Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности и инновационного развития региона
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности региона и
его инновационного развития 7
1.1. Сущность и факторы формирования конкурентоспособности региона ... 7
1.2. Инновации как элемент развития конкурентоспособности региона 16
1.3 Сущность понятия инновационной конкурентоспособности региона 22
Глава 2. Особенности инновационного развития регионов России 33
2.1. Анализ модели инновационного развития РФ и ее отличительные особенности 33
2.2. Факторы определяющие инновационную конкурентоспособность российских регионов 40
2.3 Особенности инновационной конкурентоспособности российских регионов 48
Глава 3. Пути повышения инновационной конкурентоспособности регионов на примере Республики Татарстан 59
3.1. Основные направления инновационного развития Республики Татарстан 59
3.2. Влияние результатов инновационного развития на
конкурентоспособность Республики Татарстан 69
3.3. Механизмы решения проблем инновационного развития региона 81
Заключение 92
Список использованной литературы 96
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности региона и
его инновационного развития 7
1.1. Сущность и факторы формирования конкурентоспособности региона ... 7
1.2. Инновации как элемент развития конкурентоспособности региона 16
1.3 Сущность понятия инновационной конкурентоспособности региона 22
Глава 2. Особенности инновационного развития регионов России 33
2.1. Анализ модели инновационного развития РФ и ее отличительные особенности 33
2.2. Факторы определяющие инновационную конкурентоспособность российских регионов 40
2.3 Особенности инновационной конкурентоспособности российских регионов 48
Глава 3. Пути повышения инновационной конкурентоспособности регионов на примере Республики Татарстан 59
3.1. Основные направления инновационного развития Республики Татарстан 59
3.2. Влияние результатов инновационного развития на
конкурентоспособность Республики Татарстан 69
3.3. Механизмы решения проблем инновационного развития региона 81
Заключение 92
Список использованной литературы 96
Приобретение регионами Российской Федерации экономической самостоятельности вызывало необходимость переоценки их положения и функций в экономическом пространстве, привело к стремлению каждого субъекта к самоутверждению, к выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве Федерации. В этот период обострилась конкурентная борьба между предприятиями, отраслями, регионами, странами.
Предметом конкурентной борьбы между регионами являются государственные программы и проекты, связанные с размещением инвестиций и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов Федерации, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции.
Научное осмысление проблемы конкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, осуществляется в отечественной экономической науке в условиях сложных трансформационных процессов. Пока методология изучения конкурентоспособности региона, его понятийный аппарат, условия формирования конкурентоспособности региона и другие проблемы, связанные с этим экономическим явлением, далеки от завершения. В этой связи важной актуальной задачей является всестороннее исследование содержания понятия конкурентоспособности региона и определения механизма и направлений повышения конкурентоспособности региона. Актуальность работы определяется тем, что необходимо развить понятие конкурентоспособности регионов в новых условиях социально - экономического бытия, изменения экономических институтов регионов, факторов, влияющих на это формирование, направлений формирования конкурентоспособности регионов. Эта актуальность дополняется практической значимостью формирования конкурентоспособности для развития регионов и страны в целом.
Важность инновационного развития региона заключается в том, что для региона так и для его жителей инновации облачают жизнь, делаю ее более быстрой и качественной.
Теоретически и методологически развитие формирования конкурентоспособности региона в последние годы является предметом изучения многих ученых. Эта проблема исследуется на основах изучения конкуренции как особой формы отношений, как специфической практической характеристики экономического бытия.
Целью работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности и инновационного развития региона.
Цель исследования определила задачи, которые были поставлены и решались в ходе исследования:
- рассмотреть теоретические основы повышения
конкурентоспособности и инновационного развития региона;
- провести анализ особенностей инновационного развития и конкурентоспособности РФ и РТ;
- рассмотреть факторы и перспективы развития конкурентоспособности Республики Татарстан.
Предметом исследования являются управленческие отношения в процессе формирования конкурентоспособности региона Республики Татарстан.
Объектом исследования является социально-экономическая система регионов, в рамках которой разрабатывается проблема формирования их конкурентоспособности.
