Экономические содержание и функциональное назначение расходов федерального бюджета, их оптимизация (Государственные и муниципальные финансы, Российский Экономический Университет)
Проведен анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета за 2019-2022 годы (план).
Есть приложение (Классификация расходов бюджетов).
Введение 3
1 Теоретические основы расходов бюджета Российской Федерации 5
1.1 Расходы федерального бюджета: понятие, функции, классификация 5
1.2 Прогнозирование и планирование расходов федерального бюджета 7
2 Анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации и их оптимизация 12
2.1 Анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета 12
2.2 Актуальные проблемы и пути оптимизации расходования финансовых ресурсов федерального бюджета 20
Заключение 23
Список использованных источников 26
Приложение А Классификация расходов бюджетов 29
Главное место в системе государственных финансов отводится федеральному бюджету – финансовому плану государства на текущий финансовый год. В Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
В настоящее время наиболее острой и распространённой проблемой, которая встречается во многих странах, в отдельных отраслях экономики и на уровне предприятий выступает финансовая проблема, связанная, в первую очередь, с недостаточностью денежных средств как юридических и физических лиц, так и на уровне государства.
Данная проблема является очень актуальной, так как при использовании не-правильной методики расходования бюджетных средств, может повлечь за собой возникновения различных финансовых проблем, которые отрицательно могут повлиять на экономическое состояние страны и на социальное развитие различных слоёв населения.
Цель исследования – изучить экономические содержание и функциональное назначение расходов федерального бюджета, их оптимизация.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие, функции и классификацию расходов федерального бюджета;
- исследовать прогнозирование и планирование расходов федерального бюджета;
- провести анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета;
- исследовать актуальные проблемы и пути оптимизации расходования финансовых ресурсов федерального бюджета.
Объект исследования – система управления государственными финансами. Предмет – экономические содержание и функциональное назначение расходов федерального бюджета, их оптимизация.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по государственному и муниципальному управлению, таких как Т. И. Аммосова, А. В. Голубев, Л. В. Золотова, А. Н. Литвиненко и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические основы расходов бюджета Российской Федерации; во второй главе проведен анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации и направления их оптимизации. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Под расходами бюджета понимается денежные средства, которые направля-ются на обеспечение финансовой стабильности в обществе, на достижение цели, на решения различных функций и задач, стоящие перед государственными органами власти.
Планомерное и последовательное исполнение бюджета является условием эффективной деятельности государства, позволяет государственным (муниципальным) заказчикам добросовестно исполнять договорные обязательства, обеспечивает социальную и экономическую стабильность. В бюджетном процессе исполнение бюджета – наиболее важная стадия, означающая фактическую реализацию соответствующего закона (решения) о бюджете.
Благосостояние страны зависит от правильного планирования доходов и расходов. Для большей части государственных расходов можно определить, к какой из функций государства они относятся. Среди подобных функций государства наиболее актуальными являются обеспечение военного производства, промышленности, энергетики и строительной индустрии, государственного управления и местного самоуправления.
Разработка плана доходов и расходов является необходимым условием осуществления бюджетного процесса. Он представляет собой регламентируемую деятельность органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета.
Федеральный бюджет необходим для регулирования и поддержания социально – экономического развития страны, направлен на финансирования общегосударственных мероприятий, регионального и муниципального назначения, а также развития перспективных и коммерческих направленностей различных социальных сфер деятельности страны.
Федеральный бюджет 100% финансирует общегосударственные расходы, направляемые на оборону и международную деятельность, на научные исследования выделяются 93% бюджетных средств, на правоохранительную деятельность – 76%, на устранение и ликвидацию возникающих чрезвычайных ситуаций и последствия стихийных бедствий – 89%.
Среди приоритетов в структуре расходов проекта бюджета – поддержка проектов в сфере экономики и развития инфраструктуры. Несмотря на то, что физическая культура и спорт являются важным инструментом поддержания и восстановления здоровья населения, способствуют повышению качества человеческих ресурсов национальной экономики, расходы по данному критерию сокращены, что будет отрицательно влиять на все сферы общества. К от-рицательным последствиям приведёт также сокращение социальной политики, которая охватывает стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. За счёт сокращения данных показателей, увеличиваются показатели, связанные с национальной экономикой и национальной безопасностью.
