Экономический проект «Экономический пояс Шелкового пути» в системе политико-экономических отношений
|
Введение.........................................................................................................3
Глава I. Исторические основы формирования Экономического пояса
Шелкового пути …………....................................................................................10
§ 1.1 История возникновения и развития Великого Шелкового пути
.................................................................................................................................10
§ 1.2 Роль Великого Шелкового пути в развитии торговли в XIII – XIX
вв.............................................................................................................................21
Глава II. Сущность проекта
ЭПШП.....................................................................................................................27
§ 2.1 Международная торговля в XX-XXI веках: предпосылки
возрождения Великого Шелкового
пути………………………………….....................................................................27
§ 2.2 Стратегия КНР: Один пояс - один путь
.................................................................................................................................34
Глава III. Значение проекта ЭПШП для стран-участников
проекта....................................................................................................………....45
§ 3.1 Место России в проекте
ЭПШП……………….............................................................................................45
§ 3.2 Значение Шелкового пути для Центральной
Азии…………………............................................................................................60
§ 3.3 Значение ЭПШП для стран Европейского
союза..……………….............................................................................................67
Заключение .................................................................................................76
Список использованных источников и
литературы.............................................................................................................81
Приложения
Глава I. Исторические основы формирования Экономического пояса
Шелкового пути …………....................................................................................10
§ 1.1 История возникновения и развития Великого Шелкового пути
.................................................................................................................................10
§ 1.2 Роль Великого Шелкового пути в развитии торговли в XIII – XIX
вв.............................................................................................................................21
Глава II. Сущность проекта
ЭПШП.....................................................................................................................27
§ 2.1 Международная торговля в XX-XXI веках: предпосылки
возрождения Великого Шелкового
пути………………………………….....................................................................27
§ 2.2 Стратегия КНР: Один пояс - один путь
.................................................................................................................................34
Глава III. Значение проекта ЭПШП для стран-участников
проекта....................................................................................................………....45
§ 3.1 Место России в проекте
ЭПШП……………….............................................................................................45
§ 3.2 Значение Шелкового пути для Центральной
Азии…………………............................................................................................60
§ 3.3 Значение ЭПШП для стран Европейского
союза..……………….............................................................................................67
Заключение .................................................................................................76
Список использованных источников и
литературы.............................................................................................................81
Приложения
Актуальность выбранной темы заключается в том, что новый проект
Китая по возрождению Великого шелкового пути очень перспективен и
рассчитан на длительное время. Он показывает нам, с какой скоростью
возвышается Китай, как новая, развивающая сверхдержава.
На сегодняшний день Китайская Народная Республика активизирует
торговлю в рамках международного разделения труда. И с каждым днем
Китай продолжает наращивать объемы торговли, проникая на все новые и
новые рынки. И здесь как, кстати, пригодилась стратегия «Один пояс и один
путь», выдвинутая Си Цзиньпином еще в 2013 году, которая нацелена на
развертывания экономического сотрудничества между странами вдоль
Шелкового пути, что в свою очередь создает благоприятные условия для
открытия новых рынков. Также на международных встречах глав государств
было рассмотрено множество различных планов по торговле, строительству
и инвестициям в рамках Нового Шелкового пути, то есть Экономического
пояса Шелкового пути.
В основе мотивации данного проекта лежат не только будущие
экономические выгоды тех структур, но и геополитические расчеты, вера в
создание в Евразии «экономический пояс» для будущего евразийской
державы, где Китай будет играть роль ведущей державы. Концепция «Один
пояс и один путь», нацелена на развертывания экономического
сотрудничества между странами вдоль Шелкового пути, что в свою очередь
создает благоприятные условия для развития Китая.
Степень изученности проблемы. Литература, которая была
использована для написания дипломной работы, раскрывает различные
вопросы, касающиеся данной темы. В ходе исследовательской работы была
использована различная литература, но основной упор был сделан на работы:
Цветов Антон «Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и3
Китая»;1 Ларин А. Г «Экономический пояс Шелкового пути»;2 Лисоволик
Ярослав «Глобализация: от Великого Шелкового пути до ВТО»3 и другие.
Современные процессы интеграции исследуются в трудах зарубежных
и российских ученых и предоставляют возможность понять, обобщить,
выявить их сущность и специфику: глобальных факторов, воздействующих
на политические системы государств, на региональные особенности в
странах-участницах Центральной Азии над отдельными аспектами этих
вопросов работают Мирзаев Р. С.4 и Ртвеладзе Э. В.5, Гринин Л. Е.6; мировых
и региональных интеграционных процессов Попович А.7, Челядинский А.
А.8, Сорокина И. О.9 и другие.
Процессы евразийской интеграции в современных политикоэкономических реалиях исследуют авторы: Марков С. А.10, Винокуров Е.
Ю.11, Кабаев Д.12.
Роль ШОС и ЕврАзЭС в евразийских интеграционных процессах и
место в осуществлении проекта «Великий Шелковый путь» выявляет в своих
исследованиях Винокуров Е. Ю.13
1
Цветов А. В. Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и Китая [Электронный ресурс] //
Шанхай: РСМД, 2015. – URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/novyy-shelkovyy-putstrategicheskie-interesy-rossii-i-kitaya. (дата обращения 11.12.2016)
2 Ларин А. Г. «Экономический пояс Шелкового пути». – М.: ИДВ РАН,2016.
3 Лисоволик Я. Д. Глобализация: от Великого Шелкового пути до ВТО. –М.: Русский журнал, 2007
4
Мирзаев Р. Солнце путешествует по миру, чтобы рассеять тени. // Путешественники и исследователи на
Великом шелковом пути. – М.: Муравей, 2005.
5 Ртвеладзе Э. В. Цивилизации, Государства, Культуры Центральной Азии-Т.: Санъат,2005.-Гл.4.
6 Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. – М.: Либроком,
2005. – №1.
7 Попович А. М. Интеграция: теоретические аспекты. [Студенческий сайт ФМП]. URL:
http://fmpgugn.narod.ru/pop2.html (Дата обращения: 23.04.2017)
8 Челядинский А. А. Понятие интеграции в международных отношениях: теоретический аспект. [Развитие.
