ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
МЕТОДОВ В ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ 9
1.1 Личностно - ориентированное обучение как образовательная
технология 9
1.2 Факторы достижения личностных результатов в обучении 17
1.3 Возможности игровых технологий в достижении цели личностно -
ориентированного обучения 23
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ 30
2.1 Особенностей использования игровых технологий 30
2.2 Конструирование учебных занятий с использованием игровых
технологий 40
2.3 Экспериментальная проверка эффективности учебных занятий с
использованием игровых технологий 48
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой ставится основная задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Обучение в школе должно обеспечивать: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. При этом обучение и воспитание в школе в конечном результате, согласно образовательным стандартам, должно обеспечивать развитие личностных характеристик выпускника, таких как:
• любовь и уважение к своей родине, народу и культуре;
• умение креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир;
• владеть основами научных методов познания окружающего мира;
• быть мотивированным на творческую и инновационную деятельность;
• готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно - исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
• осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
• уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
• подготовленность к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества;
• быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
В школах на сегодняшний день, осуществляются подходы к обучению, где основной целью является не только обучение детей с разными способностями, но и создание, развитие на уроках творческой обстановки, направленной на личностно - ориентированное обучение, утверждающее ценность личности ребенка. Данные подходы ориентируются на создание и развитие личности ребенка вне зависимости от того насколько сформированы у ребенка физические и психические качества и способности. При этом основы образовательного процесса, т.е. процессы обучения, воспитания и развития, ставят цель превращения социального опыта в опыт личностный, приобщение учащихся ко всему богатству человеческой культуры.
Среди большого числа новационных подходов, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким подходам, где педагог выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных подходов наиболее известен личностно-ориентированный подход в обучении. Данный подход стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с ним ожиданиями по повышению качества образования.
Но не следует забывать и об одной из основ всего человеческого развития - игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить лишь развлекательно - рекреативными возможностями. Феномен игры в том и состоит, что, являясь развлечением и отдыхом в своей основе, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, модель человеческих отношений или же в проявление труда.
В образовательном процессе игра понимается как «игровые технологии» которые в свою очередь включают достаточно обширную группу различных методов и приёмов по организации образовательного процесса в форме игры. В отличие от игр в общем, игровые технологии обладают существенным признаком - обучения и достижения соответствующих результатов, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Функции игровых технологий многогранны и при этом они могут использоваться во всех направлениях образовательного процесса, что способствует наиболее благоприятному и эффективному развитию личности учащихся.
Многие исследователи говорят о необходимости индивидуального подхода к обучению детей. Тем не менее, на данный момент, еще нет обобщающих научных психолого-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования игровых технологий в личностно - ориентированном обучении. Социальная значимость развития учащихся и анализ состояния научной разработанности обусловили выбор проблемы данного исследования, которая заключается в определении, рассмотрении и анализе эффективности игровых технологий в личностно - ориентированном обучении в условиях общеобразовательной школы.
В нашей стране наибольший вклад в разработку игровых технологий внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко и др.
Исследованиями в области личностно - ориентированного подхода в обучении занимаются такие ученые как В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и др.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью повышения эффективности образовательного процесса в контексте личностных результатов образования, возможностью использования в этих
целях достижений педагогической и психологической науки и недостаточно четким формулированием условий эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения.
Проблема: каковы условия эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения?
Цель исследования: выявить условия эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения.
Объектом исследования выступает процесс достижения личностных результатов образования в образовательном процессе школы.
Предметом исследования выступает процесс использования в обучении игровых технологий, принципов, методов и особенностей личностно-ориентированного обучения в целях достижения личностных результатов образования.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть и изучить, игровые технологии, их возможности, особенности и конструирование учебных занятий на их основе, а также личностно - ориентированное обучение как образовательную технологию и факторы достижения личностных результатов в обучении;
2) проанализировать педагогическую, психологическую и методологическую литературу, посвященную изучению условиям эффективного использования игровых технологий в личностно - ориентированном обучении.
3) провести исследование для выявления условий эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что при реализации игровых технологий в личностно - ориентированном обучении, процесс личностного развития учащихся будет происходить эффективнее, если:
- будет выявлен и использован субъектный опыт учащихся;
- будут созданы условия для осуществления дифференциации обучения;
- будет осуществлён педагогический анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика наряду с результативной через выявление индивидуальных способностей учебной работы как устойчивых личностных образований;
- общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся;
- в процесс обучения будут включены все субъекты образования;
- будет осуществляться систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность.
- будут учитываться факторы достижения личностных результатов, возможности и особенности использования игровых технологий при конструировании и реализации учебных занятий.
