ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Познавательные способности младших школьников 6
1.2.Особенности учебной деятельности и развитие познавательных
способностей в традиционной системе обучения 12
1.3. Основные характеристики учебной деятельности младших школьников в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и их влияние на развитие
познавательных способностей 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И СИСТЕМЕ ЭЛЬКОНИНА -
ДАВЫДОВА 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация данных 33
2.3. Корреляционный анализ познавательных способностей младших школьников, обучающихся по традиционной системе обучения и системе
Эльконина - Давыдова 38
Заключение 43
Литература 45
Актуальность исследования. На сегодняшний день в современной психологии существует несколько систем образовательных программ традиционного и нетрадиционного направлений, которые получили широкую известность под термином «развивающие».
Самой распространенной и разработанной системой, является система, которую основал Д.Б. Эльконин, и будущем стал развивать В.В. Давыдов.
Эта система распространена под названием «Система развивающего обучения». Данное название связано с тем, что в роли основной задачи образования выступает развитие личности обучающегося.
Однако идея развития во время обучения имеет далекие традиции в истории психологии и педагогики. Традиционное обучение рассматривает развитие, с одной стороны, как принцип, с другой, как одну из своих важнейших целей. Долгая история традиционного обучения позволяет утверждать, что в целом оно очень неплохо справлялось со своей задачей развития учеников.
Сравнительный анализ данных двух систем обучения показывает, что суть их различий не в том, что одна из систем развивающая, а другая нет, а в том, что в соответствии с дидактическими принципами, которые заложены в ту и другую систему, они успешно развивают психические явления, у детей младшего школьного возраста, однако в различной мере разными способами и операциями.
Данный момент очень важный, но он, к сожалению, не получил отчетливого выражения в рамках педагогической психологии. В педагогической психологии по-прежнему одна система остается развивающей, а другая - не развивающей.
Это позволило нам в рамках проблемы нашего исследования вынести вопрос о количественных различиях в развитии познавательных способностей детей младшего школьного возраста, обучающихся по традиционной системе и системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Теоретические основы исследования. Изучение особенностей развития познавательных способностей младших школьников опирается на принятые в отечественной психологии положения о взаимосвязи обучения и развития (Рубинштейн С.Л., 1958 г.; Леонтьев А.Н., 1972 г.; 1983 г.), о детерминированности умственного развития детей содержанием обучения (Эльконин Д.Б., 1989г.; Давыдов В.В. 1986 г.), концепцию способностей С.Л. Рубинштейна (1946 г.), концепцию системогенеза и развития способностей В.Д. Шадрикова (1997г.), Зиновьева Н.А. (2004 г.).
Объектом нашего исследования познавательные способности младших обучающихся в традиционной системе обучения и системе Эльконина - Давыдова.
Предмет исследования: взаимосвязь показателей развития
познавательных способностей (внимания, памяти, мышления и воображения) у младших школьников, обучающихся по традиционной системе обучения и по системе Эльконина - Давыдова.
Гипотеза нашего исследования: Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова способствует развитию познавательных способностей у младших школьников.
Цель работы: изучить особенности развития познавательных
способностей младших школьников в учебной деятельности в различных системах обучения начальной школы.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательных способностей младших школьников; выявить особенности учебной деятельности и развитие познавательных способностей в традиционной системе обучения и системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и их влияние на развитие познавательных способностей.
2) Изучить особенности познавательных способностей учащихся в традиционной системе обучения и в системе Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова;
3) Провести сравнительный анализ особенностей развития познавательных способностей учащихся в традиционной системе обучения начальной школы и системе Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого - педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
- тестирование познавательных способностей младших школьников, обучающихся по традиционной системе и системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
- статистическая обработка материалов исследования: t - критерий Стьюдента, корреляционный анализ.
Теоретическая значимость: полученные материалы могут быть
использованы на теоретических и практических занятиях в курсе педагогической психологии.
Практическая значимость: получение сравнительной картины о специфике развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста, которые обучаются в традиционных и развивающих педагогических системах.
Базой исследования выступили школа № 78 и школа № 9 г. Казани. В исследовании приняли участие 70 учащихся 4 классов.
Проведенный теоретический анализ позволяет нам говорить о том, что обе системы начального обучения, и традиционная и система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова являются развивающими.
Каждая система имеет свои преимущества и своеобразие в способах развития отдельных познавательных процессов в определенной последовательности. Каждая система имеет свои преимущества и недостатки в развитии разных познавательных способностей младших школьников и в организации способах этого развития [23]. Однако в рамках нашего исследования система Эльконина - Давыдова показала наибольшую эффективность в развитии познавательных способностей младших школьников.