Журнал международного права и международных отношений]. Январь 2009. URL:
http://evolutio.info/content/view/1530/232/ (Дата обращения: 03.12.2016)
9 Сорокина И. О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления// Менеджмент
в России и за рубежом.- М.: Финпресс, 2008.-№2.
10 Марков С. А. Проблемы евразийской интеграции: конкуренция и борьба мировых проектов. Евразийская
интеграция: геостратегический аспект.-Москва-Ростов-на-Дону,2014.
11
Винокуров Е. Ю., Либман А. М, Система индикаторов евразийской интеграции: основные выводы//
Евразийская экономическая интеграция. –СПб.: Евразийский банк развития, 2009. – № 4(5).
12 Кабаев Д. А. Евразийская интеграция: глобальный аспект. [Информационно-аналитический портал
«Геополитика»]. 13 июня 2013. URL: http://www.geopolitica.ru/article/evraziyskaya-integraciyatekushchayasituaciya-i-perspektivy#.VpzPYUC8vsM (Дата обращения: 15.05.2017)
13
Винокуров Е. Ю., Либман А. М, Система индикаторов евразийской интеграции: основные выводы//
Евразийская экономическая интеграция. –СПб.: Евразийский банк развития, 2009. – № 4(5).4
Вопросом развития стратегии «Один пояс и один путь» занимаются
интеграционные группировки и крупнейшие финансовые институты, видные
зарубежные и российские экономисты и политики: Роберт Гуан Тянь14, Ван
Ин15, а также Латов Ю. В.16, Лузянин С. Г.17, Хунцзе Ч.18, Чжэн Жуй.19 и
другие.
В России исследования, посвященные Экономическому поясу
Шелкового пути и роли РФ в реализации данного проекта, нашли свое
отражение в работах Латова Ю. В.20, Вардомского Л. Г.21, Мамлевой Л. А.22,
Тавровский Ю. В.23, Бережных В.24 и другие.
«Экономический пояс Шёлкового пути» предусматривает создание
трех транс евразийских экономических коридоров: северного, который
соединит КНР, страны Центральной Азии, Россию и Европу; центрального,
направленного на сближение Китая с регионами Центральной и Западной
Азии, Персидского залива и Средиземного моря; южного, соединяющего
Китай, Юго-Восточную и Южную Азию, и Индийский океан. В своей же
работе я рассматриваю только один экономический коридор – северный.
В настоящее время, за пределами КНР концепция «китайской мечты»
активно внедряется в ряде стран Африки и Латинской Америки, реализация
инициативы «один пояс и один путь» позволит распространить концепцию
на евразийском континенте. В настоящее время сложно говорить о том, какая
14 Гуан Тянь Роберт «Синьзцян-Уйгурский автономный район Китая и его роль в системе регионального
экономического сотрудничества большой Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – М.: Центр
Карнеги, 2009. – №1.
15 Ван Ин Аналитические доклады. Присоединение Китая к ВТО.–М.:МГИМО(У)МИД России,2007.
16 Латов Ю. В. Великий Шелковый путь. – Иркутск.: Байкальский гос. Ун-т, 2002.
17 Лузянин С. Г., Сазонов С. Г. Экономический пояс Шелкового пути: модель 2015 года –М.: Observer.,2015.
18 Хунцзе Ч. «Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь 21-го века» с точки зрения
экспертов КНР // Наука и Мир. – 2015.
19 Чжэн Жуй Возрождение Великого шелкового пути как средства экономического развития в условиях
изменяющегося миропорядка. – М.: Современные аспекты экономики.2015
20 Латов Ю. В. Великий Шелковый путь. – Иркутск.: Байкальский гос. Ун-т, 2002.
21
Вардомский Л. Г. Регионализация Внешнеэкономических связей в России и соседних странах. – М.:
Институт экономики РАН, 2014.
22 Мамлева Л. А. Становление Великого шелкового пути в системе транс цивилизационного взаимодействия
народов Евразии. – М.: Vita Antiqua,1999.
23 Тавровский Ю. В. Россия и Новый Шелковый путь [Электронный ресурс] // Тавровский Ю. В.// газета
Завтра.-21 апреля,2017.-URL: http://zavtra.ru/ (дата обращения 21.04.2017)
24
Бережных В. В. Место России на Великом Шёлковом пути. [Россия и Китай. Азиатское
иллюстрированное обозрение]. 27 мая 2014. URL: http://ruchina.org/china-article/china/340.html (Дата
обращения: 03.12.2016)5
позиция наиболее соответствует действительности. Только последующая
реализации инициативы покажет, есть ли в ней место «китайской мечте».
Исходя из всего вышесказанного, целью моей работы является
исследование проблем реализации проекта «Экономического пояса
Шелкового пути».
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить историю и идеи создания Экономического пояса Шелкового
пути
2) раскрыть сущность проекта Экономического пояса Шелкового пути
3) рассмотреть значение проекта Экономического пояса Шелкового
пути для стран-участников проекта.
Методологическая основа работы. В исследовании теоретической
основой явились широко известные научные труды зарубежных и
отечественных ученых. Фактологической основой исследования послужили
статистические материалы аналитико-статистические обзоры
международных организаций, а также интернет ресурсы. Так же в работе
использован принцип историзма, который предполагает изучение
исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической
обстановкой.
Объектом исследования данной дипломной работы является
Экономический пояс Шелкового пути.
Предметом исследования являются место и роль проекта ЭПШП в
политико-экономических отношениях в Евразии.
Источниковая база исследования включает:
1. Международно-правовые акты: Международная
нормативно-правовая база посвящена как аспектам изучения и
сохранения наследия Шелковой магистрали, так и реализации
новой модели «Великого Шелкового пути» и закреплена в
программных документах: «Концепция и план действий по6
совместному строительству Экономического пояса Шелкового
пути и морского Шелкового пути XXI века» (2015г.)25; Программа
ПРООН «Шелковый путь: усиление потенциала в целях
регионального сотрудничества и развития» (Проект Правительств
Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана)
2006г.26.