Методологической основой исследования являются положения о социальной (Э. Эриксон, А. Бандура, И. В. Дубровина), индивидуальной (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Е. С. Рабунская, Л. В. Занков), творческо - деятельностной (Дж. Дьюи, А. Н. Леонтьевым, Б. В. Зейгарник, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев), игровой (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) сущности личности, закономерностях формирования и развития личности в школьном возрасте.
Источниками исследования являются данные и анализ психологической, педагогической, методической литературы. Кроме того, в работе учитывались основные положения теоретических концепций о применении современных педагогических технологий в процессе обучения.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретические методы: анализ документов, научно-педагогической литературы, учебных программ;
эмпирические методы: сравнительный анализ, тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент;
Исследование выполнено на основе комплексного подхода к организации и проведению психолого-педагогического эксперимента на выявление эффективности игровых технологий в личностно - ориентированном обучении.
База исследования: МБОУ «Средняя школа №10» ЕМР РТ, учащиеся 10¬х классов, в возрасте 16 - 17 лет, в количестве 60 человек.
Научная новизна исследования заключается в систематизации теоретических положений, касающихся использования игровых технологий в личностно - ориентированном обучении и получении новых данных по эффективности их использования.
Практическая значимость состоит в том, что, полученные материалы и данные исследования могут использоваться для составления системы уроков по различным предметам для учащихся общеобразовательных школ, а также для студентов при написании своих научных работ.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Личностно - ориентированное обучение как образовательная технология основывается на учёте индивидуальных особенностей учащихся, их возможностей, потребностей и потенциала. Реализация данной технологии происходит с учетом конкретных условий, принципов, методов и особенностей организации образовательной деятельности. Цель данного обучения состоит в том, чтобы заложить и развить у учащихся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие не менее важные качества, необходимые для становления самобытного личностного образа. В процессе данного обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником становятся субъект - субъектные, появляется доверие и понимание. На занятиях актуализируется субъектный опыт учащихся, ученики самостоятельно формируют мотивацию учебной деятельности, учебные задания строятся на творческой и вариативной основе, таким образом, происходит дифференциация заданий и создается ситуация выбора и успеха. Педагог, являясь организатором и координатором учебного процесса, создает условия для самостоятельной работы учащихся, в ходе которой они смогут раскрыть и реализовать себя и свои возможности. Учащиеся, становясь главным субъектом обучения, имеют возможность самостоятельно организовывать траекторию и содержание своего обучения, с учетом своих интересов, сложности заданий, темпа выполнения и т.д.
Основные факторы для достижения личностных результатов в обучении, строятся на основе требований к личностным результатам образовательного стандарта. Таким образом, для достижения личностных результатов в обучении необходимо учитывать: познавательную, мотивационную, эмоционально - волевую сферу учащихся, личностные особенности и уровень освоения предметных и метапредметных результатов.
Возможности игровых технологий в полной мере способствуют достижению цели личностно - ориентированного обучения. В процессе игры, учащиеся примеряют на себе различные роли, отрабатывают трудные и проблемные ситуации, решают творческие задания, таким образом, раскрывая собственные возможности, способности, потенциал, учащиеся начинают по новому оценивать себя, в ходе чего формируется адекватная самооценка, а в дальнейшем происходит формирование самосознания и развитие всех компонентов личности в различных видах деятельности. Также, раскрываются творческие способности учащихся, развиваются навыки коммуникативного общения в процессе совместной деятельности, происходит формирование внутренней мотивации, расширять кругозор. В процессе игровой деятельности, учащиеся работают над собой, самосовершенствуются, вырабатывают личностные качества, концентрируясь при этом на своих собственных желаниях и целях. В конечном итоге, происходит сознательная и целенаправленная деятельность личности направленная на формирование и совершенствование у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Использование игровых технологий предполагает учет особенностей их реализации, а именно: понимание и учет педагогом функций и классификации педагогических игр, учет возрастных психологических особенностей учащихся и соблюдение особенностей организации и реализации каждой отдельной педагогической игры. Таким образом, педагог при использовании игровых технологий должен понимать и соблюдать область игровой деятельности, характер направленности игрового процесса, игровые методы, игровую среду, функции и возрастные психологические особенности учащихся. Учет данных особенностей будет способствовать повышению эффективности использования игровых технологий в процессе обучения и достижению дидактической цели.
Конструирование учебных занятий с использованием игровых технологий обязывает соблюдению ряда условий, а именно: соответствие игры дидактическим целям занятия, доступность педагогических игр для учащихся данного возраста и умеренность использования игр на занятиях. Также, педагог должен понимать, в какой форме он будет использовать игровые технологии и основные правила при использовании игровых приемов и ситуаций.
