Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Компенсационная политика предприятия и пути ее совершенствования

Работа №54272

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические и методологические основы управления компенсациями на предприятии 7
1.1 Компенсационная политика предприятия и ее разработка 7
1.2. Структура компенсационного пакета 19
1.3 Компенсационный пакет как фактор качества жизни работников предприятия и инструменты реализации компенсационной политики организации 32
2. Анализ и оценка компенсационной политики и ее реализации в ОАО «АЛНАС» 41
2.1. Краткая характеристика ОАО «АЛНАС» и его компенсационной политики 41
2.2. Система оплаты труда и анализ показателей заработной платы работников 55
2.3. Анализ системы социальных льгот и выплат на предприятии 63
3.Рекомендации по совершенствованию управления компенсациями в ОАО
«АЛНАС» 69
3.1. Программа и результаты социологического исследования
удовлетворенности работников компенсациями и их влияния на качество жизни 69
3.2 Разработка проекта компенсационной политики предприятия 79
3.3 Рекомендации по стратегическому и тактическому управлению 93
Список использованной литературы 99
Приложения 104


Среди проблем современной экономики и предпринимательства одной из важнейших является мотивация работников на достижение стратегических целей предприятия. Потеря в последние годы связи между оплатой и производительностью труда отрицательно сказывается как на экономических показателях деятельности предприятий и доходах работников, так и на состоянии социально-экономического развития страны в целом.
Основой рыночной экономики должны стать социально ответственные предприятия, поскольку каждое из них является носителем определенной системы ценностей и субъектом экономической активности. Принимая решение о реализации бизнес-инициативы, социально ответственные предприятия возлагают на себя ответственность за результат своих действий перед обществом, персоналом, потребителями, бизнес-партнерами, государством. Одним из эффективных инструментов управления социально ответственным предприятием является компенсационная политика, которая, в наибольшей степени способствует удовлетворению интересов персонала, как одного из главных стейкхолдеров предприятия.
На сегодняшний день в компенсационной политике предприятий существуют следующие проблемы: низкий уровень материального и
социального обеспечения наемных работников, недостаточно высокий уровень, дифференциации в оплате труда, производительности труда, неудовлетворенность работой, низкая мотивационная заинтересованность и тому подобное. Исходя из этого, возникает необходимость в использовании компенсационного пакета, с помощью которого появляется возможность комплексного решения существующих проблем, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
При таких условиях все большую актуальность приобретает изменение политики компенсаций по выполнению обязательств и предоставления гарантий в соответствии с трудовым законодательством и коллективных договоров на рыночные, инновационные и социальные компоненты, усиление индивидуализации вознаграждений и предоставления наемным работникам полноценных, сбалансированных по структуре, размеру выплат и благ компенсационных пакетов.
Другими словами, актуальность темы объясняется назревшей потребностью в научном обосновании объема и структуры вознаграждения, способного сбалансировать интересы собственника, заключающиеся в стратегическом развитии бизнеса и эффективном использовании капитала, и интересы топ- менеджеров, наемных работников, интересы которых направлены на максимизацию своих доходов в текущий момент времени.
Вопросами развития компенсационной политики предприятия занимались Д. Джой-Меттьюз, Р.Хендерсон, М. Армстронг, Д. Браун, П.Томпсон, Е. В. Маслов, А.В.Горелов, З.П.Румянцева, А. А. Литвинюк, А.Г. Клочков, А.Я.Кибанов, Ю.Г.Одегов, Н.Д. Эриашвили, М.В. Прохорова, Е.Ветлужских и т. д.
Целью исследования является изучение теоретических и методологических основ стратегического управления компенсациями, компенсационной политики ОАО "АЛНАС" и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты компенсационной политики предприятия и ее разработки;
- ознакомиться с компенсационным пакетом как фактором качества жизни работников предприятия и инструментами реализации компенсационной политики организации;
- дать краткую характеристику ОАО «АЛНАС» и его компенсационной политике;
- провести анализ системы оплаты труда и показателей заработной платы работников;
- проанализировать систему социальных льгот и выплат на предприятии;
- разработать программу и провести социологические исследования удовлетворенности работников компенсациями и их влияния на качество жизни;
- разработать проект компенсационной политики предприятия и разработать рекомендации по стратегическому и тактическому управлению компенсациями на предприятии.