Базовые положения по проблеме исследования закреплены в
официальных документах международных организаций:
Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых
Государств, Шанхайской организации сотрудничества, ЕврАзЭС и
др.; органов государственной власти, регламентирующих
деятельность в сфере внешней политики, непосредственно
связанной с Центрально-Азиатским регионом и их официальными
позициями в отношении китайской концепции «Великий
Шелковый путь»: Совместное заявление Российской Федерации и
Китайской Народной Республики о новом этапе отношений
всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия
20 мая 2014 г.27 и другие.
2. Речи, выступления, обращения, заявления официальных лиц:
Особый интерес и значение в данном аспекте имеют выступления
руководителей государств, политических деятелей центральноазиатских государств и России, официальных представителей
министерств иностранных дел и посольств соответствующих
стран, аналитиков по вопросам международных отношений, среди
25 Концепция и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса
Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути 21-го века». [Газета «Женьминь Жибао»]. 28 марта 2015.
URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0329/c31521-8870617.html (Дата обращения: 21.05.2017)
26 О подписании Региональной программы «Шелковый путь: Усиление потенциала в целях регионального
сотрудничества и развития». [Правительство республики Казахстан]. 6 апреля 2006. URL:
http://qz.government.kz/docs/p060252.htm (Дата обращения: 21.05.2017)
27 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской народной Республике о новом этапе
отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. [Президент России]. 20 мая
2014. URL: http://kremlin.ru/supplement/1642 (Дата обращения: 21.05.2017)7
них: председатель КНР Си Цзиньпин 28 (Выступление
Председателя КНР Си Цзиньпиня в Университете в Астане 16
сентября2013 года); президент РФ Владимир Путин29, президент
Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, президент
Казахстана Нурсултан Назарбаев 30 , премьер-министр Китая Ли
Кэцянь31, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Ли
Хуэй32; глава Государственного комитета КНР по делам развития и
реформ Сюй Шаоши33; министр иностранных дел КНР Ван И.34,
первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов35, Губернатор ХМАО
«Югра» Наталья Комарова36.
3. Статистические данные: Таможенная статистика КНР «Хайгуань
тунцзи» 37 и «Синьцзян тунцзи няньцзянь» (Xinjiang Statistical
Yearbook)38.
Значительный объем фактической информации получен из
данных отечественных и зарубежных сайтов международных
28 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете. [Посольство КНР в Республике
Казахстан]. 16 сентября 2013. URL: http://kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm (Дата обращения:
22.05.2017)
29 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской народной Республике о новом этапе
отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. [Президент России]. 20 мая
2014. URL: http://kremlin.ru/supplement/1642 (Дата обращения: 17.01.2016)
30 Деловой Казахстан. [Базы данных Polpred.com 1998-2016 гг.]. URL: http://kazakhstan.polpred.com/ (Дата
обращения: 03.12.2015)
31 New Silk Road needs SCO security cover, says China. [The Hindu]. 16 декабря 2014. URL:
http://www.thehindu.com/news/international/world/china-says-new-silk-road-needs-scosecuritycover/article6697632.ece?homepage=true (Дата обращения: 03.06.2017)
32 Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя «Российской газете» и
китайским СМИ. [Официальный сайт посольства КНР в Российской Федерации]. 21 июня 2016. URL:
http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1373856.htm (Дата обращения: 22.06.2016)
33 Сюй Шаоши об основных моментах 13-й пятилетней программы социально-экономического развития
Китая. [Синьхуа новости]. 6 марта 2016. URL: http://russian.news.cn/2016-03/06/c_135160410.htm (Дата
обращения: 03.06.2017)
34 Глава МИД Китая назвал векторы внешней политики страны на 2016 год. [РИА Новости]. 08 марта 2016.
URL: http://ria.ru/world/20160308/1386731634.html (Дата обращения: 23.05.2017)
35
Шувалов И. И. Россия готова к совместной работе с Китаем в формате ЕАЭС [Информационное
Агентство России ТАСС]. 28 марта 2015. URL:
http://tass.ru/ekonomika/1862477http://tass.ru/ekonomika/1862477 (Дата обращения: 14.05.2017)
36 Комарова Н. В. Югра заинтересована в сотрудничестве по китайскому проекту возрождения Шелкового
пути. [Информационное Агентство России ТАСС]. 11 марта 2015. URL: http://tass.ru/ural-news/1820721 (Дата
обращения: 23.05.2017)
37
Таможенная статистика КНР «Хайгуань тунцзи» - №15 –2015 – [Электронный ресурс] / URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/ (дата обращения: 07.02.2017)
38 Синьцзян тунцзи няньцзянь» (Xinjiang Statistical Yearbook). [Электронный ресурс] // URL:
http://www.stats.gov.cn/english/publications/201202/t20120224_72338.html (дата обращения 21.01.2017).8
организаций: «портал «ЮНЕСКО и Великий шелковый путь»39;
Официальный сайт ЕврАзЭС 40 , Официальный сайт ШОС 41 . А
также государственных учреждений КНР: Официальный сайт
Посольства Китайской Народной Республики в Российской
Федерации42,
Научная новизна представленной работы состоит в том, что, в ходе
выполнения работы выявлены основные пути развития международной
торговли в современных условиях в рамках стратегии «Один пояс, один
путь», а также механизмы взаимодействия внешней торговли и национальной
экономики Китая со странами-участниками проекта.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения,
списка используемой литературы и источников и приложений. Работа
включает в себя три главы и семь параграфов.
В 1 главе раскрыта исторические основы формирования
Экономического пояса Шелкового пути.
Во 2 главе рассмотрена сама сущность проекта экономического пояса
Шелкового пути.
Китая по возрождению Великого шелкового пути очень перспективен и
рассчитан на длительное время. Он показывает нам, с какой скоростью
возвышается Китай, как новая, развивающая сверхдержава.
На сегодняшний день Китайская Народная Республика активизирует
торговлю в рамках международного разделения труда. И с каждым днем
Китай продолжает наращивать объемы торговли, проникая на все новые и
новые рынки. И здесь как, кстати, пригодилась стратегия «Один пояс и один
путь», выдвинутая Си Цзиньпином еще в 2013 году, которая нацелена на
развертывания экономического сотрудничества между странами вдоль
Шелкового пути, что в свою очередь создает благоприятные условия для
открытия новых рынков. Также на международных встречах глав государств
было рассмотрено множество различных планов по торговле, строительству
и инвестициям в рамках Нового Шелкового пути, то есть Экономического
пояса Шелкового пути.
