Введение 10
1. Основы стратегического управления транспортным предприятием 13
1.1. Содержание основных понятий стратегического управления
предприятием 13
1.2. Методы разработки стратегии предприятия 23
1.3. Особенности стратегического управления транспортным
предприятием 36
2. Анализ системы стратегического управления предприятием 44
2.1. Экономическая характеристика предприятия железнодорожного
транспорта 44
2.2. Исследование эффективности действующей стратегии развития
предприятия и его конкурентной позиции 50
2.3. Анализ сильных и слабых сторон предприятия железнодорожного
транспорта 59
3. Внедрение стратегического управления в деятельность предприятия 66
3.1. Разработка стратегического плана развития предприятия
железнодорожной отрасли 66
3.2. Оценка эффективности внедрения стратегического плана в
деятельность предприятия 72
Заключение 78
Список литературы 83
В условиях экономической нестабильности, характерных для текущей ситуации в экономике России, современное транспортное предприятие, как и предприятия других видов экономической деятельности, оказывающие услуги или производящие промышленную продукцию, сталкивается с множеством экономических и финансовых проблем. Особенности управления транспортным предприятием в условиях кризиса являются не только высокая степень неопределенности рыночной ситуации, но специфика сезонной нестабильности спроса на транспортные услуги, конкуренция в отрасли, нехватка финансовых ресурсов и т.д. В таких условиях существует однозначная необходимость пересмотра стратегии поведения предприятия на рынке, которое должно воплотиться в программу действий, направленную на выживания, стабилизацию и перспективные направления развития.
Развитие на долгосрочную перспективу во многом зависит от способности руководства транспортного предприятия своевременно предвидеть изменения на рынке и соответствующим образом адаптировать организационную структуру и содержание портфеля заказов на транспортные услуги. Поэтому в настоящее время необходим системный комплексный подход к совершенствованию системы планирования транспортного предприятия, уделяющий наибольшее внимание стратегическим аспектам планирования. Необходимо формирование общего направления, на котором следует искать пути достижения целей, а также набора правил и средств для принятия решений, которыми руководствуется в своей деятельности, т.е. формирование стратегии функционирования транспортного предприятия в современных условиях.
Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. В настоящее время существует множество определений стратегий, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.
Стратегия представляет собой генеральную программу действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.
Для стратегических решений характерно, что их принятие осуществляется путем выбора из дискретного множества известных заранее вариантов. В практике работы предприятий к таким решениям традиционно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия, решения по виду и принадлежности прав собственности на имущество и продукцию самого предприятия.
Исходя из вышесказанного, предметом исследования в нашей выпускной квалификационной работе являются приемы и методы стратегического управления транспортным предприятием.
Объектом - предприятия, осуществляющие транспортные услуги, в частности железнодорожные грузовые перевозки (на примере ОАО «Казанское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта»). Предприятие, выбранное нами в качестве объекта исследования, было создано в 1936 году, как многофункциональное предприятие, осуществляющее перевозку грузов, выгрузку грузов и ремонт железнодорожных путей. В настоящее время Казанское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта обслуживает около 123 промышленных предприятий города Казани по перевозке грузов от железнодорожных путей общего пользования станций примыкания казанского железнодорожного узла до цехов и подъездных путей промышленных предприятий. Стратегия развития предприятия во многом определяется взаимодействием с ОАО «РЖД» и зависит от политики министерства транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствования стратегического управления на предприятии (на примере ОАО «Казанское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта»).
Задачами работы являются:
а) изучение содержания основных понятий стратегического управления на предприятии;
б) анализ методов разработки стратегии и принципов внедрения стратегического управления на предприятии;
в) изучение особенностей построения стратегии на предприятиях железнодорожного транспорта;
г) характеристика предприятия ОАО «Казанское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта» и исследование методов стратегического управления, применяемых в настоящее время на предприятии;
д) проведение конкурентного анализа, выявление факторов стратегического развития предприятия;
е) анализ конкурентной позиции предприятия, позиционирование его на рынке ж/д услуг;
ж) разработка рекомендации по построению стратегии предприятия на основе ключевых показателей эффективности;
з) оценка экономический эффективности предлагаемых рекомендаций по совершенствовании стратегического управления на предприятии.
При выполнении выпускной квалификационной работы использованы отечественные и зарубежные учебники и монографии, статьи, интернет ресурсы, практические данные предприятий железнодорожной отрасли, в т.ч. ОАО «Казанское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта».
В условиях экономического кризиса современное транспортное предприятие, испытывает ряд проблем, требующих от его руководства своевременно предвидеть изменения на рынке и соответствующим образом адаптировать свою стратегию развития к изменяющимся условиям.
