Введение 3
Глава I. Теоретический раздел
1.1. Сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в
системе дошкольного образования 6
1.2. Фирменный стиль и его роль в формировании эстетического воспитания
дошкольников 17
Выводы по I главе 39
Глава II. Художественно-проектный раздел
2.1. Основные критерии создания фирменного стиля дошкольного
образовательного учреждения 42
2.2. Организация и этапы работы над дизайн-проектом фирменного стиля...52
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список литературы 68
Приложение
Актуальность проблемы воспитания эстетической культуры у дошкольников обусловлена многими факторами, в числе которых признание воспитывающей и развивающей функции образования не только равнозначные с обучающими, но и приоритетными. Изменения, происходящие сегодня в стране в экономической, общественно-политической, социальной и духовной сферах, направлены на гуманизацию общества и, в частности, системы образования. Гуманизация образования проявляется, прежде всего, в изменении его целевых установок. Цель образования в современном представлении - развитие личности.
Развитие личности предполагает создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных потребностей и способностей личности, для воспитания ее общей культуры, формирования структуры ценностных ориентаций.
Материальный мир в силу своей многогранности может быть отражен только через единый духовный образ, таким является искусство. Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие ребенка, как личности, но и духовное наслаждение, в котором ребенок для себя ищет плохое и хорошее, гармонию и дисгармонию, что есть правда, а что есть ложь. Искусство, данное нам в системе многих видов искусств, по-своему отражает действительность через определенные символы. Они составляют свой язык.
Для того чтобы ребенок развивался нравственно, духовно-патриотически, следует уделять огромное значение эстетическому воспитанию. Таким образом, чем лучше эстетически развит ребенок, тем крепче и прочнее его художественные умения и навыки.
Одним из главных условий эстетического воспитания является среда, в которой находится ребенок в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.
Проблема исследования - создание фирменного стиля для дошкольного учебного заведения «Юниор Парк», которая будет своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания, способствовать формированию у дошкольников эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Цель исследования - сформировать и раскрыть новые возможности для эстетической культуры дошкольников посредством создания фирменного стиля ДОУ «Юниор Парк».
Объект исследования - эстетическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - разработка фирменного стиля как способ формирования основ эстетического вкуса у дошкольников ДОУ «Юниор Парк».
Задачи исследования:
- Проанализировать научную литературу по теме исследования;
- Изучить сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в системе дошкольного образования;
- Рассмотреть основные подходы к формированию фирменного стиля и его наиболее популярные элементы;
- Изучить основные критерии создания фирменного стиля дошкольного образовательного учреждения;
- Выявить принципы организации над дизайн-проектом фирменного стиля.
Методическую основу исследования составляют:
Взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов на эстетическое воспитание дошкольников (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Л.П. Печко);
Современные подходы к пониманию эстетического воспитания дошкольников (Г.М. Коджаспирова, Т.С. Комарова, Г.В. Сахаров и другие);
Методические разработки современных авторов (Т.С. Комарова, О.Л. Князева, Л.В. Куцакова, О.А. Соломенникова) являются теории и концепции художественного образования и эстетического воспитания дошкольников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыта сущность эстетического воспитания дошкольников в системе дошкольного образования; теоретически обоснованы организация и этапы работы над дизайн-проектом для формирования эстетического вкуса дошкольников.
Практическая значимость - создание фирменного стиля, который повысит узнаваемость дошкольного образовательного учреждения, будет способствовать продвижению имиджа и станет в дальнейшем визитной карточкой организации.
Структура работы обусловлена целью и задачами ВКР и включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфа, выводы по главам, заключение, литературу и графические приложения.
Выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование эстетического вкуса у дошкольников посредством создания фирменного стиля ДОУ Юниор Парк» выполнена в полном объеме, с учетом требования к выпускным квалификационным работам.
Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи:
Теоретическая значимость состоит в том, что раскрыта сущность эстетического воспитания дошкольников в системе дошкольного образования; теоретически обоснованы организация и этапы работы над дизайн-проектом для формирования эстетического вкуса дошкольников.
Практическая значимость: создание фирменного стиля, который повысит узнаваемость дошкольного образовательного учреждения, будет способствовать продвижению имиджа и станет в дальнейшем визитной карточкой организации.
Задачи:
- Проанализировать научную литературу по теме исследования;
- Изучить сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в системе дошкольного образования;
- Рассмотреть основные подходы к формированию фирменного стиля и его наиболее популярные элементы;
- Изучить основные критерии создания фирменного стиля дошкольного образовательного учреждения;
- Выявить принципы организации над дизайн-проектом фирменного стиля.
Структура работы обусловлена целью и задачами выпускной квалификационной работы и включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфа, выводы по главам, заключение, литературу и графические приложения.
