МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОКУПАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ МБУ ЗАТО СЕВЕРСК «КОМБИНАТ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ» С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие и показатели качества
1.2 Методы оценки уровня качества продукции
1.3 Сущность конкурентоспособности продукции
1.4 Методы оценки конкурентоспособности продукции
1.5 Значение анализа качества и конкурентоспособности продукции
1.6 Факторы коммерческого успеха в кондитерском производстве
1.7 Маркетинговый подход к деятельности предприятия
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МБУ ЗАТО СЕВЕРСК «КОМБИНАТ ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»
2.1 Характеристика организации
2.2 Особенности деятельности муниципальных бюджетных учреждений
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности МБУ КШП
за 2013-2015 гг
3 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ Г.СЕВЕРСКА
3.1 Конкурентная среда МБУ КШП
3.2 Виды и структура кондитерской продукции МБУ КШП
3.3 Исследования удовлетворенности покупателей качеством
кондитерских изделий МУБ КШП
4 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
4.1 Использование активной упаковки
4.2 Совершенствование имиджа фирменной кондитерской
4.3 Совершенствование ассортимента кондитерского цеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой.
Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпает возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.
Объект исследования - Муниципальное Бюджетное Учреждение ЗАТО Северск «Комбинат школьного питания».
Предмет исследования - деятельность Муниципального Бюджетного Учреждения ЗАТО Северск «Комбинат школьного питания».
Цель работы - маркетинговые исследования удовлетворенности покупателей качеством продукции МБУ ЗАТО Северск «Комбинат школьного питания» с целью повышения ее конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические основы управления качеством и конкурентоспособностью продукции;
- ознакомиться с деятельностью анализируемого предприятия;
- провести анализ основных показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия за 2013-2015 г.г.;
- провести маркетинговые исследования удовлетворенности покупателей качеством продукции МБУ ЗАТО Северск «Комбинат школьного питания»;
- сделать выводы по результатам проведенного анализа и предложить пути повышения конкурентоспособности МБУ КШП.
Выпускная квалификационная работа «Маркетинговые исследования удовлетворенности покупателей качеством продукции МБУ ЗАТО Северск «Комбинат школьного питания» с целью повышения ее конкурентоспособности» состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические вопроса управления качеством и конкурентоспособностью продукции и их взаимосвязи.
Во второй главе дана характеристика МБУ ЗАТО Северск «Комбинат школьного питания», рассмотрена организационная структура управления, представлены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности за 2012-2014 гг. и сформулированы следующие выводы:
МБУ КШП является бюджетной организацией, но также осуществляет и внебюджетную деятельность, т.е. доходы организации формируется, как за счет поступлений из бюджета так и внебюджетных средств.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности Муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск "Комбинат школьного питания" показал, что финансовая дисциплина в анализируемом периоде не нарушается, т.к. по итогам работы за 2013, 2014 и 2015 гг. не выявлено дефицита или профицита бюджета.
В третьей главе представлены сведения о конкурентной среде МБУ ЗАТО Северск «Комбинат школьного питания», его конкурентных преимуществах и приведены результаты опроса покупателей.
Основные конкуренты МБУ КШП на рынке кондитерских изделий г. Северска:
- Антонов двор;
- Комбинат питания;
- Лёвушка.
Наиболее значимым конкурентом для МБУ КШП (Кондитерская Восторг) является кондитерская «Антонов двор».
Значение общего индекса конкурентоспособности свидетельствует об конкурентном положении МБУ КШП перед участниками рынка кондитерских изделий , кроме кондитерской «Антонов двор».
Однако у МБУ КШП есть преимущество перед всеми конкурентами в том, что его средняя цена не превышает цены своих главных конкурентов.
в продовольственных магазинах.
При выборе кондитерских изделий 62% опрошенных руководствуются личным опытом, рекомендациями продавца или случайных людей - 21%; советами друзей и знакомых - 15%, рекламой - 2%.
Периодичность приобретения различных видов кондитерских изделий зависит от их вида.
Меньшая часть опрошенных призналась, что при покупке им не важна торговая марка продукции, т.к. целеустремленны, приобрести нужный продукт у определенного производителя, не обращая особого внимания на его графическое оформление.
Остальные респонденты, на первое место поставили цену, второе место занимает производитель и свежесть продукции, на последних местах графическое оформление, фасовка и торговая марка. При учёте того, что большинство основывает свой выбор на личном опыте выходит, что главное - это цена продукции, её свежесть и производитель.
На вопрос «Какие параметры продукции необходимо улучшить» были получены следующие ответы: всё устраивает 36%, упаковка 10%, фасовка 6%, цена 18%, уровень обслуживания 30%.
В четвертой главе в качестве рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции МБУ ЗАТО Северск «Комбинат школьного питания» предложены следующие мероприятия:
- использование активной упаковки;
- совершенствование имиджа фирменной кондитерской;
- совершенствование ассортимента кондитерского цеха.
«Активная» упаковка содержит специальные добавки в пакетиках помещаемые внутрь упаковки, регулирующие процессы, происходящие внутри нее, и сообщающая о состоянии продукта.
