Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка направлений инновационного развития экономики Республики Татарстан

Работа №54513

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОПАРКОВ КАК ФАКТОРА
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 5
1.1. Понятие и сущность инноваций и инновационного развития региона 5
1.2. Организация управления инновационной деятельностью в
регионе 14
1.3. Технопарковые формы организации инновационной деятельности 21
2. АНАЛИЗ ТЕХНОПАРКОВ, КАК ФАКТОРА ИНОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ХИМГРАД») 31
2.1. Общая характеристика и анализ деятельности «Химград» 31
2.2. Роль «Химград» в инновационном развитии Республики Татарстан 38
2.3. Оценка эффективности государственной поддержки развития
технопарков в регионе 55
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 65
3.1. Меры по повышению уровня инновационного развития экономики
Республики Татарстан 65
3.2. Совершенствование механизмов государственной поддержки
экономики Республики Татарстан 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современных условиях хозяйствования, глобализации и интеграции мировых рынков, роль и значение инноваций и нематериальных факторов экономического роста и развития в общей системе управления в регионе существенно возросла. Инновационная деятельность, ключевыми характеристиками которой выступают творческая активность, инициатива и предпринимательская способность людей, в единстве с корпоративной культурой способны оказывать огромное воздействие на ход технологической модернизации и построение национальной инновационной системы. Их влияние носит стратегический характер, выступает основой повышения имиджа регионов и страны на рынках и одновременно инновационно- инвестиционной привлекательности. Однако в России нет опыта организации управления инновационной деятельностью, достаточного для системного осмысления такой масштабной задачи и определения подходов к её рациональному решению. Имеющиеся организационные формы внедрения новшеств не содействуют развитию изобретательства, многие институты, созданные ради модернизации имеют незначительную долю финансовых ресурсов и работают неэффективно. Поэтому инновационная деятельность должна стать объектом пристального внимания на всех уровнях государственного и регионального управления. Указанные обстоятельства определяют актуальность темы дипломного исследования, выбор его целей и задач.
Актуальность исследования. В настоящее время в мире существует большое множество разнообразных форм технопарковых структур: научные парки, технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, центры трансферта технологий, инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий, виртуальные инкубаторы, технополисы и другие. Но наибольшее распространение получили технопарки (научные и технологические парки).
Технологический парк - это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками.
Эффективное развитие технопарков имеет важное значение при разработке стратегического плана развития страны, а также при формировании и обосновании социально-экономической политики государства, определении приоритетных направлений развития экономики, государственной структурной политики, государственной инвестиционной инновационной политики и мер по стимулированию инвестиционной активности. В настоящее время действуют государственные программы развития технопарков. Предполагается, что они должны стать точками роста при формировании отечественного инновационного потенциала.
С 2007 по 2016 г. в России организованы технопарки общей площадью свыше 450 тыс. кв. м, в которых работают более 750 компаний-резидентов и создано 18 тыс. рабочих мест. Финансирование правительственной программы по развитию технопарков было завершено в 2014 г. На следующем этапе своего развития технопарки в установленный срок должны будут достигнуть заданных экономических показателей. Например, к 2018 г. технопарки должны быть заполнены резидентами не менее чем на 90%, a также такой показатель, как доля экспорта в выручке компаний-резидентов, должен составлять не менее 12%.
В рамках программы государственной поддержки был создан ряд технопарков, которые характеризовались положительной динамикой роста показателей эффективности. Это «Академпарк» при Новосибирском Академгородке, «ИТ-парк» в Татарстане с двумя площадками в Казани и Набережных Челнах, Саранский «Технопарк-Мордовия», Тюменский «Западно-Сибирский инновационный центр». По данным Минкомсвязи, выручка резидентов технопарков по итогам 2015 г. составила 39,99 млрд руб., что более чем на 25% превышает показатель 2014 г.
В виду актуальности вышеуказанных проблем темой работы была выбрана роль технопарковых структур в инновационной деятельности.
