Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Работа №54196

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Психологическая характеристика представителей татарской и
русской национальностей 8
1.2 Особенности формирования этнической идентичности 16
1.3 Ценностные ориентации как основная категория формирования
этнической идентичности 20
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
2.1 Организация исследования. Описания методик исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 29
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53


Любая этнокультура представляет собой органическую целостность. В ее основании лежат культурные универсалии, которые создают целостный обобщенный образ человеческого мира. Данный образ человеческого мира включает аксиологические компоненты, выявление которых дает возможность изучить нормативно-ценностную сторону этнической традиции. Культурная ценность этнической идентичности значима для самореализации человека, которая является результатом воспитания человека в конкретной этнической группе. Принятие личностью внутри себя осознанных потребностей выступает необходимым условием образования личностных ценностей. Д. А. Леонтьев в своих работах пишет, что личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [22, с. 41-45]. Следовательно, ценностные ориентации являются значимой психологической составляющей в структуре этнической идентичности, механизмом личностного роста и самоактуализации. Они носят характер развивающейся динамической системы. При освоении личностью своей этнической идентичности идет процесс рефлексивной деятельности, в ходе которой происходит восстановление контекстов и смысловых связей. Подобное освоение является и пониманием этнокультурной традиции, в рамках которой находится субъект, и самопониманием этого субъекта. Самопонимание в свою очередь предполагает осмысление системы ценностей, жизненных целей, мотивов поведения субъекта, способов действия по отношению к другим. Самопонимание этнической идентичности представляет собой освоение личностью нормативно-ценностного потенциала этнокультурной традиции и построение собственных смыслов в рамках этой традиции, т.е. формирование - ценностно-нормативного уровня этнокультурных традиций;
- уровня обыденности, который характерен для данной традиции;
- представления о себе[27, с. 71-79].
Влияние общероссийского менталитета на ценностные ориентации определяет сходство в выборе поведения, позиций и мировоззрения этносов.
Психологи акцентируют свое внимание на ситуации, в которых происходит ломка социальной идентичности, когда вновь необходимым становится определение и соотношение себя с какой-либо социальной группой, то есть о психологических реакциях как единстве коллективной душевной жизни людей на переживаемые события.
В целом этническая идентичность является динамичным, а не статичным явлением. Процесс становления этнической идентичности не заканчивается в подростковом возрасте. Многие внешние обстоятельства могут приводить человека к переосмыслению этнической принадлежности и трансформации этнической идентичности. На трансформацию этнической идентичности значительное влияние оказывают факторы, связанные с изменениями в жизни общества:
1) особенности этнической социализации в семье, школе, ближайшем социальном окружении;
2) этническая гомогенность и гетерогенность;
3) статусные отношения между этническими группами.
Всего выделяют несколько типов этнической идентичности:
Моноэтническая идентичность - возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей. У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.
Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность). Подобная идентичность возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя.
Биэтническая идентичность - свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими признаками двух культур.
Маргинальная идентичность проявляется у людей, которые
балансируют между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них [27, с. 71-79].
В общем, проблема идентичности имеет солидную традицию изучения в психологии. Родоначальником ее можно считать У. Джемса с его концепцией осмысления личностью своей самотождественности, своих границ и места в мире. По мнению Джемса, представление о себе у человека складывается в двух плоскостях: личностной и социальной. Отсюда возникают и два аспекта идентичности: в личном аспекте создается образ самотождественности, а в социальном аспекте образ Я формируется как многообразие социальных связей индивида [19, с. 121]. Кроме Джемса к идее о двух аспектах осмысления личностью себя обращались Г. Мид, Ч. Кули и Э. Эриксон.
На данный период времени проведено большое количество исследований, посвященных различным аспектам проблемы идентичности. Хотелось бы обратиться к таким работам, как исследования Т.Г. Стефаненко по этническому самоопределению [38, с. 130]; работам В.А. Ядова по изучению социально - психологических механизмов формирования идентичности [48, с. 12]; Н.Л. Ивановой о социальной идентичности в различных социокультурных условиях [22, с. 41-45].
Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что этническая идентичность занимает большое место в становлении личности и выполняет ряд необходимых функций: она является ориентиром в окружающем мире, задает общие жизненные цели.
Целью данного исследования является изучение влияния культурно - ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности.
Объект исследования - представители русской и татарской национальностей.
Предмет исследования - этническая идентичность, культурно-ценностные ориентации.
Гипотеза исследования - культурно-ценностные ориентации влияют на формирование этнической идентичности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме, дать определение основным понятиям.
2. Изучить психологические особенности представителей русской и татарской национальностей.
3. Изучить культурно-ценностные ориентации и этническую идентичность русских и татар.
4. Эмпирически исследовать влияние культурно-ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности.
В данной работе основными методами являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методы: Методика Рокича Ценностные ориентации (Приложение 1), Тест культурно¬ценностных ориентации (Дж.Таусенд, вариант Л.Г. Почебут) (Приложение 2), Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности (Приложение 3). Данные обрабатывались при помощи стандартного пакета Excel Windows. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента и ф-критерию Фишера, взаимосвязь мы нашли по Критерию Пирсона (r).
