Введение 3
Глава I Обществоведческое образование в РФ на рубеже XX-XXI веков 13
1.1 Периодизация развития обществоведения как дисциплины в России
конца XX- н. XXI вв 13
1.2 Принципы формирования школьной образовательной программы в
области обществознания 35
Глава II ФГОС как стратегия развития обществоведческого знания в системе школьного образования 54
2.1 Модернизация содержания обществоведческого образования в свете
принятия ФГОС 54
2.2 Потенциал предмета обществознания в формировании социальной
Заключение
Список источников и литературы
История конца XX столетия ознаменована фактами, изменившими дальнейшее развитие российского общества - распад СССР, создание нового государства - Российская Федерация. Эти события, во многом, означали завершение старой эпохи и становление нового мира, мира, в котором не будет места единой идеологии и наступит период политического плюрализма, который отразится на всех сферах общественной жизни.
В создании нового российского государства, общества огромную роль играет школа, главной задачей которой является воспитание абсолютно нового поколения молодых людей, формирование тех ценностей, которые будут востребованы в новом государстве. Система образования является важнейшим социальным институтом, она задает условия формированию качественного развития индивида и общества в целом.
Формирование нового поколения молодежи в рамках образовательных организаций, в первую очередь школ, происходит на уроках истории и обществознания. Так начало 1990-х годов ознаменовалось реформированием системы образования, в 1992 году принимается закон «Об образовании» , который гласит: «область образования признается приоритетной, происходит разграничение компетенции федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, устанавливается федеральные государственные образовательные стандарты, обязательные при реализации основных образовательных программ». Вслед за принятием данного закона происходит внедрение концентрической структуры исторического и обществоведческого образования (1993г.), создание базисного учебного плана исторического и обществоведческого образования (1993г.) и тд.
Данные мероприятия, проводимые государственными органами, были направлены, как говорилось ранее, именно на формирование новой общественности в лице молодежи.
Актуальность темы. Тема развития системы образования в постсоветской России нашли свое отражение в научной литературе, но выделяемый нами аспект, а именно - развитие и состояние обществоведческого образования, до сих пор не нашел своего освещения в монографиях. К тому же, стоит отметить тот факт, что при исследовании данной темы мы столкнулись с большим количеством литературы, в большинстве своем это статьи в периодических изданиях, которая требует обязательного осмысления.
Объектом исследования является система обществоведческого образования Российской Федерации в постсоветское время.
Предметом - состояние и тенденции обществоведческого образования в современной России.
Целью данной работы является выявление особенностей состояния и тенденций развития обществоведческого образования в России (90-е гг. XX в. - начало XXI в.).
Задачи:
1. Выявить этапы развития обществоведческого образования в современной России;
2. Раскрыть принципы обществоведческого образования в свете принятия Федерального государственного стандарта образования (ФГОС);
3. Раскрыть особенности модернизации содержания обществоведческого образования;
В качестве хронологических рамок исследования выбран следующий период - 1992 - 2012. Данный выбор можно объяснить введением Закона «Об образовании», который обозначил качественные изменения в системе преподавания и привел к принятию новых программ по изучению отдельных предметов - обществознания и др. 2012 год - год принятия стандарта нового (второго) поколения, известный всем как ФГОС, направленный на системно-деятельностный подход в изучении школьных дисциплин, данный стандарт является основным и в настоящее время.
Методологической основой данной выпускной квалификационной работы стали базовые принципы исторической науки, а именно: историзм, научность, социальность, объективность, системность. Также нами был проведен анализ социальной, психологической и педагогической литературы, директивных и нормативно-правовых документов.
Степень изученности темы. Этапы становления обществоведческого образования постсоветской России не нашли должного освещения в историографической науке. Стоит отметить тот факт, что основное внимание в научной литературе делается на становление обществоведения в послереволюционный период. Работы, освещающие историю развития и состояния данной учебной дисциплины в 1990-е годы, представлены в основной своей массе статьями, публиковавшимися в педагогических журналах, например таких как «Преподавание истории и обществознания в школе».
Поскольку наша тема является не до конца разработанной в настоящее время, то основной упор мы делаем на изучение и анализ статей, источников и учебно-методического материала.
