Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ГЕОМЕТРИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №53881

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Основы геометрического материала в программе начальных классов ... 6
1.2. Этапы изучения темы «Геометрические величины» в начальном
математическом образовании 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ГЕОМЕТРИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО 23
2.1. Проектирование учебных заданий по элементам геометрии,
направленных на формирование метапредметных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО 23
2.2. Особенности оценки достижений обучающихся в соответствии с ФГОС
НОО 47
2.3. Опытно-экспериментальная работа внедрения в образовательный процесс учебных заданий по геометрическому материалу начальной школы, направленная на проверку сформированности у обучающихся
метапредметных учебных действий 62
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71


Актуальность темы исследования. Необходимость и возможность
введения в начальной школе пропедевтического (подготовительного) курса
геометрии обсуждается педагогической общественностью нашей страны уже
более столетия. И хотя на сегодняшний день этот курс не нашел достойного
места в отечественной школе, причины, побуждавшие к созданию различных
вариантов этого курса (названного или начальным, или пропедевтическим,
или наглядным курсами геометрии), достаточно весомые. Рассмотрим на наш
взгляд, основные.
Современный период в развитии российского общества характеризуется модернизацией всей системы образования. Приоритетным направлением в
современном образовательном процессе является гуманизация и гуманитаризация обучения; это вызвало переориентацию образовательных ценностей,
что требует применения инновационных подходов к образованию. В связи с
этим в процессе ознакомления учащихся начальных классов с геометрическим материалом на уроках математики необходимо использовать различные
качественно новые методы и средства.
Традиционно в системе отечественного математического образования
решается триединая задача обучения учащихся математическим знаниям,
приемам и методам, воспитания их общей математической культуры и развития математического мышления школьников средствами математики. При
этoм, как известно, первостепенное значение имеет формирование и развитие
у школьников такиx математических знаний, умений и навыков, которые
должны составить фундамент для их активной познавательной деятельности
в обучении математике и другим школьным дисциплинам, для их дальнейшего самообразования, которые будут востребованы и найдут свое применение в их практической деятельности, то есть решается задача фундаментальной математической подготовки школьников.4
В начальном курсе геометрический материал играет особо важную
роль, что определяется большим значением геометрии для познания окружающего мира и для развития личности ребенка.
Геометрический материал в начальной школе не выделяется в самостоятельную дисциплину, а изучается в курсе математики. Организация методики изучения геометрического материала должна представлять собой такую
систему деятельности учителя, в результате которой младшие школьники
усваивают определенный круг понятий, овладевают системой знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.
В настоящее время все параллельные и альтернативные программы по
курсу математики в начальных классах предполагают значительно больше
внимания уделять геометрическому материалу. Раскрывая геометрический
материал учащимся 1-4 классов, надо учитывать, что первые представления о
форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети
накапливают ещё в дошкольный период.
Для этой цели необходимо выяснить, каким уровнем геометрических
представлений владеют младшие школьники, какие геометрические понятия
они приобрели в период неформального обучения.
Однако при переходе в среднюю школу большое количество учеников
испытывают трудности на уроках математики в решении геометрических задач. Весьма актуальным стал вопрос о методике обучения геометрическому
материалу в начальной школе.
Все вышеизложенное позволило нам определить тему ВКР: «Методика
обучения школьников основам геометрии на уроках математики».
Цель исследования: Выявить особенности методики обучения школьников основам геометрии на уроках математики.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы
по теме исследования;5
2. Раскрыть основы геометрического материала в программе начальных классов;
3. Выявить особенности изучения геометрического материала в
начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
3. Выявить методику оценки результатов деятельности обучающихся
по основам геометрии начальной школы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу внедрения в образовательный процесс учебных заданий по геометрическому материалу начальной
школы, направленная на проверку сформированности у обучающихся метапредметных учебных действий
Гипотеза: систематическое внедрение в образовательный процесс
учебных заданий по геометрическому материалу начальной школы, способствует формированию у обучающихся метапредметных учебных действий.
Объект исследования: методика изучения геометрического материала
на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: геометрический материал на уроках в начальной школе.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по теме, анализ программ и методического аппарата традиционных учебников математики 1-4 классов. Проектирование и внедрение в образовательный процесс учебных заданий по элементам геометрии, направленных на
формирование у обучающихся метапредметных учебных действий.
Теоретическая значимость: данные исследования могут быть использованы учителями начальных классов при работе с учащимися по математике.
Практическая значимость: материалы опытно-экспериментальной
работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов.
Структура и объём ВКР состоит из введения двух глав, заключения,
приложения, списка литературы, включая 45 источников. Общий объем
работы 73 страниц компьютерного набора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатом данной работы на наш взгляд можно сделать следующие выводы:
- изучение элементов геометрии в начальной школе дает базу обучающимся для дальнейшего изучения систематического курса геометрии в старших курсах;
- в математическое содержание начальной школы желательно включать
задачи метапредметной направленности, т.е. задачи реальных ситуаций, которые в свою очередь будут мотивировать обучающихся к дальнейшему изучению математики в целом и ее разделов.
- деятельность обучающихся определяется через формулировку заданий, поэтому в учебный процесс желательно включать задания, в формулировке которых требуется: проанализировать, доказать (объяснить), сравнить,
создать схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте;
- применение различных технологий в обучении школьников также будет способствовать развитию творческих мышления, коммуникативных способностей, т.е. направлены на формирование метапредметных результатов;
- при проектировании учебных задач необходимо учитывать систему,
по которой будут оцениваться результаты обучающихся.


