ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКА НА ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКА НА ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 7
1.1 Личностные особенности подросткового возраста 7
1.2 Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений 13
1.3 Исследования взаимосвязи социального статуса с личностными
свойствами подростков 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКА НА ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 24
2.1 Выбор методик и организация исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 27
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКА НА ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 7
1.1 Личностные особенности подросткового возраста 7
1.2 Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений 13
1.3 Исследования взаимосвязи социального статуса с личностными
свойствами подростков 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКА НА ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 24
2.1 Выбор методик и организация исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 27
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.
Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон). От того как подросток сможет устанавливать межличностные контакты будет зависеть дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности [27].
Одной из существующих проблем подросткового периода, можно назвать проблему межличностных отношений, а именно способность в установлении контактов со сверстниками. Отношения в группе, в классе, с друзьями и товарищами находятся в кругу значимых для подростка. Способность устанавливать контакты, во многом определяют то, как будет вести себя подросток, чем он будет увлекаться и заниматься, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для каждого подростка важно занять определенную ступень в межличностных отношениях, каждый из них хочет выделиться и сделать всё, чтобы он был в числе признанных, именно тем, на кого все остальные будут равняться. Но не у всех подростков это получается, это может быть связанно с различными причинами. Индивидуальные особенности каждой личности могут мешать в установлении контактов и занятии высокой позиции при общении, подросток ввиду своих личностных свойств не может занять определенные высокие позиции в группе. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу.
К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с тем, что в каждом классе есть те дети, которые относятся к определенной категории, категория «изолированные». К данной категории относятся дети, чье поведение отличается от общей массы, оно проявляют агрессию при общении, склонны к поступкам которые считаются антисоциальными, им свойственно неадекватное поведение. Все это они стараются сделать для того чтобы, их заметили и признали, но своим поведение они лишь отталкивают от своего коллектива. Подростки лидерской позиции отличаются тем, что они способны всегда поддержать разговор, у них высокая самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству [50, с. 54].
Изолированность подростков возможно связанна с их личностными свойствами, они мнительны, переживают по различным причинам, у них низкая самооценка.
Среди качеств, которые присуще тем подросткам, которые занимают высокое статусное положение, являются, ориентация на сверстников. Как правило, эти дети с достаточно верным представлением о себе, что позволяет им найти ту группу, в которой их успехи будут признаны и оценены. Важным, является тот момент что такие подростки способны проявлять сопереживание по отношению к другим людям. И это дает им возможность, закрепить к себе положительное эмоциональное отношение, и они могут оценить то, как относятся к ним люди, и соответственно ограничить общение с теми, среди которых они будут считаться не признаны [21].
Цель исследования: исследовать взаимосвязь между личностными свойствами подростков и их социометрическим статусом.
Задачи:
1. Провести анализ основных теоретических подходов к изучению личностных свойств и социального статуса в подростковом возрасте.
2. Изучить особенности подросткового возраста.
3. Исследовать личностные свойства подростков.
4. Изучить социометрический статус подростков.
5. Выявить взаимосвязь между личностными свойствами и социальным статусом подростков и сделать соответствующие выводы по результатам исследования.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными свойствами подростков и их социальным статусом.
Объект нашего исследования: подростки в возрасте 13-14 лет.
Предметом нашего исследования социометрический статус и личностные свойства подростков.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы исследования (анализ, классификация)
2. Эмпирические методы исследования (тестирование)
Социально-психологический тест Дж. Морено.
16-ти факторный личностный опростник Р.Б.Кеттелла.
3. Метод математической статистики: метод корреляции Пирсона База исследования:
Выборку составили ученики 7 «Б» класса «Средней общеобразовательной школы №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в количестве 30 человек.
Теоретическая значимость: данные результаты исследования могут быть использованы в психологии, педагогике, в рамках изучения дисциплины «Психология подросткового возраста».
Практическая значимость: результаты данного исследования можно использовать при написании исследовательских работ, также для школьного психолога в процессе консультирования родителей и педагогов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Апробация: Результаты по данной работы были представлены и опубликованы в VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2016». Также, данные результаты были представлены и обсуждены на «Итоговой научно-образовательной конференции» студентов 2016 (г.Елабуга).
Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон). От того как подросток сможет устанавливать межличностные контакты будет зависеть дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности [27].