В основе мотивации данного проекта лежат не только будущие
экономические выгоды тех структур, но и геополитические расчеты, вера в
создание в Евразии «экономический пояс» для будущего евразийской
державы, где Китай будет играть роль ведущей державы. Концепция «Один
пояс и один путь», нацелена на развертывания экономического
сотрудничества между странами вдоль Шелкового пути, что в свою очередь
создает благоприятные условия для развития Китая.
Степень изученности проблемы. Литература, которая была
использована для написания дипломной работы, раскрывает различные
вопросы, касающиеся данной темы. В ходе исследовательской работы была
использована различная литература, но основной упор был сделан на работы:
Цветов Антон «Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и3
Китая»;1 Ларин А. Г «Экономический пояс Шелкового пути»;2 Лисоволик
Ярослав «Глобализация: от Великого Шелкового пути до ВТО»3 и другие.
Современные процессы интеграции исследуются в трудах зарубежных
и российских ученых и предоставляют возможность понять, обобщить,
выявить их сущность и специфику: глобальных факторов, воздействующих
на политические системы государств, на региональные особенности в
странах-участницах Центральной Азии над отдельными аспектами этих
вопросов работают Мирзаев Р. С.4 и Ртвеладзе Э. В.5, Гринин Л. Е.6; мировых
и региональных интеграционных процессов Попович А.7, Челядинский А.
А.8, Сорокина И. О.9 и другие.
Процессы евразийской интеграции в современных политикоэкономических реалиях исследуют авторы: Марков С. А.10, Винокуров Е.
Ю.11, Кабаев Д.12.
Роль ШОС и ЕврАзЭС в евразийских интеграционных процессах и
место в осуществлении проекта «Великий Шелковый путь» выявляет в своих
исследованиях Винокуров Е. Ю.13
1
Цветов А. В. Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и Китая [Электронный ресурс] //
Шанхай: РСМД, 2015. – URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/novyy-shelkovyy-putstrategicheskie-interesy-rossii-i-kitaya. (дата обращения 11.12.2016)
2 Ларин А. Г. «Экономический пояс Шелкового пути». – М.: ИДВ РАН,2016.
3 Лисоволик Я. Д. Глобализация: от Великого Шелкового пути до ВТО. –М.: Русский журнал, 2007
4
Мирзаев Р. Солнце путешествует по миру, чтобы рассеять тени. // Путешественники и исследователи на
Великом шелковом пути. – М.: Муравей, 2005.
5 Ртвеладзе Э. В. Цивилизации, Государства, Культуры Центральной Азии-Т.: Санъат,2005.-Гл.4.
6 Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. – М.: Либроком,
2005. – №1.
7 Попович А. М. Интеграция: теоретические аспекты. [Студенческий сайт ФМП]. URL:
http://fmpgugn.narod.ru/pop2.html (Дата обращения: 23.04.2017)
8 Челядинский А. А. Понятие интеграции в международных отношениях: теоретический аспект. [Развитие.
Журнал международного права и международных отношений]. Январь 2009. URL:
http://evolutio.info/content/view/1530/232/ (Дата обращения: 03.12.2016)
9 Сорокина И. О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления// Менеджмент
в России и за рубежом.- М.: Финпресс, 2008.-№2.
10 Марков С. А. Проблемы евразийской интеграции: конкуренция и борьба мировых проектов. Евразийская
интеграция: геостратегический аспект.-Москва-Ростов-на-Дону,2014.
11
Винокуров Е. Ю., Либман А. М, Система индикаторов евразийской интеграции: основные выводы//
Евразийская экономическая интеграция. –СПб.: Евразийский банк развития, 2009. – № 4(5).
12 Кабаев Д. А. Евразийская интеграция: глобальный аспект. [Информационно-аналитический портал
«Геополитика»]. 13 июня 2013. URL: http://www.geopolitica.ru/article/evraziyskaya-integraciyatekushchayasituaciya-i-perspektivy#.VpzPYUC8vsM (Дата обращения: 15.05.2017)
13
Винокуров Е. Ю., Либман А. М, Система индикаторов евразийской интеграции: основные выводы//
Евразийская экономическая интеграция. –СПб.: Евразийский банк развития, 2009. – № 4(5).4
Вопросом развития стратегии «Один пояс и один путь» занимаются
интеграционные группировки и крупнейшие финансовые институты, видные
зарубежные и российские экономисты и политики: Роберт Гуан Тянь14, Ван
Ин15, а также Латов Ю. В.16, Лузянин С. Г.17, Хунцзе Ч.18, Чжэн Жуй.19 и
другие.
В России исследования, посвященные Экономическому поясу
Шелкового пути и роли РФ в реализации данного проекта, нашли свое
отражение в работах Латова Ю. В.20, Вардомского Л. Г.21, Мамлевой Л. А.22,
Тавровский Ю. В.23, Бережных В.24 и другие.
«Экономический пояс Шёлкового пути» предусматривает создание
трех транс евразийских экономических коридоров: северного, который
соединит КНР, страны Центральной Азии, Россию и Европу; центрального,
направленного на сближение Китая с регионами Центральной и Западной
Азии, Персидского залива и Средиземного моря; южного, соединяющего
Китай, Юго-Восточную и Южную Азию, и Индийский океан. В своей же
работе я рассматриваю только один экономический коридор – северный.
В настоящее время, за пределами КНР концепция «китайской мечты»
активно внедряется в ряде стран Африки и Латинской Америки, реализация
инициативы «один пояс и один путь» позволит распространить концепцию
на евразийском континенте. В настоящее время сложно говорить о том, какая
14 Гуан Тянь Роберт «Синьзцян-Уйгурский автономный район Китая и его роль в системе регионального
экономического сотрудничества большой Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – М.: Центр
Карнеги, 2009. – №1.
15 Ван Ин Аналитические доклады. Присоединение Китая к ВТО.–М.:МГИМО(У)МИД России,2007.
16 Латов Ю. В. Великий Шелковый путь. – Иркутск.: Байкальский гос. Ун-т, 2002.
