Введение 4
1. Теоретические основы управления корпоративными финансами на основе
ключевых показателей эффективности 10
1.1 Генезис концепции KPI в теориях известных экономистов 10
1.2 Принципы и методы построения системы корпоративного управления
финансами на основе KPI 18
1.3 Отечественный и зарубежный опыт внедрения и применения модели KPI
в отечественных и зарубежных корпорациях 25
2. Эмпирическое исследование корпоративных систем KPI в условиях
низкоэффективных финансовых рынках. 35
2.1 Формирование и обоснование гипотезы оптимальной модели управления
на основе ключевых показателей эффективности для российских компаний нефтегазодобывающего сектора экономики 35
2.2 Характеристика переменных и эмпирической базы исследования 39
2.3 Формализация моделей управления корпоративными финансами на базе
ключевых показателей эффективности для российских компаний 51
3. Совершенствование теории и практики управления корпоративными финансами на основе ключевых показателей эффективности 58
3.1 Практические аспекты совершенствования системы управления на основе ключевых показателей эффективности для предприятий в нефтегазовом
секторе республики Татарстан. 58
3.2 Перспективные направления дальнейших исследований в области
управления корпоративными финансами на базе системы KPI. 64
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в период участившихся финансовых кризисов и высокой конкуренции на товарных и финансовых рынках перед корпорациями России остро встает вопрос повышения эффективности управления ресурсами с целью реализации стратегического потенциала. Одним из современных подходов позволяющих обеспечить поддержку всего спектра проблем с этим связанных является совокупность механизмов управления на основе ключевых показателей эффективности (KPI).
Необходимо отметить, что использование KPI дает наибольший успех в крупных предприятиях, так как с помощью их руководству проще проследить все бизнес-процессы как на уровне подразделения, так и на уровне отдельного сотрудника и разработать стратегию достижения конечного результата. Ключевые показатели эффективности позволяют руководству видеть сильные и слабые стороны компании и анализировать факторы, которые влияют положительно или отрицательно на рост компании. По сути, ключевые показатели эффективности дают понять, достигаем ли мы цели или отклоняется, и если отклоняемся то на сколько. Так как реализация стратегии компании осуществляется на всех уровнях, то целесообразно установить KPI для каждого отдельного сотрудника. У каждого сотрудника должен быть свой набор показателей, по которому он может проанализировать свой вклад в реализацию стратегии компании.
В этой связи представляется интересным изучение предпосылок формирования концепции, а так же отдельных результатов и направлений развития научной мысли в сфере управления эффективностью на стратегическом уровне в контексте известных моделей управления. Такой подход позволит нам более структурированно подойти к решению ряда вопросов эффективного управления на основе системы KPI, что является основной целью нашей научной работы.
Степень изученности проблемы. Анализ экономической литературы показывает, что в науке управления проблемам внедрения системы ключевых показателей эффективности уделяется большое внимание. При этом они находят отражение как в ранних трудах по общему менеджменту середины прошлого века (Ж.Л. Мало, П. Друкер), так и в более поздних трудах авторов (Р. Каплан, Д. Нортон, Х. Рамперсанд, Пол Н. Нивен, Д. Пармендер, Хервинг Р. Фридаг). Определенный опыт в части теоретического анализа управления на основе концепции KPI накоплен отечественными авторами. Среди них можно выделить Е. Ветлужских, А.К. Клочков, А. Мироненко, А. Гершун, М. Горский. Изучением и разработкой инструментов управления корпоративными финансами занимались: Стюарт Штерн (Система
управления на основе показателя EVA, начало 1990-х гг.), К. Мак-Найр, Р. Линч, К. Кросс (Пирамида эффективности, 1990 год), Л. Мейсел (Модель стратегических карт, 1992 год), К. Робертс, П. Адамс (Система оценки эффективности деятельности и роста, 1993 год) и другие.
Однако новые условия хозяйствования организаций диктуют более жесткие требования к управлению. Динамичная внешняя и внутренняя среда организации требует быстрого реагирования на возникшие отклонения в деятельности организации. Особенно это актуально в условиях реформирования многих отраслей в России, в том числе нефтедобывающего комплекса. Финансового анализа в классическом его понимании сегодня не достаточно для обеспечения руководства организации своевременной, качественной, полной информацией для принятия управленческих решений.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является систематизация теоретических подходов, разработка практических рекомендаций формирования системы KPI для корпоративных образований в РФ и РТ.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть сущность концепции ключевых показателей эффективности;
- систематизировать существующие методики формирования KPI;
- построить эконометрическую модель оптимальной системы KPI для российского рынка;
- оценить практическую значимость предложенных разработок на примере нефтедобывающего сектора;
- обобщить полученные результаты и сформировать актуальные направления дальнейших исследований в области системы ключевых показателей эффективности.
