Введение
Глава I. Теоретическое обоснование применения малых форм фольклора
в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи третьего уровня
1.1. Виды малых форм фольклора и их характеристика
1.2. Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей
1.3. Возможности использования малых форм фольклора в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Выводы по главе I
Глава II. Особенности понимания и использования малых форм фольклора старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы по главе II
ГлаваIII. Применение малых форм фольклора в логопедической работе
со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня
3.1. Методические и организационные основы использования малых
форм фольклора в логопедической работе
3.2. Содержание и методика логопедической работы с использованием
малых жанров фольклора
3.3. Проверка эффективности коррекционно-логопедической работы
Выводы по главе III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии.
В настоящее время существует тенденция включения в состав логопедического практикума материалов таких наук, как языковедение, фольклористика, психолингвистика.
Существенную часть в фольклористике занимают малые формы фольклора - продуктивные когнитивно-семантические категории, тексты которых построены по законам ритма и рифмы, кратки по содержанию, быстро вовлекают детей в работу.
Специфика и эффективность применения малых фольклорных форм в качестве средства развития речи в коррекционно-образовательном процессе рассматривались такими авторами, как М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Б.Н. Путилов, В.И. Селиверстов, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина [1; 3; 27; 13; 28;34].
Эффективность использования малых форм фольклора для развития речи детей отмечает Н.С. Карпинская (1972) в связи с их образной и ритмической структурой [16]. Многие образовательные программы включают в себя малые формы фольклора. Так, в программе «Детство» Т.А. Дороновой, Т.И. Бабаевой, Л.М. Гуревич среди задач по развитию связной речи старших дошкольников выделяют формирование умений и навыков различать литературные жанры сказки, загадки, пословицы, стихотворения.
Систематизированное применение материалов народного фольклора, является важной составляющей логопедической работы, и всё еще недостаточно изучена и мало применима на практике, что обуславливает актуальность нашего исследования и подтверждает необходимость нахождения новых путей, которые повысят эффективность коррекционного процесса средствами малых фольклорных жанров с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: повышение эффективности логопедической работы развития познавательно-речевой деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством использования малых фольклорных форм.
Объект исследования - малые фольклорные формы как средство оптимизации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования - процесс использования малых фольклорных форм в логопедической работе, как средство развития лексико-грамматических категории родного языка, развития самостоятельной развернутой фразовой речи, формирования произносительной стороны речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечаются особенности понимания и употребления малых фольклорных форм, объясняемые недостаточно сформированной речевой активностью и слабостью мыслительных операций. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе, их познавательная и коммуникативная направленность, будет способствовать активизации вербальных средств общения у детей с ОНР III уровня и улучшит коррекционно-логопедический процесс в целом.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в экспериментальном исследовании ставились следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по вопросу применения малых жанров фольклора в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2. Изучить особенности понимания и употребления малых жанров фольклора детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Разработать схему по применению произведений устного народного творчества в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня с целью развития у них качественной речевой деятельности.
4. Экспериментально оценить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР III уровня в логопедической работе при использовании малых фольклорных форм.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический: анализ и обобщение литературных источников по вопросу исследования;
- изучение логопедической документации, анкетирование логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей;
- экспериментальный: констатирующий, обучающий, контрольный эксперимент.
Методологическую базу исследования составили положения:
- о культурно-исторической концепции психического развития, теории речевой деятельности о месте и роли языка в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский [15], А.А. Леонтьев [38], А.Р. Лурия [43]);
- о системном подходе к анализу речевой деятельности детей с ОНР (Р.Е. Левина [37]);
- о современных представлениях о структуре речевого дефекта (Л.С. Выготский [15], Р.И. Лалаева [36], А.Р. Лурия [43], Е.М. Мастюкова [46], Е.Ф. Т.Б. Филичева [71]).
Практическая значимость исследования:
- разработан и апробирован диагностический комплекс, позволяющий изучать особенности понимания и употребления малых фольклорных форм, дошкольниками с ОНР III уровня;
- предложена схема применения малых фольклорных форм в процессе обучения дошкольников с ОНР III уровня, объединяющая работу всех специалистов, осуществляющих коррекционный процесс;
- результаты исследования могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях, куда интегрированы дети с ОНР III уровня. Структура работы состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Выполненное исследование посвящено проблеме изучения использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и разработке инновационных путей оптимизирования коррекционно-логопедического процесса с включением в него малых фольклорных текстов. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, цель достигнута, задачи выполнены. Изучены особенности понимания и употребление малых жанров детского фольклора дошкольниками старшего возраста с общим недоразвитием речи и речевым развитием без патологии. Обнаружены особенности понимания и употребления текстов устного народного творчества у детей с ОНР III уровня и, на этой основе определены группы детей. Разработана и внедрена в практику схема применения малых жанров фольклора в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.. Экспериментально доказано, что системное использование малых форм фольклора значительно увеличивает эффективность логопедической работы.
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
1. В результате экспериментального исследования обнаружено, что у детей с ОНР существуют особенности понимание и использование малых форм фольклора. Они выражаются в недостаточном анализе условий мыслительной задачи неточности понимание переносного смысла пословиц и поговорок, в непонимании скрытого смысла, загадок. Существуют трудности в определении фонетических, ритмических, интонационных характеристик фольклора, их распознавании, нахождения существенных связей между малыми формами фольклора и жизненной ситуацией.
2. Установлено, что трудности понимания и употребления малых фольклорных форм у детей с ОНР связаны с низкой сформированностью познавательно-речевой деятельности: недостаточными представлениями об окружающей действительности, недостатками мыслительных операций сравнения, обобщения, выделения и определения причинно-следственных связей, неправильными грамматическими оформлениями высказывания, с малым словарным запасом, с недостаточно развитой связной речью.
3. Определены 3 группы дошкольников с ОНР, различающиеся по характеру сформированности речевых умений понимания и употребления фольклорных текстов.
4. Теоретически обоснована, методически разработана и апробирована схема применения малых жанров фольклора в логопедической работе с детьми 6-7 лет с ОНР на различных занятиях и в разных видах деятельности. В содержание обучения включены методы и приемы для развития понимания переносного значения, скрытого смысла выражений, умения логическими доводами подкреплять собственную мысль.
5. Экспериментально подтверждено, что специально организованная логопедическая работа с использованием развивающего воздействия малых фольклорных форм повышает эффективность преодоления недоразвитие речи, способствует улучшению коррекционного процесса с детьми 6-7 лет с ОНР. В данном исследовании вопрос использования малых фольклорных форм в логопедической работе приобрел теоретическую значимость и нашёл положительное практическое решение. Было продемонстрировано, что включение малых жанров детского фольклора в качестве средства и содержания логопедической работы содействует развитию у дошкольников с ОНР всех компонентов речевой деятельности.
Перспективу дальнейшего исследования мы планируем в расширение коррекционно-развивающих возможностей малых фольклорных текстов, используемых в ходе логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР, а также в поиске тех путей, которые помогут продуктивному взаимодействию специалистов по данной проблеме и обеспечат преемственность дошкольного и школьного звена.