ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 7
Глава 1. Теоретический анализ понятий представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте 11
1.1. Особенности подросткового возраста 11
1.2. Стили детско-родительских отношений. Образ родителей в
представлении подростков 14
1.3. Исследование понятия страхи 27
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении
родителей и страхов в подростковом возрасте 42
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 52
Заключение 67
Литература 70
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ понятий представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте 11
1.1. Особенности подросткового возраста 11
1.2. Стили детско-родительских отношений. Образ родителей в
представлении подростков 14
1.3. Исследование понятия страхи 27
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении
родителей и страхов в подростковом возрасте 42
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 52
Заключение 67
Литература 70
Приложения
Давно известно, что самым важным и влиятельным фактором социализации является родительская семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, в том числе социальное положение семьи и вся внутрисемейная атмосфера, сильно воздействуют на ребенка, предопределяя его жизненный путь, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [20,с.107]. Но помимо этого, колоссальное влияние на процессы развития ребенка оказывают стили семейного воспитания и взаимоотношения. Соответственно, семья может стать фактором, как способствующим развитию ребенка, формированию его характера и личности, так и препятствующим ему.
Особую актуальность значимость гармоничных семейных взаимоотношений приобретает в подростковом возрасте, когда подросток, с одной стороны, движим потребностью автономии от родителей и самоопределения, а с другой - потребностью в поддержке и присоединении к семье. Именно подросток как никогда нуждается во взаимопониманиях с родителями, в выборе оптимального стиля семейного воспитания. Важно, чтобы родительское отношение характеризовалось любовью, уважением и пониманием возрастных, психологических и индивидуальных особенностей подростка. Как справедливо замечает Ю. Гиппенрейтер, «проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье [10,с.9].
Важнейшей проблемой подросткового возраста, связанной с неправильно выбранным стилем семейного воспитания, является проблема страхов. Именно страхи, по мнению современных специалистов по практической психологии (В.М. Астапов, А.В. Лукасик, А.М. Прихожан и др.) лежат в основе целого ряда психологических трудностей подросткового периода, в том числе многих нарушений развития.
В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, А.И. Захаров). Также в отечественной науке и практике детско- родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер и др. Однако исследований, посвященных непосредственно анализу взаимосвязи между представлениями об отношении родителей и проявлением страхов в подростковом возрасте, на сегодняшний день явно недостаточно. Можно отметить труды А.И. Захарова, И.Г. Кулиша, А. Ушатиковой, В. Шумана, Е.А. Соколовой, Ю. Гиппенрейтер, но в этих работах акцентируется внимание на неврозах и общей тревожности.
Таким образом, актуальность исследования заключается в противоречии между пониманием важности гармоничных семейных взаимоотношений для психического развития подростков и недостаточной изученностью взаимосвязи представлений об отношении родителей и проявления страхов у подростков.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте недостаточно изучена, независимо от повышенного интереса к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии.
Социальная значимость определяется актуальностью проблемы детско-родительских отношений в современном мире, их влияния на все дальнейшее развитие ребенка. Результаты исследования могут быть использованы для гармонизации межличностных отношений в семье при оказании консультативной помощи, для преодоления подростковых страхов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для решения психологических проблем подросткового возраста в психологической службе в школе, а также в практике психологической работы в области семейной психологии, возрастной психологии, социальной психологии.
Объект исследования: представления об отношении родителей в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте.
Цель работы: выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте.
Гипотеза: основана на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и страхов у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте;
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных;
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Модифицированная методика «Подросток о родителях» Л.И. Вассермана, И.А. Горьковской и Е.Е. Ромицыной (ADOR);
2. Ю. Щербатых, Е. Ивлева «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС).
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
дисперсия, определение достоверности различий в значениях показателей (t- критерий Стьюдента).
2. Метод корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: 30 человек (15 мальчиков, 15 девочек), учащихся 6 класса (возраст 13-14 лет).
Особую актуальность значимость гармоничных семейных взаимоотношений приобретает в подростковом возрасте, когда подросток, с одной стороны, движим потребностью автономии от родителей и самоопределения, а с другой - потребностью в поддержке и присоединении к семье. Именно подросток как никогда нуждается во взаимопониманиях с родителями, в выборе оптимального стиля семейного воспитания. Важно, чтобы родительское отношение характеризовалось любовью, уважением и пониманием возрастных, психологических и индивидуальных особенностей подростка. Как справедливо замечает Ю. Гиппенрейтер, «проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье [10,с.9].
