ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты формирования хореографических умений у детей с задержкой психического развития 12
1.1. Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития 12
1.2. Содержание, структура и уровни сформированности
хореографических умений у старших дошкольников с задержкой психического развития 21
1.3. Педагогические условия формирования хореографических умений у
детей в условиях инклюзивного образования 31
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию хореографических умений у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной группе 41
2.1. Организация и содержание констатирующего и формирующего
этапов экспериментальной работы (на примере проекта «Танцуем вместе» ансамбля современной хореографии «Акцент» г. Казани) 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы.. 62
Выводы по Главе 2 71
Заключение 73
Литература 76
Приложение 1. Диагностика когнитивных способностей у детей с задержкой психического развития 83
Приложение 2. Методика обучения дошкольников с задержкой
психического развития в инклюзивной группе ансамбля танца «Акцент»... 87
Приложение 3. Дипломы конкурсов-фестивалей 110
Приложение 4. Видеотренинг «Танцуем вместе»
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты формирования хореографических умений у детей с задержкой психического развития 12
1.1. Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития 12
1.2. Содержание, структура и уровни сформированности
хореографических умений у старших дошкольников с задержкой психического развития 21
1.3. Педагогические условия формирования хореографических умений у
детей в условиях инклюзивного образования 31
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию хореографических умений у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной группе 41
2.1. Организация и содержание констатирующего и формирующего
этапов экспериментальной работы (на примере проекта «Танцуем вместе» ансамбля современной хореографии «Акцент» г. Казани) 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы.. 62
Выводы по Главе 2 71
Заключение 73
Литература 76
Приложение 1. Диагностика когнитивных способностей у детей с задержкой психического развития 83
Приложение 2. Методика обучения дошкольников с задержкой
психического развития в инклюзивной группе ансамбля танца «Акцент»... 87
Приложение 3. Дипломы конкурсов-фестивалей 110
Приложение 4. Видеотренинг «Танцуем вместе»
Актуальность исследования. В настоящее время практикуется дифференцированный подход к обучению учащихся, которые имеют разные образовательные потребности. Отдельные методики предлагаются для обучения нормально развивающихся и одаренных детей, которые позволяют учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать благоприятные условия для их дальнейшего интегрирования в социальную среду.
Большое внимание уделяется развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. При правильно организованном педагогическом воздействии возможно преодолеть некоторые отставания в развитии. Особенно это применимо к большой группе детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития у детей является одной из наиболее распространенных форм психического нарушения. Поиск эффективных способов его коррекции является актуальной проблемой современного общества. На сегодняшний день оптимальным решением проблемы является инклюзивное обучение, которое предполагает обучение детей с задержкой психического развития не в специальных, а в обычных образовательных заведениях. Это дает возможность ребенку не чувствовать себя изолированным от общества, а общаться и развиваться вместе со своими сверстниками.
Совсем недавно идея продвижения инклюзивного образования принадлежала только родителям, они объединялись в общественные организации и пытались создать классы для обучения с нормально развивающимися детьми. Но в последнее время проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития активно рассматривается и поддерживается государством и обществом. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете.
В 2013 году вышел закон «Об образовании в РФ», регламентирующий совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию [56].
В 2015 году издан «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», который включает в себя требования к образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития [46].
Педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития должно осуществляться максимально корректно: с одной стороны, их нужно включать в социальную среду, готовить к жизни среди обычных людей; с другой стороны, использовать все наработки специальной педагогики для наиболее полного раскрытия личностного потенциала. Благоприятный результат показывают дети дошкольного возраста, которые развиваются средствами искусства. В процессе ознакомления с художественными произведениями у ребенка накапливаются разнообразные впечатления, способствующие формированию и развитию его творческой личности. Каждый вид искусства воздействует на ребенка по-разному. Хореография может являться средством приобщения детей с задержкой психического развития к искусству. На занятиях хореографией у детей с задержкой психического развития активизируется работа всех мышц, суставов и связок, что способствует развитию опорно-двигательного аппарата, правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы, устанавливаются рефлекторные связи между работающими мышцами и центральной нервной системой. Благоприятно сказываются на этом контингенте регулярные физические нагрузки: у них значительно повышается работоспособность, уменьшается утомляемость и даже улучшается успеваемость. Дети становятся более внимательными, сообразительными, из-за многократных повторений движений улучшается моторика и повышается объем памяти. Обучение в инклюзивной группе способствует успешной социализации в коллективе сверстников.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема незначительных отклонений в психическом развитии начала рассматриваться исследователями в науке лишь в середине ХХ века. Именно в этот период у большого количества детей появились трудности в обучении, что связывали с усложнением образовательных программ в школах. Психологи и педагоги придали большое значение исследованию причин этой неуспеваемости и объясняли ее как умственную отсталость. Однако при детальном обследовании неуспевающих детей, у них не могли обнаружить признаки, присущие умственной отсталости. Впервые термин «задержка психического развития» был предложен в Г.Е. Сухаревой. На сегодняшний день в научной литературе накоплен значительный материал, констатирующий у детей с задержкой психического развития нарушения в сформированности: когнитивных процессов (Н.В. Бабкина, Т.А. Власова, Н.А. Деревянкина, B. В. Лебединский, Г.Е. Сухарева); сенсорных процессов (Е.В. Локтева, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский); эмоционально-волевой сферы (Т.А. Басилова, Н.Л. Белопольская, М.В. Романова); речевого развития (Н.Ю. Борякова, Ю.А. Ильина, И.О. Карелина, В.А. Кисилева); учебной деятельности (Л.Н. Блинова, В.Б. Никишина, У.В. Ульенкова, C. Г. Шевченко).
Существуют методические пособия коррекционного воздействия на ребенка для преодоления задержки психического развития с помощью музыки и изобразительного искусства (Н.Н. Немкова, Л.А. Конорева). Однако исследований, посвященных развитию хореографических умений у детей с задержкой психического развития, в отечественной науке не создано.
Таким образом, противоречие между необходимостью обучения детей с задержкой психического развития основам хореографического искусства в условиях инклюзивной группы с одной стороны и не разработанностью методик обучения с другой, определило тему исследования:
«Формирование хореографических умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»
Цель исследования - обосновать психолого-педагогические аспекты формирования хореографических умений у дошкольников с задержкой психического развития и экспериментально проверить эффективность методики их хореографического обучения в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования - процесс формирования хореографических умений у дошкольников.
Предмет исследования - методика формирования хореографических умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной группе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование хореографических умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования будут более результативными, если:
• выявлена структура и уровни хореографических умений у детей с задержкой психического развития;
• сформирован комплекс педагогических условий для формирования хореографических умений у дошкольников с задержкой психического развития;
• разработана методика обучения хореографии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• опытно-экспериментальным путем проверена эффективность данной методики.
Задачи исследования:
1. раскрыть психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития;
2. определить содержание, структуру и уровни сформированности хореографических умений дошкольников с задержкой психического развития;
3. разработать и экспериментально подтвердить эффективность методики обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной группе.
Теоретико-методологической основой исследования являются книги по воспитанию детей дошкольного возраста (Е.А. Дубровская, М. Монтессори); работы в области специальной психологии о детях с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Н.А. Деревянкина, В.И. Лубовский, Н.А. Никишина, К.С. Лебединская и др.); труды по теории и методике преподавания хореографии (Т. В. Пуртова, Е.Б. Юнусова и др.).
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, специальной психологической и хореографической литературы, изучение педагогического и хореографического опыта, наблюдение, сравнение, эксперимент.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе народного ансамбля современной хореографии «Акцент» МБУК «КДК им. В.И. Ленина» г. Казани. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, среди которых 6 детей с задержкой психического развития.
Этапы исследования.
На первом этапе (2015-2016 гг.) проводилось изучение и анализ научной и методической литературы по теме, формулировалась проблема исследования, избирались оптимальные методы ее решения.