Объектом исследования является ОАО «АЛНАС» - одно из крупнейших предприятий машиностроения Республики Татарстан.
Предметом исследования является компенсационная политика ОАО «АЛНАС».
В процессе написания диссертации применялись такие методы как экономический анализ, анкетирование, статистические методы.
Основой для теоретического исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, опыт передовых отечественных и зарубежных организаций в области материального стимулирования, обзоры зарплат, статистические данные по качеству жизни, доходам и заработной плате.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта компенсационной политики ОАО «АЛНАС», который может быть рассмотрен администрацией предприятия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Разработка и внедрение социально-ориентированной компенсационной политики характеризует качественно новый уровень развития социально-трудовых отношений, способствует гармонизации отношений между наемным работником и работодателем, наполнению их новым содержанием, согласованности их интересов. Это достигается не только обеспечением симметричности отношений, при которых наемный работник и работодатель признаются равноправными партнерами, но и благодаря усилению их взаимной ответственности и пониманию получения взаимной выгоды от честных правил игры, доверия друг к другу и надлежащего выполнения своих обязательств, доминирование идеологии социальной ответственности партнеров друг перед другом.
Использование компенсационных пакетов в практике управления предприятием дает возможность более дифференцированно управлять мотивацией персонала, удовлетворять потребности работников в социальной защите, проявлять заботу руководителей об интересах каждого человека, способствовать росту и процветанию предприятия, формировать его HR-бренд.
Компенсационный пакет является инструментом мотивации работников предприятия, позволяет возместить работникам потраченные личные усилия и предоставляется с целью улучшения качества их трудовой жизни и повышение в результате этого эффективности трудовой деятельности.
Компенсационный пакет является универсальным инструментом, с помощью которого решаются основные задачи трудовой и социальной деятельности компании, в частности: увеличение производительности труда и качества работы; привлечение в компанию и удержание
высококвалифицированных специалистов; улучшение производственной и
трудовой дисциплины; повышение качества жизни работников и их семей; стимулирование работников на достижение поставленных целей; контроль за расходами на персонал и административное влияние на работников; улучшение морально-психологического климата в коллективе и развитие корпоративной культуры.
ОАО «АЛНАС» проводит работы в области создания новой техники по следующим направлениям: модернизация выпускаемого оборудования;
создание принципиально новых продуктов с высокими потребительскими характеристиками и высоким уровнем рентабельности продаж.
В 2016 году численность персонала на начало года за 2014-2016 гг. уменьшилась на 218 человек или на 10%. Негативно оценивается увеличение выбытия персонала в 2016 году. Коэффициент постоянства кадров находится в пределах от 100% в 2014 году до 82% в 2016 год, что свидетельствует о его снижении и является негативным фактором в деятельности предприятия.
Текучесть работников играет большую роль в деятельности предприятия. Постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе и мотивированы на рост производительности труда.
Система оплаты труда в ОАО «АЛНАС» направлена на то, чтобы поощрять рост производительности, творчество, усердие и инициативу работников, все те качества, которые приводят к эффективному труду и достижению стратегических целей данной организации. Соединение материальных интересов работников с целями данного предприятия позволяю ему привлекать и удерживать квалифицированный персонал, контролировать и управлять затратами на рабочую силу, обеспечивая оптимальную численность работников.

В ОАО «АЛНАС» применяется повременно-премиальная и сдельнопремиальная система оплаты труда. К другим поощрительным и компенсационным выплатам в ОАО «АЛНАС» относятся: вознаграждения по итогам работы за год; премии по специальным системам и положениям; компенсационные и другие денежные и материальные выплата, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами нормы.
В настоящее время структура среднемесячных доходов всех сотрудников ОАО «АЛНАС»: 50% - должностной оклад 50% - премиальные выплаты (месячные, квартальные) - зависят от результатов работы, из них 30% - ежемесячные премиальные выплаты, 7% - годовые премии и 13% - квартальные премии. Кроме базового оклада и премии, сотрудники, отработавшие в ОАО «АЛНАС», получают ежемесячную денежную компенсацию за выслугу лет.
