Введение.........................................................................................................3
Глава I. Исторические основы формирования Экономического пояса
Шелкового пути …………....................................................................................10
§ 1.1 История возникновения и развития Великого Шелкового пути
.................................................................................................................................10
§ 1.2 Роль Великого Шелкового пути в развитии торговли в XIII – XIX
вв.............................................................................................................................21
Глава II. Сущность проекта
ЭПШП.....................................................................................................................27
§ 2.1 Международная торговля в XX-XXI веках: предпосылки
возрождения Великого Шелкового
пути………………………………….....................................................................27
§ 2.2 Стратегия КНР: Один пояс - один путь
.................................................................................................................................34
Глава III. Значение проекта ЭПШП для стран-участников
проекта....................................................................................................………....45
§ 3.1 Место России в проекте
ЭПШП……………….............................................................................................45
§ 3.2 Значение Шелкового пути для Центральной
Азии…………………............................................................................................60
§ 3.3 Значение ЭПШП для стран Европейского
союза..……………….............................................................................................67
Заключение .................................................................................................76
Список использованных источников и
литературы.............................................................................................................81
Приложения
Актуальность выбранной темы заключается в том, что новый проект
Китая по возрождению Великого шелкового пути очень перспективен и
рассчитан на длительное время. Он показывает нам, с какой скоростью
возвышается Китай, как новая, развивающая сверхдержава.
На сегодняшний день Китайская Народная Республика активизирует
торговлю в рамках международного разделения труда. И с каждым днем
Китай продолжает наращивать объемы торговли, проникая на все новые и
новые рынки. И здесь как, кстати, пригодилась стратегия «Один пояс и один
путь», выдвинутая Си Цзиньпином еще в 2013 году, которая нацелена на
развертывания экономического сотрудничества между странами вдоль
Шелкового пути, что в свою очередь создает благоприятные условия для
открытия новых рынков. Также на международных встречах глав государств
было рассмотрено множество различных планов по торговле, строительству
и инвестициям в рамках Нового Шелкового пути, то есть Экономического
пояса Шелкового пути.
В основе мотивации данного проекта лежат не только будущие
экономические выгоды тех структур, но и геополитические расчеты, вера в
создание в Евразии «экономический пояс» для будущего евразийской
державы, где Китай будет играть роль ведущей державы. Концепция «Один
пояс и один путь», нацелена на развертывания экономического
сотрудничества между странами вдоль Шелкового пути, что в свою очередь
создает благоприятные условия для развития Китая.
Степень изученности проблемы. Литература, которая была
использована для написания дипломной работы, раскрывает различные
вопросы, касающиеся данной темы. В ходе исследовательской работы была
использована различная литература, но основной упор был сделан на работы:
Цветов Антон «Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и3
Китая»;1 Ларин А. Г «Экономический пояс Шелкового пути»;2 Лисоволик
Ярослав «Глобализация: от Великого Шелкового пути до ВТО»3 и другие.
Современные процессы интеграции исследуются в трудах зарубежных
и российских ученых и предоставляют возможность понять, обобщить,
выявить их сущность и специфику: глобальных факторов, воздействующих
на политические системы государств, на региональные особенности в
странах-участницах Центральной Азии над отдельными аспектами этих
вопросов работают Мирзаев Р. С.4 и Ртвеладзе Э. В.5, Гринин Л. Е.6; мировых
и региональных интеграционных процессов Попович А.7, Челядинский А.
А.8, Сорокина И. О.9 и другие.
Процессы евразийской интеграции в современных политикоэкономических реалиях исследуют авторы: Марков С. А.10, Винокуров Е.
Ю.11, Кабаев Д.12.
Роль ШОС и ЕврАзЭС в евразийских интеграционных процессах и
место в осуществлении проекта «Великий Шелковый путь» выявляет в своих
исследованиях Винокуров Е. Ю.13
1
Цветов А. В. Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и Китая [Электронный ресурс] //
Шанхай: РСМД, 2015. – URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/novyy-shelkovyy-putstrategicheskie-interesy-rossii-i-kitaya. (дата обращения 11.12.2016)
2 Ларин А. Г. «Экономический пояс Шелкового пути». – М.: ИДВ РАН,2016.
3 Лисоволик Я. Д. Глобализация: от Великого Шелкового пути до ВТО. –М.: Русский журнал, 2007
4
Мирзаев Р. Солнце путешествует по миру, чтобы рассеять тени. // Путешественники и исследователи на
Великом шелковом пути. – М.: Муравей, 2005.