Как мы выяснили, изучив ряд источников, стратегия - это совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления использования ресурсов предприятия по реализации его миссии. Мы изучили основные понятия в области стратегического управления, в частности понятия: стратегия, стратегическое управление, миссия, система целей, задачи стратегического управления, действия или мероприятия по реализации стратегии развития.
Далее в работе мы проанализировали ряд источников, описывающих вклад выдающихся ученых с мировым именем в развитие концепций стратегического управления предприятием. Среди зарубежных следует отметить таких ученых, как Альфред Чандлер (школа дизайна), Игорь Ансофф (Школа планирования), Майкл Портер(Школа позиционирования), Йозеф Шумпетер (Школа предпринимательства), Герберт Саймон (Когнитивная школа), Чарльз Линдблом (Школа обучения), М. Зальд, М. Бергер, Дж.Марч, Р.Кайерт (Школа власти), Эндрю Петтигрю, С.Фельдман (Школа культуры), М.Мескон, М.Ханн, Дж.Фримен (Школа внешней среды), Денни Миллер (Школа конфигурации).
Следует отметить, что Генри Минцберг - профессор менеджмента Макгилльского университета, классифицировал все указанные школы в два основных направления. Первое - это школы предписывающие, к которым относятся школа дизайна школа планирования и школа позиционирования. И второе - это школы описания: школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения, школа власти, школа культуры, школа внешней среды и школа конфигурации.
Из изученного материала мы сделали вывод, что школы предписания базируются на аналитических методах и принимают в расчет преимущественно объективные факторы внешней и внутренней среды, хорошо поддающиеся анализу, математической обработке и формализации. Школы же описания строят концепции стратегического управления преимущественно на субъективных факторах, таких как мотивационные потребности персонала, культура организации, политические течения и игры внутри компании, что определяет порой интуитивный и субъективный характер принятия стратегических решений
Далее мы, изучив отдельные труды отечественных и зарубежных ученых пришли к выводу, что разработка стратегии осуществляется в несколько этапов: анализ, целеполагание, разработка альтернатив, выбор варианта и проработка стратегии, мониторинг и контроль исполнения стратегии. На каждом этапе разработки стратегии применяются соответствующие инструменты формализации, методы разработки стратегии, которые имеют свои достоинства и недостатки, в частности:
а) SWOT-анализ наглядно демонстрирует слабые и сильные стороны компании, однако основан часто на субъективных оценках;
б) экономико-математические методы основаны на научном подходе, математических расчетах, но есть опасность не учесть какой-то фактор, от этого модель может оказаться ошибочной;
в) матрицы БКГ и Мак - Кинси Хорошо визуализируют и характеризуют стратегию, однако не учитывают политики внутри фирмы, традиций, внутренних политических течений
г) методы экспертных оценок имеют преимущество в том, что эксперты могут предложить нестандартное решение, которого нет у конкурентов, но мнение их субъективно и при правильном подходе требует одновременного применения ЭММ и достаточно трудоемкой обработки;
д) KPI - Очень хорошо формализуют стратегию, одновременно подходят для мониторинга и мотивации персонала, это одно из наиболее современных средств формализации стратегии, однако тут нужно не ошибиться с количество и показателей и центрами ответственности, на которые они возлагаются.
Составляя стратегический план развития для железнодорожного предприятия, следует придерживаться классических подходов к формированию стратегии с учетом особенностей и проблем функционирования железнодорожного транспорта в России и конкретном регионе. К основным проблемам, отмеченным в отчетах крупнейшей железнодорожной компании России - ОАО «РЖД» и отчетах Министерства экономического развития РФ относятся:
а) недостаточно высокая техническая оснащенность всех стадий перевозки наряду с высоким износом основных фондов, включая железнодорожные пути;
б) необходимость постоянного совершенствования систем безопасности, поскольку железнодорожный транспорт относится к объектам повышенного риска, а в условиях террористических и прочих социальных угроз затраты на безопасность составляют немалые суммы;
в) высокая конкуренция со стороны автомобильного транспорта;
г) постоянное состояние недофинансирования в том числе за счет бюджетных источников.
Эти же проблемы присущи и объекту исследования в данной выпускной квалификационной работе, которым являются предприятие железнодорожной отрасли - ОАО «Казанское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта». Предприятие действует в тесном контакте с магистральным железнодорожным транспортом, в первую очередь с Горьковской железной дорогой - филиала ОАО «РЖД». Предприятие осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание более 100 предприятий и организаций на территории Татарстана. Кроме того, предприятие предоставляет услуги по обслуживанию путевого хозяйства и транспортному строительству и техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.
Следует отметить, что железнодорожное предприятие подвержено влиянию внешних неблагоприятных факторов, связанных с кризисом и спадом операционной активности клиентов, что вызвало снижение доходов по основным видам деятельности.
