Введение 3
Глава 1.Теоретические основы системы внеклассного чтения в школе
1.1. Специфика уроков внеклассного чтения 6
1.2. Воспитательная роль внеклассных занятий по литературе 13
Глава 2. Воспитание интереса учащихся к литературе XVIII века в процессе изучения творчества И.А. Крылова
2.1. Литературное творчество раннего Крылова 19
2.2. Традиции литературы XVIII века в прозе и драматургии Крылова.. ..24
Глава 3. Методические рекомендации по изучению сатирических
произведений Крылова на примере урока внеклассного чтения 40
Заключение 54
Список использованной литературы
Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как журналист, драматург, прозаик, издатель и публицист. Но больше всего он запомнился как замечательный баснописец. Творческое наследие автора - это трагедии, комедии, 236 басен, собранных в девяти книгах.
Сатира - основной элемент в произведениях Крылова. В отличие от своих современников, он выбирает иной путь разоблачения невежества. Пока другие поэты пишут гневные оды, Крылов оттачивает свое сатирическое мастерство, занимается издательским делом.
В школьной программе творчеству Крылова уделяется немаловажное значение. Каждый школьник знает имя Крылова, знаком с его баснями, понимает их мораль. О басенном творчестве поэта сказано немало. Однако далеко не каждый знает, что Иван Андреевич Крылов был не только поэтом-баснописцем, но и замечательным драматургом, прозаиком; вел издательскую деятельность, выпускал журналы, считался отличным публицистом. Вся эта деятельность относится к раннему периоду творчества, который, к сожалению, не изучается в школе. В связи с этим, считаем актуальным рассмотреть малознакомое раннее творчество писателя и узнать его с новой неизведанной стороны. Ранний период творчества И. Крылова охватывает 1780-1790-е годы, когда писатель преимущественно выступает как драматург и журналист. Блещущий остроумием молодой Крылов быстро становится известным в литературных кругах Петербурга конца XVIII века. В это время начинает проявляться талант Крылова как сатирика. Многие произведения, созданные им в 1780-1790-е годах, так или иначе, связаны с сатирой.
Раннее разностороннее творчество Крылова, несомненно, будет интересно школьникам и поспособствует развитию воспитания любви к литературе XVIII века. Ведь литературное наследие этого времени - не только торжественные оды и каноны классицизма, оказывается, это и сатирическое издательство, это и преромантизм, и предтеча реализма, а также большое жанровое разнообразие. Материалы нашего исследования мы сможем применить на уроке внеклассного чтения, посвященного творчеству Крылова-драматурга и прозаика.
Степень изученности раннего творчества писателя невысока по сравнению с поздним периодом творчества. К изучению первого периода Крылова в разные годы обращались такие исследователи как Г.А. Гуковский, П.Н. Берков, Н.В. Разумовская, И.П. Быстров, Ю.М. Лотман и т.д. Непосредственно теорией уроков внеклассного чтения и их воспитательной особенностью занимались Н.А. Рубакин, А.В. Давыдова, О. В. Джежелей, Л. Климанова, Р. Бунеев, Е. Бунеева, Н.В. Мирецкая и другие исследователи.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что мы не только рассматриваем Крылова как драматурга и прозаика, а посредством данного материала хотим воспитывать любовь у учеников к литературе XVIII века, которая ассоциируется у них преимущественно с классицизмом.
Объектом изучения являются произведения раннего Крылова, преимущественно его драматургия и проза, издательская деятельность. Предмет изучения - воспитание любви к литературе того периода в процессе изучения произведений раннего Крылова.
