Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ключевые показатели эффективности (KPI) деятельности коммерческих банков

Работа №51229

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ 6
1.1. Понятие систем ключевых показателей эффективности деятельности
коммерческого банка 6
1.2. Особенности применения и внедрения систем ключевых показателей
эффективности деятельности коммерческого банка 18
2. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 24
2.1. Оценка эффективности деятельности системообразующих
коммерческих банков по финансовым показателям 24
2.2. Оценка эффективности бизнес-процессов системообразующих банков 42
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 49
3.1. Проблемы и риски применения систем ключевых показателей
эффективности деятельности банков 49
3.2. Прогноз эффективности деятельности с применением
экономико-математического моделирования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81


В настоящее время в развитии банковской системы отмечается некоторая стабилизация и умеренное постепенное развитие. Банковская деятельность подвергается множеству рисков различного характера, которые важно учитывать. В современной экономике коммерческие банки осуществляют расчетные, кредитные, вкладные и другие операции, вступают во взаимоотношения друг с другом и субъектами экономики, то есть выполняют разнообразные функции. Основой принятия управленческих решений, выработки стратегии развития деятельности банка является анализ эффективности его состояния.
В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «эффективность», но все они в итоге сводятся к двум общим определениям:
- эффективность есть соотношение затрат ресурсов и результатов, полученных от их использования;
- эффективность есть социально-экономическая категория, показывающая влияние способов организации труда участников процесса на уровень достигнутых ими результатов.
Оценку эффективности банковской деятельности чаще всего приводят, используя первое положение, согласно которому эффективность банка или банковской системы рассчитывается исходя из близости значений показателей деятельности каждого банка (например, издержек, прибыли и т. д.) к некой, заранее определенной границе эффективности.
Вышеназванные особенности подчеркивают актуальность и востребованность выбранной темы исследования. Теоретические вопросы оценки эффективности банковской деятельности в частности и финансового анализа в целом остаются до настоящего времени недостаточно проработанными, а именно, четко не определены их место и роль как элемента управления.
Цель данной работы - провести анализ ключевых показателей эффективности деятельности системообразующих коммерческих банков.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
- рассмотрение понятия систем ключевых показателей эффективности деятельности коммерческого банка;
- изучение особенностей применения и внедрения систем ключевых показателей эффективности деятельности коммерческого банка;
- анализ ключевых показателей эффективности деятельности системообразующих коммерческих банков;
- совершенствование эффективности деятельности коммерческих банков Объектом исследования определена деятельность коммерческих банков.
Предметом исследования являются ключевые показатели эффективности (KPI) коммерческого банка.
Теоретической и методологической базой исследования явились научные работы и разработки российских и зарубежных специалистов, занимающихся проблемами банковского менеджмента. Нормативную базу исследования составили законодательные и нормативные акты и документы Правительства РФ, Центрального банка России, Министерств финансов и экономического развития России, ведущих отечественных и зарубежных финансовых структур, банков и агентств и т. д.
Методологическую основу исследования составили методы системного, структурно-логического подхода, графические методы исследования информации, экономико-статистические количественные методы анализа.
Информационной базой исследования является официальная отчетность и публикации Центрального банка России, коммерческих банков, данные в части банковской статистики, отечественных и зарубежных рейтинговых агентств, Федеральной службы государственной статистики, периодические издания, ресурсы глобальной информационной сети Интернет.
Научная новизна работы состоит в разработке и обосновании теоретических положений и практических рекомендаций по развитию банковского менеджмента, обеспечивающего повышение эффективности, капитализации и результативности деятельности банка, системы взаимодействия и взаимоотношений коммерческих банков и клиентов в современной российской экономике.
Теоретическая и практическая значимость работы направлена на дальнейшее развитие теории банковского менеджмента. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов, предложений и рекомендаций для формирования результативной стратегии банковского менеджмента с целью повышения эффективности банковской деятельности и развития рынка банковских услуг.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ССП позволяет переложить глобальные стратегические ориентиры в конкретные и понятные для сотрудников показатели (ключевые показатели эффективности), поддающиеся мониторингу и контролю. Необходимо признать, что среди существующих систем именно ССП наиболее приспособлена к адаптации в различных условиях, но для её внедрения нужна соответствующая корпоративная культура и эффективный менеджмент. Организация должна быть внутренне готова к принятию ССП и быть в состоянии сохранять эту готовность так долго, как это потребуется для окончательного внедрения сбалансированных показателей.