Финансовое состояние предприятия нельзя назвать устойчивым и в рамках стратегического анализа и разработки стратегии данный факт необходимо принять как одну из возможных угроз. К негативным тенденциям мы отнесли: снижение величины всех активов за исключением дебиторской задолженности; рентабельность уменьшается по всем группам показателей; оборачиваемость изменяется скачкообразно с тенденцией увеличения количества дней оборота оборотных активов.
Относительно позитивные тенденции: положительная динамика нераспределенной прибыли; снижение доли заемного капитала; показатели ликвидности показывают положительную динамику; финансовая устойчивость улучшается, наблюдается рост коэффициента маневренности и автономии.
Что касается нефинансовых характеристик стратегического управления на предприятии, то необходимо отметить следующее: стратегический план не составляется; финансовый план также отсутствует; система ключевых показателей эффективности не разработана.
Далее мы провели SWOT анализ, согласно результатам которого к сильным сторонам компании относятся: сильная команда менеджмента (S1);
квалифицированные кадры на местах (S2); хорошее программное обеспечение безопасности перевозок (S3);- стабильные клиентские связи (S4).
К слабым сторонам АО КМП «Промжелдортранс» мы отнесли: отсутствие стратегического плана как документа (W1) ; отсутствие комплекса финансовых планов (W2); агрессивную политику управления оборотными активами (W3);
К внешним угрозам мы отнесли: зависимость от государственной политики в области формирования тарифа (D1); экономический кризис, кризис неплатежеспособности, задержки платежей клиентов (D2); высокий уровень конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводных видов транспорта (D3).
Однако у предприятия есть возможность регулировать тариф, пересматривая его ежегодно по согласованию с правительством РТ (O1) и поддержка со стороны государства (O2)
Все выше перечисленное позволило нам в третьей главе сделать предложения и разработки, в частности:
а) мы предложили текст стратегического плана по аналогии со стратегическим планом ОАО «РЖД»;
б) сделали расчет экономических показателей до 2030 года;
в) оценили эффективность стратегии на основе критерия чистой приведенной стоимости;
г) разработали систему ключевых показателей на основе корреляционно-регрессионного анализа.
В целом предложенные нами разработки могут быть положены в основу формирования стратегического плана развития АО КМП «Промжелдортранс» и позволят руководству формализовать стратегию развития более четко с применением научно-обоснованных методов экономико-математического моделирования и регрессионного анализа. Кроме того, предложенная система KPI при условии более детальной проработки (мы в своей работе ограничились лишь несколькими факторами в силу недостатка информации) с учетом большего количества фактической информации о внешних и внутренних факторах развития позволит системно развивать стратегическое управление по подразделениям, создать систему мотивации персонала и методично осуществлять индексацию заработной платы по мере достижения контрольных показателей.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от
26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182037
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от
18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182110;fld=134;fro m=148418-6;rnd=189271.281169434543699;;ts=01892719893324871081859
3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015) Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc law 40443/
4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного
транспорта Российской Федерации" Режим доступа:
http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=40444
5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 24.12.2012) (введен в действие 01.01.2008) Режим доступа:
http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_l aw_77392/
6. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 10.11.2015) "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163268/#dst 100022
7. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / Пер. с англ. под ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2009. - 344с.;
8. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и автор предисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989.
9. Аакер Д.А. Бизнес-стратегия. М.: Эксмо, 2007;
10. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. М: Финансы и статистика, 2006;
11. Барчуков, А. В. Обоснование системы управления финансами на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] : Монография / А. В. Барчуков, Р. Г. Леонтьев. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2009. - 156 с . : Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=431960#none
12. Веснин В.Р. Стратегическое управление. - СПб.: ТК Велби, Проспект, 2006.
13. Веснин В.Р. Стратегическое управление в вопросах и ответах: Учеб.
пособие. — М.: Высш. шк., 2009. — 216 с. Режим доступа:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=347892
14. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега-Л, 2006.
15. Друкер, П., Макьярелло, Дж. Друкер на каждый день : 366 советов успешному менеджеру [Текст] / Питер Друкер, Джозеф Макьярелло ; пер. с англ. Анастасии Рыбянец. — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер ; Эксмо, 2013. — 432 с. — ISBN 978-5-91657-652-8. Режим доступа: http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query=%D0%BF%D0%B8%D1%82 %D0%B5%D 1 %80+%D0%B4%D 1 %80%D 1 %83%D0%BA%D0%B5%D 1 %80&curr BookId=13446&ln=ru
16. Ефремов В.С. Стратегии бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. - М.: Издательство «Финпресс», 1998.
17. Каплан Р. С. Стратегическое единство. - М.: Вильямс, 2006.
18. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2003, 304 с.: ra.ISBN 5-901028-55-4
19. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П.
Организация, ориентированная на стратегию / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—84
20. Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического
управления[Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с.
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=492854
21. Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. - 228с.
22. Марр, Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер [Электронный ресурс] / Б. Марр ; пер. с англ. А. В. Шаврина. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.—340 с.