Цель работы - оценка уровня инновационного развития региона и разработка направлений инновационного развития экономики Республики Татарстан.
Исходя из поставленной цели, задачами в работе являются:
- рассмотреть виды технопарковых структур и их особенности,
- определить понятие, структуру, экономические характеристики, макро- и микросреду конкретного технопарка;
- сделать анализ управленческой деятельности в технопарке и дать рекомендации по её усовершенствованию;
Объектом исследования является инновационная деятельность.
Предметом исследования является технопарк, как элемент инновационной деятельности.
Теоретические основы исследования. Изучением роли технопарков в инновационной деятельности занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как В.П. Баранчеев, В.Н. Гунин, А. Джон, П.П. Завлина, В.Г. Медынский, Л.Н. Оголева, Р.А. Фатхутдинов и др.
В работе использованы как теоретические методы, такие как анализ передового опыта в области инновационной деятельности, метод сравнения, метод синтеза и анализа, так и методы эмпирические - анализ отчётной документации технопарка «Химград», анализ Устава технопарка, анализ статей в печатных и виртуальных СМИ, касающихся вышеуказанного технопарка.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определены цель и задачи, показана актуальность и практическая значимость выполненной работы, теоретическая база исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы технопарков как фактора инновационного развития экономики региона. Во второй главе проведен анализ технопарков, как фактора инновационного развития экономики региона на примере инновационного центра «Химград». В третьей главе дана оценка эффективности государственной поддержки развития технопарков в регионе. В заключении даны выводы по работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Инновационное развитие региона следует рассматривать через факторы социально-экономического функционирования региональной системы в целом. Управление инновационной деятельностью должно реализовываться через современные, наиболее адекватные и рациональные методы управления, которые позволят оптимизировать разделение и кооперацию управленческих функций, достичь целей инновационного развития региона, согласовать интересы всех участников инновационной системы и территории.
Технопарк - это организация, являющаяся юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие тесные связи с высшими учебными заведениями, научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и управления, осуществляющие на находящейся под его юрисдикцией территории формирование современной инновационной среды. Основной целью технопарка, является формирование необходимых условий для инновационного развития экономики региона и эффективное использование научно-технического потенциала, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких, ресурсосберегающих технологий и принципиально новых для области видов продукции.
Успешное функционирование технопарка возможно в условиях создания эффективного государственного механизма поддержки его создания и развития с обозначением системы мер и преференций на разных уровнях управления и на каждом из этапов жизненного цикла технопарка: становления, роста, стабилизации, стагнации.
В работе рассматривается деятельность АО «Химград».
Место нахождения эмитента: Российская Федерация, Республика Татарстан, 420095, г. Казань, ул. Восстания, д. 100.
Основная цель Технополиса «Химград» состоит в предоставлении условий для создания и развития малых и средних компаний химической и нефтехимической направленности в рамках одной территории; содействии кооперации компаний-резидентов Технополиса; организации взаимодействия компаний-резидентов с крупными якорными предприятиями (такими как ПАО «Казаньоргсинтез» и ПАО «Нижнекамскнефтехим»); содействие кластеризации нефтехимического комплекса Республики Татарстан.
Преимуществами размещения в Технополисе «Химград» являются:
- нулевая стоимость технологического присоединения;
- выгодные условия для быстрого старта промышленных производств, включая льготные арендные ставки;
- при реализации инвестиционных проектов резидентам могут быть предоставлены налоговые льготы: снижение налога на имущество до 0,1% и на прибыль до 15,5%, льготы по налогу на землю;
- организация участия резидентов в федеральных и республиканских программах поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
- организация централизованных поставок полимерного сырья с ПАО «Нижнекамскнефтехим» и ПАО «Казаньоргсинтез»;
- маркетинговое сопровождение резидентов для расширения рынков сбыта производимой продукции, в том числе продвижение их услуг и товаров на выставках и профильных мероприятиях.