KPI — это показатели, по которым оцениваются результативность и эффективность действий персонала, процессов и функций управления компанией, эффективность конкретной производственной, технологической и другой деятельности. Понимание целесообразности разработки KPI связано с уровнем банковского менеджмента в целом, а также с необходимостью перехода от интуитивной оценки деятельности к более точным процессам, к показателям, которые были бы понятны всем менеджерам.
Обобщение опыта реализации пилотных проектов создания KPI и BSC (система сбалансированных показателей) позволило выделить следующие составляющие алгоритма формирования KPI в банке: разработка функционала; разработка показателей; мониторинг процессов; поиск/установка стандартов, нормативов, приемлемых значений; разработка методик измерения и расчета показателей; мониторинг показателей.
Проведенный сравнительный анализ ССП, TableaudeB-rd, призмы эффективности, модели EFQM, BPM-системы и других концепций будет являться опорой для менеджмента при реализации стратегического управления эффективности банковской деятельности.
С помощью предложенной системы экономических показателей возможно оценить эффективность деятельности банка и управления им в целом, но показателей может быть не достаточно, либо они могут быть не в полной мере применимы для оценки эффективности некоторых специфических направлений деятельности банка.
Эффективность работы отдельных направлений банка в наибольшей степени отражает финансовый результат, полученный данными подразделениями от реализации банковских продуктов и оказания услуг клиентам банка, в этой связи встает вопрос о необходимости разработки методики оценки эффективности взаимодействия банка с клиентами. Методика оценки эффективности взаимодействия банка и клиентов позволит выявить слабые стороны менеджмента банка, тем самым усовершенствовать систему его менеджмента для достижения основной цели - получить максимальную прибыль при сохранении приемлемого уровня и риска и сохранении финансовой устойчивости.
В рамках исследования показателей эффективности банковского менеджмента нами проведен анализ эффективности деятельности ПАО «ВТБ» и главного банка страны - Сбербанка России.
Показателей эффективности деятельности банков России по состоянию на 1 января 2017 года дали знать, что показатели коммерческих банков, которые в рамках своей деятельности придерживаются модели, ориентированной на продукт (Россельхозбанк (РСХБ - банк со 100¬процентным участием государства) и Росбанк), ниже показателей эффективности клиентоориентированных банков (Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Юникредит банк).
Наибольший абсолютный прирост собственного капитала в 2016 году продемонстрировал лидер отрасли, Сбербанк. Его собственный капитал по итогам года увеличился на 464 миллиардов рублей или на 17,3%. Таким образом, без учета Сбербанка собственный капитал банковского сектора фактически снизился в 2016 году, что во многом объясняется отзывом лицензий. Финансовый результат ПАО «Сбербанк России» 2015 г. был ниже на 14,63% и 17,59%, соответственно. На финансовые результаты 2016 г. повлияла отрицательная переоценка активов, номинированных в иностранной валюте. В результате прибыль до уплаты налогов снизились по сравнению с 2015 г. на 28,50%, а нераспределенная прибыль - на 29,83%. Это также негативно характеризует работу банка.
Немаловажную роль в обеспечении эффективности работы играют показатели прибыльности банка. В течение 2014-2016 гг. ПАО «Сбербанк России» работал эффективно, о чем свидетельствует получение чистого процентного дохода. Вместе с тем, его величина снизилась в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 21,37%, что негативно характеризует работу банка.
Нормативы Банка России в ПАО «Сбербанк России» в целом на протяжении 2014-2016 гг. соблюдаются. Определенные опасения составляет значения норматива Н4. Фактически на протяжении 2014-2016 гг. его значения формировались на уровне 99,8; 102,5; 111,2 и 65,5.
По аналогии с ПАО «Сбербанк России» нами были вычислены показателей обеспечения эффективности деятельности работы ПАО «ВТБ». Анализ продемонстрировал, что показатели эффективности ПАО «ВТБ» и показатели Сбербанка России значительно отличаются. Так, показатель R-E ПАО «ВТБ» ниже соответствующего показателя Сбербанка в 4,5 раза. R-A ПАО «ВТБ» меньше на 2,57% R-A Сбербанка, а чистая процентная маржа меньше на 3,4%. Если за трехлетний период показатель чистой непроцентной маржи снизился в Сбербанке России на 80%, то у ПАО «ВТБ» он, наоборот, увеличился на 14%. Чистая маржа операционной прибыли ПАО «ВТБ» по итогам2016 года меньше на 3,03% аналогичного показателя Сбербанка. Операционная эффективность и чистая прибыль в расчете на акцию EPS Сбербанка выше аналогичных показателей ПАО «ВТБ» на 4,5% и 15 руб. соответственно. Показатель чистой прибыли Сбербанка России на конец 2016 года выше показателя чистой прибыли ПАО «ВТБ».