На втором этапе (2015-2017 гг.) разрабатывалась и апробировалась методика хореографического обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проводились диагностические исследования уровня хореографических умений и когнитивных способностей участников эксперимента.
На третьем этапе (2017 г.) проводился анализ, интерпретация и оформление результатов проведенного исследования.
Новизна исследования заключается в том, что:
1. Определены и раскрыты структура, содержание и уровни сформированности хореографических умений дошкольников с задержкой психического развития.
2. Представлен комплекс педагогических условий для формирования хореографических умений у детей с задержкой психического развития в инклюзивной группе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представлен комплекс педагогических условий по формированию хореографических умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях хореографии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее материал и результаты эксперимента могут служить основой для педагогов- хореографов в разработке и реализации новых методических подходов к данной проблеме.
На защиту выносится:
1. Структура хореографических умений дошкольников с задержкой психического развития, которая включает в себя:
• Двигательные умения, которые определяются двумя показателями: положением рук, ног и корпуса в танцевальных позициях и чувством ритма.
• Музыкально-ритмические умения, которые определяются двумя показателями: мышечная память и музыкально-ритмическая координация.
Художественно-творческие умения, которые определяются двумя показателями: артистичность и импровизация.
2. Комплекс педагогических условий для формирования хореографических умений:
• Педагогическая поддержка детей с задержкой психического развития.
• Использование гибкой индивидуально-групповой формы занятий с учетом наиболее физиологически активных фаз для детей с задержкой психического развития.
• Опора на парный танцевальный репертуар.
• Учет специфики проведения хореографических занятий для детей с задержкой психического развития.
• Учет психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития при педагогическом общении с ними.
3. Авторская методика обучения хореографии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной группе, основанная на сочетании групповой и индивидуальной формы обучения. Именно на индивидуальных занятиях происходит отработка хореографических движений и комбинаций, что способствует преодолению отставания у детей с задержкой психического развития. Это становится возможным благодаря специальным методам и приемам обучения: наглядно-тактильный метод, метод алгоритмизации, метод «от простого к сложному», прием многократного повторения, прием использования специального инструментария для постижения сущности танцевальных комбинаций.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, включающего 64 источника и 4 приложений.
Во введении сформулированы цель и задачи, объект и предмет работы обоснована ее актуальность, осуществлен обзор литературы по теме, определена новизна и практическая значимость работы.
В первой главе раскрываются психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития; выявляются педагогические условия формирования хореографических умений у детей с задержкой психического развития в инклюзивной группе; определяются структура содержание и уровни сформированности хореографических умений дошкольников с задержкой психического развития.
Вторая глава содержит программу обучения дошкольников с задержкой психического развития в инклюзивной группе, результатом которого стала разработка и реализация методики обучения по хореографии.
В заключении содержатся выводы работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации обсуждались на ежегодной студенческой конференции (КФУ, 2017) и международной конференции (Пшемысль, Польша 2017).
Материалы исследования опубликованы в статье:
1. Сафиуллина, Л.Г, Шакиров, Р.И. Самодеятельное хореографическое творчество Казани: от ретроспективы к перспективе / Л.Г. Сафиуллина, Р.И. Шакиров // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 г.) / под ред. З.М. Явгильдиной. - Казань: Издательство Казанского университета, 2015. - С. 429-435;
2. Шакиров, Р.И. Педагогические условия формирования хореографических умений у детей с задержкой психического развития в инклюзивной группе / Р.И. Шакиров // Materialy XIII Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa przestrzen Europy - 2017» Tom 4. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. - С. 94 - 97.
