Состояние и тенденции развития обществоведческого образования в России (90 гг. XX в. - начале XXI в.)
|
Введение 3
Глава I Обществоведческое образование в РФ на рубеже XX-XXI веков 13
1.1 Периодизация развития обществоведения как дисциплины в России
конца XX- н. XXI вв 13
1.2 Принципы формирования школьной образовательной программы в
области обществознания 35
Глава II ФГОС как стратегия развития обществоведческого знания в системе школьного образования 54
2.1 Модернизация содержания обществоведческого образования в свете
принятия ФГОС 54
2.2 Потенциал предмета обществознания в формировании социальной
Заключение
Список источников и литературы
Глава I Обществоведческое образование в РФ на рубеже XX-XXI веков 13
1.1 Периодизация развития обществоведения как дисциплины в России
конца XX- н. XXI вв 13
1.2 Принципы формирования школьной образовательной программы в
области обществознания 35
Глава II ФГОС как стратегия развития обществоведческого знания в системе школьного образования 54
2.1 Модернизация содержания обществоведческого образования в свете
принятия ФГОС 54
2.2 Потенциал предмета обществознания в формировании социальной
Заключение
Список источников и литературы
История конца XX столетия ознаменована фактами, изменившими дальнейшее развитие российского общества - распад СССР, создание нового государства - Российская Федерация. Эти события, во многом, означали завершение старой эпохи и становление нового мира, мира, в котором не будет места единой идеологии и наступит период политического плюрализма, который отразится на всех сферах общественной жизни.
В создании нового российского государства, общества огромную роль играет школа, главной задачей которой является воспитание абсолютно нового поколения молодых людей, формирование тех ценностей, которые будут востребованы в новом государстве. Система образования является важнейшим социальным институтом, она задает условия формированию качественного развития индивида и общества в целом.
Формирование нового поколения молодежи в рамках образовательных организаций, в первую очередь школ, происходит на уроках истории и обществознания. Так начало 1990-х годов ознаменовалось реформированием системы образования, в 1992 году принимается закон «Об образовании» , который гласит: «область образования признается приоритетной, происходит разграничение компетенции федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, устанавливается федеральные государственные образовательные стандарты, обязательные при реализации основных образовательных программ». Вслед за принятием данного закона происходит внедрение концентрической структуры исторического и обществоведческого образования (1993г.), создание базисного учебного плана исторического и обществоведческого образования (1993г.) и тд.
Данные мероприятия, проводимые государственными органами, были направлены, как говорилось ранее, именно на формирование новой общественности в лице молодежи.
Актуальность темы. Тема развития системы образования в постсоветской России нашли свое отражение в научной литературе, но выделяемый нами аспект, а именно - развитие и состояние обществоведческого образования, до сих пор не нашел своего освещения в монографиях. К тому же, стоит отметить тот факт, что при исследовании данной темы мы столкнулись с большим количеством литературы, в большинстве своем это статьи в периодических изданиях, которая требует обязательного осмысления.
Объектом исследования является система обществоведческого образования Российской Федерации в постсоветское время.
Предметом - состояние и тенденции обществоведческого образования в современной России.
Целью данной работы является выявление особенностей состояния и тенденций развития обществоведческого образования в России (90-е гг. XX в. - начало XXI в.).
Задачи:
1. Выявить этапы развития обществоведческого образования в современной России;
2. Раскрыть принципы обществоведческого образования в свете принятия Федерального государственного стандарта образования (ФГОС);
3. Раскрыть особенности модернизации содержания обществоведческого образования;
В качестве хронологических рамок исследования выбран следующий период - 1992 - 2012. Данный выбор можно объяснить введением Закона «Об образовании», который обозначил качественные изменения в системе преподавания и привел к принятию новых программ по изучению отдельных предметов - обществознания и др. 2012 год - год принятия стандарта нового (второго) поколения, известный всем как ФГОС, направленный на системно-деятельностный подход в изучении школьных дисциплин, данный стандарт является основным и в настоящее время.