5 Ртвеладзе Э. В. Цивилизации, Государства, Культуры Центральной Азии-Т.: Санъат,2005.-Гл.4.
6 Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. – М.: Либроком,
2005. – №1.
7 Попович А. М. Интеграция: теоретические аспекты. [Студенческий сайт ФМП]. URL:
http://fmpgugn.narod.ru/pop2.html (Дата обращения: 23.04.2017)
8 Челядинский А. А. Понятие интеграции в международных отношениях: теоретический аспект. [Развитие.
Журнал международного права и международных отношений]. Январь 2009. URL:
http://evolutio.info/content/view/1530/232/ (Дата обращения: 03.12.2016)
9 Сорокина И. О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления// Менеджмент
в России и за рубежом.- М.: Финпресс, 2008.-№2.
10 Марков С. А. Проблемы евразийской интеграции: конкуренция и борьба мировых проектов. Евразийская
интеграция: геостратегический аспект.-Москва-Ростов-на-Дону,2014.
11
Винокуров Е. Ю., Либман А. М, Система индикаторов евразийской интеграции: основные выводы//
Евразийская экономическая интеграция. –СПб.: Евразийский банк развития, 2009. – № 4(5).
12 Кабаев Д. А. Евразийская интеграция: глобальный аспект. [Информационно-аналитический портал
«Геополитика»]. 13 июня 2013. URL: http://www.geopolitica.ru/article/evraziyskaya-integraciyatekushchayasituaciya-i-perspektivy#.VpzPYUC8vsM (Дата обращения: 15.05.2017)
13
Винокуров Е. Ю., Либман А. М, Система индикаторов евразийской интеграции: основные выводы//
Евразийская экономическая интеграция. –СПб.: Евразийский банк развития, 2009. – № 4(5).4
Вопросом развития стратегии «Один пояс и один путь» занимаются
интеграционные группировки и крупнейшие финансовые институты, видные
зарубежные и российские экономисты и политики: Роберт Гуан Тянь14, Ван
Ин15, а также Латов Ю. В.16, Лузянин С. Г.17, Хунцзе Ч.18, Чжэн Жуй.19 и
другие.
В России исследования, посвященные Экономическому поясу
Шелкового пути и роли РФ в реализации данного проекта, нашли свое
отражение в работах Латова Ю. В.20, Вардомского Л. Г.21, Мамлевой Л. А.22,
Тавровский Ю. В.23, Бережных В.24 и другие.
«Экономический пояс Шёлкового пути» предусматривает создание
трех транс евразийских экономических коридоров: северного, который
соединит КНР, страны Центральной Азии, Россию и Европу; центрального,
направленного на сближение Китая с регионами Центральной и Западной
Азии, Персидского залива и Средиземного моря; южного, соединяющего
Китай, Юго-Восточную и Южную Азию, и Индийский океан. В своей же
работе я рассматриваю только один экономический коридор – северный.
В настоящее время, за пределами КНР концепция «китайской мечты»
активно внедряется в ряде стран Африки и Латинской Америки, реализация
инициативы «один пояс и один путь» позволит распространить концепцию
на евразийском континенте. В настоящее время сложно говорить о том, какая
14 Гуан Тянь Роберт «Синьзцян-Уйгурский автономный район Китая и его роль в системе регионального
экономического сотрудничества большой Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – М.: Центр
Карнеги, 2009. – №1.
15 Ван Ин Аналитические доклады. Присоединение Китая к ВТО.–М.:МГИМО(У)МИД России,2007.
16 Латов Ю. В. Великий Шелковый путь. – Иркутск.: Байкальский гос. Ун-т, 2002.
17 Лузянин С. Г., Сазонов С. Г. Экономический пояс Шелкового пути: модель 2015 года –М.: Observer.,2015.
18 Хунцзе Ч. «Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь 21-го века» с точки зрения
экспертов КНР // Наука и Мир. – 2015.
19 Чжэн Жуй Возрождение Великого шелкового пути как средства экономического развития в условиях
изменяющегося миропорядка. – М.: Современные аспекты экономики.2015
20 Латов Ю. В. Великий Шелковый путь. – Иркутск.: Байкальский гос. Ун-т, 2002.
21
Вардомский Л. Г. Регионализация Внешнеэкономических связей в России и соседних странах. – М.:
Институт экономики РАН, 2014.
22 Мамлева Л. А. Становление Великого шелкового пути в системе транс цивилизационного взаимодействия
народов Евразии. – М.: Vita Antiqua,1999.
