Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы и методологический инструментарий управления бизнес-процессами 9
1.1 Причины возникновения и этапы становления бизнес-моделирования 9
1.2. Исследование подходов к определению сущности и содержания бизнес-процесса 18
1.3. Современные проблемы моделирования бизнес-процессов 27
Глава 2. Специфика моделирования бизнес-процессов в сфере здравоохранения 42
2.1. Проблемы управления бизнес-процессами в медицинской организации 42
2.2. Обоснование необходимости моделирования бизнес-процессов медицинского учреждения 48
2.3. Характеристика бизнес-процессов медицинской организации 51
Глава 3. Моделирование бизнес процессов медицинской организации 66
3.1. Отраслевые тенденции на рынке медицинских услуг г. Казани 66
3.2. Индивидуализация методики оценки качества реализации бизнес-процессов для различных типов частных медицинских центров 71
3.3. Апробация предлагаемой методики 80
Заключение 86
Список использованных источников 88
Приложения
Несколько лет подряд российские компании живут в условиях падающего спроса со стороны потребителей. В 2016 году этот показатель, по данным Росстата, упал на 5,9%. ВВП тоже показал негативную динамику — минус 0,4% Но в то же время выросла частная медицина, работающая исключительно на внутреннего российского потребителя. По данным агентства «BusinesStat», стоимостный объем медицинского рынка в стране по итогам 2016г вырос на 4,7% и достиг 2203,6 млрд руб. Наибольшие темпы прироста показателя наблюдались в секторе коммерческой медицины.
И хотя лечиться за деньги можно и в государственном или теневом секторах, максимальный прирост дает именно легальный коммерческий сегмент. По данным «BusinesStat”, на 2015 год, c учетом ДМС, коммерческая медицина (вместе с теневой) занимает почти треть российского рынка медицинских услуг.
Также к факторам, стимулирующим рост рынка частной медицины, согласно данным исследовательский холдинга "Ромир", относится недовольство пациентов качеством обслуживания в госсекторе. Помимо отсутствия нужных специалистов или оборудования, пациенты госучреждений жалуются на недостаточно внимательное отношение, отсутствие индивидуального подхода, низкую квалификацию врачей в отдаленных регионах.
Согласно данным новостного портала «Деловой Квартал» DK.ru, в Татарстане количество коммерческих медицинских учреждений за 2015 год выросло на 5,4%. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, за январь- апрель 2016 г. оборот всех частных медучреждений в Республике прибавил 4,5%, составив 1,4 млрд руб.
Таким образом, анализ показал, что налицо ряд факторов, способствующих росту рынка коммерческой медицины как в России, так и в Республике Татарстан. Данная динамика стала возможной на фоне роста благосостояния населения и инвестиций в медицину, также в последние годы наметилось изменение потребительского поведения россиян, которые чаще стали обращаться в частные медицинские центры.
Учитывая хорошие темпы роста рынка частной медицины, постоянное появление новых игроков, появление крупных сетевых игроков, конкуренция на рынке частной медицины будет все более жесткой. В связи с этим для частных медицинских центров обеспечение их высокой конкурентоспособности становится важной задачей. Одним из путей обеспечения высокой конкурентноспособности на рынке является стратегия оптимизации ключевых бизнес-процессов.
Вопросам моделирования и оптимизации бизнес-процессов в настоящее время уделяется достаточно большое внимание в научной литературе. Но, несмотря на это, сегодня в достаточной степени не определены механизмы адаптации представленных методологий под отраслевую специфику системы здравоохранения.
Система здравоохранения является наиболее сложной для реализации любых инновационных проектов в связи с тем, что человеческая составляющая здесь играет решающую роль, а безопасность и эффективность медицинской помощи оказываются значительно важнее прибыли и результативности. Отсюда следует, что такие проекты являются достаточно рискованными, и их успешная реализация возможна лишь при условии теоретических знаний в области методологии процессного управления, наличия разработанных практических методик использования представленной управленческой технологии, адаптированных в соответствии со спецификой российских медицинских организаций.