Методологической основой данной выпускной квалификационной работы стали базовые принципы исторической науки, а именно: историзм, научность, социальность, объективность, системность. Также нами был проведен анализ социальной, психологической и педагогической литературы, директивных и нормативно-правовых документов.
Степень изученности темы. Этапы становления обществоведческого образования постсоветской России не нашли должного освещения в историографической науке. Стоит отметить тот факт, что основное внимание в научной литературе делается на становление обществоведения в послереволюционный период. Работы, освещающие историю развития и состояния данной учебной дисциплины в 1990-е годы, представлены в основной своей массе статьями, публиковавшимися в педагогических журналах, например таких как «Преподавание истории и обществознания в школе».
Поскольку наша тема является не до конца разработанной в настоящее время, то основной упор мы делаем на изучение и анализ статей, источников и учебно-методического материала.
Первые научные статьи, раскрывающие суть реформирования школьного образования 1990-х годов появляются уже в 1997 году. Эти статьи были включены в сборник под редакцией Л.Н. Боголюбова. Статьи раскрывают тенденции развития основного и полного общего образования, дают характеристику изменениям системы общего среднего образования в 1995-1996 годы. Дальнейшую разработку вопроса внедрения в систему образования государственных стандартов и связанных с ними нормативно-правовых документов раскрывает П.С. Гуревич.
Огромное значение в исследовании темы дальнейшего пути развития обществознания, его места в системе школьного образования, его типах и формах оказал член-корреспондент РАО Л.Н. Боголюбов.
Л.Н. Кинкулькин изучает вопросы методического оснащения учебников по обществознания в общеобразовательных учреждениях, тот же вопрос исследуют В.Ф. Хотеенков, А.И. Кравченко. Авторами в большей степени учитывается не познавательная возможность учебников, а структура, оформление и методическое оснащение.
Острую проблему повышения квалификации учителей по обществознанию затрагивают П.А. Баранов и Л.С. Бахмутова, авторы отмечают негативные моменты, проблемы современного обществознания, краеугольным камнем которых является учитель.
В новое тысячелетие обществознание входит на качественно новых началах, об этом свидетельствует статья Л.Н. Боголюбова. В своей работе Леонид Наумович поднимает проблему воспитательного момента курса обществознание, однако подчеркивает его концептуальную завершенность.
Последующая историография вопроса развития и состояния обществоведческого образования, так или иначе, связана с принимаемыми государственными стандартами школьного образования. И следующей стала статья А.Т. Кинкулькина, который критикует принятый стандарт, отмечая его большую загруженность, и внутренние противоречия.
В 2004 году Министерством образования РФ принимается Федеральный Государственный Стандарт, в связи с этим событием происходит и «реформирование» школьных учебников по обществознанию. Вскоре в журнал «Преподавание истории и обществознания» поступает статья Л.П. Куренной. В своем письме учитель гимназии №9 г.Краснокаменска Читинской области, пишет тревожной ситуации, сложившейся с учебниками по обществознанию, которые либо не полностью отвечают требованиям стандарта, либо вообще содержат неточные положения.
В 2005 году выходит статья Л.Н. Боголюбова, написанная совместно с Л.Ф. Ивановой, О.В. Кишенковой о модернизации обществоведческого образования в результате принятия ФГОСа первого поколения. Авторы статьи постарались дать анализ внесенных изменений в преподавание дисциплины и ответили на критику Л.П. Куренной.
Входившие в образовательное пространство системы интегративных, дифференцированных, элективных и др. курсов получили свое рассмотрение в работах Л.Н. Боголюбова и И.И. Батуриной. Обобщающие работы, связанные с модернизацией системы обществоведческого образования, были представлены Л.Н. Боголюбовым и Л.А. Тысько.
Анализ, вышедших в свет в 2009-2012 гг., стандартов нового поколения нашел свое отражение в работах А.А. Кузнецова и М.Г. Рукавички.
