Роль семьи в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
организации взаимодействия детского сада с родителями воспитанников 7
1.2. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 10
1.3. Организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста 18
Вывод по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня готовности родителей к речевому развитию детей
младшего дошкольного возраста 33
2.2. Реализация взаимодействия ДОУ и семьи по развитию словаря детей
младшего дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результатов 44
Вывод по второй главе 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 53
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
организации взаимодействия детского сада с родителями воспитанников 7
1.2. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 10
1.3. Организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста 18
Вывод по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня готовности родителей к речевому развитию детей
младшего дошкольного возраста 33
2.2. Реализация взаимодействия ДОУ и семьи по развитию словаря детей
младшего дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результатов 44
Вывод по второй главе 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 53
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Именно с этим и связано введение Федерального государственного стандарта дошкольного. ФГОС ДО является основой для: разработки и реализации общеобразовательных программ дошкольного образования. Основная образовательная программа дошкольного образования определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
- участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
- обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
В соответствии с требованиями ФГОС ДОО программа духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно - региональным сообществом.
Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимопонимания между семьей и детским садом, тесно связано с решением задачи педагогического просвещения родителей.
В связи с этим развитие у родителей педагогической направленности на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Незаменимую роль в решении этих вопросов может сыграть детский сад. Именно взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, в результате которого создается настоящее содружество родителей и воспитателя, как единомышленников, способствует благоприятному становлению личности ребенка, способного и готового к творческой деятельности, самореализации, созиданию нового в области информационных контактов, а также обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективную коммуникативную деятельность.
Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день недостаточно исследований в области подготовленности родителей к общению с детьми в семье и вне ее. Не в должной мере изучены педагогические условия эффективного развития данного процесса, не разработано его программно-методическое обеспечение. К сожалению, детский сад не в полной мере обеспечивает должного уровня подготовки взрослого к реализации родительских функций в отношении своих детей. Отсутствуют разработанные в педагогической теории методики реализации данного процесса, позволяющие в полной мере дошкольным учреждениям развивать готовность родителей к формированию словаря детей в младшем дошкольном возрасте.
Методологическую основу исследования составляет труды таких ученых, как Арушанова А.Г.[1], Бородич А.М. [4], Выготский Л.С. [10], Гербова В.В. [11], Далинина Т.А. [14], Давыдов В.В. [13], Доронина Т.Н. [15], Филиченкова Т.Б.[29], Нагавкина О.С. [23]
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить роль семьи в формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, уточнив понятийный аппарат исследования.
2. Раскрыть пути взаимодействия ДОУ и семьи при развитии словаря
3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс мероприятий по развитию словаря детей в совместной работе с родителями.
Объект исследования - процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования - роль родителей в развитии словаря детей в рамках воспитания и общения в семье.
Гипотеза исследования: развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в семье будет более успешным, если в дошкольных учреждениях, будут организованы специальные занятия для родителей, в ходе которых реализуется развитие знаний о речи детей и осознание ими необходимости в общении с ребенком.
При изучении вопросов данной темы и проведении исследования использовались следующие методы: сбор материала и изучение литературы; теоретическая интерпретация собранного материала; сравнение, обобщение, анализ, наблюдение; создание диагностических ситуаций; методы диагностики.
Практическая значимость работы: заключается в разработке комплекса работы для развития знаний родителей о речи детей и осознания необходимости изменения собственного поведения в общении с ребенком.
Теоретическая значимость работы: исследования позволяют конкретизировать знания для родителей по развитию речи детей и обогащению их словаря.
База исследования: МДОУ «Детский сад №39» г. Нижнекамск.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Именно с этим и связано введение Федерального государственного стандарта дошкольного. ФГОС ДО является основой для: разработки и реализации общеобразовательных программ дошкольного образования. Основная образовательная программа дошкольного образования определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
- участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
- обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
В соответствии с требованиями ФГОС ДОО программа духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно - региональным сообществом.
Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимопонимания между семьей и детским садом, тесно связано с решением задачи педагогического просвещения родителей.
В связи с этим развитие у родителей педагогической направленности на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Незаменимую роль в решении этих вопросов может сыграть детский сад. Именно взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, в результате которого создается настоящее содружество родителей и воспитателя, как единомышленников, способствует благоприятному становлению личности ребенка, способного и готового к творческой деятельности, самореализации, созиданию нового в области информационных контактов, а также обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективную коммуникативную деятельность.
Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день недостаточно исследований в области подготовленности родителей к общению с детьми в семье и вне ее. Не в должной мере изучены педагогические условия эффективного развития данного процесса, не разработано его программно-методическое обеспечение. К сожалению, детский сад не в полной мере обеспечивает должного уровня подготовки взрослого к реализации родительских функций в отношении своих детей. Отсутствуют разработанные в педагогической теории методики реализации данного процесса, позволяющие в полной мере дошкольным учреждениям развивать готовность родителей к формированию словаря детей в младшем дошкольном возрасте.
Методологическую основу исследования составляет труды таких ученых, как Арушанова А.Г.[1], Бородич А.М. [4], Выготский Л.С. [10], Гербова В.В. [11], Далинина Т.А. [14], Давыдов В.В. [13], Доронина Т.Н. [15], Филиченкова Т.Б.[29], Нагавкина О.С. [23]
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить роль семьи в формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, уточнив понятийный аппарат исследования.