Дошкольный возраст это период, характеризующихся становлением эстетического развития, совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, задачи, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе раскрывается сущность эстетического воспитания дошкольников в системе дошкольного образования, изучается определение понятия Фирменный стиль. Во второй главе нами рассматриваются основные критерии в создании фирменного стиля дошкольного образовательного учреждения и создания фирменного стиля для ДОУ «Юниор Парк». В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Цель исследования: сформировать и раскрыть новые возможности для эстетической культуры дошкольников посредством создания фирменного стиля ДОУ «Юниор Парк» достигнута благодаря тому, что задачи: изучить сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в системе дошкольного образования; определить основные понятия: «образования», «дошкольное образование»; раскрыть значение определения «фирменный стиль», «фирменный стиль учреждения ДОУ»; проанализировать деятельность дошкольного образования «Юниор Парк»; разработать фирменный стиль «Юниор Парк» и выявить его составляющие, цветовое и композиционное решение; разработать на основе логотипа другие средства графической идентификации, атрибуты фирменного стиля были решены.
Работа состоит из двух глав:
Глава I. Теоретическое исследование, в которой изучили сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в системе дошкольного образования, выявили определение понятия Фирменный стиль.
Глава II. Практическая часть. Разработка фирменного стиля ДОУ «Юниор Парк», содержащий обоснование выбора творческого источника для графической и описание последовательности поэтапной работы над проектом базового элемента фирменного стиля - логотипа.
Доказана актуальность темы и решены поставленные задачи: создания оригинального и запоминающегося логотипа. Разработанный логотип для ДОУ «Юниор Парк» представляет собой изображение стилизованной, цветной буквы Ю. Буква Ю построена из геометрических фигур. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются дошкольниками и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.
Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью, лаконичная форма буквы делает логотип привлекательным и создает ощущение гармонии.
Концепция дизайн-проекта - создание фирменного стиля дошкольного образовательного учреждения «Юниор Парк», которая будет, своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, способствовать формированию у дошкольников эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Концепция выработана на основе точного определения потребностей, пристрастий, прочих социально-культурных обстоятельств, пожеланий учреждения, для которой ведется разработка. Изучение фирменного стиля проводилось на этапе предпроектных исследований в первой главе. На основе этого раскрывается основная идея средства идентификации (логотипа, сувенирной продукции).
Таким образом, вырисовывается собственный фирменный стиль учреждения и отражение сути ее деятельности.
Вся работа основывалась на изучении большого количества источников, как печатных изданий, так и на электронных носителях. Библиографический список, включающий 62 источников, составлялся с учетом ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», и рекомендаций, приведенных в методических пособиях.
1. Буланова Л., Кононова Н. Методические службы учреждений
дополнительного образования: многообразие российских моделей//
Народное образование.-2009.-№2.-С98-105.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль: Академия развития, Академия Ко, 2009 - С.70-81.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 2006; Боровик О.В. Развитие воображения: метод. рекомендации. М.: Центр гуманитар. лит., 2000.
4. Бондаревская Е.В. Воспитывай личность. Дошкольное воспитание. 2002. - №2. - С.18-19.
5. Бочарова Н.Е. Как приобщить детей к искусству. Дошкольное образование.
- 2002. - № 11.- С.11-15.
6. Бычков В.В. Эстетика-М., 2005 - С. 556.
7. Васильева М.А., Вераксы Н.Е., Комарова Т.С. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.,2013 - С.304.
8. Ветлугина Н. Художественное творчество и ребенок. М, 2007 - С.234.
9. Выготский Л.С. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений. Начальная школа. 2007. №3 - С.3-20.
10. Воробьева Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - СПб., 2009 - С.124.
11. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007 - С. 420.
12. Голубева Г.А. Этика.- М., 2007 - С.320.
13. Гуревич П.С. Эстетика.- М.,2006 - С.304.
14. Герасимова Е.М., Михайлова З.А. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб., 2004 - С. 200.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2000; Дъяченко О.М. Развитие воображение дошкольника. М.: Междунар. образов. И психолог, колледж, 2012.
16. Доева Д.К. Педагогические условия художественно-эстетического воспитания дошкольников на современном этапе. Научно-теоретический журнал Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 8-2011.
17. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М., 2005 - С.210.
18. Дремов А.К. Основы эстетического воспитания. - М., 2003 - С.388.
19. Жданова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей. Ребенок в детском саду. - 2002. - №2. - С.22-25.
20. Золочевский С.А. Какого цвета мир: Программа развития
цветовосприятия для детей 6-7 лет. - М., 2004 - С.232.