База исследования: ЕИ К(П)ФУ, факультет психологии и педагогики.
Выборка исследования составляет 60 человек, из которых 30 человек - это представители русской национальности и 30 человек - представители татарской национальности.
Практическая значимость. Данные могут быть использованы в дальнейшем исследовании представленной области, также работа может быть использована учителями и психологами в работе с детьми русской и татарской этнической группы.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты исследования апробировались на Итоговой научно- образовательной конференции студентов 2016г (г. Елабуга), на
Всероссийском конкурсе «Лучшая молодежная научная статья - 2016» (г. Киров).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя анализ результатов эмпирического исследования, мы можем сделать вывод о том, что среди представителей русской и татарской национальностей в выборе культурно-ценностных ориентаций различий не имеется. Полученные результаты можно объяснить тем, что представители этих двух народов живут на одной территории в Республике Татарстан с одинаковыми условиями жизни и труда. Также они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что тоже объясняет полученные результаты. Вследствие общения между собой, представители обеих национальностей становятся похожими друг на друга в своем поведении, в своих привычках, в своем жизненном укладе. Таким образом, мы можем сказать, что культурно¬ценностные ориентации представителей русской и татарской национальностей, проживающих на территории РТ, схожи между собой.
Также нами была выявлена положительная взаимосвязь между культурно-ценностными ориентациями и компонентами этнической идентичности у русских и у татар. Между когнитивным компонентом этнической идентичности и культурно-ценностными ориентациями у татар была выявлена положительная умеренная взаимосвязь (r=0,41 при р>0,01). Между аффективным компонентом этнической идентичности и культурно-ценностными ориентациями у татар также была выявлена умеренная положительная взаимосвязь (r=0,34 при р>0,001). Данные результаты могут свидетельствовать о том, что представители данной нации ценят свою культуру, свои традиции и обычаи, свой язык, религию. Они полностью идентифицируют себя со своим этносом, осознают, что им присущи качества, типичные для представителей данной нации. Полученные результаты могут быть связаны с тем, что татары представляют собой такую нацию, в которой высоко ценятся культурные традиции и обычаи, детям с детства прививается любовь и почитание своей культуры [50, с. 4].
Также мы выявили взаимосвязь между культурно-ценностными ориентациями и компонентами этнической идентичности у русских. В результате была выявлена положительная слабая взаимосвязь (r=0,21 при р<0,05) между когнитивным компонентом этнической идентичности и культурно-ценностными ориентациями. Такая же слабая взаимосвязь (r=0,2 при р<0,05) между аффективным компонентом этнической идентичности и культурно-ценностными ориентациями. Такие результаты свидетельствуют о том, что представители данной нации привязывают себя к своему этносу, но данная связь является слабой. Полученные данные могут объясняться тем, что русский народ в последнее время забывает о многих своих традициях и обычаях, в силу того что в современном мире меняются ценности. В частности, Лебедева говорит о кризисе социальной идентичности у русских в ближнем зарубежье, который проявляется в утрате связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, лежащей в основе сбалансированной и непротиворечивой социальной идентичности [50, с. 4].
Представленные результаты исследования можно объяснить тем, что чем больше человек будет соблюдать признаки присущие своей культуре, такие как язык, религия, традиции, обычаи, ценности и нормы, образ жизни, тем больше у него будет проявляться этническая идентичность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностные ориентации — важнейшие элементы структуры личности, которые закреплены жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.
В настоящее время отмечается некоторая неясность общественной ценностной структуры, многие из них оказываются исчезнувшими из социальной структуры норм. На сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление.
Любая этнокультура представляет собой органическую целостность. В ее основании лежат культурные универсалии, которые создают целостный обобщенный образ человеческого мира. Данный образ человеческого мира включает аксиологические компоненты, выявление которых дает возможность изучить нормативно-ценностную сторону этнической традиции. Культурная ценность этнической идентичности значима для самореализации человека, которая является результатом воспитания человека в конкретной этнической группе.
В целом этническая идентичность является динамичным, а не статичным явлением. Процесс становления этнической идентичности не заканчивается в подростковом возрасте. Многие внешние обстоятельства могут приводить человека к переосмыслению этнической принадлежности и трансформации этнической идентичности.
Всего выделяют несколько типов этнической идентичности:
• Моноэтническая идентичность;
• Моноэтническая идентичность;
• Биэтническая идентичность;
• Маргинальная идентичность.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение влияния культурно-ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности. Экспериментальная выборка составила 60 студентов (русских и татар) в возрасте от 18 до 22 лет факультета психологии и педагогики ЕИ К(П)ФУ. Диагностика студентов проводилась при помощи Методики Рокича Ценностные ориентации, теста культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд, вариант Л.Г. Почебут), методики Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности.
В результате нашего исследования было выявлена положительная взаимосвязь между культурно-ценностными ориентациями и компонентами этнической идентичности у русских и у татар. Гипотеза, поставленная вначале нашего исследования, подтвердилась.