Первые научные статьи, раскрывающие суть реформирования школьного образования 1990-х годов появляются уже в 1997 году. Эти статьи были включены в сборник под редакцией Л.Н. Боголюбова. Статьи раскрывают тенденции развития основного и полного общего образования, дают характеристику изменениям системы общего среднего образования в 1995-1996 годы. Дальнейшую разработку вопроса внедрения в систему образования государственных стандартов и связанных с ними нормативно-правовых документов раскрывает П.С. Гуревич.
Огромное значение в исследовании темы дальнейшего пути развития обществознания, его места в системе школьного образования, его типах и формах оказал член-корреспондент РАО Л.Н. Боголюбов.
Л.Н. Кинкулькин изучает вопросы методического оснащения учебников по обществознания в общеобразовательных учреждениях, тот же вопрос исследуют В.Ф. Хотеенков, А.И. Кравченко. Авторами в большей степени учитывается не познавательная возможность учебников, а структура, оформление и методическое оснащение.
Острую проблему повышения квалификации учителей по обществознанию затрагивают П.А. Баранов и Л.С. Бахмутова, авторы отмечают негативные моменты, проблемы современного обществознания, краеугольным камнем которых является учитель.
В новое тысячелетие обществознание входит на качественно новых началах, об этом свидетельствует статья Л.Н. Боголюбова. В своей работе Леонид Наумович поднимает проблему воспитательного момента курса обществознание, однако подчеркивает его концептуальную завершенность.
Последующая историография вопроса развития и состояния обществоведческого образования, так или иначе, связана с принимаемыми государственными стандартами школьного образования. И следующей стала статья А.Т. Кинкулькина, который критикует принятый стандарт, отмечая его большую загруженность, и внутренние противоречия.
В 2004 году Министерством образования РФ принимается Федеральный Государственный Стандарт, в связи с этим событием происходит и «реформирование» школьных учебников по обществознанию. Вскоре в журнал «Преподавание истории и обществознания» поступает статья Л.П. Куренной. В своем письме учитель гимназии №9 г.Краснокаменска Читинской области, пишет тревожной ситуации, сложившейся с учебниками по обществознанию, которые либо не полностью отвечают требованиям стандарта, либо вообще содержат неточные положения.
В 2005 году выходит статья Л.Н. Боголюбова, написанная совместно с Л.Ф. Ивановой, О.В. Кишенковой о модернизации обществоведческого образования в результате принятия ФГОСа первого поколения. Авторы статьи постарались дать анализ внесенных изменений в преподавание дисциплины и ответили на критику Л.П. Куренной.
Входившие в образовательное пространство системы интегративных, дифференцированных, элективных и др. курсов получили свое рассмотрение в работах Л.Н. Боголюбова и И.И. Батуриной. Обобщающие работы, связанные с модернизацией системы обществоведческого образования, были представлены Л.Н. Боголюбовым и Л.А. Тысько.
Анализ, вышедших в свет в 2009-2012 гг., стандартов нового поколения нашел свое отражение в работах А.А. Кузнецова и М.Г. Рукавички.
В рамках исследования нами были использованы законодательные и нормативные источники, среди них мы выделяем: Федеральный закон от 10 июля 1992 года. №3266-1 «Об образовании»; Постановление от 14.04.1992 №244 «О развитии гуманитарного образования в России»; Письмо Министерства образования РФ от 11.05.1993г. №84-М «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования»; Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393 «Концепция модернизации российского образования на период до 2012 г.»; Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» и др.
Ключевое значение в нашем исследовании имеют принятый в 2004г. Государственный стандарт образования (первого поколения), и последующие Федеральные Государственные стандарты (второго поколения), принятые в 2009 и 2012 гг.
Для раскрытия такого аспекта, как состояние обществоведческого образования, под состоянием мы понимаем его положение и место в системе школьного образования, мы взяли спецификации по обществознанию за 2011 и 2012 гг., а также аналитические отчеты о результатах ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по обществознанию за 2011 и 2012 гг.
