Введение
1. Теоретические основы развития транспортной инфраструктуры города
1.1 Понятие и роль транспортной инфраструктуры в системе города
1.2 Модели построения транспортной инфраструктуры города
1.3 Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры современного города
2. Анализ особенностей развития транспортной инфраструктуры города на примере г. Набережные Челны
2.1. Общая характеристика г. Набережные Челны
2.2. Анализ транспортной инфраструктуры г. Набережные Челны
2.3. Оценка эффективности развития транспортной инфраструктуры г. Набережные Челны
3. Совершенствование развития транспортной инфраструктуры г. Набережные Челны
3.1. Проект развития транспортной инфраструктуры г. Набережные Челны
3.2. Экономическая эффективность проекта развития транспортной инфраструктуры г. Набережные Челны
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-Б
Данная работа посвящена анализу особенностей развития транспортной инфраструктуры города на примере г. Набережные Челны.
Актуальность выдвинутого на обсуждение вопроса определяется особой ролью транспортной инфраструктуры в системе жизнеобеспечения городской системы.
Успехи автомобилестроения последних десятилетий привели к «взрывному росту» автомобильного парка России, в значительной степени опережающего темпы дорожного строительства. В этой связи серьезную научную проблему представляет создание систем автоматизированного управления транспортной инфраструктурой. Требуются принципиально новые подходы к созданию таких интегрированных систем, одновременно охватывающих массивы разнородных данных и обеспечивающих многоуровневое взаимодействие множества подчиненных сложных подсистем.
Транспорт является одной из насущных потребностей современного общества, наряду с такими, как пища, одежда и жилище, обеспечивающих жизнедеятельность человека.
В условиях коммерческой деятельности транспортное обеспечение является неотъемлемой частью экономической деятельности, связанной с необходимостью доставки сырья или иных ресурсов (в том числе и человеческих) до места осуществления деятельности, так и доставки готовых товаров. В современных условиях используется автомобильный, железнодорожный, авиационный и водный транспорт, но наиболее распространенным видом транспортного обеспечения является автомобильный.
Транспортная инфраструктура является составной частью транспортных систем и включает пути сообщения, терминальные объекты, а также вспомогательные средства и системы (энергоснабжения, связи, управления движением, обмена данными и т.д.). В данном контексте инфраструктура рассматривается как единая основа функционирования транспортных систем. С недавних нор понятие "инфраструктура" вошло в российское транспортное законодательство для определения объектов и производственных комплексов, предназначенных для обслуживания грузовладельцев и транспортных операторов, а также для обеспечения работы транспортных средств. Речь идет об участках железных и автомобильных дорог, станциях, терминалах и т.д. Правовое обособление этих объектов стало необходимым в условиях реструктуризации и приватизации транспортной отрасли.
Таким образом, трактовку термина "инфраструктура" необходимо всякий раз уточнять в зависимости от контекста, в котором этот термин используется.
Транспортная инфраструктура города включает в себя улично-дорожную сеть (УДС), технические средства организации дорожного движения (ТСОДД) и транспортные потоки (ТП). Создание и использование интегрированных интеллектуальных транспортных систем (ИТС) как систем управления дорожно-транспортной инфраструктурой урбанизированной территории позволит повысить уровень организации дорожного движения: улучшить характеристики УДС, усовершенствовать дислокацию ТСОДД, оптимизировать процесс управления ТП на всех фазах движения, уменьшая транспортные задержки, повышая безопасность движения.
Управление транспортной инфраструктурой крупных городов с применением технологий интеллектуальных транспортных систем все активнее используется в мировой практике организации дорожного движения. Укрепилась устойчивая тенденция дальнейшего совершенствования и внедрения таких систем, отдельные элементы которых реализованы в России.
Целью исследования является анализ особенностей развития транспортной инфраструктуры города.
Предметом исследования является транспортная инфраструктура города.
Объектом исследования является г. Набережные Челны.