23 Тавровский Ю. В. Россия и Новый Шелковый путь [Электронный ресурс] // Тавровский Ю. В.// газета
Завтра.-21 апреля,2017.-URL: http://zavtra.ru/ (дата обращения 21.04.2017)
24
Бережных В. В. Место России на Великом Шёлковом пути. [Россия и Китай. Азиатское
иллюстрированное обозрение]. 27 мая 2014. URL: http://ruchina.org/china-article/china/340.html (Дата
обращения: 03.12.2016)5
позиция наиболее соответствует действительности. Только последующая
реализации инициативы покажет, есть ли в ней место «китайской мечте».
Исходя из всего вышесказанного, целью моей работы является
исследование проблем реализации проекта «Экономического пояса
Шелкового пути».
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить историю и идеи создания Экономического пояса Шелкового
пути
2) раскрыть сущность проекта Экономического пояса Шелкового пути
3) рассмотреть значение проекта Экономического пояса Шелкового
пути для стран-участников проекта.
Методологическая основа работы. В исследовании теоретической
основой явились широко известные научные труды зарубежных и
отечественных ученых. Фактологической основой исследования послужили
статистические материалы аналитико-статистические обзоры
международных организаций, а также интернет ресурсы. Так же в работе
использован принцип историзма, который предполагает изучение
исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической
обстановкой.
Объектом исследования данной дипломной работы является
Экономический пояс Шелкового пути.
Предметом исследования являются место и роль проекта ЭПШП в
политико-экономических отношениях в Евразии.
Источниковая база исследования включает:
1. Международно-правовые акты: Международная
нормативно-правовая база посвящена как аспектам изучения и
сохранения наследия Шелковой магистрали, так и реализации
новой модели «Великого Шелкового пути» и закреплена в
программных документах: «Концепция и план действий по6
совместному строительству Экономического пояса Шелкового
пути и морского Шелкового пути XXI века» (2015г.)25; Программа
ПРООН «Шелковый путь: усиление потенциала в целях
регионального сотрудничества и развития» (Проект Правительств
Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана)
2006г.26.
Базовые положения по проблеме исследования закреплены в
официальных документах международных организаций:
Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых
Государств, Шанхайской организации сотрудничества, ЕврАзЭС и
др.; органов государственной власти, регламентирующих
деятельность в сфере внешней политики, непосредственно
связанной с Центрально-Азиатским регионом и их официальными
позициями в отношении китайской концепции «Великий
Шелковый путь»: Совместное заявление Российской Федерации и
Китайской Народной Республики о новом этапе отношений
всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия
20 мая 2014 г.27 и другие.
2. Речи, выступления, обращения, заявления официальных лиц:
Особый интерес и значение в данном аспекте имеют выступления
руководителей государств, политических деятелей центральноазиатских государств и России, официальных представителей
министерств иностранных дел и посольств соответствующих
стран, аналитиков по вопросам международных отношений, среди
25 Концепция и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса
Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути 21-го века». [Газета «Женьминь Жибао»]. 28 марта 2015.
URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0329/c31521-8870617.html (Дата обращения: 21.05.2017)
26 О подписании Региональной программы «Шелковый путь: Усиление потенциала в целях регионального
сотрудничества и развития». [Правительство республики Казахстан]. 6 апреля 2006. URL:
http://qz.government.kz/docs/p060252.htm (Дата обращения: 21.05.2017)
27 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской народной Республике о новом этапе
отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. [Президент России]. 20 мая
2014. URL: http://kremlin.ru/supplement/1642 (Дата обращения: 21.05.2017)7
них: председатель КНР Си Цзиньпин 28 (Выступление
Председателя КНР Си Цзиньпиня в Университете в Астане 16
сентября2013 года); президент РФ Владимир Путин29, президент
Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, президент
Казахстана Нурсултан Назарбаев 30 , премьер-министр Китая Ли
Кэцянь31, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Ли
Хуэй32; глава Государственного комитета КНР по делам развития и
реформ Сюй Шаоши33; министр иностранных дел КНР Ван И.34,
первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов35, Губернатор ХМАО
«Югра» Наталья Комарова36.
3. Статистические данные: Таможенная статистика КНР «Хайгуань
тунцзи» 37 и «Синьцзян тунцзи няньцзянь» (Xinjiang Statistical
Yearbook)38.
