на транспортном рынке.
Чтобы успешно функционировать на рынке транспортной продукции ОАО «РЖД», его филиалы и их структурные подразделения должны глубоко и комплексно анализировать хозяйственную деятельность, постоянно изыскивать резервы снижения эксплуатационных расходов.
Целью данной дипломной работы является анализ эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением и на его основе разработка мероприятий по их снижению.
В соответствии с поставленной целью в рамках дипломной работы были решены следующие задачи:
1) рассмотрены эксплуатационные расходы как экономическая категория, включая их характеристику и классификацию, а также методы анализа и пути снижения;
2) была дана краткая характеристика деятельности Западно-Сибирской дирекции управления движением, а также выполнен анализ эксплуатационных расходов данного структурного подразделения ОАО «РЖД»;
3) рассмотрены пути сокращения эксплуатационных расходов на примере Западно-Сибирской дирекции управления движением.
Западно-Сибирская дирекция управления движением осуществляет организацию движения поездов, коммерческой работы, использования пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры, тягового подвижного состава и технических средств для обеспечения перевозочного процесса.
Основными объемными показателями Западно-Сибирской дирекции являются грузооборот в эксплуатационных тонно-километрах. В течение последних трех лет грузооборот выше плана и уровня предыдущего периода. Что связано с выполнением плана и ростом погрузки в вагонах.
В 2013 году произошло снижение объёма выгрузки на 1,4%.
Оборот вагона выше плана и возрастает на протяжении изучаемого периода. Потери в обороте вагона связаны с увеличением простоев и завышением рабочего парка вагонов. Последний показатель выше плана и уровней прошлого периода, а также из-за увеличения поступления транзитных вагонов и наличия отставленных от движения транзитных поездов.
Нормы простоя вагонов завышены во всех регионах. Наибольшее превышение допустили станции Томск II, Тенеш и Новокузнецк – Сортировочный по причинам отсутствия локомотивов и локомотивных бригад, проведения технологических «окон», неприема станций прилегающих участков Красноярской железной дороги.
Невыполнение простоя местного вагона происходит в основном из-за несоблюдения нормативных сроков на проведение грузовых операций на путях необщего пользования.
Среднесуточная производительность локомотива в 2013 году увеличилась на 62 тыс. тонно-километров брутто. На рост среднесуточной производительности локомотива оказало влияние повышение среднесуточного пробега на 37 км и рост среднего веса поезда брутто на 15 тонн.
Анализ структуры затрат Западно-Сибирской дирекции управления движением по элементам показывает, что наибольший удельный вес занимают затраты на оплату труда. В 2012 году они составили 73,04%, а в 2013 году их удельных вес сократился до 72,14%.
Отчисления на социальные нужды составляли в 2012 году 20%, в 2013 году их удельный вес сократился до 19,98%.
Удельный вес прочих затрат в 2013 году возрос на 0,87% и составил 2,53%.
Наименьший удельный вес в структуре эксплуатационных расходов занимает амортизация – около 0,3%
Для объяснения причин изменения в структуре эксплуатационных расходов необходимо проанализировать их динамику.
За последние два года рост расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением происходит по всем элементам затрат.
Затраты на оплату труда в 2013 году возросли на 4% по причине роста фонда заработной платы и выплат социального характера. По причине роста затрат на оплату труда увеличились и отчисления на социальные нужды.
Амортизация основных фондов возросла в 2013 году на 18% году за счет приобретения нового оборудования.
Рост прочих затрат в 2013 году почти на 60% произошел за счет роста количества выплат пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня; увеличения командировочных расходов, подъемных и затрат на повышение квалификации работников.
Увеличение затрат по элементам привело к росту расходов по отношению к производственному процессу.
Рост прямых производственных расходов в 2013 году – на 7,7% произошел по следующим статьям:
- 1010 «Прием к отправлению и выдача грузов»;
- 1006 «Проверка правильности погрузки и крепления грузов в проходящих поездах»;
- 2030 «Прием и отправление грузов на грузовых и сортировочных станциях»;
- 2031 «Прием и отправление поездов на пассажирских станциях»;
- 2033 «Прием и отправление поездов на остальных станциях, включая пограничные».
