Ядерная проблема Ирана и ее влияние на глобальную мировую политику и международные отношения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИРАНОМ ЯДЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 9
1.1 Шахский и послешахский период 9
1.2 Научно-технологическое состояние ядерной программы Ирана 17
1.3 Перспективы создания в ИРИ ядерного оружия 24
ГЛАВА 2.ПРОТИВОСТОЯНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ИРАНА С КЛЮЧЕВЫМИ ИГРОКАМИ В ЯДЕРНОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1 Позиция США по отношению к кризису 30
2.2 Отношение к Ирану Европейского Союза 35
2.3 Ирано-российское «настороженное партнерство» 41
2.4 Иран в стратегических планах Китая 45
2.5 Ирано-израильское противостояние 47
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ФОРМАТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ЕВРОПЕ 54
3.1 Совместный всеобъемлющий план действий - как путь решения ядерной проблемы 54
3.2 Перспективы развития международного сотрудничества Ирана в области мирного атома....64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИРАНОМ ЯДЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 9
1.1 Шахский и послешахский период 9
1.2 Научно-технологическое состояние ядерной программы Ирана 17
1.3 Перспективы создания в ИРИ ядерного оружия 24
ГЛАВА 2.ПРОТИВОСТОЯНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ИРАНА С КЛЮЧЕВЫМИ ИГРОКАМИ В ЯДЕРНОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1 Позиция США по отношению к кризису 30
2.2 Отношение к Ирану Европейского Союза 35
2.3 Ирано-российское «настороженное партнерство» 41
2.4 Иран в стратегических планах Китая 45
2.5 Ирано-израильское противостояние 47
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ФОРМАТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ЕВРОПЕ 54
3.1 Совместный всеобъемлющий план действий - как путь решения ядерной проблемы 54
3.2 Перспективы развития международного сотрудничества Ирана в области мирного атома....64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
Актуальность темы исследования. Внимание международного сообщества уже в течение нескольких лет обращено на проблему ядерной программы Исламской Республики Иран. Крупнейшие мировые акторы ведут дискуссии и споры о праве Ирана проводить собственные исследования в ядерной области, что, безусловно, определяет будущее нераспространение ядерного оружия.
Историю создания Ираном ядерной отрасли подразделяются на несколько этапов. Первый этап начался в период правления шаха с 1960-х гг. и продлился до 1979 г., когда в Иране прошла исламская революция. Начало второго этапа можно определить окончанием ирано-иракской войны 19801988 г., когда Тегеран возобновил работу в ядерном направлении.
Подписав соглашение с США в области программы «Атом для мира» 5 марта 1957 г., Иран и его ядерная область не казались мировому сообществу столь угрожающими. Тегеран подписал и ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия в 1970 г. Стоит заметить, что США, а также Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, а также ФРГ активно участвовали и поддерживали программу развития иранской ядерной энергетики. Международные проверяющие в тот период не опровергали мирную направленность ядерной программы. После исламской революции, западные страны сокращают поддержку, Иран останавливает ядерную программу.
В середине 1980-х гг., не боясь возражений международного сообщества, подозревавшего Иран в разработке ядерного оружия, программа была возобновлена. Тегеран настаивал, что в рамках международных обязательств ИРИ не была обязана раскрывать местонахождение ядерных объектов. Но сообщения в СМИ и многочисленные слухи вызывали беспокойство. По заявлениям руководства Ирана, ядерная программа страны имела только мирное направление и была направлена на увеличение столь необходимых энергетических источников.
Постановка проблемы. Исламская Республика Иран - государство с многовековой историей. Однако за этот период страна не сумела обрести надежных союзников. Внешняя политика Ирана многовекторна, но часто в принятии решений не придерживается никаких компромиссов и уступок. Сохраняет приверженность относительной независимости от глобальных центров силы, активно формирует архитектуру региональных отношений.
Международная изоляция, введенная в ответ на развитие иранской ядерной программы, совсем не соответствовала представлениям Ирана о величии страны. Это, в свою очередь, привело к новому внешнеполитическому стратегическому направлению - ядерной дипломатии, что не имело аналогов в международной практике. Для того чтобы выйти из международной изоляции и вновь войти в мировую политику Иран, начал использовать «атомный портал».
