Введение
Глава I. Теоретический анализ особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей школьного возраста
1.1 Понятие и особенности эмпатии. Научные подходы к пониманию
феномена эмпатии
1.2 Понятие и характеристика коммуникативных навыков у детей школьного
возраста
1.3 Специфика проявления эмпатии и коммуникативных навыков у детей с
нарушениями в развитии
Выводы по I главе
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения..
2.1 Организация и методы эмпирического исследования эмпатии и
коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения
2.2 Результаты изучения эмпатии и коммуникативных навыков у детей с
нормативным развитием и нарушением зрения и анализ полученных данных
2.3 Корреляционный анализ результатов исследования
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. В сфере специального образования чрезвычайно важным является вопрос интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями развития. Наиболее значимым условием успешной адаптации и социализации детей с нарушениями зрения является сформированность у них эмпатических способностей и коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность является основным способом получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Умения вступать в контакты с другими людьми, выстраивать взаимоотношения с ними, контролировать свое поведение оказывают решающее значение не только на благоприятную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у слепых, слабовидящих и детей с нарушениями зрения (Л. С. Волкова, Г. В. Григорьева, М. И. Земцова, И. Г. Корнилова, Л. И. Солнцева, Н.А. Яковлева и др.).
Проблема выявления особенностей эмпатии у младших школьников с нарушениями зрения-существенная и актуальная. Эмпатия занимает одно из значимых мест внутри социальных эмоций и является «базовым фундаментом» становления личности, играя первоочередную роль в жизни ребёнка.
В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по многим направлениям: определение качественной природы эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Выговская, И.М. Юсупов и др.); исследование процессуального характера эмпатии (В.С. Агеев, А.Г. Ковалев, и др.).
Данная проблема приобретает особое значение в свете усвоения ребенком духовных и высоконравственных ценностей, которые модифицируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми.
Ребёнку от рождения не предоставлены в готовом виде чувства, эмоциональная зрелость, способность к гуманистическому отношению, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками.
В этой связи актуальным является анализ особенностей эмпати и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить и выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков у детей школьного возраста с нарушениями развития.
Объект исследования: уровень эмпатии и коммуникативных навыков детей школьного возраста с нарушениями развития.
Предмет исследования: специфика эмпатии и коммуникативных
навыков у детей школьного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что дети с нарушениями зрения младшего школьного возраста имеют высокий уровень потребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных навыках и эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в науке концептуальные подходы в понимании эмпатии и коммуникативных навыков и методов их диагностики у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием и с нарушением зрения;
2. Выявить и изучить особенности эмпатии и коммуникативных навыков младших школьников имеющих зрительную патологию.
3. Провести сравнительный анализ эмпатии и коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения с нормативно развивающимися сверстниками.
Методологическая база исследования: концепции личности
отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.М. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, качественный и количественный анализ полученных результатов, методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
Этапы исследования: Исследование осуществлялось в три
взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (октябрь - декабрь 2015г.) нами изучалась научная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы, анализировался накопленный в отечественной и зарубежной литературе опыт развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушениями развития, определялись теоретические подходы к проблеме эмпатии и коммуникативных навыков.
На втором этапе (март - апрель 2016г.) было проведено исследование эмпатии и коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
На третьем этапе (май - июнь 2016г.) статистически обрабатывались и анализировались полученные результаты, осуществлялось оформление ВКР.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования по выявлению особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения могут быть использованы психологами, дефектологами, учителями специальных коррекционных учреждений III, IV видов при разработке коррекционных мероприятий по развитию социализации и адаптации детей с нарушениями развития.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 00 источника. Работа иллюстрирована 00 таблицами, 00 диаграммами. В работе имеется 00 приложения. Общий объем работы составляет 00 страницы машинописного текста.
Проблема выявления особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения-существенная и актуальная. Эмпатия занимает одно из значимых мест внутри социальных эмоций и является «базовым фундаментом» становления личности, играя первоочередную роль в жизни ребёнка.
Умения вступать в контакты с другими людьми, выстраивать взаимоотношения с ними, контролировать свое поведение оказывают решающее значение не только на благоприятную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
С помощью поведенного исследования мы выявили следующие особенности эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения:
Коммуникативные навыки детей с нарушениями зрения характеризуются:
• Средним показателем контактности (дети с желанием вступают в контакт, но боятся выступать в новой для них обстановке, немного стесняются взрослых);
• Низким уровнем способности понимать другого человека (у детей возникают трудности при дифференцировке эмоционального состояния, затрудняются понять поведение и настроение другого человека);
• Высоким уровнем владения элементарными средствами общения (благодарят за услугу, всегда приветливы, отзывчивы, стараются слушать собеседника);
• Большая часть испытуемых (61%) имеют высокий уровень потребности в общении (дети стараются завести новых друзей, в общении открыты, делятся с другими своими переживаниями).
Процесс кооперации (действия по согласованию и организация собственной деятельности) детей обеих групп не имеет существенных различий.