В рамках исследования нами были использованы законодательные и нормативные источники, среди них мы выделяем: Федеральный закон от 10 июля 1992 года. №3266-1 «Об образовании»; Постановление от 14.04.1992 №244 «О развитии гуманитарного образования в России»; Письмо Министерства образования РФ от 11.05.1993г. №84-М «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования»; Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393 «Концепция модернизации российского образования на период до 2012 г.»; Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» и др.
Ключевое значение в нашем исследовании имеют принятый в 2004г. Государственный стандарт образования (первого поколения), и последующие Федеральные Государственные стандарты (второго поколения), принятые в 2009 и 2012 гг.
Для раскрытия такого аспекта, как состояние обществоведческого образования, под состоянием мы понимаем его положение и место в системе школьного образования, мы взяли спецификации по обществознанию за 2011 и 2012 гг., а также аналитические отчеты о результатах ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по обществознанию за 2011 и 2012 гг.
Немаловажным источниками в нашей исследовательской работе являются учебники по обществознанию, представленные авторскими линиями УМК, среди них «Обществознание» для учащихся 6-9 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова, «Обществознание» для 6-9 кл. под ред. Г.А. Бордовского, «Обществознание» для 6-9 кл. под ред. А.И. Кравченко, «Обществознание. Человек в глобальном мире» для 10 кл., «Обществознание. Глобальный мир» для 11 кл. под ред. Л.В. Полякова, «Обществознание» для 10-11 кл. под ред. Е.Н. Салыгина. Так же, в качестве историографического обзора нами были проанализированы такие учебники как: «Конституционное право. Конституция РФ» А.Ф. Никитина, «Граждановедение» Я.В. Соколова, «Человек, природа, общество» А.Ю. Лазебниковой, «Введение в обществознание» Л.Н. Боголюбова, особняком стоит среди учебных пособий учебник для ВУЗов «Методика преподавания обществознания в школе» под ред. профессора Л.Н. Боголюбова.
Также стоит выделить ряд авторов, занимавшихся отдельными аспектами исследуемой проблемы. Стоит отметить монографию первого министра образования РФ Э.Д. Днепрова «Современная школьная реформа в России», «Образование и политика» автор затронул проблемы «временности» системы российского образования, главную причину несостоятельности реформ видит в кризисе, который охватил не только образовательное пространство, но и всю страну.
С.Г. Кара-Мурза в своей работе «Кризисное обществоведение», автор ставит проблему слабости рационального обществоведения, замечает его приближенность к натурфилософии, нежели чем к науке.
Историю развития государственной политики в школьном пространстве РФ, опыт и проблемы рассматривает в своей диссертации доктор ист. наук Г.С. Чернышев.
Практическая значимость исследования: Данное исследование может послужить материалом для изучения истории развития обществоведческого образования в современной России в качестве дополнительного источника для студентов педагогических ВУЗов.
Работа имеет следующую структуру:
В I главе исследуются этапы развития обществоведческого образования, анализируются принципы формирования новой концепции государственной образовательной политики России.
Во II главе рассмотрели состояние обществоведческого образования в начале XXI века, исследовали процесс адаптации и реализации новых государственных стандартов обществоведческого образования на местах.
В заключении ответили на все вопросы, который были поставлены нами в начале исследования, сделали вывод.
В создании нового российского государства, общества огромную роль играет школа, главной задачей которой является воспитание абсолютно нового поколения молодых людей, формирование тех ценностей, которые будут востребованы в новом государстве. Система образования является важнейшим социальным институтом, она задает условия формированию качественного развития индивида и общества в целом.
Формирование нового поколения молодежи в рамках образовательных организаций, в первую очередь школ, происходит на уроках истории и обществознания. Так начало 1990-х годов ознаменовалось реформированием системы образования, в 1992 году принимается закон «Об образовании» , который гласит: «область образования признается приоритетной, происходит разграничение компетенции федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, устанавливается федеральные государственные образовательные стандарты, обязательные при реализации основных образовательных программ». Вслед за принятием данного закона происходит внедрение концентрической структуры исторического и обществоведческого образования (1993г.), создание базисного учебного плана исторического и обществоведческого образования (1993г.) и тд.