1. Амелина М.В. Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала // Начальная школа. - 2013. - № 8. С. 57.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2010. - 321 с.
3. Бархатова Л.О. Роль игры в развитии познавательных способно-стей младших школьников на уроках математики. - Анжеро-Судженск: ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж, 2009.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - С. 245-272.
5. Белошистая А.В. Почему школьникам так трудно даётся геомет-рия? // Математика в школе. - 2013. - № 6. - С. 23-25.
6. Белошинская А.В. Наглядная геометрия как средство развития личности младшего школьника.// Начальная школа плюс минус. - 2002. - №1.
7. Белошинская А.В. Почему школьникам так трудно даётся гео-метрия // Математика в школе. - 1999. - №6.
8. Белоусова Л.В. Математика, конструирование и художественный труд // Начальная школа. - 2014. - № 6. С. 23-24.
9. Гаркавцева Т.Ю. Геометрический материал в 1 классе как средство развития пространственного мышления учащихся // Начальная школа. - 2012. - № 10. С. 24-27.
10. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обу-чения математики. - М.: Педагогика, 2009. - 342 с.
11. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. - М.: НОРМА, 2012. - 355 с.
12. Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников // Начальная школа. - 2015. - №3
13. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. - СПб,: Питер, 2011. - 345 с.
14. Долбилин Н.П., Шарыгин И.Ф. О курсе наглядной геометрии в младших классах.// Математика в школе. - 2014. - № 6. С. 19-22.
15. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. - М.: Академия, 2012. - 290 с.
16. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 2012. - 345 с.
17. Знаменская Е.В. Об обучении геометрического материала в 1 -4 классах // Начальная школа. - 2005. - №5.
18. Казакова М.А. Использование геометрического материала при изучении деления в начальном курсе математики // Начальная школа. - 2014. - № 3. С. 44.
19. Калиниченко А.В. Методика преподования начального курса ма-тематики: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Академия, 2014. - 208 с.
20. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения // Начальная школа. - 2013. - № 4. С. 34-36.
21. Костицын В.Н. Моделирование на уроках геометрии: теория и методические рекомендации. - М.: Владос, 2012. - 321 с.
22. Коджаспирова Г.А. Педагогика. - М.: Гардарики, 2009. - 527 с.
23. Колягин Ю.М. Наглядная геометрия в начальных классах // Начальная школа. - 2016. - №9. - С. 70-73.
24. Лапшина О.В. Изучение элементов стереометрии в начальных классах - прихоть или необходимость? // Начальная школа. - 2012. - № 1. С. 32-34.
25. Левитес Г.Г. Введение в геометрию // Математика в школе. - 1990. -№6.
26. Николау Л.Л. Формирование у младших школьников представ-лений об окружности и круге // Начальная школа. - 2005. - №6.
21. Овчинникова В.С. Как создать проблемные ситуации при
формировании математических понятий // Начальная школа. - 2011. - № 10. С. 27.
28. Панчищена В.А., Гельфман Э.Г. Геометрия для младших школь-ников. - Томск, 1998 .
29. Пичугин С.С. Организация творческой работы с геометрическим материалом // Начальная школа. - 2013. - № 5. С. 19-22.
30. Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мыш-ления младших школьников // Начальная школа. - 2013. - № 5. С. 23-24.
31. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах.
32. Сбитнева Н.С. Развитие пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений. - Анжеро-Судженск: ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж, 2009.
33. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Издательский цент «Акаде¬мия», 2012.- 576 с.
34. Ставцева Д.В. Взаимосвязанное изучение краеведческого и гео-метрического материала в начальной школе // Начальная школа. -2012. - № 4. С. 19.
35. Саламатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики.// Начальная школа. - 2012. - № 9. С. 32.
36. Тихоненко А.В., Трофименко Ю.В. О развитии ключевых ком-петенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач // Журнал Начальная школа. - 2014. - № 3. С. 26-27.
37. Тихоненко А.В., Трофименко Ю.В. О развитии ключевых компе-тенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач //Начальная школа. - 2013. - № 4. С. 34-45.
38. Тихоненко А.В. Подготовка учителя к обучению геометрии в начальной школе: учеб. пособие. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. - 280 с.
39. Тихоненко А.В., Русинова М.М. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе. Ростов на/Д: «Феникс», 2008. - 207 с.
40. Тихоненко А.В., Трофименко Ю.В. О развитии ключевых компе-тенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач // Начальная школа. - 2007. - №4. - С. 41-46
41. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. - М: Айрис- Пресс, 2000.
42. Трофименко Ю.В. Основания многообразия подходов к техноло-гии преподования геометрического материала в начальной школе // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам Международной научно -практической конференции: в 3 ча-стях. Изд-во: «АР-Консалт», 2014. - С. 21-26
43. Шадрина И.В. Методика преподования начального курса матема-тики: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. - М.: Изд-во «Юрайт», 2016. - 279 с.
44. Шадрина, И.В. Принцип построения системы обучения младших школьников элементам геометрии // Начальная школа. - 2014. - №10. - С. 37-46.
45. Шеврин Л.Н., Житомирский В.Г. Путешествие по стране геомет-рии. - М: Просвещение, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