Еще одним отличием медицины от других отраслей являются особые финансово-экономические отношения между участниками, поскольку здесь имеются три стороны: получатель услуг (пациент), продавец услуг (медицинская организация), плательщик (сторона, которая платит за оказанные услуги). Еще одной особенностью является тот факт, что даже само решение о том, в какой услуге нуждается пациент, в большинстве случаев определяется медицинской организацией, а не плательщиком.
Таким образом, бизнес-процессы, происходящие в медицинской организации необходимо рассматривать отдельно, не проводя никаких аналогий с другими отраслями.
Целью диссертационного исследования является усовершенствование управленческого инструментария мониторинга эффективности и совершенствования бизнес-процессов частных медицинских центров.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
• провести критический анализ сущности и содержания бизнес-процессов, понятийного аппарата концепций бизнес-моделирования, классификации бизнес-процессов, а также управленческого инструментария формирования их дизайна;
• проанализировать методику оценки качества реализации ключевых бизнес-процессов функционирования частных медицинских центров различных типов, предложенную Увариной Ю.В.;
• адаптировать методику оценки качества реализации ключевых бизнес-процессов функционирования частных медицинских центров различных типов, предложенную Увариной Ю.В, под частный медицинский центр.
Предметом исследования является управленческий инструментарий мониторинга эффективности и совершенствования бизнес - процессов.
Объектом исследования являются частные медицинские центры.
Большой вклад в формирование и развитие концепции моделирования и реинжиниринга бизнес-процессов внесли М. Хаммер, Д. Чампи, Т. Дейвен- порт, М. Портер, В.Г. Елиферов, В.В. Репин, Е.Г. Ойхман, Э.М. Попов, Ю.Ф. Тельнов и др. Высоко оценивая вклад этих ученых и полученные ими результаты, приходится констатировать, что уровень разработанности проблемы моделирования систем бизнес-процессов в медицинской отрасли остается явно недостаточным.
Разработке теории бизнес-моделирования посвящены работы таких авторов, как А.Афуах, К.Гиротра, Д.Дебеллак, С.Каплан, К.Кристенсен, А.Остервальдер, Ю.О.Плехова, И.Пинье, М.Портер, А.Сливотски, А.Ю.Сооляттэ, Н.Д.Стрекалова, А.Н.Стерлигова, М.Тиммерз, О.А.Третьяк, Э.А.Фиясель, Г.Чесброу, О.У.Юлдашева и мн. др.
В современной экономической литературе представлен достаточно широкий спектр научных публикаций, охватывающий различные аспекты управления системой здравоохранения. Представленное исследование, опирается на наследие таких ученых в сфере экономики и организации здравоохранения России как В.И. Стародубов, Ю.А. Комаров, Ю.А. Лисицин, И.Н. Денисов, Д.Д. Венедиктов, В.З. Кучеренко, А.И. Вялков, А.Л. Линденбратен, А.В. Решетников, О.П. Щепин и другие.
В связи с экономическими и другими глобальными изменениями в здравоохранении, научными основами формирования экономики здравоохранения, необходимыми для разработки процедур оценки качества медицинской помощи, а также эффективности деятельности медицинских организаций, посвящены работы: А.Г. Аганбегяна, И.М. Шеймана, С.В. Киселева, Б.А. Райцберга, В.В. Иванова, А.Л. Пиддэ, С.В. Шишкина и др.
В настоящее время, в период активного реформирования здравоохранения в Российской Федерации, многие авторы в своих научных трудах поднимают вопрос менеджмента медицинских учреждений, управления качеством медицинской помощи (А.Л.Егоров, С.Э.Ермакова, И.Б.Гурков, Ф.Н.Кадыров, А.Б.Цветкова, С.В.Шишкин, И.М.Шейман и др.).