Показатели эффективности бизнес процессов двух системообразующих банков ПАО «Сбербанк России» и ПАО «ВТБ» за 2016 г. очень разняться. В частности оптимизации издержек в ПАО «ВТБ» так показатель ее характеризующий - доля административно-хозяйственных расходов в операционной прибыли после формирования страховых резервов - на 5,5% выше у ПАО «Сбербанк России». Это говорит о низкой оптимизации издержек у ПАО «ВТБ». Такие показатели как: доля продаж новых продуктов в общем объёме и продолжительность разработки новых продуктов также показывают низкое развитие инновационных продуктов у ПАО «ВТБ». В частности доля продаж новых продуктов в общем объёме у ПАО «Сбербанк России» выше на 9,3%, а продолжительность разработки новых продуктов у ПАО «ВТБ» на 77 дней больше. Доля автоматизированных бизнес-процессов по сравнению со значением на предыдущую отчетную дату показывает также лучшие показатели у ПАО «Сбербанк России», что говорит о высокой степени автоматизации бизнес-процессов у ПАО «Сбербанк России».
ПАО «Сбербанк России» и ПАО «ВТБ» уже накопили большую процессную базу. Но следует отметить, что проекты описания бизнес- процессов не являются «разовыми», а носят итеративный характер, поэтому так важно иметь под рукой методику процессной структуризации.
Таким образом, рассмотрены некоторые основные показатели эффективности банка. В посткризисный период залогом эффективного функционирования банковской системы вероятно является восстановление взаимного доверия банков и их клиентов, без которой невозможны классические банковские отношения, основанные на передаче своих денежных средств для использования других на достаточно длительный период времени.
Как правило, воздействуя на различные показатели деятельности банка, если работать с ними комплексно и улучшать каждый из них, в результате можно повысить эффективность работы банка в разы.
Для того что бы выяснить, какие факторы в наибольшей степени оказывают определяющее воздействие на эффективность банка, был проведен регрессионный анализ.
На деятельность ПАО «Сбербанк России» оказывают сильное влияние внешнеэкономические факторы, в частности, от индексов потребительских цен и реальных располагаемых доходов населения, прибыль исследуемого банка зависит на 70,89 %. При этом ПАО «Сбербанк России», являясь крупнейшим банком в российской банковской системе, просто не может не подвергаться косвенному воздействию внешних факторов, т. к. обладая третью активов национальной банковской системы, ПАО «Сбербанк России» проводит множество банковских операций с различными категориями клиентов и частными компаниями, в том числе, принадлежащих почти ко всем отраслям экономики. Вследствие чего ПАО «Сбербанк России», взаимодействуя с многочисленными экономическими секторами, будет являться индикатором тенденций, происходящих в экономике нашей страны, как положительных, так и негативных.
Согласно полученной регрессионной модели влияния на прибыль ПАО «Сбербанк России» процентных доходов от кредитования юридических лиц и прочих расходов, для восстановления уровня финансового результата 2015 г. -
311,2 млрд. руб., анализируемому банку необходимо увеличить объем процентных доходов на 67,25 млрд. руб. В таком случае процентные доходы ПАО «Сбербанк России» по итогам 2017 г. составят 1 214,25 млрд. руб. Одновременно с этим, объем резервов на возможные потери в последующих периодах будет зависеть только от качества кредитного портфеля, на величину которого оказывают влияние множество факторов, в том числе и внешних.
Таким образом, исходя из результатов проведенных факторного и корреляционно-регрессионных анализов за отчетный период времени, для улучшения эффективности деятельности, а также системы его управления, необходимо усовершенствовать методику предупреждения ухудшения качества активов, т. к. именно снижение качества активов ПАО «Сбербанк России» за период 2014-2016 г. стало одним из главных факторов уменьшения прибыли анализируемого банка, из-за формирования значительного объема резервов на возможные потери. Вследствие того, что из всех доходов получаемых ПАО «Сбербанк России», доходы от кредитования юридических лиц оказывают наибольшее влияние на финансовый результат исследуемого банка, то особого внимания требует именно данный сегмент.
