Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКА НА ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Работа №54179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКА НА ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 7
1.1 Личностные особенности подросткового возраста 7
1.2 Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений 13
1.3 Исследования взаимосвязи социального статуса с личностными
свойствами подростков 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКА НА ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 24
2.1 Выбор методик и организация исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 27
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.
Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон). От того как подросток сможет устанавливать межличностные контакты будет зависеть дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности [27].
Одной из существующих проблем подросткового периода, можно назвать проблему межличностных отношений, а именно способность в установлении контактов со сверстниками. Отношения в группе, в классе, с друзьями и товарищами находятся в кругу значимых для подростка. Способность устанавливать контакты, во многом определяют то, как будет вести себя подросток, чем он будет увлекаться и заниматься, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для каждого подростка важно занять определенную ступень в межличностных отношениях, каждый из них хочет выделиться и сделать всё, чтобы он был в числе признанных, именно тем, на кого все остальные будут равняться. Но не у всех подростков это получается, это может быть связанно с различными причинами. Индивидуальные особенности каждой личности могут мешать в установлении контактов и занятии высокой позиции при общении, подросток ввиду своих личностных свойств не может занять определенные высокие позиции в группе. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу.
К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с тем, что в каждом классе есть те дети, которые относятся к определенной категории, категория «изолированные». К данной категории относятся дети, чье поведение отличается от общей массы, оно проявляют агрессию при общении, склонны к поступкам которые считаются антисоциальными, им свойственно неадекватное поведение. Все это они стараются сделать для того чтобы, их заметили и признали, но своим поведение они лишь отталкивают от своего коллектива. Подростки лидерской позиции отличаются тем, что они способны всегда поддержать разговор, у них высокая самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству [50, с. 54].
Изолированность подростков возможно связанна с их личностными свойствами, они мнительны, переживают по различным причинам, у них низкая самооценка.
Среди качеств, которые присуще тем подросткам, которые занимают высокое статусное положение, являются, ориентация на сверстников. Как правило, эти дети с достаточно верным представлением о себе, что позволяет им найти ту группу, в которой их успехи будут признаны и оценены. Важным, является тот момент что такие подростки способны проявлять сопереживание по отношению к другим людям. И это дает им возможность, закрепить к себе положительное эмоциональное отношение, и они могут оценить то, как относятся к ним люди, и соответственно ограничить общение с теми, среди которых они будут считаться не признаны [21].
Цель исследования: исследовать взаимосвязь между личностными свойствами подростков и их социометрическим статусом.
Задачи:
1. Провести анализ основных теоретических подходов к изучению личностных свойств и социального статуса в подростковом возрасте.
2. Изучить особенности подросткового возраста.
3. Исследовать личностные свойства подростков.
4. Изучить социометрический статус подростков.
5. Выявить взаимосвязь между личностными свойствами и социальным статусом подростков и сделать соответствующие выводы по результатам исследования.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными свойствами подростков и их социальным статусом.
Объект нашего исследования: подростки в возрасте 13-14 лет.
Предметом нашего исследования социометрический статус и личностные свойства подростков.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы исследования (анализ, классификация)
2. Эмпирические методы исследования (тестирование)
Социально-психологический тест Дж. Морено.
16-ти факторный личностный опростник Р.Б.Кеттелла.
3. Метод математической статистики: метод корреляции Пирсона База исследования:
Выборку составили ученики 7 «Б» класса «Средней общеобразовательной школы №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в количестве 30 человек.
Теоретическая значимость: данные результаты исследования могут быть использованы в психологии, педагогике, в рамках изучения дисциплины «Психология подросткового возраста».
Практическая значимость: результаты данного исследования можно использовать при написании исследовательских работ, также для школьного психолога в процессе консультирования родителей и педагогов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Апробация: Результаты по данной работы были представлены и опубликованы в VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2016». Также, данные результаты были представлены и обсуждены на «Итоговой научно-образовательной конференции» студентов 2016 (г.Елабуга).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование имело в качестве своей цели комплексное - теоретическое и практическое - изучение проблемы взаимосвязи социального статуса и личностных свойств личности подростков.
Объектом нашего исследования выступили подростки в возрасте 13¬14 лет.
Целью нашей работы было исследовать взаимосвязь между личностными свойствами подростков и их социометрическим статусом
Цель работы была реализована в процессе решения задач, сформулированных во введении.
Первой задачей исследования стал анализ основных теоретических подходов к изучению личностных свойств и социального статуса в подростковом возрасте. Подростковый возраст противоречивый и критический этап в развитии личности. От того как подросток сможет устанавливать межличностные контакты будет зависеть дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Одной из существующих проблем подросткового периода, является проблема межличностных отношений, а именно способность в установлении контактов со сверстниками. Для каждого подростка важно занять определенную ступень в межличностных отношениях, каждый из них хочет выделиться и сделать всё, чтобы он был в числе признанных, именно тем, на кого все остальные будут равняться. Индивидуальные особенности каждой личности могут мешать в установлении контактов и занятии высокой позиции при общении, подросток ввиду своих личностных свойств не может занять определенные высокие позиции в группе.
