ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 7
§ 1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы.. 7
§ 1.2. Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 12
§ 1.3. Понятие и характеристика информационно-компьютерных технологий применяемых в общеобразовательной школе 16
§ 1.4. Формы информационно-компьютерных технологий 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 29
§ 2.1. Урок в начальной школе по математике с использованием презентации Power Point 29
§ 2.2. Урок в начальной школе по математике с использованием интерактивной доски 35
§ 2.3. Урок в начальной школе по математике с использованием интерактивной доски, презентации 44
§ 2.4. Два урока в начальной школе по математике и информатике с использованием интерактивной доски, презентации по теме: «алгоритмы» 50
§ 2.5. Методические рекомендации по проведению связанных уроков «математика и информатика» в младших классах 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
В последние несколько лет, школа переживает новый этап совершенствования математического образования. Стремительное развитие информационных технологий требует перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также нового осмысления содержания обучения.
Изменение стиля жизни (за последние двадцать лет), развитие компьютерных и интернет технологий привели отказу от принципов фундаментальности в образовании, в частности математическом образовании. Происходит обучение определенным типам и видам задач, перечень которых задает вектор государственной аттестации. В результате школьники не имеют возможности освоить дисциплины на фундаментальном уровне, у них не формируется математическая культура и мышление. Что касается компьютерных технологий - область, которая сама является детищем математики, может сыграть в некотором смысле отрицательную роль в развитии математического образования. Очевидно, что достаточно большую часть времени школьники проводят за экранами различных электронных устройств, основная цель которых привлечь внимание, вызвать интерес, заинтриговать. Это достигается за счет наглядности, красочности, динамизма, что, несомненно, является очень увлекательным для детей. Естественно, что математика, с ее строгой логикой и абстрактным характером изложения (особенно это касается геометрии), не может конкурировать с виртуальной реальностью. Таким образом, мы имеем дело с очень низкой мотивацией к изучению математики даже у школьников, обладающих высоким уровнем интеллекта. Выходом из этого парадоксального положения является умелое использование компьютерных технологий в математическом образовании
Информационные технологии являются наиболее продуктивными из всего многообразия современных педагогических технологий. При умелой организации учебного процесса, информационные технологии способствуют созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации обучающихся, повышения мыслительной активности обучающихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - Стандарт), утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации устанавливаются требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования. В частности, результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать обязательные требования к использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением1.
Актуальность систематического подхода к использованию ИКТ заключается в том, что информационные технологии все более определяют уровень нашей образованности, с одной стороны, а с другой стороны существует тенденция ускоряющего роста объема новых знаний и очень сложно в школьном образовательном процессе успевать за этим процессом. Особенно рост знаний связан с областями наук так или иначе вовлеченными в информационные технологии. Неоспоримым является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние. Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций.
Вышесказанное обусловливает необходимость использования информационных технологий в образовании детей, начиная с начальных классов, поскольку именно в младшем возрасте важно развить самостоятельность, активность, суметь сохранить познавательную активность и помочь гармоничному вхождению ребенка в современный мир.
В связи с этим была определена тема выпускной квалификационной работы: «Особенности внедрения информационных технологий в начальных младших классах в изучении математики». Также как детям младших возрастов легко дается изучение иностранных языков, им легко и без особого принуждения удается осваивать компьютеры и всякого рода гаджеты. Однако при этом возникает множество вопросов связанных с возрастом детей, с их здоровьем, психическим здоровьем - возникает большая ответственность учителей, родителей и общества, связанная правильным использованием информационных технологий.
С учетом изложенного можно сформулировать следующую цель выпускной квалификационной работы: выявление особенностей использования информационных технологий при обучении математике в начальных классах младших классах; разработка уроков и методических указаний, с использованием компьютерных технологий. Разработка уроков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать общую характеристику информационных и интернет технологий на уроках математике в начальных классах.
• анализ научно-практической литературы по вопросам использования информационных технологий в обучении математике в начальных классах;
• раскрыть основы организации деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационных технологий;
• рассмотреть примеры использования информационных технологий в обучении математике;
• изучить психолого-педагогические особенности учащихся начальных классов.
• Уроки
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения математике с использованием информационных технологий в младших классах.