Встает вопрос, сможет ли Иран создать условия для вхождения в число ведущих государств — крупных игроков международной арены, в том числе через «атомный портал». Именно поэтому столь важно проследить перспективы развития международного сотрудничества Ирана в области мирного атома.
Целью работы является определение степени влияния иранской ядерной проблемы на глобальную мировую политику и международные отношения.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. установить истоки конфликта, проследить историю ядерной инфраструктуры и провести анализ перспектив создания в ИРИ ядерного оружия;
2. выявить особенности позиций стран в отношении иранской ядерной программы, проследить их действия направленные на разрешение конфликта;
3. определить путь создания формата решения проблемы по иранской ядерной программе и установить перспективы международного сотрудничества в области мирного атома.
Объект исследования: политика стран в отношении ядерной программы Ирана.
Предмет исследования: совокупность международно-правовых, договорных, внешнеполитических действий стран в отношении ядерной программы Ирана.
Хронологические рамки данной работы охватывают период с 5 марта 1957 года, когда Иран подписал Соглашение о мирном использовании ядерной энергии, до 14 июля 2015 года, когда Иран и США, Великобритания, Германия, Россия, Китай и Франция договорились о Совместном всеобъемлющем плане действий, с надеждой на завершение противостояния вокруг ядерной программы.
Говоря о степени научной разработанности темы, следует отметить, что существующие на данный момент исследования, в основном, затрагивают проблемы ирано-российских отношений и научно-технического сотрудничества. Также существует множество диссертационных работ, посвященных политике некоторых стран в отношении Ирана. Изучение влияния проблемы именно на глобальную мировую политику и международные отношения не приобрело широкого резонанса. В моем исследовании использовался труд российского ученого В.В. Евсеева . В книге приводится информация о возможных путях разрешения ядерной проблемы ИРИ и о перспективах дальнейших отношений стран-участниц переговоров.
Российский ученый А. Баклицкий также хорошо раскрывает тему ядерной проблемы ИРИ и описывает военные и санкционные меры решения проблемы. Помимо этого, автор дает рекомендации странам «шестерки», подписавших совместный всеобъемлющий план действий, как в идеале нужно будет поступить для мирного разрешения возможного конфликта.
Среди иранских исследователей хотелось бы выделить работы Р.Рудсари, Ф.Уэри. К тому же имеется достаточно публикаций в газетах, журналах и интернете.
Во время исследовательской работы я использовала широкую источниковую базу, которую следует поделить на несколько групп. Первая группа включает в себя ряд официальных документов. Это резолюции Совета Безопасности ООН, указы глав государств, официальные заявления, а также конституции. Во-вторых, это мемуары, речь идет о записках советского консула в Иране Р.Утургаури. В-третьих, видео-источники, записи высказываний Имама Хомейни, Хасана Роухани и других высокопоставленных лиц с сайта Youtube.
Методологические основы:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы. Прежде всего, это метод дедукции, который позволил аналитически разделить историю конфликта на определенные этапы и сделать общие выводы на отдельные аспекты исследуемого предмета. Применение этого подхода предусматривает переход от общего к реальной картине политического процесса и обобщению выводов. Помимо этого, в данном исследовании использовались:
- количественные методы и методы моделирования, сознательно упрощающие картину, но помогающие выдвигать неочевидные гипотезы,
- метод синтеза - сопоставление различных посылок, после их раздельного рассмотрения для формирования комплексного представления о предмете,
- специальный метод международных отношений - ивент-анализ, позволяющий наблюдать за ходом и интенсивностью событий,
- сравнительно-исторический метод - для выявления общего и особенного в политическом процессе урегулирования проблематики, также установления причинно-следственной связи между происходящими событиями.
Научная новизна. Проводится анализ ситуации на международной арене, если бы Исламская Республика Иран продолжила активно развивать ядерную сферу. Исходя из этого, определяется сценарий действий основных факторов мирового сообщества. Также приводятся рекомендации, которые могут помочь избежать усугубления конфликта по ядерной проблематике Ирана.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет подглавы, заключения и списка источников и литературы. В работе 84 страницы.
