ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
МЕТОДОВ В ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ 9
1.1 Личностно - ориентированное обучение как образовательная
технология 9
1.2 Факторы достижения личностных результатов в обучении 17
1.3 Возможности игровых технологий в достижении цели личностно -
ориентированного обучения 23
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ 30
2.1 Особенностей использования игровых технологий 30
2.2 Конструирование учебных занятий с использованием игровых
технологий 40
2.3 Экспериментальная проверка эффективности учебных занятий с
использованием игровых технологий 48
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
МЕТОДОВ В ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ 9
1.1 Личностно - ориентированное обучение как образовательная
технология 9
1.2 Факторы достижения личностных результатов в обучении 17
1.3 Возможности игровых технологий в достижении цели личностно -
ориентированного обучения 23
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ 30
2.1 Особенностей использования игровых технологий 30
2.2 Конструирование учебных занятий с использованием игровых
технологий 40
2.3 Экспериментальная проверка эффективности учебных занятий с
использованием игровых технологий 48
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой ставится основная задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Обучение в школе должно обеспечивать: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. При этом обучение и воспитание в школе в конечном результате, согласно образовательным стандартам, должно обеспечивать развитие личностных характеристик выпускника, таких как:
• любовь и уважение к своей родине, народу и культуре;
• умение креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир;
• владеть основами научных методов познания окружающего мира;
• быть мотивированным на творческую и инновационную деятельность;
• готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно - исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
• осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
• уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
• подготовленность к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества;
• быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
В школах на сегодняшний день, осуществляются подходы к обучению, где основной целью является не только обучение детей с разными способностями, но и создание, развитие на уроках творческой обстановки, направленной на личностно - ориентированное обучение, утверждающее ценность личности ребенка. Данные подходы ориентируются на создание и развитие личности ребенка вне зависимости от того насколько сформированы у ребенка физические и психические качества и способности. При этом основы образовательного процесса, т.е. процессы обучения, воспитания и развития, ставят цель превращения социального опыта в опыт личностный, приобщение учащихся ко всему богатству человеческой культуры.
Среди большого числа новационных подходов, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким подходам, где педагог выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных подходов наиболее известен личностно-ориентированный подход в обучении. Данный подход стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с ним ожиданиями по повышению качества образования.
Но не следует забывать и об одной из основ всего человеческого развития - игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить лишь развлекательно - рекреативными возможностями. Феномен игры в том и состоит, что, являясь развлечением и отдыхом в своей основе, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, модель человеческих отношений или же в проявление труда.
В образовательном процессе игра понимается как «игровые технологии» которые в свою очередь включают достаточно обширную группу различных методов и приёмов по организации образовательного процесса в форме игры. В отличие от игр в общем, игровые технологии обладают существенным признаком - обучения и достижения соответствующих результатов, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Функции игровых технологий многогранны и при этом они могут использоваться во всех направлениях образовательного процесса, что способствует наиболее благоприятному и эффективному развитию личности учащихся.
Многие исследователи говорят о необходимости индивидуального подхода к обучению детей. Тем не менее, на данный момент, еще нет обобщающих научных психолого-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования игровых технологий в личностно - ориентированном обучении. Социальная значимость развития учащихся и анализ состояния научной разработанности обусловили выбор проблемы данного исследования, которая заключается в определении, рассмотрении и анализе эффективности игровых технологий в личностно - ориентированном обучении в условиях общеобразовательной школы.
В нашей стране наибольший вклад в разработку игровых технологий внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко и др.
Исследованиями в области личностно - ориентированного подхода в обучении занимаются такие ученые как В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и др.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью повышения эффективности образовательного процесса в контексте личностных результатов образования, возможностью использования в этих
целях достижений педагогической и психологической науки и недостаточно четким формулированием условий эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения.
Проблема: каковы условия эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения?
Цель исследования: выявить условия эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения.
Объектом исследования выступает процесс достижения личностных результатов образования в образовательном процессе школы.
Предметом исследования выступает процесс использования в обучении игровых технологий, принципов, методов и особенностей личностно-ориентированного обучения в целях достижения личностных результатов образования.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть и изучить, игровые технологии, их возможности, особенности и конструирование учебных занятий на их основе, а также личностно - ориентированное обучение как образовательную технологию и факторы достижения личностных результатов в обучении;
2) проанализировать педагогическую, психологическую и методологическую литературу, посвященную изучению условиям эффективного использования игровых технологий в личностно - ориентированном обучении.