Цель этой дипломной работы - воспитать любовь школьников к литературе XVIII века в процессе знакомства с драматургией и прозой И.А. Крылова. Для успешного выполнения цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть специфику уроков внеклассного чтения в школе;
-выявить воспитательную роль внеклассных занятий по литературе;
-дать общую характеристику раннему творчеству Крылова;
- проследить традиции литературы XVIII века в прозе и драматургии Крылова;
-представить методические разработки по изучению раннего творчества Крылова, которые можно использовать на уроке внеклассного чтения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе рассматривается теоретический материал об уроках внеклассного чтения и их воспитательной роли. Во второй главе дается характеристика ранних произведений Крылова, приводится их идейно-художественное своеобразие, анализируется издательская деятельность писателя. Более того, приводятся наблюдения традиций литературы XVIII века в драматургии и прозе писателя. В третьей главе приводятся методические рекомендации по использованию данного материала в школе на занятиях по внеклассному чтению.
Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал можно использовать на занятиях по внеклассному чтению.
Иван Андреевич Крылов - знаменитый баснописец XIX века, написавший более нескольких сотен басен и известный как мастер сатиры. Это то, что о нем обычно знают учащиеся школ. Однако не каждый знает, что мастерски написанным басням предшествовал ранний период творчества - время, когда появились зачатки крыловской сатиры. Таким образом, творчество писателя можно разделить на два периода: ранний и поздний. Ранний Крылов известен, прежде всего, благодаря своей драматургии, а также журнальной деятельности. На начальном этапе своего литературного пути, автор пробовал себя во многих жанрах. Писал лирические стихи, комедии, трагедии, сатирическую прозу и т.д. Для того чтобы лучше понять смысл и значение его басен - основного жанра позднего периода, необходимо быть знакомыми с его ранними произведениями.
Литературные взгляды, которых придерживался Крылов, не могли не найти отражение в его произведениях. Его можно отнести к русским просветителям XVIII века, во главе которых был А.Н. Радищев. Этому способствовало общественное положение писателя, ведь он был сыном бедного армейского офицера. Однако Крылов не смог подняться до идеи восстания против самодержавия и крепостничества.
Крылов начал свою деятельность в эпоху, когда классицизм постепенно заменялся сентиментализмом. Но у автора был свой путь, он не следовал конкретно какому-либо направлению.
Изучение раннего творчества И.А. Крылова, на наш взгляд, будет интересным для учащихся. Они раскроют его с другой стороны: не просто как баснописца, но и драматурга и прозаика, мастера сатирической прозы. В процессе изучения произведений молодого Крылова, у школьников возникнет интерес к литературе XVIII века и к произведениям этой эпохи.
Школьная программа по литературе не предусматривает изучение пьес и журнальной деятельности Крылова, поэтому целесообразно провести урок внеклассного чтения по раннему Крылову. На уроке нужно рассмотреть несколько произведений автора, чтобы суметь дать общую характеристику раннему творчеству писателя.
Любое занятие по внеклассному чтению направлено на повышение уровня читаемости школьников, пробуждения их интереса к литературе в целом и, в конечном итоге, развитие грамотной, всесторонне развитой личности.
Велика воспитательная роль внеклассных занятий. Внеклассное чтение влияет на формирование вкуса и взглядов обучающихся, а также личностного развития.
Все вышеназванные моменты, касающиеся раннего творчества Крылова, были рассмотрены нами в данной работе. В первой главе мы обозначили значимость занятий по внеклассному чтению, рассмотрели их сущность и воспитательную роль. Во второй главе мы дали характеристику раннего творчества писателя, рассмотрели, как отражаются традиции литературы конца XVIII века в его прозе и драматургии. В третьей главе привели методические рекомендации в виде конспекта урока по внеклассному чтению. Считаем, что цель нашей работы достигнута - проанализированы ранние произведения Крылова и составлены методические рекомендации по проведению урока внеклассного чтения, который, безусловно, направлен на развитие у учащихся интереса к литературе конца XVIII века в процессе изучения прозы и драматургии И.А. Крылова.
1. Крылов И. А. Полн. собр. соч., т. 1-3 - М., 1945.
2. Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru
3. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. - Л., 1977.
4. Берков П. Н. Русская комедия и комическая опера XVIII века. - В кн.: Русская комедия и комическая опера XVIII века. М. - Л., 1950.
5. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.: Просвещение, 2000.
6. Бравиль В.А. Международные интеллектуальные олимпиады. - М.,
1999.
7. Бородина В.А. Чтение - только начало. Творчество жизни - вот цель! // Школьная библиотека. - №9-10. -2011. с. 134-139
8. Быстров И. П. Отрывки из записок моих об Иване Андреевиче Крылове. — Северная пчела, 1845, № 203.
9. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Стефа», 2000.
10. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах. - М.: Новая школа, 1994 - 48 с.
11. Гуковский Г. А. Крылов и Княжнин. — В кн.: «XVIII век», сб. 2. - М. - Л., 1940, с. 142-154; Десницкий А. В. Крылов и Княжнин. (Начало взаимоотношений). - Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им.
А. И. Герцена, 1967.
12. Гуковский Г. А. Лирика Крылова. — В кн.: И. А. Крылов. Исследования и материалы. М., 1947.
13. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005.
14. Елеонский С. Ф. «Илья Богатырь», опера И. А. Крылова: К истории взаимосвязей народного творчества и литературы XVIII - начала XIX века / / Уч. зап. Московского городского пед. ин-та им. В. П. Потемкина. - 1957. - Т. 67. - Вып. 6. - С. 93-108.
15. Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова», Сочинение академика Михаила Лобанова. - СПб, 1847.
16.Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок // Русский язык в школе. 1998.
17.Зепалова Г.С. Уроки литературы и театр. М.: Просвещение, 2001.
18. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. //Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 2001.
19. Классные часы. 6 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова. -. М.: ВАКО, 2016. - 320 с.
20. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2000.
21. Козак О.Н. Литературные викторины. - СПб.: Союз, 1999.
22. Коплан Б. И. Философические письма «Почты духов». - В кн.: А. Н. Радищев. Материалы и исследования. М. - Л., 1936.
23. Крылов. И. А. Исследования и материалы. - М., 1947.
24. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
25. Лотман Ю. М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века. - В кн.: Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М. - Л., 1961.
26. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1999.
27. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1998.
28. Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с искусством. //Поиск новых путей. - М.: Просвещение, 1999.
29. Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 2000.
30. Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературного произведения в школе. // Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 2001.
31. Методика преподавания литературы. В 2ч. - Ч.2. Внеклассная работа по литературе / Под редакцией О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, - М.: Просвещение, Владос, 2005.
32. Мирецкая Н.В. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. - М.: Просвещение, 1999.
33. Методика преподавания литературы: Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 2001.
34. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp- content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
35. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в школе. - М.: 1998.
36.Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. - М.: Издательство АСТ, “Астрель”, “Олимп”. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. - М.:
Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
37. Пушкин А. С. Полн. собр. соч., т. 11. М. - Л., 1949.
38. Разумовская М. В. «Почта духов» И. А. Крылова и романы маркиза д’Аржана. - РЛ, 1978, № 1.
39. Рубакин Н.А. Избранное: В 2-х томах / Сост., кратк. биогр. очерк и коммент. проф. А.Н.Рубакина. - М.: Книга, 1975. Т.1. - 223 с.
40. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1999.
41. Савенкова Л.Б. Олимпиада как форма проверки знаний // Русский язык в школе. 2000. - № 6.
42. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1.
43. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - В кн.: Психология. М., 2000.
44. Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека. - №5. - 2002.
45. Топольницкая Л.С. Детское словесное творчество // Русский язык в школе. 1999. - № 2.
46. Тулаева Е.Б. Славна богатырями земля русская! Сценарий литературного состязания по былинам // Литература в школе, 1997.
47. Фаткулина Л.П. Роль уроков внеклассного чтения в формировании читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/5511.pdf
48. Фомичев С. А. Драматургия Крылова начала XIX века. - В кн.: Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. - Л., 1975.
49. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М.: Новая школа, 1998.
50. Щуркова Н.С. Собранье пёстрых дел. - М.: Новая школа, 1999.