17 Лузянин С. Г., Сазонов С. Г. Экономический пояс Шелкового пути: модель 2015 года –М.: Observer.,2015.
18 Хунцзе Ч. «Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь 21-го века» с точки зрения
экспертов КНР // Наука и Мир. – 2015.
19 Чжэн Жуй Возрождение Великого шелкового пути как средства экономического развития в условиях
изменяющегося миропорядка. – М.: Современные аспекты экономики.2015
20 Латов Ю. В. Великий Шелковый путь. – Иркутск.: Байкальский гос. Ун-т, 2002.
21
Вардомский Л. Г. Регионализация Внешнеэкономических связей в России и соседних странах. – М.:
Институт экономики РАН, 2014.
22 Мамлева Л. А. Становление Великого шелкового пути в системе транс цивилизационного взаимодействия
народов Евразии. – М.: Vita Antiqua,1999.
23 Тавровский Ю. В. Россия и Новый Шелковый путь [Электронный ресурс] // Тавровский Ю. В.// газета
Завтра.-21 апреля,2017.-URL: http://zavtra.ru/ (дата обращения 21.04.2017)
24
Бережных В. В. Место России на Великом Шёлковом пути. [Россия и Китай. Азиатское
иллюстрированное обозрение]. 27 мая 2014. URL: http://ruchina.org/china-article/china/340.html (Дата
обращения: 03.12.2016)5
позиция наиболее соответствует действительности. Только последующая
реализации инициативы покажет, есть ли в ней место «китайской мечте».
Исходя из всего вышесказанного, целью моей работы является
исследование проблем реализации проекта «Экономического пояса
Шелкового пути».
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить историю и идеи создания Экономического пояса Шелкового
пути
2) раскрыть сущность проекта Экономического пояса Шелкового пути
3) рассмотреть значение проекта Экономического пояса Шелкового
пути для стран-участников проекта.
Методологическая основа работы. В исследовании теоретической
основой явились широко известные научные труды зарубежных и
отечественных ученых. Фактологической основой исследования послужили
статистические материалы аналитико-статистические обзоры
международных организаций, а также интернет ресурсы. Так же в работе
использован принцип историзма, который предполагает изучение
исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической
обстановкой.
Объектом исследования данной дипломной работы является
Экономический пояс Шелкового пути.
Предметом исследования являются место и роль проекта ЭПШП в
политико-экономических отношениях в Евразии.
Источниковая база исследования включает:
1. Международно-правовые акты: Международная
нормативно-правовая база посвящена как аспектам изучения и
сохранения наследия Шелковой магистрали, так и реализации
новой модели «Великого Шелкового пути» и закреплена в
программных документах: «Концепция и план действий по6
совместному строительству Экономического пояса Шелкового
пути и морского Шелкового пути XXI века» (2015г.)25; Программа
ПРООН «Шелковый путь: усиление потенциала в целях
регионального сотрудничества и развития» (Проект Правительств
Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана)
2006г.26.
Базовые положения по проблеме исследования закреплены в
официальных документах международных организаций:
Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых
Государств, Шанхайской организации сотрудничества, ЕврАзЭС и
др.; органов государственной власти, регламентирующих
деятельность в сфере внешней политики, непосредственно
связанной с Центрально-Азиатским регионом и их официальными
позициями в отношении китайской концепции «Великий
Шелковый путь»: Совместное заявление Российской Федерации и
Китайской Народной Республики о новом этапе отношений
всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия
20 мая 2014 г.27 и другие.
2. Речи, выступления, обращения, заявления официальных лиц:
Особый интерес и значение в данном аспекте имеют выступления
руководителей государств, политических деятелей центральноазиатских государств и России, официальных представителей
министерств иностранных дел и посольств соответствующих
стран, аналитиков по вопросам международных отношений, среди
25 Концепция и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса
Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути 21-го века». [Газета «Женьминь Жибао»]. 28 марта 2015.
URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0329/c31521-8870617.html (Дата обращения: 21.05.2017)
26 О подписании Региональной программы «Шелковый путь: Усиление потенциала в целях регионального
сотрудничества и развития». [Правительство республики Казахстан]. 6 апреля 2006. URL:
http://qz.government.kz/docs/p060252.htm (Дата обращения: 21.05.2017)
27 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской народной Республике о новом этапе
отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. [Президент России]. 20 мая
2014. URL: http://kremlin.ru/supplement/1642 (Дата обращения: 21.05.2017)7
них: председатель КНР Си Цзиньпин 28 (Выступление
Председателя КНР Си Цзиньпиня в Университете в Астане 16
сентября2013 года); президент РФ Владимир Путин29, президент
Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, президент
Казахстана Нурсултан Назарбаев 30 , премьер-министр Китая Ли
Кэцянь31, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Ли
Хуэй32; глава Государственного комитета КНР по делам развития и
реформ Сюй Шаоши33; министр иностранных дел КНР Ван И.34,
первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов35, Губернатор ХМАО
«Югра» Наталья Комарова36.
3. Статистические данные: Таможенная статистика КНР «Хайгуань
тунцзи» 37 и «Синьцзян тунцзи няньцзянь» (Xinjiang Statistical
Yearbook)38.
Значительный объем фактической информации получен из
данных отечественных и зарубежных сайтов международных
28 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете. [Посольство КНР в Республике
Казахстан]. 16 сентября 2013. URL: http://kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm (Дата обращения:
22.05.2017)
29 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской народной Республике о новом этапе
отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. [Президент России]. 20 мая
2014. URL: http://kremlin.ru/supplement/1642 (Дата обращения: 17.01.2016)
30 Деловой Казахстан. [Базы данных Polpred.com 1998-2016 гг.]. URL: http://kazakhstan.polpred.com/ (Дата
обращения: 03.12.2015)
31 New Silk Road needs SCO security cover, says China. [The Hindu]. 16 декабря 2014. URL:
http://www.thehindu.com/news/international/world/china-says-new-silk-road-needs-scosecuritycover/article6697632.ece?homepage=true (Дата обращения: 03.06.2017)
32 Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя «Российской газете» и
китайским СМИ. [Официальный сайт посольства КНР в Российской Федерации]. 21 июня 2016. URL:
http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1373856.htm (Дата обращения: 22.06.2016)
33 Сюй Шаоши об основных моментах 13-й пятилетней программы социально-экономического развития
Китая. [Синьхуа новости]. 6 марта 2016. URL: http://russian.news.cn/2016-03/06/c_135160410.htm (Дата
обращения: 03.06.2017)
34 Глава МИД Китая назвал векторы внешней политики страны на 2016 год. [РИА Новости]. 08 марта 2016.