3) провести исследование для выявления условий эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что при реализации игровых технологий в личностно - ориентированном обучении, процесс личностного развития учащихся будет происходить эффективнее, если:
- будет выявлен и использован субъектный опыт учащихся;
- будут созданы условия для осуществления дифференциации обучения;
- будет осуществлён педагогический анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика наряду с результативной через выявление индивидуальных способностей учебной работы как устойчивых личностных образований;
- общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся;
- в процесс обучения будут включены все субъекты образования;
- будет осуществляться систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность.
- будут учитываться факторы достижения личностных результатов, возможности и особенности использования игровых технологий при конструировании и реализации учебных занятий.
Методологической основой исследования являются положения о социальной (Э. Эриксон, А. Бандура, И. В. Дубровина), индивидуальной (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Е. С. Рабунская, Л. В. Занков), творческо - деятельностной (Дж. Дьюи, А. Н. Леонтьевым, Б. В. Зейгарник, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев), игровой (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) сущности личности, закономерностях формирования и развития личности в школьном возрасте.
Источниками исследования являются данные и анализ психологической, педагогической, методической литературы. Кроме того, в работе учитывались основные положения теоретических концепций о применении современных педагогических технологий в процессе обучения.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретические методы: анализ документов, научно-педагогической литературы, учебных программ;
эмпирические методы: сравнительный анализ, тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент;
Исследование выполнено на основе комплексного подхода к организации и проведению психолого-педагогического эксперимента на выявление эффективности игровых технологий в личностно - ориентированном обучении.
База исследования: МБОУ «Средняя школа №10» ЕМР РТ, учащиеся 10¬х классов, в возрасте 16 - 17 лет, в количестве 60 человек.
Научная новизна исследования заключается в систематизации теоретических положений, касающихся использования игровых технологий в личностно - ориентированном обучении и получении новых данных по эффективности их использования.
Практическая значимость состоит в том, что, полученные материалы и данные исследования могут использоваться для составления системы уроков по различным предметам для учащихся общеобразовательных школ, а также для студентов при написании своих научных работ.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
• любовь и уважение к своей родине, народу и культуре;
• умение креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир;
• владеть основами научных методов познания окружающего мира;
• быть мотивированным на творческую и инновационную деятельность;
• готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно - исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
• осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
• уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
• подготовленность к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества;
• быть мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
В школах на сегодняшний день, осуществляются подходы к обучению, где основной целью является не только обучение детей с разными способностями, но и создание, развитие на уроках творческой обстановки, направленной на личностно - ориентированное обучение, утверждающее ценность личности ребенка. Данные подходы ориентируются на создание и развитие личности ребенка вне зависимости от того насколько сформированы у ребенка физические и психические качества и способности. При этом основы образовательного процесса, т.е. процессы обучения, воспитания и развития, ставят цель превращения социального опыта в опыт личностный, приобщение учащихся ко всему богатству человеческой культуры.
Среди большого числа новационных подходов, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким подходам, где педагог выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных подходов наиболее известен личностно-ориентированный подход в обучении. Данный подход стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с ним ожиданиями по повышению качества образования.
Но не следует забывать и об одной из основ всего человеческого развития - игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить лишь развлекательно - рекреативными возможностями. Феномен игры в том и состоит, что, являясь развлечением и отдыхом в своей основе, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, модель человеческих отношений или же в проявление труда.
В образовательном процессе игра понимается как «игровые технологии» которые в свою очередь включают достаточно обширную группу различных методов и приёмов по организации образовательного процесса в форме игры. В отличие от игр в общем, игровые технологии обладают существенным признаком - обучения и достижения соответствующих результатов, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Функции игровых технологий многогранны и при этом они могут использоваться во всех направлениях образовательного процесса, что способствует наиболее благоприятному и эффективному развитию личности учащихся.