Результаты исследования внедрялись в работу ансамбля танца «Акцент» г. Казани, где были организованы инклюзивные группы для совместного обучения хореографии нормально развивающихся дошкольников и детей с задержкой психического развития. Обучение проходило в течение 2 лет. За этот период у детей с задержкой психического развития существенно повысился уровень хореографических умений, что было доказано экспериментальными данными, а также (косвенно) победами в конкурсах:
- Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Будущее России» (март 2017 года) - диплом лауреата 3 степени;
- Международный конкурс-фестиваль исполнительского мастерства «От Волги до Енисея» (апрель 2017 года) - диплом лауреата 3 степени.
Большое внимание уделяется развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. При правильно организованном педагогическом воздействии возможно преодолеть некоторые отставания в развитии. Особенно это применимо к большой группе детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития у детей является одной из наиболее распространенных форм психического нарушения. Поиск эффективных способов его коррекции является актуальной проблемой современного общества. На сегодняшний день оптимальным решением проблемы является инклюзивное обучение, которое предполагает обучение детей с задержкой психического развития не в специальных, а в обычных образовательных заведениях. Это дает возможность ребенку не чувствовать себя изолированным от общества, а общаться и развиваться вместе со своими сверстниками.
Совсем недавно идея продвижения инклюзивного образования принадлежала только родителям, они объединялись в общественные организации и пытались создать классы для обучения с нормально развивающимися детьми. Но в последнее время проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития активно рассматривается и поддерживается государством и обществом. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете.
В 2013 году вышел закон «Об образовании в РФ», регламентирующий совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию [56].
В 2015 году издан «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», который включает в себя требования к образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития [46].
Педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития должно осуществляться максимально корректно: с одной стороны, их нужно включать в социальную среду, готовить к жизни среди обычных людей; с другой стороны, использовать все наработки специальной педагогики для наиболее полного раскрытия личностного потенциала. Благоприятный результат показывают дети дошкольного возраста, которые развиваются средствами искусства. В процессе ознакомления с художественными произведениями у ребенка накапливаются разнообразные впечатления, способствующие формированию и развитию его творческой личности. Каждый вид искусства воздействует на ребенка по-разному. Хореография может являться средством приобщения детей с задержкой психического развития к искусству. На занятиях хореографией у детей с задержкой психического развития активизируется работа всех мышц, суставов и связок, что способствует развитию опорно-двигательного аппарата, правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы, устанавливаются рефлекторные связи между работающими мышцами и центральной нервной системой. Благоприятно сказываются на этом контингенте регулярные физические нагрузки: у них значительно повышается работоспособность, уменьшается утомляемость и даже улучшается успеваемость. Дети становятся более внимательными, сообразительными, из-за многократных повторений движений улучшается моторика и повышается объем памяти. Обучение в инклюзивной группе способствует успешной социализации в коллективе сверстников.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема незначительных отклонений в психическом развитии начала рассматриваться исследователями в науке лишь в середине ХХ века. Именно в этот период у большого количества детей появились трудности в обучении, что связывали с усложнением образовательных программ в школах. Психологи и педагоги придали большое значение исследованию причин этой неуспеваемости и объясняли ее как умственную отсталость. Однако при детальном обследовании неуспевающих детей, у них не могли обнаружить признаки, присущие умственной отсталости. Впервые термин «задержка психического развития» был предложен в Г.Е. Сухаревой. На сегодняшний день в научной литературе накоплен значительный материал, констатирующий у детей с задержкой психического развития нарушения в сформированности: когнитивных процессов (Н.В. Бабкина, Т.А. Власова, Н.А. Деревянкина, B. В. Лебединский, Г.Е. Сухарева); сенсорных процессов (Е.В. Локтева, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский); эмоционально-волевой сферы (Т.А. Басилова, Н.Л. Белопольская, М.В. Романова); речевого развития (Н.Ю. Борякова, Ю.А. Ильина, И.О. Карелина, В.А. Кисилева); учебной деятельности (Л.Н. Блинова, В.Б. Никишина, У.В. Ульенкова, C. Г. Шевченко).
Существуют методические пособия коррекционного воздействия на ребенка для преодоления задержки психического развития с помощью музыки и изобразительного искусства (Н.Н. Немкова, Л.А. Конорева). Однако исследований, посвященных развитию хореографических умений у детей с задержкой психического развития, в отечественной науке не создано.
