Введение 3
Глава 1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия 6
1.1 Понятие, роль и значение маркетинговой деятельности. Виды и функции маркетинга в сфере услуг 6
1.2 Особенности маркетинговой деятельности предприятия в сфере услуг 18
1.3 Формирование маркетинговой стратегии 35
Глава 2 Анализ деятельности предприятия ООО «ТК Лидер Транс» 40
2.1 Краткая характеристика предприятия 40
2.2 Анализ организационно-экономических показателей деятельности 50
2.3 Анализ маркетинговой деятельности 58
Глава_3 Разработка маркетинговой стратегии развития ООО «ТК Лидер Транс» 65
3.1 Проектирование мероприятий по информационному обеспечению 65
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
Заключение 78
Список использованных источников 81
Приложения
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как: анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое; анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными); изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта; планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так агентских сетей; обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (фосстис) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов; беспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.; удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара; управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;
Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей
Анализ маркетинговой деятельности - это очень важный и сложный процесс для любой предприятии. Он требует внимательного отслеживания происходящих в среде изменений, оценки факторов и установления связи между факторами, выявление сильных и слабых сторон предприятии, а также, дополнительных возможностей и угроз, которые заключены в предпринимательской среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление, и тем очевиднее тот факт, что, не уделяя должного внимания «окружающей среде», компания обрекает себя на крах. Чтобы избежать подобных ситуаций и обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, предприятие изучает среду, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, что обеспечивает ей наиболее комфортное существование.
Внешняя среда является источником, питающим предприятию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Ресурсы внешней среды не безграничны, и на них претендуют многие другие предприятии, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что предприятие не сможет получить необходимое количество ресурсов из среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для предприятии последствиям, в том числе и к прекращению ее деятельности в целом. Недооценка внешних факторов, таких как конкуренция, экономическая и политическая обстановка в обществе, не раз служили причиной банкротства многих крупных компаний.
Именно поэтому, в современном динамично - изменяющемся мире одной из главнейших задач любой предприятии является анализ маркетинговой среды, т.к. качественный мониторинг, отслеживающий взаимодействие внутренних и внешних элементов среды, является залогом успеха и процветания. Он позволяет поддерживать потенциал компании на уровне, необходимом для достижения её основных целей, тем самым обеспечивая стабильное существование в долгосрочной перспективе.
Это и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является предприятие ООО «ТК Лидер Транс».
Предметом исследования является маркетинговая стратегия.
Целью дипломного проекта является формирование маркетинговой стратегии в сфере услуг.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности;
- проанализировать анализ деятельность предприятия, в том числе его маркетинговую деятельность;
- провести анализ маркетинговой деятельности предприятия;
- разработать маркетинговую стратегию предприятия.
Методами исследования являются: анализ, изучение и обобщение научной литературы, сравнение полученных данных.
Источниками информации являются нормативно правовые акты федерального значения и акты на уровне предприятия, научно методическая литература.
Одной из глобальных тенденций в современной экономике является феноменальный рост предоставляемых услуг. При этом наблюдается не только рост количественных показателей развития сферы услуг, но и значительные качественные изменения.
Рост значимости сферы услуг привел к трансформации индустриальной экономики в постиндустриальную - сложилась так называемая «сервисная» экономика, которая является более гармоничной, так как включает в единый комплекс сферы материального производства, обращения и услуг. В силу ярко выраженной индивидуализации, где в центре внимания находится конкретный клиент, сервисная экономика является социально ориентированной.
Маркетинг в сфере услуг - это деятельность, направленная на согласование спроса и предложения услуг. Суть концепции маркетинга в сфере услуг может быть такова: потребитель удовлетворён уровнем обслуживания данного предприятия и намерен продолжать пользоваться этими услугами и в дальнейшем. Залогом достижения этой цели является определение нужд и потребностей целевых рынков и реализация поставленных задач более эффективными способами, чем конкуренты.
Преимущества в конкурентной борьбе предпринимателям, действующим в сфере услуг, может обеспечить маркетинг, ориентированный на:
- уникальность услуги, либо, наоборот, комплексный сервис;
- высокий профессионализм исполнителей, что позволяет улучшить качество обслуживания;
- детальное знание динамики запросов массовых потребителей, в том числе их реакцию на изменение цен;
- создание фирменного имиджа на рынке.
Целью дипломного проекта было формирование маркетинговой стратегии в сфере услуг.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты маркетинговой деятельности;
- проанализирован анализ деятельность предприятия, в том числе его маркетинговую деятельность;
- проведен анализ маркетинговой деятельности предприятия;
- разработана маркетинговую стратегию предприятия.
