ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Психологическая характеристика представителей татарской и
русской национальностей 8
1.2 Особенности формирования этнической идентичности 16
1.3 Ценностные ориентации как основная категория формирования
этнической идентичности 20
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
2.1 Организация исследования. Описания методик исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 29
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Любая этнокультура представляет собой органическую целостность. В ее основании лежат культурные универсалии, которые создают целостный обобщенный образ человеческого мира. Данный образ человеческого мира включает аксиологические компоненты, выявление которых дает возможность изучить нормативно-ценностную сторону этнической традиции. Культурная ценность этнической идентичности значима для самореализации человека, которая является результатом воспитания человека в конкретной этнической группе. Принятие личностью внутри себя осознанных потребностей выступает необходимым условием образования личностных ценностей. Д. А. Леонтьев в своих работах пишет, что личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [22, с. 41-45]. Следовательно, ценностные ориентации являются значимой психологической составляющей в структуре этнической идентичности, механизмом личностного роста и самоактуализации. Они носят характер развивающейся динамической системы. При освоении личностью своей этнической идентичности идет процесс рефлексивной деятельности, в ходе которой происходит восстановление контекстов и смысловых связей. Подобное освоение является и пониманием этнокультурной традиции, в рамках которой находится субъект, и самопониманием этого субъекта. Самопонимание в свою очередь предполагает осмысление системы ценностей, жизненных целей, мотивов поведения субъекта, способов действия по отношению к другим. Самопонимание этнической идентичности представляет собой освоение личностью нормативно-ценностного потенциала этнокультурной традиции и построение собственных смыслов в рамках этой традиции, т.е. формирование - ценностно-нормативного уровня этнокультурных традиций;
- уровня обыденности, который характерен для данной традиции;
- представления о себе[27, с. 71-79].
Влияние общероссийского менталитета на ценностные ориентации определяет сходство в выборе поведения, позиций и мировоззрения этносов.
Психологи акцентируют свое внимание на ситуации, в которых происходит ломка социальной идентичности, когда вновь необходимым становится определение и соотношение себя с какой-либо социальной группой, то есть о психологических реакциях как единстве коллективной душевной жизни людей на переживаемые события.
В целом этническая идентичность является динамичным, а не статичным явлением. Процесс становления этнической идентичности не заканчивается в подростковом возрасте. Многие внешние обстоятельства могут приводить человека к переосмыслению этнической принадлежности и трансформации этнической идентичности. На трансформацию этнической идентичности значительное влияние оказывают факторы, связанные с изменениями в жизни общества:
1) особенности этнической социализации в семье, школе, ближайшем социальном окружении;
2) этническая гомогенность и гетерогенность;
3) статусные отношения между этническими группами.
Всего выделяют несколько типов этнической идентичности:
Моноэтническая идентичность - возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей. У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.
Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность). Подобная идентичность возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя.
Биэтническая идентичность - свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими признаками двух культур.
Маргинальная идентичность проявляется у людей, которые
балансируют между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них [27, с. 71-79].
В общем, проблема идентичности имеет солидную традицию изучения в психологии. Родоначальником ее можно считать У. Джемса с его концепцией осмысления личностью своей самотождественности, своих границ и места в мире. По мнению Джемса, представление о себе у человека складывается в двух плоскостях: личностной и социальной. Отсюда возникают и два аспекта идентичности: в личном аспекте создается образ самотождественности, а в социальном аспекте образ Я формируется как многообразие социальных связей индивида [19, с. 121]. Кроме Джемса к идее о двух аспектах осмысления личностью себя обращались Г. Мид, Ч. Кули и Э. Эриксон.
На данный период времени проведено большое количество исследований, посвященных различным аспектам проблемы идентичности. Хотелось бы обратиться к таким работам, как исследования Т.Г. Стефаненко по этническому самоопределению [38, с. 130]; работам В.А. Ядова по изучению социально - психологических механизмов формирования идентичности [48, с. 12]; Н.Л. Ивановой о социальной идентичности в различных социокультурных условиях [22, с. 41-45].
Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что этническая идентичность занимает большое место в становлении личности и выполняет ряд необходимых функций: она является ориентиром в окружающем мире, задает общие жизненные цели.
Целью данного исследования является изучение влияния культурно - ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности.
Объект исследования - представители русской и татарской национальностей.
Предмет исследования - этническая идентичность, культурно-ценностные ориентации.
Гипотеза исследования - культурно-ценностные ориентации влияют на формирование этнической идентичности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме, дать определение основным понятиям.
2. Изучить психологические особенности представителей русской и татарской национальностей.
3. Изучить культурно-ценностные ориентации и этническую идентичность русских и татар.
4. Эмпирически исследовать влияние культурно-ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности.
В данной работе основными методами являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методы: Методика Рокича Ценностные ориентации (Приложение 1), Тест культурно¬ценностных ориентации (Дж.Таусенд, вариант Л.Г. Почебут) (Приложение 2), Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности (Приложение 3). Данные обрабатывались при помощи стандартного пакета Excel Windows. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента и ф-критерию Фишера, взаимосвязь мы нашли по Критерию Пирсона (r).