Объект исследования. Объектом исследования в данной работе являются 145 компаний РФ и РТ осуществляющих деятельность в сфере нефтегазодобычи и нефтепереработки.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает совокупность теоретических и практических методов формирования системы KPI для корпоративных структур.
Теоретическая, методологическая и информационная основа исследования. Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили труды авторов системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) Д. Нортона и Р. Каплана, научные труды ведущих российских и зарубежных ученых, а также опыт западных и отечественных специалистов в сфере финансового анализа и управления финансами организации. В ходе исследования использовались нормативные и законодательные акты РФ и РТ, статистические данные Госкомстата РФ, крупнейшая база данных по компаниям России - СПАРК, внутренние методологические материалы и данные бухгалтерской и управленческой отчетности ОАО «ТАИФ-НК» и ПАО «Татнефть».
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования состоит в обосновании на базе эконометрического исследования системы ключевых показателей эффективности для российских предприятий и предприятий Республики Татарстан, осуществляющих деятельность в сфере нефтегазодобычи и нефтепереработки.
Положения, выносимые на защиту:
- уточнено понятие системы ключевых показателей эффективности, а
именно, под системой ключевых показателей эффективности мы будем понимать систему, основанную на научно-обоснованном наборе финансовых и нефинансовых показателей, оцениваемых количественно, отражающих количественное и качественное изменение результатов деятельности по отношению ключевым целям компании: сохранение финансовой
устойчивости, обеспечение платежеспособности, рост доходности и акционерной стоимости компании;
- выдвинута и посредством регрессионного анализа показателей деятельности 145 компаний за 3 года (всего 435 наблюдений) доказана гипотеза, что бессистемный подход к формированию комплекса индикаторов деятельности компании не позволяет реализовывать комплексную стратегию развития, поскольку зависимые переменные слабо влияют на результирующую;
- выдвинута и посредством регрессионного анализа доказана гипотеза, что наиболее приемлемым показателем для структуризации системы KPI компаний нефтегазового сектора экономики РФ и РТ является показатель экономической добавленной стоимости, который позволяет наиболее полно и системно сформировать набор финансовых показателей эффективности для целей корпоративного управления.
- протестирован и посредством регрессионного анализа отобран и научно обоснован набор ключевых показателей эффективности, как в целом для компаний нефтегазового сектора экономики РФ, так и для отдельных компаний РТ на примере ОАО «ТАИФ-НК» и ПАО «Татнефть».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены на экономическом форуме с международным участием «Экономика в меняющемся мире», организатором которого являлся Казанский (Приволжский) федеральный университет. По результатам участия в форуме опубликована статья, вошедшая в базу данных РИНЦ, - «Эволюция подходов к управлению на основе ключевых показателей эффективности (KPI)». Кроме того, оформлена и передана в научный отдел КФУ статья для публикации в журнале SCOPUS «Regression analysis of key efficiency indicators in the context of corporate financial management based on the indicator of the economic value added (EVA)». Также было принято заочное участие на международной научной студенческой конференции «Экономические науки. Современное состояние и перспективы развития» в городе Екатеринбург, по результатам которой была опубликована статья «Постановка бюджетирования в банковской сфере».
Таким образом, по результатам исследования опубликовано 2 статьи и одна статья принята в печать (в соавторстве с научным руководителем).
Объем и структура диссертационного исследования. Магистерская диссертация изложена на 75страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, охарактеризована степень изученности рассматриваемой проблемы, определены цель и задачи работы, раскрыта ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты системы KPI. Раскрыта сущность, история ключевых показателей эффективности. Раскрыты методы и принципы управления корпоративными финансами на базе ключевых показателей эффективности. Дополнено определение и дана классификация этапам теоретического становления концепции.
Во второй главе сформулированы и научно обоснованы гипотезы исследования структуры ключевых показателей эффективности на базе выборки 145 компаний за 3 года, формализованы эконометрические модели.
В третьей главе представлены рекомендации к формированию системы KPI на основе показателей модели EVA для крупных нефтегазодобывающих
и перерабатывающих компаний Республики Татарстан: ПАО «Татнефть» и ОАО «ТАИФ-НК», рассмотрены перспективы дальнейших исследований.