В то же время из анализа существующей литературы, посвященной инжинирингу бизнес-процессов и бизнес-моделированию, можно сделать вывод об отсутствии решения по таким вопросам, как применимость бизнес - моделирования в сфере здравоохранения, выбор ключевых процессов и ресурсов, параметры и методики оценки эффективности ключевых бизнес-процессов в общей модели компании, разработка и мониторинг конкретных алгоритмов совершенствования работы компании. Недостаток конкретных, применимых в практике, унифицированных методик вызывает сложности внедрения их в жизнь медицинских организаций. На примере модификации методики оценки качества реализации бизнес-процессов в медицинском центре, предложенной Увариной Ю.В., мы продемонстрировали возможность практического внедрения данного подхода и возможность дальнейшей трансляции этого подхода на другие учреждения здравоохранения.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, формируются цели и задачи, определяются предмет и объект исследования, степень изученности темы и структура работы.
В первой главе работы представлен проведенный анализ научной литературы по теме управления бизнес-процессами. Определены причины возникновения и этапы становления бизнес-моделирования, исследованы подходы к определению сущности и содержания бизнес-процессов, изучен механизм функционирования и показаны современные проблемы моделирования бизнес-процессов.
Во второй главе отражена специфика моделирования бизнес-процессов в сфере здравоохранения. В данной главе проанализированы проблемы управления бизнес-процессами в медицинских организациях, проведено обоснование необходимости моделирования бизнес-процессов в медицинских учреждениях, выявлены факторы и ограничения стратегического развития компаний на рынке медицинских услуг, дана характеристика основных бизнес-процессов, протекающих в медицинской организации.
В третьей главе предложены решения основной проблемы диссертационного исследования - проблемы управления бизнес-процессами в медицинской организации. Исследования проводились как аналитическими и статистическими методами, так и путем проведения опросов клиентов компаний на рынке частных медицинских услуг. Решение этой проблемы включает в себя три составляющие:
• Для того чтобы определить направления совершенствования, необходимо оценить текущее положение на рынке. В связи с этим проведен анализ отраслевых тенденций на рынке медицинских услуг РФ и РТ.
• Проведена индивидуализация методики оценки качества реализации бизнес-процессов для медицинского центра за счёт коррекции показателей основных типов процессов, протекающих в медицинских организациях: лечебный, поддерживающий, сервисный и маркетинговый.
• В качестве одного из важнейших инструментов решения проблемы совершенствования бизнес-процессов модифицирована и апробирована методика, которая основывается на мониторинге, позволяющем выявлять отрицательные отклонения эффективности реализации бизнес-процессов и определять направления по их корректировке.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию ключевых бизнес-процессов в частных медицинских центрах.
В данной работе продемонстрировано, что одним из важнейших направлений стратегического развития компаний на рынке медицинских услуг является совершенствование управления ключевыми бизнес-процессами. Конкурентоспособность медицинских организаций зависит от их способности правильно оценить тенденции на рынке медицинских услуг, на основе полученного анализа правильно построить бизнес-модель, предлагающую уникальное ценностное предложение для клиентов, определить объективные и субъективные характеристик своих услуг, внедрить оценки эффективности реализации ключевых бизнес-процессов в условиях изменяющейся внешней среды и предпочтений целевой аудитории, используя имеющиеся ресурсы.
• В работе проведен анализ теоретических подходов и методологического инструментария управления бизнес-процессами, современные проблемы моделирования бизнес-процессов.
• На основе анализа специфики рынка медицинских услуг проведен анализ проблем, возникающих в процессе управления медицинскими учреждениями. По результатам анализа выявлены факторы, обосновывающие необходимость моделирования бизнес-процессов в учреждениях здравоохранения. К этим факторам отнесено усиление конкуренции, процессы консолидации отрасли, выход государственных учреждений на рынок частных медицинских услуг.
• В результате исследования выявлены и охарактеризованы основные типы процессов, протекающих в медицинской организации. Для понимания специфики рынка проанализированы основные тенденции на рынке медицинских услуг РФ и РТ, в частности г.Казани.
• Проведен анализ и модификация методики оценки качества реализации бизнес-процессов частных медицинских центров, предложенной Увариной Ю.В. Методика основана на определении эффективности реализации четырех основных типов бизнес-процессов, протекающих в учреждениях здравоохранения: лечебный, поддерживающий, маркетинговый и сервисный.