Значительный объем фактической информации получен из
данных отечественных и зарубежных сайтов международных
28 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете. [Посольство КНР в Республике
Казахстан]. 16 сентября 2013. URL: http://kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm (Дата обращения:
22.05.2017)
29 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской народной Республике о новом этапе
отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. [Президент России]. 20 мая
2014. URL: http://kremlin.ru/supplement/1642 (Дата обращения: 17.01.2016)
30 Деловой Казахстан. [Базы данных Polpred.com 1998-2016 гг.]. URL: http://kazakhstan.polpred.com/ (Дата
обращения: 03.12.2015)
31 New Silk Road needs SCO security cover, says China. [The Hindu]. 16 декабря 2014. URL:
http://www.thehindu.com/news/international/world/china-says-new-silk-road-needs-scosecuritycover/article6697632.ece?homepage=true (Дата обращения: 03.06.2017)
32 Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя «Российской газете» и
китайским СМИ. [Официальный сайт посольства КНР в Российской Федерации]. 21 июня 2016. URL:
http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1373856.htm (Дата обращения: 22.06.2016)
33 Сюй Шаоши об основных моментах 13-й пятилетней программы социально-экономического развития
Китая. [Синьхуа новости]. 6 марта 2016. URL: http://russian.news.cn/2016-03/06/c_135160410.htm (Дата
обращения: 03.06.2017)
34 Глава МИД Китая назвал векторы внешней политики страны на 2016 год. [РИА Новости]. 08 марта 2016.
URL: http://ria.ru/world/20160308/1386731634.html (Дата обращения: 23.05.2017)
35
Шувалов И. И. Россия готова к совместной работе с Китаем в формате ЕАЭС [Информационное
Агентство России ТАСС]. 28 марта 2015. URL:
http://tass.ru/ekonomika/1862477http://tass.ru/ekonomika/1862477 (Дата обращения: 14.05.2017)
36 Комарова Н. В. Югра заинтересована в сотрудничестве по китайскому проекту возрождения Шелкового
пути. [Информационное Агентство России ТАСС]. 11 марта 2015. URL: http://tass.ru/ural-news/1820721 (Дата
обращения: 23.05.2017)
37
Таможенная статистика КНР «Хайгуань тунцзи» - №15 –2015 – [Электронный ресурс] / URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/ (дата обращения: 07.02.2017)
38 Синьцзян тунцзи няньцзянь» (Xinjiang Statistical Yearbook). [Электронный ресурс] // URL:
http://www.stats.gov.cn/english/publications/201202/t20120224_72338.html (дата обращения 21.01.2017).8
организаций: «портал «ЮНЕСКО и Великий шелковый путь»39;
Официальный сайт ЕврАзЭС 40 , Официальный сайт ШОС 41 . А
также государственных учреждений КНР: Официальный сайт
Посольства Китайской Народной Республики в Российской
Федерации42,
Научная новизна представленной работы состоит в том, что, в ходе
выполнения работы выявлены основные пути развития международной
торговли в современных условиях в рамках стратегии «Один пояс, один
путь», а также механизмы взаимодействия внешней торговли и национальной
экономики Китая со странами-участниками проекта.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения,
списка используемой литературы и источников и приложений. Работа
включает в себя три главы и семь параграфов.
В 1 главе раскрыта исторические основы формирования
Экономического пояса Шелкового пути.
Во 2 главе рассмотрена сама сущность проекта экономического пояса
Шелкового пути.
В дипломе раскрыты важность и особенности фактора транспортных
коммуникаций в глобализирующемся мире. Дана всесторонняя комплексная
оценка потенциала крупнейшего проекта возрождения Великого шелкового
пути для интеграции центрально азиатских стран в мировую экономическую
систему, активизации их контактов с государствами Европы, АзиатскоТихоокеанского региона, для налаживания взаимовыгодного сотрудничества
между государствами Центральной Азии. Проанализирована стратегия
России, Запада, Китая и других стран на евразийском пространстве, различия
и совпадения в их интересах и позициях. В итоге, в российской и
международной политической науке, на основе тщательного
политологического анализа широкого круга источников и обобщения
обширного фактического материала, произведена квалификация реальных и
потенциальных возможностей транспортных коммуникаций Шелкового
пути, дана комплексная характеристика их значения для развития
современных международных отношений, как на региональном, так и на
глобальном уровнях.
Проанализировали перспективы торгового сотрудничества между
Китаем и Центральной Азией в проекте “Экономического пояса нового
Шелкового пути” в рамках Синьцзян-Уйгурского автономного округа.