Таким образом, противоречие между необходимостью обучения детей с задержкой психического развития основам хореографического искусства в условиях инклюзивной группы с одной стороны и не разработанностью методик обучения с другой, определило тему исследования:
«Формирование хореографических умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»
Цель исследования - обосновать психолого-педагогические аспекты формирования хореографических умений у дошкольников с задержкой психического развития и экспериментально проверить эффективность методики их хореографического обучения в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования - процесс формирования хореографических умений у дошкольников.
Предмет исследования - методика формирования хореографических умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной группе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование хореографических умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования будут более результативными, если:
• выявлена структура и уровни хореографических умений у детей с задержкой психического развития;
• сформирован комплекс педагогических условий для формирования хореографических умений у дошкольников с задержкой психического развития;
• разработана методика обучения хореографии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• опытно-экспериментальным путем проверена эффективность данной методики.
Задачи исследования:
1. раскрыть психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития;
2. определить содержание, структуру и уровни сформированности хореографических умений дошкольников с задержкой психического развития;
3. разработать и экспериментально подтвердить эффективность методики обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной группе.
Теоретико-методологической основой исследования являются книги по воспитанию детей дошкольного возраста (Е.А. Дубровская, М. Монтессори); работы в области специальной психологии о детях с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Н.А. Деревянкина, В.И. Лубовский, Н.А. Никишина, К.С. Лебединская и др.); труды по теории и методике преподавания хореографии (Т. В. Пуртова, Е.Б. Юнусова и др.).
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, специальной психологической и хореографической литературы, изучение педагогического и хореографического опыта, наблюдение, сравнение, эксперимент.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе народного ансамбля современной хореографии «Акцент» МБУК «КДК им. В.И. Ленина» г. Казани. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, среди которых 6 детей с задержкой психического развития.
Этапы исследования.
На первом этапе (2015-2016 гг.) проводилось изучение и анализ научной и методической литературы по теме, формулировалась проблема исследования, избирались оптимальные методы ее решения.
На втором этапе (2015-2017 гг.) разрабатывалась и апробировалась методика хореографического обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проводились диагностические исследования уровня хореографических умений и когнитивных способностей участников эксперимента.
На третьем этапе (2017 г.) проводился анализ, интерпретация и оформление результатов проведенного исследования.
Новизна исследования заключается в том, что:
1. Определены и раскрыты структура, содержание и уровни сформированности хореографических умений дошкольников с задержкой психического развития.
2. Представлен комплекс педагогических условий для формирования хореографических умений у детей с задержкой психического развития в инклюзивной группе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представлен комплекс педагогических условий по формированию хореографических умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях хореографии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее материал и результаты эксперимента могут служить основой для педагогов- хореографов в разработке и реализации новых методических подходов к данной проблеме.
На защиту выносится:
1. Структура хореографических умений дошкольников с задержкой психического развития, которая включает в себя:
• Двигательные умения, которые определяются двумя показателями: положением рук, ног и корпуса в танцевальных позициях и чувством ритма.
• Музыкально-ритмические умения, которые определяются двумя показателями: мышечная память и музыкально-ритмическая координация.
Художественно-творческие умения, которые определяются двумя показателями: артистичность и импровизация.
2. Комплекс педагогических условий для формирования хореографических умений:
• Педагогическая поддержка детей с задержкой психического развития.
• Использование гибкой индивидуально-групповой формы занятий с учетом наиболее физиологически активных фаз для детей с задержкой психического развития.
• Опора на парный танцевальный репертуар.
• Учет специфики проведения хореографических занятий для детей с задержкой психического развития.
• Учет психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития при педагогическом общении с ними.