• Модифицированная технология оценки качества предоставляемых услуг по ключевым бизнес-процессам была внедрена в процессе реорганизации систем управления одного медицинского центра. Это позволило значительно улучшить показатели компании за счёт модификации характеристик услуг, значимых для клиента, а также увеличить индекс лояльности клиентов и повысить качество оказываемой медицинской помощи.
Таким образом, в результате исследования можно сделать вывод о том, что процессно-ориентированная система управления и, в частности, процесс моделирования ключевых бизнес-процессов на основе оценки качества оказываемых услуг может повысить эффективность и результативность функционирования организации и дать возможность частным медицинским центрам решить основные проблемы своей управленческой деятельности.
1. Business Process Modeling Notation -
URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/BPMN. (дата обращения: 05.12.2016).
2. Аджиев М.Э. Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 561-562
3. АКСИМЕД [сайт] : [Электронный ресурс]. - URL: : www.aksimed.ru.
(дата обращения: 05.12.2015).
4. Анализ рынка медицинских услуг в России в 2012-2016 гг, прогноз на
2017- 2021 гг. БизнесСтат. URL:
http://businesstat.ru/news/v_2016_g_natural_nyj_ob_em_rynka_medicinskih_ uslug_v_rossii_sokratilsya_m_2_5_i_sostavil_1523_mln_priemov/ (режим
доступа: 01.05.2017)
5. Бек, М.А. Бизнес-модели : инновационные аспекты / М.А. Бек, Н.Н. Бек // Менеджмент инноваций. - 2014. - № 4. - С. 244-256.
6. Беквит, Г. Продавая незримое : руководство по современному маркетингу услуг / Г. Беквит ; пер. с англ. Е. В. Китаевой. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2015. - 308 с.
7. Берри, Л. Селтман, К. Практика управления Мэйо Клиник. Уроки лучшей в мире сервисной организации / Л. Берри, К. Селтман: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо; Москва; 2015. - 594 с.
8. Бизнес-модель компании на основе метода Александра
Остервальдера.11.04.2017. URL: http://maed.ru/blog/biznes-modeli-
kompanii-na-osnove-metoda-aleksandra-ostervaldera/(режим доступа:
01.05.2017)
9. Богалдин-Малык, В.В. Бизнес-стратегии и операционный маркетинг на рынке услуг : учеб.пособие / В. В. Богалдин-Малык. - 2010. - 474с. - (Библиотека менеджера).
10. Бурменко, Т.Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг : учеб.пособие / Т.Д. Бурменко. - Москва :КноРус, 2014. - 424 с.
11. Васильев, В.В. ОАО ГМК «Норильский никель» [Электронный ресурс]/ В.В. Васильев. - URL: : http://quality.eup.ru/MATERIALY2/fmpred.html.
12. Взгляд на перспективы развития рынка частных медицинских услуг в РФ в 2017-2019 гг. Результаты исследования КПМГ
13. Взгляд на перспективы развития рынка частных медицинских услуг в РФ
в 2015-2017 гг. [Электронный ресурс] : исследование КПМГ / KlynveldPeatMarwickGoerdeler, КПМГ. - 2015. - URL:
http://www.kpmg.com/RU/ru/industry/Healthcare_and_Pharmaceuticals/Do cuments/Healthcare%20perspectives%20rus.pdf.
14. Взгляд на перспективы развития рынка частных медицинских услуг в РФ в 2017-2019 гг. Результаты исследования КПМГ
15. Всеобщее управление качеством : учебник для вузов / О.П. Глудкин, А.И. Гуров, Ю.В. Горин ; под ред. О.П. Глудкина. - Москва : Горячая линяя- Телеком, 2001. - 600 с.
16. Гагарский, В.А. Бизнес-процессы : основные понятия [Электронный
ресурс] / В.А. Гагарский. - 2013. - URL:
http://www.elitarium.ru/2013/02/08/biznes_processy_osnovnye_ponjatija.html.
17. Гарина, Е.П., Гарин А.П. Исследование состава и количества выделенных бизнес-процессов в зависимости от применяемой модели управления//Экономика и социум. - Институт управления и социальноэкономического развития.- 4-1 (9) , 2014г. - с. 344-348.
