Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико - стилистические средства изображения исторического фона

Работа №54534
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметпедагогика
Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава 1. Место исторического романа в британской литературе 7
1.1. Исторический роман в контексте основных направлений британской
литературы 7
1.2. Творчество британского писателя XX века Роберта Грейвза как мастера
исторических романов 13
1.3. Средства создания исторической стилизации в художественном
произведении 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Особенности исторического романа на примере романа британского писателя Роберта Грейвза «Я, Клавдий» 23
2.1. Основные признаки исторического романа на основе романа «Я, Клавдий»
Роберта Грейвза 23
2.2. Средства исторической стилизации в романе «Я, Клавдий» Роберта Грейвза
Выводы по главе 2 38
Глава 3. Технология использования исторических романов при обучении английскому языку 39
3.1. Методические рекомендации по применению элементов стилистического
анализа английских исторических романов на старшем этапе обучения 39
3.2. Модель урока с применением лексико - стилистических средств на основе
романа британского писателя Роберта Грейвза «Я, Клавдий» 48
Выводы по главе 3 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 60



История постоянно развивается, но, несмотря на все различия между прошлым и настоящим, несложно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным. Все сферы человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрение действия этих закономерностей в прошлом дает возможность использования их в современном мире. История помогает избежать ошибок прошлого, лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее.
История расширяет кругозор. Изучая историю других народов, мы глубже проникаем в их культуру, сравниваем их обычаи и характер со своими, что дает нам лучше понимать и коммуницировать с их представителями. Поэтому изучение истории актуально для современного человека.
История тесно связана с языком. Язык выступает средством накопления, хранения и передачи знаний, добытых обществом, поэтому происходящие в нем социальные, экономические и культурные изменения не могут не оказывать влияния на язык. Язык развивается вместе с историей общества. Потому для изучения языка важно также изучение истории его народа.
Исторические романы как форма преподнесения истории представляет собой ценный материал для исследования, так как они дают возможность изучать прошлое и прослеживать влияние общества определенной эпохи на язык.
В общем смысле, почти любое произведение имеет историческое значение, так как в нем затрагиваются реалии того времени, в котором жил автор, повседневность его бытия переносится в его книгу. Но именно роман исторический имеет свои особенные черты.
Исследованием жанра исторического романа занимались отечественные литературоведы, такие как М.М.Бахтин, С.А.Орлов, Н.А.Литвиненко, А.Н. Копылов, а также зарубежные, такие как Георг фон Лукач, Сара Джонсон, Линда Адамсон, Л.Госсман, Г.Шоу и другие.
Актуальность темы определяется недостаточной изученностью исторического аспекта художественной литературы на уроках английского языка, как источника исторического знания и примера влияния истории на язык.
Вследствие размытого определения жанра исторического романа и трудности его использования на уроках английского языка возникает ряд проблем: 1) какие содержательные и стилистические особенности
способствуют созданию исторического фона и определяют роман как исторический?, 2) насколько целесообразно изучение истории на уроках английского языка?, 3) каковы возможности применения лексико - стилистических средств исторического романа при обучении английскому языку?
Целью данной работы является определение значения исторического романа в литературе Великобритании, систематизация средств исторической стилизации в романе британского писателя XX века Роберта Грейвза «Я, Клавдий» и описание модели их применения на уроках английского языка.
Объектом исследования являются исторические романы в британской литературе.
Предметом исследования выступают лингвистические средства изображения исторического фона в романе Роберта Грейвза «Я, Клавдий» и их применение при обучении английскому языку.
В работе выдвигается гипотеза: 1) развитие истории влияет на стиль написания исторического романа, вследствие чего на каждом этапе развития появляются его новые подвиды; 2) классификация признаков исторического романа С.А. Орловым точна и может использоваться для определения жанра романа как исторического; 3) создание исторического фона в произведении невозможно без использования конкретных лексико - стилистических средств;
4) применение исторических романов и их элементов может быть эффективно использовано на уроках английского с целью повышения интереса учащихся к языку и истории, совершенствования речевых навыков учащихся и расширения их страноведческого кругозора.
Таким образом, объект, предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1) выявить и обобщить проблемы определения исторического романа как литературного жанра;
2) систематизировать направления в литературе Великобритании в период XIX - XX веков и определить их влияние на развитие жанра исторического романа;
3) проанализировать творчество Роберта Грейвза как яркого представителя британской литературы XX века и на примере исторического романа «Я, Клавдий» выделить и описать основы и принципы изображения исторического фона;
4) описать лексические средства создания исторической стилизации в романе Роберта Грейвза «Я, Клавдий»;
5) составить методические рекомендации по применению материалов исторических романов на старшей ступени обучения английскому языку;
6) смоделировать урок английского языка на старшем этапе обучения с применением лексико - стилистических средств, выделенных в романе Роберта Грейвза «Я, Клавдий».
