Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 6
Глава 2. Гражданско-патриотическое воспитание в учебно-воспитательном процессе 11
§2.1 Основные направления патриотического воспитания школьников 11
§2.2 Формы и методы гражданско-патриотического
воспитания школьников 14
§2.3 Методика проведения урока на тему
«Основы селекции. Работа Н.И.Вавилова» 17
§2.4 Методика проведения внеклассного мероприятия
на тему: «Я - патриот своей страны» 30
Глава 3. Организация и проведение эксперимента 40
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение
Проблема гражданско-патриотического воспитания всегда была актуальной. Руководство России и Республики Татарстан уделяют огромное внимание патриотическому воспитанию молодежи. Разработаны и реализованы Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001 г., 2005 г., 2010 г.); Республиканская комплексная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 20022006гг.» (2002 г.); Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2009-2010 гг.» (2009 г.); Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы» (2010 г.); Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2014-2016 гг.» (2013 г).В настоящее время реализуются Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Республиканская программа «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2017-2020 годы». Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения также нацеливают на патриотическое воспитание школьников.
В решении проблемы патриотического воспитания существенный вклад внесли выдающиеся педагоги (В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, С.Т.Шацкий и др.), методисты-биологи (Н.М. Верзилин, И.Д.Зверев, Н.А.Рыков, Д.И.Трайтак и др.).
Проведенное исследование в Соснинской основной общеобразовательной школе Балтасинского района Республики Татарстан показало, что проводится большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Разработана и реализуется программа «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на 2016-2019 годы», ежегодно проводится военно-спортивная игра «Зарница», организуется гражданско-патриотическое шествие «Бессмертный полк» и т.д.. Однако, следует отметить, что в школе недостаточно уделяется внимание новым формам и методам гражданско-патриотического воспитания (ток-шоу, экспресс-викторина, виртуальные экскурсии, метод проектов и т.д.).
Цель исследования: выявить роль гражданско-патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе в современной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию в современной школе;
2. Раскрыть значение учебной, внеурочной и внеклассной работ по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования - гражданско-патриотическое воспитание учащихся в учебном процессе.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается:
• в раскрытии понятий «гражданин», «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
• в разработке и проведении со школьниками уроков на темы: «Основы селекции. Работа Н.И.Вавилова», «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» и внеклассного мероприятия «Я - патриот своей страны».
Новизна исследования заключается в выявлении проблем гражданско-патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе в современной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем участия на III Международной научно-образовательной конференции с докладом по теме:
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников»; проведения внеклассного мероприятия «Я - патриот своей страны» (8 класс) и уроков по темам: «Основы селекции. Работа Н.И.Вавилова» (9 класс), «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» (8 класс).
Проведение исследование, целью которого было выявить роль гражданско-патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе в сельской школе, подтвердило правомерность его постановки.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Руководство и учителя школы уделяют большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в учебно-воспитательном процессе;
2. Хорошо организована работа с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию учителями биологии Файзрахмановой Гульфией Фаритовной, физкультуры Габдрахмановым Фанилем Салимовичем, основы безопасности жизнедеятельности Хакимовым Рафисом Хабибулхаковичем;
3. Учебный предмет биологии в значительной мере позволяет формировать патриотические чувства у учащихся: уважение и любовь к Родине, земле, на которой родились и выросли; чувство национальной гордости, за свой народ и т.д. Внеурочная и внеклассная работы позволяют школьникам принимать деятельное участие в решении проблем патриотического содержания, гордиться выдающимися достижениями в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, воспитывают уважение к прошлому своей страны и т.д.;
4. В ходе исследования выявлены проблемы: недостаточно уделяется внимание новым формам и методам работы с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию.
Методические разработки урока и внеклассного мероприятия могут быть использованы в учебном процессе в средней школе.
1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 - т. - М.: АН СССР, 1954. - Т. 4. - 676 с
2. Выготский Л.С. Нравственное воспитание. Педагогическая психоло гия. М., Педагогика, 1991. 480 с
3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Изд-во «Педагогика», 1986. - 348с.
4. Егорова Н.М.Семкичева Л.И. .Нестандартные уроки в курсе "Общая биология":учебно-методическое пособие //Н.М.Егорова,Л.И.Семкичева.- Казань. -Изд-во Казан.ун-та,2014. -80с.
5. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.- М.: Дрофа, 2002. - 304 с.: ил.
6. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. - М.: АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 407-419
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — М., 1992. — 960 с.
8. Педагогический словарь / под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с.
10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Учпедгиз, 1950. - Т. 10. - 668 с.
11. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1999. - 512
12. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика,1980. - С. 304.
13. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1953. - 772с.
14. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов// Антология педагогической мысли в России первой половины Х1Хв. /Сост. П.А. Лебедев. - М., 1987. - С. 223 - 246.
15. http://tatar7 .info/2014/09/16/t321 .htm
16. https://infourok.ru/nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov- 1654117.html
17. http://wiki.iro23.info/images/7/78/IP2016_POO_5_Uspenskiy_GBPOU KKUTMPT_Muratova_proekt.pdf
18. http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/
19. http://1997-2011.tatarstan.ru/00000026.html
20. https: //multiurok. ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa- chto-znachit-byt-patriotom.html
21. https://infourok.ru/statya-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-rastim- patriotov-rossii-915982.html
22. https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-mi-grazhdane-velikoy-rossii- 1709076.html