ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ПОНЯТИЕМ «МАТЕРИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ» В ВОСПИТАНИИ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ К МАТЕРИАЛЬНОМУ БЛАГОСОСТОЯНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава I. Основные характеристики фразеологических единиц 11
1.1. Понятие фразеологических единиц и их признаки 11
1.2. Классификация фразеологических единиц английского языка 23
1.3. Типы фразеологизмов с точки зрения семантической устойчивости
(слитности) их компонентов 29
Выводы к первой главе 34
Глава II. Лексико-семантические особенности фразеологических единиц со значением «материальное благосостояние» 36
2.1. Семантические группы фразеологических единиц со значением
«материальное благосостояние» 36
2.2. Тематическая группа фразеологических единиц с компонентом «Богатство» 43
2.3. Тематическая группа фразеологических единиц с компонентом «Бедность»
47
Выводы по второй главе 55
Глава III. Воспитание оценочного отношения у обучающихся средней школы к материальному благосостоянию 57
3.1 Методы изучения фразеологических единиц на уроках английского языка 57
3.2. Формирование оценочного отношения к материальному благосостоянию у учащихся на уроках английского языка 65
Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 76
Глава I. Основные характеристики фразеологических единиц 11
1.1. Понятие фразеологических единиц и их признаки 11
1.2. Классификация фразеологических единиц английского языка 23
1.3. Типы фразеологизмов с точки зрения семантической устойчивости
(слитности) их компонентов 29
Выводы к первой главе 34
Глава II. Лексико-семантические особенности фразеологических единиц со значением «материальное благосостояние» 36
2.1. Семантические группы фразеологических единиц со значением
«материальное благосостояние» 36
2.2. Тематическая группа фразеологических единиц с компонентом «Богатство» 43
2.3. Тематическая группа фразеологических единиц с компонентом «Бедность»
47
Выводы по второй главе 55
Глава III. Воспитание оценочного отношения у обучающихся средней школы к материальному благосостоянию 57
3.1 Методы изучения фразеологических единиц на уроках английского языка 57
3.2. Формирование оценочного отношения к материальному благосостоянию у учащихся на уроках английского языка 65
Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 76
Актуальность темы. Современная наука, в том числе и языкознание, развивается и функционирует в довольно своеобразную, уникальную историческую эпоху. Ее сущность определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, выбора моральных и материальных ценностей, поиска им новых путей цивилизационного развития. В общем языкознании последних лет начала складываться именно модель изучения языка, направленная на человека, через призму сознания его носителей и выделения в языковых объектах знаков той или иной культуры. Человек, ученик - носитель своеобразного национального своеобразия, которая может быть исследована через язык, являющийся важнейшим из средств идентификации человека, общности, государства. Национальное своеобразие, особенности носителя иностранного языка отражаются во фразеологизмах являющихся важной категорией лингвистики и лингвокультурологии.
При этом фразеологический фонд является одним из самых интересных объектов исследования в языкознании. В ее единицах мы можем наблюдать своеобразие жизни любого государства, систему ценностей конкретного человеческого общества на данном этапе развития общественных отношений. Процесс формирования фразеологизмов тесно связан с историческими событиями, взглядами человеческого общества, ценностями, присущими ему на данном этапе культурного развития. Таким образом, важным для исследования в английском языке стал концепт «материальное благосостояние», ключевыми словами которого являются лексемы «богатство», «бедность». Это связано с тем, что в последнее время стали актуальными, неоднозначными и проблемными вопросы стремления к обогащению, приоритета материальных ценностей над моральными.
Актуальность работы определяется также необходимостью изучения фразеологической системы с функциональной позиции, что позволяет выявить разнообразные функционально-семантические возможности фразеологических единиц, связанных с понятием «Материальное благосостояние» в английском языке, а также необходимостью систематизировать фразеологизмы с концептом «Богатство», «Бедность».
Сегодняшнее российское общество переживает целый ряд сложных политических, экономических, социальных и культурных событий, влияющих на русский менталитет. Концепт «материальное благосостояние» является одним из ключевых концептов, способствующих пониманию этих изменений учащимися средней школы, поскольку включен во многие аспекты жизни, в том числе и в выработку системы ценностей конкретного индивида. Формирование оценочных понятий наиболее эффективно в школьном возрасте.
В то же время, формирование оценочного отношения учащихся к материальному благосостоянию является одной из целей образовательного процесса по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее - ФГОС ООО) [24].
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются фразеологические единицы английского языка, объединенные понятием «материальное благосостояние».
Предметом исследования являются средства и методы воспитания оценочного отношения у учащихся средней школы к материальному благосостоянию на основе характеристики фразеологических единиц, объединенных понятием «материальное благосостояние».
Цель исследования - дать всестороннюю характеристику фразеологических единиц, объединенных понятием «материальное благосостояние» в воспитании оценочного отношения у учащихся средней школы к материальному благосостоянию.
