Введение 3
1. Теоретические основы системы управления сбытом в организации 6
1.1 Понятие и организация процесса сбыта в организации 6
1.2 Методы управления сбытом в организации 15
1.3 Проблемы эффективного управления сбытом в организации 26
2. Анализ системы управления сбытом в ООО «Архимед» 30
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Архимед» 30
2.2 Исследование системы управления ООО «Архимед» 42
2.3 Оценка системы управления сбытом в ООО «Архимед» 46
3. Мероприятия по совершенствованию системы управления сбытом в ООО
«Архимед» 56
3.1 Рекомендации по разработке сбытовой политики ООО «Архимед» 56
3.2 Разработка программы стимулирования сбытом в ООО «Архимед» 69
3.3 Внедрение внутреннего контроля управления сбытом в
ООО «Архимед» 74
Заключение 88
Список использованных источников 91
Приложения
В период экономического кризиса экономика приводит к тому, что предприятия и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Снижение покупательской способности и насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что предприятиям приходится буквально биться за покупателей. Продукция или услуга, произведенная предприятием, должна быть оптимальным образом продана: то есть, с учетом всех предпочтений и пожеланий клиентов, и с получением наибольшей выгоды. Поэтому главная задача любого предпринимателя - идеальным образом совместить желания клиентов и собственные производственные возможности. В этом случае у него будет возможность доказать покупателю неоспоримые преимущества своего товара, или услуги.
Система сбыта является центральной во всей системе маркетинга. И это не лишено обоснования - именно в процессе сбыта готовой продукции выясняется, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. И если все оказалось так, как и было задумано, то покупатель обязательно заметит товар и прибыль - конечная цель любой предпринимательской деятельности - не заставит себя ждать. В противном случае, ни о каких высоких доходах говорить не приходится. В бизнесе цена ошибки бывает весьма высока.
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что товар непременно требует продвижения на рынке, это означает необходимость качественной и оригинальной рекламы, различных акций, способствующих продвижению товара. Помимо этого предприятию весьма желательно иметь как можно более широкую сеть розничных продаж, в том числе интернет-магазины. Такая сеть должна иметь высокий уровень сервиса, так как сегодняшний покупатель привык к качественному обслуживанию и широкому списку дополнительных услуг. И только выполнив все эти требования, предприятие может рассчитывать на то, что ей удастся занять прочное место в сердце покупателя.
Приспосабливая сбытовую сеть и сервисное обслуживание до и после покупки товаров к запросам покупателей, предприятие-производитель повышает свои шансы в конкурентной борьбе. Большое значение имеет оперативно-сбытовая работа, связанная с приемкой готовой продукции от цехов-изготовителей и отгрузкой ее покупателям, ибо именно эта завершающая часть сбыта продукции приносит предприятию реальные результаты. Немаловажную роль в этой деятельности играет транспортный фактор.
Система сбыта товара - финишный комплекс во всей деятельности предприятия по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия предприятия полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Основной целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления сбытом ООО «Архимед».
В связи с поставленной целью выделяют следующие задачи:
1) изучить теоретические основы системы управления сбытом в организации;
2) провести анализ системы управления сбытом ООО «Архимед»;
3) разработать мероприятия по совершенствованию системы управления сбытом в ООО «Архимед».
Объект исследования - ООО «Архимед».
Предмет исследования является система управления сбытом в ООО «Архимед».
В процессе работы были использованы различные методы анализа: сравнительный, коэффициентный, вертикальный, горизонтальный, метод группировки, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод средних и относительных величин.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе раскрываются теоретические основы системы управления сбытом в организации, дается понятие и организация процесса сбыта в организации, определяются методы управления сбытом, рассматриваются проблемы эффективного управления сбытом в организации.
Во второй главе проводится анализ системы управления сбытом в ООО «Архимед», дается общая характеристика организации, проводится исследование и оценка системы управления сбытом организации.
В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию системы управления сбытом в ООО «Архимед», где даются рекомендации, разрабатывается программа стимулирования и внедрение внутреннего контроля управления сбытом в ООО «Архимед»
В процессе написания дипломной работы использованы труды Баркана Д.И., Бурцева В.В., Ефимовой С.А., Ролницки К., где авторы подробно рассматривают вопросы процесса сбыта.
В условиях рыночной экономики для производителей и официальных дилеров, каковым является ООО «Архимед», входящая в группу компаний «Экофарм», занимается поставками учебно-лабораторного оборудования. Основная задача - это сбыт готовой продукции.
Для российских предприятий в сложных условиях современного бизнеса управление сбытом особенно актуально, - изменение ситуации в стране, постепенное освоение нового экономического порядка вынуждает все большее число предпринимателей и менеджеров осознавать необходимость достижения не только сиюминутной прибыли, но и долговременных целей.
Сбыт товаров должен рассматриваться не как разовое мероприятие, а как элемент тщательно продуманной долгосрочной стратегии маркетинга.