В 2016 года по сравнению с 2014 годом произошло увеличение выручки на 367 238 тыс. руб. или на 11,48%, а себестоимости продукции - на 273 241 тыс. руб. или на 8,64%, что свидетельствует о превышении темпов роста выручки над темпами роста себестоимости и является положительной тенденцией в деятельности предприятия. К негативным тенденциям деятельности предприятия можно отнести общее уменьшение объема его активов и соответствующее снижение показателей финансовой устойчивости, ликвидности и деловой активности. Также, к положительным тенденциям можно отнести получение предприятием прибыли в 2016 году, по сравнению с убытками в предыдущих периодах, что свидетельствует о повышении экономической эффективности функционирования предприятия.
Материальное стимулирование включает в себя комплекс мер, состоящий из премирования работников по результатам работы за соответствующий период, стимулирующих выплат единовременного характера. Материальное стимулирование производится при достижении положительных результатов производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АЛНАС», что обеспечивает непосредственную связь стимулирующих выплат с результатами трудовой деятельности ОАО «АЛНАС». Материальное стимулирование дополняется и системой нематериального стимулирования, связанного с моральным поощрением, корпоративной культурой и внутрифирменными коммуникациями.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в целом по предприятию ситуация в коллективе благополучная, однако, существует и ряд проблем в сфере компенсационной политики. Среди факторов, отрицательно влияющих на реализацию компенсационной политики, участники опроса указали на отсутствие связи между размером оплаты труда, опытом работы и квалификацией, слабую моральную заинтересованность, не корректны отношения между сотрудниками. Все это говорит о наличии серьезных проблем в области материального и морального стимулирования работников на предприятии.
В наибольшей степени к эффективному труду может мотивировать повышение уровня заработной платы и компенсаций, профессионального развития и карьерного роста.
Инструменты формирования компенсационной политики в ОАО «АЛНАС» - это грамотная экономическая система мотивации персонала, которая побуждает работника к постоянному повышению производительности труда, которая включает: повышение материальной мотивации работников в части базовых окладов; повышение материальной мотивации работников в части премиальных выплат; социальное обеспечение работников.
Результатом компенсационной политики и практики должно стать повышение экономической эффективности деятельности предприятия, повышение его конкурентоспособности на рынке товаров и рынке труда, улучшение репутации предприятия, как работодателя.
Как видно из проведенного исследования, на предприятии недостаточно внимания уделяется системе стимулирования труда, в связи с этим предлагаются совершенствовать действующую систему мотивации на основе формирования эффективной компенсационной политики, за счет расширения системы предоставления социальных льгот и гарантий, что позволит стабилизировать коллектив и снизить текучесть кадров, удержать квалифицированных специалистов. В связи с этим одним из предлагаемых автором мероприятий является разработка проекта компенсационной политики предприятия.
Сформированная Компенсационная политика предусматривает совершенствование и системный подход к реализации целей и задач, внедрение новых направлений мотивационной системы персонала предприятия, их актуализацию.
Компенсационная политика является средством улучшения репутации предприятия как социально ответственного работодателя.
Процесс введения квалификационных категорий в ОАО «АЛНАС» состоит из комплекса мероприятий:
- разработка новой системы окладов специалистов;
- внесение изменений в трудовые договора, коллективный договор, положение об оплате труда, должностные инструкции и штатное расписание.
Преимущества от внедрения WebTutor: использование технологий
дистанционного обучения позволяет существенно сократить затраты на обучение в компании, система повышает прозрачность деятельности HR-подразделения, позволяет организовать процесс управление талантами на основе информации в системе. Технологии E-learning позволяют пользователям получить знания в любое удобное для них время и в любом месте, где есть доступ к сети Интернет. А правильное использование мультимедиа курсов и вебинаров позволяет достичь высокого качества обучения.