Данные мероприятия, проводимые государственными органами, были направлены, как говорилось ранее, именно на формирование новой общественности в лице молодежи.
Актуальность темы. Тема развития системы образования в постсоветской России нашли свое отражение в научной литературе, но выделяемый нами аспект, а именно - развитие и состояние обществоведческого образования, до сих пор не нашел своего освещения в монографиях. К тому же, стоит отметить тот факт, что при исследовании данной темы мы столкнулись с большим количеством литературы, в большинстве своем это статьи в периодических изданиях, которая требует обязательного осмысления.
Объектом исследования является система обществоведческого образования Российской Федерации в постсоветское время.
Предметом - состояние и тенденции обществоведческого образования в современной России.
Целью данной работы является выявление особенностей состояния и тенденций развития обществоведческого образования в России (90-е гг. XX в. - начало XXI в.).
Задачи:
1. Выявить этапы развития обществоведческого образования в современной России;
2. Раскрыть принципы обществоведческого образования в свете принятия Федерального государственного стандарта образования (ФГОС);
3. Раскрыть особенности модернизации содержания обществоведческого образования;
В качестве хронологических рамок исследования выбран следующий период - 1992 - 2012. Данный выбор можно объяснить введением Закона «Об образовании», который обозначил качественные изменения в системе преподавания и привел к принятию новых программ по изучению отдельных предметов - обществознания и др. 2012 год - год принятия стандарта нового (второго) поколения, известный всем как ФГОС, направленный на системно-деятельностный подход в изучении школьных дисциплин, данный стандарт является основным и в настоящее время.
Методологической основой данной выпускной квалификационной работы стали базовые принципы исторической науки, а именно: историзм, научность, социальность, объективность, системность. Также нами был проведен анализ социальной, психологической и педагогической литературы, директивных и нормативно-правовых документов.
Степень изученности темы. Этапы становления обществоведческого образования постсоветской России не нашли должного освещения в историографической науке. Стоит отметить тот факт, что основное внимание в научной литературе делается на становление обществоведения в послереволюционный период. Работы, освещающие историю развития и состояния данной учебной дисциплины в 1990-е годы, представлены в основной своей массе статьями, публиковавшимися в педагогических журналах, например таких как «Преподавание истории и обществознания в школе».
Поскольку наша тема является не до конца разработанной в настоящее время, то основной упор мы делаем на изучение и анализ статей, источников и учебно-методического материала.
Первые научные статьи, раскрывающие суть реформирования школьного образования 1990-х годов появляются уже в 1997 году. Эти статьи были включены в сборник под редакцией Л.Н. Боголюбова. Статьи раскрывают тенденции развития основного и полного общего образования, дают характеристику изменениям системы общего среднего образования в 1995-1996 годы. Дальнейшую разработку вопроса внедрения в систему образования государственных стандартов и связанных с ними нормативно-правовых документов раскрывает П.С. Гуревич.
Огромное значение в исследовании темы дальнейшего пути развития обществознания, его места в системе школьного образования, его типах и формах оказал член-корреспондент РАО Л.Н. Боголюбов.
Л.Н. Кинкулькин изучает вопросы методического оснащения учебников по обществознания в общеобразовательных учреждениях, тот же вопрос исследуют В.Ф. Хотеенков, А.И. Кравченко. Авторами в большей степени учитывается не познавательная возможность учебников, а структура, оформление и методическое оснащение.
Острую проблему повышения квалификации учителей по обществознанию затрагивают П.А. Баранов и Л.С. Бахмутова, авторы отмечают негативные моменты, проблемы современного обществознания, краеугольным камнем которых является учитель.
В новое тысячелетие обществознание входит на качественно новых началах, об этом свидетельствует статья Л.Н. Боголюбова. В своей работе Леонид Наумович поднимает проблему воспитательного момента курса обществознание, однако подчеркивает его концептуальную завершенность.
Последующая историография вопроса развития и состояния обществоведческого образования, так или иначе, связана с принимаемыми государственными стандартами школьного образования. И следующей стала статья А.Т. Кинкулькина, который критикует принятый стандарт, отмечая его большую загруженность, и внутренние противоречия.