18. Г арина, Е.П., Г арин А.П. Теория и методология формирования и развития бизнес-процессов в машиностроении: монография / Е.П.Г арина, А.П. Гарин; Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина.- Н.Новгород, 2013. - 179 с.
19. Гиротра К. Оптимальная бизнес-модель : четыре инструмента управления рисками : пер. с англ. / К. Гиротра, С. Нетесин ; пер. с англ. М. Брандес. - Москва : Альпина Паблишер, 2014. - 215 с. : табл. - (Alpinaprofessional).
20. Гурков, И.Б. Инновационный процесс в российской медикофармацевтической отрасли - в поисках ростков «новой экономики» / И.Б. Гурков, А.С. Гольдберг, О.А. Шибанова // Экономика и организация промышленного производства. - 2015. - № 3. - С. 76-93.
21. Гурков, И.Б. Стратегии действий фирмы в условиях неопределенности: системный подход анализа устойчивых условий воспроизводства / И.Б. Гурков, З. Б. Саидов // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества : в 4 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин ; Высш. шк. экономики. - Москва, 2014. - Кн. 2. - С. 46-55.
22. Д.Куликов. Бизнес-реинжиниринг в медицине - новый взгляд на
привычные процессы. URL: http://www.iksmedia.ru/articles/5248182-
Biznesreinzhiniring-v-medicine-novy.html
23. Дафт, Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дарфт; пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова. - СПб.: Питер, 2015. -832 с.
24. Дебелак, Д. Бизнес-модели : принципы создания процветающей
организации / Д. Дебелак ; пер. с англ. И. Коваленко. - Москва: Гребенников, 2013. - 253 с. : табл.
25. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами // OutoftheCrisis. — М.: «Альпина Паблишер»,
2016. — 400 с. — (Модели менеджмента ведущих корпораций). — ISBN 978-5-9614-1635-0.
26. Деминг, У.Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами/ У. Эдвард Деминг, Т. Гуреш; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 420 с.
27. Дойль,Питер. Маркетинг-менеджмент и стратегии. Marketing Management andStrategy / Питер Дойль.- Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 544 с.
28. Е.А.Туркова, А.М.Ооржак. Процессный подход в управлении
медицинским учреждением. URL:
https://storage.tusur.ru/files/11227/Turkova_EA_Oorjak_AM.pdf (режим доступа: 01.05.2017)
29. Евдакименко, В. Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность / В. Евдокименко// Стандарты и качество. - 2015. - № 9. - С. 12-16.
30. Егоров, Е.В. Актуальные проблемы экономики здоровья и формирования здорового образа жизни населения России / Е.В.Егоров// Социальная политика и социальное партнерство. - 2014. - № 9. - С. 16-22.
31. Елиферов В.Г.. - 2-е изд. - М.: Стандарты и качество, 2015. - 408 с.
32. Ермакова С.Э. Формирование и развитие процессно-ориентированного
управления в медицинских организациях. Автореферат. URL:
https://refdb.ru/look/1391767-pan.html. (Режим доступа: 01.05.2017)
33. Ермакова С.Э.. Технология моделирования бизнес-процессов в
медицинских организациях. Вопросы экономики и права. 2011. № 1
34. Ермакова, С.Э. Технология моделирования бизнес-процессов в
медицинских организациях / С.Э. Ермакова // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 1. - С. 81-85.
35. Ефимов, В. В. Описание и улучшение бизнес-процессов : учеб.пособие для студентов специальности "Управление качеством" / В. В. Ефимов ; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск :УлГТУ, 2015. - 84 с. : ил.
36. Жигунова, Н.М. Методология улучшения деятельности организаций на основе процессного подхода / Г.М. Жигунова // Качество менеджмента и процессный подход : науч.-техн. сб. / под общ.ред. Г.Е. Герасимовой. - Москва, 2015. - С. 65-68
37. Зиндер, Е.З. Новое системное проектирование: информационные
технологии и бизнес-реинжиниринг/ Е.З. Зиндер // Системы управления базами данных. - 2016. - № 1. - С. 55-67.
