Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль семьи в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста

Работа №54102

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
378
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
организации взаимодействия детского сада с родителями воспитанников 7
1.2. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 10
1.3. Организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста 18
Вывод по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня готовности родителей к речевому развитию детей
младшего дошкольного возраста 33
2.2. Реализация взаимодействия ДОУ и семьи по развитию словаря детей
младшего дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результатов 44
Вывод по второй главе 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 53



Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Именно с этим и связано введение Федерального государственного стандарта дошкольного. ФГОС ДО является основой для: разработки и реализации общеобразовательных программ дошкольного образования. Основная образовательная программа дошкольного образования определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
- участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
- обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
В соответствии с требованиями ФГОС ДОО программа духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно - региональным сообществом.
Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимопонимания между семьей и детским садом, тесно связано с решением задачи педагогического просвещения родителей.
В связи с этим развитие у родителей педагогической направленности на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Незаменимую роль в решении этих вопросов может сыграть детский сад. Именно взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, в результате которого создается настоящее содружество родителей и воспитателя, как единомышленников, способствует благоприятному становлению личности ребенка, способного и готового к творческой деятельности, самореализации, созиданию нового в области информационных контактов, а также обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективную коммуникативную деятельность.
Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день недостаточно исследований в области подготовленности родителей к общению с детьми в семье и вне ее. Не в должной мере изучены педагогические условия эффективного развития данного процесса, не разработано его программно-методическое обеспечение. К сожалению, детский сад не в полной мере обеспечивает должного уровня подготовки взрослого к реализации родительских функций в отношении своих детей. Отсутствуют разработанные в педагогической теории методики реализации данного процесса, позволяющие в полной мере дошкольным учреждениям развивать готовность родителей к формированию словаря детей в младшем дошкольном возрасте.
Методологическую основу исследования составляет труды таких ученых, как Арушанова А.Г.[1], Бородич А.М. [4], Выготский Л.С. [10], Гербова В.В. [11], Далинина Т.А. [14], Давыдов В.В. [13], Доронина Т.Н. [15], Филиченкова Т.Б.[29], Нагавкина О.С. [23]
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить роль семьи в формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, уточнив понятийный аппарат исследования.
2. Раскрыть пути взаимодействия ДОУ и семьи при развитии словаря
3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс мероприятий по развитию словаря детей в совместной работе с родителями.
Объект исследования - процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования - роль родителей в развитии словаря детей в рамках воспитания и общения в семье.
Гипотеза исследования: развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в семье будет более успешным, если в дошкольных учреждениях, будут организованы специальные занятия для родителей, в ходе которых реализуется развитие знаний о речи детей и осознание ими необходимости в общении с ребенком.
При изучении вопросов данной темы и проведении исследования использовались следующие методы: сбор материала и изучение литературы; теоретическая интерпретация собранного материала; сравнение, обобщение, анализ, наблюдение; создание диагностических ситуаций; методы диагностики.
Практическая значимость работы: заключается в разработке комплекса работы для развития знаний родителей о речи детей и осознания необходимости изменения собственного поведения в общении с ребенком.
Теоретическая значимость работы: исследования позволяют конкретизировать знания для родителей по развитию речи детей и обогащению их словаря.
База исследования: МДОУ «Детский сад №39» г. Нижнекамск.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимопонимания между семьей и детским садом, тесно связано с решением задачи педагогического просвещения родителей.
Тесное сотрудничество с семьей имеет большое значение в воспитании детей. Прежде всего, изучая условия жизни и воспитания ребенка, воспитатели имеют возможность как можно больше узнать о ребенке, его привычках, пристрастиях, о том, какие требования к нему предъявляются родителями, в какой семье он воспитывается. Каков социальный портрет семьи, образование, профессиональный и культурный уровень. Наличие педагогических знаний, в связи с полученными сведениями можно строить свою работу с родителями.
Посещая мероприятия, проводимые в детском саду для родителей, они имеют возможность повысить уровень педагогических знаний, а так же получить сведения о своем ребенке. Чем разнообразнее мероприятия, проводимые в ДОУ, тем охотнее родители будут посещать их. Наглядные формы работы играют неоценимую роль родителями их значимости в развитии словаря детей. Необходимая информация, удачно подобранная библиотека, содержательные книги, буклеты и журналы помогут создать условия к развития желания родителей осознать свою значимость в этом вопросе . Необходимо позаботиться, чтобы информация была интересной, встречи занимательными и несли в себе актуальную на данный момент информацию. Только в таком случае родители проявят интерес к жизни и образовательному процессу дошкольного учреждения, приобретут навыки развития словаря детей, как первостепенной необходимости для личностного развития ребенка.
«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры» писал В.А. Сухомлинский.
В связи с этим, процесс развития роли родителей в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста рассматривается как специально организованное адресное обучение родителей.
Обследование показало, успешное развитие словаря детей экспериментальной группы и положительный эффект мероприятий по развитию словаря детей с целью осознание родителями необходимости изменения собственного общения с ребенком, неотъемлемая часть развития речи детей в семье.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза о том, что развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в семье будет более успешным, если в дошкольных учреждениях, будут организованы специальные занятия для родителей, в ходе которых реализуется развитие знаний о речи детей и осознание ими необходимости изменения собственного поведения в общении с ребенком, подтвердилась.



