Введение 3
Глава I. Развитие творческих способностей личности подростка
1.1 История развития техники витража в декоративно-прикладном искусстве и его роль в развитии творческих способностей личности подростков 8
1.2. Методические аспекты развития творческих способностей личности подростка средствами витражной росписи на уроках ДПИ в центрах дополнительного образования 20
Выводы по главе 1 28
Глава II. Художественно-проектный раздел
2.1. Основные требования к дизайн - проектированию светильника
для интерьера в этническом стиле 30
2.2 Организация и этапы работы по дизайн - проектированию
светильника для интерьера в технике пленочный витраж 38
Выводы по главе II 46
Заключение 49
Литература 53
Приложения
В связи с развитием компьютерных технологий декоративно - прикладному искусству уделяется недостаточное внимание. Утрачиваются многие культурно - нравственные традиции, народные промыслы и опыт. Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства и стиль одежды. Народные, национальные традиции уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность. Но в последние годы в современной России соответственно и в нашей республике наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе традиционных, патриотических ценностей отечественной культуры. В современных условиях важным является обновление системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и расширение его форм и методов. Девальвация духовно- нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп, в первую очередь молодежи. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Произошла подмена идеологических ценностей[1 ,с.222].
Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца. Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции, народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей зависят от ручного творческого труда мастера-художника, что и определяет конечный результат. Поэтому так велико значение мастера в народном искусстве.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Произведения декоративно - прикладного искусства отражают культурный уровень народа той или иной эпохи. Оно не только помогает людям жить, но и формирует их вкусы: обостряет художественное зрение, воспитывает чувство цвета, учит понимать замысел произведения, его образность [2,с.42] [7,с.89] Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишенные декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом - ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, ее отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями, декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно-прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решетки, вышивка; рисунок плетения ткани, ковра...). Необходимость согласовать декор с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры.
Декоративное искусство - особая форма познания и осмысления действительности. Она эмоционально воздействует на подростка, развивает его интеллект, формирует его чувства, учит видеть и познавать мир.
Актуальность данной темы состоит в том, что витраж является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.
Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные художественной росписью занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно - прикладным искусством, играет особую роль в развитии у подрастающего поколения эмоционально - эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей у подростков будет эффективным при наличии необходимых теоретических знаний и практических умений технологического характера конкретной деятельности.
Цель исследования: теоретически исследовать проблему приобщения подростков к декоративно-прикладному искусству; выявить возможности освоения техники облегченного витража (роспись по стеклу) в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: развитие творческих способностей личности подростка.
Предмет исследования: витраж как средство развития художественных способностей подростков.
В соответствие с определенной целью и гипотезой, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемой теме.
2. На основе анализа педагогической и методической литературы по теме исследования раскрыть сущность ключевых понятий; декоративно-прикладное искусство, техника облегченного витража.
3. Описать технологию способов изготовления витражей;
4.Описать основные этапы работы над дизайном - проекта светильника
Методы исследования: теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, учебной литературы); обобщающие (описание, синтез); интерпретации (объяснение); практические (дизайн - проект светильника в этническом стиле).
Теоретическая значимость исследования состоит в совершенствовании Методических аспектов развития творческих способностей личности подростка средствами витражной росписи на занятиях ДПИ в центрах дополнительного образования. Изучены исторические и современные особенности витражного искусства.
Практическая значимость исследования: Методические рекомендации могут быть использованы для организации занятий в центрах дополнительного образования, а так же в детской художественной школе. Дизайн - проект напольного светильника и ваз в этническом стиле может стать декоративным украшением любого интерьера.
Структура выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографии и приложения. Практическая часть дипломной работы дизайн-проект светильника и напольные вазы в этническом стиле, в технике псевдо витраж. Работа изложена на 60-61 листе машинописного текста с использованием источников.
Все области применения - будь то инженерная или искусство/развлечения- является сферой применения компьютерной графики.
В результате данного исследования было выявлено, что использование графических программ при выполнении макета витража стало необходимым обстоятельством в наш техногенный век.
Еще несколько десятков лет назад проект витража дизайнеры делали вручную, без применения какой-либо техники. Сейчас - же компьютер значительно облегчил данную задачу и позволил не только сохранить время, но и сделать работу намного качественнее, оригинальнее.
Актуальность прикладного вида деятельности состоит в том, что оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой стиль и свой художественный образ, который выражает их назначение несет обобщенную информацию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи. Эстетическое воздействие прикладного искусства повседневно, ежечасно, ежеминутно. Вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, могут подниматься до вершин искусства.
Прикладное творчество национально само по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности, к его быту.
Художественная роспись стекла не ограничивается только лишь самой росписью, в некоторых случаях после нанесения краски, стекла витражи закрепляются при помощи высокой температуры. Роспись по стеклу - это хрупкий и оригинальный способ показать неотразимые картины, разнообразить интерьер, придав ему живопись и цвет. Витражная роспись и
роспись мебели могут стать ярким дополнением в доме, превратят интерьер и его предметы в «живую» картину, наполненную смыслом и чувствами.
Витражная роспись может быть замечательным дополнением при оформлении интерьера кафе, ресторана, гостиницы, отеля, где необходимо создать уютную атмосферу, наполнить помещение необычными цветами, создать домашнюю обстановку спокойствия и романтизма.
Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Пространственная композиция интерьера определяется планировкой квартиры и принятой функциональной программой. Это, в свою очередь, влияет на цветовое решение, отделку помещений, декоративное убранство, освещение и озеленение.
