ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы представлений о добре и зле 5
1.1. Проблема представлений о добре и зле в картине мира человека...5
1.2. Формирование нравственных представлений в онтогенезе
личности 23
1.3. Представление о добре и зле у младших школьников 27
Вывод к главе 1 36
Глава 2. Эмпирическое исследование представления о добре и зле у детей младшего школьного возраста 39
2.1. Организация исследования. Описание методик 39
2.2. Анализ результатов исследования 41
Вывод к главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сегодняшние дети - это завтрашняя цивилизация. От того, какими они будут, зависит не только будущее страны, но и планеты.
«Живут лишь те, кто творит добро». Слова Л.Н. Толстого напоминают нам о Заповедях и заставляют задуматься о человеческих ценностях. Базовые национальные ценности российского общества не утратили своего значения в настоящее время. Это, прежде всего, патриотизм, социальная солидарность , гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература.
Поэтому не случайно так важно «ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей »
Разное время менялся социальный запрос. Так, «слуга царю и Отечеству» до революции, воспитание «всестороннее развитой личности» в Советском Союзе, соответствие «портрету выпускника начальной школы» в Стратегии 2020 года.
Школьный возраст характеризуется ростом самосознания, который связан с новой социальной позицией школьника. Формируются чувства ответственности, долга, обязанности. На первый план выходят переживания своего соответствия групповым стандартам, нормам.
Духовно - нравственные ценности прививаются ребенку с рождения. Многие понятия и категории дети воспринимают через сказки. К сожалению, установка «добро побеждает зло» в современном мире зачастую имеет продолжение: « кто победил, тот и добрый». Задача учителя - помочь ребенку решить проблему выбора добра и зла.
Формирование представлений и переживаний о добре и зле - одна из возможностей достижения личностных результатов в условиях современной школы.
Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и Программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Каким образом этого можно достичь? С помощью каких форм и методов? Только разнообразие форм и методов, взаимно дополняющих друг друга, позволят получить планируемые результаты. Это могут быть стандартизированные письменные и устные работы, проектные задачи, практические и творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение и другие.
Цель работы : выявить особенности представлений о добре и зле у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования - представления о добре и зле.
Задачи:
- анализ основных теоретических подходов к анализу категорий « добро - зло»;
- определение роли социальных установок, социальной среды в формировании представлений о добре и зле у детей школьного возраста;
- выявление и изучение особенностей представлений о добре и зле у детей младшего школьного возраста;
Гипотеза: предполагаем, что у младших школьников сформированы правильные представления о добре и зле
Методы исследования: анализ, психолого - педагогической
литературы, тестирование.
Дипломная работа состоит из введения. Двух разделов, теоретического и практического, а также заключения, списка литературы и приложений.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителем начальных классов для проведения классных часов по проблеме морали и нравственности; психологом для проведения бесед о нравственных ценностях и тренингов по формированию морального сознания.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
1. Абраменкова В.В. Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в обществе». - М.: МГПУ, 2007. - 98 с.
2. Аксенова В.И. Живая этика. - М., Ставрополь, 1995.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - 361 с.
3. Артемьева Ю. Е. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1993.
4. Баженова И.Н. Педагогический поиск. - М., 1997.
5. Богданова О.С- Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М., 1982.
6. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. - М.,1999.
7. Братусь Б.С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур.- М.: Смысл, 1997.
8. Васильев В.А. - Лейбниц Г. О добре, зле и добродетели. //Социально - гуманитарные знания. - №3. - С.46.
9. Васильев В.А. - Фейербах Л. О благе и добродетели. //Социально - гуманитарные знания. - №2. - С. 57.
10. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников.//Вопр. Психологии. - №2. - С.24.
11. Григорович Л.Л. Педагогика и психология. - М., 2001.
12. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. - С.128-140.
13. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М., 1987. - 427с.
14. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: Учеб. пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн.: Тесей, 2003. - 352 с.
15. Железнов Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - 300с.
16. Золотухина - Аболина Е.В. Курс лекций по этике. - Ростов - на - Дону,
1999.
17. Калинина И.С. Нравственное становление личности школьника. - М., 1985.
18. Климов Е.А. Образ... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - № 4. - С.24-31.
19. Кондрашов В.А. Этика.- Ростов-на-Дону ,2003.
20. Кузьменко Г.И. Философия. - М., 2002.
21. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб. Питер, 2001. - 443с.
22. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психолог. произведения. - М.: Педагогика, 1983. - С.251-261.
23. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. - М.,2001.
24. Немов Р.С. Психология. - М., 2001.
25. Нравственность, агрессия, справедливость (Сокращенное изложение главы из книги: (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии. Нью-Йорк, 1974)) // Вопросы психологии. - 1992. - №1-2. - С.84-98.
26. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркина. - Р-н-Д.: «Феникс», 2002.
27. Педагогика и психология высшей школы. / Отв. ред. С. И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с. - (Серия «Учебники, учебные пособия»).
28. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университет. Серия 14. Психология, 1984. - №4. - С.13-20.
29. Пионова Р. С.Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. - Мн.: Университетское, 2002. - 256 с.
30. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 2000. - 384 с.
31. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредствованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С.26-37.
32. Фокина Н.Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков.//Сов.педагогика - №3.- С.35.
33. Широкова И.Г. Этика. - М., 2002.
34. Шихирев П.И. Современная социальная психология. - М., 1999. - 448 с.
35. Шумская Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности. // Психология. - 2000. - №3. - С. 3 - 12.
36. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2002. - 480 с. - (Серия «Хрестоматия по психологии») - С. 193-200.