Анализ технико-экономических показателей ООО «Архимед» показал, что среднесписочная численность работников снижается с 78 чел. в 2013 г. до 70 чел. в 2015 г.
Значения остальных показателей в период 2013-2014 гг. растут, а в 2015 г. - снижаются.
Анализ имущественного положения ООО «Архимед» показал, что общий оборот хозяйственных средств за период с 2013 г. по 2015 г. сначала увеличился, а затем уменьшился. Причем в 2014 году это увеличение произошло за счет роста внеоборотных активов. В структуре хозяйственных средств наибольший удельный вес занимают внеоборотные активы.
Большая часть имущества организации сформирована за счет заемных источников, в то время как собственный капитал в течение 2013 - 2015 гг. оставался неизменным.
Настороженность вызывает наличие значительного удельного веса кредиторской задолженности и ее превышение над дебиторской задолженностью. Вследствие чего можно судить об общей необеспеченности
организации в оборотных и денежных средствах для целенаправленного развития хозяйственной деятельности и привлечения в этих целях заемных средств.
Анализ финансовой устойчивости показал большую зависимость ООО «Архимед» от заемных источников.
По типу финансовой устойчивости ООО «Архимед» относится к организации, находящимся в кризисном финансовом состоянии.
Деловая активность организации постепенно ухудшается, об этом свидетельствует снижение оборачиваемости оборотных средств организации и всех его элементов.
Несмотря на то, что предприятие работает эффективно, получает прибыль, показатели рентабельности находятся на низком уровне. В период с 2014 г. по 2015 г. наблюдается снижение величины чистой прибыли организации, на 311 тыс. руб. Состояние расчетов с покупателями с каждым годом ухудшается. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов увеличилось на 5,8 % и составило к величине текущих активов 29,0%.
После проведения всестороннего анализа финансового положения и организации, были выявлены основные источники, а также направления, способствующие улучшению деятельности организации.
Необходимо расширять сферу своей деятельности и выходить на новые рынки сбыта. С этой целью было рекомендовано разработка интернет сайта. После начала работы сайта можно выделить следующие экономические показатели:
1) посещаемость сайта;
2) количество просмотров страниц сайта;
3) количество посетителей сделавших заказ через сайт.
В результате экономический эффект от подобных мероприятий, сокращением дебиторской задолженности и предоставлением скидки 2% будет составлять 664,9 тыс. руб.
Также в результате проведенных маркетинговых исследований были определены следующие совершенствования системы сбыта готовой продукции ООО «Архимед»:
1) освоение новых и удержание старых рынков сбыта;
2) увеличение объемов продаж;
3) увеличение предпринимательской прибыли;
4) создание положительного имиджа на рынке;
5) достижение превосходства над конкурентами;
6) выполнением своих договорных обязательств:
7) разработка рекламных мероприятий.
Осуществление рекламной деятельности, как правило, требует больших ассигнований, и эти средства не всегда используются наилучшим образом. Такого положения можно избежать, если проводить предварительную, текущую и окончательную оценку рекламной деятельности и своевременно принимать необходимые меры, направленные на повышение ее действенности.
Функция контроля - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
При наличии жесткой конкуренции главная задача системы управления сбытом - обеспечить завоевание и сохранение предприятием предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Информ.-правов. система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Арсенидзе Н.А. Проблема выбора каналов сбыта // Актуальные вопросы экономических наук. - 2008. - № 3-1. - С. 154-159
3. Баркан Д.И. Управление продажами: Учебник / Д.И. Баркан; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. - 908 с.
4. Бурцев В.В. Контроль и совершенствование управления сбытом в коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. -№ 6. - С. 25-28
5. Бурцев В.В. Организация системы контроля процедур сбыта продукции // Управление сбытом. - 2008. - № 3. - С 41-42
6. Васильев В.Н. Основы маркетинга: Учебное пособие. ч. 1. - Ульяновск: УлГТУ, 2001. - 40 с.
7. Васильева М.В. Стимулирование сбыта как вектор маркетинговых усилий предприятия // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2010. - № 1. - С. 53-57
8. Ветошко Г.В. Теоретические аспекты исследования факторов, влияющих на сбытовую деятельность предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2011. - № 2. - С. 221-225
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-е изд. стереотипн. - М. Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 576 с.
10. Власова Н.А., Скоблякова И.В. Особенности внедрения принципов маркетинга в процессе управления сбытом продукции // Известия Тульского государственного универститета. Экономические и юридические науки. - 2014. -№ 5. - С. 59-64
11. Деревянко А.А., Рябовва Т.В. Сущность и направления использования АВС-анализа // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 24. - С. 33-37
12. Дорофеев В.Д., А.Б. Зубков Маркетинг в управлении организации. - Пенза: ПГУ, 2001. - 108 с.
13. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: Учебник / А.Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 400 с.
14. Европейская комиссия, Генеральный директорат IA, Тасис
Практикум по проведению маркетинга. Как внедрять маркетинг на малых и средних предприятиях. - Люксембург: Офис официальных изданий
Европейского Сообщества, 1996. - 44 с.