23. Минцберг, Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям
стратегического менеджмента [Электронный ресурс] / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель ; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 367 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=520473
http: //www.studfiles. ru/preview/4339217
24. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. — М.: Инфра-М, 2013. — 255 с. — (Просто, Кратко, Быстро). — 500 экз.
25. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательство «Вильямс», 2010. - 592 с.
26. Савчук, В.П. Стратегия + Финансы: базовые знания для
руководителей [Электронный ресурс] / В.П. Савчук. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 302 с.: Режим доступа:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=538887#none
27. Синергетический подход к управлению [Электронный ресурс]: Монография / Г.А. Поташева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.:
28. Слиньков В. Н. Стратегическое планирование на основе
сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль: Практические
рекомендации : учеб. пособие / В.Н. Слиньков. - Киев : Дакор : КНТ, 2008. - 384 с.
29. Стратегический контроллинг [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.Б. Ивашкевич. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 216 с.: Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=374731#none
30. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа: Монография / Б.П. Воловиков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 226 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=496225
31. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие / В.М. Тумин, Г.Д. Антонов, О.П. Иванова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 239 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=367725
32. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 239 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=452653
33. Стратегическое управление [Электронный ресурс] : Учебник для магистров / Под ред. докт. экон. наук, проф. И. К. Ларионова. - М.: Дашков и К, 2014. - 235 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=450821
34. Стратегическое планирование: учеб. пособие / А. Н. Петров, Л.Г. Демидова, С.М. Климов [и др.]; под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2007.
35. Теория процессного управления [Электронный ресурс]: Монография / Ю.В. Ляндау, Д.И. Стасевич. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.- 118 с.
36. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - 12-е изд. - М.: Вильямс, 2006.
37. Управление стоимостью промышленных предприятий: Учебное пособие / В.А. Макарова, А.А. Крылов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 188 с.: Режим доступа: http: //znanium.com/catalo g.php?bookinfo=414521 #none
38. Фу Чек Тек. Воспоминания древнего стратега. Мышление Сунь-Цзы. - М.: Hippo, 2004.
39. Хан Д., Хунгенберг Х. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции
контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. Л.Г. Головича, М.Л. Лукашевича и др. - М.:
Финасы и статистика, 2005. - С. 215-226.
40. Харченко, В. Л. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебник / В. Л. Харченко. - М.: Московская финансово-промышленная академия,
2012. - (Академия бизнеса).
41. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=392973#none
42. Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика / А.Ю. Юданов. - М.: Тандем, 1998.
43. Башкатова Ю.И. Решетько Н.И. Разработка конкурентной стратегии
развития на основе сбалансированной системы показателей и классических моделей стратегического менеджмента предприятия / Интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014 Режим доступа:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=483797
44. Брюс Д. Хендерсен Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review : Дайджест. — М: Бостонская консалтинговая группа, 2008. — Вып. 02. —С. 7-8.
45. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013. — № 1 (21). — С. 151—157
46. Е.С. Лисица Тенденции развития железнодорожного транспорта в
условиях мирового финансового кризиса
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/33314/1/lisiza_2010_Belarus_Germany.pdf
Интернет-ресурсы:
47. Википедия https://ru.wikipedia.org
48. FB.ru - http://fb.ru/article/190285/skorostnaya-jeleznaya-doroga-moskva- pekin-stroitelstvo-shema-proekt-i-raspolojenie-na-karte
49. Итоги работы дорожно - транспортного комплекса Республики Татарстан за 2013 год и задачи на 2014 год http://mindortrans.tatarstan.ru/file/.pdf
50. Классики менеджмента. Ансофф Игорь, Ansoff, H. Igor Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/ C416FBCD6D218908C32576B7003EF496/ print.html
51. Корпоративный финансовый
менеджментhttp://www.cfin.ru/finanalysis/
52. Корпоративный менеджмент - http://www.cfin.ru/
53. Матрица Мак - Кинси
http: //www.grandars .ru/student/marketing/matrica-mckinsey.html http://infomanagement.ru/lekciya/Matrix_McKinsey
54. Министерство экономического развития РФ - www.economy.gov.ru/minec/main
55. Рейтинговое агентство Эксперт РА - http://raexpert.ru/
56. Роскомстат - www.info.gks.ru
57. Стратегия развития холдинга "РЖД" на период до 2030 года (основные положения) Режим доступа
http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=6396&layer_id=5104&STRUCTURE_ID=704
58. Стратегический анализ - http:/statanaliz.info/
59. Управление изменениями в организации - http://www.markus.spb.ru/
60. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/
61. Центр управления финансами http://center-
yf.ru/data/Menedzheru/Shkoly-strategicheskogo-menedzhmenta.php
62. Экономический портал
http://www.economicportal.ru/economist scientist/schumpeter.html