ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ 7
1.1 Отличие компетентностного подхода к обучению от традиционного 7
1.2 Оценки уровня освоения дисциплин и оценки уровня компетенций 11
1.3 Использование компетентностного подхода в высшем образовании 16
Выводы по первой главе
Глава 2. СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ТТП (ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ) 23
2.1 Формирование компетенций на лабораторно-практических занятиях 23
2.2 Стендовые испытания дизельных двигателей 25
2.3. Роль лабораторных исследований двигателей в формировании
профессиональных компетенций у бакалавров ТТП 44
Выводы по второй главе
Заключение 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
Глава 1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ 7
1.1 Отличие компетентностного подхода к обучению от традиционного 7
1.2 Оценки уровня освоения дисциплин и оценки уровня компетенций 11
1.3 Использование компетентностного подхода в высшем образовании 16
Выводы по первой главе
Глава 2. СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ТТП (ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ) 23
2.1 Формирование компетенций на лабораторно-практических занятиях 23
2.2 Стендовые испытания дизельных двигателей 25
2.3. Роль лабораторных исследований двигателей в формировании
профессиональных компетенций у бакалавров ТТП 44
Выводы по второй главе
Заключение 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
Одним из важнейших мотивов учебной деятельности студентов вуза является перспектива конкурентоспособности на рынке труда и гарантия успешного трудоустройства.
Основной целью подготовки бакалавров по направлению 23.03.01 «Технология транспортных процессов» является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
Под профессиональными компетенциями понимают стандарты рабочего поведения специалиста. Содержанием профессиональных компетенций является совокупность взаимосвязанных факторов: знания, навыки, способы профессионального общения, ресурсный потенциал личности специалиста, имеющих отношение к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для продуктивной деятельности. В большинстве стран механизмом, определяющим основные компетенции в определённой области профессиональной деятельности, являются профессиональные стандарты, поскольку они наиболее четко, прозрачно и понятно описывают профессиональную деятельность и, тем самым, определяют результаты образования и обучения.
Объектами профессиональной деятельности выпускника ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) бакалавриата по направлению подготовки 23.03.01 - «Технология транспортных процессов» и профилю подготовки « Эксплуатация транспортных средств» являются: организации и предприятия транспорта общего и не общего пользования, занятые перевозкой пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, предоставлением в пользование инфраструктуры, выполнением погрузочно-разгрузочных работ, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм; службы безопасности движения государственных и частных предприятий транспорта; службы логистики производственных и торговых организаций; транспортно-экспедиционные предприятия и организации; службы государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг; производственные и сбытовые системы, организации и предприятия ин-формационного обеспечения производственно-технологических систем; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занимающиеся деятельностью в области развития техники транспорта и технологии транспортных процессов, организации и безопасности движения; комбинаты и школы по подготовке водительского состава, образовательные учреждения по подготовке рабочих кадров, высшие и средние специальные образовательные учреждения.
В ФГОС ВО и ООП по данному направлению подготовки расписаны примерные компетенции, на формирование которых влияет изучение тех или иных учебных предметов. К сожалению, в указанных выше документах нет пояснений, каким образом это можно осуществить на практике. Преподаватель того или иного учебного курса определяет самостоятельно, какой вид деятельности студента и каким образом влияет на формирование у него общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
По направлению подготовки ТТП нам не удалось обнаружить работы, показывающие формирование тех или иных компетенций при изучении различных предметов учебного цикла по данному направлению подготовки. Это и определило актуальность работы.
Гипотеза исследования: число компетенций, на формирование которых влияет изучение данной учебной дисциплины, можно расширить, если в учебный процесс ввести лабораторно-практические занятия исследовательского характера. Так, введение в учебный процесс по курсу «Транспортная энергетика» лабораторно-практического занятия исследовательского характера «Стендовые испытания дизельного двигателя», на наш взгляд, окажет положительное влияние на формирование таких важных компетенций будущего бакалавра ТТП, профиль «Эксплуатация транспортных средств», как ОК-2,ОК-7,ОПК-1,ОПК-4, ПК-17,ПК- 18,ПК-24,ПК-26,ПК-32. Дизельные двигатели являются основными двигателями на транспорте и экспериментальное изучение как термодинамических процессов, происходящих в цилиндре двигателей, под поршнем, так и различных режимов работы двигателей (режима холостого хода, скоростных и нагрузочных режимов), в значительной степени влияет на формирование некоторых важных профессиональных компетенций. При этом студенты детально знакомятся не только с устройством двигателей, но и с основным оборудованием двигателей, работой различных датчиков (температуры, давления, расхода топлива, расхода воздуха, вращательного момента, числа оборотов и т.д.).
Цель работы заключается в разработке комплекса экспериментальных исследований с использованием стенда «Рабочие процессы дизельных двигателей», определении степени их влияния на формирование отдельных важных компетенций у студентов.