Многие исследователи говорят о необходимости индивидуального подхода к обучению детей. Тем не менее, на данный момент, еще нет обобщающих научных психолого-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования игровых технологий в личностно - ориентированном обучении. Социальная значимость развития учащихся и анализ состояния научной разработанности обусловили выбор проблемы данного исследования, которая заключается в определении, рассмотрении и анализе эффективности игровых технологий в личностно - ориентированном обучении в условиях общеобразовательной школы.
В нашей стране наибольший вклад в разработку игровых технологий внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко и др.
Исследованиями в области личностно - ориентированного подхода в обучении занимаются такие ученые как В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и др.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью повышения эффективности образовательного процесса в контексте личностных результатов образования, возможностью использования в этих
целях достижений педагогической и психологической науки и недостаточно четким формулированием условий эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения.
Проблема: каковы условия эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения?
Цель исследования: выявить условия эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения.
Объектом исследования выступает процесс достижения личностных результатов образования в образовательном процессе школы.
Предметом исследования выступает процесс использования в обучении игровых технологий, принципов, методов и особенностей личностно-ориентированного обучения в целях достижения личностных результатов образования.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть и изучить, игровые технологии, их возможности, особенности и конструирование учебных занятий на их основе, а также личностно - ориентированное обучение как образовательную технологию и факторы достижения личностных результатов в обучении;
2) проанализировать педагогическую, психологическую и методологическую литературу, посвященную изучению условиям эффективного использования игровых технологий в личностно - ориентированном обучении.
3) провести исследование для выявления условий эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что при реализации игровых технологий в личностно - ориентированном обучении, процесс личностного развития учащихся будет происходить эффективнее, если:
- будет выявлен и использован субъектный опыт учащихся;
- будут созданы условия для осуществления дифференциации обучения;
- будет осуществлён педагогический анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика наряду с результативной через выявление индивидуальных способностей учебной работы как устойчивых личностных образований;
- общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся;
- в процесс обучения будут включены все субъекты образования;
- будет осуществляться систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность.
- будут учитываться факторы достижения личностных результатов, возможности и особенности использования игровых технологий при конструировании и реализации учебных занятий.
Методологической основой исследования являются положения о социальной (Э. Эриксон, А. Бандура, И. В. Дубровина), индивидуальной (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Е. С. Рабунская, Л. В. Занков), творческо - деятельностной (Дж. Дьюи, А. Н. Леонтьевым, Б. В. Зейгарник, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев), игровой (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) сущности личности, закономерностях формирования и развития личности в школьном возрасте.
Источниками исследования являются данные и анализ психологической, педагогической, методической литературы. Кроме того, в работе учитывались основные положения теоретических концепций о применении современных педагогических технологий в процессе обучения.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретические методы: анализ документов, научно-педагогической литературы, учебных программ;
эмпирические методы: сравнительный анализ, тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент;
Исследование выполнено на основе комплексного подхода к организации и проведению психолого-педагогического эксперимента на выявление эффективности игровых технологий в личностно - ориентированном обучении.
База исследования: МБОУ «Средняя школа №10» ЕМР РТ, учащиеся 10¬х классов, в возрасте 16 - 17 лет, в количестве 60 человек.
Научная новизна исследования заключается в систематизации теоретических положений, касающихся использования игровых технологий в личностно - ориентированном обучении и получении новых данных по эффективности их использования.
Практическая значимость состоит в том, что, полученные материалы и данные исследования могут использоваться для составления системы уроков по различным предметам для учащихся общеобразовательных школ, а также для студентов при написании своих научных работ.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Личностно - ориентированное обучение как образовательная технология основывается на учёте индивидуальных особенностей учащихся, их возможностей, потребностей и потенциала. Реализация данной технологии происходит с учетом конкретных условий, принципов, методов и особенностей организации образовательной деятельности. Цель данного обучения состоит в том, чтобы заложить и развить у учащихся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие не менее важные качества, необходимые для становления самобытного личностного образа. В процессе данного обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником становятся субъект - субъектные, появляется доверие и понимание. На занятиях актуализируется субъектный опыт учащихся, ученики самостоятельно формируют мотивацию учебной деятельности, учебные задания строятся на творческой и вариативной основе, таким образом, происходит дифференциация заданий и создается ситуация выбора и успеха. Педагог, являясь организатором и координатором учебного процесса, создает условия для самостоятельной работы учащихся, в ходе которой они смогут раскрыть и реализовать себя и свои возможности. Учащиеся, становясь главным субъектом обучения, имеют возможность самостоятельно организовывать траекторию и содержание своего обучения, с учетом своих интересов, сложности заданий, темпа выполнения и т.д.