Историю создания Ираном ядерной отрасли подразделяются на несколько этапов. Первый этап начался в период правления шаха с 1960-х гг. и продлился до 1979 г., когда в Иране прошла исламская революция. Начало второго этапа можно определить окончанием ирано-иракской войны 19801988 г., когда Тегеран возобновил работу в ядерном направлении.
Подписав соглашение с США в области программы «Атом для мира» 5 марта 1957 г., Иран и его ядерная область не казались мировому сообществу столь угрожающими. Тегеран подписал и ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия в 1970 г. Стоит заметить, что США, а также Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, а также ФРГ активно участвовали и поддерживали программу развития иранской ядерной энергетики. Международные проверяющие в тот период не опровергали мирную направленность ядерной программы. После исламской революции, западные страны сокращают поддержку, Иран останавливает ядерную программу.
В середине 1980-х гг., не боясь возражений международного сообщества, подозревавшего Иран в разработке ядерного оружия, программа была возобновлена. Тегеран настаивал, что в рамках международных обязательств ИРИ не была обязана раскрывать местонахождение ядерных объектов. Но сообщения в СМИ и многочисленные слухи вызывали беспокойство. По заявлениям руководства Ирана, ядерная программа страны имела только мирное направление и была направлена на увеличение столь необходимых энергетических источников.
Постановка проблемы. Исламская Республика Иран - государство с многовековой историей. Однако за этот период страна не сумела обрести надежных союзников. Внешняя политика Ирана многовекторна, но часто в принятии решений не придерживается никаких компромиссов и уступок. Сохраняет приверженность относительной независимости от глобальных центров силы, активно формирует архитектуру региональных отношений.
Международная изоляция, введенная в ответ на развитие иранской ядерной программы, совсем не соответствовала представлениям Ирана о величии страны. Это, в свою очередь, привело к новому внешнеполитическому стратегическому направлению - ядерной дипломатии, что не имело аналогов в международной практике. Для того чтобы выйти из международной изоляции и вновь войти в мировую политику Иран, начал использовать «атомный портал».
Встает вопрос, сможет ли Иран создать условия для вхождения в число ведущих государств — крупных игроков международной арены, в том числе через «атомный портал». Именно поэтому столь важно проследить перспективы развития международного сотрудничества Ирана в области мирного атома.
Целью работы является определение степени влияния иранской ядерной проблемы на глобальную мировую политику и международные отношения.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. установить истоки конфликта, проследить историю ядерной инфраструктуры и провести анализ перспектив создания в ИРИ ядерного оружия;
2. выявить особенности позиций стран в отношении иранской ядерной программы, проследить их действия направленные на разрешение конфликта;
3. определить путь создания формата решения проблемы по иранской ядерной программе и установить перспективы международного сотрудничества в области мирного атома.
Объект исследования: политика стран в отношении ядерной программы Ирана.
Предмет исследования: совокупность международно-правовых, договорных, внешнеполитических действий стран в отношении ядерной программы Ирана.
Хронологические рамки данной работы охватывают период с 5 марта 1957 года, когда Иран подписал Соглашение о мирном использовании ядерной энергии, до 14 июля 2015 года, когда Иран и США, Великобритания, Германия, Россия, Китай и Франция договорились о Совместном всеобъемлющем плане действий, с надеждой на завершение противостояния вокруг ядерной программы.
Говоря о степени научной разработанности темы, следует отметить, что существующие на данный момент исследования, в основном, затрагивают проблемы ирано-российских отношений и научно-технического сотрудничества. Также существует множество диссертационных работ, посвященных политике некоторых стран в отношении Ирана. Изучение влияния проблемы именно на глобальную мировую политику и международные отношения не приобрело широкого резонанса. В моем исследовании использовался труд российского ученого В.В. Евсеева . В книге приводится информация о возможных путях разрешения ядерной проблемы ИРИ и о перспективах дальнейших отношений стран-участниц переговоров.
Российский ученый А. Баклицкий также хорошо раскрывает тему ядерной проблемы ИРИ и описывает военные и санкционные меры решения проблемы. Помимо этого, автор дает рекомендации странам «шестерки», подписавших совместный всеобъемлющий план действий, как в идеале нужно будет поступить для мирного разрешения возможного конфликта.