Эмпирическое исследование, проведенное нами для выявления условий эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения, позволило выявить результаты, при статистической обработке которых была подтверждена гипотеза. Данные испытуемых эмпирической группы, при повторной диагностике, показали более высокие результаты по всем трем методикам, в сравнении с данными контрольной группы. Количество учащихся в экспериментальной группе, с низким уровнем развития коммуникативных способностей уменьшилось, а общий прирост среднего и высокого уровня составил почти 10,5%. В контрольной группе изменений выявлено не было. Также, в обеих группах уменьшилось количество учащихся с низким уровнем развития учебной мотивации, однако, в экспериментальной группе прирост по средним показателям составил 10%, а в контрольной 7%. Изменения произошли также и по уровню развития самооценки. В обеих группах произошел прирост количества учащихся с нормальным уровнем развития самооценки, в экспериментальной группе на 10%, в контрольной на 3,3%.
Таким образом, согласовываясь с данными результатами исследования, педагогам необходимо помнить о важности процесса личностного развития учащихся, в частности процесса формирования и развития тех личностных результатов, которые предусмотрены образовательным стандартом. На сегодняшний день, в психолого-педагогической практике накоплено множество методов, форм и приемов работы по развитию у учащихся личностных результатов, с применением игровых технологий и личностно - ориентированного обучения.
Педагогу, необходимо понимать, что процесс личностно развития учащихся взаимосвязан со всеми сферами деятельности учеников и в первую очередь взаимосвязан с теми, кто оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие личности учащихся. Ведь одна из основных целей педагога - формирование и развитие у учеников: любви и уважения к своей родине, народу и культуре; умения креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир; мотивации на творческую и инновационную деятельность; самосознания себя как личности, социально активной, осознающей ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважения к мнению других людей, умения вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; мотивации на образование и самообразование в течение всей своей жизни и т.д.
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
2. Аременкова И. В. Роль индивидуального подхода в развитии личности. - 2004. - № 4. - 23-26 с.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.
4. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении// Школьный психолог. - 2001. - № 32. - 7-10с.
5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
6. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно¬ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - 17-24с.
7. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
8. Вершинин В.С. Личностно-ориентированное воспитание - воспитание, ориентированное личностью // Народное образование. - 2005. - № 7. - 149-157с.
9. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. - Калуга: Адель, 2008. - 361с.
10. Горина Л.В., Кошкина И.В., Ястер И.В. История образования и педагогической мысли. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 96 с.
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности школьников. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
12. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009 - Вып. 2.
13. Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волгоград, Панорама, 2006. - 64с.
14. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 112 с.
15. Жук. Н. С. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы. № 2. 2006. - с. 53-57.
16. Загвязинский В.И. Основы дидактики: современная
интерпретация. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
17. Заенко С.Ф. Игра и ученье. - М.: Владос, 2010. - 154 с.
18. Зверев А.Т. экологические игры. - М.: Владос, 2001. - 84 с.
19. Зимняя А.Н. Педагогическая психология. - М.: Владос, 2006. - 243 с.
20. Зиновкина М. М. Педагогическое творчество / Модульно-кодовое учебное пособие. — М.: МГИУ, 2007. — 258 с.
21. Капитонов А.Н. Организационно - деятельностная игра в школе // Школьные технологии. 2000. № 2.
22. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. - Саратов, 2005. - 100 с.
23. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М.: Просвещение, 2004. - 186 с.
24. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. -
СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.
25. Косарев В.Н. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - 2007 - Вып. 10.
26. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно -
ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342 с.
27. Кукушин В.С., Теория и методика обучения . - М., Феникс, 2006. - 202 с.
28. Кукушкина В.С. Педагогические технологии - Ростов, н/Д.: «Феникс», 2008. - С. 97.
29. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 247.
30. Лежнева Н.В. Урок в личностно - ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. - с. 14-18.
31. Летрусинский В.В. Игра - обучение, тренинг, досуг. - М.: Новая школа, 2006. - 163 с.
32. Литова З.А. Деловые игры в школе // Школьные технологии. 2000. № 2.
33. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. - с. 5-21.
34. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических
технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два
комсомольца, 2011. — С. 140-146.
35. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения. - 2 изд., испр. - Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. - 132 с.
36. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. - 97 с.
37. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000. №2. - С. 187.
38. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.
39. Плигин А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография / А.А. Плигин. - М.: КСП+, 2003. - 432 с.
40. Подласый И.П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии
обучения: Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2011. - 750с.
41. Приказчикова, Т.А. Личностно-ориентированный подход в
обучении и воспитании детей. / Т.А. Гульянц // Universum: Вестник
Герценовского университета. - 2010 - Вып. 12.
42. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно¬
ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. - 125-127 с.
43. Рассадкин Ю.П. Профильная школа: в поисках базовой модели// Директор школы. №5. 2003.
44. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.,
2005. Т.1. - 816 с.
45. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. - М.: Изд. центр
«Академия», 2005. - 176 с.
46. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
47. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб. - метод. Пособие. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. - 159 с.
48. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. -75с.
49. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с.
50. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного
образования. - М., 2000. - 176 с.