3. Авторская методика обучения хореографии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной группе, основанная на сочетании групповой и индивидуальной формы обучения. Именно на индивидуальных занятиях происходит отработка хореографических движений и комбинаций, что способствует преодолению отставания у детей с задержкой психического развития. Это становится возможным благодаря специальным методам и приемам обучения: наглядно-тактильный метод, метод алгоритмизации, метод «от простого к сложному», прием многократного повторения, прием использования специального инструментария для постижения сущности танцевальных комбинаций.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, включающего 64 источника и 4 приложений.
Во введении сформулированы цель и задачи, объект и предмет работы обоснована ее актуальность, осуществлен обзор литературы по теме, определена новизна и практическая значимость работы.
В первой главе раскрываются психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития; выявляются педагогические условия формирования хореографических умений у детей с задержкой психического развития в инклюзивной группе; определяются структура содержание и уровни сформированности хореографических умений дошкольников с задержкой психического развития.
Вторая глава содержит программу обучения дошкольников с задержкой психического развития в инклюзивной группе, результатом которого стала разработка и реализация методики обучения по хореографии.
В заключении содержатся выводы работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации обсуждались на ежегодной студенческой конференции (КФУ, 2017) и международной конференции (Пшемысль, Польша 2017).
Материалы исследования опубликованы в статье:
1. Сафиуллина, Л.Г, Шакиров, Р.И. Самодеятельное хореографическое творчество Казани: от ретроспективы к перспективе / Л.Г. Сафиуллина, Р.И. Шакиров // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 г.) / под ред. З.М. Явгильдиной. - Казань: Издательство Казанского университета, 2015. - С. 429-435;
2. Шакиров, Р.И. Педагогические условия формирования хореографических умений у детей с задержкой психического развития в инклюзивной группе / Р.И. Шакиров // Materialy XIII Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa przestrzen Europy - 2017» Tom 4. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. - С. 94 - 97.
Результаты исследования внедрялись в работу ансамбля танца «Акцент» г. Казани, где были организованы инклюзивные группы для совместного обучения хореографии нормально развивающихся дошкольников и детей с задержкой психического развития. Обучение проходило в течение 2 лет. За этот период у детей с задержкой психического развития существенно повысился уровень хореографических умений, что было доказано экспериментальными данными, а также (косвенно) победами в конкурсах:
- Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Будущее России» (март 2017 года) - диплом лауреата 3 степени;
- Международный конкурс-фестиваль исполнительского мастерства «От Волги до Енисея» (апрель 2017 года) - диплом лауреата 3 степени.
Инклюзивное обучение в хореографическом искусстве осуществляет культурное, физическое, нравственное и социальное развитие ребенка. На занятиях хореографией у детей с задержкой психического развития активизируется работа всех мышц, суставов и связок, что способствует развитию опорно-двигательного аппарата, правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы, устанавливаются рефлекторные связи между работающими мышцами и центральной нервной системой. Регулярные физические нагрузки благоприятно сказываются для детей с задержкой психического развития: у них значительно повышается работоспособность, уменьшается утомляемость и даже улучшается успеваемость. Дети становятся более внимательными, сообразительными, из- за многократных повторений движений улучшается моторика и повышается объем памяти. Методы и средства обучения в инклюзивной группе направлены на формирование хореографических умений ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.
В 1 главе нашей работы мы:
• Рассмотрели понятие задержка психического развития (ЗПР) - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов; и выявили психофизиологические особенности детей с ЗПР и виды классификаций ЗПР.
• Определили структуру хореографических умений детей с ЗПР, которая включает в себя: двигательные умения, музыкально-ритмические умения и художественно-творческие умения.
• Составили диагностику по определению уровней
сформированности хореографических умений у детей с ЗПР, включающую 6 уровней.
• Объяснили понятие «инклюзивное» обучение - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Эта система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
• Выявили комплекс педагогических условий для формирования хореографических умений у детей с ЗПР в инклюзивной группе:
1. Педагогическая поддержка детей с ЗПР;
2. Использование гибкой индивидуально-групповой формы занятий с учетом наиболее физиологически активных фаз для детей с ЗПР;
3. Использование парного танцевального репертуара;
4. Специфика проведения хореографических занятий для детей с ЗПР;
5. Учет психофизиологических особенностей детей с ЗПР при педагогическом общении с ними.