Среди иранских исследователей хотелось бы выделить работы Р.Рудсари, Ф.Уэри. К тому же имеется достаточно публикаций в газетах, журналах и интернете.
Во время исследовательской работы я использовала широкую источниковую базу, которую следует поделить на несколько групп. Первая группа включает в себя ряд официальных документов. Это резолюции Совета Безопасности ООН, указы глав государств, официальные заявления, а также конституции. Во-вторых, это мемуары, речь идет о записках советского консула в Иране Р.Утургаури. В-третьих, видео-источники, записи высказываний Имама Хомейни, Хасана Роухани и других высокопоставленных лиц с сайта Youtube.
Методологические основы:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы. Прежде всего, это метод дедукции, который позволил аналитически разделить историю конфликта на определенные этапы и сделать общие выводы на отдельные аспекты исследуемого предмета. Применение этого подхода предусматривает переход от общего к реальной картине политического процесса и обобщению выводов. Помимо этого, в данном исследовании использовались:
- количественные методы и методы моделирования, сознательно упрощающие картину, но помогающие выдвигать неочевидные гипотезы,
- метод синтеза - сопоставление различных посылок, после их раздельного рассмотрения для формирования комплексного представления о предмете,
- специальный метод международных отношений - ивент-анализ, позволяющий наблюдать за ходом и интенсивностью событий,
- сравнительно-исторический метод - для выявления общего и особенного в политическом процессе урегулирования проблематики, также установления причинно-следственной связи между происходящими событиями.
Научная новизна. Проводится анализ ситуации на международной арене, если бы Исламская Республика Иран продолжила активно развивать ядерную сферу. Исходя из этого, определяется сценарий действий основных факторов мирового сообщества. Также приводятся рекомендации, которые могут помочь избежать усугубления конфликта по ядерной проблематике Ирана.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет подглавы, заключения и списка источников и литературы. В работе 84 страницы.
На сегодняшний день иметь ядерное оружие по силам абсолютно любому промышленно развитому государству. Конечно, потенциальному обладателю ядерного оружия придется пережить всевозможные международные санкции и, возможно, даже военное нападение. Информация является вполне доступной, и вопрос стоит лишь в создании технологии и возможности финансовых средств. Однако, дверь в «ядерный клуб» уже закрыта, что часто вызывает у народов безъядерных государств недовольство и возмущение.
Представляется опасной и вероятность владения ядерным оружием у нескольких стран Ближнего Востока. Их территории достаточно близко находятся друг к другу, что позволит нанести максимально разрушающий удар. В таком случае неизбежна будет большая ближневосточная война, или же третья мировая. Международное сообщество всеми силами пытается сдержать ядерное нераспространение.
Ядерная программа Ирана, берущая своё начало в середине 1950-х годов, безусловно, оказала существенное влияние на мировую политику и международные отношения. Представляется интересным, что основные игроки международной арены, которые в самом начале стремились развивать иранскую ядерную программу, в настоящее время, можно сказать, являются ее противниками. Ситуация с ядерной проблемой ИРИ представляет собой несостоятельность действующего режима нераспространения. Однако, по заявлениям иранского руководства, развитие ядерной отрасли имело лишь мирный умысел и предназначалось для обладания альтернативным источником энергии.
В результате, возникает парадокс: необходимо найти альтернативные источники энергии, но и нельзя нарушить ограничения и превысить нормы допустимых пределов в ядерной области. Поэтому процесс решения конфликта было столь затянувшимся и сложным. Международное сообщество сделало вывод, что корень проблемы лежал не только в предотвращении получения Ираном ядерного оружия.
Достижение соглашения в ядерном споре с Ираном, без сомнения, будет можно применить к широкому кругу возможных проблем. Современный режим нераспространения показал необходимость в корректировке или даже неизбежность формирования нового режима нераспространения. Консенсус в деле с Ираном станет прецедентом для работы с другими, пока еще неядерными странами.
Важно отметить, что государства и международные организации усовершенствовали инструментарий санкций, но, в свою очередь, страны, против которых вводятся санкции, научились находить выход из тупикового положения и стали действовать в обход.