Немаловажным источниками в нашей исследовательской работе являются учебники по обществознанию, представленные авторскими линиями УМК, среди них «Обществознание» для учащихся 6-9 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова, «Обществознание» для 6-9 кл. под ред. Г.А. Бордовского, «Обществознание» для 6-9 кл. под ред. А.И. Кравченко, «Обществознание. Человек в глобальном мире» для 10 кл., «Обществознание. Глобальный мир» для 11 кл. под ред. Л.В. Полякова, «Обществознание» для 10-11 кл. под ред. Е.Н. Салыгина. Так же, в качестве историографического обзора нами были проанализированы такие учебники как: «Конституционное право. Конституция РФ» А.Ф. Никитина, «Граждановедение» Я.В. Соколова, «Человек, природа, общество» А.Ю. Лазебниковой, «Введение в обществознание» Л.Н. Боголюбова, особняком стоит среди учебных пособий учебник для ВУЗов «Методика преподавания обществознания в школе» под ред. профессора Л.Н. Боголюбова.
Также стоит выделить ряд авторов, занимавшихся отдельными аспектами исследуемой проблемы. Стоит отметить монографию первого министра образования РФ Э.Д. Днепрова «Современная школьная реформа в России», «Образование и политика» автор затронул проблемы «временности» системы российского образования, главную причину несостоятельности реформ видит в кризисе, который охватил не только образовательное пространство, но и всю страну.
С.Г. Кара-Мурза в своей работе «Кризисное обществоведение», автор ставит проблему слабости рационального обществоведения, замечает его приближенность к натурфилософии, нежели чем к науке.
Историю развития государственной политики в школьном пространстве РФ, опыт и проблемы рассматривает в своей диссертации доктор ист. наук Г.С. Чернышев.
Практическая значимость исследования: Данное исследование может послужить материалом для изучения истории развития обществоведческого образования в современной России в качестве дополнительного источника для студентов педагогических ВУЗов.
Работа имеет следующую структуру:
В I главе исследуются этапы развития обществоведческого образования, анализируются принципы формирования новой концепции государственной образовательной политики России.
Во II главе рассмотрели состояние обществоведческого образования в начале XXI века, исследовали процесс адаптации и реализации новых государственных стандартов обществоведческого образования на местах.
В заключении ответили на все вопросы, который были поставлены нами в начале исследования, сделали вывод.
В результате комплексного исследования школьного обществоведческого образования, его истории и тенденций развития, мы пришли к следующим положениям:
Школьное обществознание с момента распада Советского Союза и последовавшего за ним создания нового демократического государства, прошло несколько этапов: I этап (1991 - 1992 гг.) характеризовался началом реформирования всей российской системы образования, итогом которой стало принятие в 1992 г. Закона «Об образовании», ставившего в приоритет образование населения в духе гуманизма и демократии. Однако кризисная ситуация не позволила данному закону уйти из декларативных рамок.
Следующим этапом стал (1993-1996 гг.) период когда, школьное образование в области обществознания стало массово переходить с линейной на концентрическую структуру. В 1993 году был введен базисный учебный план, регламентирующий количество часов, отведенных на преподавание дисциплины. Этап связан также и с введением в школьную программу интегративных и модульных курсов, ранее не преподававшихся предметов - социология, рыночная экономика, политология. Последнее нововведение значительно затруднило работу учительского состава.
В 1996 году начинается III этап в истории реформирования дисциплины обществознание в РФ. Этот этап отличается от предыдущих тем, что происходит не структурная перестройка образовательной системы страны, а идет работа над методическим аппаратом, учебной литературой по обществознанию. Вводятся минимумы содержания образования, принимается важный документ «Концепция обществоведческого образования в
образовательной школе», которая на долгие годы определила основные положения новой школьной системы. Однако по-прежнему в стране ощущается кризис преподавательского состава, способного грамотно донести знания до ученика, кризис учебной литературы, оснащения методическим аппаратом.
И, наконец, последний IV этап (2000-2012 гг.) школьного реформирования обществоведческого образования связан с введением в образовательное пространство РФ системы ГОСов, ГИА и ЕГЭ. Период характеризуется поиском оптимального минимума содержания обществоведческого образования, требований к уровню подготовки учащихся. Значительным моментом становится принятие в 2010 и в 2012 гг. ФГОСа второго поколения для основного и полного общего образования, провозгласившего основной целью формирование личности, с полным набором компетенций (компетентностный подход) для успешной социализации личности, посредством системно-деятельностного подхода и введением универсальных учебных действий.