Государства Центральной Азии априори являются стратегически важными
для КНР – точнее, для будущих планов Пекина. Проект «Новый Шелковый
путь» - одна из очевидных стратегий КНР, в которой центральноазиатским
государствам отведена весьма важная роль. Речь идет об элементарном
экономическом расчете, который, будучи спроецирован на политические
традиции Китая, может реализоваться в настоящий геополитический
противовес, равный по потенциалу США и России. И Синьцзян, так или
иначе, действительно остается важным плацдармом для дальнейшей
экспансии Китая в Центральную Азию, так как он имеет общие границы с
бывшими республиками СССР. Кроме того, Синьцзян далеко не самая76
богатая провинция КНР, уровень жизни населения здесь не вызывает
оптимизма у собирателей статистики, поэтому Пекин решает сразу несколько
задач, Быстрое развитие синьцзянской экономики создает условия для
бурного роста промышленности и торговли, без которых Новый Шелковый
путь будет безжизненным.
Можно прогнозировать, что в течение следующих 10 лет при
сохранении высоких темпов роста своей экономики и дальнейшей
реализации инфраструктурных проектов Китай неизбежно упрочит
положение главного кредитора и торгового партнера региона. Ожидается, что
при этом он будет шире действовать через вновь создаваемые
многосторонние институты развития, такие как Азиатский банк
инфраструктурных инвестиций.
Проанализировали перспективы и возможные риски торгового
сотрудничества Китая и России в рамках проекта “Экономического пояса
нового Шелкового пути”. Строительство Экономического пояса Шелкового
пути и сопряжение его с ЕАЭС предоставляют РФ новые шансы, но и ставят
ее перед серьезными вызовами. Выигрышем для России явились, во- первых,
масштабные соглашения в торговой и инвестиционных сферах, подписанные
в ходе визитов Си Цзиньпина в Москву и В.В. Путина в Пекин, а также
другие договоренности, в частности, достигнутые на первом Экономическом
форуме во Владивостоке. Далее, Россия уже самым активным образом
участвует в работе транспортной инфраструктуры Шелкового пути в
качестве транзитера. Последующее более энергичное использование
российской части магистрали Китай – Казахстан – Европа с ее необходимой
модернизацией может дать РФ, помимо увеличения прямых доходов от
транзита, еще и возможность интенсификации внутренних маршрутов, а
также толчок к развитию прилегающих территорий.
Наконец, для России открываются вполне реальные шансы создания на
Дальнем Востоке интегрированной с Китаем транспортной системы, которая
позволила бы повысить транзитный потенциал Транссиба и БАМа в77
восточном направлении с использованием российских морских портов. К
этому настойчиво призывает президент В.В. Путин. В более далекой
перспективе просматривается, в случае необходимости, расширение
трансграничной инфраструктурной сети посредством строительства
Степного пути и Чайного пути. В более широком плане для России было бы
чрезвычайно важно подключить к Новому Шелковому пути Сибирь и
Дальний Восток, для чего необходимо создать там благоприятный
инвестиционный климата для китайского (и вообще иностранного) капитала,
и не только в «добычных» отраслях хозяйства.
Вызовы для России видятся в следующем:
—Наращивание экономического присутствия Китая в регионе – в
форме ли строительства Шелкового пути, или в любой другой – способно
существенно увеличить экономическое и геополитическое влияние КНР в
Центральной Азии, тогда как относительное влияние России при этом
неизбежно будет сокращаться. Это касается и ШОС, и ЕАЭС. Китай
расширяет свои экономические позиции и в Европе, тогда как хозяйственные
связи России с европейскими странами находятся на небывало низком
уровне.
—Транссибирский евразийский коридор в силу своих дефектов ныне
теряет очки в соревновании с магистралью Китай–Казахстан– Россия–Европа
и утрачивает транзитное значение. Эта тенденция чревата для России
самыми серьезными потерями. Строительство Нового Шелкового пути
превращается в одно из важнейших течений международной жизни.
Функционирование Великого шелкового пути показывает нам
типичную для докапиталистических эпох картину международной
коммерции, связанной с предметами роскоши, не защищенной страхованием,
сильно зависящей от политической конъюнктуры. Так же ВШП
демонстрирует ряд тенденций, сохраняющихся и в современной мировой
экономике, а это то, что мирохозяйственные отношения являются сильным
стимулом экономического развития человеческой цивилизации, в общем,78
стимулируя конкуренцию между локальными цивилизациями; участие в
международной торговле приносит выгоду всем участникам, как странам с
самой развитой экономикой, так и странам с менее развитой экономикой; –
экспорт/импорт товаров ведет к спонтанному и организованному
экспорту/импорту институтов и их постепенной конвергенции; –
устойчивыми являются полицентричные системы регулирования
мирохозяйственных отношений, монополизация регулирующих функций
оказывается кратковременной и неустойчивой.