Теоретической основой работы послужили исследования исторического романа как жанра Георга фон Лукача, Орлова С. А. , Копылова А.Н., Железнова В. Ф. , исследования вопросов исторической стилизации Мешалкиной Е.Н., Воробьевой Н.И. Источником материала исследования послужил роман Роберта Грейвза «Я, Клавдий» 1934 года.
Для достижения поставленных задач использовались следующие лингвистические методы исследования: лингвистические: описательно - аналитический метод, сравнительно - исторический метод, метод стилистического анализа, метод категориального анализа, метод лексикографического описания, метод лингвокультурологического анализа; педагогические теоретические: метод описания и прогноза; метод моделирования, метод мысленного эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в том, что была доказана правдивость классификации признаков исторического жанра Орлова С.А., также была предпринята попытка классифицировать поджанры исторического романа, появившиеся в результате его исторического развития, и выявить лексико-стилистические средства изображения исторического фона в английском историческом романе Роберта Грейвза «Я, Клавдий», а также была разработана модель урока с применением лексико - стилистических средств исторического романа,
Теоретическая значимость заключается в том, что ее результаты могут применяться в дальнейших исследованиях жанра исторического романа, а также для рассмотрения возможности межпредметных связей на уроках английского языка и истории.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут использоваться на старшей ступени обучения в школе при ознакомлении учащихся с устаревшей лексикой английского языка, а также для создания разработок по домашнему чтению.
Процесс исследования проходил в несколько этапов: изучение теоретических источников, изучение практики преподавания английского языка, ознакомление с историческим романом «Я, Клавдий» Роберта Грейвза, написание работы.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


1) Зародившись в британской литературе в XIX веке в эпоху романтизма, исторический роман претерпел множество изменений под влиянием новых направлений, появляющихся в британской литературе, таких как неоромантизм, реализм критический и послевоенный реализм, экзистенциализм, модернизм и постмодернизм. Их появление, в свою очередь, было связано с динамичным развитием истории Британии и британского общества, и в частности, с Первой мировой войной. В результате образовалось несколько основных поджанров, или жанровых модификаций, исторического романа в британской литературе: историко - приключенческий, социально - исторический, религиозно - исторический, философско-исторический роман, историографический метароман.
2) Как показал анализ теоретической литературы, классический исторический роман представляет собой довольно трудно определяемый жанр ввиду своей гибкости. Несмотря на это различные лингвисты пытаются выделить основные его признаки, связанные в последнее время именно с взаимодействием человека и истории. Во второй главе предоставлен практический анализ текста романа британского писателя XX века Роберта Грейвза «Я, Клавдий» были изучены признаки исторического романа, выделенные С.А. Орловым, и доказана их правдивость на примере романа, так как все они были ярко в нем отражены. Роман был обращен к временам Древнего Рима, в нем были представлены противоречия между народом и правителями, между правителями и их подданными, были выявлены закономерности перехода либерального режима власти к тирании, присутствовал вымысел, способствовавший раскрытию персонажа, а также просматривалась позиция автора, его симпатия к такому мудрому и беспристрастному правителю, как Клавдий.
3) В работе также представлены средства исторической стилизации романа и их классификация. Прежде всего, это лексические и синтаксические архаизмы, которые мы находим в романе Роберта Грейвза. Писатель использует очень мало лексических и стилистических архаизмов, зато огромное количество реалий и историзмов, описывающих устройство Древнего Рима. Также он подражает стилю настоящего императора, приводит отрывки из древних стихов и песен, описывает элементы быта и одежды народа. Он использует анахронизмы и нейтральную лексику для облегчения прочтения исторического материала читателем. Все эти средства помогают создать исторический фон того времени и делают роман действительно историческим.
4) В работе была раскрыта также значимость изучения исторического аспекта литературы как источника исторического знания, так как ошибки истории, и в частности, представленные в романе Роберта Грейвза примеры бездействия народа при распущенности его правителей, могут дать хороший урок новому поколению. Кроме того, исторические романы вследствие своей аутентичности имеют огромный дидактический потенциал. Поэтому применение их на уроках способствует их культурному развитию учащихся и совершенствованию их речевых навыков. В работе были представлены методические рекомендации по отбору текстов и организации проведения уроков на базе исторических романов. Был представлен план урока с применением элементов стилистического анализа романа Роберта Грейвза «Я, Клавдий», в котором уделялось внимание не только изучению новых лексических единиц, но и повторению уже знакомых, тренировке навыков диалогической речи. Был составлен пример разработки для домашнего чтения романа «Я, Клавдий», в которой были представлены возможности для поисковой деятельности учащихся.
Подводя итоги, можно сказать, что такая тема как изучение истории на уроке английского языка - плодотворная и неисчерпаемая тема, достойная более пристального внимания и исследования в дальнейшем.



1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: Языки русской культуры, 1999. 368 с.
2. Анисимов А.Б. Философия истории и жанровый синтетиз артуровской пенталогии Мэри Стюарт: дисс. ... канд. филол. наук. Якутск, 2007. 219 с.
