Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕКЦИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КФУ)

Работа №54858
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметантропология
Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности исламской архитектуры Средней Азии 8
1.1 Основные идеи ислама и их влияние на архитектуру 8
1.2 ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕНТРЫ СРЕДНЕЙ Азии 17
1.3 Фотография памятников архитектуры как историко-этнографический источник 31
ГЛАВА 2. Культовая архитектура Средней Азии в собрании Этнографического музея Казанского университета 39
2.1 Фотографии культовых построек Самарканда в собрании
Этнографического музея 39
2.2 Особенности архитектуры Гур-Эмира 52
2.3 Фотографии культовых построек Бухары, Хивы и других городов
«Русского Туркестана» в собрании Этнографического музея 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Приложение 77

Один из хадисов гласит «Аллах красив, и любит красоту». На протяжении длительного времени изобразительное искусство мусульман воплощалось в предметах, напрямую связанных с религией ислам. Изобразительное искусство исламского мира достигает вершины своего развития в архитектуре. Запрет на изображение живого привело к рождению искусства декоративного оформления архитектурных сооружений. Сочетание растительных и геометрических мотивов и цитат из Корана превратило орнамент в музыку для глаз, а арабески «в вечно продолжающуюся ткань Вселенной». Все разнообразие архитектурных форм и их убранства в фондах Этнографического музея Казанского государственного университета представлены в фотоматериалах из собраний музея Общества археологии, истории и этнографии и Кабинета географии и этнографии, сделанных в Хиве, Бухаре и Ташкенте. Фотографическая документация очень важна, т.к. отражает она определенные культурные факты, фотографии дают яркое и полное представление о традиционном аспекте жизни народов.
Этнографический музей Казанского государственного университета является одним из первых музеев гуманитарного направления на территории Волго - Уралья. Многообразие исламского мира в коллекциях Этнографического музея Казанского Государственного университета представлено несколькоми коллекциями, собранными в таких регионах как - Среднее Поволжье, Средняя Азия, Иран. Судьба этих коллекций невероятно сложна: часть коллекций была собрана членами Общества археологии, истории и этнографии в полевых экспедициях на территориях современных Узбекистана, Таджикистана, Туркестана; часть коллекций перешла в Этнографический музей из музея Отечествоведения Императорского Казанского университета, но история их происхождения большей частью не известна; часть подарена известными учеными и общественными деятелями г. Казани. Практически все фотографические работы из собрания
Актуальность и практический аспект темы исследования связаны с тем, что в последнее время наблюдается рост интереса к особенностям исламской архитектуры: создаются новые культовые постройки, проводятся специальные выставки, посвященные исламской архитектуре, публикуются исследования, посвященные эстетическим и архитектурным особенностям исламской архитектуры в разных центрах мусульманского мира. В связи с этим большую роль приобретает изучение культурного наследия ислама, особенно в фондах музеев. Существование в фондах Этнографического музея Казанского университета фотографий XIX в. исламской архитектуры в неисследованном виде, на фоне тенденции возрождения интереса к этому вопросу, делают тематику дипломной работы очень актуальной.
Объектом настоящего исследования является исламская архитектура. Предметом - фотографии культовых мусульманских объектов в собрании Этнографического музея Казанского университета.
Цель дипломной работы - исследование коллекции фотографий исламской архитектуры Средней Азии из фотофонда Этнографического музея Казанского университета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать становление и особенности исламской архитектуры Средней Азии на рубеже X - XIX вв.
2. Рассмотреть фотографию как этнографический источник, определить особенности фотографий архитектуры и культовых построек;
3. Рассмотреть этапы формирования фотографического собрания Этнографического музея Казанского университета, посвященного народам Средней Азии, и провести количественный и качественный анализ его фотофондов;
4. Выделить и охарактеризовать фотографии исламской архитектуры Средней Азии, представленные в фондах Этнографического музея Казанского университета;
5. Проанализировать проблемы атрибуции, классификации и интерпретации фотографии культовых мусульманских построек из собрания Этнографического музея Казанского университета.
Хронологические рамки исследования - период с VII по XIX вв. Верхняя временах граница обусловлена зарождением и распространением ислама как мировой религии и складыванием особенностей исламской архитектуры. Нижняя граница обусловлена временем создания фотографий культовых построек Средней Азии в собрании Этнографического музея Казанского университета.
В ходе работы были использованы общегуманитарные методы, среди которых наибольшую значимость сыграли метод компаративистского анализа - применяемый при анализе любого исторического феномена в его развитии, в его сущностной специфике, в его обусловленности многообразием факторов; дескриптивный (описательный) метод - при описании фотографий; хронологический метод - при анализе эволюции исламской архитектуры и анализе формирования коллекций фотографии Этнографического музея КФУ; типологический метод - для определения типа классификации фотографий исламской архитектуры.
