ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2 Особенности межличностных отношений и общения в подростковом
возрасте 12
1.3 Стили педагогического общения 22
1.4 Роль учителя в формировании характера подростков 24
Выводы по главе 1 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСТКОВ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. B настоящее время не вызывает сомнений то обстоятельство, что межличностное общение представляет собой совершенно необходимое условие бытия людей, без которого невозможным оказывается полноценное формирование не только психических функций или процессов, но и целых блоков психических свойств и всей личности в целом.
Личностное развитие тесно связано с процессом общения, а также системой представлений человека о самом себе. Наиболее отчетливо связь общения с системой представлений о себе проявляется в подростковом возрасте. Данный период получил название периода «бури и натиска», благодаря тому, что это - крайне сложное для человека время, время бурных перемен во всех сферах жизни и деятельности. В силу различных индивидуальных особенностей разные люди переживают данный период по- разному: если для кого-то он проходит относительно спокойно, то другие ощущают, что «почва уходит у них из-под ног» [42, с. 151].
Одним из наиболее важных новообразований, характерных для подросткового возраста является так называемое чувство взрослости. Подросток начинает ощущать, что он больше не ребёнок, стремится к большей самостоятельности, к тому, чтобы с его желаниями и потребностями считались окружающие. С другой стороны, социально, психологически и материально он все еще зависит от родителей и вынужден подчиняться их требованиям. Данное противоречие является частой
причиной конфликтов.
Возникшее у подростка чувство взрослости в качестве своего следствия имеет возникновение сильного стремления к самоутверждению. Острое прохождение данного возрастного кризиса, особенно в сочетании с отсутствием взаимопонимания может привести к разнообразным нарушениям в поведении.
Кроме того, в подростковом возрасте начинается второе «рождение личности», сущность которого состоит в стремлении и появлении возможности осознать свои мотивы. Данное обстоятельство связано с формирующейся у подростка способностью к самосознанию,
самовоспитанию, а также саморуководству. Главными функциями самосознания являются познание самого себя и своих возможностей, самосовершенствование, поиск смысла жизни. Именно в этом возрасте актуализируется и процесс развития «идеального Я», т.е. в сознании человека возникает личностный идеал, сравнение с которым своего «Я» зачастую становится причиной неудовлетворённости собой и стремления себя изменить.
У подростка возникает потребность в принадлежности к группе. Действительно, юноши и девушки ещё не вполне ясно осознают «образ Я» и, поэтому, зачастую, чувствуют себя более защищёнными в среде себе подобных. Подросткам все ещё трудно вычленить свое «Я» из «Мы». Именно поэтому у многих подростков в данном возрасте группа становится основным регулятором поведения [45, с. 526].
Произведенный нами анализ научной, публицистической литературы, посвященной данной проблематике, показывает, что межличностное общение оказывает прямое или косвенное влияние на развитие личности подростка. Благодаря этому, развивая общение, мы можем оказывать позитивное влияние на весь процесс развития личности, ее самооценки и самопознания. В свою очередь, это становится основанием для повышения компетентности подростков в различных сферах деятельности, в том числе, и учебной.
Цель исследования: выявить взаимосвязь стиля педагогического общения с личностными особенностями подростков.
Объектом исследования являются учащиеся 8 - 9 классов и учителя с демократическим и авторитарным стилем общения.
Предмет исследования - стиль педагогического общения и личностные особенности подростков.
Гипотеза: на формирование черт характера у подростков оказывает
влияние стиль педагогического взаимодействия.
Задачами исследования являются:
1) изучить теоретический материал по проблеме общения в подростковом возрасте;
2) изучить индивидуально-психологические особенности личности подростков;
3) подобрать выборку и диагностический инструментарий в соответствии с целью эмпирического исследования;
4) провести эмпирическое исследование;
5) проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования, сделать соответствующие выводы.
Экспериментальной базой исследования являются учащиеся 8 и 9 классов МБОУ Техникумовская СОШ, Алнашского района УР.
Произведенное в рамках данной работы исследование особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте производилось в соответствии с задачами, сформулированными нами во введении.
В частности, перед нами стояла задача анализа теоретических аспектов данной проблемы. Изучение психолого-педагогической литературы позволило говорить о том, что подростковый возраст представляет собой весьма сложный этап в развитии человеческой личности, соотносимый с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет
Проведенное нами исследование показало, что важнейшими психологическими особенностями подросткового возраста являются формирование самосознания собственного «я», возникновение сексуальных влечений, избирательность в учении, возникновение чувства «взрослости», сопоставление себя с идеалом, возрастание объема памяти, появление умения самостоятельно разбираться в сложных вопросах, самоутверждение, утверждение собственной независимости и оригинальности.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме стилей педагогического взаимодействия, позволил выделить авторитарный, демократический и либеральный стили, наиболее оптимальным из которых является демократический стиль, который способен стать основанием для благоприятного влияния на личностные особенности подростков.
Анализ психолого-педагогической литературы стал основанием для проведенного нами исследования, которое проводилось на базе МБОУ Техникумовская СОШ, Алнашского района УР.
В ходе данного исследования нами была подтверждена гипотеза, состоявшая в предположении о том, что на формирование черт характера у подростков оказывает влияние стиль педагогического взаимодействия.