URL: http://ria.ru/world/20160308/1386731634.html (Дата обращения: 23.05.2017)
35
Шувалов И. И. Россия готова к совместной работе с Китаем в формате ЕАЭС [Информационное
Агентство России ТАСС]. 28 марта 2015. URL:
http://tass.ru/ekonomika/1862477http://tass.ru/ekonomika/1862477 (Дата обращения: 14.05.2017)
36 Комарова Н. В. Югра заинтересована в сотрудничестве по китайскому проекту возрождения Шелкового
пути. [Информационное Агентство России ТАСС]. 11 марта 2015. URL: http://tass.ru/ural-news/1820721 (Дата
обращения: 23.05.2017)
37
Таможенная статистика КНР «Хайгуань тунцзи» - №15 –2015 – [Электронный ресурс] / URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/ (дата обращения: 07.02.2017)
38 Синьцзян тунцзи няньцзянь» (Xinjiang Statistical Yearbook). [Электронный ресурс] // URL:
http://www.stats.gov.cn/english/publications/201202/t20120224_72338.html (дата обращения 21.01.2017).8
организаций: «портал «ЮНЕСКО и Великий шелковый путь»39;
Официальный сайт ЕврАзЭС 40 , Официальный сайт ШОС 41 . А
также государственных учреждений КНР: Официальный сайт
Посольства Китайской Народной Республики в Российской
Федерации42,
Научная новизна представленной работы состоит в том, что, в ходе
выполнения работы выявлены основные пути развития международной
торговли в современных условиях в рамках стратегии «Один пояс, один
путь», а также механизмы взаимодействия внешней торговли и национальной
экономики Китая со странами-участниками проекта.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения,
списка используемой литературы и источников и приложений. Работа
включает в себя три главы и семь параграфов.
В 1 главе раскрыта исторические основы формирования
Экономического пояса Шелкового пути.
Во 2 главе рассмотрена сама сущность проекта экономического пояса
Шелкового пути.
В дипломе раскрыты важность и особенности фактора транспортных
коммуникаций в глобализирующемся мире. Дана всесторонняя комплексная
оценка потенциала крупнейшего проекта возрождения Великого шелкового
пути для интеграции центрально азиатских стран в мировую экономическую
систему, активизации их контактов с государствами Европы, АзиатскоТихоокеанского региона, для налаживания взаимовыгодного сотрудничества
между государствами Центральной Азии. Проанализирована стратегия
России, Запада, Китая и других стран на евразийском пространстве, различия
и совпадения в их интересах и позициях. В итоге, в российской и
международной политической науке, на основе тщательного
политологического анализа широкого круга источников и обобщения
обширного фактического материала, произведена квалификация реальных и
потенциальных возможностей транспортных коммуникаций Шелкового
пути, дана комплексная характеристика их значения для развития
современных международных отношений, как на региональном, так и на
глобальном уровнях.
Проанализировали перспективы торгового сотрудничества между
Китаем и Центральной Азией в проекте “Экономического пояса нового
Шелкового пути” в рамках Синьцзян-Уйгурского автономного округа.
Государства Центральной Азии априори являются стратегически важными
для КНР – точнее, для будущих планов Пекина. Проект «Новый Шелковый
путь» - одна из очевидных стратегий КНР, в которой центральноазиатским
государствам отведена весьма важная роль. Речь идет об элементарном
экономическом расчете, который, будучи спроецирован на политические
традиции Китая, может реализоваться в настоящий геополитический
противовес, равный по потенциалу США и России. И Синьцзян, так или
иначе, действительно остается важным плацдармом для дальнейшей
экспансии Китая в Центральную Азию, так как он имеет общие границы с
бывшими республиками СССР. Кроме того, Синьцзян далеко не самая76
богатая провинция КНР, уровень жизни населения здесь не вызывает
оптимизма у собирателей статистики, поэтому Пекин решает сразу несколько
задач, Быстрое развитие синьцзянской экономики создает условия для
бурного роста промышленности и торговли, без которых Новый Шелковый
путь будет безжизненным.
Можно прогнозировать, что в течение следующих 10 лет при
сохранении высоких темпов роста своей экономики и дальнейшей
реализации инфраструктурных проектов Китай неизбежно упрочит
положение главного кредитора и торгового партнера региона. Ожидается, что
при этом он будет шире действовать через вновь создаваемые
многосторонние институты развития, такие как Азиатский банк
инфраструктурных инвестиций.
Проанализировали перспективы и возможные риски торгового
сотрудничества Китая и России в рамках проекта “Экономического пояса
нового Шелкового пути”. Строительство Экономического пояса Шелкового
пути и сопряжение его с ЕАЭС предоставляют РФ новые шансы, но и ставят
ее перед серьезными вызовами. Выигрышем для России явились, во- первых,
масштабные соглашения в торговой и инвестиционных сферах, подписанные
в ходе визитов Си Цзиньпина в Москву и В.В. Путина в Пекин, а также
другие договоренности, в частности, достигнутые на первом Экономическом
форуме во Владивостоке. Далее, Россия уже самым активным образом
участвует в работе транспортной инфраструктуры Шелкового пути в
качестве транзитера. Последующее более энергичное использование
российской части магистрали Китай – Казахстан – Европа с ее необходимой
модернизацией может дать РФ, помимо увеличения прямых доходов от
транзита, еще и возможность интенсификации внутренних маршрутов, а
также толчок к развитию прилегающих территорий.