По другим группам расходов происходит снижение.
Поскольку значительный удельный вес в структуре эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением занимают затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, был проведён расчёт по снижению этих расходов за счёт условного высвобождения операторов станционного технологического центра (СТЦ) в результате внедрения «новых» штампов по обработке перевозочных документов.
Новый штамп был внедрен на железнодорожной станции Московка, которая относится к категории участковая и предназначена для сортировки вагонов по назначениям следования и формирования из этих вагонов сквозных, участковых, сборных поездов. Железнодорожная станция Московка отнесена к 1 классу.
На обработку документов одной разборки составляет 50 минут рабочего времени оператора СТЦ при использовании обычного штампа, а при использовании нового штампа – 20 минут.
Всего в состав центров работы станций Западно-Сибирской дирекции управления движением входят 15 участковых станций 1 класса со средним количеством поездов в разборку - 5107 поездов в год.
Используя эти данные, был произведен расчет условного высвобождения операторов СТЦ, которое в целом по дирекции составит почти 19 человек, а экономия расходов – 9 млн. 641 тыс. рублей.
1 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ10/99) (утв. 06.05.1999 г.)
2 Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (утв. 17.08.2007 г.)
3 Положение о Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурном подразделении Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (утв. 06.09.2010 г.)
4 Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие для вузов по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет., анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогобложение" / В. И. Бариленко [и др.] ; ред. В. И. Бариленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2008. - 427 с.
5 Витченко, М.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта / М.Н. Витченко.– М.: Маршрут, 2003. – 240 с.
6 Вовк, А. А. Основы общей теории статистики: учеб. для вузов ж.-д. трансп. / А.А. Вовк. - М. : Маршрут, 2006. - 239 с.
7 Головнина, Л. А. Экономический анализ: учеб. по спец. "Финансы и кредит" и "Бух. учет, анализ и аудит" / Л. А. Головнина, О. А. Жигунова. - М. : КноРус, 2010. - 396 с.
8 Данилин, В. Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: учеб. для вузов ж.-д. трансп. / В. Ф. Данилин. - М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2008. - 414 с.
9 Иваненко, А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте: учебник для вузов ж.-д. транспорта / А.Ф. Иваненко. – М.: Маршрут, 2004. – 568 с.
10 Клочкова, Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. / Е.А. Клочкова.– М.: Маршрут, 2004. – 412 с.
11 Комплексный экономический анализ предприятия: учебник / ред. Н. В. Войтоловский [и др.]. - СПб. : Питер, 2009. - 569 с.
12 Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для вузов по спец. 080109 Бухгалтерский учет, анализ, аудит / Д. В. Лысенко. - М. : Инфра-М, 2008. - 319 с.
13 Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Налоги и налогообложение" / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 535 с.
14 Медведева, О. В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия : учеб. для преподавателей, аспирантов, студентов-магистров, обучающихся по направлению "Экономика" и экон. спец. / О. В. Медведева, Е. В. Шпилевская, А. В. Немова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 343 с.
15 Орлова, Т. М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности : учеб. пособие по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Налоги и налогообложение", "Мировая экономика" / Т. М. Орлова. - М. : КноРус, 2010. - 250 с.
16 Пястолов, С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. для сред. проф. образования / С. М. Пястолов. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2011. - 378 с.
17 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2009. - 288 с.
18 Статистика : учеб. для вузов по спец. 061700 "Статистика" / И. И. Елисеева [и др.] ; ред. И. И. Елисеева. - М. : Проспект, 2010. - 444 с.
19 Чуев, И. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / И. Н. Чуев, Л. Н. Чуева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 367 с.
20 Бережливое производство в ОАО «РЖД» http://go.mail.ru
21 Производственный календарь на 2014 год http://variant52.ru/kalendar