Система школьного образования в Российской Федерации базируется на основных концепциях и принципах, которые за два десятилетия (1992-2012 гг.) дополняли друг друга, и обогащали. Последнее десятилетие XX в. основными принципами формирования школьного обществоведческого образования провозгласило гуманизацию и плюрализм. Эти принципы были дополнены такими как интеграция и демократизация образования, введение проблемного, модульного образования, принцип свободы совести и учета возрастных особенностей, а также немаловажный принцип - принцип возможности рефлексирования. Начало XXI в. расширило круг принципов обществоведческого образования, так, введённый в работу ГОС (2004 г.) основополагающим принципом обозначил концентрический подход в образовании, хотя данный подход был введен еще в сер.1990-х. В состав принципов были включены также неразрывность обществоведческого образования в течение всего школьного курса (не с 9 кл, а с 5(6) кл.), постепенное усложнение и расширение исследуемой обществоведческой проблематики, принцип ориентации на систему человеческих и общенациональных интересов и ценностей, принцип единства теории и практики. Принятый ФГОС второго поколения основополагающим принципом ставит компетентностный подход в обществоведческом образовании, принцип ориентации на личные потребности школьника, его индивидуальности, через системно-деятельностный подход и реализацию УУД.
В контексте модернизации российского образования в области обществознания существенное место занимают принятые в начале XXI в. Федеральные программы развития образования, Национальные доктрины и пр. Среди них, центральное место принадлежит введенным Государственным стандартам образования, минимумам содержания обществоведческой подготовки. Именно данные государственные акты определили место дисциплины обществознания в системе школьного образования, формы и методы работы с учащимися для повышения уровня правовой, политической грамотности, увеличению степени социализации личности, предъявили требования к учащемуся, прошедшему школьный курс обществознания. ГОСы определили путь дальнейшего развития обществоведческой дисциплины на долгие годы вперед.
Так, если временные стандарты конца 1990-х гг. не содержали в себе стратегии развития обществознания, а лишь определяли содержание образования, которое выходило далеко за рамки возможностей школьников, то новые стандарты, ГОС (2004 г.) хоть и признанный временным, но все же определил концепцию развития - получение предметных знаний (ЗУН), структурно представил минимум содержания обществоведческого образования, тем самым частично решив проблему «разгрузки» учебного времени. Однако также имел свои недочеты и темные стороны. Принятый в 2010 и 2012 гг. ФГОС нового поколения для основного и среднего (полного) общего образования разрешил дискуссионные вопросы ГОСа первого поколения, модернизировал цель обществоведческого образования - формирование комплекса необходимых компетенций для благополучной дальнейшей социализации выпускников. Обратил внимание на новые формы работы с учащимися, которые позволили бы более полно подготовить их к будущей жизни, через т.н. универсальные учебные действия, посредством введения системно-деятельностного подхода.
Наряду с ФГОСами определяющее место в модернизации обществоведческого образования, имеет система ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ, созданные для выявления уровня знаний и умений, уровня компетенций выпускников школ. Задания государственных экзаменов для учащихся 9 и 11 кл. составлены в соответствии с ФГОСом, по моему мнению, именно внедрение подобной системы, и требование ВУЗов от абитуриентов надлежащих знаний по обществознанию, нацеливает школьников на активное изучение данной дисциплины. В этом видятся как плюсы, так и минусы. Поскольку мотивация для учащихся в изучении обществознания не должна исходить из командно-административных предпосылок, а должна строиться на добровольных началах.
1) Закон РФ от 10.08.1992 г. №3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс] / режим доступа: http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения:
13.04.17)
2) Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 17.07.2009 №148-ФЗ [Электронный ресурс] / режим доступа: http://base.garant.ru/12168318/ (дата обращения: 16.05.17)
3) Закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»
[Электронный ресурс] / режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 26881/ (дата
обращения: 3.05.17)
4) Национальная доктрина образования в Российской Федерации Утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751. [Электронный ресурс] / режим доступа https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 1.05.17)
5) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.05.1993 г. №84-М. «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования» [Электронный ресурс] / режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9010982 (дата обращения 16.04.17)
6) Письмо Минобразования РФ от 06.02.95 г. №151/11 "О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации» //Справочник преподавателя общественных дисциплин. - М, 1998. - С.62- 66.
7) Письмо Минобразования РФ от 07.04.95 г. № 385/11 «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса» // Справочник преподавателя общественных дисциплин. - М, 1998. - С.67-71.
97
8) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 января
2003 г. № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся
общеобразовательных учреждений Российской Федерации» // Вестник образования России. - 2003. - № 7. - С. 34-43.