Наконец, для России открываются вполне реальные шансы создания на
Дальнем Востоке интегрированной с Китаем транспортной системы, которая
позволила бы повысить транзитный потенциал Транссиба и БАМа в77
восточном направлении с использованием российских морских портов. К
этому настойчиво призывает президент В.В. Путин. В более далекой
перспективе просматривается, в случае необходимости, расширение
трансграничной инфраструктурной сети посредством строительства
Степного пути и Чайного пути. В более широком плане для России было бы
чрезвычайно важно подключить к Новому Шелковому пути Сибирь и
Дальний Восток, для чего необходимо создать там благоприятный
инвестиционный климата для китайского (и вообще иностранного) капитала,
и не только в «добычных» отраслях хозяйства.
Вызовы для России видятся в следующем:
—Наращивание экономического присутствия Китая в регионе – в
форме ли строительства Шелкового пути, или в любой другой – способно
существенно увеличить экономическое и геополитическое влияние КНР в
Центральной Азии, тогда как относительное влияние России при этом
неизбежно будет сокращаться. Это касается и ШОС, и ЕАЭС. Китай
расширяет свои экономические позиции и в Европе, тогда как хозяйственные
связи России с европейскими странами находятся на небывало низком
уровне.
—Транссибирский евразийский коридор в силу своих дефектов ныне
теряет очки в соревновании с магистралью Китай–Казахстан– Россия–Европа
и утрачивает транзитное значение. Эта тенденция чревата для России
самыми серьезными потерями. Строительство Нового Шелкового пути
превращается в одно из важнейших течений международной жизни.
Функционирование Великого шелкового пути показывает нам
типичную для докапиталистических эпох картину международной
коммерции, связанной с предметами роскоши, не защищенной страхованием,
сильно зависящей от политической конъюнктуры. Так же ВШП
демонстрирует ряд тенденций, сохраняющихся и в современной мировой
экономике, а это то, что мирохозяйственные отношения являются сильным
стимулом экономического развития человеческой цивилизации, в общем,78
стимулируя конкуренцию между локальными цивилизациями; участие в
международной торговле приносит выгоду всем участникам, как странам с
самой развитой экономикой, так и странам с менее развитой экономикой; –
экспорт/импорт товаров ведет к спонтанному и организованному
экспорту/импорту институтов и их постепенной конвергенции; –
устойчивыми являются полицентричные системы регулирования
мирохозяйственных отношений, монополизация регулирующих функций
оказывается кратковременной и неустойчивой.
Соответствующий общемировым тенденциям глобализации,
основывающийся на принципе взаимной выгоды и имеющий перспективу,
новый Шелковый путь имеет ряд внешнеполитических стратегических
преимуществ, которые могут способствовать сплочению стран евразийского
региона и раскрытию их экономического потенциала. Следовательно,
политически и экономически необходимым условием для развития
международной торговли является возрождение Великого Шёлкового пути, а
для Казахстана и России – это еще один плюс, так как транзит грузов
планируется именно по Северному транспортному маршруту из Азии в
Европу.
Участие Европы в проекте «Шелковый путь» поможет расширить
культурный обмен и международные контакты — пока что наименее
развитый компонент взаимодействия с Китаем. Шелковый путь, помимо
своих экономических функций, как и в древние времена, станет культурным
мостом между Европой и Азией, поможет объединить не только два рынка
и две силы, но и две цивилизации.
План ЭПШП дает возможность государствам реализовать с большей
эффективностью преимущества своего географического положения,
выстроить здесь современную инфраструктуру, модернизировать с учетом
потребностей мировой экономики имеющийся промышленный потенциал,
создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения.79
Концепция «Экономический пояс Шелкового пути» - это потенциал
углубленного межгосударственного и межрегионального сотрудничества в
Центральной Евразии. Стратегия «Один пояс, один путь» это не только и не
столько транспортный проект, сколько проект соразвития стран региона.
Этот макрорегион обладает огромным потенциалом, связанным и с
экономической динамикой, и с богатой ресурсной базой, и с
обеспечиваемыми Китаем инвестиционными возможностями. Все это создает
предпосылки к возрождению Шелкового пути в его исходном значении —
как континентального пояса торгово-экономического и культурного
взаимодействия прилегающих к нему государств, позволяющего им
добиваться богатства и процветания.
коммуникаций в глобализирующемся мире. Дана всесторонняя комплексная
оценка потенциала крупнейшего проекта возрождения Великого шелкового
пути для интеграции центрально азиатских стран в мировую экономическую
систему, активизации их контактов с государствами Европы, АзиатскоТихоокеанского региона, для налаживания взаимовыгодного сотрудничества
между государствами Центральной Азии. Проанализирована стратегия
России, Запада, Китая и других стран на евразийском пространстве, различия
и совпадения в их интересах и позициях. В итоге, в российской и
международной политической науке, на основе тщательного
политологического анализа широкого круга источников и обобщения
обширного фактического материала, произведена квалификация реальных и
потенциальных возможностей транспортных коммуникаций Шелкового
пути, дана комплексная характеристика их значения для развития
современных международных отношений, как на региональном, так и на
глобальном уровнях.
Проанализировали перспективы торгового сотрудничества между
Китаем и Центральной Азией в проекте “Экономического пояса нового
Шелкового пути” в рамках Синьцзян-Уйгурского автономного округа.
Государства Центральной Азии априори являются стратегически важными
для КНР – точнее, для будущих планов Пекина. Проект «Новый Шелковый
путь» - одна из очевидных стратегий КНР, в которой центральноазиатским
государствам отведена весьма важная роль. Речь идет об элементарном
экономическом расчете, который, будучи спроецирован на политические
традиции Китая, может реализоваться в настоящий геополитический
противовес, равный по потенциалу США и России. И Синьцзян, так или
иначе, действительно остается важным плацдармом для дальнейшей
экспансии Китая в Центральную Азию, так как он имеет общие границы с
бывшими республиками СССР. Кроме того, Синьцзян далеко не самая76
богатая провинция КНР, уровень жизни населения здесь не вызывает
оптимизма у собирателей статистики, поэтому Пекин решает сразу несколько
задач, Быстрое развитие синьцзянской экономики создает условия для
бурного роста промышленности и торговли, без которых Новый Шелковый
путь будет безжизненным.
