Реформа пенсионной системы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития (Государственные и муниципальные финансы, Российский Экономический Университет)
Введение 3
1 Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ 5
1.1 Необходимость и предпосылки проведения пенсионной реформы в России 5
1.2 Характерные черты реформы пенсионной системы РФ 9
2 Состояние пенсионной системы РФ после реорганизации и пути ее дальнейшего совершенствования 14
2.1 Оценка эффективности пенсионной реформы в РФ 14
2.2 Прогноз и перспективы реформы российской пенсионной системы 19
Заключение 23
Список использованных источников 26
Большинство государств, испытывая определенные трудности в пенсионных системах, стремятся к созданию ее оптимальной модели. Однако стоит отметить, что поиск оптимальной модели достаточно сложен, поскольку зависит от развитости многих институтов, от внутренних социальных и экономических характеристик страны. Оптимальность пенсионной модели должна выражаться в ее самостоятельности, в самофинансировании, в ее положительном эффекте на экономику государства.
В настоящее время, наиболее важно, что принимаемые государством реше-ния должны оцениваться исходя из долгосрочных политических и экономических задач для того, чтобы последствия решаемых проблем в будущем оказывали положительное влияние на экономику страны.
За последние почти тридцать лет пенсионная система России неоднократно реформировалась. Государственные власти стремились сократить дефицит Пенсионного фонда и снизить бюджетные трансферты. Однако проводимый комплекс мероприятий не привел к нужным результатам, поэтому перед государством вновь возникла необходимость проведения пенсионной реформы.
Актуальность работы обусловлена высокой значимостью создания в стране оптимальной пенсионной системы, которая будет способствовать увеличению уровня жизни пенсионеров и снижению социального напряжения в целом.
Реализация новых мер реформы пенсионной системы: поэтапное увеличение пенсионного возраста с 2019 г., введение индивидуального пенсионного капитала (ИПК), требует проведения анализа причин введения новых мер по оптимизации системы и их эффективности.
В настоящее время, проблемам пенсионной системы России посвящены многочисленные научные труды отечественных ученых. К отечественным исследователям необходимо отнести таких известных ученых как Ю.М. Горлин, Е.Т. Гурвич, В.Ю. Ляшок, Т.Г. Омельчук, О.В. Синявская, А.И. Федотов и дру-гие.
Цель исследования – изучить проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть необходимость и предпосылки проведения пенсионной реформы в России;
- исследовать характерные черты реформы пенсионной системы РФ;
- провести оценку эффективности пенсионной реформы в РФ;
- исследовать прогноз и перспективы реформы российской пенсионной системы.
Объект исследования – проблемы формирования и развития современной пенсионной системы в Российской Федерации. Предмет – реформа пенсионной системы Российской Федерации.
В качестве методов исследования применялись методы статистического анализа, графического представления данных. Использовался системный подход для изучения отдельных элементов пенсионной системы.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как М. М. Гармашова, Е. Т. Гурвич, Е. В. Овсянникова, О. В. Синявская и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты реформирования пенсионной системы РФ; во второй главе проведен анализ состояния пенсионной системы РФ после реорганизации и путей ее дальнейшего совершенствования. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Вопрос о состоянии пенсионного обеспечения населения актуален, несмотря на положительные результаты экономической политики последних лет. Более того, состояние пенсионного обеспечения на современном этапе превратилось в социально-экономическую угрозу. Сейчас в России реализуется пенсионная реформа, призванная обеспечить сбалансированность Пенсионного фонда РФ. Однако её ожидаемые результаты отнюдь не однозначны.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распредели-тельной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персо-нифицированным учетом страховых обязательств государства перед гражданами. Основными целями реформы являются достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. Действовавшая ранее пенсионная модель не удовлетворяла ни граждан из-за мизерного размера пенсий, ни работодателей из-за больших взносов в Пенсионный фонд, ни власть, так как низкий уровень пенсий вызывает социальную и политическую напряженность.
Благодаря пенсионной реформе пенсии увеличатся на 1 тысячу рублей в год. После проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по-прежнему оформить в 55 лет женщинам и в 60 лет мужчинам. Кроме того, с 1 января 2019 года срок выплаты накопительной пенсии увеличен на 6 месяцев. Это напрямую влияет на размер прибавки, выплачиваемой пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений. Повышается ответственность работников за обеспечение своей старости, а также ответственность работодателя за уплату страховых взносов.
От распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла к распределительно-накопительному. Часть отчислений в Пенсионный фонд теперь идет на личный счет работающего и инвестируется в различные финансовые инструменты, определенные государством. Работник дополнительно перечисляет часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала.
Экономический эффект от пенсионной реформы может быть получен только тогда, когда численность работающего населения значительно превышает количество пенсионеров, чего на данный момент не наблюдается.
Сейчас значительная часть работающих пенсионеров занята на низкооплачиваемых рабочих местах, для них пенсия – это дополнительный доход, который помогает поддерживать уровень жизни. В результате повышения пенсионного возраста они лишаются этого дохода. Это повысит уровень бедности. Государству придется увеличить расходы на социальную защиту населения. Повышение пенсионного возраста создает риски роста безработицы, как среди молодежи, так и среди работников старшего возраста. Возраст дискриминации на рынке труда начинается уже с 45 лет.
Как показывают некоторые исследования, 70% лиц в возрасте 55-65 лет, которые останутся на рынке труда, будут безработными. Этих людей просто некуда будет трудоустраивать. Таким образом, для Пенсионного фонда реформа, безусловно, выгодна, так как она улучшит соотношение доходов и расходов. Население видит в пенсионной реформе больше проблем: снижение зарплат, рост безработицы, ухудшение качества жизни. Поэтому изменения в пенсионной системе России ещё долго будут одной из главных тем для обсуждения в российском обществе.
