Ведение 3
1. Теоретические основы стратегического анализа предприятия в
условиях неопределенности внешней среды 6
1.1 Стратегический анализ предприятия в системе стратегического
управления 6
1.2 Концепция стратегического анализа 13
1.3 Инструменты стратегического анализа 22
2. Инфраструктура поддержки развития бизнеса как объект
стратегического анализа 31
2.1 Назначение и состав инфраструктуры поддержки социально-экономического развития территорий 31
2.2 Место и роль особых экономических зон в модели развития
экономических систем регионального и муниципального уровня 39
2.3 Содержание анализа деятельности особых экономических зон 47
3. Стратегический анализ деятельности особой экономической зоны
промышленно-производственного типа «Алабуга» 55
3.1 Экономическая характеристика особой экономической зоны
промышленно-производственного типа «Алабуга» 55
3.2 Зарубежный опыт управления особыми экономическими зонами.... 65
3.3 Сценарии перспективного развития особой экономической зоны
промышленно-производственного типа «Алабуга» и оценка экономической эффективности их реализации 76
Заключение 92
Список используемой литературы 96
Рынки развивающихся стран, к которым относится Российская Федерация, характеризуются высоким уровнем неопределенности и темпами развития. Конкурирующим в них компаниям необходимо учитывать сложность и неопределенность среды в стратегии своего развития.
Разработка стратегии компании базируется на проведении стратегического анализа предприятия. Грамотность проведения, которого напрямую влияет на качество и эффективность разработанной на его основе стратегии компании.
На сегодняшний день актуальность исследования стратегического анализа обусловлена многообразием его инструментов, сфер применения, и вытекающих из них нюансов проведения анализа.
Исследование существующих методов и подходов к стратегическому анализу, а также разработка новых подходов, является широко изучаемой областью знаний. В связи с этим информационная база по данной теме представлена в широком спектре, как зарубежной, так и отечественной литературы, которая в свою очередь раскрывает как теоретические, так и практические основы проведения стратегического.
Целью работы является исследование теоретических и методологических основ проведения стратегического анализа экономических систем в условиях неопределенного поведения внешней среды.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) рассмотрены теоретические основы стратегического анализа в системе стратегического управления;
2) систематизированы концепции стратегического анализа;
3) классифицированы инструменты стратегического анализа;
4) определены назначение и состав инфраструктуры поддержки социально-экономического развития территорий;
5) выявлено место и роль особых экономических зон в модели развития экономических систем регионального и муниципального уровня;
6) определено содержание анализа деятельности особых экономических зон;
7) составлена экономическая характеристика особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга»;
8) рассмотрен зарубежный опыт управления особыми экономическими зонами;
9) разработаны сценарии перспективного развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» и оценка экономической эффективности их реализации
Объектом исследования является акционерное общество «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга».
Предметом исследования являются процедуры стратегического анализа в условиях неопределенности внешней среды.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе «Теоретические основы стратегического анализа предприятия в условиях неопределенности внешней среды» рассмотрены теоретические основы стратегического анализа предприятия, в том числе изучена концепция проведения анализа и классифицированы инструменты стратегического анализа
Во второй главе «Инфраструктура поддержки развития бизнеса как объект стратегического анализа» определено значение поддержки социально¬экономического развития территорий России, разобран состав ее инфраструктуры, дана характеристика составляющих.
В третьей главе «Стратегический анализ деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга», содержатся экономическая характеристика анализируемого акционерного общества, результаты анализа успешного зарубежного опыта управления особыми экономическими зонами, а также составлено три возможных сценария развития экономической зоны «Алабуга»
В заключении сделаны выводы по проведенной работе, отображены результаты исследования стратегического анализа в условиях неопределенности внешней среды.
В ходе дипломной работы, был рассмотрен стратегический анализ предприятия в условиях неопределенности внешней среды.
Стратегический анализ предприятия является первым этапом в процессе разработки стратегии предприятия, а значит, имеет ключевую роль в процессе стратегического управления.
Разработана концепция стратегического анализа предприятия, результатом которого является «поле стратегических альтернатив». Поле стратегических альтернатив - это перечень альтернативных направлений развития организации, каждое из которых в процессе стратегического анализа получает полную характеристику по заданным критериям.