1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80 (Модули Программы ДОУ)
2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с
3. Белая К.Ю. Занятия с малышами детском саду. - М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2004 -216с.
4. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды/ А. А Бодалев. - М.: Педагогика, 2001. - 270с.
5. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. Издательство: Сфера, 2005. - 125с
6. Бородич А.М. Методика развития речи. М., «Просвещение», 1981. - 281с
7. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.
8. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.,1973. - 117с.
9. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. М, Детство-Пресс,2006.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский //
Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. - М.: Учебно
методический центр «Психология», 2001. - С. 65-82.
11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - М.:Мозаи-Синетз,2008. - 120с.
12. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка./ Н. Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
13. Давыдова В.В, Эльконина Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред., В.В.. М., 2002. - 288с.
14. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2009. - № 1. - 90 с.
15. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М.: "Просвещение", 2011. - 190 с.
16. Запарожец А.В. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. - Издательство: Издательство Михайлова В.А., 2000.
17. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев.: Избр. псих.труды. - Л., Воронеж, 2001. - 447 с.
18. Лисина, М. И. Общение и речь/ М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985.
19. Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Бабаевой Т.И, З.А. Михайловой, Гурович Л.М. - Детство [Текст]:- СПб.: Акцидент, 2004. - 224 с.
20. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика - Синтез,2005.- 152с.
21. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей.- М.: Мозаика- Синтез,2006.- 112с.
22. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб.пособие. М.:
Издательский центр «Академия», 2004. -304с.
23. Нагавкина О.С. Активизация словаря детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи средствами сенсомоторной деятельности.//Логопед в детском саду. 2009. № 4.
24. Разенкова, Ю.А. С.Н. Теплюк, И.А.Выродова Развитие речи детей раннего возраста . - М. Айрис-Пресс, 2007.- 177с.
25. Скоролуповой О., Фединой Н. «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция», журнал Дошкольное воспитание» № 7-2010 г.
26. Стародубова Н.А. «Теория и методика развития речи дошкольника» - М., 2006г. - с134-144
27. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. -2-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия», 2006. - 368 с.
28 Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.- 142с.
29. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.- М., 2000. - 314 с.
30. http://www.opvspb.ru/sluzhby/abonement zdorovaya semya /razvitie rec hi/Лободина С.В. «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи».
31. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/integrirovannve-podhodv-k-realizacii-obrazovatelnyh-oblastev-v-uslovivah Калинкина С.Ю. «Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условии введения ФГОС ДО».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