В данной работе нами были изучены:
-исторические особенности росписи по стеклу, что позволило нам выявить богатое прошлое витражного искусства и безграничные его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства.
-изучены современные направления витражного искусства и нами было отмечено, что возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей таких как: Свинцово-паечный (паечный) витраж, Фацетный витраж, Наборный витраж, Мозаичный витраж, Комбинированные витражи, Витражи диапозитивы, Живописные витражи, Витражи с декоративно обработанной поверхностью, Мозаичные витражи, Контурные (силуэтные) витражи, Узорчатые витражи. И появилось много новых различных техник выполнения росписи по стеклу, это: Техника Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани.
Мы ознакомились с вариантами использования техники витража в современном интерьере, и выяснили, что витражи к месту не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения;
-Экспериментальная часть отражает работу по освоению традиционных и новых приемов в технике витража. Мы ознакомилась с основными видами красок по стеклу. Так же освоили приемы нанесения объемного контура на стекло, изучив характеристики различных контуров и опробовала технику пленочного псевдовитража.
-Эксперимент позволил перейти к практической части, которая представляет собой. Работа выполнена в декоративном варианте с национальными мотивами, предназначена она для оформления интерьера. Работа выполнена под конкретный заказ.
Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них.
Изделия, выполненные художественной росписью по стеклу занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми.
Таким образом, исследование имеет теоретическую и практическую значимость. В ходе выполнениям выпускной квалификационной работы мною выполнены практические работы по изготовлению дизайн - проекта светильника и напольных ваз в этническом стиле, использован пленочный , проведены занятия среди студентов по освоению витражной техники на уроках декоративно-прикладного искусства. Творческая работа выполнена на различных материалах и предметах. Технология росписи по стеклу интересная и увлекательная работа, что требует аккуратности исполнения, декоративного решения композиции, состав композиции зависит от формы и объема выполняемой работы. Ценность выпускной квалификационной работы заключается в учебно-методическом освоении творческой работы.
1. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования / С.Е. Беляева. - М.: Академия, 2013. - 222с.
2. Бондаренко М. / Витраж своими руками [текст] // Наука и жизнь. 1997. - № 7. - с. 42.
3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982-55с.
4. Громов Е.И. Природа худож. творчества. М.: Просвещение, 1993.
5. Гордеев, Н.Г. - Все о витражном искусстве / Н.Г. Гордеев. - М.: Академия,
2014. - 150с.
6. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под. ред. О.Е.Лебедева. - М., ВЛАДОС, 2000. - 302 с.
7. Журнал «Ручная работа» №3,№9, февраль , май 2007 издатель: ЗАО «Вкусная жизнь» Москва
8. Журнал «Ручная работа» №4, апрель 2008 издатель: ЗАО «Вкусная жизнь»
9. Зверева Н. /Модный витраж своими руками [текст]// Salon interior. 1997. - №3. - 28
10. Константиновский В. /Учить прекрасному. М., 1999. 57с.
11. Кушелевская Т.А. /Кружок «Витраж» [Электронный ресурс]// 23.12.06.
12. Куцакова Л. /Своими руками/ М., Просвещение. 1989. - 225 с.
13. . Климов О.Н. /Витраж - просто [текст]// Salon interior. 1997. - № 4. - 14с.
14. Косогорова, Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. - М.: Академия, 2014. - 240с. (глава1.1)
15. Меликсетян. А.С. Юному любителю мозаики. Книги для учащихся
.М 1979.-15с.
16. Мария ди Спирито «Стеклянные светильники», издательство Ниола- Пресс, 2007-23с.
17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. - 656 с.
18. Понятия и сущность декоративно-прикладного искусства. Статья
19. Психология и педагогика / Ред.Г.С. Радугина - М: Центр, 1977. - 334с.
20. Пономарев Я. А. /Психология творчества/ М., 1977. - 207с.
21. Прекрасное - своими руками.,/ сост. С.С.Газарян. М., Детская Литература. 1979. - 43с.
22. «Практические идеи по декорированию дома» издательство «Арт- Родник». 2008-22с.
23. Павловский В.В. «Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала» Москва 1975-11с.
24. Свиридова «Изобразительное искусство» Волгоград, Издательство «Учитель»-59с.
25. Спирито Мария Ди «РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ» издательство Мой Мир.2006
26. Синеглазова М.О. «Роспись по стеклу» 2005
27. Седман Эмма «Роспись по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2008
28. Седман Э. Роспись по стеклу: Практическое руководство /Пер. с англ. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. - 104с.
29. Стокс Л.Л. /Живопись на стекле. М., Искусство 1999. 47с.
30. Чкалов А. К. , Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1995; -89с.
31. Эткин Джеки «Стекло для начинающих», издательство «Арт-Родник»,2005
32. Якобсен Рехам Аарти «Ваша первая мозайка», издательство «Феникс»,2006
33. .http://3vs.ru/istoriva-dekorativno-prikladnogo-iskusstva/dekorativno- prikladnoe-iskusstvo.html
34. Витражное искусство. История и современность (2/2)
35. http://kazreferat.info. ttp:// grand-web. com.ua /statya/ 3304.php?|=ru.
36. http://do.gendocs.ru/docs/index-170662.html
37. Витражи в интерьере // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.remontbp.com/vitrazhi-v-interere/
38. Витражи: эволюция технологии и образа. [электронный ресурс.]
//21.07.2000.
39. [Электронный ресурс] //5.02.2003. < http: //www. Solnet. ee /sol/023/u 022. html (01.02.005).