В 2004 году Министерством образования РФ принимается Федеральный Государственный Стандарт, в связи с этим событием происходит и «реформирование» школьных учебников по обществознанию. Вскоре в журнал «Преподавание истории и обществознания» поступает статья Л.П. Куренной. В своем письме учитель гимназии №9 г.Краснокаменска Читинской области, пишет тревожной ситуации, сложившейся с учебниками по обществознанию, которые либо не полностью отвечают требованиям стандарта, либо вообще содержат неточные положения.
В 2005 году выходит статья Л.Н. Боголюбова, написанная совместно с Л.Ф. Ивановой, О.В. Кишенковой о модернизации обществоведческого образования в результате принятия ФГОСа первого поколения. Авторы статьи постарались дать анализ внесенных изменений в преподавание дисциплины и ответили на критику Л.П. Куренной.
Входившие в образовательное пространство системы интегративных, дифференцированных, элективных и др. курсов получили свое рассмотрение в работах Л.Н. Боголюбова и И.И. Батуриной. Обобщающие работы, связанные с модернизацией системы обществоведческого образования, были представлены Л.Н. Боголюбовым и Л.А. Тысько.
Анализ, вышедших в свет в 2009-2012 гг., стандартов нового поколения нашел свое отражение в работах А.А. Кузнецова и М.Г. Рукавички.
В рамках исследования нами были использованы законодательные и нормативные источники, среди них мы выделяем: Федеральный закон от 10 июля 1992 года. №3266-1 «Об образовании»; Постановление от 14.04.1992 №244 «О развитии гуманитарного образования в России»; Письмо Министерства образования РФ от 11.05.1993г. №84-М «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования»; Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393 «Концепция модернизации российского образования на период до 2012 г.»; Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» и др.
Ключевое значение в нашем исследовании имеют принятый в 2004г. Государственный стандарт образования (первого поколения), и последующие Федеральные Государственные стандарты (второго поколения), принятые в 2009 и 2012 гг.
Для раскрытия такого аспекта, как состояние обществоведческого образования, под состоянием мы понимаем его положение и место в системе школьного образования, мы взяли спецификации по обществознанию за 2011 и 2012 гг., а также аналитические отчеты о результатах ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по обществознанию за 2011 и 2012 гг.
Немаловажным источниками в нашей исследовательской работе являются учебники по обществознанию, представленные авторскими линиями УМК, среди них «Обществознание» для учащихся 6-9 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова, «Обществознание» для 6-9 кл. под ред. Г.А. Бордовского, «Обществознание» для 6-9 кл. под ред. А.И. Кравченко, «Обществознание. Человек в глобальном мире» для 10 кл., «Обществознание. Глобальный мир» для 11 кл. под ред. Л.В. Полякова, «Обществознание» для 10-11 кл. под ред. Е.Н. Салыгина. Так же, в качестве историографического обзора нами были проанализированы такие учебники как: «Конституционное право. Конституция РФ» А.Ф. Никитина, «Граждановедение» Я.В. Соколова, «Человек, природа, общество» А.Ю. Лазебниковой, «Введение в обществознание» Л.Н. Боголюбова, особняком стоит среди учебных пособий учебник для ВУЗов «Методика преподавания обществознания в школе» под ред. профессора Л.Н. Боголюбова.
Также стоит выделить ряд авторов, занимавшихся отдельными аспектами исследуемой проблемы. Стоит отметить монографию первого министра образования РФ Э.Д. Днепрова «Современная школьная реформа в России», «Образование и политика» автор затронул проблемы «временности» системы российского образования, главную причину несостоятельности реформ видит в кризисе, который охватил не только образовательное пространство, но и всю страну.
С.Г. Кара-Мурза в своей работе «Кризисное обществоведение», автор ставит проблему слабости рационального обществоведения, замечает его приближенность к натурфилософии, нежели чем к науке.
Историю развития государственной политики в школьном пространстве РФ, опыт и проблемы рассматривает в своей диссертации доктор ист. наук Г.С. Чернышев.
