Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности ценностно мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением

Работа №54321

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современные составляющие проблемы аддиктивного поведения в специальной психологии 7
1.1. Особенности подросткового возраста как фактор риска
формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром 7
1.2. Мотивационные аспекты аддиктивного поведения подростков 21
1.3. Этапы формирования аддикций у подростков и характерные
черты аддиктивной личности 26
Вывод по I главе 31
Глава II . Особенности ценностно мотивационной сферы подростков с
аддиктивным поведением 34
2.1. Организация и проведения эмпирического исследования 34
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 37
Вывод по главе II 45
Заключение 50
Список литературы 54


Актуальность исследования. Эпидемия распространения наркомании и алкоголизма, охватившая Россию, представляет опасность не только для отдельных индивидов, но и в целом для здоровья нации Неблагоприятна социально-экономическая ситуация в стране, кризис духовных ценностей и кризис семьи -все эти факторы безусловно оказывают давление на хрупкую личность подростка и способствуют формированию аддиктивного поведения Данные мониторинга численности лиц, с той или иной частотой потребляющих одурманивающие вещества указывает на то, что в 2005 году в России зарегистрировано 21776 больных с наркологическими расстройствами в возрасте от 0 до 14 лет (что составило 260,9больных на 100 тыс. детей) 126466 больных от 15 до 17 лет (что составляет 177,96 больных в расчете на 100 тыс подростков) Таким образом, данные государственной статистики свидетельствуют о стабильно высоком уровне распространенности и злоупотреблении психоактивных веществ среди детско-подросткового населения
Риск формирования аддиктивного поведения в настоящее время принято рассматривать с позиций биологической, психологической, социальной и духовной модели, где каждый из факторов или их сочетание (в том числе наследственность, особенности характера, микро- и макросоциальное окружение, зрелость личности в целом) участвуют в формировании зависимого поведения
Отмечено существенное значение органической неполноценности структур головного мозга в формировании личностных аномалий, включая аддиктивное поведение (А Е Личко, 1983; Ф В Кондратьев, 1990, М X Махтумова, Т.В. Клименко, С М. Герасимова, 1992, И В Боев, 1999, В.ЯГиндикин, В А Гурьева, 2000,0 А Бухановский, А. С Андреев 2002, А Ю Егоров, С А Игумнов, 2005) Ряд исследователей считают аддикцию «симптомом семьи» (И Г Ураков, Б И. Исмайлов, 1976, Г В Морозов, Н Н Боголепов,1984, Kaufman Е , 1985 Э Г Эйдмиллер,В Юстицкис,2001, А В Гоголева 2002, В J1 Малыгин, И В Ежов, 2003) Анализ семейных отношений у подростков выявил, что в семьях воспитанием детей занимались в основном матери, чаще имелись разводы родителей, повторные браки и неполные семьи (Ann Stoker, Hari Swadi, 1990J A Hermalm 1990; Megan Rutherford, 1996). Так, неблагополучные социально-психологические отношения в семье подростков-наркоманов отмечаются в 69% проанализированных случаев, часто они сочетаются с наследственной отягощенностью алкоголизмом (А М Петрищев СМ Мостовой, 1981)
Значение при формировании аддиктивного поведения имеет воспитание по типу гипоопеки (безнадзорность и жестокое отношение к подростку) и противоречивое воспитание, сравнительно реже - воспитание в виде доминирующей или потворствующей гиперпротекции (В А Жмуров,Т Г Огородников , 1988, В С Битенский, В Г Херсонский, 1989, А В Худяков, 2003)
Цель исследования: изучить особенности ценностно-смысловых ориентации подростков с аддиктивным поведением.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности подростков
Предмет исследования: особенности ценностно-смысловых ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Гипотеза При проведении исследования мы исходили из следующих допущений:
1. Ценностно-смысловые ориентации подростков, с предпосылками аддиктивного поведения, имеют определенные особенности, отличающие их от ценностно-смысловых ориентаций нормативных подростков.
2. В качестве таких особенностей выступают: отсутствие выраженной иерархии терминальных и инструментальных ценностей; несформированность смысложизненных ориентаций; низкий уровень интернальности; сложившиеся ценностно-смысловые ориентации не имеют деятельностного характера, остаются на уровне «знаемых».
3. Посредством психолого-педагогического воздействия на ценностносмысловые ориентации личности подростков в условиях образовательной программы средней школы возможно предупреждение развития у них асоциального и зависимого поведения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение психологических механизмов, лежащих в основе формирования аддиктивного поведения у подростков.
2. Изучение особенности ценностно-смысловых ориентаций подростков, склонных к аддиктивному поведению.
3. Выделения наиболее важных психологических характеристик личности подростков, которые позднее могли бы стать "мишенями" для психолого - педагогического воздействия.
Методологическая основа исследования: Теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах основоположников российской психологии: теории развития личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие) — подходы к пониманию возрастных особенностей подростков (Д.И. Фельдштейн, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, B.C. Мухина и другие), ценностно-смысловых ориентаций личности (ДА. Леонтьев, Б. С. Братусь, В. Э. Чудновский и другие), аддиктивного поведения и феномена наркомании (Б.С. Братусь, Б. В. Зейгарник, А. Е. Личко, Ю. А. Клейберг и другие).
Методы исследования: Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: — теоретические методы: анализ психологических, философских, социологических, педагогических исследований по проблеме формирования ценностно-смысловых ориентаций личности и их особенностей у подростков, эпизодически употребляющих наркотические вещества-
Для изучения ценностно-смысловой сферы учащихся были выбраны три методики: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Тест смысло- жизненных ориентации» Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеимса Крамбо и Леонарда Махолика)
Практическая значимость исследования: результаты исследования способствуют расширению знаний о значимых ценностях и ведущих мотивах подросткового периода у детей с аддиктивными нарушениями и могут быть использованы в практической деятельности педагогами, психологами.
База исследования и выборка испытуемых: Исследование проводилось в реабилитационном центре «Герда» для аддиктивных подростков г.Казань, МБОУ №39 г. Казани. В исследование приняло участие 32 подростка: 16 подростков с аддиктивными нарушениями
(экспериментальная группа), 16 подростков без нарушений (контрольная группа).
Апробация работы: Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, 2017); на IV Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2017).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 25 источников. Работа иллюстрирована 2 таблицами, и 2 графиками. Общий объем работы составляет 56 страниц печатного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. При наличии характерной совокупности личностных качеств, в стрессовой ситуации, при неблагоприятно сложившихся условиях отвергаемый и непонятый близким окружением подросток впервые прибегает к средствам аддикции. Далее - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями и фиксация в сознании этой связи. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.
Группа риска - люди с низкими адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минуту не находится поддержка. Затем формируется определенная последовательность прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Аддиктивный ритм становится стереотипным, привычным типом реагирования. В последствии - полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Поскольку аддиктивная реализация уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения, состояние аддикта в целом отличается апатией и подавленностью.
В российской и западной литературе описаны характерные черты аддиктивной личности: сниженная переносимость трудностей, так как если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем, что в сочетании с повышенной обидчивостью, подозрительностью, влечет за собой частые конфликты; скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными; уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент; зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью, иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Оценка отклоняющегося поведения ребенка идет по описанию именно поведенческих комплексов-синдромов, в которых присутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура поведения, причина которого в первую очередь кроется в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями.
По результатам проведенного нами исследования было выявлено, что гиперактивные подростки обладают рядом подобных черт: неадекватность самооценки, уход от ответственности, зависимое поведение, склонность к подчинению.
Так как семья является референтной группой для подростка, то соответственно и формирование аддиктивных механизмов в первую очередь происходит в дисфункциональных семьях. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор. Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. Особое значение в формировании аддиктивности приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. В результате проведенного исследования в семьях с гиперактивными детьми были выявлены такие стили воспитания как гипопротекция, игнорирование потребностей ребенка и неустойчивость стиля воспитания. Нарушение эмоциональной стабильности может привести к развитию и укреплению таких явлений как страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим, вследствие чего учащается асоциальное поведение подростков и уход из дома.
Поскольку подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека, который отличается значительным прорывом в психику подсознательных, трудно контролируемых или вовсе не поддающихся контролю импульсов. Этому способствует утрата чувств безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы и осознанности выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество "мягких” проявлений аддикций, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т.к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.
Таким образом, гиперактивный подросток из дисфункциональной семьи, обладающий такими личностными особенностями как неадекватная самооценка, склонность к уходу от ответственности, зависимое поведение, склонность к подчинению, а также имеющий трудности во взаимоотношениях с учителями, родителями и другими взрослыми, является группой риска по формированию аддиктивного поведения.
В связи с этим при обнаружении у гиперактивного подростка характерных личностных качеств и наличие внешних условий, способствующих формированию аддиктивности, психопрофилактическая работа психолога по аддиктивному поведению должна осуществляться в трёх направлениях: работа с личностными особенностями ребенка и работа с его ближайшим окружением - разработка рекомендаций для учителей и родителей.



1. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995. - 544 с.
2. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - М., 2002. - 432 с.
3. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.
4. Рахматшаева, В.А. Грамматика общения [Текст] / В.А. Рахматшаева. - М., "Семья и школа", 1995. - 188 с.
5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. - Пер. с англ. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2003. - 480 с.
6. Горьковая, И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков [Текст] / И.А. Горьковая // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева - 1994 - №3. - С.47-
54.
7. Березин, С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров. - М.: МПА, 2001. - 192 с.
8. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 221 с.
9. Положий, Б.С. Психологическое здоровье как отражение социального состояния общества [Текст] / Б.С. Положий // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева. - 1994 - №4. - С. 17-18.
10. Словарь практического психолога [Текст] / Сост.С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 1998. - 554 с.
11. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]: Учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
12. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремтттмидт. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
13. Кон, И.С. Введение в сексологию [Текст] / И.С. Кон. - М.: Медицина, 1989. - 240 с.
14. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А.Е. Личко. - Л., 1979. - 335 с.
15. Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева. - 1993 - №1. - С.53-59.
16. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 96 с.
17. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А.Е. Личко. - Л., 1979. - 335 с.
18. Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева. - 1993 - №1. - С.53-59.
19. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 96 с.
20. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями [Текст] / Л.А. Ясюкова. - СПБ.: ИМАТОН, 1997. - 136 с.
21. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. - Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
22. Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства [Текст]: Книга для психологов / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. - Мн.: "Тесей", 1999. - 224 с.
23. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - М.: Речь, 2007. - 349 с.
24. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей [Текст] / Р. Байярд, Дж. Байярд. / Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
25. Горьковская, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994 - №2. - С.57-65.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