Введение
1. Теоретические основы концепции ценообразования на предприятии.
1.1. Экономическая сущность цены и ценовой политики предприятия.
1.2. Механизм разработки ценовой политики предприятия.
1.3. Зарубежный опыт формирования эффективного ценового механизма.
2. Анализ формирования ценовой политики ООО «Хлебокомбинат».
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия ООО «Хлебокомбинат»
2.2 Концепция маркетинг-микс (4Р) на предприятии
2.3 Анализ ценовой политики ООО «Хлебокомбинат»
3. Направления совершенствования механизма ценообразования на продукцию и повышения эффективности деятельности ООО «Хлебокомбинат».
3.1 Обоснование выбора метода ценообразования на ООО «Хлебокомбинат»
3.2 Политика скидок как метод повышения спроса на продукцию и нормализации ценообразования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Перед всеми коммерческими и некоммерческими организациями в качестве одной из основных проблем является определение такой цены на свои товары и услуги, которая обеспечит эффективное функционирование предприятия. В настоящее время разработка ценовой политики, её практическое применение на практике находится далеко не на высоком уровне. Это является существенной проблемой, которая требует высокой компетенции руководителей, их творческого подхода при принятии решения о принятии ценовой политики. Необходимо отметить, что существует множество ошибок, которые предприятия допускают при установлении той или иной цены. На многих предприятиях цены не адаптируются к быстрым изменениям на рынке, цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка и другие.
При установлении цен необходимо обеспечить динамический подход к процессу ценообразованию с учетом изменяющихся фаз развития рынка и самого продаваемого продукта, разработать эффективную ценовую стратегию и определить, какие методы ценообразования целесообразно применять в зависимости от рыночных условий и целей, стоящих перед предприятием.
Цена является важнейшим экономическим элементом, которая оказывает значительное влияние на решение социальных проблем населения, оказывает значительное воздействие на движение общественного продукта, способствует повышению эффективности производства, влияет на распределение и использование рабочей силы, предопределяет жизненный уровень населения.
Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности предприятия. От уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в современных условиях цена служит средством установления определенных отношений между предприятием и его основными потребителями и помогает созданию о ней определенных представлений, что может оказать влияние на ее последующее развитие.
Необходимо устанавливать такие цены на производимые товары, чтобы получить вознаграждение за результаты своей деятельности, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все свои стратегические и тактические задачи.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Хлебокомбинат»
Предметом исследования является механизм разработки ценовой политики на предприятии ООО «Хлебокомбинат».
Целью выпускной квалификационной работы является исследование ценовой политики предприятия, определение целей и задач, а также определение механизма разработки ценовой политики на примере предприятия ООО «Хлебокомбинат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть сущность цены, функции и виды цен на продукцию предприятия;
- раскрыть механизм разработки ценовой политики на предприятии;
- изучить зарубежный опыт формирования ценового механизма;
- проанализировать формирование ценовой политики, методов и подходов к ценообразованию на ООО «Хлебокомбинат»;
- разработать предложения по совершенствованию механизма ценообразования на продукцию и повышению эффективности деятельности.
При написании выпускной квалификационной работы методологической основой явились нормативно - правовые документы, основные экономические источники по теме исследования, материалы диссертационных исследований, материалы периодических изданий, ресурсы глобальной информационной сети.
Исходя из исследованного материала, можно сформулировать следующие основные выводы:
Цена - важнейший экономический параметр любого предприятия, именно уровень цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и соответственно возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода собственника.
Ценовая политика предприятия - это такой подход к установлению цены на товар или на всю производимую продукцию, который обеспечивает выживание предприятия в складывающихся рыночных условиях. Процесс выработки ценовой политики включает в себя определение приоритетных целей предприятия в области ценообразования, разработку ценовой системы, обоснование ценовых рыночных стратегий, выбор метода ценообразования и другие аспекты.
Ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления предприятием, но и важнейшим механизмом укрепления его финансового состояния.
Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете уровня конкурентоспособности предприятия посредством установления и последующей динамики цен.