Можно прогнозировать, что в течение следующих 10 лет при
сохранении высоких темпов роста своей экономики и дальнейшей
реализации инфраструктурных проектов Китай неизбежно упрочит
положение главного кредитора и торгового партнера региона. Ожидается, что
при этом он будет шире действовать через вновь создаваемые
многосторонние институты развития, такие как Азиатский банк
инфраструктурных инвестиций.
Проанализировали перспективы и возможные риски торгового
сотрудничества Китая и России в рамках проекта “Экономического пояса
нового Шелкового пути”. Строительство Экономического пояса Шелкового
пути и сопряжение его с ЕАЭС предоставляют РФ новые шансы, но и ставят
ее перед серьезными вызовами. Выигрышем для России явились, во- первых,
масштабные соглашения в торговой и инвестиционных сферах, подписанные
в ходе визитов Си Цзиньпина в Москву и В.В. Путина в Пекин, а также
другие договоренности, в частности, достигнутые на первом Экономическом
форуме во Владивостоке. Далее, Россия уже самым активным образом
участвует в работе транспортной инфраструктуры Шелкового пути в
качестве транзитера. Последующее более энергичное использование
российской части магистрали Китай – Казахстан – Европа с ее необходимой
модернизацией может дать РФ, помимо увеличения прямых доходов от
транзита, еще и возможность интенсификации внутренних маршрутов, а
также толчок к развитию прилегающих территорий.
Наконец, для России открываются вполне реальные шансы создания на
Дальнем Востоке интегрированной с Китаем транспортной системы, которая
позволила бы повысить транзитный потенциал Транссиба и БАМа в77
восточном направлении с использованием российских морских портов. К
этому настойчиво призывает президент В.В. Путин. В более далекой
перспективе просматривается, в случае необходимости, расширение
трансграничной инфраструктурной сети посредством строительства
Степного пути и Чайного пути. В более широком плане для России было бы
чрезвычайно важно подключить к Новому Шелковому пути Сибирь и
Дальний Восток, для чего необходимо создать там благоприятный
инвестиционный климата для китайского (и вообще иностранного) капитала,
и не только в «добычных» отраслях хозяйства.
Вызовы для России видятся в следующем:
—Наращивание экономического присутствия Китая в регионе – в
форме ли строительства Шелкового пути, или в любой другой – способно
существенно увеличить экономическое и геополитическое влияние КНР в
Центральной Азии, тогда как относительное влияние России при этом
неизбежно будет сокращаться. Это касается и ШОС, и ЕАЭС. Китай
расширяет свои экономические позиции и в Европе, тогда как хозяйственные
связи России с европейскими странами находятся на небывало низком
уровне.
—Транссибирский евразийский коридор в силу своих дефектов ныне
теряет очки в соревновании с магистралью Китай–Казахстан– Россия–Европа
и утрачивает транзитное значение. Эта тенденция чревата для России
самыми серьезными потерями. Строительство Нового Шелкового пути
превращается в одно из важнейших течений международной жизни.
Функционирование Великого шелкового пути показывает нам
типичную для докапиталистических эпох картину международной
коммерции, связанной с предметами роскоши, не защищенной страхованием,
сильно зависящей от политической конъюнктуры. Так же ВШП
демонстрирует ряд тенденций, сохраняющихся и в современной мировой
экономике, а это то, что мирохозяйственные отношения являются сильным
стимулом экономического развития человеческой цивилизации, в общем,78
стимулируя конкуренцию между локальными цивилизациями; участие в
международной торговле приносит выгоду всем участникам, как странам с
самой развитой экономикой, так и странам с менее развитой экономикой; –
экспорт/импорт товаров ведет к спонтанному и организованному
экспорту/импорту институтов и их постепенной конвергенции; –
устойчивыми являются полицентричные системы регулирования
мирохозяйственных отношений, монополизация регулирующих функций
оказывается кратковременной и неустойчивой.
Соответствующий общемировым тенденциям глобализации,
основывающийся на принципе взаимной выгоды и имеющий перспективу,
новый Шелковый путь имеет ряд внешнеполитических стратегических
преимуществ, которые могут способствовать сплочению стран евразийского
региона и раскрытию их экономического потенциала. Следовательно,
политически и экономически необходимым условием для развития
международной торговли является возрождение Великого Шёлкового пути, а
для Казахстана и России – это еще один плюс, так как транзит грузов
планируется именно по Северному транспортному маршруту из Азии в
Европу.
Участие Европы в проекте «Шелковый путь» поможет расширить
культурный обмен и международные контакты — пока что наименее
развитый компонент взаимодействия с Китаем. Шелковый путь, помимо
своих экономических функций, как и в древние времена, станет культурным
мостом между Европой и Азией, поможет объединить не только два рынка
и две силы, но и две цивилизации.
План ЭПШП дает возможность государствам реализовать с большей
эффективностью преимущества своего географического положения,
выстроить здесь современную инфраструктуру, модернизировать с учетом
потребностей мировой экономики имеющийся промышленный потенциал,
создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения.79
Концепция «Экономический пояс Шелкового пути» - это потенциал
углубленного межгосударственного и межрегионального сотрудничества в
Центральной Евразии. Стратегия «Один пояс, один путь» это не только и не
столько транспортный проект, сколько проект соразвития стран региона.
Этот макрорегион обладает огромным потенциалом, связанным и с
экономической динамикой, и с богатой ресурсной базой, и с
обеспечиваемыми Китаем инвестиционными возможностями. Все это создает
предпосылки к возрождению Шелкового пути в его исходном значении —
как континентального пояса торгово-экономического и культурного
взаимодействия прилегающих к нему государств, позволяющего им
добиваться богатства и процветания.
Подобные работы
- МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТА «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ»
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2025 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ
ЕАЭС И ЕС
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Экономический пояс шелкового пути: участие стран Содружества Независимых государств. Проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПОЗИЦИЯ РОССИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2020 - Роль Европейского Союза и Евразийского Экономического Союза в современных интеграционных процессах
The role of The Europe Union and The Eurasia Economic Union in the modern integration processes
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Проект "Один пояс-один путь" в системе публичной дипломатии РФ и КНР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2017 - Проблема международного признания Маньчжоу-Го (по материалам периодической печати)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021