Мы провели анализ исследования различных авторов по данному вопросу. А. Б. Широкова отмечает, для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами и наоборот. В лаборатории Л.И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. К их числу относятся привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др.
Второй задачей было изучение особенностей подросткового возраста. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Третей задачей нашей работы было исследовать личностные свойства подростков. Мы смогли с помощью 16-ти факторного личностного опростника Кеттелла выявить, какие свойства личности наиболее характерны подросткам в данном возрасте, а именно сдержанность, критичность к себе, эмоциональность, с частой сменой настроения, покорность, зависимость от чужого мнения, уступчивость, частое нарушение правил, не дисциплинированность, неуверенность в себе.
Четвертой задачей выступило изучение социометрического статуса подростков. Мы смогли провести и проанализировать результаты социометрического теста Морены. Из полученных данных мы смогли заметить, что большой процент детей в данном классе был не принятые и только один человек попал в категорию «звезды». Данные показатели свидетельствовали о том, что класс является недружным, каждый сам по себе, нет единых интересов.
Наконец, пятой задачей работы стала, необходимость проведения эмпирического исследования, проблемы социального статуса подростков и их личностных свойств. Гипотеза эмпирического исследования состояла в том, что существует взаимосвязь между социальным статусом подростков и их личностных свойств. Мы с помощью статистического критерия корреляции Пирсона смогли установить связь данных показателей. Гипотеза эмпирического исследования была нами подтверждена.
Таким образом, задачи работы были нами решены, цель - достигнута, гипотеза эмпирического исследования - подтверждена.



1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2010. - 18 с.
2. Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 2009. - 42 с.
3. Бодалев А.А. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 2010. - 188 с.
4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2012.-440 с.
5. Бадагина, Л. П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л. П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с.
6. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие для бакалавров / под ред. Н. Ф. Басова. - 4-е изд. - М.: Дашков, 2013. - 328 с.
7. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2010. - 119 с.
8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2010. - 440 с.
9. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 2011. - Т.13, №4.- С. 99- 101.
10. Геранюшкина Г.П. Психология. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо - Пресс, 2010. -1007 с.
11. Дарвиш О.Б. Психология подросткового возраста. - М.: Владос,2009.
12. Дружинин В.Н. Личность и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона». Психологический журнал. - 2012. - Т. 19, №2.-С.61-71.
13. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: 2011. - 164 с.
14. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика
совершенствования коммуникативной компетентности. - М.: Просвещение, 2011. - 183 с.
15. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. - М.: 2010.
16. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. -
Минск, 2010. - 100 с.
17. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2012. - 32 с.
18. Капустина Е.А. Взаимосвязь личностных свойств и коммуникативной компетентности личности: Дис. канд. психол. наук. - Барнаул, 2010. - 218 с.
19. Карцева Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 2011. - 25 с.
20. Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии. - 2009. №1. - С. 25-29.
21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений. - Минск, 2010. - 310 с.
22. Коломинский Я.Л. Социально-психологическая
характеристика детских коллективов // Вопросы психологии. - 2010. №3. С. 23.
23. Крайг Г. Психология развития / Перевод с англ. Е. Мальчиной, / под ред. А.А. Алексеева. - СПб.: Питер, 2007.- 940 с.
24. Кривцова С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / С.В.Кривцов. - М.: 2006. - 180 с.
25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: 2013. - 199 с.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: Сфера, 2013. - 463 с.
27. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
28. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков / Н.Д.Левитов. - М.: 2009. - 58 с.
29. Литвак Н. Наши хорошие подростки / Нелли Литвак. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 254 с.
30. Люблинская А.А. Учителю о психологии подросткового возраста. - М.: 2013. - 343 с.
31. Мандель Б.Р. Педагогическая психология. - М.: 2014. - 350 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.,2011.
33. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2011. - 392 с.
34. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
35. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис. канд. психол. наук. - М.: 2010. - 135с.
36. Пастернак Н. А. Воспитываем ребенка / Н.А. Пастернак. - М.: Форум, 2013. - 112 с.
37. Психодиагностические методы в работе с учащимися 6-8 классов // Руководство. Составитель Д.В.Лубовский. - М.: 2013. - 78 с.
38. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2012. - 480 с.
39. Савченков Ю. И., Солдатова О. Г., Шилов С. Н. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Владос, 2013. - 143 с.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебн. пособие. - М.: 2011. - 345с.
41. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2009. - 16 с.
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
психологии. - СПб.: Социал. психол. центр, 2010. - 349с.
43. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и
непопулярных подростков к сверстникам // Вопросы психологии. - 2010.- №5.- С. 50-60.
44. Соловьева А. В. Психологическая защита в подростковом возрасте. Сущность, содержание, причины: монография / А.В.Соловьева. - М.: Флинта, 2013.- 184 с.
45. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 284 с.
46. Фортунатов Г.А. Изучение подростковых коллективов. - М.: 2009. - 345 с.
47. Шадриков В. Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. / В. Д. Шадриков - Саратов: Изд - во Сарат. ун-та, 2010. - 160 с.
48. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. С. 24.
49. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 2009. - № 2. С. 34-45.
50. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2010.- № 6. С. 54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