Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №53946

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы151
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
402
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования благоприятного социально- психологического климата в учебной группе старшеклассников 10
1.1. Сущность и содержание понятия «социально-психологический климат» 10
1.2. Психологические особенности поведения старшеклассников 23
1.3. Формы и методы формирования благоприятного
психологического климата в учебной группе старшеклассников 30
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников 42
2.1. Организация и методики исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников 48
2.3. Программа формирования благоприятного психологического
климата в учебной группе старшеклассников 57
2.4. Анализ результатов исследования 65
Выводы по главе 2 85
Заключение 86
Список использованной литературы 88
Приложения


Реструктуризация сформировавшихся в культурно-историческом развитии общества форм социальных взаимодействий в настоящее время обусловлена существенными изменениями, происходящими в общественно-политической, экономической и культурной жизни современного российского общества, которые нуждаются в новом научном обосновании тех процессов, которые с ними взаимосвязаны. За изменением государственно-правовых отношений, прежде всего, стоит качественное преобразование отношений социально-психологического характера. В этой связи, успех происходящих в последние годы реформ, определенным образом, находится в зависимости от того, насколько складывающиеся формы социальных отношений будут отвечать требуемым установкам современного российского общества.
В связи с увеличивающейся инициативностью молодежи в общественной жизни государства, участия современной молодежи в больших государственных проектах важнейшей областью в пространстве социальных отношений является взаимодействие внутри учебных групп старшеклассников.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования актуализирует проблему совершенствования системы школьного образования, позволяющую реализовать право на образование детей и подростков на равных, вне зависимости от состояния здоровья, вероисповедания, социального статуса, религиозных убеждений и других жизненных устоев, на основе оптимизации групповых процессов и взаимоотношений в группах.
От социально-психологического климата в учебной группе, специфики его внутренне-организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной внеурочной деятельности, выражающейся в морально-нравственных показателях, но также отношении старшеклассников к своей учебной деятельности, эмоциональном настрое, внешней мотивации, в конечном итоге, удовлетворенности процессом обучения и его результативности.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в учебной группе старшеклассников является одной из важнейших проблем в решении вопроса успешной социализации современного молодого поколения, привития ему высоких духовно-нравственных ценностей, формирования истинного правового сознания и предупреждения неправомерного поведения.
Оценивая различные педагогические теории воспитания и сложившуюся практику образовательных учреждений, можно отметить, что создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе старшеклассников тесно связано с другими задачами социализации, такими, как физическое, умственное, нравственное и культурно-эстетическое развитие [6].
Психологами, социологами и философами предпринималось множество попыток по изучению социально-психологического климата. Методологические разработки и концептуальные психолого-педагогические, философские подходы, разнообразные методы диагностики социально-психологического климата, конкретные пути регуляции социально-психологического климата предложены в работах и трудах А.Г. Ковалева [17], В.К. Панферова [12], Б.Д. Парыгина [31], А.В. Петровского [35], К.К. Платонова [36], Е.В. Шороховой , О.И. Зотовой [4] и ряда других.
Таким образом, на современном этапе развития в отечественной психологии методология процесса диагностики и урегулирования социально-психологического климата разработаны вполне полноценно. В социальной психологии преимущественно исследовалось воздействие социально-психологического климата на процессы, происходящие в социальном образовании или на те или иные эффекты деятельности малой группы или коллектива, однако мы не обнаружили специальных исследований, направленных на изучение особенностей установления благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников.
Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников, а также реальное состояние этой проблемы в практике позволяют выделить некоторые устойчивые противоречия между:
- растущими потребностями и возможностями совершенствования процесса формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в педагогическом процессе образовательного учреждения;
- новыми требованиями жизнедеятельности современных старшеклассников в межличностной среде и недостаточной научно-методической и практической разработанностью педагогических рекомендаций, обеспечивающих эффективность межличностных отношений учащихся, как средства формирования благоприятного психологического климата в учебной группе.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность обусловили проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников?
Цель исследования: разработать и проверить в опытно - экспериментальной работе эффективность содержания, форм и методов формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старших подростков.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников будет оптимальной, если:
- опираться в этом процессе на сущностно-содержательную характеристику понятия «психологический климат»;
- выявить формы и методы процесса формирования благоприятного психологического климата, построенного с учетом психологических особенностей поведения старшеклассников;
- разработать и экспериментально проверить эффективность программы «Уют», направленной на формирование благоприятного психологического климата в учебной группе.