Основные факторы для достижения личностных результатов в обучении, строятся на основе требований к личностным результатам образовательного стандарта. Таким образом, для достижения личностных результатов в обучении необходимо учитывать: познавательную, мотивационную, эмоционально - волевую сферу учащихся, личностные особенности и уровень освоения предметных и метапредметных результатов.
Возможности игровых технологий в полной мере способствуют достижению цели личностно - ориентированного обучения. В процессе игры, учащиеся примеряют на себе различные роли, отрабатывают трудные и проблемные ситуации, решают творческие задания, таким образом, раскрывая собственные возможности, способности, потенциал, учащиеся начинают по новому оценивать себя, в ходе чего формируется адекватная самооценка, а в дальнейшем происходит формирование самосознания и развитие всех компонентов личности в различных видах деятельности. Также, раскрываются творческие способности учащихся, развиваются навыки коммуникативного общения в процессе совместной деятельности, происходит формирование внутренней мотивации, расширять кругозор. В процессе игровой деятельности, учащиеся работают над собой, самосовершенствуются, вырабатывают личностные качества, концентрируясь при этом на своих собственных желаниях и целях. В конечном итоге, происходит сознательная и целенаправленная деятельность личности направленная на формирование и совершенствование у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Использование игровых технологий предполагает учет особенностей их реализации, а именно: понимание и учет педагогом функций и классификации педагогических игр, учет возрастных психологических особенностей учащихся и соблюдение особенностей организации и реализации каждой отдельной педагогической игры. Таким образом, педагог при использовании игровых технологий должен понимать и соблюдать область игровой деятельности, характер направленности игрового процесса, игровые методы, игровую среду, функции и возрастные психологические особенности учащихся. Учет данных особенностей будет способствовать повышению эффективности использования игровых технологий в процессе обучения и достижению дидактической цели.
Конструирование учебных занятий с использованием игровых технологий обязывает соблюдению ряда условий, а именно: соответствие игры дидактическим целям занятия, доступность педагогических игр для учащихся данного возраста и умеренность использования игр на занятиях. Также, педагог должен понимать, в какой форме он будет использовать игровые технологии и основные правила при использовании игровых приемов и ситуаций.
Эмпирическое исследование, проведенное нами для выявления условий эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения, позволило выявить результаты, при статистической обработке которых была подтверждена гипотеза. Данные испытуемых эмпирической группы, при повторной диагностике, показали более высокие результаты по всем трем методикам, в сравнении с данными контрольной группы. Количество учащихся в экспериментальной группе, с низким уровнем развития коммуникативных способностей уменьшилось, а общий прирост среднего и высокого уровня составил почти 10,5%. В контрольной группе изменений выявлено не было. Также, в обеих группах уменьшилось количество учащихся с низким уровнем развития учебной мотивации, однако, в экспериментальной группе прирост по средним показателям составил 10%, а в контрольной 7%. Изменения произошли также и по уровню развития самооценки. В обеих группах произошел прирост количества учащихся с нормальным уровнем развития самооценки, в экспериментальной группе на 10%, в контрольной на 3,3%.
Таким образом, согласовываясь с данными результатами исследования, педагогам необходимо помнить о важности процесса личностного развития учащихся, в частности процесса формирования и развития тех личностных результатов, которые предусмотрены образовательным стандартом. На сегодняшний день, в психолого-педагогической практике накоплено множество методов, форм и приемов работы по развитию у учащихся личностных результатов, с применением игровых технологий и личностно - ориентированного обучения.
Педагогу, необходимо понимать, что процесс личностно развития учащихся взаимосвязан со всеми сферами деятельности учеников и в первую очередь взаимосвязан с теми, кто оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие личности учащихся. Ведь одна из основных целей педагога - формирование и развитие у учеников: любви и уважения к своей родине, народу и культуре; умения креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир; мотивации на творческую и инновационную деятельность; самосознания себя как личности, социально активной, осознающей ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважения к мнению других людей, умения вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; мотивации на образование и самообразование в течение всей своей жизни и т.д.