Важнейшей проблемой подросткового возраста, связанной с неправильно выбранным стилем семейного воспитания, является проблема страхов. Именно страхи, по мнению современных специалистов по практической психологии (В.М. Астапов, А.В. Лукасик, А.М. Прихожан и др.) лежат в основе целого ряда психологических трудностей подросткового периода, в том числе многих нарушений развития.
В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, А.И. Захаров). Также в отечественной науке и практике детско- родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер и др. Однако исследований, посвященных непосредственно анализу взаимосвязи между представлениями об отношении родителей и проявлением страхов в подростковом возрасте, на сегодняшний день явно недостаточно. Можно отметить труды А.И. Захарова, И.Г. Кулиша, А. Ушатиковой, В. Шумана, Е.А. Соколовой, Ю. Гиппенрейтер, но в этих работах акцентируется внимание на неврозах и общей тревожности.
Таким образом, актуальность исследования заключается в противоречии между пониманием важности гармоничных семейных взаимоотношений для психического развития подростков и недостаточной изученностью взаимосвязи представлений об отношении родителей и проявления страхов у подростков.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте недостаточно изучена, независимо от повышенного интереса к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии.
Социальная значимость определяется актуальностью проблемы детско-родительских отношений в современном мире, их влияния на все дальнейшее развитие ребенка. Результаты исследования могут быть использованы для гармонизации межличностных отношений в семье при оказании консультативной помощи, для преодоления подростковых страхов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для решения психологических проблем подросткового возраста в психологической службе в школе, а также в практике психологической работы в области семейной психологии, возрастной психологии, социальной психологии.
Объект исследования: представления об отношении родителей в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте.
Цель работы: выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте.
Гипотеза: основана на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и страхов у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте;
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных;
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Модифицированная методика «Подросток о родителях» Л.И. Вассермана, И.А. Горьковской и Е.Е. Ромицыной (ADOR);
2. Ю. Щербатых, Е. Ивлева «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС).
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
дисперсия, определение достоверности различий в значениях показателей (t- критерий Стьюдента).
2. Метод корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: 30 человек (15 мальчиков, 15 девочек), учащихся 6 класса (возраст 13-14 лет).
В процессе работы над темой «Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и страхов в подростковом возрасте» была достигнута цель и решены все задачи исследования. В теоретическом разделе работы были изучены особенности подросткового возраста, рассмотрены различные стили детско-родительских отношений и особенности восприятия родителей подростками, исследовано понятие страхов. В практической части работы излагаются результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении матери и отца и проявлением страхов в подростковом возрасте. В исследовании принимали участие 30 подростков, разделенные на две группы по 15 человек по признаку пола.
Результаты обработки теста «Подросток о родителях» показали, что и в группе мальчиков, и в группе девочек больше всего выражен показатель положительного интереса как со стороны отца, так и со стороны матери. Далее в представлениях мальчиков об отношении со стороны отца следуют показатели директивности, автономности (в представлениях девочек - автономности и директивности), непоследовательности; показатель враждебности в обеих группах стоит на последнем месте. В стиле воспитания со стороны матери и мальчики, и девочки после положительного интереса отмечают директивность, непоследовательность, враждебность; на последнем месте с очень низкими значениями - автономность. Это говорит о том, что в представлениях подростков обеих групп эмоциональная холодность (автономность) гораздо чаще проявляется со стороны отца, нежели со стороны матери.
При этом мальчики чаще чувствуют на себе и со стороны отца, и со стороны матери директивность (стремление подчинить себе), непоследовательность (частая смена стиля воспитания), враждебность (которая проявляется в чрезмерной строгости, агрессивности, недостатке уважения к подростку). Однако различия в представлениях мальчиков и девочек об отношении со стороны отца и матери оказались статистически незначимы - возможно, в силу малости выборки.
Несмотря на то, что интенсивность страхов в группе девочек выше, структура наиболее выраженных страхов в обеих группах достаточно схожа, если не считать того, что в группе девочек гораздо сильнее выражен страх пауков и змей. В обеих группах больше всего выражены следующие страхи: страх болезни близких; страх перед негативными последствиями болезни близких; страх заболеть каким-либо заболеванием; страх перед экзаменами; страх бедности.