9) Постановление от 13.04.1992 г. №244. «О развитии гуманитарного образования в России» [Электронный ресурс] / режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901606181 (дата обращения: 13.04.17)
10) Послание Президента Российской Федерации к Федеральному собранию. «Общими силами - к подъему России» [Электронный ресурс] / режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902010685 (дата обращения: 3.05.17)
11) Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ
8.07.2000 г. «Какую Россию мы строим [Электронный ресурс] / режим доступа http://docs.cntd.ru/document/901764271 (дата обращения: 1.05.17)
12) Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 119. «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» // Настольная книга учителя обществознания. / Сост. Т.И Тюляева - М., 2003. - С. 340-344.
13) Приказ Министра образования Российской Федерации № 393 от
11.02.2002 г. с объявлением распоряжения Правительства РФ от 29.12.2001г. № 1756-р «Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 г.» // Вестник образования. - 2002. - № 6. - С. 10-41.
14) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс] / режим доступа:
http://base.garant.ru/product/ipo/prime/doc/6642163 (дата обращения:
18.05.17)
15) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] /режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 14.05.17)
16) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] / режим доступа: http://base.garant.ru/70188902 (дата обращения: 15.04.17)
17) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»//Российская газета. - 2011. - №39(5415). - С. 27-28.
18) Указ президента РСФСР от 11.07.1991 №1«О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» [Электронный ресурс] / режим доступа: http://base.garant.ru/102690/ (дата обращения: 1.05.17)
1.2. Нормативные документы об образовании
19) Аналитический отчет о результатах ГИА-9 2011г. [Электронный ресурс] /
режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/analiticheskie-i-
metodicheskie-materialy (дата обращения 19.05.17)
20) Аналитический отчет о результатах ГИА-9 2012г. [Электронный ресурс] /
режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/analiticheskie-i-
metodicheskie-materialy (дата обращения: 19.05.17)
99
21) Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011г. [Электронный ресурс] /
режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-
metodicheskie-materialy (дата обращения 17.05.17)
22) Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012г. [Электронный ресурс] /
режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-
metodicheskie-materialy (дата обращения: 17.05.17)
23) Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 1999. - №5. - С. 24-34, №6. - С. 18-30.
24) Об обязательном минимуме содержания образовательных программ основной школы (Обществознание) // Обществознание в школе. - 1997. - № 6 - С. 12-26.
25) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего
образования. Образовательная область «Обществоведение»
(проект)//История. -1998. -№36 - С. 3-19.
26) Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ. (Приказ Минобразования РФ от 09. 02. 1998 г. № 322) // Вестник образования. - 1998. - № 4. - С. 51-67.
27) Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования //Вестник образования. -1999. - № 9. - С. 3-15.
28) Программа курса обществознания для старших классов/ Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №4-5. - С. 57-63, 56-62.
29) Программа для общеобразовательных учебных заведений «Обществознание 8-9 кл, 10-11 кл.». - М, 1994. - 41 с.
30) Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в
2011- 2012 гг. ЕГЭ по обществознанию [Электронный ресурс / режим доступа: http: //www.fipi.ru/e ge-i- gve-11 /demoversii-specifikacii-kodifikatorv, (дата посещения: 19.04.17)
31) Социальные дисциплины (Временный государственный стандарт)// Преподавание истории в школе - 1993 - №4. - С. 60-67.
32) Обществознание. Базовый (минимальный) уровень образования для основной школы// Преподавание истории в школе. - 1994.- №4. - С.45-51.
33) Стандарт основного общего образования в России. // Педагогика. - 2005. - № 3 - С. 109-128.
34) Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право). // Вестник образования России. - 2004. -№ 14. - С. 114-128.
35) Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в
2011 году ЕГЭ по обществознанию/Федеральный институт педагогических измерений, 2011 [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 19.05.17)
36) Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в
2012 году ЕГЭ по обществознанию/Федеральный институт педагогических измерений, 2012. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 19.05.17)
37) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования/Сборник нормативных документов/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - С. 7-397.
38) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 18.04.17)
39) Федеральный Базисный учебный план/ Сборник нормативных документов/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - С. 397-443.
40) Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Общество Социальные дисциплины / Л Н. Боголюбов и др. // История -
1996. -№42. - С. 1-15.
41) Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под ред.
В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение,2009. - 48с.