Задачи исследования:
- выделить основные характеристики фразеологических единиц;
- рассмотреть лексико-семантические особенности фразеологических единиц со значением «материальное благосостояние»,
- выявить особенности воспитания оценочного отношения у учащихся средней школы к материальному благосостоянию.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования использовался комплекс методов и приемов анализа фактического материала английского языка. Прежде всего, это метод фразеологической идентификации А.В. Кунина [19, с. 67], описательный и структурно - семантический методы.
Теоретической базой исследования явились работы ученых-филологов, языковедов, таких, как В.В. Виноградов, А.В. Кунин, М.И. Фомина, Н.В. Коноплева, А.С. Лукина, Е.Н. Абрашина, Р.В. Патюкова, Л.А. Поломошнов и ДР-
Теоретическая значимость. Проведенное дипломное исследование позволило выявить национальную языковую специфику фразеологизмов английского языка с понятием «Материальное благосостояние». Расстроены вопросы формирования оценочного отношения у учащихся средней школы к материальному благосостоянию.
Базой исследования является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее - МБОУ «СОШ №3»), расположенное по адресу: 423650, Республика Татарстан, Менделеевский район, город Менделеевск, бульвар Интернационалистов, дом 2.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
При этом фразеологический фонд является одним из самых интересных объектов исследования в языкознании. В ее единицах мы можем наблюдать своеобразие жизни любого государства, систему ценностей конкретного человеческого общества на данном этапе развития общественных отношений. Процесс формирования фразеологизмов тесно связан с историческими событиями, взглядами человеческого общества, ценностями, присущими ему на данном этапе культурного развития. Таким образом, важным для исследования в английском языке стал концепт «материальное благосостояние», ключевыми словами которого являются лексемы «богатство», «бедность». Это связано с тем, что в последнее время стали актуальными, неоднозначными и проблемными вопросы стремления к обогащению, приоритета материальных ценностей над моральными.
Актуальность работы определяется также необходимостью изучения фразеологической системы с функциональной позиции, что позволяет выявить разнообразные функционально-семантические возможности фразеологических единиц, связанных с понятием «Материальное благосостояние» в английском языке, а также необходимостью систематизировать фразеологизмы с концептом «Богатство», «Бедность».
Сегодняшнее российское общество переживает целый ряд сложных политических, экономических, социальных и культурных событий, влияющих на русский менталитет. Концепт «материальное благосостояние» является одним из ключевых концептов, способствующих пониманию этих изменений учащимися средней школы, поскольку включен во многие аспекты жизни, в том числе и в выработку системы ценностей конкретного индивида. Формирование оценочных понятий наиболее эффективно в школьном возрасте.
В то же время, формирование оценочного отношения учащихся к материальному благосостоянию является одной из целей образовательного процесса по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее - ФГОС ООО) [24].
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются фразеологические единицы английского языка, объединенные понятием «материальное благосостояние».
Предметом исследования являются средства и методы воспитания оценочного отношения у учащихся средней школы к материальному благосостоянию на основе характеристики фразеологических единиц, объединенных понятием «материальное благосостояние».
Цель исследования - дать всестороннюю характеристику фразеологических единиц, объединенных понятием «материальное благосостояние» в воспитании оценочного отношения у учащихся средней школы к материальному благосостоянию.
Задачи исследования:
- выделить основные характеристики фразеологических единиц;
- рассмотреть лексико-семантические особенности фразеологических единиц со значением «материальное благосостояние»,
- выявить особенности воспитания оценочного отношения у учащихся средней школы к материальному благосостоянию.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования использовался комплекс методов и приемов анализа фактического материала английского языка. Прежде всего, это метод фразеологической идентификации А.В. Кунина [19, с. 67], описательный и структурно - семантический методы.
Теоретической базой исследования явились работы ученых-филологов, языковедов, таких, как В.В. Виноградов, А.В. Кунин, М.И. Фомина, Н.В. Коноплева, А.С. Лукина, Е.Н. Абрашина, Р.В. Патюкова, Л.А. Поломошнов и ДР-
Теоретическая значимость. Проведенное дипломное исследование позволило выявить национальную языковую специфику фразеологизмов английского языка с понятием «Материальное благосостояние». Расстроены вопросы формирования оценочного отношения у учащихся средней школы к материальному благосостоянию.
Базой исследования является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее - МБОУ «СОШ №3»), расположенное по адресу: 423650, Республика Татарстан, Менделеевский район, город Менделеевск, бульвар Интернационалистов, дом 2.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В заключение проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что следует говорить о грандиозности такого явления языка, как фразеология. В современном английском языке, как, в принципе, и других языках, существует огромное количество фразеологических оборотов, обогащающих и делающих язык более ярким, своеобразным и эмоциональным. Кроме того, велика ценность фразеологических оборотов с точки зрения страноведения, так как при соприкосновении и последующем изучении иностранного языка происходит определенное углубление в иноязычную культуру, историю и даже, возможно, понимание образа жизни и особенностей быта народа изучаемого иностранного языка. Одним словом, изучение фразеологии языка - неотъемлемая часть его освоения, без которой коммуникация с иноязычными представителями будет осуществляться довольно сложно.
