ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
|
Введение
Глава I. Теоретический анализ особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей школьного возраста
1.1 Понятие и особенности эмпатии. Научные подходы к пониманию
феномена эмпатии
1.2 Понятие и характеристика коммуникативных навыков у детей школьного
возраста
1.3 Специфика проявления эмпатии и коммуникативных навыков у детей с
нарушениями в развитии
Выводы по I главе
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения..
2.1 Организация и методы эмпирического исследования эмпатии и
коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения
2.2 Результаты изучения эмпатии и коммуникативных навыков у детей с
нормативным развитием и нарушением зрения и анализ полученных данных
2.3 Корреляционный анализ результатов исследования
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава I. Теоретический анализ особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей школьного возраста
1.1 Понятие и особенности эмпатии. Научные подходы к пониманию
феномена эмпатии
1.2 Понятие и характеристика коммуникативных навыков у детей школьного
возраста
1.3 Специфика проявления эмпатии и коммуникативных навыков у детей с
нарушениями в развитии
Выводы по I главе
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения..
2.1 Организация и методы эмпирического исследования эмпатии и
коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения
2.2 Результаты изучения эмпатии и коммуникативных навыков у детей с
нормативным развитием и нарушением зрения и анализ полученных данных
2.3 Корреляционный анализ результатов исследования
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. В сфере специального образования чрезвычайно важным является вопрос интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями развития. Наиболее значимым условием успешной адаптации и социализации детей с нарушениями зрения является сформированность у них эмпатических способностей и коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность является основным способом получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Умения вступать в контакты с другими людьми, выстраивать взаимоотношения с ними, контролировать свое поведение оказывают решающее значение не только на благоприятную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у слепых, слабовидящих и детей с нарушениями зрения (Л. С. Волкова, Г. В. Григорьева, М. И. Земцова, И. Г. Корнилова, Л. И. Солнцева, Н.А. Яковлева и др.).
Проблема выявления особенностей эмпатии у младших школьников с нарушениями зрения-существенная и актуальная. Эмпатия занимает одно из значимых мест внутри социальных эмоций и является «базовым фундаментом» становления личности, играя первоочередную роль в жизни ребёнка.
В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по многим направлениям: определение качественной природы эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Выговская, И.М. Юсупов и др.); исследование процессуального характера эмпатии (В.С. Агеев, А.Г. Ковалев, и др.).
Данная проблема приобретает особое значение в свете усвоения ребенком духовных и высоконравственных ценностей, которые модифицируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми.
Ребёнку от рождения не предоставлены в готовом виде чувства, эмоциональная зрелость, способность к гуманистическому отношению, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками.
В этой связи актуальным является анализ особенностей эмпати и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить и выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков у детей школьного возраста с нарушениями развития.
Объект исследования: уровень эмпатии и коммуникативных навыков детей школьного возраста с нарушениями развития.
Предмет исследования: специфика эмпатии и коммуникативных
навыков у детей школьного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что дети с нарушениями зрения младшего школьного возраста имеют высокий уровень потребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных навыках и эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в науке концептуальные подходы в понимании эмпатии и коммуникативных навыков и методов их диагностики у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием и с нарушением зрения;
2. Выявить и изучить особенности эмпатии и коммуникативных навыков младших школьников имеющих зрительную патологию.
3. Провести сравнительный анализ эмпатии и коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения с нормативно развивающимися сверстниками.
Методологическая база исследования: концепции личности
отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.М. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, качественный и количественный анализ полученных результатов, методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
Этапы исследования: Исследование осуществлялось в три
взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (октябрь - декабрь 2015г.) нами изучалась научная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы, анализировался накопленный в отечественной и зарубежной литературе опыт развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушениями развития, определялись теоретические подходы к проблеме эмпатии и коммуникативных навыков.
На втором этапе (март - апрель 2016г.) было проведено исследование эмпатии и коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
На третьем этапе (май - июнь 2016г.) статистически обрабатывались и анализировались полученные результаты, осуществлялось оформление ВКР.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования по выявлению особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения могут быть использованы психологами, дефектологами, учителями специальных коррекционных учреждений III, IV видов при разработке коррекционных мероприятий по развитию социализации и адаптации детей с нарушениями развития.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 00 источника. Работа иллюстрирована 00 таблицами, 00 диаграммами. В работе имеется 00 приложения. Общий объем работы составляет 00 страницы машинописного текста.
Умения вступать в контакты с другими людьми, выстраивать взаимоотношения с ними, контролировать свое поведение оказывают решающее значение не только на благоприятную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у слепых, слабовидящих и детей с нарушениями зрения (Л. С. Волкова, Г. В. Григорьева, М. И. Земцова, И. Г. Корнилова, Л. И. Солнцева, Н.А. Яковлева и др.).
Проблема выявления особенностей эмпатии у младших школьников с нарушениями зрения-существенная и актуальная. Эмпатия занимает одно из значимых мест внутри социальных эмоций и является «базовым фундаментом» становления личности, играя первоочередную роль в жизни ребёнка.
В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по многим направлениям: определение качественной природы эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Выговская, И.М. Юсупов и др.); исследование процессуального характера эмпатии (В.С. Агеев, А.Г. Ковалев, и др.).
Данная проблема приобретает особое значение в свете усвоения ребенком духовных и высоконравственных ценностей, которые модифицируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми.
Ребёнку от рождения не предоставлены в готовом виде чувства, эмоциональная зрелость, способность к гуманистическому отношению, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками.
В этой связи актуальным является анализ особенностей эмпати и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить и выявить особенности эмпатии и коммуникативных навыков у детей школьного возраста с нарушениями развития.
