Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №54199

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
Глава 1. Теоретический анализ понятий представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте 11
1.1. Особенности подросткового возраста 11
1.2. Стили детско-родительских отношений. Образ родителей в
представлении подростков 14
1.3. Исследование понятия страхи 27
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении
родителей и страхов в подростковом возрасте 42
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 52
Заключение 67
Литература 70
Приложения

Давно известно, что самым важным и влиятельным фактором социализации является родительская семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, в том числе социальное положение семьи и вся внутрисемейная атмосфера, сильно воздействуют на ребенка, предопределяя его жизненный путь, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [20,с.107]. Но помимо этого, колоссальное влияние на процессы развития ребенка оказывают стили семейного воспитания и взаимоотношения. Соответственно, семья может стать фактором, как способствующим развитию ребенка, формированию его характера и личности, так и препятствующим ему.
Особую актуальность значимость гармоничных семейных взаимоотношений приобретает в подростковом возрасте, когда подросток, с одной стороны, движим потребностью автономии от родителей и самоопределения, а с другой - потребностью в поддержке и присоединении к семье. Именно подросток как никогда нуждается во взаимопониманиях с родителями, в выборе оптимального стиля семейного воспитания. Важно, чтобы родительское отношение характеризовалось любовью, уважением и пониманием возрастных, психологических и индивидуальных особенностей подростка. Как справедливо замечает Ю. Гиппенрейтер, «проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье [10,с.9].
Важнейшей проблемой подросткового возраста, связанной с неправильно выбранным стилем семейного воспитания, является проблема страхов. Именно страхи, по мнению современных специалистов по практической психологии (В.М. Астапов, А.В. Лукасик, А.М. Прихожан и др.) лежат в основе целого ряда психологических трудностей подросткового периода, в том числе многих нарушений развития.
В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, А.И. Захаров). Также в отечественной науке и практике детско- родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер и др. Однако исследований, посвященных непосредственно анализу взаимосвязи между представлениями об отношении родителей и проявлением страхов в подростковом возрасте, на сегодняшний день явно недостаточно. Можно отметить труды А.И. Захарова, И.Г. Кулиша, А. Ушатиковой, В. Шумана, Е.А. Соколовой, Ю. Гиппенрейтер, но в этих работах акцентируется внимание на неврозах и общей тревожности.
Таким образом, актуальность исследования заключается в противоречии между пониманием важности гармоничных семейных взаимоотношений для психического развития подростков и недостаточной изученностью взаимосвязи представлений об отношении родителей и проявления страхов у подростков.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте недостаточно изучена, независимо от повышенного интереса к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии.
Социальная значимость определяется актуальностью проблемы детско-родительских отношений в современном мире, их влияния на все дальнейшее развитие ребенка. Результаты исследования могут быть использованы для гармонизации межличностных отношений в семье при оказании консультативной помощи, для преодоления подростковых страхов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для решения психологических проблем подросткового возраста в психологической службе в школе, а также в практике психологической работы в области семейной психологии, возрастной психологии, социальной психологии.
Объект исследования: представления об отношении родителей в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте.
Цель работы: выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте.
Гипотеза: основана на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и страхов у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте;
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных;
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Модифицированная методика «Подросток о родителях» Л.И. Вассермана, И.А. Горьковской и Е.Е. Ромицыной (ADOR);
2. Ю. Щербатых, Е. Ивлева «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС).
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
дисперсия, определение достоверности различий в значениях показателей (t- критерий Стьюдента).
2. Метод корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: 30 человек (15 мальчиков, 15 девочек), учащихся 6 класса (возраст 13-14 лет).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы над темой «Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте» была достигнута цель и решены все задачи исследования. В теоретическом разделе работы были изучены особенности подросткового возраста, рассмотрены различные стили детско-родительских отношений и особенности восприятия родителей подростками, исследовано понятие страхов. В практической части работы излагаются результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении матери и отца и проявлением страхов в подростковом возрасте. В исследовании принимали участие 30 подростков, разделенные на две группы по 15 человек по признаку пола.