Информационной базой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкурентоспособности региональной экономики, материалы периодической печати.
Методология исследования представлена методами структурного, функционального, сравнительного анализа, синтеза.
Теоретическая разработка исследования представлена трудами таких авторов, как Абишев А.А., Бондарь Н.П., О.В. Васюхин, Голубев А.А., Подлесных В.И., Давыденко Л.Н., Смирнов М.Н.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении описывается цель, задачи, актуальность работы, предмет и объект исследования, теоретическая и методологическая значимость.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности региона и его инновационного развития, а именно сущность и факторы формирования конкурентоспособности региона инновации как элемент развития конкурентоспособности региона, сущность понятия инновационной конкурентоспособности региона.
Во второй главе рассмотрены особенности инновационного развития регионов России, а именно проведен анализ модели инновационного развития РФ и ее отличительные особенности, рассмотрены факторы определяющие инновационную конкурентоспособность российских регионов, проведены особенности инновационной конкурентоспособности российских регионов.
В третьей главе рассмотрены пути повышения инновационной конкурентоспособности регионов на примере Республики Татарстан, а также основные направления инновационного развития Республики Татарстан, влияние результатов инновационного развития на конкурентоспособность Республики Татарстан, механизмы решения проблем инновационного развития региона.
В заключении отражены основные выводы к работе.
Предметом конкурентной борьбы между регионами являются государственные программы и проекты, связанные с размещением инвестиций и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов Федерации, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции.
Научное осмысление проблемы конкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, осуществляется в отечественной экономической науке в условиях сложных трансформационных процессов. Пока методология изучения конкурентоспособности региона, его понятийный аппарат, условия формирования конкурентоспособности региона и другие проблемы, связанные с этим экономическим явлением, далеки от завершения. В этой связи важной актуальной задачей является всестороннее исследование содержания понятия конкурентоспособности региона и определения механизма и направлений повышения конкурентоспособности региона. Актуальность работы определяется тем, что необходимо развить понятие конкурентоспособности регионов в новых условиях социально - экономического бытия, изменения экономических институтов регионов, факторов, влияющих на это формирование, направлений формирования конкурентоспособности регионов. Эта актуальность дополняется практической значимостью формирования конкурентоспособности для развития регионов и страны в целом.
Важность инновационного развития региона заключается в том, что для региона так и для его жителей инновации облачают жизнь, делаю ее более быстрой и качественной.
Теоретически и методологически развитие формирования конкурентоспособности региона в последние годы является предметом изучения многих ученых. Эта проблема исследуется на основах изучения конкуренции как особой формы отношений, как специфической практической характеристики экономического бытия.
Целью работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности и инновационного развития региона.
Цель исследования определила задачи, которые были поставлены и решались в ходе исследования:
- рассмотреть теоретические основы повышения
конкурентоспособности и инновационного развития региона;
- провести анализ особенностей инновационного развития и конкурентоспособности РФ и РТ;
- рассмотреть факторы и перспективы развития конкурентоспособности Республики Татарстан.
Предметом исследования являются управленческие отношения в процессе формирования конкурентоспособности региона Республики Татарстан.
Объектом исследования является социально-экономическая система регионов, в рамках которой разрабатывается проблема формирования их конкурентоспособности.
Информационной базой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкурентоспособности региональной экономики, материалы периодической печати.
Методология исследования представлена методами структурного, функционального, сравнительного анализа, синтеза.
Теоретическая разработка исследования представлена трудами таких авторов, как Абишев А.А., Бондарь Н.П., О.В. Васюхин, Голубев А.А., Подлесных В.И., Давыденко Л.Н., Смирнов М.Н.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении описывается цель, задачи, актуальность работы, предмет и объект исследования, теоретическая и методологическая значимость.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности региона и его инновационного развития, а именно сущность и факторы формирования конкурентоспособности региона инновации как элемент развития конкурентоспособности региона, сущность понятия инновационной конкурентоспособности региона.
Во второй главе рассмотрены особенности инновационного развития регионов России, а именно проведен анализ модели инновационного развития РФ и ее отличительные особенности, рассмотрены факторы определяющие инновационную конкурентоспособность российских регионов, проведены особенности инновационной конкурентоспособности российских регионов.