В современных сложных экономических условиях функционирования компании сложно оценить реализацию функций менеджмента и в целом сотрудников компании. В последнее время все большую актуальность приобретают подходы к анализу и оценке результатов деятельности, основанные на системах ключевых показателей эффективности.
Система KPI основана на ограниченном наборе финансовых и нефинансовых показателей, характеризующих наиболее существенные аспекты деятельности корпорации и отражающих степень достижения ею стратегических целей.
Применение данной системы показателей в компании ориентировано, прежде всего, на потребности руководства организации в наличии разносторонней, актуальной и достоверной информации о ее деятельности, на основе анализа которой могут быть приняты эффективные управленческие решения.
Обобщим полученные результаты исследования.
Теоретическим анализом посредством методов научного познания были охвачены классиков менеджмента )П. Друкер, Ж.Л. Мало, С. Штерн, Р. Линч, К. Кросс, Р. Мак-Нейр, Л. Мейсел, К. Робертс, П. Адамс), авторитетных специалистов по управлению (Р. Каплан, Д. Нортон, Д. Парментер), а также отечественных специалистов (Е. Ветлужских, А.К. Клочков, А. Мироненко, А. Гершун, М. Горский). Как показали результаты анализа, исследование показателей эффективности носит непрерывный характер.
В рамках диссертационного исследования мы провели классификацию этапов формирования понятия ключевые показатели эффективности и выделили три этапа. Первый этап, становление, в нем упоминается о показателях эффективности, как о системе управления для высшего звена в виде финансовых показателях. Второй этап - этап развития. Здесь, все процессы на предприятии взаимосвязаны, показатели эффективности формируются на каждой ступени иерархии и представляют собой как финансовые и как нефинансовые. И последний, третий этап - современное состояние, характеризуется появлением целей личности, которые взаимосвязаны с целями компании. Возникает необходимость в определении KPI для каждой личности.
На основе синтеза понятий, которые были мы, дополняя определение KPI, говорим, что ключевые показатели представляют собой систему, основанную на ограниченном наборе финансовых и нефинансовых показателей, оцениваемых количественное или качественное изменение результатов деятельности по отношению к трем ключевых целям компании: повышение финансовой устойчивости, рост прибыльности и стоимости компании.
Анализируя и сравнивая практику, внедрение концепции KPI зарубежных и отечественных компаний мы пришли к выводу, что построение системы ключевых показателей эффективности в РФ идет по пути, по которому компании развитых стран прошли давно. Так же, опираясь на опыт из-за границы, мы перечислили и дали характеристику ряду модель управления, которые в российской практике только внедряются и рассмотрели этапы постановки системы и принципы управления на основе ее.
Во второй главе нами была предложена и доказана гипотеза, что бессистемный подход к формированию комплекса индикаторов (KPI) компании не позволяет реализовывать комплексную стратегию развития, поскольку зависимые переменные слабо влияют на результирующую, на примере нефтедобывающего сектора РФ. В качестве результирующей мы приняли показатель EBIT и построили регрессионную модель и дали характеристику эмпирической базы исследования. По результатам данной модели был сделан вывод, что используя показатели прибыли построить систему ключевых показателей эффективности для цели управления
корпоративными финансами не целесообразно и дали комментарии на основании чего мы пришли к такому выводу.
В третьей главе мы представили рекомендации для формирования оптимальной системы KPI, опираясь на модель DuPont и декомпозицию EVA. В исследовании суть каждой модели была раскрыта. Нами были построены две корреляционно-регрессионные модели, по результатам которых мы пришли к выводу, что при управлении корпоративными финансами на базе ключевых показателей эффективности в качестве верхнего показателя необходимо применять показатель экономической добавленной стоимости.
Модель, основанная на декомпозии EVA, нами была проверена на отдельных крупных холдингах Татарстана - ПАО «Татнефть» и ОАО «ТАИФ-НК». По результатам исследования мы можем говорить о том, что управление на основе EVA как в секторе, так и для конкретного предприятия имеет положительный эффект.
Так же в третьей главе мы указываем направление для дальнейшего исследования в области управления на основе концепции KPI. Данное направление заключается в том, что необходимо протестировать модель EVA в отраслях наиболее важных для российской экономики. И так же мы предлагаем рассмотреть модель, не только используя финансовые показатели, но так же с использованием нефинансовых. Для этого мы предлагаем провести более детальное рассмотрение показателя экономической добавленной стоимости.