Результаты обработки теста «Подросток о родителях» показали, что и в группе мальчиков, и в группе девочек больше всего выражен показатель положительного интереса как со стороны отца, так и со стороны матери. Далее в представлениях мальчиков об отношении со стороны отца следуют показатели директивности, автономности (в представлениях девочек - автономности и директивности), непоследовательности; показатель враждебности в обеих группах стоит на последнем месте. В стиле воспитания со стороны матери и мальчики, и девочки после положительного интереса отмечают директивность, непоследовательность, враждебность; на последнем месте с очень низкими значениями - автономность. Это говорит о том, что в представлениях подростков обеих групп эмоциональная холодность (автономность) гораздо чаще проявляется со стороны отца, нежели со стороны матери.
При этом мальчики чаще чувствуют на себе и со стороны отца, и со стороны матери директивность (стремление подчинить себе), непоследовательность (частая смена стиля воспитания), враждебность (которая проявляется в чрезмерной строгости, агрессивности, недостатке уважения к подростку). Однако различия в представлениях мальчиков и девочек об отношении со стороны отца и матери оказались статистически незначимы - возможно, в силу малости выборки.
Несмотря на то, что интенсивность страхов в группе девочек выше, структура наиболее выраженных страхов в обеих группах достаточно схожа, если не считать того, что в группе девочек гораздо сильнее выражен страх пауков и змей. В обеих группах больше всего выражены следующие страхи: страх болезни близких; страх перед негативными последствиями болезни близких; страх заболеть каким-либо заболеванием; страх перед экзаменами; страх бедности.
Анализ статистически значимых различий в выраженности страхов между группами мальчиков и девочек показывает, что у девочек есть различия по следующим показателям страхов: страх пауков, змей и страх глубины.
В группе мальчиков корреляционных связей между представлениями об отношении родителей и проявлением страхов выявлено больше, чем в группе девочек. В группе мальчиков больше всего страхов связано с показателем «Враждебность», причем в представлениях, как со стороны матери, так и со стороны отца. В группе девочек наибольшее число страхов связано с представлениями об отношении и со стороны матери, и со стороны отца по шкале «Непоследовательность».
В группе мальчиков показатель «Враждебность» со стороны матери коррелирует со страхом бедности; страхом экзамена; страхом войны; страхом смерти; страхом публичных выступлений. Со стороны отца - со страхом ответственности; страхом старости; страхом перед экзаменом; страхом перед публичными выступлениями; страхом агрессии к близким. В группе девочек представление об отношении и матери, и отца по шкале «Враждебность» прямо связано со страхом начальства; в представлении об отношении матери к показателю «Враждебность» добавляется еще обратная связь с показателем «Страх за сердце».
В группе мальчиков достаточно большое количество страхов связано и с показателем «Директивность» в представлениях об отношении отца (страх сумасшествия; страх войны; страх перед публичными выступлениями; страх агрессии к близким); в представлениях об отношении матери показатель «Директивность» связан со страхами начальства и сумасшествия. В группе девочек представление об отношении матери по шкале «Директивность» прямо связано со страхом болезни близких; в представлениях об отношении отца по данной шкале значимые взаимосвязи не обнаружены.
В группе девочек показатель «Непоследовательность» со стороны матери коррелирует с показателями «Страх болезни близких» и «Страх заболеть каким-либо заболеванием», в представлениях об отношении со стороны отца к этим же страхам прибавляется «Страх перед будущим». В группе мальчиков представления об отношении и матери, и отца по показателю «Непоследовательность» связаны со страхами начальства и сумасшествия, в представлениях об отношениях отца к данным страхам добавляется страх войны.
В группе девочек представление об отношении отца по шкале «Автономность» имеет обратную связь со страхом начальства. Представление мальчиков об отношении отца по шкале «Автономность» имеет прямую связь с показателем «Страх темноты» и показателем «Страхи, связанные с половой функцией. В представлениях об отношении матери значимых взаимосвязей со страхами по данной шкале в обеих группах не выявлено.