Соответствующий общемировым тенденциям глобализации,
основывающийся на принципе взаимной выгоды и имеющий перспективу,
новый Шелковый путь имеет ряд внешнеполитических стратегических
преимуществ, которые могут способствовать сплочению стран евразийского
региона и раскрытию их экономического потенциала. Следовательно,
политически и экономически необходимым условием для развития
международной торговли является возрождение Великого Шёлкового пути, а
для Казахстана и России – это еще один плюс, так как транзит грузов
планируется именно по Северному транспортному маршруту из Азии в
Европу.
Участие Европы в проекте «Шелковый путь» поможет расширить
культурный обмен и международные контакты — пока что наименее
развитый компонент взаимодействия с Китаем. Шелковый путь, помимо
своих экономических функций, как и в древние времена, станет культурным
мостом между Европой и Азией, поможет объединить не только два рынка
и две силы, но и две цивилизации.
План ЭПШП дает возможность государствам реализовать с большей
эффективностью преимущества своего географического положения,
выстроить здесь современную инфраструктуру, модернизировать с учетом
потребностей мировой экономики имеющийся промышленный потенциал,
создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения.79
Концепция «Экономический пояс Шелкового пути» - это потенциал
углубленного межгосударственного и межрегионального сотрудничества в
Центральной Евразии. Стратегия «Один пояс, один путь» это не только и не
столько транспортный проект, сколько проект соразвития стран региона.
Этот макрорегион обладает огромным потенциалом, связанным и с
экономической динамикой, и с богатой ресурсной базой, и с
обеспечиваемыми Китаем инвестиционными возможностями. Все это создает
предпосылки к возрождению Шелкового пути в его исходном значении —
как континентального пояса торгово-экономического и культурного
взаимодействия прилегающих к нему государств, позволяющего им
добиваться богатства и процветания.
Ван Ин Аналитические доклады. Присоединение Китая к ВТО. –
М.:МГИМО(У)МИД России,2007 –189 c.
1.2 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев
университете [Посольство КНР в Республике Казахстан]. – 16.11.2013.
[Электронный ресурс] – URL: http://kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.
(Дата обращения 22.05.2017).
1.3 Глава МИД Китая назвал векторы внешней политики страны на
2016 год [Электронный ресурс] // [РИА Новости]. – 08.04.2016. - URL:
http://ria.ru/world/20160308/1386731634.html (Дата обращения 23.05.2017).
1.4 Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РФ г-на
Ли Хуэя «Российской газете» и китайским СМИ [Электронный ресурс] //
[Официальный сайт посольства КНР в Российской Федерации]. 21.06.2016. –
URL: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1373856.htm (Дата обращения
22.06.2016)
1.5 Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РФ Ли
Хуэя ведущим СМИ КНР и «Независимой газеты». [Официальный сайт
посольства КНР в Российской Федерации]. 9 сентября 2014. URL:
http://ru.china-embassy.org/rus/gdxw/t1189263.htm (Дата обращения:
13.02.2017)
1.6 Концепция и план действий по содействию совместному
строительству «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского
Шёлкового пути 21-го века» [Электронный ресурс] // [Газета «Женьминь
Жибао»]. 28.03.2015. - URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0329/c31521-
8870617.html (Дата обращения 21.05.2017)
1.7 О подписании Региональной программы «Шелковый путь:
Усиление потенциала в целях регионального сотрудничества и развития»
[Электронный ресурс] // [Правительство республики Казахстан]. 06.04.2006.
– URL: http://qz.government.kz/docs/p060252.htm (Дата обращения 21.05.2017)81
1.8 Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества.
URL: http://www.sectsco.org/ (Дата обращения: 27.02.2017)
1.9 Синьцзян тунцзи няньцзянь» (Xinjiang Statistical Yearbook).
[Электронный ресурс] // URL:
http://www.stats.gov.cn/english/publications/201202/t20120224_72338.html
(дата обращения 21.01.2017).
