ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования 7
1.1. Сущность, задачи и средства эстетического воспитания младших
школьников 7
1.2. Роль художественной литературы в эстетическом воспитании
младших школьников 12
1.3. Психолого-педагогические особенности восприятия
художественной литературы младшими школьникам 15
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. Методические основы исследования 26
2.1. Методы и приемы эстетического воспитания младших
школьников на уроках литературы в начальной школе 26
2.2. Межпредметная интеграция в системе эстетического воспитания
младших школьников 32
Выводы по главе 38
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения средствами межпредметной интеграции 39
3.1. Co держание и методика опытно-экспериментальной работы 39
3.1.1. Констатирующий этап эксперимента 44
3.1.2. Формирующий этап эксперимента 49
3.1.3 Контрольный этап эксперимента 51
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
Выводы по главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТEPAТУPA 63
ПPИЛOЖEНИЯ
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, А.Б.Щербо и другие.
В научно-методической литературе существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во- вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, это формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к средствам его реализации.
Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. В искусстве сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к миру общественной жизни и природы.
Стержневым видом искусства в эстетическом воспитании является литература. Художественная литература несет в себе огромный потенциал: приобщает человека к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то
или иное произведение, тем больше воздействия оно оказывает на личность.
O важности обучения учащихся эстетическому восприятию художественного произведения пишут известные ученые, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.И. Никифорова и др.
Анализ литературных источников свидетельствует и о том, что многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты, и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства и предметов гуманитарного цикла на личность, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов, исторических представлений. Об это убедительно писали Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой, И. Н. Крамской, И. E. Репин, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.
Современные отечественные педагоги и психологи, касаясь в той или иной мере проблем межпредметных связей, указывают на их огромном значении в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении. Это, прежде всего, относится к высказываниям, исследованиям Ю. К. Бабанского, М. Н. Скаткина, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, В. В. Краевского, С. А. Архангельского, В. А. Сластенина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской, Н. Ф. Талызиной, Н. В. Кузьминой, О. А. Апраксиной и других. Следовательно, в настоящее время важность и плодотворность осуществления связей между учебными предметами, а также необходимость создания и введения в программу школьного обучения новых интегрированных предметов является весьма актуальной проблемой.
Таким образом, над проблемой эстетического воспитания младших школьников работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Однако до сих вопросы эстетического восприятия литературных произведений являются мало изученными, так как не создано единой классификации уровней восприятия. Кроме того, в теории и методике обучения и воспитания недостаточно полно раскрыты возможности межпредметной интеграции как средства эстетического воспитания младших школьников.
Обозначенный выше круг проблем позволил сформулировать цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - выявить эффективные организационно-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - межпредметная интеграция как средство эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс эстетического воспитания младших школьников будет более эффективным, если использовать на уроках чтения в начальной школе средства межпредметной интеграции, включающей в себя взаимодействие трех видов искусств: литературы, изобразительного искусства и музыки.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить необходимые для овладения эстетическим восприятием литературы умения и определить уровень их сформированности.
3. Разработать цикл интегрированных уроков с целью повышения уровня эстетического развития младших школьников и экспериментально проверить их результативность.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, взаимно дополняющих друг друга: теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы; наблюдение, беседа и педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; педагогический эксперимент.
База педагогического исследования: МБОУ “Новосалмановская средняя общеобразовательная школа” Алькеевского МР РТ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические материалы могут быть применены в практике начальной школы.
Структура работы отражает содержание и результат исследования, состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы 66 страницы.
Вопросы эстетического воспитания довольно полно изучены в отечественной и зарубежной научно-педагогической литературе. Это позволило провести тщательный анализ источников по проблеме исследования и сделать соответствующие выводы.
Искусство имеет весьма большое значение в формировании эстетических качеств личности. В искусстве сконцентрирован творческий опыт человечества, его духовное наследие. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение ко всему окружающему.
Художественная литература - база для эстетического воспитания. Она несет в себе огромный потенциал: приобщает ребенка к духовно-нравственным ценностям, развивает его ум, воображение, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие оно оказывает на личность.
В процессе эстетического развития младших школьников на уроках литературы учителю необходимо создавать благоприятные условия для эмоционального восприятия художественного текста. На уроках литературного чтения необходимо обращаться к произведениям музыкального и изобразительного искусства, так как «сухое» чтение и перечитывание даже известных литературных произведений не будет эффективным в работе с младшими школьниками.
Межпредметная интеграция поможет усилить переживания ученика, вызвать определенные эстетические чувства без ощущения того, что они навязаны учителем. Кроме того, ребенок научится сравнивать произведения разных искусств, близких по теме, а значит, и понимать специфику каждого художественного языка и возможности того или иного искусства.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы по теме исследования. На основе полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов была разработана и апробирована система уроков по эстетическому воспитанию и развитию младших школьников на уроках литературного чтения. В своей работе я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь предметов эстетического цикла: литературы, изо и музыки.