При подготовке данного исследования были поставлены следующие задачи:
- представить развернутую характеристику понятия «транспортная инфраструктура города»;
- рассмотреть структуру транспортной инфраструктуры города;
- рассмотреть основные модели развития транспортной инфраструктуры города;
- проанализировать особенности развития транспортной инфраструктуры города г. Набережные Челны;
- на основе проведенного анализа разработать ряд практических рекомендаций по развитию транспортной инфраструктуры города Набережные Челны.
Теоретическая значимость поставленного вопроса заключается в возможности анализа и систематизации информации по поставленной проблеме представленной в работах различных авторов.
Исследованию проблем развития транспортной инфраструктуры города посвящено большое количество работ. Тем не менее, говорить о полной освещенности проблем организации и развития транспортной инфраструктуры города нельзя.
Теоретические основы развития транспортной инфраструктуры города представлены в работах таких авторов как: Лазарев Ю.Г., Синицына Е.Б. Зубец А.Ж., Серебряков Л.Г., Яновский В.В., Карпов Ю., Крипак М.Н., Гозбенко В.Е., Колесник А.И., Гозбенко В.Е., Иванков А.Н., Колесник М.Н., Пашкова А.С. и др.
Структура работы представлена введением, тремя главами, список использованной литературы и приложениями.
Развитие научно-технического прогресса и рост благосостояния населения способствуют повышению как качественного, так и количественного уровня автомобилизации. Отрицательным моментом данной тенденции является возникновение перегрузки дорожной сети («пробки», «заторы на дороге»), что является одной из причин роста количества ДТП и числа пострадавших в них людей.
Города непрерывно развиваются, что сопровождается ростом их населения и территорий. Если в небольших городах транспортное обслуживание населения осуществляется сравнительно легко, то в крупных оно значительно усложняется. В больших городах не только возрастает количество передвижений в соответствии с ростом населения, но и увеличивается дальность поездки каждого пассажира, а также повышается транспортная подвижность населения, то есть среднее количество поездок, совершаемых в течение года на транспорте одним жителем города. Таким образом, по мере роста города растет объем работы пассажирского транспорта, все более высокие требования предъявляются к мощности транспортных систем, к скорости и регулярности движения. Это требует увеличения затрат на улучшение инфраструктуры транспортной сети, превращения ее в гибкую, высокоуправляемую логистическую систему. При этом риск инвестиций значительно возрастает, если не учитывать закономерности развития дорожно-транспортной сети (ДТС), распределение загрузки ее участков. Игнорирование этих закономерностей приводит к частому образованию транспортных пробок, перегрузке/недогрузке отдельных линий и узлов сети, повышению уровня аварийности, экологическому ущербу.
Набережные Челны сравнительно небольшой и молодой город, который проектировался с учетом возможного роста количества как индивидуального, так и пассажирского транспорта на дорогах. Однако даже эти меры (широкие проспекты, прямоугольная планировка) не снимают проблемы перегруженности автомобильных дорог города, особенно в так называемые часы пик.
Транспортный поток нестабилен и многообразен. Можно выделить две его составляющие: индивидуальные транспортные средства жителей и гостей города, а также пассажирский транспорт. Поскольку регулировать маршруты движения частных автомобилей невозможно, единственным средством для оптимизации транспортных потоков является управление движением общественного транспорта, в том числе, возможно, изменение некоторых маршрутов.
В настоящее время сложность формализации процесса движения транспортного потока является серьезной причиной отставания результатов научных исследований от требований практики. Перспективным направлением является имитационное моделирование транспортных потоков, которое в отличие от аналитических моделей позволяет многократно воспроизводить исследуемую систему и определить оптимальное ее состояние. Так, анализируя причины возникновения ДТП в местах их концентрации и построив имитационную модель маршрутной сети города, можно оптимизировать транспортные потоки.