Предприятию важно точно определиться с целями и задачами, правильно выбрать стратегию и тактику, что поможет им не только выжить на рынке, но и получить больше ожидаемой прибыли. По - этому, в условиях рыночной экономики разумная и проработанная ценовая политика является необходимым условием успешного существования фирмы на рынке.
Обобщая результаты исследования зарубежного опыта формирования ценового механизма, следует отметить, что к безусловным выгодам западных производителей относятся многочисленные государственные регулирующие инструменты, позволяющие значительно снижать себестоимость производственного процесса. Однако к безусловным позитивным сторонам самих компаний требуется отнести использование максимально прозрачного процесса ценообразования при контрактном или сметном договоре, открытость источником и максимально высокое внимание к потребностям и возможностям потребителей. В итоге зачастую именно маркетинговые инструменты позволяют сформировать наиболее привлекательную цену продукта или услуги. В России вследствие особенностей развития экономики, подобные инструменты лишь внедряются.
Основной вид деятельности ООО «Хлебокомбинат» - выпуск хлеба, хлебобулочных изделий и кондитерских изделий недолгого хранения.
Деятельность ООО «Хлебокомбинат» направлена на извлечение прибыли посредством удовлетворения потребностей населения в различных товарах.
Стоит отметить, что выручка предприятия за исследованный период увеличилась на 6100 тыс.руб. или на 14,05%, в то же время себестоимость продаж 6306 тыс.руб. или на 15,14%, то есть темп роста затрат выше чем темп роста выручки, что говорит о снижении темпа прибыльности деятельности предприятия, не смотря на повышение показателей прибыли.
Чистая прибыль увеличилась на 145 тыс.руб. или на 680%. следовательно, предприятие функционирует вполне стабильно на протяжении последних трех лет. Но необходимо проводить мероприятия по улучшению не только качества продукции, но и улучшения качества обслуживания. Необходимо разрабатывать стратегии выпуска новой продукции, соответствующей спросу покупателей. Объективная оценка эффективности управления дает возможность сравнить различные варианты организации управления, дать им оценку, наметить пути совершенствования, повысить ответственность руководителей и специалистов предприятий за результат их труда.
Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции ООО «Хлебокомбинат» составляют хлеб и хлебобулочные изделия в 2013 году - 81,17%, в 2014 году - 76,82 %, в 2015 году - 71,75 %.
Производство кондитерских изделий стоит на втором месте в структуре товарной продукции и составляет в 2013 году - 14,05 %, в 2014 году - 18,74% и в 2015 году - 21,95%.
Макаронные изделия и кисель занимают наименьший удельный вес в структуре товарной продукции и составляют соответственно в 2013 году - 1,82 и 2,96%, в 2014 году - 1,81 и 2,63%, в 2015 году - 2,26 и 4,04%.
Затраты в 2015 году увеличились по сравнению с 2014 годом с 41659 тыс. руб. до 47965 тыс. руб., а по сравнению с 2013 годом с 39804 тыс. руб. до 47965 тыс. руб.
Увеличение произошло за счет роста расходов на сырье и материалы, роста расходов на топливо и электроэнергию и роста общепроизводственных расходов.
Так как на рынке большая конкуренция, то при ценообразовании применяется один из затратных методов - «издержки плюс». Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины - прибыли.
Норма прибыли для ООО «Хлебокомбинат» по разным группам изделий составляет от 5 до 20 процентов в зависимости от решения руководства.
В результате исследования было проанализировано ценообразование на торт «Валентинка» и можно сделать вывод, что данная позиция является прибыльной.
Проанализированы методы установления цены на продукцию, что позволит на основании данных расчетов сделать вывод о том, что при дальнейшем расчете цен на все виды представленной на предприятии товарной продукции следует пользоваться методом целевой прибыли, так как цена рассчитанная на торт «Валентинка», полученная данным методом выше оптимальной цены.