Анализ статистически значимых различий в выраженности страхов между группами мальчиков и девочек показывает, что у девочек есть различия по следующим показателям страхов: страх пауков, змей и страх глубины.
В группе мальчиков корреляционных связей между представлениями об отношении родителей и проявлением страхов выявлено больше, чем в группе девочек. В группе мальчиков больше всего страхов связано с показателем «Враждебность», причем в представлениях, как со стороны матери, так и со стороны отца. В группе девочек наибольшее число страхов связано с представлениями об отношении и со стороны матери, и со стороны отца по шкале «Непоследовательность».
В группе мальчиков показатель «Враждебность» со стороны матери коррелирует со страхом бедности; страхом экзамена; страхом войны; страхом смерти; страхом публичных выступлений. Со стороны отца - со страхом ответственности; страхом старости; страхом перед экзаменом; страхом перед публичными выступлениями; страхом агрессии к близким. В группе девочек представление об отношении и матери, и отца по шкале «Враждебность» прямо связано со страхом начальства; в представлении об отношении матери к показателю «Враждебность» добавляется еще обратная связь с показателем «Страх за сердце».
В группе мальчиков достаточно большое количество страхов связано и с показателем «Директивность» в представлениях об отношении отца (страх сумасшествия; страх войны; страх перед публичными выступлениями; страх агрессии к близким); в представлениях об отношении матери показатель «Директивность» связан со страхами начальства и сумасшествия. В группе девочек представление об отношении матери по шкале «Директивность» прямо связано со страхом болезни близких; в представлениях об отношении отца по данной шкале значимые взаимосвязи не обнаружены.
В группе девочек показатель «Непоследовательность» со стороны матери коррелирует с показателями «Страх болезни близких» и «Страх заболеть каким-либо заболеванием», в представлениях об отношении со стороны отца к этим же страхам прибавляется «Страх перед будущим». В группе мальчиков представления об отношении и матери, и отца по показателю «Непоследовательность» связаны со страхами начальства и сумасшествия, в представлениях об отношениях отца к данным страхам добавляется страх войны.
В группе девочек представление об отношении отца по шкале «Автономность» имеет обратную связь со страхом начальства. Представление мальчиков об отношении отца по шкале «Автономность» имеет прямую связь с показателем «Страх темноты» и показателем «Страхи, связанные с половой функцией. В представлениях об отношении матери значимых взаимосвязей со страхами по данной шкале в обеих группах не выявлено.
В группе девочек представление об отношении матери по шкале «Позитивный интерес» имеет обратную связь с показателем «Страх начальства» и прямую - с показателем «Страх за сердце». «Позитивный интерес» со стороны отца имеет обратную связь с показателем «Страх смерти». В группе мальчиков показатель «Позитивное отношение» со стороны отца имеет обратную связь со страхом замкнутого пространства; в представлениях об отношении матери по данной шкале значимых взаимосвязей со страхами не выявлено.
Проведенный корреляционный анализ позволяет утверждать, что существует взаимосвязь между представлениями об отношении родителей и проявлением страхов в подростковом возрасте, существуют различия в особенностях страхов у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями, взаимосвязь представлений отношений между отцом и матерью в группе мальчиков и девочек не выявлена, возможно в силу особенности данной выборки. В результате исследования гипотеза подтвердилась частично.
В заключение можно сделать вывод о необходимости продолжения исследований в области стилей семейного воспитания и их связи с различными личностными характеристиками подростков
Результаты обработки теста «Подросток о родителях» показали, что и в группе мальчиков, и в группе девочек больше всего выражен показатель положительного интереса как со стороны отца, так и со стороны матери. Далее в представлениях мальчиков об отношении со стороны отца следуют показатели директивности, автономности (в представлениях девочек - автономности и директивности), непоследовательности; показатель враждебности в обеих группах стоит на последнем месте. В стиле воспитания со стороны матери и мальчики, и девочки после положительного интереса отмечают директивность, непоследовательность, враждебность; на последнем месте с очень низкими значениями - автономность. Это говорит о том, что в представлениях подростков обеих групп эмоциональная холодность (автономность) гораздо чаще проявляется со стороны отца, нежели со стороны матери.