Источниковая база дипломной работы состоит из фотоматериалов Этнографического музея Казанского университета, относящихся к культовым мусульманским постройкам Средней Азии. Еще одним источником для нас стали Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, в которых содержится информация об авторстве фотографий по данной проблематике.
Литературу по исследуемой проблематике можно разделить на две большие группы: первую составляют работы посвященные исламу и особенностям исламской архитектуры. Например, авторы трудов, составивших объемную и обширную историографию исламской архитектуры: В. Л. Воронина, Б. В. Веймарн, Г. А. Пугаченкова, Л. И. Ремпель, М. С. Булатов, они добывали материалы исследований в многолетних полевых изысканиях, в многотрудных археологических экспедициях и поездках с целью осмотра и обмера памятников.
Ко второй группе можно отнести работы специалистов по визуальной антропологии, занимающихся проблемами интерпретации фотографии как исторического источника. Например, одним из первых о необходимости подробной фотофиксации культур говорил Ф. Боас, а его ученица М. Мид стала автором самой знаменитой работы по полевой фотографии и методике визуальной фиксации «Балийский характер», с которой принято вести отсчет существования визуальной антропологии как нового научного направления. Богатый набор методических решений предлагает работа Дж. Коллиера «Визуальная антропология: фотография как исследовательский метод».
Научная новизна работы состоит в том, что впервые были выделены, проанализированы и систематизированы фотографии из собрания Этнографического музея КФУ, отражающие особенности исламской архитектуры Средней Азии; такие источники исследования как собственно фотографии, научные паспорта фотографий из фондового собрания Этнографического музея Казанского университета впервые введены в научный оборот; впервые нам удалось установить авторство большей части фотографий фонда «Средняя Азия».
Дипломная работа включает в себя введение, две главы, разделенные на три параграфа каждая, заключение, список использованных источников и литературы, приложение


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура. Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику культовых построек, был полностью подчинен потребностям нового религиозного мировоззрения.
В собраниях Этнографического музея Казанского Федерального Университета находится несколько сотен фотографий, на которых изображена архитектура городов Средней Азии. Архитектура является одним из первых визуальных объектов наряду с портретными снимками, которые с появлением фотографий стали фиксировать этнографы в экспедициях. На просторах Средней Азии рассеяны сотни памятников зодчества всех эпох, среди которых мы выделили фотографии улиц городов, домов знатных слоев населения, мечетей - внутренний и внешний вид, медресе, минаретов и мавзолеев.
Следует отметить, что на всех фотографиях из фотофонда «Средняя Азия» практически отсутствуют комментарии, они сопровожденные лишь краткими подписями о названии объекта или городе, где он размещен. Фотографии не подписаны и в описях и научных паспортах отсутствовали сведения том, кто является автором или кто является дарителем/поставщиком этих фотографий. Точной информации о том, кем именно были сделаны эти фотографии нет. Но нам удалось установить, что большую часть фотографических снимков передал в Общество археологии, истории и этнографии Н. Н. Пантусов - востоковед, этнограф, археолог, писатель. С 1874 г. в течение более 30-ти лет жил в г. Верном. Занимал ответственные посты в Семиреченском областном правлении, руководил работой административных комиссий, учебных заведений, библиотек, типографий, был членом Туркестанского и Семиреченского статистических комитетов,
Русского археологического общества, Археологической комиссии и Общества археологии, истории и этнографии. Изучал археологию, этнографию, фольклористику и географию Семиреченского края, а также узбекский, казахский и др. языки.
Нами были выявлены и изучены тридцать фотографий из собрания Этнографического музея Казанского университета, на которых запечатлена исламская архитектура. Из них двадцать восемь сделаны в пределах Средней Азии. В основном на фотографиях изображены внешние стороны построек и только на нескольких зафиксировано внутреннее убранство мечетей.
Все фотографии можно систематизировать по нескольким признакам. Во-первых, это географическое разделение. Десять фотографий сделано в городе Самарканд, здесь сделано самое большое количество фотографий. Остальные сделаны в таких городах, как: Бухара, Ташкент, Шаш, Хаджент, Ургенч, Хива. Во-вторых, можно выделить изображение по типам постройки: изображение внешних частей мечетей, минаретов, памятники и мавзолеи.
Фотографии наглядно отражают особенности исламской архитектуры Средней Азии, которая выражается в создании различных по своему назначению и художественному образу типов сооружений исходя из общей парадигмы и с использованием одних и тех же формообразующих элементов и композиционно-планировочных принципов.