2. Раскрыть пути взаимодействия ДОУ и семьи при развитии словаря
3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс мероприятий по развитию словаря детей в совместной работе с родителями.
Объект исследования - процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования - роль родителей в развитии словаря детей в рамках воспитания и общения в семье.
Гипотеза исследования: развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в семье будет более успешным, если в дошкольных учреждениях, будут организованы специальные занятия для родителей, в ходе которых реализуется развитие знаний о речи детей и осознание ими необходимости в общении с ребенком.
При изучении вопросов данной темы и проведении исследования использовались следующие методы: сбор материала и изучение литературы; теоретическая интерпретация собранного материала; сравнение, обобщение, анализ, наблюдение; создание диагностических ситуаций; методы диагностики.
Практическая значимость работы: заключается в разработке комплекса работы для развития знаний родителей о речи детей и осознания необходимости изменения собственного поведения в общении с ребенком.
Теоретическая значимость работы: исследования позволяют конкретизировать знания для родителей по развитию речи детей и обогащению их словаря.
База исследования: МДОУ «Детский сад №39» г. Нижнекамск.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимопонимания между семьей и детским садом, тесно связано с решением задачи педагогического просвещения родителей.
Тесное сотрудничество с семьей имеет большое значение в воспитании детей. Прежде всего, изучая условия жизни и воспитания ребенка, воспитатели имеют возможность как можно больше узнать о ребенке, его привычках, пристрастиях, о том, какие требования к нему предъявляются родителями, в какой семье он воспитывается. Каков социальный портрет семьи, образование, профессиональный и культурный уровень. Наличие педагогических знаний, в связи с полученными сведениями можно строить свою работу с родителями.
Посещая мероприятия, проводимые в детском саду для родителей, они имеют возможность повысить уровень педагогических знаний, а так же получить сведения о своем ребенке. Чем разнообразнее мероприятия, проводимые в ДОУ, тем охотнее родители будут посещать их. Наглядные формы работы играют неоценимую роль родителями их значимости в развитии словаря детей. Необходимая информация, удачно подобранная библиотека, содержательные книги, буклеты и журналы помогут создать условия к развития желания родителей осознать свою значимость в этом вопросе . Необходимо позаботиться, чтобы информация была интересной, встречи занимательными и несли в себе актуальную на данный момент информацию. Только в таком случае родители проявят интерес к жизни и образовательному процессу дошкольного учреждения, приобретут навыки развития словаря детей, как первостепенной необходимости для личностного развития ребенка.
«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры» писал В.А. Сухомлинский.
В связи с этим, процесс развития роли родителей в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста рассматривается как специально организованное адресное обучение родителей.
Обследование показало, успешное развитие словаря детей экспериментальной группы и положительный эффект мероприятий по развитию словаря детей с целью осознание родителями необходимости изменения собственного общения с ребенком, неотъемлемая часть развития речи детей в семье.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза о том, что развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в семье будет более успешным, если в дошкольных учреждениях, будут организованы специальные занятия для родителей, в ходе которых реализуется развитие знаний о речи детей и осознание ими необходимости изменения собственного поведения в общении с ребенком, подтвердилась.
Тесное сотрудничество с семьей имеет большое значение в воспитании детей. Прежде всего, изучая условия жизни и воспитания ребенка, воспитатели имеют возможность как можно больше узнать о ребенке, его привычках, пристрастиях, о том, какие требования к нему предъявляются родителями, в какой семье он воспитывается. Каков социальный портрет семьи, образование, профессиональный и культурный уровень. Наличие педагогических знаний, в связи с полученными сведениями можно строить свою работу с родителями.
Посещая мероприятия, проводимые в детском саду для родителей, они имеют возможность повысить уровень педагогических знаний, а так же получить сведения о своем ребенке. Чем разнообразнее мероприятия, проводимые в ДОУ, тем охотнее родители будут посещать их. Наглядные формы работы играют неоценимую роль родителями их значимости в развитии словаря детей. Необходимая информация, удачно подобранная библиотека, содержательные книги, буклеты и журналы помогут создать условия к развития желания родителей осознать свою значимость в этом вопросе . Необходимо позаботиться, чтобы информация была интересной, встречи занимательными и несли в себе актуальную на данный момент информацию. Только в таком случае родители проявят интерес к жизни и образовательному процессу дошкольного учреждения, приобретут навыки развития словаря детей, как первостепенной необходимости для личностного развития ребенка.
«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры» писал В.А. Сухомлинский.
В связи с этим, процесс развития роли родителей в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста рассматривается как специально организованное адресное обучение родителей.
Обследование показало, успешное развитие словаря детей экспериментальной группы и положительный эффект мероприятий по развитию словаря детей с целью осознание родителями необходимости изменения собственного общения с ребенком, неотъемлемая часть развития речи детей в семье.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза о том, что развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в семье будет более успешным, если в дошкольных учреждениях, будут организованы специальные занятия для родителей, в ходе которых реализуется развитие знаний о речи детей и осознание ими необходимости изменения собственного поведения в общении с ребенком, подтвердилась.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (Теории и технологии развития речи детей, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Работа с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Дидактические игры как средство сенсорного развития для детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



