ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА 6
1.1. Методологические основы организации детского отдыха 6
1.2. История развития детского отдыха 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА В РОССИИ И РТ 20
2.1. Виды и типы детских лагерей 20
2.2. Проблемы и перспективы развития детского отдыха 28
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА В РТ 32
3.1. Организация отдыха в детском оздоровительном лагере «Сосновый бор» 32
3.2 Проблемы и перспективы развития оздоровительного лагеря
«Сосновый бор» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопрос организации детского отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период один из глобальных вопросов в решении которой участвуют и социальные службы и Министерство образования, и руководители образовательных учреждений и т.д. Необходимость изучать детский оздоровительный лагерь, обусловлена большой значимостью данных учреждений.
Главная задача оздоровительного лагеря - это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Задача педагогов в детском лагере - реализация этих возможностей. В сегодняшний день дети которые зависимы от компьютеров и смартфонов, занять детей досуг с пользой для здоровья очень актуальна.
Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют «Конвенция о правах ребенка»(1989г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей.
Каковы положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха? Это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков. Все это обуславливает актуальность данной темы.
Цель исследования: изучить специфику организации деятельности детей в детском оздоровительном лагере.
Объект исследования: организация деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях.
Предмет исследования: особенности организации деятельности детского оздоровительного лагеря.
Задачи исследования:
1 .Изучить и проанализировать специализированную литературу и другие источники информации по данному вопросу.
2.Определить специфику работы детского оздоровительного лагеря.
3. Рассмотреть организацию деятельности детей в детском
оздоровительном лагере.
4. Выявить проблемы и перспективы данной области.
Методы исследования:
В ходе исследования применялись методы теоретического анализа и обобщения литературных данных, констатирующего, сравнительного и формирующего исследования. В качестве основных использовались методы опроса (анкетирование, беседа) тестирования, а также анализа документации.
Теоретическая основа исследования:
Исследованиями касательно детского отдыха занимались: Н.И.Никитина, М.Е. Сысоева, Н.Ф. Дик и другие.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы значимы для специалистов по работе с семьей и детьми, классных руководителей, социальных педагогов, работников детских оздоровительных лагерей, а так же всех специалистов, которые в своей работе затрагивают вопросы семьи и детей, работников детских оздоровительных лагерей.
Рекомендации по решению проблем развития детского отдыха в сфере оздоровительных лагерей:
-рекомендуем повысить качество услуг, которые предоставляются оздоровительными лагерями;
-улучшить и обновить материально-техническую базу лагеря;
-обеспечить максимальную безопасность и предупредить детский травматизм в лагере, продумать схему страхования за период отдыха ребенка в лагере;
-подготовить компетентных кадров, которые бы ориентировались именно на досуг и оздоровление детей;
-привлечь студентов педагогических вузов и колледжей для работы с подростками-детьми;
-рассмотреть социальную помощь для поддержки родителей покупающих путевки, продумать пути компенсации части финансовых затрат родителей ;
-поддержка организаций, которые оказывают услуги в сфере детского отдыха для возмещения убытков целевыми, республиканскими, федеральными программами.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 57 источника, приложения.
Проведение с пользой для здоровья летних каникул детей и подростков большой и актуальный вопрос среди родителей и чиновников. Ведь накопившую усталость, энергию за зиму надо куда то выплеснуть, отдохнуть, набрать хорошую энергию и силы для следующего учебного года. Сегодняшний день диктует новые правила, за безопасностью детей необходимо следить вдвойне, втройне больше, так как предостерегающих их опасностей не сосчитать: это и алкоголь, и наркотики, и компьютер, и многое др.
Очень много детей беспризорников, оставшихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот. Жизнь с одной стороны налаживается, а с другой экономический кризис, вечная занятость родителей на работе, нежелание заниматься с ребенком и другие проблемы диктуют правила совсем иного характера. Все эти проблемы ложатся на плечи государства. И их необходимо срочно решать, так как сегодняшние дети и подростки наше завтрашнее будущее. Если вовремя не обратить внимание, пренебрегать интересами детей, все это навредит и психике и здоровью и нравственной стороне ребенка.