Диссертационное исследование проводилось на основании данных по 145 российским компаниям в сфере нефтедобывающей отрасли за последние три года. Так же мы проанализировали бухгалтерскую и финансовую отчетности ПАО «Татнефть» за 2013-2016 года и ОАО «ТАИФ-НК» за 2011¬2015 года. Источником финансовых показателей по анализируемым компаниям являются данные из системы СПАРК.
В исследовании были достигнуты поставленные задачи и применены современные методы математического моделирования.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от
26.01.2001 №146-ФЗ (ред. от 09.03.2016).
Монографии, диссертации
3. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. — М.: Экономика и финансы АКДИ, 2012. С. 330
4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Е.Е. Светлов Управление финансами организации на основе системы ключевых показателей эффективности, с.7
5. Внедрение сбалансированной системы показателей /Horvath & Partners; Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 78 с. (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»)
6. Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления - Олимп Бизнес, 2006, 409 с.
7. Ветлужских Е. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI/ Елена Ветлужских. - 3-е изд., перераб. и доп.: Альпина Паблишер; Москва; 2014 250 с.
8. Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дашков и К, 2015. С. 119.
9. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала, Полный сборник практических инструментов - Эскимо, 2010. 160 с.
10. Нивен Пол Р, Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций/ Пер. с англ.; Под ред. О.Б. Максимовой. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. - 336 с.
11. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. — М.: Инфра-М, 2013. 15 с.
12. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей / [Пер. с англ. А. Платонова]. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. -288 с.
13. Рамперсад К.Х. Универсальная система показателей деятельности: как достигать результатов, сохраняя целостность: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 124 с.
14. Фридаг Хервиг Р., В. Шмидт Сбалансированная система показателей/ Хервиг Р. Фирдаг, Вальтер Шмидт; [Пер. с нем. М.В. Лапшинова]. - М.:Изд., Омега-Л.-144 с.
Статьи материалы периодической печати
15. Анкудинов А.В., Биктемирова М. Х. Лебедев О. В. Анализ детерминированной финансовой структуры российских нефтяных компаний. //Нефтяное хозяйство. Нефтяная промышленность. 2013. 8. с 68.
16. Барынин А.В. Роль показателей оборачиваемости в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1. С. 86
17. Беспалова И.А. Использование стратегического подхода к управлению производством в условиях вертикальной интеграции // Теория и практика общественного развития. 2012. №9. с. 261
18. Богданова Н.В. Система сбалансированных показателей и концепция экономической добавленной стоимости в стратегическом управлении предприятием // Экономика и управление. 2014. №6. с. 51
19. Бондаренко И. Эффективность управления предприятием - ключевая задача менеджеров // Менеджмент. 2012. №5. С. 55
20. Дасени В.Б., Самолина С.А., Стрельникова Ю.С.. Декомпозициция экономической добавленной стоимости компании (EVA) // Мире науки и инноваций. 2016 . №4. С. 181
21. Дмитриева И.Ю. Влияние структуры финансов на эффективности производства/ И.Ю. Дмитриева //Экономика сельского хозяйства России -
2014. - №8. - с. 52
22. Дядюк М.А., Круглова Е.А., Фощан В.В. Финансовый леверидж как инструмент управления финансовой устойчивостью предприятия // Бизнес информ. 2014. №9. С.274
23. Ибрагимов Р.Г. Финансовая оценка управленческих решений: о применении и интерпретации показателя EVA // Аудит и финансовый анализ. 2012. №5. С. 143
24. Иткулов С.Г., Фролова Т.В., Коробейникова Е.В. Механизм внедрения KPI и BSC на предприятии //Управление экономическими системами. 2015. №5. с.22
25. Кальницкая И.В. Моделирование финансового состояния и его роль в управлении предприятием // Экономический анализ: теория и практика.
2015. № 21. С. 12.
26. Кондратьев П.В. Построение современных систем поддержки принятия решений в бюджетировании// Вестник МГТУ СТАНКИН. 2012. №3. с. 162
27. Крайнова В.В. Обоснование выбора модели ключевых показателей деятельности для судоходных компаний // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки, 2015/ №1. с. 25
28. Лапаев П.Ю. Применение ключевых показателей эффективности в управлении по целям //«Актуальные направления научных исследований: от теории к практике». 2015. №1(3). с.318
29. Любушин Н.П., Левшин Г.В. Анализ финансовой устойчивости организаций вертикально интегрированных структур управления с использованием данных управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 5. С. 8.
