Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕКИХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №92818

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Значение игры в процессе развития младших школьников 7
1.2 Виды и формы внеурочной деятельности с
использованием дидактических игр 10
1.3 Понятие «межпредметные знания» в структуре
процесса обучения 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ
ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме формирования межпредметных знаний младших школьников 35
2.2 Диагностическое исследование уровня
сформированности межпредметных знаний младших
школьников 38
2.3 Содержание работы по формированию межпредметных знаний в процессе использования дидактических игр во внеурочной деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54


В последние годы в связи с научно-техническим прогрессом общества, необходимостью решения комплекса задач, стоящих перед образованием, возросла роль межпредметных связей, реализуемых преподавателями разных предметов на уроке и во внеурочной работе. Дидактическая теория межпредметных связей нашла широкое отражение в публикациях различных ученых. Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, формируют систему взглядов учащихся на природу, общество, труд. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, и решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным для детей сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей.
Межпредметные связи во внеурочной деятельности являются средством, которое усиливает процесс воспитания путём создания дополнительных возможностей для практического применения межпредметных знаний, умений и навыков, полученных в учебной деятельности, для их дальнейшего развития и совершенствования на более высоком качественном уровне.
Для реализации межпредметных связей во внеурочной деятельности необходимы условия, при которых этот процесс будет более эффективен. Под понятием «условие» обычно понимают обстоятельство, от которого что- либо зависит, обстановку, в которой что-нибудь происходит. Мы же придерживаемся следующего определения. Обстоятельства, от которых зависит протекание того или иного процесса, и которые влияют на его результативность, называются условиями. Сами же условия, так же как и процесс развиваются. Создание таких условий позволит учителю целенаправленно и эффективно осуществлять процесс формирования развитой, творчески активной личности младшего школьника. Мы считаем, что для повышения эффективности любого процесса необходимы три группы условий: общие, частные и специфические.
Можно выделить несколько способов, которые могут обеспечить реализацию межпредметных связей во внеурочной деятельности.
Во-первых, это интегрирование внеурочных мероприятий по различным дисциплинам при участии учителей различных специальностей. Так, например, для более глубокого погружения учащихся в ту или иную тему по «Литературному чтению», после её изучения можно провести внеурочное мероприятие с использованием межпредметных связей, для чего пригласить учителей, например, музыки и истории. На этом мероприятии у школьников должно сформироваться межпредметное знание, которое будет способствовать формированию результата первого и второго уровней, в зависимости от литературного произведения или темы мероприятия.
Во-вторых, подчинение внеурочных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач воспитания. Использование межпредметных связей на этих мероприятиях будут усиливать эффект воспитательных результатов первого и второго уровня.
В-третьих, использование знаний, приобретённых на уроках или на внеурочных мероприятиях по одним дисциплинам на мероприятиях или уроках по другим учебным дисциплинам. Другими словами, это практическое использование полученных ранее межпредметных знаний в процессе достижения результатов того или иного уровня.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях
формирование межпредметных знаний младших школьников будет эффективным.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования межпредметных знаний.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
межпредметных знаний младших школьников в процессе использования дидактических игр во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: использование во внеурочной деятельности разнообразных по форме интеллектуальных (дидактических) игр будет способствовать формированию межпредметных знаний у младших школьников.
Задачи исследования:
1. проанализировать роль дидактической игры в учебном процессе;
2. определить место и роль дидактической игры на уроках в младших классах;
3. выявить основные свойства дидактических игр;
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение,
классификация, анкетирование, наблюдение.
База исследования: 3 «В» класс, МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования межпредметных знаний младших школьников в процессе использования дидактических игр во внеурочное время» дается понятие о дидактических играх, рассматриваются педагогические условия и пути формирования и развития межпредметных знаний младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию межпредметных знаний младших школьников в процессе использования дидактических игр во внеурочной деятельности» дается анализ опыта учителей, представлен материал экспериментальной работы.
В заключении содержатся выводы и рекомендации по исследуемой проблеме.
Библиографический список состоит из 60 источников.
В приложении предлагаются материалы экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно - воспитательного процесса.
Мы проанализировали различные материалы по данной проблеме и пришли к следующим выводам:
- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии;
- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала;
- систематическое развитие педагогически целесообразных
взаимодействий между разделами учебных предметов - одно из необходимых условий развития комплекса умений и способностей у учащихся.
Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки, ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию межпредметных знаний и интеграции. Многие учителя разрабатывают методики проведения таких занятий, апробируют их на своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень неплохие результаты.
Экспериментальная работа, проведённая в 3 «В» класс, МБОУ «Лицея №10» г. Белгорода, показала, что эффективной формой внеурочной деятельности с использованием дидактических игр является интеллектуальная игра. Её проведение требует достаточно серьёзной подготовки и соблюдения определённых правил. Только в этом случае она будет способствовать формированию межпредметных знаний (понятий).
Хорошие результаты дают такие интеллектуальные игры «Эрудицион», «Своя игра», «Слабое звено». Их разработки даны в приложении. Анализ результатов проведения этих игр показал, что учащиеся хорошо воспринимают условия игры, с интересом включаются в неё, с лёгкостью запоминают и осваивают новые межпредметные понятия (знания) и получают от игры массу эмоций и удовольствия.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что использование во внеурочной деятельности разнообразных по форме интеллектуальных (дидактических) игр будет способствовать формированию межпредметных знаний у младших школьников подтвердилась.



1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1983 - 208 с
2. Баев П.М. «Играем на уроках русского языка: Пособие для
преподавателей зарубежных школ» / П.М. Баев - М.: Русский язык, 1989 - 7 с
3. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Э. Бёрн. - М.: ЭКСМО, 1992 - 312 с
4. Бочков Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. / Р.В. Бочков, Г.М. Киселев - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016 - 127 с
5. Брунер Дж. Психология познания / перевод под ред. А.Р. Лурия/; М. Прогресс, 1977 - 12 - 63 с
6. Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. / А.Л. Венгер—М.: Знание, 1985 - 203 с
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. / Л.С. Выготский. — СПб.: Изд-во Питер, 1966.—№6.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. / Л.С. Выготский. М., 1956.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - Т.5. - М., 2002. - 235 с.
10. Газман О.С. В школу - с игрой. / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова - М.: Просвещение, 1991 - 40 с
11. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание / О.С. Газман. - М.:
Просвещение, 1988 - 8с
12. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу? / Е.С. Гобова - М.: Новая школа, 1997 - 53 с
13. Горький М. О детской литературе. / М. Горький. - М.: ГИХЛ, 1968 - 72 с
14. Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно-воспитательном процессе / Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2004. - 24 с.
15. Зайцев В.В. Стимулирование свободного морального выбора поступка у младших школьников. / В.В. Зайцев - Волгоград: ВГУ, 2003. - 268 с.
16.Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения./ Л.В. Занков. - М.: Лабиринт, 2002. - 278 С.
17. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова - М.: Просвещение, 1981. - 246 с.
18. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. / Л.П. Ильенко // Начальная школа №1 1997.
19. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
20. Казанский О.А. Игры в самих себя. / О.А. Казанский - М.: Роспедагенство, 1995 - 76 с
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