Инфраструктура представляет собой комплекс, целью деятельности которого является обеспечение стабильности жизни населения и функционирования производства [21, с.76]. По своей экономической природе инфраструктура является общественным благом, но не в чистом виде (каждым экономическим агентом потребляется разное количество услуг; увеличение потребления одного экономического агента уменьшает возможности потребления для всех остальных). Указанные особенности определяют существование несовершенства рынка услуг инфраструктуры, которые проявляются как технологическая неделимость и планово возрастающая отдача от масштаба [2]. Неделимость предполагает, что невозможно в единицу времени предоставить большее или меньшее, чем некоторое определенное и фиксированное количество услуг (например, пропускная способность автомобильной дороги, условно, 1000 автомобилей в час). В таких условиях предельные издержки предоставления каждой дополнительной услуги (до достижения уровня в 1000 автомобилей в час), по сути, равны нулю.
Это является выражением возрастающей отдачи от масштаба. Общепризнано, что разные элементы инфраструктуры имеют свои особенности функционирования и по-разному влияют на экономику регионов. Распространенным является подход, в рамках которого происходит деление всей инфраструктуры на производственную и социальную инфраструктуру.
Однако, для отражения специфики влияния разных элементов инфраструктуры на региональное развитие, целесообразно выделить общепромышленную инфраструктуру, которая обеспечивает локализованные на данной территории виды экономической деятельности, и межрегиональную инфраструктуру, которая находясь на данной территории, обслуживает другие регионы.
К первой группе будут относиться, например, городские, внутрирегиональные дороги.
Ко второй группе будут относиться межрегиональные и международные автомобильные магистрали и крупные железнодорожные узлы, трубопроводы.
Уровень развития транспортной инфраструктуры, как аспект пространства, создаёт условия для обеспечения региональной целостности и хозяйственной интеграции, способен существенно повлиять на структуру экономики отдельного региона, условия роста и уровень экономического развития.
В рамках проведенного исследования был проведен анализ
Транспорт является одной из насущных потребностей современного общества, наряду с такими, как пища, одежда и жилище, обеспечивающих жизнедеятельность человека..
В условиях коммерческой деятельности транспортное обеспечение является неотъемлемой частью экономической деятельности, связанной с необходимостью доставки сырья или иных ресурсов (в том числе и человеческих) до места осуществления деятельности, так и доставки готовых товаров. В современных условиях используется автомобильный, железнодорожный, авиационный и водный транспорт, но наиболее распространенным видом транспортного обеспечения является автомобильный.
Транспортная инфраструктура представляет собой экономическую категорию, представляющую собой особую отрасль народного хозяйства, представленную совокупностью инженерных сооружений, обеспечивающих необходимые условия для движения, ожидания, координации и энергоснабжения транспортных средств, с целью предоставления услуг по транспортировке грузов и пассажиров.
Задачей транспортной инфраструктуры, таким образом, являются взаимосвязь между функциональными элементами города (жилыми районами, местами приложения труда, центрами различных категорий, местами отдыха и т.д.) с целью обеспечения рационального функционирования этих элементов и возможности их пространственного развития.
Транспортная инфраструктура формируется в неразрывном единстве путей движения, связывающих элементы города, и интенсивности перемещающихся между элементами потоков транспорта. Пути движения определяются пространственным размещением элементов в плане города, а интенсивность потоков — характером функциональных связей, напряженностью процессов, происходящих внутри элементов и между ними.
В 2015 году руководством Республики Татарстан особое внимание уделялось вопросу развития дорожно-транспортной инфраструктуры Набережных Челнов..
Город Набережные Челны является центром одной из ведущих агломераций, формирующим совместно с городами Нижнекамск и Елабуга, Камский инновационный территориально-производственный кластер. Географическое положение и развитая транспортно-производственная инфраструктура г. Набережные Челны делают его центром тяготения материальных, а соответственно и транспортных потоков.