1.3. Учебные и методические издания
42) Введение в обществознание: Учебн.пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. - 6-е изд.- М.: Просвещение, 2001. - 270 с.
43) Лазебникова А.Ю. Человек, природа, общество: пособие по
обществознанию. - М.: Новая школа, 1997. - 256 с.
44) Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция Российской
Федерации: Пособие для основной и средней школы.- М.: Новая школа, 1995. - 48 с.
45) Никитин А.Ф. Политика и право: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1997. - 80 с.
46) Обществознание. Учебное пособие для 6 кл. общеобразовательных
учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. М.: Просвещение, 2008. -224 с.
47) Обществознание. Учебное пособие для 7 кл. общеобразовательных
учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
48) Обществознание. Учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; РАН, РАО, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
49) Обществознание. Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ / Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; РАН, РАО, изд-во «Просвещение», М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
50) Обществознание. Учебное пособие для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. М.: Вентана-Граф., 2010. - 144 с.
51) Обществознание. Учебное пособие для 7 кл. общеобразовательных
учреждений/ Соболева О.Б., Корсун Р.П. /Под ред. Бордовского Г.А. М.: Вентана-Граф., 2010. - 208 с.
52) Обществознание. Учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных
учреждений/ Соболева О.Б., Чайка В.Н. /Под ред. Бордовского Г.А. М.: Вентана-Граф., 2010. -224 с.
53) Обществознание. Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных
учреждений/ Насонова И.П. /Под ред. Бордовского Г.А. М.: Вентана- Граф., 2010. - 192 с.
54) Обществознание: учеб. пособие для 6 кл. общеобразоват.
учреждений./Кравченко А.И., Певцова Е.А. М.: Русское слово - РС., 2009.
- 184с.
55) Обществознание: учеб. пособие для 7 кл. общеобразоват. учреждений. Кравченко А.И., Певцова Е.А. М.: Русское слово - РС., 2008. - 224с.
56) Обществознание: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват.
учреждений./Кравченко А.И., Певцова Е.А. М.: Русское слово - РС., 2008.
- 192с.
57) Обществознание: учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 и Ч. 2./Кравченко А.И., Певцова Е.А. М.: Русское слово - РС.,
2009. - 128, - 96с.
58) Обществознание: Учебник для 8-9 классов./А.И. Кравченко. М.: ТИД «Русское слово - РС», 2000.- 220 с.
59) Обществознание. Человек в глобальном мире. Учебное пособие для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Поляков Л.В., Ионин Л.Г. и др. М.: Просвещение, 2009. - 272 с.
60) Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Учебное пособие для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ Поляков Л.В., Ионин Л.Г. и др. М.: Просвещение, 2008. - 288 с.
61) Обществознание. Учебное пособие для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. М.: Вентана-Граф, 2007. -272 с.
62) Обществознание. Учебное пособие для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. М.: Вентана-Граф, 2006. -175 с.
63) Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 8-9 кл.». М.: ТИД «Русское слово - РС», 2000. - 260 с.
64) Соколов Я.В. Граждановедение. Российская Конституция: Учебное пособие для 5-7 классов. - М.:1993.- 93 с.
2. Литература
2.1. Специальная литература
65) Аникеева М. Учебники Якова Соколова «Граждановедение» учили плохому [Электронный ресурс] / режим доступа: http://avkrasn.ru/article-
60. html (дата обращения: 29.04.17)
66) Баранов П.А. Компетентностный подход к анализу результатов освоения курса обществознания/П.И. Баранов//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009.- №4. - С. 25.
67) Баранов П.А. Некоторые проблемы содержания, форм и методов повышения квалификации учителей обществознания/П.А. Баранов//Обществознание в школе. - 1999. -№5. - С. 65-72.
68) Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание» /П.А. Баранов//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - №6. - С 38-43.
69) Батурина И.И. Элективные курсы по обществознанию/ И.И. Батурина//Преподавание истории и обществознания в школе. - 055. - №3. - С. 31-37.
70) Бахмутова Л.С. Методическая подготовка будущего учителя/Л.С. Бахмутова//Обществознание в школе. - 1999. - №6. - С.75-80.
71) Боголюбов Л.Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществоведения в общеобразовательной школе. //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №3. - С.20-29.
72) Боголюбов Л.Н. Проблемы исторического и обществоведческого образования/ Л.Н. Боголюбов// Преподавание истории и обществознания в школе. — 2000. — №1. — С. 2-10.
73) Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе/Л.Н. Боголюбов//Обществознание в школе. - 1999. №1. - С.11-17.
74) Боголюбов Л.Н. Модернизация обществоведческого образования/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, О.В. Кишенкова//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - №8. - С. 12-18.
75) Боголюбов Л.Н. Тенденции развития обществознания в школе/ Л.Н. Боголюбов//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - №5. - С. 28. (28-35).
76) Боголюбов Л.Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие приобщения учащихся к гражданской культуре// Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы. Сборник статей под ред. В.А. Полякова, Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Дика. - М.:ИОСО РАО, 1997. - С. 63.
77) Боголюбов Л.Н. Кинкулькин А.Т. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе/Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин/Юбществознание в школе. - 1999. №5. - С. 24.
78) Вяземский Е.Е. Тюляева Т.И. Справочник преподавателя общественных дисциплин. - М.: Центр гуманитарного образования, 2000. - С. 80.
79) Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование: опыт и проблемы/Е.Е. Вяземский//Новая новейшая история. - 2000. - №1. - С.14-
34.
80) Вяземский Е.Е. Проблемы образовательных реформ на рубеже XX-XXI веков/Е.Е. Вяземский//Совет ректоров. - 2014 . - №5. - С.43-46.
81) Вяземский Е.Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования/ Е.Е.Вяземский//Проблемы современного образования.- 2013. - №3. - С. 5-26.
82) Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе/Е.Е. Вяземский//Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. -№9.
- С. 12-15.
83) Гуревич П.С. Современное обществознание: каким ему быть?/П.С. Гуревич//Обществознание в школе. - 1998. - №3. - С.46-51.
84) Днепров Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Том 1. М., 2006. - 279 с.
85) Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. - М.: Наука,
1998. - С.263.
86) Иконников Г.И. О стандарте по социальным дисциплинам. Теоретические подходы и их реализация/Г.И. Иконников //История. -1996. - №48. - С. 3
15.
87) Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций.
- М.: Научный эксперт, 2011. - 464 с.
88) Кинкулькин А.Т. Проблемы учебника обществознание/А.Т. Кинкулькин/Юбществознание в школе. - 1999.- №1. - С.18-23.
89) Кинкулькин А.Т. Стандарты требуют значительной доработки/ А.Т. Кинкулькин// Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002.
- №10. — С. 29-33.
90) Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России /Н.Е. Кузьменко// Педагогика - 2005 - № 3. - С. 107-116.
91) Кузнецов А.А. Структура, назначение и функции нового стандарта/А.А. Кузнецов//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2099. - №4. - С. 37-40.
92) Куренная Л.П. О проблемах обществоведческого образования и независимой государственной экспертизе/Л.П. Куренная//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №8. - С. 69-70.
93) Лазебникова А. Ю. Обществоведческое образование в современной школе //Справочник преподавателя общественных дисциплин - М., 1998.
- 226с.
94) Прямикова Е.В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики//Е.В. Прямикова//Социологические исследования. - 2009. - №7.
- С.126-132.
95) Руковичка М.Г., Бугаева Л.И. Сравнительный анализ ГОС ОО и ФГОС ООО 2-го поколения/М.Г. Руковичка, Л.И. Буслаева//Молодой ученый. -
2014. - №4. - С. 1087-1089.
96) Сурков И.Н. Граждановедение. Опять Соколов? [Электронный ресурс] / режим доступа http://www.ieducation.ru74 2002/surkow.htm (дата обращения: 29.04.17)
97) Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихсяв процессе обучения обществознанию/Л.А. Тысько//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №4. - С. 14-22.
98) Хотеенков В.Ф. Размышления над учебной книгой по обществознанию/В.Ф. Хотеенков//Обществознание в школе.-1999. - №2.
- С.39-44.
2.2. Учебная и справочная литература
99) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
100) Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед.выс.учеб.заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с.
2.3. Диссертации и авторефераты диссертаций
101) Рогов Д.М. Эволюция школьного социогуманитарного образования в России 1985-2005 гг. : Автореф...дис. канд.ист.наук. - Ставрополь: РГСУ, 2005. - 24 с.
102) Чернышов Г.С. Государственная политика в сфере школьного образования России: история, опыт,проблемы. Дисс ... д-ра ист. наук - М,
2003. - 312 с.