Предметом исследования: содержание, методы, формы использования компьютерных программ и методы обучения математике и информатике школьников младших классов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из Введения, Двух глав, Заключения, Списка использованной литературы, Приложения. Текст работы иллюстрирован рисунками и таблицами. Заключение посвящено обобщению материала, характеристике поставленных
задач.
В данной работе раскрывается проблема использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе начальной школы. В соответствии с поставленными целями и задачами были охарактеризованы психолого-педагогические особенности учащихся начальных классов, рассмотрены примеры использования информационных технологий в обучении математике. Так же, была дана общая характеристика информационных технологий на уроках математике в начальных классах, проанализирована научно-практическая литература по вопросам использования информационных технологий в обучении математике в начальных классах и раскрыты основы организации деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационных технологий;
Дополнительно, в практической части были даны рекомендации по использованию компьютерных технологий в начальной школе.
В первой главе были проанализированы психолого-педагогические особенности учащихся начальных классов, и было выяснено, что их знание необходимо для правильного использования компьютерных средств и технологий в процессе воспитания и обучения. Далее, были рассмотрены понятия, формы и характеристика ИКТ и особенности их применения в начальной школе. Исследование показало, что использование современных ИКТ - технологий на уроках в начальной школе имеет свои плюсы и минусы, их применение требует подготовки. Требования и условия, раскрытые в Федеральном государственном образовательном стандарте показывают, что использование современных информационных технологий в образовательном процессе имеют исключительно важное значение для оптимизации учебновоспитательного процесса.
Нами были рассмотрены теоретические вопросы об особенностях использования компьютерных технологий в образовательном процессе, приведены программы, которые можно использовать на уроках в начальной школе, для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам.
Вторая глава носит практический характер. В ней были рассмотрены конспекты уроков с использованием ИКТ.
Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Рассмотрены три урока:
конспект урока в 1 классе по теме «Знакомство с задачей»; конспект урока во 2 классе по теме «Круг. Окружность».
конспекты двух уроков в начальной школе по математике и информатике с использованием презентации, по теме: «алгоритмы»;
также, методические рекомендации по проведению связанных уроков «математика и информатика» в младших классах на основе продолжения уроков по теме «алгоритмы». Уроки по теме «алгоритмы» носят экспериментальный характер и носят элементы новизны, предложенные совместно с научным руководителем.
Основной педагогический вывод, вытекающий из исследования заключается в следующем: применение информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным, также применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012 г. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) // Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф. - Проверено: 03.04.2017.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (ред. от 26.01.2016) г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год" // [Гарант. ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ].
2. Специальная литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. - 1968. - с. 421-439.
2. Издательство «Просвещение». Школа России. Учебно-методический комплекс // Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru - Проверено: 06.04.2017.
3. Издательство «Просвещение». Начальная школа // Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/nachalnaya-shkola/info.aspx?ob_no=31908 - Проверено: 06.04.2017.
4. Информация: Материал из Википедии - свободной энциклопедии: Версия 84546667, сохранённая в 04:42 UTC 29 марта 2017 // Википедия,
свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=84546667.
5. Интерактивная доска: Материал из Википедии - свободной
энциклопедии: Версия 84238411, сохранённая в 10:13 UTC 13 марта 2017 // Википедия, свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=84238411.
6. Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 160 с.
7. Лучшие программы для презентаций. Сайт softobase.com // Режим доступа: http://softobase.com/ru - Проверено: 05.04.2017.
8. Макарова Н.В., Матвеев Л.А., Бройдо В.Л. и др. Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2002, 768 С.
9. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: АГРАФ, 1998. - С. 98.
10. Фесенко В.В., Прончев Г.Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.1. - С. 88-92.
11. Психологические особенности младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.psihologu.info/13-spravochnik-psikhologa- nachalnoj-shkoly/153-psikhologicheskie-osobennosti-mladshego-shkolnogo- vozrasta.html .]
12. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1969.
10 то делаем п. 3.
Складываю сотни и добавляем то, что в уме. Затем зануляем буфер
Буфер памяти = 0 , Если полученное число больше 10 то
делаем п.3.
Читаю ответ.
Запоминаем: «То, что в уме»= «буфер памяти».
Ниже приводится блок схема.
Далее, учитель в дискуссионной форме объясняет блок-схему. Блок-схема построена для суммы двухзначных чисел.
Результаты дискуссии: 1)учащиеся понимают о многозначных числах; 2)знак присвоения (:) - означает, что первоначальные значения переменных исчезаю, остается значение, которое присваивается.