Представленные результаты исследования можно объяснить тем, что чем больше человек будет соблюдать признаки присущие своей культуре, такие как язык, религия, традиции, обычаи, ценности и нормы, образ жизни, тем больше у него будет проявляться этническая идентичность.



1. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: Политики, люди и народы в лабиринтах времени. - М.: Слав. диалог, 2012. - 45с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Наука, 1968. - 256с.
3. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 271с.
4. Бажутина Т.О. Национальное сознание в динамике идентификации личности. - Новосибирск, 2012. - 43-47с.
5. Берберян А.С. и Тучина О.Р. Этнос и этничность в современном научном дискурсе // Научные труды КубГТУ. - 2014, № 3.
6. Бодалев А.А. восприятие человека человеком. - С-Пб.: ЛГУ, 2012. - 241с.
7. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412с.
8. Варданян М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры. - М.: Наука, 2004. - 24 с.
9. Вердербер Р. Психология общения. - С-Пб.: Прайм-Еврознак, 2012. - 320с.
10. Вишневский А.Г, Данилова Е.Н, Ипатова Л.П. Гражданские, этнические религиозные идентичности в современной России. - М.: Ин-т социологии РАН, 2006. - 127с.
11. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебник для вузов. - М.: Трикста, 2006. - 256с.
12. Волков Г.Н. Энтопедагогика. - М.: Академия, 2013. - 376с.
13. Вундт В. Проблемы психологии народов. - С-Пб.: Питер, 2012. - 328с.
14. Гачев Г.Д. Национальные образцы мира: Курс лекций. - М.: Академия,
2013. - 432с.
15. Головатых Р.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания. - СПб.: Питер, 2011. - 85-89с.
16. Горянина В.А. Психология общения. - М.: Академия, 2012. - 416с.
17. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. М.: РАН, 2012. - 443с.
18. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни. - Ростов н/Дону.: Рост. гос. пед. ун-та, 2010. - 224с.
19. Джемс, У. Психология. - М.: Академия, 1991. - 121с.
20. Заковоротная М.В. Идентичность человека. - Ростов н/Дону.: БГУ, 2011. - 199с.
21. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 2010. - 67-69с.
22. Иванова, Н.Л. Социальная идентичность в разных социально-культурных условиях // Вопросы психологии, 2004. - 41-45с.
23. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. - Казань.: КГТУ (КАИ), 1996. - 32-34с.
24. Касьянова К.М. Национальны характер и социальный архетип // этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. - Мн.: БГУ, 1976. - 352с.
25. Козлова Т.З. особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности. - М.: Наука, 1993. - 107-124с.
26. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Наука. - 1984. - 335с.
27. Константинов В.В. и Вершинина М.В. Взаимосвязь этнической идентичности мигрантов-армян и условия их проживания в принимающем сообществе // Психологический журнал. - 2014. - 71¬79с.
28. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. - М.: Гардарики, 2013. - 458с.
29. Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. - Л.: Лениздат, 1987. - 849с.
30. Кулешова Г.П. Роль этнокультуры в развитии наций и национальных отношений./ Автореф. дис. ...канд. социол. наук. - Саранск, 1995. - 40с.
31. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. - 2006
32. Мамбеева А.С. Изучение российской этнической самоидентичности. - М.: 2011. - 32с.
33. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизации. - М.: Наука, 2013. - 19с.
34. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: МПСИ,
2014. - 280с.
35. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. - Харьков: Основы, 1991. - 12-13с.
36. Савва М.В. Этнический статус. - Краснодар.: МПСИ, 2010. - 172с.
37. Собкин В.С. Этнос. Идентичность. Образование. - М.: РАО, 1998. - 267с.
38. Стефаненко, Т.Г Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности. - М.: МСИ, 2013. - 130с.
39. Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: МСИ, 2013. - 208с.
40. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Норма, 2013. - 329с.
41. Суачев В.Ю. Пределы идентичности. - СПб.: СПбГУ, 1998. - 21с.
42. Тишкова В.А. Идентичность и культурные границы. - М.: Наука, 2010. - 14-15с.
43. Тучина О.Р. Самопонимание личностью своей этнокультурной идентичности: субъектно-бытийный подход. - К.: ФГБОУ ВПО «КубГУ», 2013. - 332 с.
44. Филлипов Ю.В. Социализация этноса. - Н. Новгород.: Норма, 2013. - 88с.
45. Фомина Ю.И. К вопросу о становлении этнических представлений. - Т.: Академия, 2014. - 240с.
46. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - С-Пб.: Алетейя, 2014. - 240с.
47. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - М.: Спектр, 2014. - 704с.
48. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности. - Самара, 2000. - 12с.
49. Берберян А.С. и Тучина О.Р. Этнос и этничность в современном научном дискурсе. - К.: КубГТУ , 2014. - 12с. [Электронный ресурс]. URL: http: //ntk.kubstu.ru/file/7 7
50. Охотникова Е.А. Приложение 11. «Современные научные исследования. Выпуск 4».Влияние культурно-ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности. - К.: Концепт, 2016. - 11с. URL: https://e-koncept.ru/2016/86370.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