Объект исследования: уровень эмпатии и коммуникативных навыков детей школьного возраста с нарушениями развития.
Предмет исследования: специфика эмпатии и коммуникативных
навыков у детей школьного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что дети с нарушениями зрения младшего школьного возраста имеют высокий уровень потребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных навыках и эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в науке концептуальные подходы в понимании эмпатии и коммуникативных навыков и методов их диагностики у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием и с нарушением зрения;
2. Выявить и изучить особенности эмпатии и коммуникативных навыков младших школьников имеющих зрительную патологию.
3. Провести сравнительный анализ эмпатии и коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения с нормативно развивающимися сверстниками.
Методологическая база исследования: концепции личности
отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.М. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, качественный и количественный анализ полученных результатов, методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
Этапы исследования: Исследование осуществлялось в три
взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (октябрь - декабрь 2015г.) нами изучалась научная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы, анализировался накопленный в отечественной и зарубежной литературе опыт развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушениями развития, определялись теоретические подходы к проблеме эмпатии и коммуникативных навыков.
На втором этапе (март - апрель 2016г.) было проведено исследование эмпатии и коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
На третьем этапе (май - июнь 2016г.) статистически обрабатывались и анализировались полученные результаты, осуществлялось оформление ВКР.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования по выявлению особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения могут быть использованы психологами, дефектологами, учителями специальных коррекционных учреждений III, IV видов при разработке коррекционных мероприятий по развитию социализации и адаптации детей с нарушениями развития.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 00 источника. Работа иллюстрирована 00 таблицами, 00 диаграммами. В работе имеется 00 приложения. Общий объем работы составляет 00 страницы машинописного текста.
Проблема выявления особенностей эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения-существенная и актуальная. Эмпатия занимает одно из значимых мест внутри социальных эмоций и является «базовым фундаментом» становления личности, играя первоочередную роль в жизни ребёнка.
Умения вступать в контакты с другими людьми, выстраивать взаимоотношения с ними, контролировать свое поведение оказывают решающее значение не только на благоприятную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
С помощью поведенного исследования мы выявили следующие особенности эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения:
Коммуникативные навыки детей с нарушениями зрения характеризуются:
• Средним показателем контактности (дети с желанием вступают в контакт, но боятся выступать в новой для них обстановке, немного стесняются взрослых);
• Низким уровнем способности понимать другого человека (у детей возникают трудности при дифференцировке эмоционального состояния, затрудняются понять поведение и настроение другого человека);
• Высоким уровнем владения элементарными средствами общения (благодарят за услугу, всегда приветливы, отзывчивы, стараются слушать собеседника);
• Большая часть испытуемых (61%) имеют высокий уровень потребности в общении (дети стараются завести новых друзей, в общении открыты, делятся с другими своими переживаниями).
Процесс кооперации (действия по согласованию и организация собственной деятельности) детей обеих групп не имеет существенных различий.
Общий уровень развития эмпатии у детей с патологией зрения находится на более низком уровне, чем у нормативно развивающихся сверстников. При прогнозировании проблемных ситуаций дети в большей
степени не готовы проявлять эмпатию в ситуациях:
- ущемление личных интересов;
- оказание помощи сверстнику в затруднительной ситуации.
У слабовидящих детей младшего школьного возраста между эмпатией и коммуникативными навыками отсутствует взаимосвязь по
корреляционному анализу Пирсона.
Общий уровень развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения имеет меньше статистически значимых взаимосвязей, что свидетельствует о менее организованной структуре коммуникативной деятельности в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками.
Таким образом, наша гипотеза, которая предполагала, что при сравнительно низких уровнях развития эмпатии и коммуникативных навыках, дети с нарушениями зрения будут иметь высокий уровень потребности в общении, подтвердилась.
Умения вступать в контакты с другими людьми, выстраивать взаимоотношения с ними, контролировать свое поведение оказывают решающее значение не только на благоприятную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
С помощью поведенного исследования мы выявили следующие особенности эмпатии и коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения:
Коммуникативные навыки детей с нарушениями зрения характеризуются:
• Средним показателем контактности (дети с желанием вступают в контакт, но боятся выступать в новой для них обстановке, немного стесняются взрослых);
• Низким уровнем способности понимать другого человека (у детей возникают трудности при дифференцировке эмоционального состояния, затрудняются понять поведение и настроение другого человека);
• Высоким уровнем владения элементарными средствами общения (благодарят за услугу, всегда приветливы, отзывчивы, стараются слушать собеседника);
• Большая часть испытуемых (61%) имеют высокий уровень потребности в общении (дети стараются завести новых друзей, в общении открыты, делятся с другими своими переживаниями).
Процесс кооперации (действия по согласованию и организация собственной деятельности) детей обеих групп не имеет существенных различий.
Общий уровень развития эмпатии у детей с патологией зрения находится на более низком уровне, чем у нормативно развивающихся сверстников. При прогнозировании проблемных ситуаций дети в большей
степени не готовы проявлять эмпатию в ситуациях:
- ущемление личных интересов;
- оказание помощи сверстнику в затруднительной ситуации.
У слабовидящих детей младшего школьного возраста между эмпатией и коммуникативными навыками отсутствует взаимосвязь по
корреляционному анализу Пирсона.
Общий уровень развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения имеет меньше статистически значимых взаимосвязей, что свидетельствует о менее организованной структуре коммуникативной деятельности в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками.
Таким образом, наша гипотеза, которая предполагала, что при сравнительно низких уровнях развития эмпатии и коммуникативных навыках, дети с нарушениями зрения будут иметь высокий уровень потребности в общении, подтвердилась.