Практическая значимость исследования: Данное исследование может послужить материалом для изучения истории развития обществоведческого образования в современной России в качестве дополнительного источника для студентов педагогических ВУЗов.
Работа имеет следующую структуру:
В I главе исследуются этапы развития обществоведческого образования, анализируются принципы формирования новой концепции государственной образовательной политики России.
Во II главе рассмотрели состояние обществоведческого образования в начале XXI века, исследовали процесс адаптации и реализации новых государственных стандартов обществоведческого образования на местах.
В заключении ответили на все вопросы, который были поставлены нами в начале исследования, сделали вывод.
В результате комплексного исследования школьного обществоведческого образования, его истории и тенденций развития, мы пришли к следующим положениям:
Школьное обществознание с момента распада Советского Союза и последовавшего за ним создания нового демократического государства, прошло несколько этапов: I этап (1991 - 1992 гг.) характеризовался началом реформирования всей российской системы образования, итогом которой стало принятие в 1992 г. Закона «Об образовании», ставившего в приоритет образование населения в духе гуманизма и демократии. Однако кризисная ситуация не позволила данному закону уйти из декларативных рамок.
Следующим этапом стал (1993-1996 гг.) период когда, школьное образование в области обществознания стало массово переходить с линейной на концентрическую структуру. В 1993 году был введен базисный учебный план, регламентирующий количество часов, отведенных на преподавание дисциплины. Этап связан также и с введением в школьную программу интегративных и модульных курсов, ранее не преподававшихся предметов - социология, рыночная экономика, политология. Последнее нововведение значительно затруднило работу учительского состава.
В 1996 году начинается III этап в истории реформирования дисциплины обществознание в РФ. Этот этап отличается от предыдущих тем, что происходит не структурная перестройка образовательной системы страны, а идет работа над методическим аппаратом, учебной литературой по обществознанию. Вводятся минимумы содержания образования, принимается важный документ «Концепция обществоведческого образования в
образовательной школе», которая на долгие годы определила основные положения новой школьной системы. Однако по-прежнему в стране ощущается кризис преподавательского состава, способного грамотно донести знания до ученика, кризис учебной литературы, оснащения методическим аппаратом.
И, наконец, последний IV этап (2000-2012 гг.) школьного реформирования обществоведческого образования связан с введением в образовательное пространство РФ системы ГОСов, ГИА и ЕГЭ. Период характеризуется поиском оптимального минимума содержания обществоведческого образования, требований к уровню подготовки учащихся. Значительным моментом становится принятие в 2010 и в 2012 гг. ФГОСа второго поколения для основного и полного общего образования, провозгласившего основной целью формирование личности, с полным набором компетенций (компетентностный подход) для успешной социализации личности, посредством системно-деятельностного подхода и введением универсальных учебных действий.
Система школьного образования в Российской Федерации базируется на основных концепциях и принципах, которые за два десятилетия (1992-2012 гг.) дополняли друг друга, и обогащали. Последнее десятилетие XX в. основными принципами формирования школьного обществоведческого образования провозгласило гуманизацию и плюрализм. Эти принципы были дополнены такими как интеграция и демократизация образования, введение проблемного, модульного образования, принцип свободы совести и учета возрастных особенностей, а также немаловажный принцип - принцип возможности рефлексирования. Начало XXI в. расширило круг принципов обществоведческого образования, так, введённый в работу ГОС (2004 г.) основополагающим принципом обозначил концентрический подход в образовании, хотя данный подход был введен еще в сер.1990-х. В состав принципов были включены также неразрывность обществоведческого образования в течение всего школьного курса (не с 9 кл, а с 5(6) кл.), постепенное усложнение и расширение исследуемой обществоведческой проблематики, принцип ориентации на систему человеческих и общенациональных интересов и ценностей, принцип единства теории и практики. Принятый ФГОС второго поколения основополагающим принципом ставит компетентностный подход в обществоведческом образовании, принцип ориентации на личные потребности школьника, его индивидуальности, через системно-деятельностный подход и реализацию УУД.