Как один из оптимальных вариантов решения данной проблемы в летний период можно назвать оздоровительные лагеря. Итак, рассмотрев на примере лагеря «Сосновый бор» Зеленодольского района РТ деятельность оздоровительных лагерей, мы сделали следующие выводы:
- в литературе этот вопрос рассматривается не достаточно широко. Малоизученность данной сферы делает многие проблемы уязвимыми. Необходимы методические разработки современности по осуществлению деятельности оздоровительных лагерей. Давно уже настал XXI век, а литература в которой освещаются методики и техники с прошлого века. Все это приводит к тому, что педагогам-организаторам, руководителям данных учреждений приходится работать на ощупь, путем ошибок и промахов;
- изучив проблемы детских оздоровительных лагерей, можно назвать основную из них- финансовая сторона вопроса. Необходимы целевые и федеральные программы для решения финансовых проблем, в том числе и проблему обветшания зданий, морально-технически устаревших оборудований, обустройство быта, проведение экскурсий;
- изучив специфику организации деятельности детей в детском оздоровительном лагере, можно сказать, что данный труд не оценивается по достоинству. Заработная плата сотрудникам маленькая, что в свою очередь влечет большие проблемы по укомплектованности кадрами, качества предоставляемых услуг.
- рассмотрена организация деятельности детей в детском оздоровительном лагере, выявлены главные закономерности работы с детьми и подростками.
-выявлены проблемы и перспективы, которых немало в этой области - начиная от финансов заканчивая проблемами перевозки, кадровой оснащенности, а в перспективах решение всех этих проблем, если же данные проблемы не решить в скором времени, эта система может перестать существовать. Конкурентоспособность оздоровительных лагерей падает с каждым днем, они на фоне частных детских лагерей выглядеть издержками прошлого века, ведь и качество предоставляемых услуг и внешний вид оставляет желать лучшего.
Нельзя забывать, что сегодняшние дети - это завтрашнее наше будущее. Как мы будем относиться к ним сегодня, как мы их воспитаем, так они будут относиться к нам и к нашему государству. Воспитание нашего будущего поколение - это большой вклад в наше спокойную и беззаботную старость. Воспитав только счастливых, ответственных, умных детей, мы можем быть уверены в своем будущем. А оздоровительные лагеря один из звеньев, крупинка в пути воспитания достойного гражданина нашей страны.
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016). - "Парламентская газета". - N 151-152. - 10.08.2000. -www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об
образовании в Российской Федерации". - "Российская газета", N 303,
31.12.2012. -www.consultant.ru.
3. Постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 29- ПП "Об организации отдыха и оздоровления детей города Москвы в 2011 году и последующие годы" (ред. от 20.01.2016 г.). - Текст официально опубликован не был. -www.garant.ru.
4. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 191 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году" (ред. от 19.07.2002 г.). - "Российская газета". - 10.04.2002. - № 64. -www.garant.ru.
5. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации "Российское движение школьников". - "Российская газета". - 02.11.2015. - N 247. -www. consultant. ru.
6. Указ Президента РФ от 16.09.1992 N 1075 (ред. от 12.04.1999) "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики". - "Собрание актов Президента и Правительства РФ". - 12.09.1992. - № 12, ст. 924. -www.consultant.ru.
7. Афанасьев С. А. Детский праздник в школе, лагере и дома: подсказки организаторам досуговой деятельности. - Н. Новгород, 2010.
8. Афанасьев С. А. Сто отрядных дел. - Кострома, 2013.
9. Афанасьев С. А. Что делать с детьми в загородном лагере. - М.,
2014.
10. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере // Учебно-методическое пособие. - Ярославль, 2013.
11. Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента // Учеб. пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений // Пер. с англ. - СПб., 2014.
12. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга // Учебник. - М., 2008.
13. Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность: сборник научных статей / Под ред. Ромм Т.А. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 204 с.
14. Воспитательный процесс: изучение эффективности // Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2013.
15. Газман О.С., Иванов О.В. Содержание деятельности и опыт работы в загородном лагере. - М., 2012.
16. Газман О., Матвеев В. Педагогика в пионерском лагере // Из опыта работы Всесоюзного лагеря «Орленок». - М., 1982.
17. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. - М.:ЦГЛ, 2014. - 152 с.
18. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д, 2006
19. Иванов А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр // Детский досуг. - 2011. - № 4. - С. 46-74.
20. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере // Метод. рекомендации. - Екатеринбург, 2006.
21. Календарь вожатого. Для тех, кто едет в лагерь первый раз, и не
только...: учебно-практическое пособие по организации социально¬
педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере / А.В. Щербаков, В.Г. Швеммер, Е.А.Киселева и др. - Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2014. - 69 с.
22. Коллективные творческие дела от «А» до «Я» // Методические рекомендации / Сост. Г.Г.Кругликова. - Нижневартовск, 2007.
23. Кочева Е. Ю. Стандарт ресурсного обеспечения культурно¬досуговых мероприятий // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - N 11. - С. 6-24.
24. Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С. Ролевая игра в детском загородном лагере: Методика проведения игровой тематической смены - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 263 с.
25. Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы // составитель А.М.Парков. - М., 2008.
26. Летняя страна детства для юных граждан России // Методологические основы организации деятельности летних детских образовательно-оздоровительных учреждений // Пособие в помощь организаторам летнего отдыха детей под ред. Г.П.Будановой. - М., 1997.
27. Линкер Г.Р. Творческие учебные задания в структуре формирования у студентов педвуза готовности к организации летнего отдыха детей и подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,2006.
28. Лобачева С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. - М., 2007.
29. Лосева О.А. Режим и организация досуга. - М.: Педагогика, 2011.
30. Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детских общественных объединений // Детский досуг. - 2012. - № 3. - С. 14-23.
31. Методические рекомендации по совершенствованию
воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга. приложение N 2 к письму Минобрнауки России от 14. 04. 2011, N МД-463/06 // Внешкольник. - 2011. - N 3. - С. 19-25.
32. Мозаика детского отдыха. - Минск, 2006.
33. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2010.
34. Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря // Методическое пособие под ред. Т.В.Токаревой. -Нижневартовск, 2012
35. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. - 2006.- №3 - с.245-251.
36. Опарина Н. А. Замысел и воплощение мероприятия зрелищного досуга // Я вхожу в мир искусств. - 2012. - № 1. - С. 39-61.
37. Обидина Е. В. Организация деятельности летних оздоровительных досуговых групп для несовершеннолетних на базе комплексного центра социального обслуживания // Работник социальной службы. - 2012. - № 5. - С. 54-61.
38. Пономарева Т. А. Социальный проект организации летнего досуга и занятости детей и подростков "Радужное настроение" // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 9. - С. 65-73.
39. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах // Учебно-методическое пособие. - М., 2004.
40. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. // гл. ред. В.В.Давыдов. -М., 1993.
41. Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха.- М.: Народное образование, 2000.
42. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. - М., 2011.
43. Седова Л. Н. Лето — пора творческая: учебно-метод. Пособие. - Балашов, 2000.
44. Социализация детей в условиях социозащитного оздоровительного детского лагеря дневного пребывания // Методическое пособие под ред. Т.В.Токаревой. - Нижневартовск, 2004.
45. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей // Учебно-методическое пособие. - М., 2009.
46. Таран Ю.Н. Как разработать программу детского объединения // Методические рекомендации в вопросах и ответах. - Липецк, 2010.
47. Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. - Н.Новгород, 2016.
48. Титов С.В. Здравствуй, лето! // Мероприятия в детском загородном лагере. - Волгоград: Учитель, 2013.
49. Титов, С.В. Ура, каникулы! // библиотека вожатого / - М.: ТЦ Сфера, 2002.
50. Учебно-методическая работа в детском оздоровительном лагере // сост. В.А.Ковалевич, И.Н.Наумова, Т.Н.Фомичева). - Ростов н/Д, 2005.
51. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2012.
52. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вестник // спец. вып. сер.«Педотряд раскрывает секреты» // Секреты вожатского мастерства. - М., 2000.
53. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый - старт в профессию // КИПАРИС // Учебное пособие по организации досуга детей. - М., 2005.
54. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. - М, 2014.
55. Шмаков, С.А. Лето. - М.: Магистр, 2013.
56. Энциклопедия досуга: книга для детей и взрослых. - М.: АСТ - Пресс, 2009.
57. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. КИПАРИС-9. - М.,2015.