1.10 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской
народной Республике о новом этапе отношений всеобъемлющего
партнерства и стратегического взаимодействия [Электронный ресурс] //
[Президент России]. 20.05.2014. – URL: http://kremlin.ru/supplement/1642
(Дата обращения 21.05.2017)
1.11 Сюй Шаоши об основных моментах 13-й пятилетней программы
социально-экономического развития Китая [Электронный ресурс] // [Синьхуа
новости]. 6 марта 2016. – URL: http://russian.news.cn/2016-
03/06/c_135160410.htm (Дата обращения 03.06.2017)
1.12 New Silk Road needs SCO security cover, says China [Электронный
ресурс] // [The Hindu]. 16 декабря 2014. – URL:
http://www.thehindu.com/news/international/world/china-says-new-silk-roadneeds-sco-securitycover/article6697632.ece?homepage=true (Дата обращения
03.06.2017)
1.13 19-е заседание МГС ГГ, Душанбе. [Официальный портал
ЕврАзЭс]. 6 октября 2007. URL:
http://www.evrazes.com/mezhgossovet/measure/16 (Дата обращения:
30.03.2017)
2. Литература на русском языке
2.1 Ахметшин Н. Х. Тайны Шелкового пути. – М.: Вече, 2002.–416 с.
2.2 Бельянинов А. Ю. Региональная интеграция в условиях
глобализации [Электронный ресурс] // Обозреватель. – 2013. – №2.
[Электронная версия журнала «Обозреватель»]. – URL:82
http://www.observer.materik.ru/observer/N2_2013/043_057.pdf (Дата
обращения 12.12.2016)
2.3 Бережных В. В. Место России на Великом Шёлковом пути
[Электронный ресурс] // Россия и Китай. Азиатское иллюстрированное
обозрение. 27 мая 2014. – URL: http://ruchina.org/china-article/china/340.html
(Дата обращения 03.12.2016)
2.4 Булатова А. С. Страны и регионы мира: экономикополитический справочник.–М.: Проспект, 2006.– 704 с.
2.5 Васильев Л. С. История Востока. – М.: Высш. шк., 2005. – Гл.5,
разд.1. – 471 с.
2.6 Вардомский Л. Г. Регионализация Внешнеэкономических связей
в России и соседних странах. – М.: Институт экономики РАН,2014 – 264 с.
2.7 Вести Экономика [Электронный ресурс] // Россия в цифрах.
Экономический пояс шелкового пути. – URL:
http://www.vestifinance.ru/infographics/5389 (дата обращения 28.05.2017)
2.8 Винокуров Е. Ю., Либман А. М, Система индикаторов
евразийской интеграции: основные выводы// Евразийская экономическая
интеграция. –СПб.: Евразийский банк развития, 2009. – № 4(5). – 311 с.
2.9 Воробьева И. С. «Новый Шелковый путь» – М.: Геополитика,
2012. – №10. – 217 с.
2.10 Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет //
История и современность. – М.: либроком, 2005. – №1. – 414 с.
2.11 Гуан Тянь Роберт «Синьзцян-Уйгурский автономный район
Китая и его роль в системе регионального экономического сотрудничества
большой Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – М.: Центр
Карнеги, 2009. – №1. – 110 с.
2.12 Дергачев В. А. Глобалистика. – М.: ЮНИТИ– ДАНА, 2005. – 306
с.
2.13 Джампаоло Визетти. Новый Шелковый путь.. – La Repubblica,
2016. – №9. – 388 с.83
2.14 История мировой экономики: Учебник для вузов // по д ред. Г.
Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ,2002. – 727 с.
2.15 Исторический словарь. [Электронный ресурс] // URL:
http://dic.academic.ru/search.nsf/hist_dic/ushakov.php (дата обращения
05.03.2017).
2.16 Кабаев Д. А. Евразийская интеграция: глобальный аспект
[Электронный ресурс] // [Информационно-аналитический портал
«Геополитика»]. 13.06.2013. – URL:
http://www.geopolitica.ru/article/evraziyskaya-integraciya-tekushchayasituaciya-iperspektivy#.VpzPYUC8vsM (Дата обращения 15.05.2017)
2.17 Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы
безопасности, условия и гарантии прогресса. – Т.; Узбекистан,1997– 187 с.
2.18 Кого Китай возьмет с собой на Новый Шелковый путь
[Электронный ресурс] // Геополитика. Новости. Статьи. Аналитика. – 2016. –
URL: http://geo-politica.info/kogo-kitay-vozmet-s-soboy-v-novyy-shelkovyyput.html. (дата обращения 07.12.2016)
2.19 Кожин П. М. Великий Шелковый путь [Электронный ресурс] //
URL: http://megabook.ru/article/ (дата проверки 11.05.2017)
2.20 Комарова Н. В. Югра заинтересована в сотрудничестве по
китайскому проекту возрождения Шелкового пути [Электронный ресурс] //
[Информационное Агентство России ТАСС]. 11.03.2015. – URL:
http://tass.ru/ural-news/1820721 (Дата обращения 23.05.2017)
2.21 Кудрявцев П. А. Китай завязывает шёлковый пояс [Электронный
ресурс] // URL: http://geo-politica.info/kitay-zavyazyvaet-shyolkovyy-poyas.html
(дата обращения 21.01.2017)
2.22 Ларин А. Г. «Экономический пояс Шелкового пути». – М.: ИДВ
РАН,2016. – 164 с.