По итогам проведенного анализа руководству ООО «ТК Лидер Транс» рекомендуется провести разработку пакета мероприятий, направленных на повышение сравнительной конкурентоспособности фирмы.
В течение анализируемого периода на ООО «ТК Лидер Транс» наблюдается устойчивая тенденция роста валюты баланса. Размеры его конкретных статей претерпели существенные изменения, изменилась и структура активов, но основная особенность структуры пассивы баланса ООО «ТК Лидер Транс» осталась неизменной -практически все средства равномерно распределены между собственными средствами, краткосрочными займами и кредиторской задолженностью.
Для реализации маркетинговой стратегии предлагается создание вебсайта и печать каталога, что позволят увеличить выручку предприятия, а так же повысить узнаваемость товара на рынке.
Подводя итоги необходимо отметить, что маркетинг в сфере услуг, развиваясь и увеличивая масштабы своего влияния, тем не менее, остаётся очень сложным и требующим постоянного изучения вопросом, так как услуги обладают определёнными особенностями, которые нельзя не учитывать при осуществлении маркетинговой деятельности предприятия.
В настоящее время маркетинг сферы услуг развивается, более углубленно изучаются проблемы по данному вопросу: как организовать сервис, чтобы суметь завоевать лояльных потребителей, какие методы необходимо использовать, чтобы организовать эффективный маркетинг для выбранной предприятием области услуг, каким образом можно стандартизировать услуги.
На примере организации видно, что для развития маркетинга в сфере услуг необходимо решить, каким целям будет следовать предприятия, продумать, как дифференцировать себя среди конкурентов, и каким образом можно привлекать лояльных потребителей, игнорирование этих вопросов мешает эффективному развитию организации в целом.
Представленная в данной работе организация не имеет хороших перспектив для успешного развития, так как не стремится привлекать лояльных покупателей, во многих вопросах основывается лишь на опыт конкурентов, выбрала стратегию следования за ними, не обладает достаточный авторитетом среди потенциальных потребителей.
1 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст] / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 208 с.
2 Александров А.В. Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур [Текст] / А.В. Александров // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014. - № 5 (29).
3 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / Ансофф И.- СПб.: Питер Ком, 2015.-420с.
4 Антикризисный менеджмент [Текст] / Под ред. проф. А.Г. Грязновой. - М.: Инфра-М, 2015.-576с.
5 Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности [Текст] / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. - 2014. - № 4. - С. 25-38.
6 Ахтямов М.К. Конкурентоспособность: новый взгляд: вначале было слово... об истоках сущности и путях обеспечения конкурентоспособности организаций [Текст] / М.К. Ахтямов, В.В. Лихолетов // Российское предпринимательство. - 2015. - № 1. - С. 45-49.
7 Белоусов В.Л. Оценка конкурентоспособности фирмы [Текст] / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за р.ежом. - 2014. - № 6. - С. 109-119.
8 Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов [Текст] / И.П. Богомолов // Маркетинг в России и за р.ежом. - 2014. - № 1. - С. 116.
9 Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка [Текст] / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за р.ежом. - 2012. - № 2. - С. 33-37.
10 Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий [Текст] / Ю.Я. Еленева. - М.: «Янус-К», 2015. - 296 с.
11 Кретов И.И. Предприятие маркетинга на предприятии: Практическое пособие [Текст] / И.И. Кретов. - М.: Юристъ, 2015. - 96 с.
12 Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к
обеспечению, критерии, методы оценки [Текст] / А.М. Кротков / Маркетинг в России и за р.ежом. - 2014. - № 6. - С. 79.
13 Кузьминич Г. Г. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур [Электронный ресурс] [Текст] / Г.Г Кузьминич // Материалы Международной научно-практической конференции / Байкальский государственный университет экономики и права, - Иркутск, 2014.
14 Кулагина Н.А. Способы оценки конкурентоспособности продукции (работы услуги) как фактор роста эффективности производства. Проблемы статистики и рыночных отношений [Текст] / Н.А. Кулагина // Маркетинг в России и за р.ежом. - 2012. - № 2. - С. 21-22.
15 16. Кураков Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов [Текст] / Л. П. Кураков. - М.: Высшая школа, 2014. - С. 489.
16 Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг [Текст] / И.М. Лифиц. М: Юрайт, 2015. - 502 с.
17 Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке [Текст] / Е.П. Млоток // Маркетинг в России и за р.ежом. - 2015. - № 7. - С. 19-27.
18 Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг: Учеб. пособие [Текст] / Н.А. Нагапетьянц. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 272 с.
19 Островский Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления [Текст] / Г. Островский // Консультант директора. - 2014. - №
20. - С. 34-36.