15. Зайцев В.А. Маркетинг: Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения. / под ред. В.А. Зайцева. - М.:ГИНФО, 2001. - 183 с.
16. Каленская Е.Е. Управление стимулированием сбыта в современных условиях // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2012. - № 3. - С. 248-251
17. Калиева О.М., Михайлова О.П., Лихненко О.А., Алехина Ю.Ю. Организационные аспекты сбытовой политики предприятия // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - № 5-5. - С. 81-89
18. Катернюк А.В. 3Э-менеджмент: управление персоналом,
маркетингом и продажами / А.В. Катернюк, М.С. Терских, А.Н. Салов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 382 с.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф.Котлер. - М.: Издательство «Прогресс», 1991. - 654 с.
20. Кретова Н.Н. Факторы выбора посредников и каналов сбыта в современной экономике // ЭКОНОМИНФО. - 2014. - № 21. - С. 89-91
21. Кузнецова Т.Е. Стимулирование сбыта как элемент комплекса продвижения товара // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. -№ 1. - С. 135-142
22. Лидовская О.П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения. - СПб.: Питер-Юг, 2008. - 144 с.
23. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта. - СПб.: СПбГУЭФ, 2009. - 52 с.
24. Оглобина А.В. Чернышева Г.Н. Стимулирование сбыта продукции предприятий на основе ценовых скидок // ЭКОНОМИНФО. - 2009. - № 11. - С. 48-52
25. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов.
- 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
26. Пахунова Р.Н. Совершенствование логистического процесса на предприятиях для повышения эффективности их работы // Современная наука.
- 2015. - № 1. - С. 39-40
27. Романов А.А. Маркетинг: Учебное пособие / А.А. Романов, В.П. Басенко, Б.М. Жуков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 440 с.
28. Семенов Н.А. Маркетинг / Н.А. Семенов: учебное пособие. 1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2007. - 100 с.
29. Сергеева А.Ю. Сбытовая политика предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2014. - № 6. - С. 175-177
30. Туманова Д.И., Шамсутдинова Ю.Н., Миловидова О.А. Стимулирование сбыта: понятие, сущность, обзор современных инструментов // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 220224
31. Уманская М.В. Оптимизация системы сбыта предприятия // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2006. - № 1. - С. 166-171
32. Упоров В.А. Ассортиментная политика предприятия // Российское предпринимательство. - 2009. - № 1-11. - С. 94-97
33. Чанышева Н.А., Цветцых А.В. Система управления сбытом продукции на предприятии: сущность и функции // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - № 9. - С. 350-351
34. Шибаков В.Г., Уварова Г.А. Инструментарии маркетинга и их особенности при формировании сбытовой политики // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 31. - С. 45-48
35. Электронный ресурс: «Большая библиотека». Режим доступа:
http://biglibrarv.ru/categorv38/book116/part23/
36. Электронный ресурс: «Ваш бизнес». Режим доступа: http://v-
b. com.ua/articles/view/577/2010/03/25/
37. Электронный ресурс: «Дни науки». Режим доступа:
http://dninauki.ucoz.ru/publ/katalog statev/problemv sbvtovoj dejatelnosti predprij atija/1-1-0-14
38. Электронный ресурс: «Менеджмент, Экономика, Управление.
Организуй свой бизнес правильно». Режим доступа: http://manageconom.ru/sales-management/sales-management-sales-strategv.htm
39. Электронный ресурс: «Мировая экономика». Режим доступа:
http: //www. ereport.ru/articles/market/mktng03. htm
40. Электронный ресурс: «Питер Консалт». Режим доступа: http://piter- consult.ru/home/Articles/Simplv-about-the-difficult/Eternal-questions-management- sales.html
41. Электронный ресурс: «Сайт профессионального маркетолога».
Режим доступа: http://topmarketing.ucoz.ru/publ/marketing/ metod dibba simkina /3-1-0-46
42. Электронный ресурс: «Управление и оптимизация
производственного предприятия». Режим доступа:
http://producm.ru/books/marketing books/book3/p58/
43. Электронный ресурс: «Учебные материалы онлайн». Режим
доступа: http: //pidruchniki.com/14650116/marketing/upravlenie sbytom
predpriyatii
44. Электронный ресурс: «Финансовые изменения». Режим доступа: http: //www.arrivefinance.ru/dbuts-639-1. html
45. Электронный ресурс: «Экономическая библиотека». Режим
доступа: http://eclib.net/56/28.html
46. Электронный ресурс: «Элитариум 2.0». Режим доступа:
http://www.elitarium.ru/chetyre vida prodvizhenija tovara v marketinge/
47. Электронный ресурс: «Business seminar». Режим доступа:
http://www.b-seminar.ru/article/view/577/2010/03/25
48. Бухгалтерский баланс ООО «Архимед» за 2013-2015 гг.
49. Устав ООО «Архимед», 2011 г.
50. Штатное расписание ООО «Архимед» 2013-2015 гг.