Из самого определения следует, что концепт «Материальное благосостояние» является оценочным и уровневым. В определение уровня благосостояния субъекта включается как часть жизненного бытия человека большая или меньшая положительная ценность, а благодаря основе «благо» отрицательные характеристики исключаются. Ядро лексико-семантического поля образуют лексемы «Богатство» и «Бедность», наиболее близкие к ключевому слову по своему семному составу.
В ходе решения задач исследования, мы пришли к ряду выводов:
Исследование смысловых систем фразеологических единиц, характерных для личностно - ориентированного общения, способствует предоставлению систематизированной и полной информации, достаточной для создания ориентировочной основы соответствующих речевых действий. Обучение личностно-ориентированной фразеосемантике при обучении иностранному языку намного эффективнее проходит в системе смыслового поля, чем изучение этих же фразеологических единиц без системы, ибо учитывает особенности человеческой индивидуальности в восприятии иностранного языка и иноязычной культуры.
При изучении английского языка как иностранного фразеология представляет особую проблему при освоении, но, с другой стороны, после изучения и понимания данного раздела легче понять английскую речь, выразить свою мысль и избежать дословных переводов предложений.
Единой классификации фразеологизмов, как русского, так и английского языка, до настоящего времени не существует, т.к. ученые делят фразеологические единицы исходя из различных принципов: «структуры, семантики, коммуникативной функции, этимологии фразеологических единиц, подходов к их переводу на другие языки» и др.
Анализ фразеологических единиц с компонентом «Материальное благосостояние» показывает, что образы этого социального явления во фразеологии используются для описания современного мира во всем его разнообразии - от характеристики человека, его внешних качеств и внутренних свойств, деятельности и поведения - до характеристики ситуации в государстве в целом.
Эффективность формирования ценностного отношения школьников в сфере материального благосостояния через активное использование фразеологических оборотов на уроках английского языка обеспечивается нами посредством таких взаимосвязанных педагогических условий, как инициирования творческих способностей учащихся; реализации личностно-ориентированного принципа в обучении и воспитании; использования совокупности форм активного обучения; создания положительного эмоционального климата в группе и адекватного отклика на изучаемый материал.
Рассматривая формирование ценностного отношения к вопросам материального благосостояния не только как цель школьного образования и воспитания, но и как результат деятельностно-компетентностной парадигмы образования, необходимо продолжить работу по формированию ценностного отношения школьников в сфере материального благосостояния во внеурочной деятельности по обучению английскому языку.
Из самого определения следует, что концепт «Материальное благосостояние» является оценочным и уровневым. В определение уровня благосостояния субъекта включается как часть жизненного бытия человека большая или меньшая положительная ценность, а благодаря основе «благо» отрицательные характеристики исключаются. Ядро лексико-семантического поля образуют лексемы «Богатство» и «Бедность», наиболее близкие к ключевому слову по своему семному составу.
В ходе решения задач исследования, мы пришли к ряду выводов:
Исследование смысловых систем фразеологических единиц, характерных для личностно - ориентированного общения, способствует предоставлению систематизированной и полной информации, достаточной для создания ориентировочной основы соответствующих речевых действий. Обучение личностно-ориентированной фразеосемантике при обучении иностранному языку намного эффективнее проходит в системе смыслового поля, чем изучение этих же фразеологических единиц без системы, ибо учитывает особенности человеческой индивидуальности в восприятии иностранного языка и иноязычной культуры.
При изучении английского языка как иностранного фразеология представляет особую проблему при освоении, но, с другой стороны, после изучения и понимания данного раздела легче понять английскую речь, выразить свою мысль и избежать дословных переводов предложений.
Единой классификации фразеологизмов, как русского, так и английского языка, до настоящего времени не существует, т.к. ученые делят фразеологические единицы исходя из различных принципов: «структуры, семантики, коммуникативной функции, этимологии фразеологических единиц, подходов к их переводу на другие языки» и др.
Анализ фразеологических единиц с компонентом «Материальное благосостояние» показывает, что образы этого социального явления во фразеологии используются для описания современного мира во всем его разнообразии - от характеристики человека, его внешних качеств и внутренних свойств, деятельности и поведения - до характеристики ситуации в государстве в целом.
Эффективность формирования ценностного отношения школьников в сфере материального благосостояния через активное использование фразеологических оборотов на уроках английского языка обеспечивается нами посредством таких взаимосвязанных педагогических условий, как инициирования творческих способностей учащихся; реализации личностно-ориентированного принципа в обучении и воспитании; использования совокупности форм активного обучения; создания положительного эмоционального климата в группе и адекватного отклика на изучаемый материал.
Рассматривая формирование ценностного отношения к вопросам материального благосостояния не только как цель школьного образования и воспитания, но и как результат деятельностно-компетентностной парадигмы образования, необходимо продолжить работу по формированию ценностного отношения школьников в сфере материального благосостояния во внеурочной деятельности по обучению английскому языку.



