Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Работа №54443

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы 7
1.2 Общая характеристика подросткового возраста и подросткового кризиса 18
1.3 Специфика агрессии в подростковом возрасте 31
1.4 Акцентуации характера у подростков 34
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 41
2.1 Организация исследования и описание методик 41
2.2 Результаты исследования 44
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 


Актуальность темы. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Это сложный возраст человека, не случайно его называют «трудным возрастом». Поведение подростка определяется промежуточностью его положения. Как верно отмечает Х. Ремшмидт, в этот период у человека особенно выражен конформизм, что означает пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции; зачастую наблюдается проявление агрессивности и тревожности [40, с. 24].
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение.
В подростковом возрасте часто наблюдается дисгармоничное развитие характерологической сферы личности, что выражается в чрезмерной выраженности отдельных черт характера. Это явление было названо
А.Е.Личко «акцентуация характера» и определенно, как «гипертрофированная выраженность отдельных его черт; что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях» [26, с. 150].
В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность
подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Следует отметить, что проблемы агрессивности в подростковом возрасте связывают изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с откровенно говоря неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы взаимосвязи акцентуаций характера и агрессивного поведения у подростков.
Проблемой данного исследования мы обозначили теоретическое осмысление и эмпирическое изучение агрессивного поведения с акцентуацией характера у подростков, определение специфики их взаимосвязи.
Цель настоящего исследования - исследование взаимосвязи акцентуаций характера и агрессивного поведения у подростков.
Достижение цели исследования подразумевает реализацию следующих задач:
- определение понятия агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы;
- дать общую характеристику подросткового возраста и подросткового кризиса;
- обоснование специфики агрессии в подростковом возрасте;
- обсуждение акцентуаций характера у подростков;
- проведение эмпирического исследования с целью выявления взаимосвязи акцентуаций характера и агрессивного поведения у подростков.
Объектом исследования являются подростки.
Предмет исследования - акцентуации характера и агрессивное поведение у подростков.
Гипотеза исследования - акцентуации характера влияют на агрессивное поведение у подростков.
Методы и методики:
1. Методика «Диагностики состояния агрессии» (Опросник «Басса- Дарки»).
2. Методика «Акцентуации характера» Карла Леонгарда.
3. Статистико - математическая обработка полученных эмпирических данных с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог исследования, можно сказать, что подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается в виде дилеммы: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром, индивидуальными способностями или быть вместе - с теми, кто дорог и ценим.
Важнейшими процессами этого переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Все это проявляется в психике, для которой типична внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. И чем резче различия между миром детства и миром взрослости, тем больше конфликтность подростка.
Прежде чем мы подведем итоги нашему тестированию, сразу следует оговориться, что опрос проводился в наиболее «благополучных» классах из всей параллели. Поэтому мы вправе были ожидать несколько смягченных результатов диагностики агрессивности, что и подтвердилось по результатам тестов.
Таким образом, цель выпускной квалифицированной работы, которая заключалась в изучении агрессивных свойств личности подростка, а также наличия акцентуаций характера.
В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся имеют показатели по всем диагностикам в норме. Те же, кто имеют некоторые показатели, выходящие за пределы норм, отклонились от нормы
не намного
Также исследование показало, что у каждого подростка из 42 человек та или иная черта характера является акцентуированной, т.е. превышает 19 баллов по методике К. Леонгарда.
В исследуемой группе преобладают следующие типы характера:
- гипертимный тип (16человек);
- эффектно-экзальтированный тип (13 человек);
- циклотимный тип (11 человек);
- возбудимый тип (9 человек).
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько- нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.
Зная общее состояние состояния агрессивности, направленности акцентуаций характера учеников, учитель может в некоторой степени влиять на их нормализацию.
Целью всей нашей работы было выяснение связи агрессивности подростков с характерологическими особенностями. Для этого с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона была вычислена степень корреляции между индексом агрессивности испытуемых и величиной выраженности у них каждого типа характера по классификации К. Леонгарда.
Проведенный корреляционный анализ , показывает, что имеется корреляция агрессивности с четырьмя типами акцентуаций характера: гипертимным, экзальтированным, циклотимным и возбудимым.
Таким образом, мы получили подтверждение нашей гипотезы о связи между агрессивностью и определенными типами акцентуаций характера у подростков.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга,
2009. - 624 с.
2. Антонян Ю.М.. Механизмы человеческой агрессии / Сборник научных трудов - М.: ВНИИ МВД России, 2000 - 358 с.
3. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и воспитания
семейных отношений. Пер. англ. - М., 2009. - 512 с.
4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.:Эксмо - Пресс,2000.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2003. - 316 с.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 510 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - Спб: Питер, 2000. - 352 с.
8. Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3.Самосознание.) // Вопросы психологии. - 2000 - №6. - С.121-133.
9. Василькова Ю.В.Социальная педагогика: Курс лекций. - М.:
Издательский центр «Академия», 2009.
10. Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 584 с.
11. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - АСТ, Харвест,
2001. - 800 с.
12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. -
М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА -
ИНФРА.М), 2002. - 624 с.
13.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Издательство Союз, Лениздат. - 2000. - 346 с.
14.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 352с.
15. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. - 294 с.
17. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб., 2008.
18. Карелин А.А. Психологические тесты: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т.2. - 248 с.
19. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 326 с.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Наука, 2009. - 366 с.
21. Крайг Г. Психология развития. 7-е изд.. - СПб.: Питер, 2003. - 992 с.
22. Крич Д., Кратчфильд Р. Несправедливость, агрессия, справедливость// Вопросы психологии. - 2009.
23. Лейтес Н. С. Проблема соотношения умственного развития и способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та., 1981. - 304 с.
24. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 2007. - 234 с.
25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.,
2009. - 245 с.
26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.:Речь, 2013. - 256 с.
27. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. - Киров, 2005. - 226 с.
28. Мещеряков Б.Н., Зинченко В. Большой психологический словарь - Прайм - ЕВРОНЮК, 2007. - 672с.
29. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство,
отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 624 с.
30. Нартова - Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. - М., 2003. - 280с.
31. Невский И.А., Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе. - М.,
2007. - 384 с.
32. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.3. - М.: «Владос», 2007. - 565 с.
33. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Кн. 1. Общие основы психологии. - 687 с.
34. Панфилов А.Н., Льдокова Г.М. Психология подростка: учебное пособие - Елабуга: Изд - во Елабужского института К(П)ФУ, 2014. - 410с.
35. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Конспект лекций.
- Ростов - на - Дону, 2004. - 224 с.
36. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1985. - 398 с.
37. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие. - Спб: Речь, 2006. - 336 с.
38. Реан А.А. Психология подростка. Учебник.- СПб.: «прайм-
ЕВРОЗНАК», 2003. - 480 с.
39. Реан А.А. Психология человека о рождения до смерти. - СПб.: Прайм
- ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
- М.: Владос, 2006. - 529 с.
41. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. -
М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 96с.
42. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики - Спб., 2003. - 624 с.
43. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М., 2005. - 428 с.
44. Шевандрин Н.И., Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М: Владос, 2000. - 65 с.
45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 2006. - 221 с.
46. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2011. - 300 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