Несмотря на огромный интерес российских банков к системе KPI, большинство из них не готовы в настоящий момент работать с системой сбалансированных показателей. Анализ внешней и внутренней среды с помощью усовершенствованной методики CAMEL, показателей концепции EVA, а также сравнение их с методом SW-T-анализа позволяет выявить проблемные места, отрицательно влияющие на развитие банков.
Для внедрения сбалансированной системы показателей у банка должна быть четкая, структурированная стратегия. Однако стратегический план как таковой во многих российских банках либо совсем отсутствует, либо представляет собой документ с набором туманных формулировок, таких как «стабильное положение на рынке», «повышение рентабельности», «снижение издержек», никак не ориентированных на претворение стратегических целей в жизнь.
Поэтому каждый проект по KPI, как правило, начинается со сбора данных для формализации стратегии. Согласно концепции KPI, все стратегические цели распределяются по четырем ключевым группам (финансы, клиенты, процессы, обучение и развитие персонала), после этого начинается процесс создания стратегической карты.
Как показывает практика, на банк необходимо 15-20 показателей, на подразделение около 7-10, для одного сотрудника не больше 5. Большинство банков в первом варианте KPI оставляют около 30 показателей, но их число начинает сокращаться, как только встает вопрос об источнике информации для расчета.
Проект по KPI не заканчивается на этапе внедрения. Чтобы система эффективно работала необходимо регулярно отслеживать изменения в ней, от чего-то отказываться, что-то добавлять. Для этого требуется адаптировать KPI к другим инструментам управления, существующим в банке: системам бюджетирования и управленческого учета, задачам стратегического развития и оперативного управления.



1. Инструкция Центрального банка РФ от 01 октября 1997 года № 17 «О составлении финансовой отчетности», инструкции ЦБ РФ от 1 октября 1997 года № 1 // СПС «Консультант Плюс».
2. О порядке регулирования деятельности банков: Инструкция Банка России от 1 октября 1997 года № 1 // СПС «Консультант Плюс».
3. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях расположенных на территории Российской Федерации (Рег. № 61, утверждены приказом ЦБ РФ от 18 июня 1997 года № 02-263) // СПС «Консультант Плюс».
4. Акмаева Р. И. Анализ эффективности издержек и распределения влияния между акционерами банка // Управление в кредитной организации. -2016. - № 2, 3. - С. 67-79.
5. Анисимова З.М. Роль банковского сектора в Российской Федерации и показатели эффективности банковского менеджмента // «Философия социальных коммуникаций». Научно-теоретический журнал. - 2017. № 3 (24). - С. 67-79.
6. Анисимова З.М. Основы эффективности стратегического банковского менеджмента // «Национальная безопасность». Научный журнал. (Российская Академия наук. Центр исследования проблем безопасности, институт социально-политических исследований). - 2017. - № 2 (25). - С. 302¬317.
7. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ.; Под ред. С.Г. Божук. - 7-е изд. - Спб.: Питер, 2009. - 496 с.
8. Белоусова В.Ю. Эффективность издержек однородных российских коммерческих банков: обзор проблемы и новые результаты // Экономический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 4. - М.: ГК-ВШЭ.
9. Бор М.З. Менеджмент банков: организация, стратегия,
планирование / М.З. Бор, В.В. Пятенко. - М.: Издательство «Дело и сервис»,
2015. - 288 с.
10. Бабкин В.В. Проблемные аспекты организации работы временной администрации в банке // Управление в кредитной организации/ - 2006. - № 27. - С. 2-8.
11. Буевич С.Ю. Анализ финансовых результатов банковской
деятельности - 2016-№3.
12. Валенцева Н.И. Оценка себестоимости банковских продуктов // Вестник финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. - 2016. - № 8. - С. 167-179.
13. Васин А.С. Повышение эффективности функционирования банка на основе совершенствования процесса обслуживания клиентов (Текст) / А.С. Васин, В.В. Кузнецов // Финансы и кредит. - 2016. - № 7. - С. 2731.
14. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Концепция и система безопасности банка. - М.: Изд. Шумилова И.И., 2015.