Формирование специфически мусульманских архитектурных типов явилось одним из важнейших составляющих формирования средневековой исламской цивилизации. Типы исламской архитектуры складывались как на основе активного опыта предшествующих эпох и культур, так и в процессе установления мусульманского культа, идеологии, моральных норм и эстетических представлений.


1. Музейные фонды
1.1. ЭМУ ОФ IIIБ / Узбеки
1.2. ЭМУ-КП. И-Ф- III б -10. «Старый Ташкент. Медресе Ротанда»
1.3. ЭМУ-КП. И-Ф- III б -284. «Самарканд. Внутреннее убранство мечети Шахзинда»
1.4. ЭМУ-КП. И-Ф- III 6-521. «Бухара. Регистан»
1.5. ЭМУ-КП. И-Ф- III б 573. «Мечеть Калян»
1.6. ЭМУ-КП. И-Ф- III б- 589
1.7. ЭМУ-КП. И-Ф- III б- 652. «Золотая мечеть в Самарканде»
1.8. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш а-590. «Хива. Малый Минарет»
1.9. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш 6-50
1.10. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш б- 281
1.11. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш б- 287. «Памятник святому»
1.12. ЭМУ-КП. ИФ-Ш б- 50
1.13. ЭМУ-ЮТ. И-Ф-Ш б- 587. «Хотунь-мечеть»
1.14. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш 6-14. «Самарканд. Медресе Биби-Ханум с востока»
1.15. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш 6-19. «Хаджент. Минарет Сардовской мечети»
1.16. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш 6-273. «Ташкент. Самая древняя медресе»
1.17. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш 6-283. «Самарканд. Шахзинда»
1.18. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш 6-286. «Самарканд. Шахизинда»
1.19. ЭМУ-КП. И-Ф-Ш 6-522. «Самарканд. Медресе»
1.20. ЭМУ-КП. ОФ-Ш 6-2412. «Старый Ургенч. Древняя столица Хивинского ханства»
И. Литература
1) Асанов А. А. Мечеть Биби-Ханым. В кн. «Из истории искусства великого города». Ташкент, 1972., 2009. - 120 с.
2) Бакланов Н. Б. Герих. Геометрический орнамент Средней Азии и методы его построения.— СА. 1947, т. 9., 2004. - 172 с.
3) Бартольд В. В. Мечеть Биби-Ханым. «Сочинения», Т. 4. М., 1966., 2001. - 288 с.
4) Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековий город Средней Азии. Ленинград, 1973., 1990. - 300 с.
5) Булатов М. С. Искусные геометрические приемы в зодчестве Самарканда конца XIV — начала XV в.— ИЗУз. Вып. 4. Таш., 1959. - 320 с.
6) Булатов М. С. Искусные геометрические приемы в зодчестве Самарканда конца XIV начала XV вв. ИЗУ, IV. Ташкент, 1969- С.108 - 116.
7) Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX- ХУвв. М., 1988. -С. 26-43.
8) Булатова В. А. К истории сложения ансамбля Шах-и-Зинда в XV в. В кн. «Из истории эпохи Улугбека». Ташкент, 1965.-314 с.
9) Булатовой В.А., Шишкиной Г.В. Самарканд музей под открытым небом. Ташкент, 1986. -223 с.
10) Веймарн Б.В. Архитектурно декоративное искусство Узбекистана. М„ 1948.-249 с.
11) Веймарн Б.В. Искусство Средней Азии. Л., 1940. - 271 с.
12) Веймарн Б.В. Регистан в Самарканде. Москва, 1946. - 312 с.
13) Виноградов А.Н. Мавзолей восьмигранник в ансамбле Шах-и Зинда в Самарканде. Сб. «материалы по истории и теории архитектуры Узбекистана», Москва, 1950. - 296 с.
14) Воронин Л. Н. Устройство основания в памятниках архитектуры Средней Азии. МИТА. М., 1950. - 528 с.
15) Засыпкин Б.Н. Архитектурные памятники Средней Азии. Проблемы исследования и реставрации. Москва, 1928. - 378 с.
16) Засыпкин Б.Н. Вопросы изучения и реставрации ансамбля Шахи- Зинды. Ташкент, 1970. - 326 с.
17) Иванов А.А. бронзовых изделиях конца XIV в. из мавзолея Ходжи Ахмада Яссави // Средняя Азии и ее соседи в древности и средневековье. Москва, 1981.-634 с.