Таким образом, предполагается, что предлагаемые мероприятия будут сопровождаться как экономическим, так и социальным эффектом. Рост эффективности показателей использования персонала ОАО «АЛНАС» отражает эффективность предлагаемых мероприятий. Социальный эффект от реализации предложенных мероприятий в ОАО «АЛНАС» проявляется непосредственно в:
- повышении конкурентоспособности предприятия за счет HR-бренда и повышения профессионализма и творческого потенциала персонала;
- повышении уровня жизни работников, социальной защищенности;
- улучшении условий труда и повышении качества трудовой жизни.
А опосредствовано социальный эффект выражается в повышении социальной и творческой активности, в повышении сплоченности коллектива, в быстрой адаптации к нововведениям, в высокой степени удовлетворенности своим трудом.
Таким образом, инструменты формирования компенсационной политики в ОАО «АЛНАС» - это грамотная экономическая система мотивации персонала , которая побуждает работника к постоянному повышению производительности труда, которая включает: повышение материальной мотивации работников в части базовых окладов и премиальных выплат; социальное обеспечение работников, расширение возможностей обучения персонала.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.01.2017г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (действующа! редакция от 04.11.2014 г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.06.2017г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.01.2017г.
4. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.01.2017г.
5. Андрианова Е.В. Методическое обеспечение анализа и оценки конкурентоспособности кадров предприятия: Автореф. диссертации канд. экон. наук / Е.В. Андрианова. - Йошкар-Ола, 2014. - 22 с.
6. Бухалков М.И. Организация и нормирование труда : учебник для вузов / под ред. М.В. Мельник, 2-е изд. испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 387 с.
7. Валентинов Л.А. Стимулирование сотрудников на предприятии.- М.: ИНФРА-М, 2013. - 251с.
8. Забирова Л.М., Даминова Л.И. Стратегические аспекты управления компенсациями на предприятии//Экономический форум «Экономика в меняющемся мире». - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017, С. 163-164.
9. Забирова Л.М., Даминова Л.И., Сырейщиков А.И. Компенсационная политика предприятий и связанные с ней риски.// Вестник экономики, права и социологии.- 2017. - №3.- С.22- 26.
10. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты.
Методики. Практика / Е.Ветлужских. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 133 с.
11. Ветрова А.Ю. Зарубежные системы оплаты труда, как опыт для России / А.Ю. Ветрова // Менеджмент. - 2016. - № 1. - С. 14-19.
12. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: Автореф. диссертации... канд. экон. наук / И.В. Вирина. - М.: 2013. - 46 с.
13. Галузо Е.А. Развитие конкурентоспособности персонала строительных организаций: Автореф. диссертации канд. экон. наук / Е.А. Галузо. - М.: 2015. - 128 с.
14. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: Учебник для вузов. - 4-е изд. / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2013. - 464 с.
15. Гинзбург М.Ю. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях нефтяной и газовой промышленности : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2013. - 408 с.
16. Григорьева В. Определение потребности предприятий в квалифицированных кадрах / В. Григорьева // Человек и труд. - 2016. - № 4. - С. 30-34.
17. Гуреева Е.Г. Управление трудовым потенциалом предприятия: Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения / Е.Г. Гуреева. - Пермь: Издательство ПГТУ, 2013. - 46 с.
18. Дудин М.Н. Экономика и социология труда : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2012. -54 с.
19. Егоршин, А.П., Зайцев, А.К. Организация труда персонала: Учебник [Текст] / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
20. Емельянов А.С. Материальное стимулирование сотрудников как основа управления персоналом.- М.: ИНФРА-М, 2014. - 357 с.
21. Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебное пособие для вузов / Н.И. Есинова. - М.: Кондор, 2014. - 462 с.
22. Иванцова Е.А. Зарубежный опыт оплаты труда / Е.А. Иванцова // Энциклопедия менеджмента. - 2016. - № 5. - С. 12-15.
23. Ильенкова С.Д., Сиротина, Т.П. Экономика и статистика предприятия: Учебное пособие / С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина. - М.: Издательство ММИЭИФП, 2014. - 72 с.
24. Карпов А.Е. 100% практического бюджетирования. Книга 4. Финансовая структура компании / А.Е. Карпов. - М.: Результат и качество,
2015. - 352 с.