Валовый объем продукции резидентов Технополиса «Химград» за 2015 год составил 20,1 млрд рублей, в том числе, объем производства товаров и услуг, связанных с нанотехнологиями - 3,4 млрд. руб.
Объем налоговых поступлений - 2,2 млрд. руб.
Согласно результатам исследования Всемирного банка, в котором участвовало 87 компаний-резидентов технополиса «Химград», около половины из них проводят те или иные научно-исследовательские работы, инвестируя в среднем по 11% своей выручки в НИОКР . Вместе с тем анализ профилей деятельности резидентов «Химграда» показывает, что более половины являются обрабатывающими предприятиями, деятельность которых не связана с коммерциализацией новых разработок и технологий. Это наблюдение совпадает с выводами экспертов Всемирного банка, отметивших, что «лишь несколько являются компаниями, основанными исключительно на знаниях и специализирующимися на проведении исследований и разработке новых продуктов». По данным самого технополиса, из 250 получивших статус резидента технополиса малых предприятий инновационную деятельность осуществляют лишь 6,8%.
Впрочем, в ближайшее время ситуация должна измениться к лучшему благодаря открытию на площадке технопарка «Химград» Центра наноразмерных технологий, учредителями которого стали ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», ОАО «Роснанотех» и Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. Реализация этого проекта приведет к созданию на площадках двух технопарков республики одного из крупнейших в России центров коллективного пользования в области нанотехнологий. Партнерами центра стали 6 крупных научно-исследовательских центров, расположенных как в Татарстане, так и за его пределами. Есть основания надеяться, что создание центра приведет к усилению партнерских связей между расположенными в регионе технопарками и крупными центрами НИР.
Технополис «Химград» оказывает информационно-консультационные услуги резидентам по вопросам реализации механизмов бюджетной поддержки и финансированию деятельности. Благодаря консультационной поддержке резиденты Технополиса «Химград» принимали активное участие в грантовых программах, в результате чего в 2015 году ими получены государственные субсидии на сумму 104,8 млн руб.
Реализация проекта Технополис «Химград» позволяет создать высокотехнологичную инфраструктуру, в которой компании малого и среднего бизнеса могли бы работать комплексно.
В целях поддержки проекта «Технополис «Химград» в настоящее время компании предоставлены различные льготы, что наряду с развитой инфраструктурой обеспечивает эффективную разработку и внедрение инновационных технологий.
Перспективы развития общества связаны с выполнением задач, определенных приоритетными направлениями деятельности АО "Химград", реализацией планов и мероприятий, поставленных правительством Республики Татарстан, в лице Министерства земельных и имущественных отношений, как единственным собственником и акционером Общества. В этой связи, основными целями в среднесрочной и долгосрочной перспективе развития является выполнение социально-экономических показателей, определяющих эффективность деятельности Технополиса "Химград". Основными из этих показателей являются количество созданных рабочих мест, увеличение объема выручки компаний-резидентов, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
В настоящее время представляется целесообразным разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного потенциала Республики Татарстан по видам экономической деятельности. Перспективное развитие машиностроительного комплекса Республики Татарстан по инновационному сценарию связано с успешным развитием его ведущих отраслей - авиастроения, автомобилестроения, судостроения и приборостроения.
Формирование региональных кластеров в ключевых секторах экономики: автомобилестроительном, нефтехимическом, транспортно-логистическом, образовательном и других, позволит повысить производительность предприятий за счет синергетического эффекта.
Применение вышеуказанных мер позволит повысить инновационный потенциал Республики Татарстан и обеспечить условия для стабильного роста экономики республики.



1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
2. Постановление Правительства РФ «Об отборе субъектов Российской
Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» от 30 октября 2014г.
№1119//Собрание законодательства РФ. 2014. №46. Ст. 6344.
3. Распоряжение Правительства РФ «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» от 10 марта 2006г. №328-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2014 №1283)//Собрание законодательства РФ. 2006. №11. Ст. 1226.