38. Ивлев, В.А. Управление знаниями - это технология, которая позволит наполнить смыслом мир, в котором мы существуем [Электронный ресурс] / В.А. Ивлев, Т.В. Попова. - URL: http://quality.eup.ru/DOCUM6/knowledge-management-new.htm, свободный
39. Ильин, В.В. Реинжиниринг бизнес-процессов с использованием ARIS / В.В. Ильин. - 2-е изд. - Москва : И. Д. Вильямс, 2014. - 256 с.
40. Инталев: корпоративный навигатор [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intalevnavigator.ru. (дата обращения: 05.12.2016).
41. Информационные системы управления эффективностью бизнеса. URL: https: //studme.org/62292/informatika/informatsionnye_sistemy_upravlen iya_effektivnostyu_biznesa (режим доступа 01.05.2017)
42. Информационные технологии в бизнесе / под ред. М. Желены. - СПб.: Питер, 2012. - 1120 с.
43. Кадыров, Ф.Н. Проблемы развития рынка частных медицинских услуг [Электронный ресурс] / Ф.Н. Кадыров. - URL: http://ecsocman.hse.ru/text/17748823/.
44. Калянов, Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов / Г. Н. Калянов. - Москва: СИНТЕГ, 2014. - 203 с. : ил. - (Реинжиниринг бизнеса).
45. Каплан, Р. Система сбалансированных показателей. От стратегии к действию : пер. с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон. - Москва: Олимп-Бизнес, 2013. - 304 с. : ил.
46. Ким У Чан. Стратегия голубого океана: как создать свободную рыночную
нишу и перестать бояться конкурентов: [революционная книга о
стратегии] / Ким У Чан, Р. Моборн ; пер. с англ. И. Ющенко. - Москва : HIPPO, 2016 - 254 с. : ил.
47. Климанов Д.Е. Третьяк О.А., Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 3. С. 107-130.
48. Ковалев, С.М. Технология структуризации и описания организации - шаг за шагом [Электронный ресурс] / С.М. Ковалев, В.М. Ковалев. - 2014. - URL: : http://www.betec.ru/index.php?id=36&sid=03.
49. Комраков А. Государственные пороки частной медицины. URL:http://romir.ru/press/(режим доступа: 01.02.2017).
50. Кому принадлежат частные клиники Казани. Реальное время. URL: https://realnoevremya.ru/analytics/49914 (режим доступа: 01.05.2017)
51. Кондратьев, В.В. Реструктуризация управления компанией: 17модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 6. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
52. Консалтинговая компания «ГАЛС»: [Электронный ресурс]. - Санкт-
Петербург, 2002-2013. - URL: : http://gals-spb.ru. (Дата обращения:
20.11.2016) .
53. Константинос К., Маркидес. Все верные решения. Руководство по созданию стратегии прорыва / МаркидесКонстантинос К. - Санкт- Петербург : Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2015. - 248 с.
54. Крючков, В.Н. Нейролингвистические основы реинжиниринга бизнеспроцессов / В.Н. Крючков// Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 25-36.
55. Л. А. Порошина, Е. Н. Каменева-Любавская. Реинжиниринг бизнеспроцессов в медицинских организациях. «Ученые заметки ТОГУ» Том 7, № 2, 2016 URL: http://pnu.edu.ru/media/ejoumal/articles-2016/TGU_7_93.pdf (режим доступа: 01.05.2017)
56. Логинов, К.В. Теория и методология процессного управления промышленным предприятием :автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / К.В. Логинов. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. инженер.- экон. ун-т,
2016. - 39 с. : ил.
57. Локтева, О.А. Методы и средства обеспечения конкурентоспособности бренда на рынке платных медицинских услуг :автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / О.А. Локтева. - Санкт-Петербург, 2014. - 26 с.
58. Магомедов, Ш. Сущность теории потребительской ценности товаров / Ш. Магомедов // Стандарты и качество. - 2014. - № 4. - С. 78-81.
59. Маймина, Э.В. Реструктуризация деятельности организации как институциональный инструмент обеспечения устойчивого развития национальной экономики :автореф. дис.д-ра экон. наук : 08.00.05 / Э.В. Маймина. - Москва, 2013. - 22 с.