Одной из существующих проблем подросткового периода, можно назвать проблему межличностных отношений, а именно способность в установлении контактов со сверстниками. Отношения в группе, в классе, с друзьями и товарищами находятся в кругу значимых для подростка. Способность устанавливать контакты, во многом определяют то, как будет вести себя подросток, чем он будет увлекаться и заниматься, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для каждого подростка важно занять определенную ступень в межличностных отношениях, каждый из них хочет выделиться и сделать всё, чтобы он был в числе признанных, именно тем, на кого все остальные будут равняться. Но не у всех подростков это получается, это может быть связанно с различными причинами. Индивидуальные особенности каждой личности могут мешать в установлении контактов и занятии высокой позиции при общении, подросток ввиду своих личностных свойств не может занять определенные высокие позиции в группе. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу.
К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с тем, что в каждом классе есть те дети, которые относятся к определенной категории, категория «изолированные». К данной категории относятся дети, чье поведение отличается от общей массы, оно проявляют агрессию при общении, склонны к поступкам которые считаются антисоциальными, им свойственно неадекватное поведение. Все это они стараются сделать для того чтобы, их заметили и признали, но своим поведение они лишь отталкивают от своего коллектива. Подростки лидерской позиции отличаются тем, что они способны всегда поддержать разговор, у них высокая самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству [50, с. 54].
Изолированность подростков возможно связанна с их личностными свойствами, они мнительны, переживают по различным причинам, у них низкая самооценка.
Среди качеств, которые присуще тем подросткам, которые занимают высокое статусное положение, являются, ориентация на сверстников. Как правило, эти дети с достаточно верным представлением о себе, что позволяет им найти ту группу, в которой их успехи будут признаны и оценены. Важным, является тот момент что такие подростки способны проявлять сопереживание по отношению к другим людям. И это дает им возможность, закрепить к себе положительное эмоциональное отношение, и они могут оценить то, как относятся к ним люди, и соответственно ограничить общение с теми, среди которых они будут считаться не признаны [21].
Цель исследования: исследовать взаимосвязь между личностными свойствами подростков и их социометрическим статусом.
Задачи:
1. Провести анализ основных теоретических подходов к изучению личностных свойств и социального статуса в подростковом возрасте.
2. Изучить особенности подросткового возраста.
3. Исследовать личностные свойства подростков.
4. Изучить социометрический статус подростков.
5. Выявить взаимосвязь между личностными свойствами и социальным статусом подростков и сделать соответствующие выводы по результатам исследования.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными свойствами подростков и их социальным статусом.
Объект нашего исследования: подростки в возрасте 13-14 лет.
Предметом нашего исследования социометрический статус и личностные свойства подростков.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы исследования (анализ, классификация)
2. Эмпирические методы исследования (тестирование)
Социально-психологический тест Дж. Морено.
16-ти факторный личностный опростник Р.Б.Кеттелла.
3. Метод математической статистики: метод корреляции Пирсона База исследования:
Выборку составили ученики 7 «Б» класса «Средней общеобразовательной школы №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в количестве 30 человек.
Теоретическая значимость: данные результаты исследования могут быть использованы в психологии, педагогике, в рамках изучения дисциплины «Психология подросткового возраста».
Практическая значимость: результаты данного исследования можно использовать при написании исследовательских работ, также для школьного психолога в процессе консультирования родителей и педагогов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Апробация: Результаты по данной работы были представлены и опубликованы в VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2016». Также, данные результаты были представлены и обсуждены на «Итоговой научно-образовательной конференции» студентов 2016 (г.Елабуга).
Данное исследование имело в качестве своей цели комплексное - теоретическое и практическое - изучение проблемы взаимосвязи социального статуса и личностных свойств личности подростков.
Объектом нашего исследования выступили подростки в возрасте 13¬14 лет.
Целью нашей работы было исследовать взаимосвязь между личностными свойствами подростков и их социометрическим статусом
Цель работы была реализована в процессе решения задач, сформулированных во введении.
Первой задачей исследования стал анализ основных теоретических подходов к изучению личностных свойств и социального статуса в подростковом возрасте. Подростковый возраст противоречивый и критический этап в развитии личности. От того как подросток сможет устанавливать межличностные контакты будет зависеть дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Одной из существующих проблем подросткового периода, является проблема межличностных отношений, а именно способность в установлении контактов со сверстниками. Для каждого подростка важно занять определенную ступень в межличностных отношениях, каждый из них хочет выделиться и сделать всё, чтобы он был в числе признанных, именно тем, на кого все остальные будут равняться. Индивидуальные особенности каждой личности могут мешать в установлении контактов и занятии высокой позиции при общении, подросток ввиду своих личностных свойств не может занять определенные высокие позиции в группе.
