Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Работа №54625

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретическое обоснование применения малых форм фольклора
в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи третьего уровня
1.1. Виды малых форм фольклора и их характеристика
1.2. Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей
1.3. Возможности использования малых форм фольклора в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Выводы по главе I
Глава II. Особенности понимания и использования малых форм фольклора старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы по главе II
ГлаваIII. Применение малых форм фольклора в логопедической работе
со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня
3.1. Методические и организационные основы использования малых
форм фольклора в логопедической работе
3.2. Содержание и методика логопедической работы с использованием
малых жанров фольклора
3.3. Проверка эффективности коррекционно-логопедической работы
Выводы по главе III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Актуальность исследования. Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии.
В настоящее время существует тенденция включения в состав логопедического практикума материалов таких наук, как языковедение, фольклористика, психолингвистика.
Существенную часть в фольклористике занимают малые формы фольклора - продуктивные когнитивно-семантические категории, тексты которых построены по законам ритма и рифмы, кратки по содержанию, быстро вовлекают детей в работу.
Специфика и эффективность применения малых фольклорных форм в качестве средства развития речи в коррекционно-образовательном процессе рассматривались такими авторами, как М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Б.Н. Путилов, В.И. Селиверстов, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина [1; 3; 27; 13; 28;34].
Эффективность использования малых форм фольклора для развития речи детей отмечает Н.С. Карпинская (1972) в связи с их образной и ритмической структурой [16]. Многие образовательные программы включают в себя малые формы фольклора. Так, в программе «Детство» Т.А. Дороновой, Т.И. Бабаевой, Л.М. Гуревич среди задач по развитию связной речи старших дошкольников выделяют формирование умений и навыков различать литературные жанры сказки, загадки, пословицы, стихотворения.
Систематизированное применение материалов народного фольклора, является важной составляющей логопедической работы, и всё еще недостаточно изучена и мало применима на практике, что обуславливает актуальность нашего исследования и подтверждает необходимость нахождения новых путей, которые повысят эффективность коррекционного процесса средствами малых фольклорных жанров с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: повышение эффективности логопедической работы развития познавательно-речевой деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством использования малых фольклорных форм.
Объект исследования - малые фольклорные формы как средство оптимизации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования - процесс использования малых фольклорных форм в логопедической работе, как средство развития лексико-грамматических категории родного языка, развития самостоятельной развернутой фразовой речи, формирования произносительной стороны речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечаются особенности понимания и употребления малых фольклорных форм, объясняемые недостаточно сформированной речевой активностью и слабостью мыслительных операций. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе, их познавательная и коммуникативная направленность, будет способствовать активизации вербальных средств общения у детей с ОНР III уровня и улучшит коррекционно-логопедический процесс в целом.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в экспериментальном исследовании ставились следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по вопросу применения малых жанров фольклора в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2. Изучить особенности понимания и употребления малых жанров фольклора детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Разработать схему по применению произведений устного народного творчества в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня с целью развития у них качественной речевой деятельности.
4. Экспериментально оценить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР III уровня в логопедической работе при использовании малых фольклорных форм.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический: анализ и обобщение литературных источников по вопросу исследования;
- изучение логопедической документации, анкетирование логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей;
- экспериментальный: констатирующий, обучающий, контрольный эксперимент.
Методологическую базу исследования составили положения:
- о культурно-исторической концепции психического развития, теории речевой деятельности о месте и роли языка в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский [15], А.А. Леонтьев [38], А.Р. Лурия [43]);
- о системном подходе к анализу речевой деятельности детей с ОНР (Р.Е. Левина [37]);
- о современных представлениях о структуре речевого дефекта (Л.С. Выготский [15], Р.И. Лалаева [36], А.Р. Лурия [43], Е.М. Мастюкова [46], Е.Ф. Т.Б. Филичева [71]).
Практическая значимость исследования:
- разработан и апробирован диагностический комплекс, позволяющий изучать особенности понимания и употребления малых фольклорных форм, дошкольниками с ОНР III уровня;
- предложена схема применения малых фольклорных форм в процессе обучения дошкольников с ОНР III уровня, объединяющая работу всех специалистов, осуществляющих коррекционный процесс;
- результаты исследования могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях, куда интегрированы дети с ОНР III уровня. Структура работы состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выполненное исследование посвящено проблеме изучения использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и разработке инновационных путей оптимизирования коррекционно-логопедического процесса с включением в него малых фольклорных текстов. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, цель достигнута, задачи выполнены. Изучены особенности понимания и употребление малых жанров детского фольклора дошкольниками старшего возраста с общим недоразвитием речи и речевым развитием без патологии. Обнаружены особенности понимания и употребления текстов устного народного творчества у детей с ОНР III уровня и, на этой основе определены группы детей. Разработана и внедрена в практику схема применения малых жанров фольклора в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.. Экспериментально доказано, что системное использование малых форм фольклора значительно увеличивает эффективность логопедической работы.
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
1. В результате экспериментального исследования обнаружено, что у детей с ОНР существуют особенности понимание и использование малых форм фольклора. Они выражаются в недостаточном анализе условий мыслительной задачи неточности понимание переносного смысла пословиц и поговорок, в непонимании скрытого смысла, загадок. Существуют трудности в определении фонетических, ритмических, интонационных характеристик фольклора, их распознавании, нахождения существенных связей между малыми формами фольклора и жизненной ситуацией.
2. Установлено, что трудности понимания и употребления малых фольклорных форм у детей с ОНР связаны с низкой сформированностью познавательно-речевой деятельности: недостаточными представлениями об окружающей действительности, недостатками мыслительных операций сравнения, обобщения, выделения и определения причинно-следственных связей, неправильными грамматическими оформлениями высказывания, с малым словарным запасом, с недостаточно развитой связной речью.
3. Определены 3 группы дошкольников с ОНР, различающиеся по характеру сформированности речевых умений понимания и употребления фольклорных текстов.
4. Теоретически обоснована, методически разработана и апробирована схема применения малых жанров фольклора в логопедической работе с детьми 6-7 лет с ОНР на различных занятиях и в разных видах деятельности. В содержание обучения включены методы и приемы для развития понимания переносного значения, скрытого смысла выражений, умения логическими доводами подкреплять собственную мысль.
5. Экспериментально подтверждено, что специально организованная логопедическая работа с использованием развивающего воздействия малых фольклорных форм повышает эффективность преодоления недоразвитие речи, способствует улучшению коррекционного процесса с детьми 6-7 лет с ОНР. В данном исследовании вопрос использования малых фольклорных форм в логопедической работе приобрел теоретическую значимость и нашёл положительное практическое решение. Было продемонстрировано, что включение малых жанров детского фольклора в качестве средства и содержания логопедической работы содействует развитию у дошкольников с ОНР всех компонентов речевой деятельности.
Перспективу дальнейшего исследования мы планируем в расширение коррекционно-развивающих возможностей малых фольклорных текстов, используемых в ходе логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР, а также в поиске тех путей, которые помогут продуктивному взаимодействию специалистов по данной проблеме и обеспечат преемственность дошкольного и школьного звена.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