Основные факторы для достижения личностных результатов в обучении, строятся на основе требований к личностным результатам образовательного стандарта. Таким образом, для достижения личностных результатов в обучении необходимо учитывать: познавательную, мотивационную, эмоционально - волевую сферу учащихся, личностные особенности и уровень освоения предметных и метапредметных результатов.
Возможности игровых технологий в полной мере способствуют достижению цели личностно - ориентированного обучения. В процессе игры, учащиеся примеряют на себе различные роли, отрабатывают трудные и проблемные ситуации, решают творческие задания, таким образом, раскрывая собственные возможности, способности, потенциал, учащиеся начинают по новому оценивать себя, в ходе чего формируется адекватная самооценка, а в дальнейшем происходит формирование самосознания и развитие всех компонентов личности в различных видах деятельности. Также, раскрываются творческие способности учащихся, развиваются навыки коммуникативного общения в процессе совместной деятельности, происходит формирование внутренней мотивации, расширять кругозор. В процессе игровой деятельности, учащиеся работают над собой, самосовершенствуются, вырабатывают личностные качества, концентрируясь при этом на своих собственных желаниях и целях. В конечном итоге, происходит сознательная и целенаправленная деятельность личности направленная на формирование и совершенствование у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Использование игровых технологий предполагает учет особенностей их реализации, а именно: понимание и учет педагогом функций и классификации педагогических игр, учет возрастных психологических особенностей учащихся и соблюдение особенностей организации и реализации каждой отдельной педагогической игры. Таким образом, педагог при использовании игровых технологий должен понимать и соблюдать область игровой деятельности, характер направленности игрового процесса, игровые методы, игровую среду, функции и возрастные психологические особенности учащихся. Учет данных особенностей будет способствовать повышению эффективности использования игровых технологий в процессе обучения и достижению дидактической цели.
Конструирование учебных занятий с использованием игровых технологий обязывает соблюдению ряда условий, а именно: соответствие игры дидактическим целям занятия, доступность педагогических игр для учащихся данного возраста и умеренность использования игр на занятиях. Также, педагог должен понимать, в какой форме он будет использовать игровые технологии и основные правила при использовании игровых приемов и ситуаций.
Эмпирическое исследование, проведенное нами для выявления условий эффективного использования игровых технологий в целях достижения личностных результатов обучения, позволило выявить результаты, при статистической обработке которых была подтверждена гипотеза. Данные испытуемых эмпирической группы, при повторной диагностике, показали более высокие результаты по всем трем методикам, в сравнении с данными контрольной группы. Количество учащихся в экспериментальной группе, с низким уровнем развития коммуникативных способностей уменьшилось, а общий прирост среднего и высокого уровня составил почти 10,5%. В контрольной группе изменений выявлено не было. Также, в обеих группах уменьшилось количество учащихся с низким уровнем развития учебной мотивации, однако, в экспериментальной группе прирост по средним показателям составил 10%, а в контрольной 7%. Изменения произошли также и по уровню развития самооценки. В обеих группах произошел прирост количества учащихся с нормальным уровнем развития самооценки, в экспериментальной группе на 10%, в контрольной на 3,3%.
Таким образом, согласовываясь с данными результатами исследования, педагогам необходимо помнить о важности процесса личностного развития учащихся, в частности процесса формирования и развития тех личностных результатов, которые предусмотрены образовательным стандартом. На сегодняшний день, в психолого-педагогической практике накоплено множество методов, форм и приемов работы по развитию у учащихся личностных результатов, с применением игровых технологий и личностно - ориентированного обучения.
Педагогу, необходимо понимать, что процесс личностно развития учащихся взаимосвязан со всеми сферами деятельности учеников и в первую очередь взаимосвязан с теми, кто оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие личности учащихся. Ведь одна из основных целей педагога - формирование и развитие у учеников: любви и уважения к своей родине, народу и культуре; умения креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир; мотивации на творческую и инновационную деятельность; самосознания себя как личности, социально активной, осознающей ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважения к мнению других людей, умения вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; мотивации на образование и самообразование в течение всей своей жизни и т.д.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ПЯТЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия реализации личностно-ориентированного
подхода в современных дошкольных организациях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении
английскому языку с использованием игр
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования игровых технологий (Социально-педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий при изучении окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы использования игровых технологий на уроках истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021