В группе девочек представление об отношении матери по шкале «Позитивный интерес» имеет обратную связь с показателем «Страх начальства» и прямую - с показателем «Страх за сердце». «Позитивный интерес» со стороны отца имеет обратную связь с показателем «Страх смерти». В группе мальчиков показатель «Позитивное отношение» со стороны отца имеет обратную связь со страхом замкнутого пространства; в представлениях об отношении матери по данной шкале значимых взаимосвязей со страхами не выявлено.
Проведенный корреляционный анализ позволяет утверждать, что существует взаимосвязь между представлениями об отношении родителей и проявлением страхов в подростковом возрасте, существуют различия в особенностях страхов у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями, взаимосвязь представлений отношений между отцом и матерью в группе мальчиков и девочек не выявлена, возможно в силу особенности данной выборки. В результате исследования гипотеза подтвердилась частично.
В заключение можно сделать вывод о необходимости продолжения исследований в области стилей семейного воспитания и их связи с различными личностными характеристиками подростков



1. Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. -М.: ЗАО МГ Менеджмент, 2008.
2. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии //Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1980.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., 2002.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - Спб., 2001.
8. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. - СПб.: Речь, 2004.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. в 6 т. - М., 1983. Т. 4.
10. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребёнком. Как?- : М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
11. Детские проблемы и методы их устранения: Справочник. - М., 2005.
12. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967.
13. Жуина Д.В.,Самигулина Л.А. Взаимосвязь стиля родительского отношения с тревожностью младших школьников// Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов VI-й Международной научной заочной конференции (Липецк, 26 марта 2011 г.). В 2-х ч. Ч. II. Психологические науки / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011.
14. Захаров А.И. Детские неврозы. -СПб.: Респекс, 1995.
15. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
16. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000; Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964
17. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.
18. Карабанова О. А. Психология семейных отношений. — Самара:
Издательство СИОК1111, 2001.
19. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 2001.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
21. Крайг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2002.
22. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2001.
23. Кулиш И.Г. Характеристика семьи и возникновение невротических реакций //Условия формирования и пути предупреждения неврозов и аномалий личности /Под ред. Г.К. Ушакова и Б.Д. Петракова. -М., 1972.
24. Лакосина Н.Д. Об особенностях формирования личности//Проблемы личности. Материалы симпозиума. -М., 1970.
25. Литвак М. Командовать или подчиняться? Психология управления. - М., 2004.
26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983.
27. Недосека О.Н., Харченко Т.В. Влияние стиля семейного воспитания на эмоционально-волевое развитие ребенка младшего школьного возраста// Психолого-педагогические условия развития личности: Сборник научных статей студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей/Науч. Ред. А.А. Сергеева. - Мурманск: МГПУ, 2010. - Вып.8. - С. 100.
28. Немов Р.С. Семейное консультирование. - М., 2008.
29. Основы психологии: Курс лекций /Е.Ф.Рогов. - М., 2000.
30. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
31. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
32. Прихожан А. М., Тревожность у детей и подростков. - М., 2012.
33. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. - СПб, 1999.
34. Реан А. А. Психология изучения личности. - СПб., 1999.
35. Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников. Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 1992.
36. Страхи и фобии http://www.psyhealth.ru/fear.php
37. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.:
Академия, 2001.
38. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М.: Педагогика, 1986.
39. Федоров А.П. Интеграция принципов и методов поведенческой психотерапии в систему личностноориентированной (реконструктивной) психотерапии// Интегративные аспекты современной психотерапии. - СПб., 1992.
40. Философский энциклопедический словарь / М.М. Розенталь.- М., 1999.
41. Щербатых Ю.В. Психология страха. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - С. 14.
42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Личностные психологические проблемы родителей как источник аномалий семейного воспитания подростков с психопатическими развитиями // Психопатические расстройства у подростков. - Л.: Издательство ин-та им. В.М. Бехтерева, 1987.
43. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2002.
44. http: //www.psyinst.ru/psyabc/fobii.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