Мы провели анализ исследования различных авторов по данному вопросу. А. Б. Широкова отмечает, для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами и наоборот. В лаборатории Л.И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. К их числу относятся привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др.
Второй задачей было изучение особенностей подросткового возраста. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Третей задачей нашей работы было исследовать личностные свойства подростков. Мы смогли с помощью 16-ти факторного личностного опростника Кеттелла выявить, какие свойства личности наиболее характерны подросткам в данном возрасте, а именно сдержанность, критичность к себе, эмоциональность, с частой сменой настроения, покорность, зависимость от чужого мнения, уступчивость, частое нарушение правил, не дисциплинированность, неуверенность в себе.
Четвертой задачей выступило изучение социометрического статуса подростков. Мы смогли провести и проанализировать результаты социометрического теста Морены. Из полученных данных мы смогли заметить, что большой процент детей в данном классе был не принятые и только один человек попал в категорию «звезды». Данные показатели свидетельствовали о том, что класс является недружным, каждый сам по себе, нет единых интересов.
Наконец, пятой задачей работы стала, необходимость проведения эмпирического исследования, проблемы социального статуса подростков и их личностных свойств. Гипотеза эмпирического исследования состояла в том, что существует взаимосвязь между социальным статусом подростков и их личностных свойств. Мы с помощью статистического критерия корреляции Пирсона смогли установить связь данных показателей. Гипотеза эмпирического исследования была нами подтверждена.
Таким образом, задачи работы были нами решены, цель - достигнута, гипотеза эмпирического исследования - подтверждена.
Объектом нашего исследования выступили подростки в возрасте 13¬14 лет.
Целью нашей работы было исследовать взаимосвязь между личностными свойствами подростков и их социометрическим статусом
Цель работы была реализована в процессе решения задач, сформулированных во введении.
Первой задачей исследования стал анализ основных теоретических подходов к изучению личностных свойств и социального статуса в подростковом возрасте. Подростковый возраст противоречивый и критический этап в развитии личности. От того как подросток сможет устанавливать межличностные контакты будет зависеть дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Одной из существующих проблем подросткового периода, является проблема межличностных отношений, а именно способность в установлении контактов со сверстниками. Для каждого подростка важно занять определенную ступень в межличностных отношениях, каждый из них хочет выделиться и сделать всё, чтобы он был в числе признанных, именно тем, на кого все остальные будут равняться. Индивидуальные особенности каждой личности могут мешать в установлении контактов и занятии высокой позиции при общении, подросток ввиду своих личностных свойств не может занять определенные высокие позиции в группе.
Мы провели анализ исследования различных авторов по данному вопросу. А. Б. Широкова отмечает, для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами и наоборот. В лаборатории Л.И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. К их числу относятся привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др.
Второй задачей было изучение особенностей подросткового возраста. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Третей задачей нашей работы было исследовать личностные свойства подростков. Мы смогли с помощью 16-ти факторного личностного опростника Кеттелла выявить, какие свойства личности наиболее характерны подросткам в данном возрасте, а именно сдержанность, критичность к себе, эмоциональность, с частой сменой настроения, покорность, зависимость от чужого мнения, уступчивость, частое нарушение правил, не дисциплинированность, неуверенность в себе.
Четвертой задачей выступило изучение социометрического статуса подростков. Мы смогли провести и проанализировать результаты социометрического теста Морены. Из полученных данных мы смогли заметить, что большой процент детей в данном классе был не принятые и только один человек попал в категорию «звезды». Данные показатели свидетельствовали о том, что класс является недружным, каждый сам по себе, нет единых интересов.
Наконец, пятой задачей работы стала, необходимость проведения эмпирического исследования, проблемы социального статуса подростков и их личностных свойств. Гипотеза эмпирического исследования состояла в том, что существует взаимосвязь между социальным статусом подростков и их личностных свойств. Мы с помощью статистического критерия корреляции Пирсона смогли установить связь данных показателей. Гипотеза эмпирического исследования была нами подтверждена.
Таким образом, задачи работы были нами решены, цель - достигнута, гипотеза эмпирического исследования - подтверждена.
Подобные работы
- Исследование связи личностной тревожности младших школьников с их статусным положением в группе сверстников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Развитие межличностных отношений в подростковом возрасте посредством тренинговой сензитивности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
ПОДРОСТКА В КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С
ДЕСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ (19.00.11)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Доверие как социально-психологическое явление(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Социально-психологические критерии выбора профессии старшеклассниками
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