30. Мироненко А. KPI-системы как способ повышения эффективности бизнеса//Консультант. 2010. №9. С. 54
31. Моисеенко Е.В. Современные тенденции стратегического управления организациями //Экономические науки. -2013. №11. с. 65
32. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Оценка финансового состояния корпорации // Вестник финансового университета. 2011. № 1(61). с. 24
33. Островская Л.Ю. Отечественный и зарубежный опыт применения KPI // Вопросы экономики. 2016, №11, с.29.
34. Ревин Д.Ю., Петин Б. К.. Интеграция реинжиниринга бизнес- процессов и информационных технологий// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Том 2, № 6. с. 122
35. Родин И. И. Введение KPI и результаты его применения в России// Статистика и экономика. 2014. №1. С. 122
36. Рыкова И.Н., Дмитренко И.Н. Модель делового совершенства как EFQM как инструмент оценки качества аудиторских услуг //Экономический анализ: теория и практика. 2012. №12. с. 44
37. Сахнов С.Н. Сбалансированная система и система ключевых показателей//Управление экономическими системами: электронный научный журнал 2014. №4. с. 17
38. Соловьев А.А. Стоимость собственного капитала компании: сравнительный анализ модели капитальных активов (CAPM) и арбитражной модели (APM) // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2012. №4. С. 160
39. Старуш Л.Ю. Анализ финансовой устойчивости деятельности предприятий малого бизнеса // Экономика и управление. 2016, №5, с.38.
40. Трошина Е.А. Сравнительный анализ показателей EBIT и EBITDA // Сборник: Актуальные проблемы экономики и управления. Материалы научной конференции. 2016. С. 145
41. Тюпишева О.Ю. Применение системы ключевых показателей эффективности для предприятий нефтегазовой отрасли // Энергосбережение.
Энергетика. Энергоаудит. 2012. №10(80). с. 15
42. Чегодаев А.В. Контроллинг в системе целевого управления // Проблемы развития территории. 2012. вып. 6(62). с. 154
Зарубежные источники
43. Adams C., Roberts P. You Are What You Measure (Manufacturing Europe 1993, Sterling Publications Ltd,1993) p.505
44. Chiapello, E and Lebas, M (1996) «The tableau de board, a Frence approach to management information», paper presented at the 19th Annual Meeting of the European Accounting Association
45. Drucker Peter F. The Practice of Management, 1954. Русскоязычное издание: Практика менеджмента. - М.: Вильямс, 2007. С. 158.
46. Feshchur R., Samulyak V., Shyshkovskyi S., Yavorska N. / Analytical instruments of management development of industrial enterprises/ Econtechmod: an international quarterly journal on economics of technology and modeling processes. 2012. №3. с. 20
47. Giacomo Carli. Introducing Direct Costing and Activity based Costing in a Farm Management System. A Conceptual Model// Procedia Technology. Volume 8, 2013, Pages 399
48. McNair C.J., Lynch R.L., Cross K.F. Do Financial and Nonfinancial Performance Measures Have to Agree? // Management Accounting, November 1990, p. 29
49. Osmo T.Seppala Performance Benchmarking in Nordic Water Utilities// Procedia Economics and Finance. Volume 21, 2015, Pages 341
50. Shuckin I., Butova T.. SMART - technologies as a method of increasing the efficiency of the publicadministration// Economy modernization: new challenges and innovative practice. Conference Procceding/ Scope academic house B&M publishing; Science editor: R. Berton. 2013 Издательство: B&M publishing. C. 94
51. Strelnik, E.U., Usanova, D.S., Khairullin, I.G. (2015) Key performance indicators in corporate finance. Asian Social Science, 11, 369 -374.
52. Vasile Burja, Radu Marginean (2014). The Study of Factors that may Influence the Performance by the Dupont Analysis in the Furniture Industry. Procedia Economics and Finance, 16, 215
Электронные ресурсы
53. Буренина И.В., Варакина В.А. Система единых показателей оценки
эффективности деятельности вертикально - интегрированных нефтяных компаний//Интернет журнал «Науковедение». 2014. №1.
http: //naukovedenie. ru/
54. Еремина Г.А. Ключевые показатели эффективности как инструмент управления организаций/ Еремина Г.А.//Интернет журнал «Науковедение» - 2015. - Том 7, №5 - http: //naukovedenie. ru/
55. Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года, Москва 2011 http://innovation.gov.ru/