4. Приказ Минкомсвязи России «О Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий» от 30 марта 2009г. №47 (в ред. Приказа Минкомсвязи России от 07.10.2014 №339)//Российская газета. 2009. 10 июня.
5. Приказ Минпромторга России «Об организации работы в Министерстве
промышленности и торговли Российской Федерации по проведению отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий» от 29 декабря 2014г. №2792//Неофициальный источник: Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс».
6. Приказ Минфина России «Об утверждении Методики расчёта совокупной добавленной стоимости, получаемой на территории индустриального парка или технопарка» от 30 января 2015г. №20н//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
7. Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке заявки на возмещение затрат на создание инфраструктуры технопарка в сфере высоких технологий» от 10 февраля 2015г. №39//Неофициальный источник: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
8. Авдеев П.А., Пешина Э.В. Динамика развития национальной инновационной системы России // Креативная экономика. — 2014. — № 7 (91). — С. 13-27.
9. Алексеева Н. Зачем инвестировать в Российские технопарки? // Общественно-политический журнал — Общественная Россия 2014 // Интернет источник: http://politmssia.com/ekonomika/razvitie-innovatsiy-673/
10. Аликаева М.В. Источники финансирования ин- вестиционного процесса // Финансы. - 2010. - № 5. - С. 124.
11. Бегун Т. В. Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 158-163.
12. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - М.: ИНФРА- М, 2012.
13. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
14. Григорьева М.В. Перспективы роста инновационной активности малых предприятий промышленности в России // Новое в экономике и управлении. - 2011. - № 3.
15. Григорьева М.В. Современные тенденции развития инновационных предприятий в малом секторе промышленности России // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. - М.: ИМПЭ им. А.С.
Грибоедова, 2010.
16. Давыдов, А.Е. Инновационные предприятия в государственной
инновационной политике [Электронный ресурс]: ЭПИ Социальноэкономические и технические системы, 2011. - Режим доступа:
http://kampi.ru/sets - свободный.
17. Даменханова Е.Н. Особенности развития инновационного
предпринимательства в России: сущность и государственное
стимулирование.// Инноватика. №7, 2012.
18.Завлина А.А. Инновационный менеджмент. Учеб.пособие для вузов. - М. Изд-во ЮНИТИ, 2012.
19. Иванов Г.И, Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 352 с.
20. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2012.
21. Ильин А.И. Экономика предприятия: учебник. - М.: Новое знание, 2012.
22. Имамеева А.Е. Инновационный бизнес - дорога вперед. // Казанские новости. №1, 2010.
23. Инновации в предпринимательстве / Под ред. С.А Милавитской., Ф.А. Васильева - М.: ЮНИТИ, 2014.
24. Инновационный менеджмент. / Под ред. Куршуновой Г.В. - М.: Проспект, 2012.
25. Инновационный менеджмент: Вузовский учебник. Под ред.
B. Я.Горфинкеля, В.А. Швандера, 2012.
26. Инновационный менеджмент: Учебник / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гоберг,
C. Ю. Ягудин и др. - М.: ЮНИТИ, 2010.
27. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой.
- М.: ИНФРА-М, 2011.
28. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П.Н. Завлина,
А.К.Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука, 2012.
29. Карпов С.К. Государственное управление. М.: Прогресс,2011.
30. Комарова М.И., Харитонова Н.Г. Оренбургский государственный университет «Роль технопарков в региональной экономике» // Вестник-2011. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2011_13/40.pdf.
31. Коновалова Т. А. Факторы и условия, обеспечивающие функционирование и развитие моногородов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 233-237.
32. Костюнина Г.М., Баронов В.И. Технопарки в зарубежной и российской практике//Вестник МГИМО-Университета. -2012. -№3. -С.91-99.
33. Круглов В.Н. Инновационное развитие региона: кластерный подход / В.Н. Круглов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 12. С. 18-22.