Также стоит отметить такой метод оптимизации ценовой политики как применение тактики скидок, так как рост прибыли при применении скидок происходит за счет роста объемов реализации продукции, увеличения выручки от продаж и снижения условно-постоянных удельных издержек. Предприятию рекомендовано придерживаться стратегии дифференцированных цен, так как потребители предпочитают продукт данного предприятия; неповторимость продукта снижает влияние покупателей; высокая прибыль облегчает отношения с поставщиками, а также формирует имидж добросовестного производителя, партнера, который заботится о специфических запросах населения.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный
ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ. // Справочно - правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 26.04.2016. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19671/912e6bb913c2a7f78c2cb598a9b9b8929b00acba/
2. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия [Электронный ресурс]: Приказ от 1.10.1997 №118 Министерства экономики РФ // Справочно система «Контур норматив». Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=25558
3. Ахметова М.И. Ценовая политика предприятия. / учеб. пос. — ПНИПУ, Гуманитарный факультет, Кафедра управления финансами, 2011. — 67 с.
4. Баздникин А.С.. Цены и ценообразование : учеб.пособие / — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 370 с.
5. Борисова О. В.. Ценообразование в коммерческой деятельности; Академия - Москва, 2012. - 176 c.
6. Гладких И.В.. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2013. - 472 с.
7. Герасименко В.В.. Ценообразование - М.: учебник. Инфра- М. 2011. - 422 с.
8. Горина Г. А.. Ценообразование. Учебное пособие /- М.: Юнити-Дана, 2012 . - 128 с.
9. Дан-Неренгин Г.А. (сост.) Предпринимательство и малый бизнес./ Учебно-методический комплекс. - М.: МИИТ, 2011. - 96 с.
10. Емельянова Т.В.. Ценообразование в организации: практикум: учеб. пособие/ Емельянова Т.В., 2-е изд., испр. Минск: Выш.школа, 2013. - 336 с.
11. Есипов В.Е.. Цены и ценообразование: учебник для вузов. 5-е изд. / Питер, 2011. - 480с.
12. Золотухин О.И. Ценообразование. / конс. лек. — Санкт-Петербург: ГУАП, 2012. — 112 с.
13. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: Инфра-М, 2011. - 576 с.
14. Лазурин Е.А. Ценообразование./ учеб. пос., Ярославль: ЯФ МФЮА, 2012. - 86 с.
15. Лев М.Ю.. Ценообразование /.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 718 с.
16. Липсиц И.В.. Ценообразование : учебник и практикум для академического бакалавриата /— 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 368 с.
17. Лукин В.Б.. Ценообразование в полиграфии: учеб.пособие /. Москва: МГУП. 2012 - 133 с.
18. Паршин В.Ф.. Ценовая политика предприятия: учеб. пособие / Паршин В.Ф.. - Минск: Высш.шк., 2010. - 336 с.
19. Подхалюзина В.А. Ценовая политика // Экономика предприятия (организации) : учеб. пособие. - М. : Мади, 2015. - 232 с.
20. Салимжанов И.К. Ценообразование. Учебник. Под ред. Новикова В.Е.- М .: КНОРУС, 2007. - 304 с.
21. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия.: учебник/ 3-е изд., СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
22. Уткина Л.В. Экономика предприятия Экономика предприятий: учебное пособие / Л. В. Уткина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. - 207 с.
23. Шевчук Д.А.. Ценообразование : учеб. пособие /.-М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2011. - 240 с.
24. Ширшов Е.В.. Финансово - экономические расчеты в Excel: учебное пособие / Ширшов Е.В.. - М. - Берлин: Директ - Медиа, 2014. - 110 с.
25. Баканов М.И., Чернов В.А.. Управленческий учет: торговая
калькуляция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. М. И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 255 с.
26. Бутакова М.М., Алгазина Ю.Г., Беляев В.В., Порошина Е.Е.. Практикум по ценообразованию : учебное пособие / ; под ред. М.М. Бутаковой. — 3"е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011. — 296 с.
