Пути повышения конкурентоспособности предприятия в сфере розничной торговли (Управление конкурентоспособностью предприятия, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ) )
Объект исследовапния - АО «Аптека №220» (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Нижневартовск).
Основной вид деятельности - торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
Проведен анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Сделан анализ конкурентоспособности (Многоугольник конкурентоспособности, методика «4Р»).
Указаны пути повышения конкурентоспособности.
Рассчитана экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Введение 3
1 Характеристика конкурентоспособности предприятия 4
2 Исследование конъюнктуры рынка 13
3 Изучение конкурентов 26
4 Изучение потребителей 29
5 Оценка конкурентоспособности 31
6 Пути повышения конкурентоспособности 35
7 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что конкуренция, как определяющая характеристика рынка, оказывает сильное влияние на экономику предприятия, заставляя его превосходить конкурентов, следовательно, быть конкурентоспособным. В период развития рыночной экономики определяется необходимость формирования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности компании.
В связи с выявленной актуальностью, целью курсовой работы является разработка направлений повышения конкурентоспособности организации на основе её анализа.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
дать характеристика конкурентоспособности предприятия ;
рассмотреть процесс исследования конъюнктуры рынка;
исследовать процесс изучения конкурентов;
проанализировать сущность процесса изучения потребителей;
провести оценку конкурентоспособности организации;
обозначить пути повышения конкурентоспособности организации;
определить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования – АО «Аптека №220». Предмет – организация деятельности АО «Аптека №220».
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания, коэффициентный, графический, метод SWOT-анализа и многоугольника конкурентоспособности.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как М. Р. Афанасьева, Е. А. Запара, Е. В. Труш и др.
Курсовая работа состоит из введения, семи разделов, в том числе, расчёта экономической эффективности, заключения и списка использованных источников.
Итак, конкурентоспособность предприятия представляет собой процесс, при котором выявляется способность фирмы производить и реализовать свою продукцию, получать от неё прибыль, часть которой пойдёт на стимуляцию сотрудников, модернизацию производства, наращивания качества и количества производимых товаров.
Исследование рынка – один из видов маркетингового анализа, который состоит из сбора и обработки данных разных источников. С помощью исследования выявляют сильные и слабые стороны компании, положение на рынке, уровень конкуренции, находят подходящую нишу и каналы сбыта.
Конкурентный анализ – комплекс методов, который позволяет оценить сильные и слабые стороны конкурентов и выявить эффективные стратегии для формирования преимуществ исследуемой организации.
Также обязательным мероприятием при организации проектов маркетинговой и рекламной направленности является изучение поведения потребителей.
В практической части курсовой работы проведено исследование конкурентоспособности АО «Аптека №220».
АО «Аптека №220» выполняют фармацевтическую деятельность.
Руководством АО «Аптека №220» уже сделано большой вклад для обеспечения значительной степени эффективности конкурентной деятельности аптеки: высокое качество и широкий ассортимент товаров, стабильное положение на рынке Тюменской области.
У предприятия имеются как сильные стороны: опыт работы на рынке, широкий ассортимент товара, доступные цены на товар, график работы, так и слабые: малоактивная маркетинговая политика, неучастие персонала в принятии управленческих решений, дополнительные услуги, слабая PR компании.
Используя сильную сторону, такую как широкий опыт работы на рынке можно воспользоваться неудачным поведением конкурентов для укрепления своих позиций в фармакологической отрасли и расширить свою долю.
Для повышения конкурентоспособности, а также финансового результата АО «Аптека №220» и сохранения своего положения среди других фирм предлагается ввести две дополнительных услуги:
прокат изделий медицинского назначения и медицинской техники;
доставка лекарств покупателю.
За счет роста числа посетителей после внедрения первого мероприятия позволит аптеке получать дополнительную выручку в размере 43485 тыс. руб. в течение следующих двух лет. Вложения окупятся менее, чем за год (7-8 месяцев).