Объект исследования: формирование компетенций у бакалавров направления подготовки ТТП в результате проводимых исследований.
Предмет исследования: экспериментальные стендовые испытания дизельного двигателя.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические вопросы, связанные с понятием «компетенции» и с их использованием в обучении студентов;
2) изучить вопросы, связанные с экспериментальными исследованиями рабочих процессов в ДВС;
3) разработать комплекс мероприятий по использованию стенда «Рабочие процессы дизельных двигателей» для проведения лабораторно-практических занятий исследовательского характера;
4) определить влияние экспериментальных исследований на формирование некоторых важных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов.
Целью и задачами исследования определялся комплекс методов исследования, включающий анализ литературных источников, изучение и обобщение педагогического опыта, метод моделирования и др.
Практическая значимость: разработанный автором комплекс экспериментальных исследований по стендовым испытания дизельных двигателей можно использовать на лабораторно-практических занятиях студентов инженерно-технологического факультета ЕИ КФУ, а так же при проведении НИРС.
Результаты работы доложены на секции «Актуальные проблемы технологического и инженерного образования» итоговой студенческой научной конференции ЕИ КФУ (апрель 2017). Подготовлены тезисы доклада к публикации в сборнике студенческой научной конференции КФУ.
По итогам поведенных исследований подготовлена и опубликована статья в сборнике докладов III Международной научно-практической конференции «Со-временная научная мысль», Чебоксары, 2017, с.151-157.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка ис-пользованных источников и Приложений А и Б.
Основной целью подготовки бакалавров по направлению 23.03.01 «Технология транспортных процессов» является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
Под профессиональными компетенциями понимают стандарты рабочего поведения специалиста. Содержанием профессиональных компетенций является совокупность взаимосвязанных факторов: знания, навыки, способы профессионального общения, ресурсный потенциал личности специалиста, имеющих отношение к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для продуктивной деятельности. В большинстве стран механизмом, определяющим основные компетенции в определённой области профессиональной деятельности, являются профессиональные стандарты, поскольку они наиболее четко, прозрачно и понятно описывают профессиональную деятельность и, тем самым, определяют результаты образования и обучения.
Объектами профессиональной деятельности выпускника ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) бакалавриата по направлению подготовки 23.03.01 - «Технология транспортных процессов» и профилю подготовки « Эксплуатация транспортных средств» являются: организации и предприятия транспорта общего и не общего пользования, занятые перевозкой пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, предоставлением в пользование инфраструктуры, выполнением погрузочно-разгрузочных работ, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм; службы безопасности движения государственных и частных предприятий транспорта; службы логистики производственных и торговых организаций; транспортно-экспедиционные предприятия и организации; службы государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг; производственные и сбытовые системы, организации и предприятия ин-формационного обеспечения производственно-технологических систем; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занимающиеся деятельностью в области развития техники транспорта и технологии транспортных процессов, организации и безопасности движения; комбинаты и школы по подготовке водительского состава, образовательные учреждения по подготовке рабочих кадров, высшие и средние специальные образовательные учреждения.
В ФГОС ВО и ООП по данному направлению подготовки расписаны примерные компетенции, на формирование которых влияет изучение тех или иных учебных предметов. К сожалению, в указанных выше документах нет пояснений, каким образом это можно осуществить на практике. Преподаватель того или иного учебного курса определяет самостоятельно, какой вид деятельности студента и каким образом влияет на формирование у него общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
По направлению подготовки ТТП нам не удалось обнаружить работы, показывающие формирование тех или иных компетенций при изучении различных предметов учебного цикла по данному направлению подготовки. Это и определило актуальность работы.
Гипотеза исследования: число компетенций, на формирование которых влияет изучение данной учебной дисциплины, можно расширить, если в учебный процесс ввести лабораторно-практические занятия исследовательского характера. Так, введение в учебный процесс по курсу «Транспортная энергетика» лабораторно-практического занятия исследовательского характера «Стендовые испытания дизельного двигателя», на наш взгляд, окажет положительное влияние на формирование таких важных компетенций будущего бакалавра ТТП, профиль «Эксплуатация транспортных средств», как ОК-2,ОК-7,ОПК-1,ОПК-4, ПК-17,ПК- 18,ПК-24,ПК-26,ПК-32. Дизельные двигатели являются основными двигателями на транспорте и экспериментальное изучение как термодинамических процессов, происходящих в цилиндре двигателей, под поршнем, так и различных режимов работы двигателей (режима холостого хода, скоростных и нагрузочных режимов), в значительной степени влияет на формирование некоторых важных профессиональных компетенций. При этом студенты детально знакомятся не только с устройством двигателей, но и с основным оборудованием двигателей, работой различных датчиков (температуры, давления, расхода топлива, расхода воздуха, вращательного момента, числа оборотов и т.д.).