В третьей главе рассмотрены пути повышения инновационной конкурентоспособности регионов на примере Республики Татарстан, а также основные направления инновационного развития Республики Татарстан, влияние результатов инновационного развития на конкурентоспособность Республики Татарстан, механизмы решения проблем инновационного развития региона.
В заключении отражены основные выводы к работе.
Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Рассмотрев сущность и факторы формирования конкурентоспособности региона, отметим, что экономическая конкурентоспособность региона - это ведущий, но не единственный фактор его общей конкурентоспособности. Она многовариантна, поэтому конкурентоспособный регион должен обладать либо диверсифицированной инновационной экономикой с преобладающим значением постиндустриального сектора, либо уникальным односекторным производством при условии значительного экспорта и реального участия населения региона в распределении получаемых доходов.
2. Рассмотрев инновации как элемент развития конкурентоспособности региона, отметим, что инновационное развитие страны требует организации эффективной системы управления способной объединить ее субъектов в единую структуру для достижения поставленных целей, а так же обеспечивающей выполнение основных функций менеджмента, таких как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, без которых невозможен ни один процесс. При этом согласно принципу иерархии, каждый из нижестоящих уровней является управляемой подсистемой по отношению к вышестоящему уровню. А значит, следуя законам управления, эффективная их деятельность во многом зависит от посыла, данного вышестоящим уровнем-субъектом управления. Для перехода России на инновационные рельсы экономического развития, переход к экономике знаний, необходимо уделить особое внимание управлению инновационным развитием на региональном уровне. Управление инновационным развитием на уровне региона должно децентрализовать сложившуюся систему управления. Регион должен стать основным ядром координации науки, власти и бизнеса, площадкой для реализации государственной инновационной политики, наделенный необходимыми правами и инструментами.
3. Рассмотрев сущность понятия инновационной конкурентоспособности региона, отметим, что в современной России также признается приоритет инновационного типа развития экономики. В этой связи в целях повышения конкурентоспособности российских предприятий следует ускорить процесс разработки и внедрения ими инноваций. При этом важным нам видится, с одной стороны, развитие инноваций внутри корпораций путем реализации концепции интрапренерства, позволяющей вовлечь в исследовательский процесс интеллектуальный персонал корпорации. Инновационное развитие региона следует рассматривать через факторы социально-экономического функционирования региональной системы в целом. Только в этом случае возможно эффективно осуществлять управляющее воздействие со стороны федеральных, региональных и муниципальных структур управления.
4. Проведя анализ модели инновационного развития РФ и ее отличительные особенности, отметим, что в современной России любое новое знание автоматически присваивает себе предприятие, сотрудник которого его произвел, ссылаясь на то, что материальной ценности оно не имеет, т.е. научный сотрудник работает за свой строго фиксированный гонорар и стимула создавать новое знание у него нет. Доходы от нового знания может получить только предприниматель после внедрения его в производство и продажи готовых товаров, а ученый и дальше будет довольствоваться только своим окладом, не получая никакой прибыли от созданного им проекта и создавая новые знания. Рассмотрев основную проблему инновационного развития России, проведя анализ российской модели перейдем к рассмотрению факторов, определяющих инновационную конкурентоспособность российских регионов.
5. Рассмотрев факторы определяющие инновационную конкурентоспособность российских регионов, отметим, что ввиду особенностей социально-экономической природы конкурентоспособности территории данное понятие изначально позволяет рассматривать вопросы развития региональных компонент национальной инновационной системы в тесной взаимосвязи с интересами повышения устойчивости и эффективности развития конкретных местных сообществ. Нарастание процессов глобализации и появление такого явления, как глокализация, которая основана на сочетании глобальной коммерческой деятельности, осуществляемой фирмами, и кооперации в рамках местной экономики (кластеров), делает такой подход к рассмотрению проблем инновационного развития регионов РФ тем более актуальным.