В качестве главной меры обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы РФ и противодействия бюджетным рискам должно выступать использование механизма ограничения роста расходов федерального бюджета при безусловной реализации принятых решений, в том числе в рамках утвержденных государственных программ РФ, а также восстановление достаточных объемов резервов, в качестве источника пополнения которых выступают доходы от экспорта нефти и газа, которые могут быть использованы в том случае, если произойдет ухудшение макроэкономической ситуации.
В качестве одного из приоритетных направлений улучшения систем администрирования расходов федерального бюджета должно выступать использование механизмов проектного управления при реализации государственных программ, что позволит создать твердую основу для системного повышения эффективности расходов федерального бюджета, сосредоточении всех ресурсов государства на самых важных направлениях деятельности.
Кроме того, необходимо использовать следующие меры, которые позволят оптимизировать расходы федерального бюджета:
- внедрение эффективной системы бюджетирования, которая должна быть ориентирована на результат;
- улучшение системы предоставления услуг со стороны государства;
- повышение уровня бюджетных инвестиций.
Совершенствование финансового контроля позволит эффективнее оценивать расходование финансовых ресурсов федерального бюджета. Также необходимо использовать принцип прозрачности и открытости.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144.
2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3823.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. - № 49 (Часть I, II, III, IV). - Ст. 6939.
4. Аммосова Т. И. Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской Федерации / Т. И. Аммосова // Молодой ученый. - 2019. - № 9. - С. 496- 498.
5. Анисимова В.Ю. Влияние падения цены на нефть на экономику России / В. Ю. Анисимова, Л. А. Рохваргер // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции, 23 мая 2016 г. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2016. - С. 30-35.
6. Гарипова Э.К. Новые тенденции при формировании федерального бюджета: использование программно-целевого метода бюджетного планирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - №8-9. – С.275-278.
7. Голубев А.В. Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие / А. В. Голубев // Финансовое право. - 2017. - №2. - С. 206-209.
8. Гузь Н.А. Пути оптимизации расходов федерального бюджета / Н. А. Гузь, М. В. Гриневич // Актуальные вопросы экономики и управления Сборник научных трудов. - Москва, 2019. - С. 18-28.
9. Зиялов Е. М. Особенности формирования федерального бюджета Рос-сийской Федерации / Е. М. Зиялов // Сборник статей Международного научно-практического конкурса. - Пенза. - 2019. – С. 111-115.
10. Золотова Л.В. Анализ динамики доходов населения России / Л. В. Золотова, Л. В. Портнова // Труды Седьмой научной конференции с международным участием «Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования» (пленарное заседание). - 2020. - С. 27-29.
11. Имажап Б. Ю. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации / Б. Ю. Имажап, Ю. А. Иванова // Молодой ученый. - 2018. - № 15. - С. 19-22.
12. Исмаилова Н. К. Пути повышения эффективности расходов государст-венного бюджета в области социальной сферы в современных условиях / Н. К. Исмаилова // Молодой ученый. - 2017. - № 13. - С. 283-286.
13. Карчевский В.В. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие / В. В. Карчевский. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 224 с.
14. Куцури Г.Н. Формирование параметров федерального бюджета с ис-пользованием специальных методов повышения его устойчивости / Г.Н. Куцури, А.А. Левдонский // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-2 (69-2). - С. 871-876.
15. Литвиненко А. Н. Правовая характеристика элементов бюджетного устройства Российской Федерации / А. Н. Литвиненко, Л. К. Самойлова // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 9. - С. 123-129.
16. Маркина Н. А. К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие при расходовании бюджетных средств в Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. - 2019. - № 4. - С. 16-20.
17. Мысляева И. И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / М. И. Мысляева. - М: ИНФРА-М, 2016. - 393 с.
18. Подойницына А.Г. Повышение эффективности механизмов управления средствами федерального бюджета / А.Г. Подойницына // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 1. – С. 60-65.
19. Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения: 25.10.2020).
20. Федорова О.В. Анализ методологических подходов к планированию расходов регионального бюджета / О. В. Федерова // Тенденции развития экономики и менеджмента. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (Казань, июнь 2016). – 2016. – С. 116-118.