60. МЕДИАЛОГ [сайт]: [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.medialog.ru. (дата обращения: 05.12.2015).
61. Медицинское учреждение как система в процессе реинжиниринга с позиции эпидемиолога [Электронный ресурс] / С.И. Блохина, С.Л. Гольдштейн, Е.М. Грицюк ; Дет.клин. больница восстанов. лечения "Научно-практический центр "Бонум" // Системная интеграция в здравоохранении. - Екатеринбург, 2014. - № 4 (10). - URL: : www.sys- int.ru.
62. Менеджмент (современный российский менеджмент) : учеб.для
студентов вузов, обучающихся по специальностям : "Экономика и упр.", "Менеджмент", "Экономика", "Коммерция" / Ф.М. Русинов, М.Л. Разу, В.А. Денисов [и др.] ; под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу ; Рос.экон. акад. им. Г.В. Плеханова [и др.]. - Москва : ФБК-Пресс, 2016. - 502 с. : ил.
63. Моисеева, Н.К. Управление операционной средой организации : учеб.для студентов и преподавателей вузов / Н.К. Моисеева, А.Н. Стерлигова ; рук. А.Н. Стерлигова ; Высш. шк. менеджмента нац.- исслед. ун-та "Высш. шк. экономики". - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 336 с. : ил., табл. ; 22 см. - (Высшее образование - Магистратура).
64. Николайчук, В.Е. Маркетинг и менеджмент услуг : деловой сервис / В.Е. Николайчук. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 604 с. : ил.
65. Никулина Т. Н., Фартушина А. С. Проблемы моделирования бизнеспроцессов в современных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 4436-4440. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85888.htm
66. Нужны ли российской экономике управленческие инновации? // Российское предпринимательство. - 2014. - № 11. - Вып. 2. - С. 62-67.
67. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2016 год. Федеральная Служба Государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d02/64.htm (режим доступа: 01.05.2017)
68. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ [ред. от 01.01.2016]. - URL: : КонсультантПлюс.
Законодательство. ВерсияПроф.
69. Об утверждении номенклатуры медицинских организаций [Электронный
ресурс] : приказ Министерства здравоохранения Рос. Федерации от
06.08.2015 № 529н. - URL: :КонсультантПлюс. Законодательство.
ВерсияПроф.
70. Обзор 9-ти структурных блоков бизнес-модели А.
Остервальдера.16.03.2015 URL:
https://businessmodelmoscowschool.wordpress.com/2015/03/16/business_mod el_canvas_a-osterwalder/ (режим доступа: 01.05.2017)
71. Обзор платных медицинских услуг и здорового образа жизни. РБК исследования рынков. URL: http://marketing.rbc.ru. (дата обращения:
10.02.2015) .
72. Оголева, Л.Н. Реинжиниринг производства : учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Оголева ; Е.В. Чернецова, В.М. Радиковский ; Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 245 с. : ил.
73. Ойхман, Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 336 с.
74. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств информационных систем: ISO/IECTR 15504-CMM. - М.: Книга и Бизнес, 2016. - 348 с.
75. Понятие реинжиниринг бизнеса. URL: http://comflower.download-
gdz.ru/gdz-2-klass/ponyatie-reinjiniring-biznesa (режим доступа: 01.03.2017)
76. Порошина Л.А., Каменева-Любавская Е.Н. Реинжиниринг бизнеспроцессов в медицинских организациях. «Ученые заметки ТОГУ» Том 7,
№ 2, 2016 URL: http://pnu.edu.ru/media/ejoumal/articles-2016/TGU_7_93.pdf (режим доступа: 01.05.2017)
77. Построение бизнес-модели проекта по книге А.Остервальдера.URL: http://kolash.ru/postroenie-biznes-modeli-po-ostervalderu/(режим доступа:
01.05.2017)
78. Почему российский рынок платной медицины растет и зачем ему нужны стартапы. URL:https://vc.ru/p/starttrack-medicine (режим доступа:
01.05.2017)
79. Приложение РБК+ «Платные медицинские услуги» к журналу «РБК» № 09/2016, стр.95
80. Процесс и его компоненты. URL: http://bigpo.ru/ ( Дата обращения:
01.06.2017)
81. Развитие процессно-ориентированного управления в медицинских
организациях в условии диверсификации.