Цель работы заключается в разработке комплекса экспериментальных исследований с использованием стенда «Рабочие процессы дизельных двигателей», определении степени их влияния на формирование отдельных важных компетенций у студентов.
Объект исследования: формирование компетенций у бакалавров направления подготовки ТТП в результате проводимых исследований.
Предмет исследования: экспериментальные стендовые испытания дизельного двигателя.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические вопросы, связанные с понятием «компетенции» и с их использованием в обучении студентов;
2) изучить вопросы, связанные с экспериментальными исследованиями рабочих процессов в ДВС;
3) разработать комплекс мероприятий по использованию стенда «Рабочие процессы дизельных двигателей» для проведения лабораторно-практических занятий исследовательского характера;
4) определить влияние экспериментальных исследований на формирование некоторых важных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов.
Целью и задачами исследования определялся комплекс методов исследования, включающий анализ литературных источников, изучение и обобщение педагогического опыта, метод моделирования и др.
Практическая значимость: разработанный автором комплекс экспериментальных исследований по стендовым испытания дизельных двигателей можно использовать на лабораторно-практических занятиях студентов инженерно-технологического факультета ЕИ КФУ, а так же при проведении НИРС.
Результаты работы доложены на секции «Актуальные проблемы технологического и инженерного образования» итоговой студенческой научной конференции ЕИ КФУ (апрель 2017). Подготовлены тезисы доклада к публикации в сборнике студенческой научной конференции КФУ.
По итогам поведенных исследований подготовлена и опубликована статья в сборнике докладов III Международной научно-практической конференции «Со-временная научная мысль», Чебоксары, 2017, с.151-157.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка ис-пользованных источников и Приложений А и Б.
В данной выпускной квалификационной работе основной гипотезой исследования является предположение, что число компетенций, на формирование которых влияет изучение учебной дисциплины «Транспортная энергетика», можно расширить, если в учебный процесс ввести лабораторно-практические занятия исследовательского характера. Так, введение в учебный процесс лабораторно- практического занятия исследовательского характера «Стендовые испытания дизельного двигателя», на наш взгляд, окажет положительное влияние на формирование таких важных компетенций будущего бакалавра ТТП, профиль «Эксплуатация транспортных средств», как ОК-2,ОК-7,ОПК-1,ОПК-4, ПК-17,ПК-18,ПК- 24,ПК-26,ПК-32. С этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучены теоретические вопросы, связанные с понятием «компетенции» и с их использованием в обучении студентов;
2) разработан комплекс мероприятий по использованию стенда «Рабочие процессы дизельных двигателей» для проведения лабораторно-практических работ исследовательского характера;
3) проведены экспериментальные исследования дизельного двигателя на раз-личных режимах работы, получены и проанализированы значения наиболее значимых параметров работы двигателя;
4) прослежено влияние экспериментальных исследований на формирование наиболее важных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (перечисленных выше) у будущих бакалавров направления подготовки ТТП.
Проведенные исследования положены в основу разработки описания трех лабораторных работ исследовательского характера по учебному предмету «Транспортная энергетика». Их можно рекомендовать студентам факультета, изучающим дисциплины «Устройство автомобиля», «Техническая эксплуатация автотранспорта и дорожных машин», «Технология и оборудование ремонта автотранспорта». Это позволит поднять научно-методический уровень подготовки будущих выпускников на более высокий уровень.
Можно считать, что поставленные в данной ВКР задачи решены, цели достигнуты.
1) изучены теоретические вопросы, связанные с понятием «компетенции» и с их использованием в обучении студентов;
2) разработан комплекс мероприятий по использованию стенда «Рабочие процессы дизельных двигателей» для проведения лабораторно-практических работ исследовательского характера;
3) проведены экспериментальные исследования дизельного двигателя на раз-личных режимах работы, получены и проанализированы значения наиболее значимых параметров работы двигателя;
4) прослежено влияние экспериментальных исследований на формирование наиболее важных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (перечисленных выше) у будущих бакалавров направления подготовки ТТП.
Проведенные исследования положены в основу разработки описания трех лабораторных работ исследовательского характера по учебному предмету «Транспортная энергетика». Их можно рекомендовать студентам факультета, изучающим дисциплины «Устройство автомобиля», «Техническая эксплуатация автотранспорта и дорожных машин», «Технология и оборудование ремонта автотранспорта». Это позволит поднять научно-методический уровень подготовки будущих выпускников на более высокий уровень.
Можно считать, что поставленные в данной ВКР задачи решены, цели достигнуты.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО СТЕНДА «РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ» ПРИ СНЯТИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ ID 170
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