25. Карякин А.М. Организационное поведение: Учебное пособие [Текст] / А.М. Карякин. - Иваново: Издательство ИГЭУ, 2014. - 218 с.
26. Козаченко А.В. Зарубежный опыт мотивации труда / А.В. Казаченко // Кадровое дело. - 2016. - № 2. - С. 8-17.
27. Колот А. М. Социально-трудовая сфера: состояние отношений новые вызовы, тенденции развития: монография / А. М. Колот. М, 2010. - с.48
28. Мазманова Б.Г. Формирование системы управления оплатой труда на российском предприятии : Диссертация д-ра экон. наук / Б.Г. Мазманова. - Екатеринбург: 2015. - 360 с.
29. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для
бакалавров/М.:Юрайт, 2014. - 488 с.
30. Миляева Л.Г., Фомина, С.А. Стимулирующая модель оплаты труда персонала инновационных организаций / Л.Г. Миляева, С.А. Фомина // Инновации. - 2016. - № 7(105). - С. 93-97.
31. Мухина Е.Р. Оценка системы нормативно-правового регулирования учета расчетов с персоналом по оплате труда // Международный научноисследовательский журнал. - 2016. - № 12. - С. 38-40.
32. Новая экономика: формы проявления, причины и последствия: монография / [Х. Клодт, К. Бух, Б. Христенсен и др.]. - М.: Таксоен, 2016. - 306 с
ЗЗ.Озерникова Т.Г. Мотивация и конкурентоспособность работников: проблемы и взаимосвязи / Т.Г. Озерникова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - № 1. - С. 71-75.
34. Орлова О.С. Управление персоналом современной организации / О.С. Орлова. - М.: Экзамен, 2014. - 286 с.
35.Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие. - 2-е изд. / Ю.М. Остапенко - М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
36. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: Учебно-практическое пособие / В.П. Пашуто. - М.: КНОРУС, 2013. - 320 с.
37. Пирогова Е.В. Управление конкурентоспособностью персонала высшего учебного заведения: Автореф. диссертации канд. экон. наук / Е.В. Пирогова. Саратов, 2016. - 31 с.
38. Полякова О.Н. Оценка деятельности работников. Учебное пособие по специальности «Управление персоналом». Второй выпуск. / О.Н. Полякова. - Воронеж: Издательство ВГУ, 2014. - 346 с.
39. Практикум по экономике, организации и нормированию труда : учеб. пособие / под ред. П.Э. Шлендера.- М. : Вузовский учебник, 2015.- 305 с.
40. Райзберг Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 479 с.
41. Ребров, А. Влияние структуры мотивации работника на результативность труда: Новая парадигма в управлении мотивацией / А. Ребров. - М.: Издательство Lambert Academic Publishing, 2014. - 356 с.
42. Хендерсон Р. Компенсационный менеджмент. - М.: Наука, 2016.655с.
43. Рофе А.И. Экономика труда : учебник для вузов. М. : КНОРУС,
2013. - 215 с.
44. Семыкина М. В. Гармонизация социально-трудовых отношений: методология оценки влиятельных факторов / В. Семыкина, С. В. Бевз // Экономические науки. - 2013.- №4. - С.66-69.
45. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: Учебник. - М.: 2011. -
290 с.
46. Силин А.Н. Управление персоналом: учебник по кадровому менеджменту / А.Н. Силин — Тюмень: Изд-во ТГУ, 2014. — 379 с.
47. Соколова Г.Н. Роль заработной платы в мотивации экономического поведения работников / Г.Н. Соколова // Социология. - 2016. - № 3/4. - С. 189206.
48. Сосновый А.А. Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания [Текст] / А.А. Сосновый // Московский психологический журнал. - 2014. -№8.
49. Социально-трудовые отношения: проблемы гармонизации:
монография / [М. В. Семыкина, С. В. Смутчак, С. Г. Пасека, Ю. Д. Петров]; под ред. М. В. Семыкиной. - М.: 2012. - 256 с.
50. Шапиро С.А. Основы трудовой мотивации : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2014. - 68 с.
51. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала: Учебник /
С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2015. - 224 с.
52. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. М.: ЮНИТИ, 2011. С.49.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