2.23 Латов Ю. В. Великий Шелковый путь. – Иркутск.: Байкальский
гос. Ун-т, 2002 – 240с.84
2.24 Лисоволик Я. Д. Глобализация: от Великого Шелкового пути до
ВТО. –М.: Русский журнал, 2007– 174 с.
2.25 Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на Шелковом пути – М.:
Наука,1994 – 144 с.
2.26 Лузянин С. Г., Сазонов С. Г. Экономический пояс Шелкового
пути: модель 2015 года –М.: Observer.,2015. – №5 – 110 с.
2.27 Лю Цзей Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке.
– М.: Молодой ученый, 2015. – №15. –391 с.
2.28 Лю Цзей. Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке
[Электронный ресурс] // (карта «Экономический пояс нового Шелкового
пути»). - URL: https://moluch.ru/archive/95/ (дата обращения 28.05.2017)
2.29 Мамлева Л. А. Становление Великого шелкового пути в системе
транс цивилизационного взаимодействия народов Евразии. – М.: Vita
Antiqua,1999. – №2.– 341 с.
2.30 Марков С. А. Проблемы евразийской интеграции: конкуренция и
борьба мировых проектов. Евразийская интеграция: геостратегический
аспект. – Москва-Ростов-на-Дону,2014. –239 с.
2.31 Меликсетова А. В. История Китая – М.: Наука,2004. – Гл.4,разд.2.
– 211 с.
2.32 Мирзаев Р. Солнце путешествует по миру, чтобы рассеять тени. //
Путешественники и исследователи на Великом шелковом пути. – М.:
Муравей, 2005– 184 с.
2.33 Мишарин А. С. «Стоимость ВСМ Москва — Казань
проиндексировали на 200 миллиардов рублей». – 20.02.2017 [Электронный
ресурс] // LENTA.RU. URL:
https://lenta.ru/news/2017/02/28/vsm_moskvakazan_stoimost/ (дата обращения
02.04.2017)
2.34 Озерова Н. Г. «Великий шелковый путь: формирование и
развитие» (научно-методическое пособие) – Т.: ТЭИС. – 194 с.85
2.35 Первухин В. В. Новый Шелковый путь. – М.: Энергетическая
политика, 2014. – №3. – 289 с.
2.36 Петров А. М. Великий Шелковый путь. – М. Вост. Лит.,1995 –
154 с.
2.37 Попович А. М. Интеграция: теоретические аспекты
[Электронный ресурс] // [Студенческий сайт ФМП] – URL:
http://fmpgugn.narod.ru/pop2.html (Дата обращения: 23.04.2017).
2.38 Проект «Новый Шелковый путь» [Электронный ресурс] //
Федеральная экспертная сеть «Вектор-Евразия». – 2016. – URL:
https://vector-eurasia.org/internal/project-analyst/8/. (дата обращения 04.12.2016)
2.39 Радкевич B. A. Великий шёлковый путь. – М.: Агропромиздат,
1990 – 174 с.
2.40 Роль и значение транспортных коммуникаций Шелкового пути в
современных международных отношениях. Великий шелковый путь.
Культура и традиции. Прошлое и настоящее. Материалы научнотеоретической конференции. –Т.: Санъат,2006. – 64 с.
2.41 Ртвеладзе Э. В. Цивилизации, Государства, Культуры
Центральной Азии - Т.: Санъат , 2005. – Гл.4. – 274 с.
2.42 Ртвеладзе Э. В. Великий Шелковый Путь: Энциклопедический
справочник: Древность и раннее средневековье. – Т.: Санъат,1999. – 214 с.
2.43 Синьцзянский Электронный ресурс - информационный интернетцентр. [Электронный ресурс] // URL:
http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2012-08/24/content_7167482.htm (дата
обращения 05.03.2017).
2.44 Сорокина И. О. Теоретические основы понятия «интеграция» и
принципы ее осуществления // Менеджмент в России и за рубежом. – М.:
Финпресс, 2008. – №2. – С.63.
2.45 Стратегия Экономического пояса Шелкового пути и роль ШОС в
ее реализации [Электронный ресурс] // [Материалы круглого стола, 16 марта86