На основании характеристик, полученных в ходе стратегического анализа, менеджмент компании имеет возможность принять решение о выборе наиболее соответствующей целям организации, стратегической альтернативы. В случае принятия решения о выборе конкретной альтернативы развития компании, начинается процесс разработки генеральной стратегии организации, где уже документально закрепляются стратегическая позиция фирмы, стратегия ее развития, генеральные цели и задачи.
Таким образом, стратегический анализ выступает основой для формулирования стратегических целей, задач и стратегии фирмы в целом.
В работе разработана классификация инструментов стратегического анализа, в рамках которой они были описаны и систематизированы.
Особая экономическая зона «Алабуга», выступающая в роли объекта исследования работы, имеет сложную внешнюю систему управления, описанную в различных документах. В рамках работы внешняя система управления была систематизирована и отображена на одной схеме.
ОЭЗ «Алабуга» является составляющей инфраструктуры социально-экономического развития России, которая в свою очередь многогранна и имеет тенденцию к расширению и качественному развитию.
Поддержка и развитие инфраструктуры социально-экономического развития важны, так как именно в развитой инфраструктуре и заключается секрет успешного развития экономики и страны в целом. Это происходит в следствии повышения инвестиционной привлекательности, улучшения как количественных, так и качественных показатели производства товаров и предоставления услуг, в следствии этого растет и уровень жизни населения, что в свою очередь является приоритетной задачей для любой страны.
Создание ОЭЗ практикуется во всем мире, в том числе и в странах, занимающих лидирующие позиции экономического и социального развития, при этом, их зоны показывают высокие показатели эффективности. Возможной причиной низкой эффективности ОЭЗ в России является отсутствие разработанных и утвержденных единых подходов к созданию и развитию особых экономических зон. Разработать их поможет анализ деятельности международных лидеров, а также тех ОЭЗ, что доказали свою эффективность на территории Российской Федерации, к примеру, ОЭЗ «Алабуга».
В условиях неопределенности внешней среды необходимо иметь четкое представление о возможных рисках, которые способны затруднить или приостановить деятельность компании, в связи с этим необходимо провести качественный анализ рисков.
Каждая экономическая зона имеет стратегию развития. Проведенный стратегический анализ позволяет оценить её эффективность и результативность.
Анализ деятельности особых экономических зон, помимо анализа финансовой деятельности, бенчмаркинга оценки эффективности в соответствии с установленными показателями, должен содержать в себе анализ ОЭЗ со всех ракурсов, так как при разработке или корректировки стратегии её эффективность зависит от достоверности и полноты используемой информации.
В связи с переходом ОЭЗ «Алабуга» на исключительно региональное субсидирование с федерально-регионального, компания имеет некоторые финансовые затруднения, однако остается лидирующим среди всех экономических зон России. Имея самое большое количество резидентов, особая экономическая зона «промышленно-производственного типа «Алабуга» по данным на 2016 год приносит порядка 66% дохода от совокупного дохода всех особых экономических зон России.
Используя опыт лидеров в сфере экономических зон, ОЭЗ «Алабуга» имеет возможность не затрачивая ресурсы на поиск собственных решений типовых для данной сферы задач, воспользоваться уже имеющимися решениями. Так, к примеру, актуальным для ОЭЗ «Алабуга» является опыт привлечения резидентов китайской СЭЗ. Упрощенный порядок получения регистрационного свидетельства резидента, сниженные требования к размеру и срокам внесения уставного капитала, упрощение подачи пакета регистрационных документов в режиме «одно окно», ускоренный процесс регистрации и кластерное размещение резидентов с целью оптимизации их деятельности, сделало СЭЗ «TEDA» привлекательным для новых резидентов, повысил их лояльность м открыл крупный иностранный инвестиционный поток на некогда закрытую территорию КНР
СЭЗ «Jafza» признана мировым лидером среди всех экономических зон. Во многом удерживать лидирующие позиции позволяет ей стратегия борьбы с конкурентами, в рамках которой аналитики СЭЗ в качестве конкурентов рассматривает не только существующие экономические зоны, но и те, которые только проектируются или строятся. При этом, анализируются заявленные сильные стороны проектируемой зоны, а ответные меры предпринимаются до того момента как конкурент начинает свою деятельность
По итогам проведенного анализа акционерного общества, получены сценария его возможного развития
Первый сценарий обусловлен действующей стратегией ОЭЗ «Алабуга» и является наиболее оптимистичным. На сегодняшний день ОЭЗ значительно отстает от прогнозируемых стратегией показателей под влиянием неопределенности внешней среды.