6. Рассмотрев обоснование направлений повышения инновационной конкурентоспособности российских регионов, отметим, что миссией инновационных систем регионов с явным преобладанием низкотехнологичных производств является укрепление научно-технических и кадровых предпосылок для разработки и освоения новейших производственных технологий и своевременной модернизации производств. Также при формировании инновационных систем этих регионов, учитывая российские реалии, следует уделять повышенное внимание формированию предпосылок для санации экономики крупных моногородов, доставшихся нам в наследство от эпохи социализма.
7. Рассмотрев основные направления инновационного развития Республики Татарстан, отметим, что среди основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности Республики Татарстан выделены вопросы совершенствования механизмов системы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов, повышения эффективности деятельности региональной инновационной инфраструктуры, развития единой системы государственного учета исследований и разработок Республики Татарстан. Вместе с тем в Республике Татарстан каждые три года формируется инновационный меморандум, который определяет приоритетные направления инновационного развития экономики.
8. Рассмотрев влияние результатов инновационного развития на конкурентоспособность Республики Татарстан, отметим, что результаты статистического наблюдения в 2016 году показали, что самым распространенным направлением затрат на технологические инновации является приобретение и ввод в эксплуатацию новых машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, связанных с внедрением технологических инноваций - (34,2%). Приоритет этому виду инновационной деятельности отдавали предприятия химической и нефтехимической, пищевой и инструментальной промышленности, промышленности средств связи. Положительным показателем служит рост доли инновационно-активных предприятий, проводивших маркетинговые исследования с 12 % в 2015 году до 19 % в 2016 году.
9. Рассмотрев проблемы инновационного развития региона и механизмы их решения, отметим, что особенно важно отметить, что в качестве решающего или значимого фактора отмечены:
- недостаточность законодательных и иных нормативных документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;
- неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских и других услуг)
- неразвитость рынка технологий.
Таким образом, предложенные нами меры по повышению инновационной конкурентоспособности региона на примере Республики Татарстан, приведут к развитию инновационных процессов в промышленности Республики Татарстан, а именно к росту темпов развития и высокой степени мотивации субъектов хозяйствования.
1. Рассмотрев сущность и факторы формирования конкурентоспособности региона, отметим, что экономическая конкурентоспособность региона - это ведущий, но не единственный фактор его общей конкурентоспособности. Она многовариантна, поэтому конкурентоспособный регион должен обладать либо диверсифицированной инновационной экономикой с преобладающим значением постиндустриального сектора, либо уникальным односекторным производством при условии значительного экспорта и реального участия населения региона в распределении получаемых доходов.
2. Рассмотрев инновации как элемент развития конкурентоспособности региона, отметим, что инновационное развитие страны требует организации эффективной системы управления способной объединить ее субъектов в единую структуру для достижения поставленных целей, а так же обеспечивающей выполнение основных функций менеджмента, таких как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, без которых невозможен ни один процесс. При этом согласно принципу иерархии, каждый из нижестоящих уровней является управляемой подсистемой по отношению к вышестоящему уровню. А значит, следуя законам управления, эффективная их деятельность во многом зависит от посыла, данного вышестоящим уровнем-субъектом управления. Для перехода России на инновационные рельсы экономического развития, переход к экономике знаний, необходимо уделить особое внимание управлению инновационным развитием на региональном уровне. Управление инновационным развитием на уровне региона должно децентрализовать сложившуюся систему управления. Регион должен стать основным ядром координации науки, власти и бизнеса, площадкой для реализации государственной инновационной политики, наделенный необходимыми правами и инструментами.
3. Рассмотрев сущность понятия инновационной конкурентоспособности региона, отметим, что в современной России также признается приоритет инновационного типа развития экономики. В этой связи в целях повышения конкурентоспособности российских предприятий следует ускорить процесс разработки и внедрения ими инноваций. При этом важным нам видится, с одной стороны, развитие инноваций внутри корпораций путем реализации концепции интрапренерства, позволяющей вовлечь в исследовательский процесс интеллектуальный персонал корпорации. Инновационное развитие региона следует рассматривать через факторы социально-экономического функционирования региональной системы в целом. Только в этом случае возможно эффективно осуществлять управляющее воздействие со стороны федеральных, региональных и муниципальных структур управления.