18) Кринский В.Ф., Ламцов И. В., Туркус М.А. Элементы архитектурнопространственной композиции. М., 1968. - 56 с,
19) Крюков К.С. Модуль в памятниках Средневекового зодчества. -АрхН. Вып. 17. Москва, 1964. - 384 с.
20) Левина В.А О резной деревианнои двери медресе Улог-бека в Бухаре. Ташкент, 1953. - 300 с.
21) Массой М.Е. Мавзолеи Гур амир . Ташкент, 1926. — 560 с.
22) Массой М.Е. Самаркандски Регестан.САГУ П.с.75.Ташкент,1950.- С. 5.
23) Массон М.Е. Ригистан и его медресе. Ташкент. 1926. - С. 114-116.
24) Массон М.Е. Соборная мечеть Тимура, известная под именем мечети Биби-ханым. Ташкент, 1926. - С. 82 - 89.
25) Немцева Н.Б. История изучения ансамбля Шах-и Зинда, «история и археология Средней Азии». Ашхабад, 1978. - С. 114-116.
26) Немцева Н.Б., Шваб Ю.З. Ансамбль Шах-и Зинда. Ташкент, 1979.-
С.187- 195.
27) Никитин Г. Н. Живописное убранство мавзолея Гур-Эмир. МИРАПУ. Ташкент, 1967. - 32 с.
28) Плетнев И. Е. Гур-Эмир. Ташкент, 1965. - 211 с.
29) Плетнев И. Е. К вопросу о реконструкции мавзолея Биби-Ханым в Самарканде.— Труды НИИ АСиА СССР в Ташкенте. Вып. 3. Таш., 1962. -
С. 31-53.
30) Плетнев И.Е. К вопросу о реконструкции мавзолея Биби-Ханым в Самарканде,- Труды НИИ АСиА СССР в Ташкенте. Вып. 3. Ташкент, 1962.-С.163-168.
31) Плетнев Я.Е. К вопрос о реконструктции мавзолея Биби-Ханум в Самарканде. 1962. - 185 с.
32) Полупанов С.Н. Архитектурные памятники Самарканда. М., 1948. - 43 с.
33) Пугаченкова Г. А Самарканд-Бухара. Москва, 1961. - 149 с.
34) Пугаченкова Г. А. Зодчество Узбекистана. Ташкент, 1959. - С. 81 - 85.
35) Пугаченкова Г.А Зодчество Узбекистана, Ташкент, 1959. - С.99 - 142.
36) Пугаченкова Г.А По древним памятникам Самарканда и Бухара. Москва, 1968.-С. 49-56.
37) Пугаченкова Г.А. Садово паркове искусство Средней Азии в эпоху Тимура и Тимуридов // Труды САГУ. Вып. 23. Ташкент., 1960. С. 55 - 57.
38) Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И Очерки искусства Средней Азии. Москва.,1982. - 352 с.
39) Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.и. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. Ташкент, 1958. - 256 с.
40) Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. История искусства Узбекистана с древнейших времен до средины девятнадцатого века. Москва, 1965. - 344 с.
41) Ратия Ш.Е. Мечеть Биби-Ханым. Москва, 1950. - С. 337-360.
42) Ремпел Л.И. Искусство Среднего востока .Москва, 1978. - 28 с.
43) Ставиский Б.Я. Искусство Средней Азии. Москва, 1974. - 432 с.
44) Умнияков И.И. Архитектурные памятники Средней Азии. Ташкент, 1929.-27 с.
45) Филимонов В.М Единица линейной меры измерения в практике проектирования и строительства в Средней Азии X XV вв,-Труды ТашПИ. Вып. 28. Ташкент, 1967. - 320 с.
46) Филиппов А.Е., Филиппова С.В. Брик Ф.Г., Архитектурная терракота, М., Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1941. - 220 с.
47) Филиппова С.В. Архитектурная майолика. Москва, 1956. - 144 с.
48) Шваб Ю.З. К истории сложения северной группы ансамбля Шах-и Зинда, ИМКУ, в. 5, Ташкент, 1964. - С. 109 - 125.
49) Шишкин В. А Надписи в ансамбле Шах-и Зенда. Ташкент, 1970. С. 40 -
55.
50) Шишкин В.А. Архитектурные памятники Бухары. Ташкент, 1936. - 79 с.
51) Шишкин В.А. О мнимом мавзолее «Улугбегим» в Шах-и Зинда. Общественные науки в Узбекистане, 1962. - 136 с.
52) Шукуров Ш.М. Образ храма (Imago templi). М., 2002. - 25 с.
53) Якубовский А.Ю. Мастера Ирана в Средней Азии при Тимуре. Москва, Ленинград, 1939. - С. 89 - 110.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.