Во 2 главы нашей работы:
• На констатирующем этапе экспериментальной работы проводилась начальная диагностика с целью выявления уровня сформированности хореографических умений и когнитивных способностей у детей в экспериментальной и контрольной группах. Уровень умений и способностей у детей с ЗПР в обеих группах был одинаковым.
• На формирующем этапе проводилась реализация и апробация методики обучения хореографией детей с ЗПР. С детьми экспериментальной группы проводились занятия с использованием методики обучения хореографией, с детьми контрольной группы проводились занятия по типовой программе обучения. В конце 1 года обучения проводилась промежуточная диагностика, по результатам которой мы можем судить о положительном эффекте предложенной нами методике. Поскольку у детей с ЗПР в ЭГ значительно улучшились показатели хореографических умений, в отличие от детей с ЗПР в КГ, у которых наблюдались лишь небольшие изменения.
• На контрольном этапе экспериментальной работы была проведена итоговая диагностика уровня сформированности хореографических умений и когнитивных функций у детей с ЗПР в ЭГ и КГ и представлены сравнительные результаты, которые отражены в таблицах и диаграммах. Результаты диагностики показали, что уровень хореографических умений у детей с ЗПР ЭГ повысился, в отличие от детей с ЗПР, занимавшихся в КГ.
• Экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная методика по хореографии позволила значительно повысить уровень хореографических умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальной группе.
В 1 главе нашей работы мы:
• Рассмотрели понятие задержка психического развития (ЗПР) - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов; и выявили психофизиологические особенности детей с ЗПР и виды классификаций ЗПР.
• Определили структуру хореографических умений детей с ЗПР, которая включает в себя: двигательные умения, музыкально-ритмические умения и художественно-творческие умения.
• Составили диагностику по определению уровней
сформированности хореографических умений у детей с ЗПР, включающую 6 уровней.
• Объяснили понятие «инклюзивное» обучение - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Эта система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
• Выявили комплекс педагогических условий для формирования хореографических умений у детей с ЗПР в инклюзивной группе:
1. Педагогическая поддержка детей с ЗПР;
2. Использование гибкой индивидуально-групповой формы занятий с учетом наиболее физиологически активных фаз для детей с ЗПР;
3. Использование парного танцевального репертуара;
4. Специфика проведения хореографических занятий для детей с ЗПР;
5. Учет психофизиологических особенностей детей с ЗПР при педагогическом общении с ними.
Во 2 главы нашей работы:
• На констатирующем этапе экспериментальной работы проводилась начальная диагностика с целью выявления уровня сформированности хореографических умений и когнитивных способностей у детей в экспериментальной и контрольной группах. Уровень умений и способностей у детей с ЗПР в обеих группах был одинаковым.
• На формирующем этапе проводилась реализация и апробация методики обучения хореографией детей с ЗПР. С детьми экспериментальной группы проводились занятия с использованием методики обучения хореографией, с детьми контрольной группы проводились занятия по типовой программе обучения. В конце 1 года обучения проводилась промежуточная диагностика, по результатам которой мы можем судить о положительном эффекте предложенной нами методике. Поскольку у детей с ЗПР в ЭГ значительно улучшились показатели хореографических умений, в отличие от детей с ЗПР в КГ, у которых наблюдались лишь небольшие изменения.
• На контрольном этапе экспериментальной работы была проведена итоговая диагностика уровня сформированности хореографических умений и когнитивных функций у детей с ЗПР в ЭГ и КГ и представлены сравнительные результаты, которые отражены в таблицах и диаграммах. Результаты диагностики показали, что уровень хореографических умений у детей с ЗПР ЭГ повысился, в отличие от детей с ЗПР, занимавшихся в КГ.
• Экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная методика по хореографии позволила значительно повысить уровень хореографических умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальной группе.