Как показал проведенный анализ, г. Набережные Челны является важнейшим элементом транспортной системы РТ, система транспортного обеспечения городской инфраструктуры в целом отвечает потребностям города, но имеются негативные тенденции, которые определяются рядом причин:
- скорость роста объемов автомобилизации опережает скорость развития городской инфраструктуры;
- рост численности населения требует большего внимания системе общественного транспорта;
- степень морального и фактического износа систем остается существенным.
Направления действий:
1. Разработка комплексных программ развития дорожной сети и
общественного транспорта с учетом современных тенденций, инновационных технологий и пространственного развития города в составе Камской агломерации.
2. Внедрение новых эффективных технологий дорожного
строительства и ремонта дорожных покрытий. Учет влияния качества дорог и транспортной системы на конкурентоспособность города в агломерационном аспекте и макроаспекте.
3. Приоритетное развитие общественного транспорта с целью снижения нагрузки на дорожную сеть, негативного экологического воздействия на окружающую среду и повышения качества жизни горожан. Популяризация общественного транспорта среди жителей города.
Модернизация городского общественного транспорта.
4. Экологизация и энергоэффективность городского транспорта: переход на экологически безопасные виды городского транспорта, газификация автобусного парка с последующим развитием электробусов, дальнейшее развитие систем электротранспорта (трамвай); развитие велосипедного транспорта.
5. Развитие транспортной связности городского пространства с учетом агломерационного развития.
6. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в транспортную систему города.
В целом результативность от внедрения проекта будет оцениваться не только с экономической точки зрения, но и с социальной, т.к. транспортная инфраструктура города является важнейшим элементом системы социального обеспечения города.
1. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года»
2. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030
года. URL: http://www.rosmorport.ru/uploadify/988-
f11a995b44861c9c2b1c7e0f5 02b433e.pdf
3. «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г. Набережные Челны до 2021 года и на период до 2030 года» Решение Городского совета МО г. Набережные Челны № 7/6 от 06.04.2016г.
4. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года
5. Устав муниципального образования горда Набережные Челны Принят Решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 08 декабря 2005 года № 6/5 (в редакции решений Городского Совета от 19.10.2006г. № 15/4, от 04.07.2007г. № 23/4, от 25.12.2007г. № 28/10, от 29.02.2008г. № 30/7, от 09.04.2009г. № 40/6, от 10.09.2009г. №42/7, от 31.03.2010г. №47/7, от 27.12.2010г. №7/6,от 15.12.2011г.№15/7, от 05.07.2012г. №19/15)
6. Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны от 15.12.2011г. № 15/7
7. Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны от 27.12.2010г. №7/6
8. Министерство транспорта Российской Федерации. Результаты расширенного изучения состояния и условий функционирования городского пассажирского транспорта в российских городах. Интернетиздание. 2012
II. Специальная литература
9. Алёхин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. - 131 с
10. Алёхин Э.В. Государственный и муниципальный сектор экономики в Российской Федерации: Учебник. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. - 180 с.
11. Батор, Ф.М. Анатомия провалов рынка // Вехи экономической мысли. Том 4. Экономика благосостояния и общественный выбор. - М.: Экономическая школа, 2003. - С. 251- 292
12. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. Учебник/ Глазунова Н.И. - М. 2011- 430 с.
13. Гозбенко В.Е., Иванков А.Н., Колесник М.Н., Пашкова А.С. Методы прогнозирования и оптимизации транспорной сети с учетом мощности пассажиро и грузопотоков. Депонированная рукопись № 330- В2008 17.04.2008.
14. Горидько Н.П., Рослякова, Н.А. Факторы развития российских регионов: роль инноваций и транспортной инфраструктуры: Монография / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Национальный институт бизнеса, 2014. - 440 с.
15. Громов Н.Н. и др. Менеджмент на транспорте: учеб. пособие для вузов/под ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова. -М.: Академия, 2008. - 528 с.