С помощью такой упаковки стало возможным создание защитной среды
Эта технология имеет большой потенциал и преимущества:
- увеличение срока годности;
- предотвращение роста патогенных микробов;
- защита от испарений и влаги;
- предотвращение конденсации;
- снижение темпов окисления жиров;
- сохранение структуры продукта;
- снижение издержек и расширение географии поставок.
- защита от плесени, бактерий, прогорклости испарений и влаги;
- уменьшение потерь ценных витаминов, особенно А,С и Е;
- сохранение первоначального цвета, запаха и вкусовых качеств;
- устранение необходимости вносить добавки непосредственно в продукт
Для совершенствование имиджа фирменной кондитерской разработан план, который предусматривает: 1) совершенствование квалификации обслуживающего персонала за счет проведения семинаров, тренингов, обучающих программ, курсов повышения квалификации для повышения уровня сервиса; 2) размещение рекламы на радио, с целью охватить как можно больший процент целевой аудитории. 3) создания клиентской базы постоянных гостей для совершенствования их обслуживания, а именно знания их предпочтений, особенностей заказа, любимых блюд;
5) создание web-сайта; 6) новые позиции в меню и различные спецпредложения; 7) создание ещё более тематической и уютной атмосферы
Для совершенствование ассортимента кондитерского цеха Предлагается включить в ассортимент изделия с заменителями сахара для диабетического питания: булочка с творогом; слойка «Круассан» с кокосом; ромбики слоеные.
Поскольку продукция реализуется в школы, сады и учреждения санаторного типа все новые изделия относятся к ассортименту безкремовых изделий. Выпуск диабетических изделий позволит повысить конкурентоспособность ассортимента и привлечь новых покупателей.
Таким образом, для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое.
Прежде всего это:
- повышение конкурентоспособности продукции и предприятия;
- выход не только на внутренний, но и на внешний рынок,
- получение максимальной прибыли
- устойчивое финансовое положения предприятия и т.д.
Главным подходом при этом является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией, пользующейся повышенным спросом продукции, цены на которую будут ниже, чем у конкурентов, а качественные характеристики - выше.
1 Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Экономист, 2009. - №10. - С. 34-42.
2 Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика //Стандарты и качество, 2012. - №10. - С. 53 - 55.
3 Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич.
- СПб.: Питер, 2010. - 359 с.
4 Волкова О.И. Экономика предприятия (фирмы). - М.: ИНФРА-М, 2014. - 601 с.
5 Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85-87.
6 Горин В.В. Методы совершенствования качества продукции и услуг в хлебопекарной промышленности // Стандарты и качество, 2009. - №3. - С. 13 - 16.
7 Горфинкель В.Я. Экономика предприятия.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 767 с.
8 Губская М.В. Качество как фактор конкурентоспособности продукции// Стандарты качество, 2011. - №6. - С. 90 - 93.
9 Дегтярева Т.Д., Чулкова Е.А. Исследование состояния пищевой и перерабатывающей промышленности Новгородской области//Экономические науки, 2009. - 3(23). - С. 93-96.
10 Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием. - М.:ИНФРА-М, 2012. - 453 с.
11 Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. — 2013. — № 1-2.
12 Карпова Н.П. Оценка влияния качественных параметров потоков и процесса снабжения на показатели рентабельности // Аудит и финансовый анализ, 2011. - №2. - С. 1-5.
13 Кейлер В.А. Экономика предприятия. - М.;Новосибирск: ИНФРА-М: НГАЭиУ, 2014 .— 129 с.
14 Керимов С.А. Качество и безопасность производимой пищевой продукции промышленным предприятиям, проблемы и перспективы развития// Российское предпринимательство, 2011. - №8 - С. 173 - 177.
15 Кормнов Ю.А. Ориентация экономики на конкурентоспособность. // Экономист, 2007. - №1. - С. 38-48.
16 Маслов В.И. Эластичность качества продукции по цене и затратам// Стандарты и качество, 2012. - №9. - С. 88-90.
17 Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. — М.: Издательство «Альфа-Пресс». -2011. — 160с.
18 Нуралиев С.У.Маркетинг. - М.: Дашков и К, 2013. - 362 с.
19 Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 г.
20 Портер, М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. — 608 с.
21 Прокопенко С.Т., Дмитриченко М.И., Еремина М.А. Факторы определяющие качество пищевой продукции// Технико - технологические проблемы сервиса, 2012. - № 3(21). - С. 81- 85.
22 Розанова Н.М. Экономический анализ фирмы и рынка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 468 с.
23Саблина И. В. Концептуальные основы формирования механизма улучшения качества продукции // Экономика, 2007. - №1. - С. 129 - 131.
24 Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Эксмо, 2005. - 544 с.
25 Филатов О.К. Экономика предприятий (организаций). - М.: Финансы и статистика, 2008. - 512 с.
26 Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность. - М.: Юнити- Дана, 2008. - 296 с.
27 Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации, Конкурентоспособность:. - СПб.: Юнити-Дана, 2012. - 295 с.
28 Евстифейкина Е.А. Система обеспечения безопасности пищевой продукции: проблемы внедрения и пути их внедрения // Стандарты и качество, 2012. - №1. - С. 33 - 43.
29 Эриашвили Н.Д. Экономическая теория. - СПб.: Юнити-Дана, 2014. - 527 с.