Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №54868

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы37
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
479
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «детский сад №22 комбинированного вида (г. Барнаул).
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. Возраст испытуемых – 5,5-6,5 лет.
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то она подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5
1.1 Особенности монологической речи, как формы речевого общения 5
1.2 Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста с нормой развития 9
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Выявление особенностей языковой сформированности монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 20
2.1 Процедура и методика исследования 20
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 22
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложения 35

Актуальность исследования. Речь выполняет важную роль в психическом, и, соответственно, в умственном развитии старших дошкольников, позволяет детям более осознанно в познавательном плане воспринимать окружающий мир. Также речь играет значительную роль в развитии познавательных функций детей дошкольного возраста, их способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение – это необходимое условие существования нормальных социальных человеческих контактов и связей, и всегда способствует расширению кругозора детей, особенно старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Недоразвитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР может служить причиной возникновения проблем при общении. В наиболее тяжелых формах нарушения речевого развития может привести к отказу от речевой коммуникации вовсе. У старших дошкольников с ОНР, как правило, отсутствует навык составления связного монологического высказывания.
Степень изученности проблемы. В настоящее время в специальной психолого-педагогической литературе даются сведения об особенностях связной речи старших дошкольников с ОНР (Н. И. Каспарова, Р. И. Лалаева и др.). Выделяя особенности связной монологической речи старших дошкольников, исследователи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и др.) отмечают значимость изучения связных высказываний с точки зрения их целостности. Однако проблема развития устной монологической речи у старших дошкольников с ОНР представлена недостаточно – О. Е. Грибова, В. М. Гриншпун и др. Вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
На современном этапе существует противоречие между особенностями запросов образовательного учреждения и общества к речевому развитию детей и уровнем развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР. Разрешение данного противоречия и составит проблему настоящего исследования – изучение особенностей развития у старших дошкольников с ОНР связной монологической речи.
Цель исследования – изучить особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи связной монологической речи.
Объект исследования – связная монологическая речь.
Предмет исследования – особенности развития у старших дошкольников с ОНР связной монологической речи.
Гипотеза исследования: у старших дошкольников с ОНР наблюдаются нарушения в развитии связной монологической речи, что выражается в несформированности:
- навыка языкового оформления высказывания;
- навыка последовательного построения высказываний.
- умений составления связного монологического высказывания.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
2. Отобрать диагностические методики по определению особенностей развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
3. Выявить уровень развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение литературы по проблеме исследования; методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБДОУ «детский сад №22 комбинированного вида (г. Барнаул).
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Монологическая речь – это речь одного человека, она более развернута и грамматически оформлена по сравнению с диалогической, логически связана и систематична.
Отличительной особенностью речевого развития старших дошкольников с ОНР является своеобразие связной монологической речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Устная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами (нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи).
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования высказывания, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР непроизвольна, не проявляется осознанность в построении развернутого монологического высказывания. Связные высказывания старших дошкольников с ОНР несвязны, правила последовательности изложения не соблюдаются, логико-смысловая организация сообщения не согласована с темой.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антипова, Ж. В. Преодоление тяжелых нарушений речи у детей младшего школьного возраста : Учебно-методическое пособие / Ж. В. Антипова. – Москва : Секачев В.Ю., 2016. – 224 с.
2. Ахутина, Т. В. Культурно-исторические и естественно-научные основы нейропсихологии / Т. В. Ахутина // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 75-81.
3. Белополова, Ю. Развитие монологической речи у детей с нарушениями речи : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Ю. Белополова. – Томск : Изд-во Томского. гос. ун-та, 2018. – 235 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития детской речи / А. М. Бородич. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 569 с.
5. Волковская, Т. Н. Логопедическая помощь старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская. – Москва : Книголюб, 2017. – 104 с.
6. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : Учебное пособие / В. К. Воробьева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 471 с.
7. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 874 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. – Москва : Педагогика, 1991. – 67 с.
9. Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития : Монография / В. П. Глухов. – Москва : В. Секачев, 2016. – 452 с.
10. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19.
11. Гриншпун, В. М. Развитие коммуникативных умений и навыков старших дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / В. М. Гриншпун // Дефектология. – 2017. – № 3. – С. 81-84.
12. Дмитриевская, Н. Ф. Особенности самооценки как структурного компонента внутренней картины речевого дефекта у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Н. Ф. Дмитриевская // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 31-34.
13. Елкина, Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – №1. – С.142-147.
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у детей с речевыми нарушениями. Пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Эксмо, 2017. – 112 с.
15. Игнатьева, С. А. Коммуникативное поведение старших дошкольников с речевыми нарушениями / С. А. Игнатьева // Логопедия. – 2018. – № 1. – С. 87-93.
16. Каспарова, Н. И. Логопедия / Н. И. Каспарова. – Москва : АСТ, 2016. – 584 с.
17. Климкина, Е. А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2018. – № 10. – С. 20-22.
18. Коровко, Е. А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи / Е. А. Коровко // Специальное образование. – 2018. – № 1. – С. 22-33.
19. Круглова, А. В. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве / А. В. Круглова, О. С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
20. Кудрявцева, Л. А. Нарушение речи у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Кудрявцева. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 248 с.
21. Лалаева, Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева. – Ростов на Дону : Феникс, 2019. – 224 с.
22. Леонтьев, А. А. Психофизиологические механизмы речи / А. А. Леонтьев // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – Москва : Гном – Пресс, 2018. – 478 с.
23. Маркова, Н. Ш. Развитие монологической речи старших дошкольников на логопедических занятиях / Н. Ш. Маркова // Дефектология. – 2017. – №2. – С. 21-26.
24. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У. М. Сидорова. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
25. Смирнова, И. В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у старших дошкольников. Алалия, дизартрия, ОНР, ОДА / И. В. Смирнова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2015. – 320 с.
26. Ткаченко, Т. А. Особенности связной речи старших дошкольников с ОНР / Т. А. Ткаченко // Логопед. – 2017. – №3. – С. 56-58.
27. Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. В. Туманова. – Москва : Гном-Пресс, 2016. – 460 с.
28. Шахнарович, А. М. Проблема формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / А. М. Шахнарович. – Москва : Инфра-М, 2016. –741 с.
29. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи старших дошкольников и младших школьников / Ф. А. Фотекова. – Москва : Академия, 2013. – 121 с.
30. Ястребова, А. Р. Речь дошкольников с ОНР как объект работы логопеда / А.Р. Ястребова // Логопед. – 2017. – №2. – С. 74-78.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