Общий уровень развития эмпатии у детей с патологией зрения находится на более низком уровне, чем у нормативно развивающихся сверстников. При прогнозировании проблемных ситуаций дети в большей
степени не готовы проявлять эмпатию в ситуациях:
- ущемление личных интересов;
- оказание помощи сверстнику в затруднительной ситуации.
У слабовидящих детей младшего школьного возраста между эмпатией и коммуникативными навыками отсутствует взаимосвязь по
корреляционному анализу Пирсона.
Общий уровень развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения имеет меньше статистически значимых взаимосвязей, что свидетельствует о менее организованной структуре коммуникативной деятельности в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками.
Таким образом, наша гипотеза, которая предполагала, что при сравнительно низких уровнях развития эмпатии и коммуникативных навыках, дети с нарушениями зрения будут иметь высокий уровень потребности в общении, подтвердилась.
1. Hoffman, M. Empathy and moral development / M. Hoffman. — Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2000. — 26 p.
2. Андреева О.А Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: В помощь учителю начальных классов/Сост. О.А. Андреева под рук. Т.А. Мамаевой.—Иркутск, 2014. - 31 с.
3. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
4. Басова А. Г. Формирование эмпатии / А. Г. Басова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 631-633.
5. Валантинас, А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста / А.А.Валентиас. - Киев: «Высшая школа», 2009. - 147 с.
6. Василишина Т.В. Эмпатия как фактор эффективности педагогического общения: Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Т.В. Василишина. - М., 2000. - 20 с.
7. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста/Е.Н Васильева // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.15-25.
8. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников / Л.П. Выговская // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55-65.
9. Выготский, Л.С. Избранные труды / Л.С. Выготский. - М.: «Просвещение», 2010. - 2009. - 317 с.
10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 147-156.
11. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Гаврилова. — М.: «Наука», 2009. - 179 с.
12. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7-8 лет / Е.С. Гончаренко. - Краснодар, 2009. - 105 с.
13. Гришанова И.А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения: Образование и наука без границ: материалы II междунар. науч.-практ. конф / И. А. Гришанова. - Днепропетровск: Наука и образование, 2006. - 432 с.
14. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова. - М.: «Просвещение», 1973. - 159 с.
15. Иванникова О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушениями зрения/ О.А. Иванникова // Воспитание и обучения детей с нарушениями развития.- 2004.- №2.-С. 23-27.
16. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал
практической психологии и психоанализа/ Пер. О. Исаковой. - М.:
«Просвещение», 2011. - 126 с.
17. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: - Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Т.Д. Карягина. - М.: Московский городской психолого - педагогический университет, 2013. - 175 с.
18. Ковалев А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой / А.Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: «Издательство Кубанского университета», 2008. - С. 39.
19. Кожанова Н. С. Коррекция коммуникативной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в семье как важное условие их успешной адаптации в группе детского сада / Н. С. Кожанова. - Москва: Детский сад от А до Я, 2009. - 532 с.
20. Кондратов А.Г. Тифлопсихология/ А.Г. Кондратов.-М.: «Просвещение», 1985.-208 с.
21. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к
сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. ... канд. псих. наук. - Н. Новгород, 1999. - 137 с.
22. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников/ М.И Лисина. М.:«Педагогика», 1974.-288 с. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. - М.: «Наука», 2009. - 83 с.
23. Литвак А.Г. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов /А.Г. Литвак. - Л.: «Аврора», 2001.-122 с.
24. Литвак А.Г. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов: Методические рекомендации /А.Г. Литвак.-Л.: Изд-во ЛГИИ им. А.И. Герцена, 1996.-16 с.
25. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю.А. Менджеринская // Прикладная психология. - 2012.- № 4. - С. 54-63.
26. Михальченко, Г.Ф. Формирование эмпатии у младших школьников/ Г.Ф. Михальченко. - Гродно, 2006. - 182 с.
27. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина // Психологический журнал. - 2012. - № 5. - С. 36-47.
28. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Дис. ... д-ра пед. наук. / Г. В. Никулина. - М.: СПб, 2004. - 499 с.
29. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.Р. Овчаренко. - Волгоград: «Дом печати», 2010. - 196 с.
30. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: «Бестпринт», 2006. - 76 с.
31. Роджерс К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. С. 428 - 430.
32. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2003. - 713 с.
33. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. - М.: «Полиграфсервис», 1997. -124 с.
34. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства/Л. И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 126 с.
35. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско- родительских отношений. Дис.... канд. псих. наук. - Н. Новгород, 2005. - 346 с.
36. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей /В. А. Феоктистова . - С-Пб.: «Речь», 2005. - 128 с.
37. Штейнмец А.Э. Развитие Эмпатии в школе / А.Э. Штейнмец //Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 79-83.
38. Юсупов И.М. Эмпатия как условие эффективного общения / И.М. Юсупов. - М.: «Академия», 2010. - 115 с.