Цель исследования, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание понятия «социально-психологический климат».
2. Изучить психологические особенности поведения старшеклассников.
3. Определить формы и методы формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников.
4. Разработать и экспериментально проверить программу формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников.
Теоретико-методологическими основами исследования являются: исследования в области социальной психологии малой группы Г.М. Андреевой, В. В. Войко, Н.П. Фетискин [41],В.В. Козлов [41], В. Г. Крысько [22], Н.Н. Обозова, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского [35], А.Л. Свенцицкого [39]; исследования социально-психологического климата Е.С. Кузьмина [23], В.Н. Панферова [12], А.Г. Ковалева [12], А.Л. Свенцицкого [39], Е.В. Шороховой [4], К.К. Платонова [32], В.А. Почебут [37], А.В. Чикер [37], А.Н. Лутошкина [25], Б.Д. Парыгина [31]; исследования возрастных и индивидуальных особенностей развития старшеклассников Л.И. Божович [8], Л.О. Выготского [7], Е. А. Петрова [13], И.В. Дубровиной [15], И.С. Кон [18; 19], А.С. Белкин [7] и др.; проблемы взаимоотношений, формирование личных предпочтений, статусного положения старшеклассников в группе сверстников освещены в работах Г.В. Акопова [1], И.В. Дубровиной [15], Я.Л. Коломинского [14], Р.Л. Кричевского, В.А. Крутецкого Р.С. Немова и др. ученых.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ социологической, психолого-
педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем и учащимися; диагностическое тестирование с использованием таких методик как: методика А.Ф. Фидлера «Атмосфера в группе» для оценки психологической атмосферы в группе [6]. Карта-схема оценки психологического климата группы А.Н. Лутошкина, которая позволяет оценить основные проявления психологического климата группы [24]; методика К.Э Сишора «Оценка привлекательности группы», предназначена для выявления удовлетворенности положением в коллективе его членов.
Опытно-экспериментальной базой стала: МБОУ «Гимназия №40» Приволжского района г. Казани. Выборку составили 38 испытуемых, учащихся 10А и 10Б классов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы педагогической и психологической литературы по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы работы с детьми старшего школьного возраста с целью формирования благоприятного психологического климата в классе.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Уют».
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования разработанной программы по формированию благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников; возможности использовать авторскую программу и практические результаты исследования в образовательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах. Психологи и педагоги могут использовать результаты исследования для разработки собственных индивидуальных приемов работы со школьниками старшего школьного возраста для нормализации психологического климата в классе и коррекции поведения учащихся.
Результаты исследования были апробированы на студенческой конференции и в сборнике статей:
1. Габдрахманова А.И. Формирование благоприятного климата в учебной группе старшеклассников /Итоговая научно-образовательная конференция (г. Казань, 04.04.2017, очная, сертификат участника).
2. Габдрахманова А.И, Добротворская С.Г.. Исследование формирования благоприятного климата в учебной группе старшеклассников //Материалы XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета.-Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017 (заочная, сертификат участника).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования нами была достигнута цель работы: проведено исследование психологического климата в учебной группе старшеклассников. Данная цель достигнута в результате решения следующих задач:
- была проанализирована сущность понятия психологического климата в учебной группе старшеклассников;
- были определены основные факторы, которые влияют на формирование благоприятного психологического климата в учебной группе старшеклассников;
- нами была проведена диагностика по исследованию психологического климата в группе старшеклассников;
- была создана программа по формированию и коррекции психологического климата в группе старшеклассников и апробировали ее;
- изучены полученные в ходе экспериментальной работы данные и сделаны выводы.
Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию психологического климата в группе старшеклассников проходила в 3 этапа:
1 этап - констатирующий, мы получили результаты об общем уровне психологического климата в 2 группах старшеклассников;
2 этап - формирующий, была проведена с экспериментальной группой программа по формированию и развитию благоприятного психологического климата у старшеклассников в группе;
3 этап - контрольный, были получены и сверены между собой контрольные результаты.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие контрольная и экспериментальная группы.
В ходе экспериментальной работы на констатирующем этапе было выявлено, что в обеих группах психологическая атмосфера скорее благоприятная, чем неблагоприятная. Исходя из этого, мы решили апробировать данную программу и вывести атмосферу в группе на благоприятный уровень.