В ходе эмпирического исследования мы пришли к выводу, что различные стили педагогического взаимодействия формируют разные личностные качества у детей как негативные, так и положительные. Учителю нужно уметь подбирать стиль педагогического взаимодействия в зависимости от ситуации и формы обучения, а также исходя из личностных особенностей группы учеников, в зависимости от их особенности характера и темперамента. Учитель должен постараться в ходе учебной деятельности сформировать устойчивые положительные качества личности. Поэтому мы считаем, что в школе необходима работа психолог, которая должна заключаться в диагностике личностных особенностей детей, тесной взаимосвязи с учителями, психологическом просвещении учителей по таким темам, как психологические особенности подросткового возраста, рекомендации взаимодействия с учениками разного темперамента и особенностей характера и т.д.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данной работы были нами выполнены, а цель - выявить взаимосвязь стиля педагогического общения с личностными особенностями подростков - достигнута.
С точки зрения перспектив дальнейшего исследования, данная работа может быть расширена и дополнена новыми эмпирическими данными, полученными путем применения дополнительных методик исследования. Кроме того, в дальнейшем мы можем провести сравнительный анализ взаимоотношений в подростковом возрасте, осуществленный с привлечением испытуемых различных возрастов.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как на данном этапе развития личности, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Также они дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других подобных группах школьников подросткового возраста.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. / М.: Академия, 2010. - 342 с.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. / СПб: Питер,
2009. - 688 с.
3. Беличева С.А. Сложный мир подростка. / Свердловск: Урал, кн. изд-во, 1994. - 128с.
4. Бочаров В.В. Антропология возраста. / СПбУЭиФ, 2011. - 384 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.: Специальная литература, 2005,-155с.
6. Бодалев А.А., Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт.// Проблемы общения и воспитания. Ч
1. Тарту, 2014. с. 1 85 - 192.
7. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во "Речь", 2000,- 440 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 2008,- 464 с.
9. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии. / Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 146-154.
10. Братченко С.Л., Рябченко С.А. Авторитарный стиль педагогического общения а что же дальше? - М.: Педагогика, 2006. - с. 8390.
11. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. / М.: Ось- 89, 2012. - 224 с.
12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 2010. -288 с.
13. Волков, Б.С. Психология подростка. / М.: Пед. о-во России, 2002. - 160 с.
14. Выготский Л.С. Педология подростка. / Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. - М.: Мысль, 1984. - 422 с.
15. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. /М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
16. Грибанова Г. В. Формирование взаимоотношений учителя и учащихся.// Советская педагогика, 2010, №12. С.87.
17. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.: Академия,
2008. - 256 с.
18. Дубровина И.В. Практическая психология образования. / М.:
Просвещение, 2009. - 303 с.
10. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. / М.: Педагогика, 2010. - 344 с.
19. Залуничева Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. / М., 2007. - 24 с.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2007,- 480с.
21. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 2008.-315с.
22. Кан Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 2005. №4. с. 9-16.
23. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 2007,- 190 с.
24. Климов Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 2009. - 260 с.
25. Козлов А.А. Молодой человек: становление образа жизни. / М.:
Политиздат, 1996. - 167 с.
26. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личностных взаимоотношений. / Минск: ЕГУ, 2012. - 237с.
27. Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 2004,- 96с.
28. Кон И.С. Психология ранней юности. / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
29. Кондратьева С.В. Межличностное понимание и его роль в общении: Дис: д-р психол. наук. Дрогобыч, 2006.
30. Копец А.В. Влияние обратной связи на самоконтроль личности в общении. Автореф. канд. дис,- М.,2007.
31. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследования индивидуального стиля педагогического общения.// Вопросы психологии, 2010. №2, с.62-69.
32. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. / пер. с англ. - СПб: Питер,
2010. - 940 с.
33. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л: ЛГУ, 2007.246 с.
34. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М: Педагогика, 1990. 254 с.
35. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2009.-365 с.
36. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. / М.: Просвещение, 2007. - 324с.
37. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. / Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 2008. - 416 с.
38. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. / Б.Ф. Ломов // Психол. журн. - 1981. - Т. 2, № 1. - С. 3 - 17.
39. Майерс Дэвид. Социальная психология. Спб.: Питер Пресс, 2007.-688с.
40. Митина Л.С. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. 1990. - №3. - с. 58 - 64.
41. Немов Р.С. Психология. / М.: Владос ИМПЭ им. Грибоедова, 2010. - 696 с.
42. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленинград Ун-та,
2009. - 151 с.
43. Оборина Д.Б. Стиль общения в системе установок педагога и его Формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей. Пермь, 1991, С 167-164
44. Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология 2010
45. Психология подростка: хрестоматия. / М.: РПА -1997. - 526 с.
46. Рыбалко Б.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: уч. пособие. / Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 256 с.
47. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. / М.:
Международная педагогическая академия, 2010.
48. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. / М.: Педагогика, 1989. - 206 с.
49. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. / М.:
Просвещение, 2007. - 256 с.
50. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. / М.: Владос, 2014. - 359 с.
51. Шкалинский В.В. Психологическая теория коллектива. / М.: Высш. шк., 2009. - 249с