Реализация рассматриваемого сценария маловероятна, в связи с существующим отставанием фактических результатов от прогнозируемых.
Второй, реалистичный сценарий развития ОЭЗ основывается на имеющихся средних показателях развития ОЭЗ. Реализация реалистичного сценария более вероятна, так как учитывает темпы развития ОЭЗ «Алабуга». На протяжении всего своего существования ОЭЗ демонстрирует стабильное развитие. Осложнения связанные с сокращением бюджетирования могут быть решены здесь с приобретением статуса индустриального парка, который позволяет получить новый федеральный источник финансирования.
Реалистичный сценарий предусматривает сокращение издержек за счет полного наполнения 1 и 2 очереди строительства, что позволяет снизить амортизационные издержи и использовать имеющиеся мощности в полном объеме. Расширение строительства на 3 очередь строительства возможно здесь только при полном наполнении инфраструктурой и резидентами территорий 1 и 2 очереди строительства.
В рамках пессимистичного сценария развития ОЭЗ «Алабуга» сталкивается со снижением экономической эффективности, так как сценарий базируется на наихудших показателях деятельности ОЭЗ, связанных с нестабильной внешней политики государства, имиджа России, снижения инвестиционной привлекательности.
Отказ от нерентабельных проектов позволит высвободить дополнительные финансовые активы, которые станет возможным направить на развитие инфраструктуры соответствующей основной деятельности компании.
Наиболее эффективным и возможным сценарием развития является второй сценарий, на основании которого необходимо внести коррективы в существующую стратегию развития акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга».
1) Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
2) Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации».
3) Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
4) Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях
опережающего социально-экономического развития».
5) Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»
6) Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей».
7) Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 г. № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров».
8) Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2016
года № 643 «Об утверждении Порядка оценки эффективности
функционирования особой экономической зоны».
9) Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р
«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
10) Гозберг Л.М. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ Выпуск 2 - Москва: НИУ ВШЭ, 2014. - с. 27-49
11) Гозберг Л.М. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ
Выпуск 3 - Москва: НИУ ВШЭ, 2015. - с. 29-47
12) Гозберг Л.М. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ
Выпуск 4 - Москва: НИУ ВШЭ, 2016. - с. 26-50
13) Роберт Каплан Награда за блестящую реализацию стратегии / Роберт Каплан , Дэйвид Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2012. - с. 344
14) С.А. Попов Актуальный стратегический менеджмент. Видение. Цели. Изменения. Учебно-практическое пособие / С.А. Попов. - М.: Юрайт, 2014. - с. 448
15) Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент: учебник / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон - М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. - с. 337
16) Минцберг Г Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. / Г. Минцберг, Дж. Куинн, С. Гошал - СПб.: Питер, 2001. - с. 567
17) Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. / В. А. Винокуров- М.: Центр экономики и маркетинга. -2003. - с. 394
18) Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности "Менеджмент". / О.С. Виханский. - М.: МГУ, 2003. - с. 432
19) Галькович Р.С. Основы менеджмента. / Р.С. Галькович, В.И. Набоков В.И. - М.: ИНФРА-М, 2002. - с. 396
20) POWERBRANDING — лучшие инструменты стратегического
анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://powerbranding.ru/biznes-analiz/, свободный.
21) Стратегическое управление и планирование — Цели и основные этапы портфельного анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/stanaliz.htm/, свободный.
22) ЮЗГУ - курс лекций по дисциплине «Стратегический анализ коммерческих организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.swsu.ru/structura/up/ef/fik/nocfinans/StrategAnaliz/, свободный.
23) Официальный сайт АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» - резиденты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alabuga.ru/ru/, свободный.
24) Официальный сайт АО «ОЭЗ» - Виды объектов ОЭЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russez.ru/, свободный.
25) Официальный сайт СЭЗ «Jebel Ali Free Zone» - MEDIA CENTRE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jafza.ae/, свободный.
26) Официальный сайт СЭЗ «TEDA» - TEDA новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teda.gov.cn/, свободный.
27) Официальный сайт «Fortune500» - Full List [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fortune.com/fortune500/, свободный