34. Круглов В.Н., Леонтьева Л.С. Проблемы активизации инновационного потенциала регионального уровня / Л.С. Леонтьева, В.Н. Круглов // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 310-315.
35. Круглов В.Н., Орехов С.А. Особенности региональной инновационной политики при построении модели устойчивого развития территорий / В.Н. Круглов, С.А. Орехов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6(2). С. 304-308.
36. Куриленко, А.А. Методы управления [Электронный ресурс] / А.А. Куриленко. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/031209/24.html
37. Кущ С.П., Рафинеджад Д., Афанасев А.А. Сетевой подход в маркетинге: российский опыт // Вестник Санкт-Петербургского госуниверситета. Серия: Менеджмент. 2012. 1(8) март. - С.59.
38. Лейберт, Т. Б. Методические рекомендации по повышению эффективности функционирования системы инвестиционного обеспечения развития экономических систем промышленных комплексов / Т. Б. Лейберт // Инновации и инвестиции. -2012. - №2. - 0,63 п.л.
39. Лейберт, Т. Б. Методологические основы формирования перспективной инвестиционной политики экономических систем промышленного комплекса / Т. Б. Лейберт // Аудит и финансовый анализ. —2012. — ^№3. — 1,38 п.л.
40. Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства//Безопасность бизнеса. 2014. №3. - С. 17-19.
41. Малыгин В. Сетевые взаимодействия в инновационной экономике: модель тройной спирали // Вестник Института экономики РАН № 2 2013 // Интернет источник: knigilib.net/book/282-vestnik-instituta-yekonomiki...trojnoj -spirali.html
42. Марьяненко В.П. Диффузия инноваций в глобальной экономике // Российский научный журнал: Экономика и Управление. 2011. № 5. - С.58.
43. Москаленко А. Технобумс // Бизнес-журнал 2016. № 1. С. 38-43.
44. Панчева Л.А. Инновационная ориентация производственной политики предприятия в современных условиях // Экономика и производство. - 2005. - №6. - С.60-72.
45. Панчева Л.А. К вопросу об управлении системой инновационного бизнеса // Государственное регулирование территориального развития и экономических систем. — Орел: Из-во ОРАГС, 2011. - С.85-89.
46. Россия занимает восьмое место в мире по объему государственного
финансирования инноваций// Режим доступа:
http: //www. gazeta. ru/news/lenta/2014/10/29
47. Санто А. Инновация одно из средств экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. - 2011.
48. Сизова Ю. С. Развитие технопарковых структур в московском регионе: динамика, факторы, перспективы // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 270-272.
49. Сухаев О. Государственное регулирование экономики: инвестиционные аспекты промышленной и региональной политики // Инвестиции в России. -2015. - № 2. - С. 340.
50. Терещенко Л.К. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: Монография/Л.К. Терещенко. -М.: НИЦ ИНФРА-М, ИЗиСП, 2016. -246 с.
51. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: Монография/Под ред. Л.К. Терещенко. -М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. -245с.
52. Трутнева Н.Ю., Хамер Г.В. Региональные аспекты инвестиционной привлекательности Калужской области // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6 (ч. 1). С. 290-292.
53. Умное производство. Технопарки - важный элемент современной инновационной экономики / под ред. Э. Павлова [Электронный ресурс]. URL: http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1 = 185&group_id_4=58.
54. Хайкина Е. М., Сизова Ю. С. Развитие технопарков в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 409-412.
55.Черкасов С.И. Особенности инновационной деятельности организации. Молодежь и наука в ХХ! веке: Сборник материалов IX Всероссийской студенческой научно-технической конференции. Часть II. - Орёл: Издательство ОГУ, 2013. - 25 с.
56.Шамхалов, Ф. И. Инвестиционно-инновационная деятельность крупнейших государственных компаний в посткризисный период [Текст] / Ф. И. Шамхалов // Финансы и кредит. - 2011. - № 12. - С. 32-35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