21. Зубарева К. Хрестоматия по эстетическому воспитанию. - М.: Высшая школа, 2006 - С.122.
22. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Методическое пособие для воспитателей. М., 2007 - С.266.
23. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 2011. - С.160.
24. Краузе Д. Разработка логотипа: большая книга дизайнерских идей, подходов и концепции / Д.Краузе. - СПб. :Изд-во Питер,2013.- С.272.
25. Куревина О.А. Путешествие в прекрасное.- М., 2010 - С.190.
26. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии) В. М.Лесняк. - М. :ИндексМаркет, 2011. — С.416.
27. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М., 2005 - С.300.
28. Малыгина Е. Уметь видеть прекрасное. Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. - С.12-14.
29. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия для дизайна /О. И. Нестеренко М.: Молодая гвардия, 1994. - С.316.
30. Платон. Теория воспитания и образования. - М., 2004 - С.250.
31. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2006. - С. 112.
32. Розенсон И.А. Основы теории дизайна : учеб.пособие для студ. вузов / И.А. Розенсон. - СПб.: Питер, 2008. - С.219.
33. Ромат Е.В. Реклама. Основные элементы фирменного стиля.- Спб.: Питер Пресс, 2006 - С.208.
34. Рунге В. Ф. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций) / В.Ф.Рунге, В.В.Сеньковский - М.: МЗ-Пресс,2003-С.252.
35. Слободняк Н.П. Я учусь владеть собой: программа эмоционального развития детей младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000.
36. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2011.
37. Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи / Э. Туэмлоу. — М. : АСТ, 2007— С.256.
38. Харламов И.Ф. Развитие одаренности дошкольников: методика
продуктивного обучения. Минск, М.: АСТ,2000.
39. Чумичева Р.М. Художественно-эстетические средства. - М., 2010 - С.300.
40. Шарлотт и Питер Фиелл Энциклопедия дизайна: концепции,
материалы, стили /Ш.Фиелл, П.Фиелл.М. : АСТ Астрель,2010- С.190.
41. Эвами Майкл Книга LOGO. Создание логотипов. Самые современные разработки / М.Эвами, СПб. : Питер, 2009 - С.352.
42. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера /Д. Эйри.
- СПб.: Питер, 2011 — С.208.
43. Главные правила проектирования фирменного стиля [электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://mdmsymbol.ru/dizajn-i-verstka/729-glavnye-pravila-proektirovanij a-firmennogo-stilj a.html
44. Самые неудачные российские слоганы [электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://professionali.ru
45. Фирменный стиль: его основные функции и элементы [электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://www.elitarium.ru/firmennyj -stil-funkcii-elementy/
46. Фирменный стиль. Мнение психолога [электронный ресурс]. - Режим доступаhttp: //www.adme.ru/radio/firmennyj -stil-mnenie-psiholo ga-oni-
47. Корпоративная идиентичность для менеджеров и маркетологов [электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://vash-sait. com/firmenyy stil
48. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика [Электронный ресурс]/ Л.Н. Хромов. - Режим доступа http://referat- market.narod.ru/khromov.html, свободный.
49. Становление метода фирменных стилей как проектной идеологии дизайна
20 века [электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www. desingstory.ru/designers/morris/
50. Главные правила проектирования фирменного стиля [электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://mdmsymbol.ru/dizajn-i-verstka/729-glavnye-pravila-proektirovanij a-firmennogo-stilj a.html
51. http: //print- forum. info/news/28230. html
52. Дизайн как стиль жизни / история, теория, практика: Логотипы и
фирменные стили // [Электронный ресурс]. URL
:http://rosdesign.com/gal20/gal20.htm
53. http: //www.advesti .ru
54. http: //www.monoxrom.ru/publicationos/73/
55. Фирменный стиль как проблема современной эстетики [электронный ресурс]. - Режим доступаwww. interbrand. com
56. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация
[электронный ресурс]. - Режим доступа
http: //www. dizayne. ru/txt/2stand045. shtml
57. http: //www. imagemirror. ru/
58. Основные правила проектирования фирменного стиля [электронный
ресурс]. - Режим доступа http: //www.elitarium.ru/2011/10/07/pravila
firmennogo stilja.html
59. Графический дизайн // [Электронный ресурс]. URL: http: //ru.wikipedia.org/wiki/
60. Петровский Станислав Основы (законы) композиции в графическом дизайне автор: (http://design.lnet.ru)// [Электронный ресурс].
61. http://74326s5.edusite.ru/p14aa1.html[Электронный ресурс]дети об учителях.
62. Фирменный стиль. Мнение психолога [электронный ресурс]. - Режим доступаhttp: //www.adme.ru/radio/firmennyj -stil-mnenie-psiholo ga-oni-