Для определения эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент. Анализ результатов диагностического исследования показал, что уровень развития эстетического восприятия литературы у учащихся экспериментального класса значительно повысился.
Результат интегрированного обучения проявился в следующем:
— в повышении уровня знаний по предмету, который выявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук;
— в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы;
— в эстетическом отношении учащихся к действительности, отраженной в произведениях искусства;
— во включении учащихся в творческую деятельность, результаты которой отражают личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам.
Таким образом, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты позволяют утверждать, что межпредметная интеграция является эффективным средством эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
1. Барышева T.A., Щекалов В.А. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей. - Д.: Феликс, 2004 - 416 с.
2. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет. - М.: Просвещение, 2001. - 167 с.
3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.:
Педагогика, 2002. - 288 с.
4. Бессонов Б.Н. Человек: пути формирования новой личности. - М.: Мысль, 2001. - 303 с.
5. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития
младших школьников // Методические основы языкового
образования и литературного развития млaдшиx школьников / Под редакцией Paмзaeвoй Т.Г. - ОПб: ^ециальная литература, 2004.- C.44-52.
6. Жукова A.C. Onbrr работы по эстетическому воспитанию // O6 эстетическом воспитании школьников / Под ред. E.r. Caвчeнкo. - М., 2001. - C. 19-33.
7. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе // Начальная школа. -2005.- №1.- 140 с.
8. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления : избранные статьи и доклады / Д. Б. Кабалевский. - М. : Педагогика, 2002. - 192 с.
9. Казаков Ю.П. Для чего литература и для чего я сам?// Вопросы литературы. - 2003. - № 2. - C.136.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров A.Ю. Педагогический словарь. - М.: Academia, 2005.-176 с.
11. Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе [Текст] / И. В. Кошмина. — М. : Владос, 2001. — 142 с.
12. Кубасова OH. Любимые страницы. Литературное чтение:
Методические рекомендации. 3 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 208 с.
13. Куденко Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки // Начальная школа. -2006.- №1. - C.36-37.
14. Кудина Г.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Начальная школа. - № 7. - 2005. - C.49-52.
15. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках
литературы. -М., 2001. - 250 с.
16. Кузнецова A.B. Гармоничное развитие личности младшего
школьника. М.: Просвещение, 2006 . - 135 с.
17. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / П. Г. Кулагин. — М. : Просвещение, 2007. — 95 с.
18. Лиxaчeв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.:
Педагогика, 2005. - 175 с.
19. Лямина В.Н. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам//Начальная школа. - №11. - 2004.- C.21-25.
20. Макаренко A.C. Воспитание в советской школе. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.
21. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М. : Просвещение, 2004. — 140 с.
22. Мельник Э. Л. Интегрированные уроки // Начальная школа.. — № 5. — 2003 .- C. 74—76.
23. Муромцева O.B. Условия повышения эффективности использования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности // Педагогика искусства. - №3. - 2007. - C.35.
24. Неменский Б. М. Мудрости красоты: о проблемах эстетического
воспитания : книга для учителя / Б. М. Неменский. - М.:
Просвещение, 2008. - 192 с.
25. Никифорова О.И. Развитие восприятия художественной литературы // Начальная школа. - 2005. - №2. - C.73-74.
26. Николаева Э.И. Эстетическое воспитание на уроках чтения// Начальная школа. - 2001. - №3. - C.23-33
27. Оморокова М.И. Эстетическое воспитание учащихся в процессе восприятия художественного произведения//Начальная школа. - № 2.
- 2006. - C.21.
28. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М. : Владос, 2000.- 399 с.
29. Попова A.И.Элeмeнты интегрирования на уроках чтения// Начальная школа. -№ 9. -2001. - C.17-19.
30. Раицкая Г.В. Шаг навстречу к искусству слова // Начальная школа. - 2001. - №2. - C.53-55.
31. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников:
Учебное пособие. - ППб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006 -381с.
32. Cepдюкoвa Н.С Интеграция учебных занятий в начальной школе // Начальная школа. -2006.- №11. - C.45.
33. ^ороходова Е.Н. Мир искусства на уроках чтения // Начальная школа. - 2005.- №3. - C.20-23.
34. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 2002 - 104 с.
35. Ушакова О.Д. Великие художники . - CH6.:Литера, 2007. - 96 с.
36. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2004.- 520 с.
37. Цетлин Е.В. Работа над восприятием образных средств литературы при помощи музыки // Начальная школа, 2001.- №2. - C.24-25
38. Язовицкий, Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания./ Е. В. Язовицкий - Л. : Учпедгиз, 2000. - 389 с.
39. Якиманская, И. C. Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. — М. : Сентябрь, 2006. — 96 с.
40. Якобсон Г.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 2004.- 86 с.