4. Проведя анализ модели инновационного развития РФ и ее отличительные особенности, отметим, что в современной России любое новое знание автоматически присваивает себе предприятие, сотрудник которого его произвел, ссылаясь на то, что материальной ценности оно не имеет, т.е. научный сотрудник работает за свой строго фиксированный гонорар и стимула создавать новое знание у него нет. Доходы от нового знания может получить только предприниматель после внедрения его в производство и продажи готовых товаров, а ученый и дальше будет довольствоваться только своим окладом, не получая никакой прибыли от созданного им проекта и создавая новые знания. Рассмотрев основную проблему инновационного развития России, проведя анализ российской модели перейдем к рассмотрению факторов, определяющих инновационную конкурентоспособность российских регионов.
5. Рассмотрев факторы определяющие инновационную конкурентоспособность российских регионов, отметим, что ввиду особенностей социально-экономической природы конкурентоспособности территории данное понятие изначально позволяет рассматривать вопросы развития региональных компонент национальной инновационной системы в тесной взаимосвязи с интересами повышения устойчивости и эффективности развития конкретных местных сообществ. Нарастание процессов глобализации и появление такого явления, как глокализация, которая основана на сочетании глобальной коммерческой деятельности, осуществляемой фирмами, и кооперации в рамках местной экономики (кластеров), делает такой подход к рассмотрению проблем инновационного развития регионов РФ тем более актуальным.
6. Рассмотрев обоснование направлений повышения инновационной конкурентоспособности российских регионов, отметим, что миссией инновационных систем регионов с явным преобладанием низкотехнологичных производств является укрепление научно-технических и кадровых предпосылок для разработки и освоения новейших производственных технологий и своевременной модернизации производств. Также при формировании инновационных систем этих регионов, учитывая российские реалии, следует уделять повышенное внимание формированию предпосылок для санации экономики крупных моногородов, доставшихся нам в наследство от эпохи социализма.
7. Рассмотрев основные направления инновационного развития Республики Татарстан, отметим, что среди основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности Республики Татарстан выделены вопросы совершенствования механизмов системы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов, повышения эффективности деятельности региональной инновационной инфраструктуры, развития единой системы государственного учета исследований и разработок Республики Татарстан. Вместе с тем в Республике Татарстан каждые три года формируется инновационный меморандум, который определяет приоритетные направления инновационного развития экономики.
8. Рассмотрев влияние результатов инновационного развития на конкурентоспособность Республики Татарстан, отметим, что результаты статистического наблюдения в 2016 году показали, что самым распространенным направлением затрат на технологические инновации является приобретение и ввод в эксплуатацию новых машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, связанных с внедрением технологических инноваций - (34,2%). Приоритет этому виду инновационной деятельности отдавали предприятия химической и нефтехимической, пищевой и инструментальной промышленности, промышленности средств связи. Положительным показателем служит рост доли инновационно-активных предприятий, проводивших маркетинговые исследования с 12 % в 2015 году до 19 % в 2016 году.
9. Рассмотрев проблемы инновационного развития региона и механизмы их решения, отметим, что особенно важно отметить, что в качестве решающего или значимого фактора отмечены:
- недостаточность законодательных и иных нормативных документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;
- неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских и других услуг)
- неразвитость рынка технологий.
Таким образом, предложенные нами меры по повышению инновационной конкурентоспособности региона на примере Республики Татарстан, приведут к развитию инновационных процессов в промышленности Республики Татарстан, а именно к росту темпов развития и высокой степени мотивации субъектов хозяйствования.
Подобные работы
- Повышение конкурентоспособности организации на основе улучшения использования кадрового потенциала (на примере ПАО «АК Барс»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Повышение конкурентоспособности строительной компании (на примере ООО "Мервинский").
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - Конкурентоспособность организации и пути ее повышения (Алтайский институт финансового управления)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Государственное регулирование инновационной деятельности в регионе
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации (на материалах ООО «Виланд»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия (на примере АО «ТЗТО»)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Пути повышения конкурентоспособности организации на примере ООО «Палисандр»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Пути повышение конкурентоспособности предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Анализ системы управления инновационным развитием (на примере ЗАО «РТК»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017