URL:http://studbooks.net/1358528/menedzhment/ (режим доступа:
01.04.2017)
82. Реинжиниринг бизнес-процессов медицинской организации. Российское предпринимательство, 2013, № 4 (2)
83. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес - процессов / В.В. Репин,
84. Риб С.И.. Различные подходы к выделению и описанию бизнеспроцессов / С.И.Риб, И.В.Кремлева. - 2014. - URL:
http://www.betec.ru/index.php?id=06&sid=50.
85. Родцевич О.Н. Определение понятия «бизнес-процесс»: история
возникновения и современное представление. Вестник Полоцкого Государственного Университета, 2015г.
URL:http://www.elib.psu.by:8080/bitstream/123456789/15451/1/%D0%A0% D0%BE%D0%B4%D 1 %86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D 1 %87_2015- 13_%D1%8140-48.pdf (режим доступа: 01.03.2017)
86. Рубцов, С.В. Уточнение понятия «бизнес-процесс» / С.В. Рубцов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 6. - С. 26-33.
87. Рынок медицинских услуг в России: структура, тенденции и
перспективы. БизнесСтат. URL:
http://conference.apcmed.ru/upload/iblock/246/BusinesStat.pdf (режим
доступа: 01.05.2017)
88. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 480 с.
89. Статистический сборник «Социально-экономическое положение России», Федеральная служба государственной статистики, 2014 г., 2015 г., 2016 г.
90. Технология моделирования бизнес-процессов в медицинских организациях. С.Э. Ермакова. Вопросы экономики и права. 2014. № 1
91. Уварина Ю.А., Шушкин М.А.. Инновационные бизнес-модели
медицинских центров: маркетинговый инструментарий анализа
реализации бизнес-процессов // ИННОВАЦИИ, № 1 (207), 2016. С.99-107. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/178919175 (режим
доступа: 01.05.2017)
92. Уварина Ю.В. Методы оценки и направления совершенствования бизнеспроцессов в частных медицинских центрах. Диссертация. 2016г. URL: https://www.hse.ru/data/2016/05/17/1128885613/Diss.pdf (дата обращения: 01.02.2017)
93. Улумбекова Г.Э. Доступнее не станет. Высшая школа организации
управления здравоохранением. URL:
http://www.vshouz.ru/news/71.html?SSr=560133a26210ffffffff27c 07e00b16
0a3817-7b05. (режим доступа: 01.06.2017)
94. Управление проектами. URL: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/
(режим доступа: 01.05.2017)
95. Федеральный закон №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.
96. Фидельман, Г.Н. Бизнес-процессы и изменение организации / Г.Н. Фидельман, С.В. Дедиков// Методы менеджмента качества. - 2012. - № 2. - С. 11-14.
97. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 288 с.
98. Хисамова Р. Бизнес на диагнозах: стоит ли инвестировать в частную медицину Казани. Деловой квартал. 22.06.2016.URL: http://kazan.dk.ru/news/biznes-na-diagnozah-stoit-li-investirovat-v-chastnuyu- meditsinu-kazan-
237030540?utm_source=mail&utm_medium=%20letter&utm%20campaign= %20rassylka_every_day_kazan (режим доступа: 01.03.2017)
99. Хлебников Д.В. Подход к реструктуризации предприятий / Д.В. Хлебников. URL:: http: //www.bestreferat.ru/archives/5 0/bestref-91750.zip.
100. Шеер, А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы / А.В. Шеер; пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Весть-Метатехнология, 2012. - 173 с.
101. Шмырина А., Катаев М.Ю.. Процессный подход к управлению медицинской организацией. URL: http://medcons.ru/index.php?p=articles_5 (режим доступа: 01.05.2017)
102. Эксперты предсказали сокращение числа больниц до уровня 1913 года.
РБК. 2017. URL:
http://www.rbc.ru/society/07/04/2017/58e4feb59a794722462a85aa (режим доступа: 01.02.2017)