В контексте модернизации российского образования в области обществознания существенное место занимают принятые в начале XXI в. Федеральные программы развития образования, Национальные доктрины и пр. Среди них, центральное место принадлежит введенным Государственным стандартам образования, минимумам содержания обществоведческой подготовки. Именно данные государственные акты определили место дисциплины обществознания в системе школьного образования, формы и методы работы с учащимися для повышения уровня правовой, политической грамотности, увеличению степени социализации личности, предъявили требования к учащемуся, прошедшему школьный курс обществознания. ГОСы определили путь дальнейшего развития обществоведческой дисциплины на долгие годы вперед.
Так, если временные стандарты конца 1990-х гг. не содержали в себе стратегии развития обществознания, а лишь определяли содержание образования, которое выходило далеко за рамки возможностей школьников, то новые стандарты, ГОС (2004 г.) хоть и признанный временным, но все же определил концепцию развития - получение предметных знаний (ЗУН), структурно представил минимум содержания обществоведческого образования, тем самым частично решив проблему «разгрузки» учебного времени. Однако также имел свои недочеты и темные стороны. Принятый в 2010 и 2012 гг. ФГОС нового поколения для основного и среднего (полного) общего образования разрешил дискуссионные вопросы ГОСа первого поколения, модернизировал цель обществоведческого образования - формирование комплекса необходимых компетенций для благополучной дальнейшей социализации выпускников. Обратил внимание на новые формы работы с учащимися, которые позволили бы более полно подготовить их к будущей жизни, через т.н. универсальные учебные действия, посредством введения системно-деятельностного подхода.
Наряду с ФГОСами определяющее место в модернизации обществоведческого образования, имеет система ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ, созданные для выявления уровня знаний и умений, уровня компетенций выпускников школ. Задания государственных экзаменов для учащихся 9 и 11 кл. составлены в соответствии с ФГОСом, по моему мнению, именно внедрение подобной системы, и требование ВУЗов от абитуриентов надлежащих знаний по обществознанию, нацеливает школьников на активное изучение данной дисциплины. В этом видятся как плюсы, так и минусы. Поскольку мотивация для учащихся в изучении обществознания не должна исходить из командно-административных предпосылок, а должна строиться на добровольных началах.
Школьное обществознание с момента распада Советского Союза и последовавшего за ним создания нового демократического государства, прошло несколько этапов: I этап (1991 - 1992 гг.) характеризовался началом реформирования всей российской системы образования, итогом которой стало принятие в 1992 г. Закона «Об образовании», ставившего в приоритет образование населения в духе гуманизма и демократии. Однако кризисная ситуация не позволила данному закону уйти из декларативных рамок.
Следующим этапом стал (1993-1996 гг.) период когда, школьное образование в области обществознания стало массово переходить с линейной на концентрическую структуру. В 1993 году был введен базисный учебный план, регламентирующий количество часов, отведенных на преподавание дисциплины. Этап связан также и с введением в школьную программу интегративных и модульных курсов, ранее не преподававшихся предметов - социология, рыночная экономика, политология. Последнее нововведение значительно затруднило работу учительского состава.
В 1996 году начинается III этап в истории реформирования дисциплины обществознание в РФ. Этот этап отличается от предыдущих тем, что происходит не структурная перестройка образовательной системы страны, а идет работа над методическим аппаратом, учебной литературой по обществознанию. Вводятся минимумы содержания образования, принимается важный документ «Концепция обществоведческого образования в
образовательной школе», которая на долгие годы определила основные положения новой школьной системы. Однако по-прежнему в стране ощущается кризис преподавательского состава, способного грамотно донести знания до ученика, кризис учебной литературы, оснащения методическим аппаратом.