Современная пенсионная система Российской Федерации, всё ещё находится на стадии реформирования, соответственно, есть ещё много недочётов и недостат-ков, которые требуют более внимательного отношения к себе со стороны властей.
Размер пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации остаётся наиболее остро обсуждаемым, поскольку пенсии не возмещают достаточный про-цент утраченного заработка средне- и высокооплачиваемых работников.
Отметим также и соответствующие риски, о которых не следует забывать при переводе пенсии в накопительную часть. Прежде всего, это риск, связанный с инфляцией и обесцениванием денег, так как для рыночной экономики характерен цикличный характер. Также в условиях кризиса накопления могут быть переоценены за счёт снижения стоимости ценных бумаг.
Не стоит также оставлять без внимания риск банкротства него-сударственных пенсионных фондов, что является нередким явлением не только для российской экономики, но и для экономик многих зарубежных стран.
Как уже было неоднократно подчёркнуто, современная пенсионная система Российской Федерации находится в процессе реформирования, что даёт надежду на то, что власти смогут найти такие элементы и структуры, которые будут отражать уникальность и специфичность пенсионной системы России, а также удовлетворять всем требованиям граждан в части их достойного пенсионного обеспечения.
Следует также воспользоваться мировым опытом пенсионного реформирования, в целях недопущения тех ошибок, с которыми столкнулись другие страны, скорейшего перехода к более сбалансированной и социально ориентированной системе пенсионного обеспечения страны.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144.
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 02.12.2019 № 383-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федера-ции на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339107. (дата обращения: 21.10.2020).
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 01.10.2019 г.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. – № 51. - ст. 4831.
4. Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 19. - ст. 2334.
5. Бисултанова А.А. Характерные черты реформы пенсионной системы Российской Федерации / А. А. Бисултанова // Экономический вектор. - 2020. - № 2 (21). - С. 85-88.
6. Варианты прогноза продолжительности численности населения РФ до 2036 г. (млн. чел.) [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/progn3a.xls. (дата обращения: 22.05.2020).
7. Гармашова М.М. Пенсионная реформа: проблемы и перспективы / М. М. Гармашова // Тезисы докладов XLVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа. Материалы конференции. Редколлегия: И.Н. Калинина [и др.]. - 2020. - С. 166.
8. Горлин Ю.М. Влияние повышения пенсионного возраста на уровень бедности населения РФ: микросимуляционный анализ / Ю. М. Горлин, М. А. Карцева, В. Ю. Ляшок // Прикладная эконометрика. - 2019. - Т. 54. - С. 26-50.
9. Гостева Е. Восемь лет заморозки: сколько не будет накопительных пенсий [Электронный ресурс] // Газета.ru. Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2019/07/15/12501349. (дата обращения: 23.10.2020).
10. Гурвич Е.Т. Развилки пенсионной реформы: российский и международный опыт / Е. Т. Гурвич // Вопросы экономики. - 2019. - № 9. - С. 5–39.
11. Корниенко В.В. Проблемы поддержания уровня жизни пенсионеров в РФ / В. В. Корниенко, С. Ю. Субачев, Е. И. Кочубей // Вестник Академии знаний. - 2019. - №3(32). - С. 146-149.
12. Ломская Т. Минфин оценил эффект для бюджета от повышения пенси-онного возраста и НДС [Электронный ресурс] / Т. Ломская, Е. Базанова // Ведомости. - 2018. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/07/08/774911-effekt-pensionnogo-vozrasta(дата обращения: 23.10.2020).
13. Маркелов Р. Минфин и ЦБ представили новую систему пенсионных накоплений [Электронный ресурс] / Р. Маркелов // Российская газета. - 2019. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/10/29/minfin-i-cb-predstavili-novuiu-sistemu-pensionnyh-nakoplenij.html(дата обращения: 23.10.2020).
14. Метелица Е. Пенсионная формула поссорила экспертов [Электронный ресурс] / Е. Метелица // Официальный сайт «РБК daily». – Режим доступа: http://rbcdaily.ru/finance/562949988224743. (дата обращения: 22.10.2020).
15. Овсянникова Е.В. Современное состояние пенсионной системы. Последствия пенсионной реформы / Е. В. Овсянникова, А. О. Катасонова // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. - 2020. - С. 328-333.
16. Одинокова Т. Д. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы в России / Т. Д. Одинокова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2018. - Т. 25. - №3. - С. 485−494.
17. Основные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации (на 1 января; рублей) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/06-17.htm. (дата обращения: 23.10.2020).
18. Синявская О.В. Российская пенсионная система в контексте демографических вызовов и ограничений / О. В. Синявская // Экономический журнал ВШЭ. - 2017. - Т. 21. - № 4. - С. 562–591.
19. Синявская О.В. Последствия демографического старения для пенсион-ной системы в среднесрочной перспективе: опыт прогнозирования для России / О. В. Синявская, Т. Г. Омельчук // SPERO. - 2019. - № 19. - С. 7–30.
20. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации в 1991-2019 г г. [Элек-тронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.gks.ru/search?q=среднемесячная+заработная+плата. (дата обраще-ния: 22.10.2020).
21. Федотов Д.Ю. Прогноз развития негосударственных пенсионных фон-дов России в 2013-2040 гг. в условиях реализации пенсионной реформы / Д. Ю. Федотов // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2018. - № 5 (91). - С. 13-19.