20 Перцовский Н.И. Международный маркетинг: Учеб. пособие [Текст] / Н.И. Перцовский. - М.: Высшая школа, 2015. - 239 с.
21 Петрова М.А. Конкурентоспособность компании как ее жизнеспособность [Текст] / М.А. Петров // Российское предпринимательство. - 2014.- № 5. Ч. 1. - С. 29-33.
22 Портер М. Конкуренция: пер. с англ.: уч. пос. [Текст] / М. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 608 с.
23 Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник [Текст] / Н.А. Савельева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 382 с.
24 Смольянова Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия [Текст] / Е.Л. Смольянова // Вестник ТГУ, выпуск 2 (70), 2014. - С. 336-344
25 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 312 с.
26 Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 271 с.
27 Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / В.В Царев, А.А. Канторович, В.В. Черныш. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 799 с.
28 Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Чайникова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2015. - 192 с.
29 Чернов В.А. Экономический анализ: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Чернов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 686 с.
30 Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия [Текст] / В. Шкардун // Маркетинг. - 2014. - №1. - С. 38-59.
31 Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие [Текст] /Под ред. проф.
A. П. Градова. - СПб.: Специальная литература, 2014.-360 с.
32 Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика [Текст] / А.Ю. Юданов. - М.: Гном, 2014. - 270 с.
33 Нагапетьянц, Н.А. Прикладной маркетинг: учеб. пособие / Н.А.
Нагапетьянц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 287 с.
34 Николайчук, В. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис /
B. Николайчук. - СПб.: Питер, 2005. - 604 с.: ил. - (Сер. «Маркетинг для профессионалов»).
35 Новаторов, Э.В. Маркетинг в сфере услуг, Международные модели маркетинга услуг /Э.В.Новаторов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000 г.№ 3. - С.91-96.
36 Новаторов, Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг/Э.В. Новаторов//Маркетинг в России и за рубежом- 2001. № 1.- С .50 - 57.
37 Новаторов, Э.В. Особенности стратегии сбыта и дистрибьюции услуг /Э.В.Новаторов// Маркетинг в России и за рубежом. - 2004.№4. - С. 50-60.
38 Новаторов, Э.В. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом/Э.В. Новаторов//Маркетинг в России и за рубежом- 2002 г.№ 4.- С .3 - 7.
39 Носкова, Е. Исследование потребителей и сегментирование рынка услуг сотовой связи г. Владивостока /Е. Носкова// Практический маркетинг. -
2006. №5. - С .29 - 38.
40 ОАО «Дальсвязь» объявляет аудированные итоги финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год согласно российским стандартам бухгалтерского учета/ «Дальсвязь» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: - http: //www.dsv.ru/news .php?id=16&idnews=1149/
41 Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие /Е.В.Песоцкая - СПб.: Питер, 2000. - 155с.
42 Предводителева, М.Д. Подходы к управлению качеством услуг: фокус на потребителе / М. Д. Предводителева// Маркетинг в России и за рубежом-
2005. № 2. - С .90 - 100.
43 Прытков, Э. Маркетинг услуг /Э. Прытков// Маркетинговые коммуникации -
2004. №1. - С .12 - 17
44 Синяева, И. Потребительская ценность услуг PR / И. Синяева// Маркетинг. -
2006. №4. - С .59 - 65.
45 Стаханов, В.Н. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие./В.Н. Стаханов - М.: Экспертное бюро, ПРИОР, 2001. - 160с.
46 Сухоруков, М.М. К вопросу об определении понятия «услуга» /М.М.Сухоруков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. №4. - С. 117126.
47 Тарифы - Компания «МТС» Владивосток и Приморский край/ «Компания
МТС» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: -
http: //www. primorye .mts. ru/abonent/tariffs/
48 Тарифы - МегаФон-Дальний Восток | Приморский край | / «Мегафон-
Дальний восток» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: -
http: //www.megafondv.ru/prim/tariffs/
49 Тарифные планы ОАО «НТК»/ ОАО «НТК» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: - http://vntc.ru/index.php?topic=57
50 Терещенко, Н.Н. Исследование рынка услуг сотовой связи Красноярского края / Н. Н. Терещенко// Маркетинг и маркетинговые исследования в России
- 2007.№5. - С .416 - 427.
51 Федорец, М.Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг /М.Н.Федорец// Маркетинг в России и за рубежом. - 2002.№6. - С .16 - 22.
52 Федько, В.П. Основы маркетинга: учебное пособие / В. П. Федько. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 512 с.
53 Хлебович, Д.И. Сфера услуг. Маркетинг/ Д.И. Хлебович - М.: Кнорус, 2007.- 235 с.