27. Грищенко И.И., Кожухова Г.Н., Кузьменко В.Л., Тишковская Т.М.. Маркетинг и ценообразование. Практикум; Издательство Гревцова - Москва, 2013. - 176 с.
28. Гусева Н.В., Гаршина О.П.. Управление затратами и ценообразование: учеб . пособие /. Самара: Самар. гос. техн. ун-т., 2013. - 170 с.
29. Идрисов Ш.А., Волкова Л.А.. Маркетинг: учебное пособие. 2-е изд., доп. и испр. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2013. — 337 с.
30. Клинов В.Г., Ревенко Л.С., Ружинская Т.И.. Мировые товарные рынки и цены. - М.: МГИМО-Университет, 2012. - 500 с.
31. Латкин А.П.. Методические вопросы формирования конкурентоспособной себестоимости : монография / Латкин А.П., Кузьмичёва И.А.; Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2013. - 178 с.
32. Синяева И. М., Романенкова О. Н.. Маркетинг: теория и практика : учеб ник для бакалавров / — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 665 с.
33. Якунина А.В., Романенко О.А.. Ценообразование: учеб. пособие для студентов /. Саратовский государственный социально-экономический университет. - Саратов, 2013. - 212 с.
34. Друри К.. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учеб. для студентов вузов / К. Друри; 5-е изд., перераб. и доп. пер. с англ. В.Н. Егорова- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 735 с.
35. Бунчеева Е. А. Методы ценообразования, применяемые на фирмах // Актуальные вопр. экон. наук. - 2013. - № 33 С. 122-128
36. Буров А.Н., Давыдкина И.Б., Дильман Д.А.. Ценовая политика предприятия и методы ее реализации // Экономика для менеджеров : учеб. пособие для самостоятельной работы студентов направления подготовки «Менеджмент» /- Волгоград : Сфера, 2016. - С. 86-92
37. Гафарова Г.Р.. Исторический аспект и зарубежный опыт государственного регулирования ценообразования// Юридический мир. - 2014. - № 5. - С. 58-63.
38. Дунаева Е. Влияние внешнеэкономических факторов на динамику цен
в России. // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 1. - С. 274-281
39. Кибич Г.П.. Моделирование цены промышленной продукции с учетом кредитных ресурсов // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 427-432
40. Кощегулова И.Р. / Экономико-математическая модель формирования цены товара и прибыли фирмы-продавца в условиях глобальной сетевой экономики / Кощегулова И.Р., Стрельцов М.А.. // Экономика и упр. - 2012. - №2. - С. 29-32.
41. Кравченко Е.Н.. Особенности формирования ценовой политики предприятий малого бизнеса // Малое предпринимательство в современной России : конкуренция, планирование, финансы, риски : монография / под ред. Кравченко Е.Н.. - Вроцлав, 2015. - С. 63-81
42. Крючкова О. Н., Попов Е. В.. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №4. - С. 32¬50.
43. Мунасыпов А.М.. Отечественный и зарубежный опыт исследования механизма ценообразования // Финансовая аналитика : проблемы и решения. -
2013. - № 34. - С. 39-46.
44. Неъматов И.У.. Государственное регулирование цены
продовольственных продуктов в зарубежных странах// Вестник Педагогического университета. - 2012. - №. 1. - С. 220-227.
45. Шахбазян Е.М. Ценовая политика предприятия при установлении оптимальной цены на хлеб и хлебобулочные изделия // Вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. - 2013. - № 3(24). - С. 115-117
46. Шелихова Е.В., Захарченко Д.А.. Направления совершенствования системы сметного ценообразования в современных условиях// Экономика строительства и городского хозяйства. - 2014. - Т. 10. - № 3. - С. 203-211.
47. Приказ №15 «О штатном расписании №2» от 01 ноября 2014 года
48. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Хлебокомбинат» за 2013-2015 гг.
49. Отчет о хозяйственной деятельности ООО «Хлебокомбина» за 2005-2015 гг.
50. Официальный сайт ОО «Октябрьский хлебокомбинат». дата обращения: 24.05.2016.http://o-h-k.ru/