Мировое сообщество должно любыми способами проследить за успешной реализацией совместного всеобъемлющего плана действий
Исламская Республика Иран представляет, что ей придется заплатить в случае отклонения от курса. Странам шестерки не будет лишним заручиться дружелюбными отношениями с соседями Ирана, для предотвращения незаконной торговли ядерными компонентами. Более того, мировому сообществу необходимо обдумать расширение положений всеобъемлющего плана. Это послужит отличным примером для других ближневосточных стран принять аналогичные ограничения. Тогда режим ядерного нераспространения заиграет в новом, более положительном ключе.
Важно, чтобы мировое сообщество не утратило свою бдительность и не переставало уделять должного внимания ядерному нераспространению. Если это произойдет, все достигнутые соглашения по ядерной проблеме Ирана могут создать плохой прецедент, что только побудит другие страны к развитию ядерных технологий.
Представляется опасной и вероятность владения ядерным оружием у нескольких стран Ближнего Востока. Их территории достаточно близко находятся друг к другу, что позволит нанести максимально разрушающий удар. В таком случае неизбежна будет большая ближневосточная война, или же третья мировая. Международное сообщество всеми силами пытается сдержать ядерное нераспространение.
Ядерная программа Ирана, берущая своё начало в середине 1950-х годов, безусловно, оказала существенное влияние на мировую политику и международные отношения. Представляется интересным, что основные игроки международной арены, которые в самом начале стремились развивать иранскую ядерную программу, в настоящее время, можно сказать, являются ее противниками. Ситуация с ядерной проблемой ИРИ представляет собой несостоятельность действующего режима нераспространения. Однако, по заявлениям иранского руководства, развитие ядерной отрасли имело лишь мирный умысел и предназначалось для обладания альтернативным источником энергии.
В результате, возникает парадокс: необходимо найти альтернативные источники энергии, но и нельзя нарушить ограничения и превысить нормы допустимых пределов в ядерной области. Поэтому процесс решения конфликта было столь затянувшимся и сложным. Международное сообщество сделало вывод, что корень проблемы лежал не только в предотвращении получения Ираном ядерного оружия.
Достижение соглашения в ядерном споре с Ираном, без сомнения, будет можно применить к широкому кругу возможных проблем. Современный режим нераспространения показал необходимость в корректировке или даже неизбежность формирования нового режима нераспространения. Консенсус в деле с Ираном станет прецедентом для работы с другими, пока еще неядерными странами.
Важно отметить, что государства и международные организации усовершенствовали инструментарий санкций, но, в свою очередь, страны, против которых вводятся санкции, научились находить выход из тупикового положения и стали действовать в обход.
Мировое сообщество должно любыми способами проследить за успешной реализацией совместного всеобъемлющего плана действий
Исламская Республика Иран представляет, что ей придется заплатить в случае отклонения от курса. Странам шестерки не будет лишним заручиться дружелюбными отношениями с соседями Ирана, для предотвращения незаконной торговли ядерными компонентами. Более того, мировому сообществу необходимо обдумать расширение положений всеобъемлющего плана. Это послужит отличным примером для других ближневосточных стран принять аналогичные ограничения. Тогда режим ядерного нераспространения заиграет в новом, более положительном ключе.
Важно, чтобы мировое сообщество не утратило свою бдительность и не переставало уделять должного внимания ядерному нераспространению. Если это произойдет, все достигнутые соглашения по ядерной проблеме Ирана могут создать плохой прецедент, что только побудит другие страны к развитию ядерных технологий.
Подобные работы
- Международные отношение Туркменистана с РФ и с КНР в 2000-х годах.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Ядерная проблема Ирана: история, перспективы, вызовы
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИКА КНР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
1990-е - 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ИЗОЛЯЦИИ: КНДР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА США, РФ И КНР В ОТНОШЕНИИ ЯДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЫ КНДР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Российско-иранские международные отношения на современном этапе:
перспективы и риски
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА 1950-1953 ГГ. В КОНТЕКСТЕ ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2025 - Стратегия кибербезопасности США в XXI веке и её отношение к Китаю и России
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Американо-иранские отношения в период
1979-2005 годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