15. Голованов А. Банковский бизнес в России: приметы нашего времени // Аналитический банковский журнал. - 2013. - № 2.
16. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т. И. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 462 с.
17. Давыдова В.В., Медведева А.В. Оценка эффективности деятельности банка 2014-67 с
18. Дик В.В., Лужецкий М.Г., Родионов А.Э. Бизнес и экономика. - М.: Московская финансово-промышленная акономика, 2015.
19. Дробышевский С.М., Пащенко С.А. Анализ конкуренции в российском банковском секторе (Текст) // Научные труды Института экономики переходного периода. - 2015. - № 96.
20. Зиновьева С.В. Клиентоориентированная стратегия банка // Банковское дело. - 2017. - № 2. - С. 98-100.
21. Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. - 2-е издание. - М.: Олимп Бизнес, 2008. - 320 с.
22. Киреев, В. Л. Банковское дело : учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. - М: КНОРУС, 2012. - 239 с.
23. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Когденко. — 2-е изд.,
24. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 538 с.
25. Корнилов Д.Т. Качество банковской деятельности в условиях развития межбанковской конкуренции. - Ярославль, 2016. - 109 с.
26. Коробов Ю.И. Банковская конкуренция: роль, специфика,
перспективы развития // Современная конкуренция. - 2009. - № 1 (1).
27. Кроксфорд Х., Абрамсон Ф. Искусство розничного банкинга. Факты, аналитика, прогнозы. - М.: Гревцов Паблишер, 2009 г. - 320 с.
28. Лутошкина Н.К. Банковская конкуренция конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика // Финансы и кредит. - 2015. - № 46.
29. Маркин, Ю. П. Экономический анализ: учеб. пособие; допущено УМО по образованию в области экономики и экономической теории / Ю. П. Маркин. — М.: Омега-Л, 2010. — 450 с.
30. Неретина Е.А., Солдатова Е.В. Современные концепции эффективности деятельности коммерческого банка // Финансы и кредит. - 2016. - № 13 (397).
31. Роуз П.С. Банковский менеджмент / Перевод с английского 2 -го издания. - М.: Дело Лтд, 2017. - С. 130.
32. Савенкова, Т. И. Логистика: учеб. пособие; рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики / Т. И. Савенкова. — 4-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2009. — 255 с.
33. Синки Дж. Ф. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг / Дж. Синки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
34. Скиннер К. Будущее банкинга: мировые тенденции и новые технологии в отрасли. - Минск: Гревцов Паблишер, 2013. -263 с.
35. Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учебник для бакалавров; рекомендовано МО и науки РФ / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — (Серия: Бакалавр. Углубленный курс)
36. Уткин Э.А. Инструменты банковской маркетинговой политики // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 2. - С. 65-72.
37. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: в 3-х кн. - М.: Перспектива, 2015.
38. Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. - 9-е изд. - М. : Дашков и К, 2013. - 543 с. - 5 экз.
39. Шестакова Е.В. Развитие банковской системы // Банковское дело. -
2017. - № 7. - С. 59-61.
40. Штейн О.И. Банковский маркетинг: совершенствование
организации обслуживания клиентов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 3. - С. 34-39.
41. Шустов В.В. Конкуренция банков и рынок клиентуры // Деньги и кредит. - 2013. - № 7. - С. 5-8.
42. Эзрох Ю.С. Новый подход к оценке конкурентоспособности коммерческого банка // Банковское дело. - 2016. - № 1. - С. 67-71.
43. Моисеев С., Буйнов Ю. Эффективность российских банков (сайт). URL "http:ZZwwwZMfpa.ru/general/upload/investigation/may": 03./pdf
44. Официальный сайт Банка России. (Электронный ресурс). Режим доступа: http: //cbr.ru
45. Официальный сайт Госкомстата РФ. (Электронный ресурс). Режим доступа: http: //gks .ru
46. Официальный сайт ЕБРР (Европейского Банка реконструкции и развития). (Электронный ресурс). Режим доступа: http://ebrd.ru
47. Официальный сайт журнала «Банки и деловой мир». (Электронный ресурс). Режим доступа±Цр:/^ш.ш
48. Официальный сайт информационного агентства
«РосБизнесКонсалтинг». (Электронный ресурс). Режим доступа: http://rbc.ru
49. Официальный сайт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://forecast.ru
50. Официальный сайт Эксперт РА. (Электронный ресурс). Режим доступа:http://raexpert.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