База исследования: ЕИ К(П)ФУ, факультет психологии и педагогики.
Выборка исследования составляет 60 человек, из которых 30 человек - это представители русской национальности и 30 человек - представители татарской национальности.
Практическая значимость. Данные могут быть использованы в дальнейшем исследовании представленной области, также работа может быть использована учителями и психологами в работе с детьми русской и татарской этнической группы.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты исследования апробировались на Итоговой научно- образовательной конференции студентов 2016г (г. Елабуга), на
Всероссийском конкурсе «Лучшая молодежная научная статья - 2016» (г. Киров).
Проведя анализ результатов эмпирического исследования, мы можем сделать вывод о том, что среди представителей русской и татарской национальностей в выборе культурно-ценностных ориентаций различий не имеется. Полученные результаты можно объяснить тем, что представители этих двух народов живут на одной территории в Республике Татарстан с одинаковыми условиями жизни и труда. Также они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что тоже объясняет полученные результаты. Вследствие общения между собой, представители обеих национальностей становятся похожими друг на друга в своем поведении, в своих привычках, в своем жизненном укладе. Таким образом, мы можем сказать, что культурно¬ценностные ориентации представителей русской и татарской национальностей, проживающих на территории РТ, схожи между собой.
Также нами была выявлена положительная взаимосвязь между культурно-ценностными ориентациями и компонентами этнической идентичности у русских и у татар. Между когнитивным компонентом этнической идентичности и культурно-ценностными ориентациями у татар была выявлена положительная умеренная взаимосвязь (r=0,41 при р>0,01). Между аффективным компонентом этнической идентичности и культурно-ценностными ориентациями у татар также была выявлена умеренная положительная взаимосвязь (r=0,34 при р>0,001). Данные результаты могут свидетельствовать о том, что представители данной нации ценят свою культуру, свои традиции и обычаи, свой язык, религию. Они полностью идентифицируют себя со своим этносом, осознают, что им присущи качества, типичные для представителей данной нации. Полученные результаты могут быть связаны с тем, что татары представляют собой такую нацию, в которой высоко ценятся культурные традиции и обычаи, детям с детства прививается любовь и почитание своей культуры [50, с. 4].
Также мы выявили взаимосвязь между культурно-ценностными ориентациями и компонентами этнической идентичности у русских. В результате была выявлена положительная слабая взаимосвязь (r=0,21 при р<0,05) между когнитивным компонентом этнической идентичности и культурно-ценностными ориентациями. Такая же слабая взаимосвязь (r=0,2 при р<0,05) между аффективным компонентом этнической идентичности и культурно-ценностными ориентациями. Такие результаты свидетельствуют о том, что представители данной нации привязывают себя к своему этносу, но данная связь является слабой. Полученные данные могут объясняться тем, что русский народ в последнее время забывает о многих своих традициях и обычаях, в силу того что в современном мире меняются ценности. В частности, Лебедева говорит о кризисе социальной идентичности у русских в ближнем зарубежье, который проявляется в утрате связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, лежащей в основе сбалансированной и непротиворечивой социальной идентичности [50, с. 4].
Представленные результаты исследования можно объяснить тем, что чем больше человек будет соблюдать признаки присущие своей культуре, такие как язык, религия, традиции, обычаи, ценности и нормы, образ жизни, тем больше у него будет проявляться этническая идентичность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностные ориентации — важнейшие элементы структуры личности, которые закреплены жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.
В настоящее время отмечается некоторая неясность общественной ценностной структуры, многие из них оказываются исчезнувшими из социальной структуры норм. На сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление.
Любая этнокультура представляет собой органическую целостность. В ее основании лежат культурные универсалии, которые создают целостный обобщенный образ человеческого мира. Данный образ человеческого мира включает аксиологические компоненты, выявление которых дает возможность изучить нормативно-ценностную сторону этнической традиции. Культурная ценность этнической идентичности значима для самореализации человека, которая является результатом воспитания человека в конкретной этнической группе.
В целом этническая идентичность является динамичным, а не статичным явлением. Процесс становления этнической идентичности не заканчивается в подростковом возрасте. Многие внешние обстоятельства могут приводить человека к переосмыслению этнической принадлежности и трансформации этнической идентичности.
Всего выделяют несколько типов этнической идентичности:
• Моноэтническая идентичность;
• Моноэтническая идентичность;
• Биэтническая идентичность;
• Маргинальная идентичность.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение влияния культурно-ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности. Экспериментальная выборка составила 60 студентов (русских и татар) в возрасте от 18 до 22 лет факультета психологии и педагогики ЕИ К(П)ФУ. Диагностика студентов проводилась при помощи Методики Рокича Ценностные ориентации, теста культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд, вариант Л.Г. Почебут), методики Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности.
В результате нашего исследования было выявлена положительная взаимосвязь между культурно-ценностными ориентациями и компонентами этнической идентичности у русских и у татар. Гипотеза, поставленная вначале нашего исследования, подтвердилась.
Представленные результаты исследования можно объяснить тем, что чем больше человек будет соблюдать признаки присущие своей культуре, такие как язык, религия, традиции, обычаи, ценности и нормы, образ жизни, тем больше у него будет проявляться этническая идентичность.