За счёт реализации второго направления мы можем спрогнозировать прирост чистой прибыли 11345,29 тыс.руб.
Таким образом, оценив результаты, можно сделать вывод, что внедрение дополнительной услуги проката товаров медицинского назначения и курьерской доставки товаров покупателю приведет к привлечению клиентов и повышению доходов организации, а также повысится качество обслуживания и конкурентоспособность на рынке.
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – Москва, 2016. – 252.
2. Аранжин В.В. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности современных организаций (по материалам российских научных публикаций) // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78086 (дата обращения: 26.03.2020).
3. Ансофф, И. Стратегическое управление: учебник / И. Ансофф. – Москва : Экономика, 2017. – 519 с.
4. Афанасьева, М. Р. Методические приемы проведения анализа внешней среды при выборе стратегии развития предприятия / М. Р. Афанасьева // Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник научных статей 4–ой Всероссийской научно–практической конференции. В 2–х томах. – 2019. – С. 73–75.
5. Березин, И. Н. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение: учебник / Н. И. Березин. – Москва : Инфра–М, 2017. – 480 с.
6. Березов, Н. И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. – М.: Ника–Центр, 2018. – 768 с.
7. Боровских, Н.В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия / Н.В. Боровских, Е.В. Паскевич // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 299–302.
8. Грузинов, В. П. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / В. Д. Грибов. – Москва : КноРус, 2017. – 94 с.
9. Драчева, Е. Л. Менеджмент : учебник / Е.Л. Драчева, Л. И. Юликов. – 13–е изд. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 304 с.
10. Егоров, А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий / А.С. Егоров // РЭБ. – 2017. – №3 (67). – С. 3–13.
11. Запара, Е. А. Стратегия конкуренции на рынке / Е. А. Запара // Труды Седьмой Всероссийской научной конференции международным участием «Региональная инновационная экономика : сущность, элементы, проблемы формирования». – Ульяновск. – 2017. – С 15–18.
12. Ковалев, А. И. Маркетинговый анализ : учебник / А. И. Ковалев, В. В. Войленко. – Москва : ЦЭиМ, 2017. – 176 с.
13. Захарова, Е.Ю. Особенности повышения конкурентоспособности предприятий в современных условиях / Е.Ю. Захарова // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2018. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2018/2883/2652»>www.scienceforum.ru/2018/2883/2652, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 26.03.2020).
14. Кирцнер, И. М. Конкуренция и предпринимательство / И. М. Кирцнер. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 377 с.
15. Конкрентоспособность как фактор успешности: монография / О.Н. Беленов, О.А. Колесникова, А.В. Звездинская, Е.В. Маслова; под общ. ред. Е.В. Масловой; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. – 74 с.
16. Криворотов, В.В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий / В.В. Криворотов. – Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2018. – 365 с.
17. Кузнецова, Л. В. Основы маркетинга : учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова. – Москва : Вузовский учебник, ИНФРА–М, 2018. – 139 c.
18. Ламбен Ж.–Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.–Ж. Ламбен, Р. Чумиитас, И. Шулинг; пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. 2–е изд. СанктПетербург: Питер, 2018. – 720 с.
19. Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М.: Издательство «Альфа–Пресс». – 2018. – 160 с.
20. Моисеева, Н. К. Современное предприятие : конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. – Москва : Внешторгиздат, 2019. – 304 с.
21. Портер, М. Конкуренция: учебник / М. Портер.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. – 608 с.
22. Сайфидинов, Б.С. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Б.С. Сайфидинов // Novainfo. – №65–1 [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/13055, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 26.03.2020).
23. Скотт, М. Вне конкуренции! / М. Скотт. – М.: Попурри, 2017. – 644 c.
24. Труш, Е. В. Внешний анализ конкурентов организации / Е. В. Труш, В. М. Шарапова // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 2. – С. 51–55.
25. Фармацевтический рынок России [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/march_2020_pharmacy_analysis.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 7.11.2020).
26. Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. – 2018. – №4. – С. 181–185.