При этом мальчики чаще чувствуют на себе и со стороны отца, и со стороны матери директивность (стремление подчинить себе), непоследовательность (частая смена стиля воспитания), враждебность (которая проявляется в чрезмерной строгости, агрессивности, недостатке уважения к подростку). Однако различия в представлениях мальчиков и девочек об отношении со стороны отца и матери оказались статистически незначимы - возможно, в силу малости выборки.
Несмотря на то, что интенсивность страхов в группе девочек выше, структура наиболее выраженных страхов в обеих группах достаточно схожа, если не считать того, что в группе девочек гораздо сильнее выражен страх пауков и змей. В обеих группах больше всего выражены следующие страхи: страх болезни близких; страх перед негативными последствиями болезни близких; страх заболеть каким-либо заболеванием; страх перед экзаменами; страх бедности.
Анализ статистически значимых различий в выраженности страхов между группами мальчиков и девочек показывает, что у девочек есть различия по следующим показателям страхов: страх пауков, змей и страх глубины.
В группе мальчиков корреляционных связей между представлениями об отношении родителей и проявлением страхов выявлено больше, чем в группе девочек. В группе мальчиков больше всего страхов связано с показателем «Враждебность», причем в представлениях, как со стороны матери, так и со стороны отца. В группе девочек наибольшее число страхов связано с представлениями об отношении и со стороны матери, и со стороны отца по шкале «Непоследовательность».
В группе мальчиков показатель «Враждебность» со стороны матери коррелирует со страхом бедности; страхом экзамена; страхом войны; страхом смерти; страхом публичных выступлений. Со стороны отца - со страхом ответственности; страхом старости; страхом перед экзаменом; страхом перед публичными выступлениями; страхом агрессии к близким. В группе девочек представление об отношении и матери, и отца по шкале «Враждебность» прямо связано со страхом начальства; в представлении об отношении матери к показателю «Враждебность» добавляется еще обратная связь с показателем «Страх за сердце».
В группе мальчиков достаточно большое количество страхов связано и с показателем «Директивность» в представлениях об отношении отца (страх сумасшествия; страх войны; страх перед публичными выступлениями; страх агрессии к близким); в представлениях об отношении матери показатель «Директивность» связан со страхами начальства и сумасшествия. В группе девочек представление об отношении матери по шкале «Директивность» прямо связано со страхом болезни близких; в представлениях об отношении отца по данной шкале значимые взаимосвязи не обнаружены.
В группе девочек показатель «Непоследовательность» со стороны матери коррелирует с показателями «Страх болезни близких» и «Страх заболеть каким-либо заболеванием», в представлениях об отношении со стороны отца к этим же страхам прибавляется «Страх перед будущим». В группе мальчиков представления об отношении и матери, и отца по показателю «Непоследовательность» связаны со страхами начальства и сумасшествия, в представлениях об отношениях отца к данным страхам добавляется страх войны.
В группе девочек представление об отношении отца по шкале «Автономность» имеет обратную связь со страхом начальства. Представление мальчиков об отношении отца по шкале «Автономность» имеет прямую связь с показателем «Страх темноты» и показателем «Страхи, связанные с половой функцией. В представлениях об отношении матери значимых взаимосвязей со страхами по данной шкале в обеих группах не выявлено.
В группе девочек представление об отношении матери по шкале «Позитивный интерес» имеет обратную связь с показателем «Страх начальства» и прямую - с показателем «Страх за сердце». «Позитивный интерес» со стороны отца имеет обратную связь с показателем «Страх смерти». В группе мальчиков показатель «Позитивное отношение» со стороны отца имеет обратную связь со страхом замкнутого пространства; в представлениях об отношении матери по данной шкале значимых взаимосвязей со страхами не выявлено.
Проведенный корреляционный анализ позволяет утверждать, что существует взаимосвязь между представлениями об отношении родителей и проявлением страхов в подростковом возрасте, существуют различия в особенностях страхов у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями, взаимосвязь представлений отношений между отцом и матерью в группе мальчиков и девочек не выявлена, возможно в силу особенности данной выборки. В результате исследования гипотеза подтвердилась частично.
В заключение можно сделать вывод о необходимости продолжения исследований в области стилей семейного воспитания и их связи с различными личностными характеристиками подростков
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И
ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - Отношение родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФОБИИ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Художественные особенности изображения подростковой психологии в современном английском романе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Особенности агрессии в контексте акцентуации характера в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022