В экспериментальном исследовании нами были проанализированы 4 показателя познавательных способностей учеников младших классов. Данные показатели выбраны не случайно, выбор основан на том, что именно внимание, память, мышление и воображение интенсивно развиваются в данном возрасте.
При сопоставлении результатов тестирования по двум группам, нами были выявлены как количественные, так и качественные различия уровня развития познавательных способностей младших школьников.
В результате проведенного сравнительного анализа познавательных способностей младших школьников были выявлены следующие результаты:
Количественный анализ двух групп младших школьников с разным уровнем развития познавательных способностей выявил общую тенденцию: в классах, обучающихся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова большее количество детей наиболее успешно выполнили каждое из заданий.
Приведенное выше утверждение подтверждается значениями средних показателей, которые были получены методом обработки экспериментальных данных. Практически все показатели тестированных познавательных способностей младших школьников, обучающихся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, на достоверном уровне значимости выше показателей младших школьников из классов с традиционным обучения.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы с помощью корреляционного анализа показал, что младшие школьники, обучающиеся по традиционной системе характеризуются связями между показателями оперативной памяти и мышления.
Таким образом традиционная система обучения направлена на формирование именно этих познавательных процессов. Традиционная система в большей степени опирается на такой прием как запоминание материала. Поэтому данный механизм, в первую очередь, и коррелирует с мышлением.
У младших школьников, обучающихся по системе Эльконина - Давыдова развивается мышление, воображение и внимание. Однако формирование кратковременной памяти может сдерживать развитие мышления. Мышление в системе Эльконина - Давыдова не опирается на запоминание, а развивает способность нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения.
1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - ЛГУ, № 265 - вып. 16 / Психология. - Л., 2010, 41 - 60 с.
2. Аршавина Л.И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения: дис. канд. психол. наук. Киев, 2008, - 18 с.
3. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. / От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. - 2-е изд. А.Г. Асмолова- М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
4. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательно среде: решение задач и проблем развития/ Научно - методическое пособие для психологов и педагогов. М.Р. Битянова- М.: МГППУ, 2010. - 96 с.
5. Блонский П.П. Развитие мышления школьников // Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. Т. 2. / Под ред. А.В. Петровского. - М., 2009. С.5 - 117.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
2008. - 464 с.
7. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». - M. 2005. - 51 с.
8. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс, 2005. - 512 с.
9. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего. - М.: Просвещение, 2010. - 187 с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 2006. - 247 с.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: «Питер»,
2009. - 368 с.
12. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / науч. исслед. ин - т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 2004. - 152 с.
13. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М.: Логос, 2005. - 197 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. / И.А. Зимняя.- 2-е изд. - М.: Логос, 2010. - 384 с.
15. Зиновьева Н.А. Сравнительное исследование развития познавательных способностей младших школьников в традиционной системе обучения и системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. канд. дис. - М., 2004. - 220 с.
16. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. - М.: Просвещение, 2010.
- 159 с.
17. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования / Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. - 64 с.
18. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика, развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 2002. - №4. С. 5 - 18.
19. Немов Р.С. Психология. Часть 3 - М.: Владос, 2003. - 688 с.
20. Плешаков А.А., Железникова О.А. Концепция учебно - методического комплекса «Школа России». / А.А. Плешаков, О.А. Железникова - М.: просвещение, 2013. - 64 с.
21. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков учащихся как условие повышения качества общего образования / Методическое пособие. - СПб.: АППО, 2006. - 64 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: «Питер», 2000
- 712 с.
23. Русалов В.М. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. - М.: Наука, 2008. - 208 с.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. - 256 с.
25. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.:
Педагогика, 2010. - 96 с.
26. Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников // Сборник материалов научно - практической конференции. Череповец, 12 мая 2010 года / гл. ред. Т.Н. Караганова. - Вологда, 2011. - 147 с.
27. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
28. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 2001. 32 с.
29. Федеральный государственный стандарт начального общего образования // Вестник образования. Приложение к журналу. 2009. - №3. - 42 с.
30. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2- е изд., перераб. и доп. - СПб.: «Питер», 2002. - 272 с.
31. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2007 - 480 с.
32. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности. - М., 2009. - 160 с.
33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 2009.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Владос,2009. -
360 с.
35. Эльконин Д.Б., Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под редакцией Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Академии педагогический наук РСФСР, 2002. - 287 с.
36. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 2009. -
144 с.