И, наконец, последний IV этап (2000-2012 гг.) школьного реформирования обществоведческого образования связан с введением в образовательное пространство РФ системы ГОСов, ГИА и ЕГЭ. Период характеризуется поиском оптимального минимума содержания обществоведческого образования, требований к уровню подготовки учащихся. Значительным моментом становится принятие в 2010 и в 2012 гг. ФГОСа второго поколения для основного и полного общего образования, провозгласившего основной целью формирование личности, с полным набором компетенций (компетентностный подход) для успешной социализации личности, посредством системно-деятельностного подхода и введением универсальных учебных действий.
Система школьного образования в Российской Федерации базируется на основных концепциях и принципах, которые за два десятилетия (1992-2012 гг.) дополняли друг друга, и обогащали. Последнее десятилетие XX в. основными принципами формирования школьного обществоведческого образования провозгласило гуманизацию и плюрализм. Эти принципы были дополнены такими как интеграция и демократизация образования, введение проблемного, модульного образования, принцип свободы совести и учета возрастных особенностей, а также немаловажный принцип - принцип возможности рефлексирования. Начало XXI в. расширило круг принципов обществоведческого образования, так, введённый в работу ГОС (2004 г.) основополагающим принципом обозначил концентрический подход в образовании, хотя данный подход был введен еще в сер.1990-х. В состав принципов были включены также неразрывность обществоведческого образования в течение всего школьного курса (не с 9 кл, а с 5(6) кл.), постепенное усложнение и расширение исследуемой обществоведческой проблематики, принцип ориентации на систему человеческих и общенациональных интересов и ценностей, принцип единства теории и практики. Принятый ФГОС второго поколения основополагающим принципом ставит компетентностный подход в обществоведческом образовании, принцип ориентации на личные потребности школьника, его индивидуальности, через системно-деятельностный подход и реализацию УУД.
В контексте модернизации российского образования в области обществознания существенное место занимают принятые в начале XXI в. Федеральные программы развития образования, Национальные доктрины и пр. Среди них, центральное место принадлежит введенным Государственным стандартам образования, минимумам содержания обществоведческой подготовки. Именно данные государственные акты определили место дисциплины обществознания в системе школьного образования, формы и методы работы с учащимися для повышения уровня правовой, политической грамотности, увеличению степени социализации личности, предъявили требования к учащемуся, прошедшему школьный курс обществознания. ГОСы определили путь дальнейшего развития обществоведческой дисциплины на долгие годы вперед.
Так, если временные стандарты конца 1990-х гг. не содержали в себе стратегии развития обществознания, а лишь определяли содержание образования, которое выходило далеко за рамки возможностей школьников, то новые стандарты, ГОС (2004 г.) хоть и признанный временным, но все же определил концепцию развития - получение предметных знаний (ЗУН), структурно представил минимум содержания обществоведческого образования, тем самым частично решив проблему «разгрузки» учебного времени. Однако также имел свои недочеты и темные стороны. Принятый в 2010 и 2012 гг. ФГОС нового поколения для основного и среднего (полного) общего образования разрешил дискуссионные вопросы ГОСа первого поколения, модернизировал цель обществоведческого образования - формирование комплекса необходимых компетенций для благополучной дальнейшей социализации выпускников. Обратил внимание на новые формы работы с учащимися, которые позволили бы более полно подготовить их к будущей жизни, через т.н. универсальные учебные действия, посредством введения системно-деятельностного подхода.
Наряду с ФГОСами определяющее место в модернизации обществоведческого образования, имеет система ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ, созданные для выявления уровня знаний и умений, уровня компетенций выпускников школ. Задания государственных экзаменов для учащихся 9 и 11 кл. составлены в соответствии с ФГОСом, по моему мнению, именно внедрение подобной системы, и требование ВУЗов от абитуриентов надлежащих знаний по обществознанию, нацеливает школьников на активное изучение данной дисциплины. В этом видятся как плюсы, так и минусы. Поскольку мотивация для учащихся в изучении обществознания не должна исходить из командно-административных предпосылок, а должна строиться на добровольных началах.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С 1945 ПО 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Школьное историческое образование в России в XVIII - начале ХХ вв
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ПРИРОДА ЕГО РАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ПРИРОДА ЕГО РАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ.
Диссертация , религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ
КУЛЬТУРЕ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