В ходе проведения программы решались следующие задачи:
- повысить благоприятность эмоционального уровня атмосферы в группе;
- сплотить старшеклассников;
- развивать атмосферу доверия и дружелюбия в классе;
- сформировать основы эмоциональной саморегуляции и развить коммуникативные способности старшеклассников;
- научить детей помогать друг другу, доверять, умело выражать свои мысли и чувства, выходить из конфликтов позитивными способами;
- развить творческие способности старшеклассников.
Повторная диагностика учебной группы показала:
- психологический климат в учебной группе старшеклассников улучшился, он стал более благоприятным, дети сплотились, начали работать совместно, стали дружелюбнее друг с другом, уровень благополучия в классе также вырос.
- психологический климат в КК не изменился, так как с ними не была реализована авторская программа по формированию и развитию благоприятного климата в группе старшеклассников.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать заключение о том, что гипотеза исследования подтвердилась.



1. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. - Самара: Изд-во СПЦ РАМ СамИКП, 2002. - 206 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
4. Антонюк В.И. Золотова О.И., Моченов Г.А., Шорохова Е.В. Проблемы социально-психологического климата в с социальной психологии./Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1979. - С. 5-25
5. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.
6. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2009. - 304 с.
7. Белкин А.С.Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия , 2000. - 192 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды Издание 2-е, стереотипно: Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Просвещение, 1997. - 352 с.
9. Бякова Н.В. Представления подростков об успехе и успешности // Начальная школа до и после. - 2011. - № 9. - C. 29 - 31.
10. Виноградова Г.А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя: монография /Г.А. Виноградова.- Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 1995. - 122 с.
11. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.:
Гардарика, 1998. - 528 с.
12. Войко В.В. Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль. 1983. - 207 с.
13. Гамезо М.В. Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество
России, 2009. - 512 с.
14. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 44 с.
15. Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному
самоопределению - основное новообразование ранней юности / Дубровина И. В., Прихожан А. М. Возрастная и педагогическая психология. - М.:
Академия, 2003. - С. 229 - 232.
16. Зыкова Е.Н. Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения // http://yandex.ru/clck
17. Ковалев Б.П. и др. Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 171 с.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
19. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы
формирования личности). Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
20. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед.
училищ. - М.: Просвещение, 2002. - 352 с.
21. Крутецкий В.А. Лукин Н. С. Психология подростка. - М.:
Просвещение, 1998. - 316 с.
22. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2011. - 352 с.
23. Кузьмин Е.С. Волков И.Б., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. -Л.: Лениздат, 1994. - 167 с.
24. Лутошкин А.Н. Психологический климат детского коллектива // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Под ред. Дубровиной И., Прихожан А., Зацепина А. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
25. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.: Знание, 1998. - 48 с.
26. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. - М.: Приора, 2007. - 238 с.
27. Микляева А. В. Румянцева П. В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
28. Морено Я. Л.Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Академический проект, 2004. - 320 с.
29. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 2. Психология образования. 3-е издание - М.: Владос, 2007. - 608 с.
30. Одинцова М.А. Я - целый мир: Программа развития личности подростков и юношества. - М.: Издательство Института психотерапии, 2004. - 208 с.
31. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. - М.: Академический проект, 2004. - 360 с.
32. Психология: Словарь /Под общ. ред. К.К. Платонова. - М.: Энциклопедия, 1999.- 494 с.
33. Пегушина Ю.В. «Конфликт и пути его разрешения» (внеклассное мероприятие) // Воспитание школьников. - 2012. - № 9. - С. 59 - 63.
34. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2012. - 512 с.
35. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
36. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.- М.: Высшая школа, 1997. - 248 с.
37. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная
психология. - СПБ: Речь, 2000. - 302 с.
38. Праздникова Г.З. «Люди, общаясь, создают друг друга» (классный час общения) // Воспитание школьников. - 2012. - № 6. - С. 35 - 37.
39. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 336 с.
40. Социальная психология: конспект лекций / сост. И.В. Андреева. - М: ACT; СПб.: Сова, 2005. - 94 с.
41. Фетискин Н.П. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Психотерапия, 2010. - 544 с.
42. Чебыкина О.А. Воспитание толерантности // Воспитание
школьников. - 2013. - № 1. - С. 58 - 66.
43. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Народное образование, 2000. - 246 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