16. Крипак М.Н., Гозбенко В.Е., Колесник А.И. Оптимизация структуры транспорта как мера повышения эффективности функционирования системы городского пассажирского транспорта. Материалы 10-ой ежегодной регион.научно-практ. конф. - Ангарск: Изд-во АГТА, 2013
17. Карпов, Ю. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование c Any Logic 5. - Санкт-Петербург: «БВХ-Петербург», 2006. - 390 с
18. Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: КомКнига, 2013. - 456 с
19. Лазарев Ю.Г., Собко Г.И. Реконструкция автомобильных дорог, Учебное пособие. СПб, Изд-во: СПбГАСУ-2013,107 стр.
20. Леонтьев Р.Г., Хмель В.А. Международные транспортные коридоры: трансформация региональной инфраструктуры. М.: ВИНИТИ РАН,2011.
21. Максимов В.В. Государственно-частное партнерство в транспортной
инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов//В.В.
Максимов. М.: Альпина Паблишерз, 2010. С. 64-73
22. Миротина Л.Б. Транспортная логистика М. Эксперт 2013 -512 с
23. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. - 345 с.
24. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2008. - 176 с.
25. Наумов С.А., Гришанков Д.Э. Национальный доклад. Развитие городов: Лучшие практики и современные тенденции. Москва, 2015г.
26. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - М.: Экономика, 2006. - 518 с
27. Попов, А.А. «Формирование и распределение пассажирских потоков на транспортной сети города» Автореф. дисс. на соиск. канд. техн. наук. 2005, 22
28. Сандакова Н.Ю. Формирование инновационной транспортной систе- мы как условие развития экономического потенциала региона: монография / Н.Ю. Сандакова. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2013. - 184 с.
29. Серебряков Л.Г., Яновский В.В. Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона - инновационный подход: научные труды Северо-Западной академии государственной службы. Т. 2. Вып. 1. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. - 332 с.
30. Шелестов Н.Е. Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры: дис. ... к-та эк. наук. - М., 2012. - 178 с.
III. Периодические издания
31. Булатов Р.Б. Реформа местного самоуправления и проблемы
транспортных перевозок населения муниципальных образований//Транспортное право. -2012. -№ 1. -С. 17-19
32. Валдин В. Европейская стратегия развития транспортной инфраструктуры//Гид по инвестициям. Санкт-Петербург. 2010, №7. -108 с.
33. Гранберг, А.Г., Суслов, В.И., Суспицын, С.А. Экономико-математические исследования многорегиональных систем // Регион: экономика и социология. 2008. № 2. С. 120- 150
34. Зубец А.Ж. РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ГОРОДОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ//Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление 2014’4(10)
35. Каменева Н.А. Основные направления развития инноваций в России // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3. — С. 47—50
36. Лазарев Ю.Г., Синицына Е.Б. Основы совершенствования транспортной инфраструктуры//Технико-технологические проблемы сервиса -СПб, Изд-во: СПбГУСЭ, 2013. -№2 (24), 2013: ISSN 2074 -1146 С.92-93
37. Максимова, С.Ю. Инновационные технологии в управлении развитием
транспортно-логистической инфраструктуры региона:/С.Ю.
Максимова и др.//Инновации в экономике, управлении и образовании: монография. -Ставрополь: СИЭУ ФПГТУ, 2009. -14,85 п.л
38. Рослякова, Н.А. Анализ транзитной специализации малых и средних городов России в приграничной зоне Беларуси и России // Друкеровский вестник. 2015. №1 (5). С. 98-105
39. Рослякова, Н.А. Исследование потенциала интеграции российских малых и средних городов и Республики Белоруссии (по методу SWOT- анализа) // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1. С. 834-839
IV. Электронный ресурс
40. Бышов, Н.В. Технология создания информационной транспортной
модели города, включающей существующие и планируемые транспортные сети//Управление экономическими системами. [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.uecs.ru Дата обращения: 11.04.2016