3. Анкисс Ж. Вопросы литературных жанров. Лодзь, 1960. 356 с.
4. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002. 384 с.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. 504 с.
6. Береговская Э.М. Чтение - как средство, цель, удовольствие // ИЯШ. 1998. №3. С. 41-44.
7. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослизиздат, 1959. 656 с.
8. Виноградов В.С. Темпоральная (временная) стилизация как переводческий прием // Филологические науки. 1997. №6. С. 54 - 59
9. Воробьева Н.И. Принципы историзма в изображении характера. М.: Наука, 1978. 264 с.
10. Гальперин И.Р., Черкасская Е.Б. Лексикология английского языка. М.: Ин - Яз, 1956. 298 с.
11. Горский И.К. Исторический роман Сенкевича. М.: Наука, 1966. 308 с.
12. Джапарова Э. К. Особенности мифопоэтической концепции Роберта Грейвза // Вестник. Наука и практика. Симферополь, 2014. // URL: http://конференция■com■ua/pages/view/340
13. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: проблемы эстетики. М.: Наука, 1978. 350 с.
14. Железнов В. Ф. Проблема жанра исторического романа в современном литературоведении. // Проблемы поэтики. Алма-Ата, 1980. с. 151
15. Ивашева В.И. Английский реалистический роман XX века в его историческом звучании. М.: Худ. лит., 1974. 384 с.
16. Ивашева В.И. Литература Великобритании ХХ века: учебник для филол.спец. вузов. М.: Высш.шк., 1984. 488 с.
17. Калинин А. В. Лексика русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта,
2013. 320 с.
18. Конурбаев М.Э., Семенюк Е.В. Стилизация под готический роман в оригинале и в переводе (на материале отрывков из романа "Удольфские тайны" и "Роман в лесу" Анны Рэдклиф и "Нортенгерское Аббатство" Джейн Остен) // Стилизация и перевод (в рамках спецсеминара). М.: Изд-во МГУ им. В.М. Ломоносова, 2008. 56 с.
19. Копылов А.Н. Истоки и специфика жанра исторического романа // Современные гуманитарные исследования. 2011. №2. С. 71-76.
20. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // ИЯШ. 1996. №1. С. 13-17
21. Лукач Г. Исторический роман.4-е изд., испр. и доп. М.: Commonplace,
2014. 178 с.
22. Краткая литературная энциклопедия. Т.7. / Под ред. А.А. Суркова. М.: Сов.энциклопедия, 1972. 152 с.
23. Историческая память и диалог культур: сборник материалов.
Международной молодежной научной школы / КНИТУ: под ред. Коршуновой О.О. Казань: Изд-во КНИТУ. 2013.364 с.
24. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология: дисс. ... канд. филол. наук. Москва, 2001. 216 с.
25. Мешалкина Е.Н. Стратегии исторической стилизации в художественном переводе: дисс. . канд. филол. наук. Москва, 2008. 205 с.
26. Михайлов А. В. Методы и стили литературы. М.: ИМЛИ РАН им. Горького, 2008. 176 с.
27. Михальская Н.П. История английской литературы: учебник для вузов. 2е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2007. 480 с.
28. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. М., 1975. 316 с.
29. Новикова В.Г. «Человек истории» в английском постмодернистском романе // Очерки по истории зарубежной литературы ХХ века: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Отв.ред. Полуяхтова И.К. Н.Новгород, 2008. с. 236
30. Носович Е.В. Параметры аутентичного учебного текста // ИЯШ. 1999. №1. С. 11-18
31. Орлов С. А. Исторический роман В. Скотта. Горький: Горьк.гос.унив., 1960. 484 с.
32. Развитие исторической прозы в английской литературе ХХ века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2011. № 6 (2). С. 500-503
33. Селиванова Н.А. Литературно-становедческий подход к отбору текстов для домашнего чтения // ИЯШ. 1999. № 1. С. 60-65.
34. Словарь-справочник лингвистических терминов / Под ред. Розенталя Д. Э., Теленковой. М., 1976 . 400 с.
35. Роберт Грейвз: Собрание сочинений: [пер. с англ.] / Сост. Комов Ю. Предисл. Н. Дьяконовой. М.: Терра-Кн. Клуб, 1998. 424 с.
36. Фадеев В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и приёмы контроля // ИЯШ. 1979. №6. С. 20-25.
37. Чернина Л.Г. Использование чтения как средство индивидуализации процесса повторения активной лексики // Иностранные языки в школе. 2000. №3. С. 18-22.
38. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1964. 316 с.
39. Шлыкова О. В. Викторианский религиозно-исторический роман как жанровая модификация исторического романа // Вопросы русской литературы: межвуз. сбор. науч. тр. / Отв. Ред. Казарин В.П. Симферополь, 2009. № 16. С. 148-149
40. Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism, 1984
Источник
1. Graves R. I Claudius. 2 ed. New Delphi: Atlantic, 1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